Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ АВТОНОМНОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Работа №68183

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы69
Год сдачи2016
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
347
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА АВТОНОМНОГО ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 7
1.1. Когнитивно-коммуникативная природа автономного чтения в контексте изучения стратегии читательской деятельности 7
1.2. Особенности автономного чтения обучающихся с различными речевыми
нарушениями 18
1.3. Процесс формирования читательской деятельности и основные задачи
обучения чтению в системе непрерывного языкового образования школьников с речевыми нарушениями 25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ АВТОНОМНОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 40
2.1. Диагностика состояния автономного чтения у обучающихся с речевыми
нарушениями 40
2.2. Результаты изучения состояния автономного чтения младших школьников с речевыми нарушениями 46
2.3. Основные направления формирования основ автономного чтения у
младших школьников с речевыми нарушениями 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют


Успешность обучения в школе во многом зависит от уровня речевого развития. И одним из самых важных факторов для полноценного овладения школьными знаниями является быстрое и правильное чтение.
Согласно когнитивно-коммуникативному подходу чтение играет важную роль в развитии кругозора, накоплении культурного опыта, развитию познавательной деятельности, а также способствует развитию коммуникативных навыков ребенка.
Особое место среди стратегий читательской деятельности отводится автономному чтению, которое представляет собой автономное поведение ученика в чтении как виде речевой деятельности, соответствующими чертами которого являются, с одной стороны, самостоятельность и независимость в выборе мотивов, задач и стратегий для его воплощения как цели, а с другой стороны, личное умение использовать разные стратегии чтения как средства при достижении той либо другой образовательной цели.
Опираясь на личностно-деятельностный подход, можно утверждать, что чтение должно стать для младшего школьника деятельностью, наполненной личным смыслом. Ученику необходимо самостоятельное планирование и организация работы с текстом для удовлетворения информационной потребности, и для этого в работе с учащимися начальных классов необходимо уделять особое внимание развитию автономного чтения. Обучение непременно должно быть нацелено на овладение способами и приемами для самостоятельного преодоления трудностей чтения.
В последние годы наметилась определенная тенденция: наблюдается рост числа школьников, которые не могут в период обучения в школе полностью овладеть навыками чтения. Это особенно заметно в общеобразовательных школах, так как процесс формирования данного навыка у обучающихся, имеющих нарушения речи, протекает медленнее и имеет свои отличительные черты. Неумение читать правильно, бегло, выразительно ведет к возникновению у старшеклассников нарушений процесса чтения: послоговому чтению, искажению звуковой и слоговой структуры слова, нарушению понимания прочитанного, аграмматизма в процессе чтения (8).
Особенно остро стоит проблема автономии читательской деятельности у детей с речевой патологией.
Для детей с общим недоразвитием речи чтение можно рассматривать еще и как важное коррекционно-развивающее средство, которое благотворно воздействуют на развитие устной и письменной речи, а также помогают пре-одолевать ее отклонения у учащихся с нарушениями речи. Особенно важно уделять внимание самообразованию обучающихся, поскольку уверенное приобретение навыка автономного чтения в начале систематического обучения имеет большое значение для развития речевой культуры детей, а также для реализации их интеллектуальных и творческих возможностей.
Проблема автономного чтения в большей степени освещена в контексте обучения письменной речи на иностранном языке в работах И.Л. Бим, Е.К. Гизерская, Н.Ф. Коряковцева, М.М. Ларина, Е.В. Соловова, И.Д. Трофимова, Г.В. Перфилова и др.
Несмотря на то, что в последние двадцать лет тема автономного чтения находится в центре научных исследований, тем не менее, многие проблемы формирования автономного чтения, в том числе и у младших школьников с нарушениями речи остаются исследованными не в полной мере.
В то же время следует отметить, что практически отсутствуют исследования в области автономного чтения у обучающихся с нарушениями речи. Имеются данные Т.А. Алтуховой, Е.Н. Российской о изучении автономного чтения у старшеклассников с нарушениями речи, которые демонстрируют негативное влияние отсроченных последствий речевой патологии на формирование всех компонентов чтения, в том числе и автономного.
Хотя многие проблемы обучения чтению изучены достаточно глубоко, при этом методика формирования стратегий автономного чтения у обучающихся с нарушениями речи исследована и разработана недостаточно.
Вышеизложенное обусловило выбор темы нашего исследования: «Формирование основ автономного чтения у младших школьников с речевыми нарушениями».
Цель исследования заключается в создании на основе диагностики и глубокого анализа состояния автономного чтения младших школьников с речевыми нарушениями методики формирования его основ у данной категории обучающихся.
В качестве объекта исследования выступает процесс автономного чтения у младших школьников с речевыми нарушениями
Предмет исследования - методика формирования основ автономного чтения у младших школьников с нарушениями речи.
Гипотеза исследования: в системе коррекционно-педагогической работы над читательской деятельностью детей с речевыми нарушениями необходимо предусматривать мероприятия, направленные на развитие основ автономного чтения, включающие выбор его стратегий и их закрепление посредством целенаправленной системы упражнений.
Теоретико-методологическая основа исследования: исследования в области нарушений чтения и письма у детей (Р.И. Лалаева, М.Н. Русецкая), исследования в области формирования смыслового компонента чтения у детей с нарушениями речи (И.Н. Карачевцева), исследования в области автономного чтения (Т.А. Алтухова, Е.Н. Российская, И.Д. Трофимова, R.Oxford).
Задачи исследования:
1) рассмотреть базовые понятия автономного чтения: «автономия обучающегося», «автономная учебная деятельность», «автономное чтение», «учебные стратегии», «стратегии автономного чтения»;
2) выявить источники трудностей автономного чтения, выделить стратегии преодоления трудностей различного характера и составляющие их умения;
3) состояние автономного чтения у обучающихся с речевыми нарушениями;
4) разработать и обосновать систему упражнений для формирования основ автономного чтения;
5) составить текстотеку, реализующую систему упражнений для формирования основ автономного чтения младших школьников с нарушениями речи.
Для решения вышеизложенных задач в работе использованы следующие методы научного исследования: изучение и анализ научной литературы, анализ логопедической документации; исследование текстового материалов с целью определения их потенциальных возможностей для формирования основ автономного чтения, анкетирование, моделирование.
База исследования: МБОУ СОШ №31 г. Белгорода и интернет- сообщество "Коррекционный педагог, дефектолог, репетитор".
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Чтение занимает важнейшую роль в процессе обучения младших школьников, являясь не только особым видом речевой и умственной деятельности, но и основным источником получения информации во время школьного обучения и вне его, средством развития эрудиции, интеллекта и культуры. Чтение способствует выработке самостоятельности мышления, воспитанию критического отношения к поступающей информации, развитию творческого воображения, и, что особенно важно, памяти, внимания, общих способностей и интересов.
Особую роль в этом занимает автономное чтение. Являясь необходимым средством для самостоятельного и независимого обучения, оно, в свою очередь, раскрывает интеллектуальные и творческие возможности учеников.
В нашем исследовании нами были рассмотрены базовые понятия автономного чтения, такие как «автономия обучающегося», «автономная учебная деятельность», «автономное чтение», «учебные стратегии», «стратегии автономного чтения».
Подтверждением выдвинутой нами гипотезы о том, что работа по формированию основ автономного чтения у младших школьников с речевыми нарушениями будет эффективнее, если она будет осуществляться поэтапно, и включать на каждом этапе подсистему упражнений, направленных на формирование: стратегий преодоления трудностей организации чтения, предметно-логических трудностей текста, социокультурного характера и общеучебных трудностей, явились результаты экспериментального исследования. В ходе исследования были выявлены основные источники трудностей автономного чтения, их характерные особенности. Так, было выяснено, что уровень развития автономного чтения у младших школьников с речевыми нарушениями значительно отстает от нормы. В частности сложности у детей возникают со всеми компонентами чтения: с техникой чтения, с непосредственно автономностью, а также весьма характерными читательскими пред-почтениями.
На основании всего вышеупомянутого была разработана и обоснована система упражнений, направленная на формирование основ автономного чтения. Она включает в себя следующие направления:
— Упражнения на формирование стратегий преодоления трудностей организации чтения;
— Упражнения на формирование стратегий преодоления языковых трудностей;
— Упражнения на формирование стратегий преодоления предметно - логических трудностей текста;
— Упражнения на формирование стратегий преодоления трудностей социокультурного характера;
— Упражнения на формирование стратегий преодоления общеучебных трудностей.
В ходе работы с учетом выявленных особенностей развития автономного чтения и выведенных направлений для коррекционной работы была составлена текстотека, реализующая систему упражнений для формирования основ автономного чтения младших школьников с нарушениями речи.



1. Алтухова, Т.А Направления логопедической работы по преодолению трудностей формирования навыка чтения у младших школьников[Текст]:материалы VII международной научно- практической конференции Российской ассоциации дислексии - М., 2015 - С.7-10.
2. Алтухова, Т.А. Основные направления технологии формирования смыслового компонента у учащихся младших классов с общим недоразвитием речи[Текст]/ Т.А. Алтухова // Практическая психология и логопедия -2008 - № 6(35), - с. 56-62.
3. Алтухова, Т.А, Результаты изучения автономной читательской деятельности у старшеклассников с речевыми нарушениями [Текст]/ Т.А. Алтухова, Е.Н. Российская, А.С. Говорун, - Логопедия, №2, 2015, - 58-63 с.
4. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. / Н.Д. Арутюнова - М.: Языки русской культуры, - 1999, - 896 с.
5. Борисова, С.В. Стратегии чтения иноязычных текстов у младших
школьников[Электронный ресурс] / С.В. Борисова. - Среднее профессиональное образование - № 6 - 2011, - с. 31-32 - Режим доступа:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/strategii-chteniya-inoyazychnyh-tekstov-u- mladshih-shkolnikov, свободный.
6. Борисова, С.В. Формирование стратегий смыслового чтения текстовой информации у младших школьников(на материале немецкого языка)[Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ С.В. Борисова, - М., 2012.
7. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника / И.Л. Бим - М.: Русский язык, 1977. — 288 с.
8. Блонский П. П. Самоконтроль и усвоение //П.П. Блонский— М.: Педагогика, 1979. — Т.2. — С.62-65. — Библиогр.: с. 384-398.
9. Величенкова О.А. Анализ специфических ошибок письма младших школьников. дисс. ...канд. пед. наук[Текст] / О.А. Величенкова - М., 2002. - 184 с.
10. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий - М.: "Высшая школа", - 1991. - 207 с.
11. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и
младшего школьного возраста. / Т.Г. Визель - М.: Транзиткнига, -2005 -127с.
12. Винарская В.Н. Возрастная фонетика. / В.Н. Винарская - М.: Астрель, - 2005, - 207 с.
13. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / С.Г. Воркачев - Филологические науки. - М.: МГУ, 2001. - № 1. - с. 64-72.
14. Вуколов И.С. Учебные стратегии. Проблема определения и классификации явления. / И.С. Вуколов - Тамбов: Грамота, - 2010., - № 3. - 146c.
15. Гончарова,Е.Л. Нарушения в формировании ядра читательской компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: тезисы доклада / Е.Л. Гончарова // Институт коррекционной педагогики Российской академии образования - Режим доступа: http://xn- —8kcmadfbxacgagmbj3bgaqdcguqaw3 aba5 a1 i.xn--p 1 ai/narushenij a-v- formirovanii-j adra-chitatelskoj/
16. Горецкий, В.Г. Контрольные работы в начальной школе по чтению 1-3 и 1-4 классы:метод.пособие. / В.Г. Горецкий, Л.И. Тикунова— М.: Дрофа, - 2000. — 160 с.
17. Гузий Ю.А. Нарушения формирования чтения «про себя» и их коррекция у учащихся младших классов общеобразовательной школы. Авто-реф. дис. ... канд. педагогич. наук[Текст] / Ю.А. Гузий - М., 2007, - с. 26
18. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. / Т.Г. Егоров = М.: АПН РСФСР, - 1953, - 264 с.
19. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. / И.А. Зимняя - Воронеж: Модэк, - 2001, - 432 с.
20. Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи её изучения [Текст] / Ю.Н. Караулов - сб. Язык и личность. - М. ,1989. - с.3-8.
21. Карачевцева, И.Н. Особенности смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст]/ И.Н. Карачевцева // Дефектология- 2009 - №2 - с. 38-47.
22. Киселева, Н.Ю. Логопедическая работа по формированию читательских компетенций у учащихся с дислексией основной школы [Текст]: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.Ю. Киселева - М., 2013 - 26 с.
23. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. /А.Н. Корнев - СПб.:МиМ, - 2003, - 286 с.
24. Лагутина, А.В. Логопедическая работа по формированию функционального базиса чтения у детей 4-5 лет с общим недоразвитием ре- чи[Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Лагутина - М., 2007 - 26 с.
25. Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция [Текст]/ Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова - СПб: «Союз», 2004. — 224 с.
26. Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школь- ников[Текст]: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1983. - 136 с.
27. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. / Р.Е. Левина - М.: Аркти, - 2005. - 221 с.
28. Леонтьев А. А. Психология общения. / А.А. Леонтьев - М.: Смысл, - 1999. - 365 с.
29. Логопатопсихология[Текст]: учеб.пособие для студентов / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - М.:ВЛАДОС, 2011 - 284 с.
30. Ляхова, О. В. Развитие стратегий автономного чтения у студентов разноуровневой группы неязыкового вуза [Электронный ресурс] / О.В.
Ляхова. - Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, № 76-2 - 2008, - Режим доступа:http://cyberleninka.ш/article/n/razvitie-strategiy-avtonomnogo-chteniya-u- studentov-raznourovnevoy-gruppy-neyazykovogo-vuza, свободный.
31. Матвиенко Ю. А. Использование самоконтроля учебной деятельности студентов экономических специальностей в процессе психолого-педагогической подготовки с целью повышения качества усвоения знаний // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 744-748.
32. Профессионально-ориентированные технологии в языковом образовании[Текст]:: колл.монография./ О. Голубкова, Н. Брим, А. Утехина, Л. Хасанова[и др.], - М.: ФЛИНТА, 2012. - 222 с.
33. Русецкая, М.Н. Нарушение чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин[Текст]: Монография / М.Н. Русецкая - СПб.:КАРО, 2007. -192с.
34. Русецкая, М.Н. Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук [Текст]/ М.Н. Русецкая - М., 2009 - 45 с.
35. Соколова Л.В. Психофизиологические основы формирования навыка чтения: автореф. дис. ... д-ра биол. наук [Текст] / Л.В. Соколова - Архангельск, 2005. - 284 с.
36. Соловова Е.Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности. /Е.Н. Соловова -М.: Школа- Пресс - 2004. - №2. -c.11 - 18.
37. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. / Н.Ф. Талызина - М.: Изд-во Моск. ун-та, - 1984 -147 с.
38. Терновых Т.Ю. Методика формирования стратегий автономной учебной деятельности у студентов-первокурсников в работе с иноязычным текстом: дис. ... канд. пед. наук[Текст] / Т.Ю. Терновых - М., 2007. - 281 с.
39. Трофимова, И.Д. Методика формирования стратегий автономного чтения у студентов языкового вуза[Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.Д. Трофимова - Улан-Удэ, 2003.
40. Филичева, Т. Б.. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада[Текст]: пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей /Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина - М.: Альфа, 1993— 103 с.
41. Хватцев М.Е. Логопедия. / М.Е. Хватцев - М.: Владос, - 2009 - 293 с.
42. Шаромова, В.С. Формирование навыка чтения у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / В.С. Шаромова // Мир науки, культуры, образования - 2011 - №4(29) - с. 83-87
43. Шевченко, Т. Д. Когнитивно-коммуникативная методика обучения чтению иноязычных текстов [Текст]: Дис. ... канд. пед. наук./ Т.Д. Шевченко, - Пятигорск, 2002.
44. Oxford, R.L. Language Learning Strategies: What every teacher should know/ Rebecca L. Oxford. - The University of Alabama: Heinle&Heinle Publishers, - 1990, - 339c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ