ОСМЫСЛЕНИЕ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ СОВРЕМЕННОГО БУДДИЗМА
|
Введение 3
Глава 1. Гносеологическая проблематика в научной картине мира и в буддийской философии 5
1.1 Специфика применения научного подхода к гносеологической
проблематике 6
1.2 Особенности буддийской гносеологии 9
1.3 Перспективы осмысления научной гносеологии представителями
современного буддизма 13
Глава 2. Космологическая проблематика в научной картине мира и в буддийской философии 16
2.1. Особенности научной космологии 16
2.2. Особенности буддийской космологии 20
2.3. Перспективы осмысления научной космологии представителями
современного буддизма 26
Глава 3. Антропологическая проблематика в научной картине мира и в буддийской философии 30
3.1. Подходы к осмыслению человека в современной науке 30
3.2. Особенности буддийской антропологии 30
3.3. Перспективы осмысления научной антропологии представителями
современного буддизма 30
Заключение 31
Список использованных источников и литературы
Глава 1. Гносеологическая проблематика в научной картине мира и в буддийской философии 5
1.1 Специфика применения научного подхода к гносеологической
проблематике 6
1.2 Особенности буддийской гносеологии 9
1.3 Перспективы осмысления научной гносеологии представителями
современного буддизма 13
Глава 2. Космологическая проблематика в научной картине мира и в буддийской философии 16
2.1. Особенности научной космологии 16
2.2. Особенности буддийской космологии 20
2.3. Перспективы осмысления научной космологии представителями
современного буддизма 26
Глава 3. Антропологическая проблематика в научной картине мира и в буддийской философии 30
3.1. Подходы к осмыслению человека в современной науке 30
3.2. Особенности буддийской антропологии 30
3.3. Перспективы осмысления научной антропологии представителями
современного буддизма 30
Заключение 31
Список использованных источников и литературы
В современной гуманитарной науке часто возникает запрос на межкультурное изучение философских проблем. Особое место в данном вопросе занимает проблема налаживания взаимопонимания между представителями культур Запада и Востока, что требует сравнительного изучения особенностей их мировосприятия. В этом плане представляет интерес сопоставление философских воззрений западного секуляризованного естествознания и восточного нонтеистического мировоззрения.
Новизна данного исследования будет заключатся в сравнительном анализе аналогичных категорий в научном естествознании и буддийской философии, а также выработке перспектив осмысления подобного рода проблематики.
Цель работы: сопоставление определенного спектра проблем в научной картине мира и в буддийской философии, выделив на его основе перспективы осмысления данных проблем в рамках единого дискурса.
Объект исследования - гносеологические, космологические и антропологические концепции современной науки, а также мировоззренческо-философские основания буддийской доктрины.
Предмет исследования - отношение представителей буддийского мировоззрения к данным современной науки, а также характер взаимоотношений между наукой и религией.
Задачи нашего исследования:
1) Выделить и классифицировать основные онтологические категории в буддийской доктрине.
2) Рассмотреть основные концепции и теории современного
естествознания.
3) Сопоставить категории религиозной доктрины с понятиями процессуальной науки.
В процессе исследования использованы следующие методы:
• герменевтический анализ, использующийся при обработке всего объема литературного материала, указанного в списке литературы;
• сравнительный анализ - для сопоставления аналогичных концептов в науке и буддийской философии в сравнительном ключе;
• междисциплинарный подход - сопоставление естественнонаучных данных с объемами социологического и философского материала.
Литературную базу нашего исследования составили: труды основоположников буддийского учения; исследования буддологов; материалы основоположников естественнонаучных теорий, а также исследования в рамках данных теорий; материалы интервью с представителями современных буддийских школ.
Значимые для рассматриваемой мною проблематики источники и исследования можно разделить на следующие группы:
• Во-первых, это труды основоположников буддийских традиций, посвященные осмыслению элементов бытия. К данной группе относятся: Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша), под авторством Васубандху; Ланкаватара- сутра
• Во-вторых, это исследования, посвященные основным концептам буддийской философии. В эту группу входят труды Е.А. Торчинова, С. Радхакришнан, О.О. Розенберга, В.Г. Лысенко, Е.П, Островской, Ф.И. Щербатского и т.д.
• Третью группу составляют труды, посвященные естественнонаучным теориям и концепциям о развитии сознания, Вселенной и человека. Здесь следует упомянуть работы А. Л. Сочкова, Л. А. Михайловой, Ю. М. Резника и т.д.
Степень изученности исследуемой нами проблемы можно охарактеризовать следующим образом.
В книгу Далай Ламы XIV «Вселенная в одном атоме: Наука и духовность на служении миру» [3] вошли размышления лидера духовной традиции, как о науке, так и о устройстве мира в целом. Автор показывает как сходства, так и принципиальные отличия между концепциями современного естествознания и концептами буддийской философии. Книга, будучи автобиографическим очерком, подтверждает направленность буддизма к диалогу с миром на личном примере лидера духовной традиции и дает возможность сопоставить аналогичные аспекты познания в науке и буддизме, таким образом, каким он воспринимается непосредственно представителями восточных традиций.
Книга Е.А. Торчинова. «Введение в буддизм» представляет собой ряд лекций ведущего отечественного буддолога. Данная работа предоставляет буддийское учение, переведенное на язык понятий, привычных для представителей западной культуры. Автор стремится через неоднородность буддизма выявить стержневые концепты учений, которые можно назвать буддийскими, и дает классификацию наследия восточной мысли.
В работе Н.В. Абаева «Психологические аспекты буддизма» нас в первую очередь интересует ряд гносеологических установок буддизма, излагаемых автором, а также взгляд на сотериологическую проблематику. Автор подтверждает тезис о том, что гносеологию буддизма следует рассматривать в сотериологическом ключе, на примере принципов духовного становления представителей разных течений буддизма.
«Математические начала натуральной философии» под авторством Исаака Ньютона - фундаментальный труд философа и научного деятеля, стоявшего у истоков классического естествознания. Нас данная работа интересует в силу того, что она представляет классический алгоритм построения научных концепций (вплоть до создания научной картины мира).
Хотя в культурном пространстве неоднократно предпринимались попытки сопоставления концептов современного естествознания с концептами буддийской философии, нам не встретилось работ, в которых были бы представлены обобщение и систематизация полученных в ходе данных попыток данных, а также выявлялись бы отличительные черты между схожими аспектами познания.
Положения, выносимые на защиту:
1. Между наукой и буддизмом возможно налаживание обоюдо-продуктивного диалога, который может развиваться в различных направлениях (физика, биология, психология, экология и т.д.) при правильной постановке вопросов.
2. Для буддизма нехарактерна установка на субъект- объектное разделение процесса познания, что является противоположностью установившейся на Западе традиции.
3. Онтология буддизма представлена онтологией бессубстратного процесса, которую следует рассматривать в сотериологическом ключе, так как этим определяется степень освобождения от сансарического пребывания. Для традиций Запада же характерно рассмотрение элементов бытия, как субстанциально укорененных в пространстве и времени.
4. Человек в буддизме представлен безличным потоком мгновенно-изменяемых несубстанциальных элементов, то, что западным мировосприятием понимается как личность, в буддизме представляет собой лишь имя для обозначения группы элементов.
5. Пространство и время в классическом естествознании представлены абсолютными реальностями, в связи с чем Вселенная рассматривается как единственно- существующая. Буддизм признает множественность вселенных и субъективное восприятие пространства и времени. Достижения современного естествознания сближают буддизм и науку благодаря отходу от мировоззренческих основ механистической картины мира.
6. Наиболее серьезным барьером для описания буддийской картины мира в естественнонаучных категориях является установка науки на понимание объектов как чего-то субстанциального. В то же время данное положение все сильнее размывается благодаря достижениям квантовой механики, где познаваемое, познающий и процесс познания постепенно признаются единым целым.
7. В диалоге буддизма с биологическими науками имеются, как минимум, три точки соприкосновения: положение о непостоянстве личностного «я» в буддизме согласуется с представлениями современных исследователей мозга, которые описывают человека как продукт унаследованных генов и биологических процессов; процесс перерождений вполне согласуется с положениями о переработке органического материала; постулаты взаимозависимости в буддизме фактически лежат в основе экологии, где организмы определяются окружающей средой и определяют ее в свою очередь.
Новизна данного исследования будет заключатся в сравнительном анализе аналогичных категорий в научном естествознании и буддийской философии, а также выработке перспектив осмысления подобного рода проблематики.
Цель работы: сопоставление определенного спектра проблем в научной картине мира и в буддийской философии, выделив на его основе перспективы осмысления данных проблем в рамках единого дискурса.
Объект исследования - гносеологические, космологические и антропологические концепции современной науки, а также мировоззренческо-философские основания буддийской доктрины.
Предмет исследования - отношение представителей буддийского мировоззрения к данным современной науки, а также характер взаимоотношений между наукой и религией.
Задачи нашего исследования:
1) Выделить и классифицировать основные онтологические категории в буддийской доктрине.
2) Рассмотреть основные концепции и теории современного
естествознания.
3) Сопоставить категории религиозной доктрины с понятиями процессуальной науки.
В процессе исследования использованы следующие методы:
• герменевтический анализ, использующийся при обработке всего объема литературного материала, указанного в списке литературы;
• сравнительный анализ - для сопоставления аналогичных концептов в науке и буддийской философии в сравнительном ключе;
• междисциплинарный подход - сопоставление естественнонаучных данных с объемами социологического и философского материала.
Литературную базу нашего исследования составили: труды основоположников буддийского учения; исследования буддологов; материалы основоположников естественнонаучных теорий, а также исследования в рамках данных теорий; материалы интервью с представителями современных буддийских школ.
Значимые для рассматриваемой мною проблематики источники и исследования можно разделить на следующие группы:
• Во-первых, это труды основоположников буддийских традиций, посвященные осмыслению элементов бытия. К данной группе относятся: Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша), под авторством Васубандху; Ланкаватара- сутра
• Во-вторых, это исследования, посвященные основным концептам буддийской философии. В эту группу входят труды Е.А. Торчинова, С. Радхакришнан, О.О. Розенберга, В.Г. Лысенко, Е.П, Островской, Ф.И. Щербатского и т.д.
• Третью группу составляют труды, посвященные естественнонаучным теориям и концепциям о развитии сознания, Вселенной и человека. Здесь следует упомянуть работы А. Л. Сочкова, Л. А. Михайловой, Ю. М. Резника и т.д.
Степень изученности исследуемой нами проблемы можно охарактеризовать следующим образом.
В книгу Далай Ламы XIV «Вселенная в одном атоме: Наука и духовность на служении миру» [3] вошли размышления лидера духовной традиции, как о науке, так и о устройстве мира в целом. Автор показывает как сходства, так и принципиальные отличия между концепциями современного естествознания и концептами буддийской философии. Книга, будучи автобиографическим очерком, подтверждает направленность буддизма к диалогу с миром на личном примере лидера духовной традиции и дает возможность сопоставить аналогичные аспекты познания в науке и буддизме, таким образом, каким он воспринимается непосредственно представителями восточных традиций.
Книга Е.А. Торчинова. «Введение в буддизм» представляет собой ряд лекций ведущего отечественного буддолога. Данная работа предоставляет буддийское учение, переведенное на язык понятий, привычных для представителей западной культуры. Автор стремится через неоднородность буддизма выявить стержневые концепты учений, которые можно назвать буддийскими, и дает классификацию наследия восточной мысли.
В работе Н.В. Абаева «Психологические аспекты буддизма» нас в первую очередь интересует ряд гносеологических установок буддизма, излагаемых автором, а также взгляд на сотериологическую проблематику. Автор подтверждает тезис о том, что гносеологию буддизма следует рассматривать в сотериологическом ключе, на примере принципов духовного становления представителей разных течений буддизма.
«Математические начала натуральной философии» под авторством Исаака Ньютона - фундаментальный труд философа и научного деятеля, стоявшего у истоков классического естествознания. Нас данная работа интересует в силу того, что она представляет классический алгоритм построения научных концепций (вплоть до создания научной картины мира).
Хотя в культурном пространстве неоднократно предпринимались попытки сопоставления концептов современного естествознания с концептами буддийской философии, нам не встретилось работ, в которых были бы представлены обобщение и систематизация полученных в ходе данных попыток данных, а также выявлялись бы отличительные черты между схожими аспектами познания.
Положения, выносимые на защиту:
1. Между наукой и буддизмом возможно налаживание обоюдо-продуктивного диалога, который может развиваться в различных направлениях (физика, биология, психология, экология и т.д.) при правильной постановке вопросов.
2. Для буддизма нехарактерна установка на субъект- объектное разделение процесса познания, что является противоположностью установившейся на Западе традиции.
3. Онтология буддизма представлена онтологией бессубстратного процесса, которую следует рассматривать в сотериологическом ключе, так как этим определяется степень освобождения от сансарического пребывания. Для традиций Запада же характерно рассмотрение элементов бытия, как субстанциально укорененных в пространстве и времени.
4. Человек в буддизме представлен безличным потоком мгновенно-изменяемых несубстанциальных элементов, то, что западным мировосприятием понимается как личность, в буддизме представляет собой лишь имя для обозначения группы элементов.
5. Пространство и время в классическом естествознании представлены абсолютными реальностями, в связи с чем Вселенная рассматривается как единственно- существующая. Буддизм признает множественность вселенных и субъективное восприятие пространства и времени. Достижения современного естествознания сближают буддизм и науку благодаря отходу от мировоззренческих основ механистической картины мира.
6. Наиболее серьезным барьером для описания буддийской картины мира в естественнонаучных категориях является установка науки на понимание объектов как чего-то субстанциального. В то же время данное положение все сильнее размывается благодаря достижениям квантовой механики, где познаваемое, познающий и процесс познания постепенно признаются единым целым.
7. В диалоге буддизма с биологическими науками имеются, как минимум, три точки соприкосновения: положение о непостоянстве личностного «я» в буддизме согласуется с представлениями современных исследователей мозга, которые описывают человека как продукт унаследованных генов и биологических процессов; процесс перерождений вполне согласуется с положениями о переработке органического материала; постулаты взаимозависимости в буддизме фактически лежат в основе экологии, где организмы определяются окружающей средой и определяют ее в свою очередь.
Прежде всего, следует отметить возможность налаживания обоюдо- продуктивного диалога между наукой и буддизмом, который может развиваться в различных направлениях, будь то физика, биология, психология или даже экология при правильной постановке вопросов. Далее же следует выделить следующие выводы:
Как религиозное, так и философское основание буддийской доктрины изложено в Четырех Благородных Истинах.
Для буддизма нехарактерна установка на субъект-объектное разделение процесса познания.
В большинстве школ буддийской мысли отношение к материи носит психологическое истолкование, более того окружающая реальность рассматривается как часть психокосма.
Все элементы психокосма взаимообусловлены причинно-следственными отношениями.
Онтология буддизма представлена онтологией бессубстратного процесса.
Онтология буддизма рассматривается в сотериологическом ключе , так как вопрос о правильном понимании природы материального субстрата определяет качество духовного становления индивида.
Причинно-следственная цепь сансарического бытия не допускает в себя внешнего вмешательства, в связи с чем характеризуется категорией дуккха.
Противоположностью сансары является полностью трансцендентная ей нирвана, которая представляет собой полноту бытия.
Все в психокосме состоит из дхарм, которые обладают событийствуют с другими дхармами в потоке дхарм (сантане) и соответствуют характеристикам анатма и анитья.
Человек в буддизме представлен безличным потоком мгновенно- изменяемых несубстанциальных элементов.
То, что западным мировосприятием понимается как личность, в буддизме представляет собой лишь имя для обозначения группы элементов.
В механистической картине мира мы видим линейное понимание материи и причинно-следственных связей. В то же время буддизм рассматривает материю во множестве значений, таких как: «дхату» - элементы или совокупность элементов психического опыта; «дхармадхату» - обозначение целостности психокосмического бытия; «лока» - чувственно-переживаемый мир; «дхарма» - элементы из которых состоит опыт существования; «акаша» - нечто приближенное к понятию эфир; «рупа» - телесное, материальное измерение; «скандха» - группы элементов; «дравья» - конкретная вещь. Причинно-следственные связи в буддизме характерны не только для материального измерения, но и для остальных сфер жизнедеятельности.
Пространство и время в классическом естествознании представлены абсолютными реальностями, в связи с чем Вселенная рассматривается как единственно-существующая. Буддизм признает множественность вселенных и субъективное восприятие пространства и времени.
Достижения современного естествознания сближают буддизм и науку, благодаря отходу от мировоззренческих основ механистической картины мира.
Наиболее серьезным барьером для описания буддийской картины мира в естественнонаучных категориях является установка науки на понимание объектов как чего-то субстанциального.
Буддийское отношение к миру вне рамок субъект-объектного разделения находит свое подтверждение в квантовой механике, где познаваемое, познающий и процесс познания постепенно признается единым целым.
Сопоставление биологии и буддийской доктрины крайне проблематично, в силу малоизученности данной проблемы в современной науке.
Буддизм может расширить эволюционную теорию, добавив в нее положения о возможности регрессивного развития живого, а также что является не менее важным, внести фактор морального развития организмов, где фактор естественного отбора не будет ключевым.
Как религиозное, так и философское основание буддийской доктрины изложено в Четырех Благородных Истинах.
Для буддизма нехарактерна установка на субъект-объектное разделение процесса познания.
В большинстве школ буддийской мысли отношение к материи носит психологическое истолкование, более того окружающая реальность рассматривается как часть психокосма.
Все элементы психокосма взаимообусловлены причинно-следственными отношениями.
Онтология буддизма представлена онтологией бессубстратного процесса.
Онтология буддизма рассматривается в сотериологическом ключе , так как вопрос о правильном понимании природы материального субстрата определяет качество духовного становления индивида.
Причинно-следственная цепь сансарического бытия не допускает в себя внешнего вмешательства, в связи с чем характеризуется категорией дуккха.
Противоположностью сансары является полностью трансцендентная ей нирвана, которая представляет собой полноту бытия.
Все в психокосме состоит из дхарм, которые обладают событийствуют с другими дхармами в потоке дхарм (сантане) и соответствуют характеристикам анатма и анитья.
Человек в буддизме представлен безличным потоком мгновенно- изменяемых несубстанциальных элементов.
То, что западным мировосприятием понимается как личность, в буддизме представляет собой лишь имя для обозначения группы элементов.
В механистической картине мира мы видим линейное понимание материи и причинно-следственных связей. В то же время буддизм рассматривает материю во множестве значений, таких как: «дхату» - элементы или совокупность элементов психического опыта; «дхармадхату» - обозначение целостности психокосмического бытия; «лока» - чувственно-переживаемый мир; «дхарма» - элементы из которых состоит опыт существования; «акаша» - нечто приближенное к понятию эфир; «рупа» - телесное, материальное измерение; «скандха» - группы элементов; «дравья» - конкретная вещь. Причинно-следственные связи в буддизме характерны не только для материального измерения, но и для остальных сфер жизнедеятельности.
Пространство и время в классическом естествознании представлены абсолютными реальностями, в связи с чем Вселенная рассматривается как единственно-существующая. Буддизм признает множественность вселенных и субъективное восприятие пространства и времени.
Достижения современного естествознания сближают буддизм и науку, благодаря отходу от мировоззренческих основ механистической картины мира.
Наиболее серьезным барьером для описания буддийской картины мира в естественнонаучных категориях является установка науки на понимание объектов как чего-то субстанциального.
Буддийское отношение к миру вне рамок субъект-объектного разделения находит свое подтверждение в квантовой механике, где познаваемое, познающий и процесс познания постепенно признается единым целым.
Сопоставление биологии и буддийской доктрины крайне проблематично, в силу малоизученности данной проблемы в современной науке.
Буддизм может расширить эволюционную теорию, добавив в нее положения о возможности регрессивного развития живого, а также что является не менее важным, внести фактор морального развития организмов, где фактор естественного отбора не будет ключевым.
Подобные работы
- Фразео-семантическое поле «внешность человека» в русской пословичной картине мира (на фоне китайского языка)
Магистерская диссертация, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Русские фразеологизмы с компонентом «язык» на фоне сербского языка:
лингвокультурологический аспект
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5770 р. Год сдачи: 2017 - Вербализация стереотипных представлений об уродстве в русском и китайском языках (на примере устойчивых сравнений с компонентом–зоонимом)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2021 - Оппозиция «работа–безделье» в русских паремиях (на фоне сербского языка): лингвокультурологический аспект
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Русские фразеологизмы с компонентом «язык» на фоне сербского языка: лингвокультурологический аспект
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Цифровая символика в китайском и русском языках
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2019 - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР «ШАРМАНКИ» ЕЛЕНЫ ГУРО В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИСКАНИЙ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Методология подготовки и интеллектуально-технологического сопровождения научных исследований
Диссертация , филология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1996 - Абсурд как смыслопорождающая модель в современных медиа
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017



