ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ 8
1.1. Характеристика синдрома раннего детского аутизма 8
1.2 Социальные нарушения при аутизме 11
1.3. Характеристика нарушений двигательной сферы у детей с аутизмом .. 14
1.4. Организация занятий физической культурой с аутичными детьми 16
1.5. Игра в коррекционной работе с детьми-аутистами 21
1.6. Использование поведенческой терапии (АВА) при аутизме 23
1.7. Государственные стратегии в решении проблем аутизма 24
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1. Методы исследования 30
2.2. Организация эксперимента 35
2.3. Программа проведения коррекционных игр с аутичными детьми с
использованием методики АВА 36
ГЛАВА 3. ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 42
3.1. Анализ индивидуальных медицинских карт 42
3.2. Исследование динамики уровня интеллектуального развития при
выполнении тестов 42
3.3. Анализ динамики сформированности моторных процессов 43
3.4. Результаты теста цветовых отношений «Цветик-восьмицветик» 47
ВЫВОДЫ 48
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 50
ЛИТЕРАТУРА
Актуальность. Аутизм-расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга, характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. В США в 2011—2012 годах расстройства аутистического спектра официально диагностированы у 2 % школьников, что намного больше по сравнению с 1,2 % в 2007 году (https://www.cdc.gov/media/releases/2013/a0320_autism_disorder.htm).
На данный момент в Российской Федерации отсутствуют достоверные статистические данные о частоте встречаемости расстройств аутистического спектра (РАС) и, следовательно, о количестве людей с аутизмом, что связано с недостаточной разработанностью принципов статистического учета лиц с данной нозологией. Эпидемиологические исследования, проведенные в разных странах, показали, что частота проявления детского аутизма наблюдается в 3-6 случаях на 10000 детей. При определении методами психологической диагностики аутизм диагностируется до 21-26 случаев на 10 000 детей (Никольская Е.Р. с соавт., 2005).Даже по самым осторожным оценкам в Российской Федерации не менее 350 - 500 тысяч людей различного возраста с РАС.
По данным отечественной медицинской статистики на 10 000 новорожденных рождается от 15 до 20 детей с синдромом раннего детского аутизма (РДА). Он обнаруживается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. При этом умственные ограничения тяжелой формы гораздо чаще встречаются у девочек (Бетельхейм Б,,2004). Аутизм встречается у детей с разными степенями умственного развития (Феррари П., 2006). Своеобразие аутистического развития заключается в том, что аутичный ребенок, обладая достаточными речевыми и интеллектуальными возможностями, не стремится их использовать в реальной жизни, во взаимодействии с окружающими.
В средствах массовой информации РФ проблеме аутизма серьезного внимания не уделяется, а реабилитационные мероприятия для данной категории больных разработаны недостаточно. Это не позволяет планировать работу по созданию системы помощи людям с аутизмом, правильно оценить социальную значимость и масштабность проблемы, планировать систему поддерживаемого проживания, профессионального обучения и трудоустройства для взрослых с аутизмом (Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., 2000;Гилберт К., Питерс Т., 2002.; Максимова Е.В., 2008).
Методологическая основа и теоретическая база исследования разработана на научных знаниях и фундаментальных работах по обучению и воспитанию детей с расстройствами аутистического спектра и находит истоки в ведущих философских и педагогических учениях Я.-А. Коменского, К. Г. Ушинского, В. А. Сухомлинского, Л. С. Выготского, Я. Корчака, Ш. О. Амонашвили и др. Проблема диагностики умственной отсталости и отграничения ее от сходных состояний получила освещение в трудах Т. А. Власовой, Г. М. Дульнева, А. Р. Лурии, М. С. Певзнер.Лебединского В.В., Никольской О.Е., Каган В.Е., Морозовой С.С., Мамайчук И.И., Баенской Е.Р., Либлинг М.М. Углубленное изучение психологии и физиологии аномальных детей (В. И. Бельтюков, Р. М. Боскис, А. И. Дьячков, Р. Е. Левина, Ж. И. Шиф и др.) позволяет увидеть своеобразие их развития, наметить пути коррекционно-воспитательной работы, обосновать дифференцированный подход в процессе обучения.
Отечественная психологическая традиция рассматривает игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова). Классическими являются утверждения Л.С. Выготского о том, что именно игра - источник развития личности ребенка и создает зону его ближайшего развития: «.по существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие ребенка» (Выготский Л.С., 1966).
Трудности ребенка, страдающие расстройствами аутистического спектра, и проблемы его обучения во многом обусловлены дефицитом или неправильным распределением психофизического тонуса. Аутичные дети нуждаются в специально организованных занятиях, направленных на коррекцию и развитие двигательной сферы.
Противоречие заключается в том, что, признавая роль игры как ведущей деятельности ребенка, взрослые не всегда могут использовать игровую деятельность при работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. В настоящее время остро стоит проблема разработки научно обоснованных подходов к организации как индивидуальной, так и групповой игровой деятельности в воспитательной и коррекционной работе с детьми-аутистами с целью развития двигательной сферы.
Одним из современных и наиболее эффективных способов организации работы с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра, является использование методики прикладного анализа поведения (Appliedbehavioranalysis, ABA).
Объект исследования: процесс формирования интеллектуального и моторного развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методика, направленная на развитие интеллектуальной и двигательной сферы у детей-аутистов.
Цель: разработка методики с элементами АВА, включающей комплекс игровых упражнений, направленной на развитие двигательной сферы у детей с синдромом аутизма.
Задачи:
1. Исследование теоретических подходов к изучению особенностей организации занятий физической культурой детей с аутизмом.
2. Разработка комплекса индивидуальных и групповых игровых упражнений для занятий с детьми, имеющими диагноз расстройство аутистического спектра (РАС).
3. Оценка эффективности разработанного комплекса.
4. Разработка практических рекомендаций.
Гипотеза: игровые упражнения будут являться эффективным средством для развития двигательной сферы у детей младшего школьного возраста с синдромом раннего детского аутизма, если будут базироваться на основных положениях методики АВА.
Методы:
• Анализ литературных источников
• Педагогический эксперимент
• Педагогическое наблюдение
• Анализ индивидуальных медицинских карт
• Педагогическое тестирование
• Модификация цветового теста для дошкольников «Цветик- восьмицветик» ( А.О. Прохоров,2004)
• Методы математической статистики
Практическая значимость. Результаты данного исследования, посвященные анализу влияния игр на двигательную сферу детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) могут быть использованы в практической работе инструкторов по физической культуре в ДОУ, воспитателей и родителей.
Научная новизна. Подобраны индивидуальные и коллективные игры, которые можно применять в коррекционной работе с детьми-аутистами в ДОУ. Апробированы подходы к организации физкультурных занятий в ДОУ с элементами методики поведенческого анализа (АВА).
Апробация работы. Результаты исследования опубликованы в сборнике материалов II Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием, посвященной 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов «Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта »- Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2015.
Науменко Л.И., Кучерова Е.А., Кондратова Т.А. Влияние коррекционных игр на интеллектуальное и психомоторное развитие детей с аутизмом. С-199-203.
1. При анализе литературных источников установлено, что в настоящее время излечить аутизм полностью невозможно. Одним из способов ослабить его проявления являются игры и игровые упражнения, которые развивают нравственные качества, интеллектуальные способности, восприятие, повышают уровень физического развития, а также корректируют коммуникативные умения. Методы ABA (прикладного анализ поведения) успешно применяются для коррекции поведения при расстройствах аутистического спектра и являются единственным подходом с доказанной эффективностью при оказании помощи детям с аутизмом.
1. Разработана методика проведения занятий, включающаяся в себя как индивидуальные, так и групповые игры для аутичных детей с использованием элементов метода прикладного анализ поведения АВА (AppliedBehavioralAnalysis).
2. В экспериментальной группе большее количество детей
выполнило предложенные тесты «Пирамида» и «Почтовый ящик» по сравнению с детьми контрольной группы, хотя в начале эксперимента ни один ребенок из обеих групп не смог справиться с предложенными заданиями.
3. При оценке двигательной сферы по сформированности моторных
навыков в начале и по окончанию эксперимента статистически достоверные различия в выполнении заданий установлены у детей контрольной группы только в одном виде тестов - на статическое равновесие. У детей экспериментальной группы статистически достоверные улучшения
установлены в трех тестах из четырех. В тесте на соразмерность движений отмечается положительная динамика у детей обеих групп, однако, заметных улучшений не обнаружено. Это можно объяснить достаточно сложным содержанием задания для детей с такой нозологией.
4. Установлено, что статистически достоверные различия результатов по окончанию эксперимента у детей контрольной и экспериментальной групп имеются в результатах трех тестах из четырех, хотя в начале эксперимента таких различий не установлено. В тесте «Соразмерность движений» статистически достоверные отличия отсутствуют.
5. Установлено, что при анализе результатов модифицированного цветового теста отношений у дети контрольной группы в большинстве случаев проявляется недостаточно позитивный симптомокомплекс. Для детей экспериментальной группы характерно преобладание доминирующего позитивного симптомокомплекса.
6. При введении игротерапии в структуру физкультурных занятий в ДОУ установлены положительная тенденция в развитии интеллектуальной и моторной сферы воспитанников ДОУ, что доказывает эффективность применения игротерапии для детей с РАС.
1. Аутизм[Текст] / ред. проф. Э.Г. Улумбекова. - М.: Гэотар-мед, 2002.-156 с.
2. Баряева Л. Б.Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. [Текст]/Л. Б. Баряева ,О.П. Гаврилушкина.- СПб.: «СОЮЗ», 2003.-231 с.
3. Бетельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я [Текст] /Б.Бетельхейм. перевод с англ. - М.: Академический Проект: Традиция, 2004. 784 с.
4. Венгер А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. [Текст] /Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. - М.: Просвещение, 1972 - 143с.
5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] /Выготский Л.С. // Вопросы психологии.- 1966. - №6. - 75 с.
6. Гилберт К.Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов [Текст]/К. Гилберт, Т. Питерс, перевод с англ. О.В. Деряевой, ред. Л.М. Шипицыной, Д.Н. Исаева. - М.: Гуманит. ВЛАДОС, 2002.
7. Дмитриев А.А. Коррекционно-педагогическая работа
по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением
интеллектуального развития: учебное пособие.[Текст]/А.А. Дмитриев— М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 224 с.
8. Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта [Текст]/Е.А.Екжанова, Е.А. Стребелевой. - М.: Просвещение, 2005.-87 с.
9. Иванов Е. С. Детский аутизм: диагностика и коррекция. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений [Текст] / Е. С. Иванов, Л. Н. Демьянчук, Р.
В. Демьянчук. - СПб. «Дидактика Плюс», 2004. -345 с.
10. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми [Текст]/ И.Б. Карвасарская.- М.:Теревинф, 2003. - 70 с.
11. Касаткин В.Н. Опыт применения стандартизированных
диагностических оценочных шкал в комплексной программе лечебно-коррекционной помощи детям с расстройствами аутистического спектра[Текст]/Касаткин В.Н.[и др]//Детский аутизм: исследования и практика. 2008 С. 26-58.
12. Кэдьюсон Х. Практикум по игровой психотерапии. [Текст]/ Х.Кэдьюсон, Ч.Шефер. - СПб.: Питер, 2000.-230 с.
13. Лебединская К.С. Дети с нарушениями
общения[Текст]/К.С.Лебединская. - М.: Просвещение, 1989.-423 с.
14. Лебединская К.С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления[Текст]/ К.С. Лебединская, О.С. Никольская- М.: Просвещение, 1991. — 96 с.
15. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте[Текст]/ Лебединский В.В. - М.: Академия, 2004.-234 с.
16. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры./ Избр. психол. соч. [Текст]/А.Н. Леонтьев.-В 2 т. - М.. Т. 1. - С. 306.
17. Лютова Е. К.Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми[Текст]/ Е. К. Лютова, Г. Б Монина. -М.: Генезис, 2000.-342 с.
18. Маккернен Т. Аутизм: Практическое руководство для персонала /[Текст]./ Т.Маккернен, Дж..Мортлок.-Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам. Минск: Белорусский Экзархат Белорусской православной церкви, 2000. 111 с.
19. Максимова Е.В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А. Берн¬штейна[Текст]/ Е.В. Максимова.- М.: Издательство «Диалог-МИФИ», 2008. - 288 с.
20. Максимова Н.Ю. Курс лекций по детской
патопсихологии.[Текст]/Н.Ю.Максимова, Е.Л. Милютина. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.- 432 с.
21. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей
дошкольного возраста. Теоретические и методические
материалы.[Текст]/С.В. Маланов— М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2001. — 160 с.
22. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст]/ И.И. Мамайчук.- СПб. Речь, 2006.-246 с.
23. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник [Текст]/Т.Д. Марцинковская. - М: Гардарики, - 2000. - 255 с.
24. Морозова Т.И. Поведенческая терапия: начальный этап. CD- ROM. [Текст] /Т.И.Морозова, Е.А. Алявина, С.СМорозов, П.В. Коробин. - М.: Добро, 2002.-222 с.
25. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. [Текст]./ Автор и составительПрохоровА.О.- М.: ПЕР СЭ, 2004.-242 с..
26. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи[Текст]/О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М. Либлинг. - М.: Теревинф, 2000.- 336 с.
27. Никольская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение[Текст]/О. С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М. Либлинг. - М.: Теревинф, 2005.-232 с.
28. Озерецкий Н.И. Схема обследования уровня сформированности
моторных и сенсорных процессов у детей.
[Текст]/Н.И.Озерецкий., М.О.Гуревич. / Невропатология детского возраста, М.— Л., 1935.-221 с.
29. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к
педагогическому воздействию. Книга для педагогов-дефектологов [Текст]/Т.Питерс- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
30. Плаксунова Э.В. Характеристика нарушений двигательной сферы у детей с аутизмом. Особенности организации занятий по коррекции и развитию двигательной сферы у детей с нарушениями аутистического спектра. [Текст]/Э.В.Плаксунова //Аутизм и нарушения развития, - 2008 .- №
2. - C. 50-62.
31. Плаксунова Э.В. Влияние занятий по программе адаптивного физического воспитания «Моторная азбука» на двигательное и психомоторное развитие детей с расстройствами аутистического спектра[Текст] /
3. В. Плаксунова// Аутизм и нарушения развития. - 2009. - № 4. - С. 67-72.
32. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотерапевтические упражнения коррекционные программы. [Текст]/Самоукина Н.В. - М- Новая школа,1995.-144 с.
33. Сборник игр и упражнений, направленный на коррекцию аутичного поведения детей младшего школьного возраста. [Текст]/ сост.
В.С.Бирюкова., Е.А.Борихина - Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2016. - с. 12.
34. Шрамм Р. Детский аутизм и АВА.[Текст]/Р.Шрамм,
Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013.-223 с.
35. Шунькина А.В.Использование методики ABA в физическом воспитании детей, страдающих аутизмом [Текст]/А.В Шунькина., В.Ф
Репин, О.Н.Ткаченко //Бюллетень медицинских Интернет- конференций, Том 4. № 52014..- С. 574-576.
36. Феррари П. Детский аутизм. [Текст]/П. Феррари. - М.:
Просвещение, 2006- 251 с.
37. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст]/ Д.Б. Эльконин. - М.:Владос,1999.-360 с.
38. BodfishJW, SymonsFJ, ParkerDE, LewisMH (2000). «Varieties of
repetitive behavior in autism: comparisons to mental retardation». J
AutismDevDisord 30(3): 237-43
39. Langstrom N, Grann M, Ruchkin V, Sjostedt G, Fazel S (2008). «Risk factors for violent offending in autism spectrum disorder: a national study of hospitalized individuals». J InterpersViolence
40. Newschaffer C. J., Croen L. A., Daniels J., Giarelli E., Grether J.
K., Levy S. E., Mandell D. S., Miller L. A., Pinto-Martin J., Reaven J., Reynolds A. M., Rice C. E., Schendel D., Windham G. C. The epidemiology of autismspectrum disorders. (англ.) // Annual review of public health. —2007. —
Vol. 28. — P. 235—258. — DOI
41. https://www.cdc.gov/media/releases/2013/a0320_autism_disorder.htm
42. http://outfundbel.ru/Фонд содействия решению проблем аутизма.
43. http://outfundbel.ru/pro-autizm/esli-neizvestno-kolichestvo-lyudey-s-ras-ignorirovat-autizm-slishkom-prosto.
44. Википедия. Прикладной анализ поведения
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BB% D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B0%D0%BD%D0%B0 %D0%BB%D0%B8%D0%B7_%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4 %D0%B5%D0%BD%D0%B8%D 1 %8F