ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
|
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Девиантное поведение: причины, формы проявления
1.2. Особенности девиантного поведения несовершеннолетних
в семье и школе
2. СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В
ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1. Изучение проблем взаимодействия семьи и школы в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних
(на примере МБОУ «Лицей № 10»)
2.2. Программа профилактики девиантного поведения
несовершеннолетних в условиях МБОУ «Лицей № 10».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Девиантное поведение: причины, формы проявления
1.2. Особенности девиантного поведения несовершеннолетних
в семье и школе
2. СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В
ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1. Изучение проблем взаимодействия семьи и школы в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних
(на примере МБОУ «Лицей № 10»)
2.2. Программа профилактики девиантного поведения
несовершеннолетних в условиях МБОУ «Лицей № 10».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В последние годы во всех сферах жизни происходят изменения, которые приводят к различным поведенческим отклонениям, росту алкоголизма, токсикомании, наркомании, сексуальных девиаций, вандализма. Проблема девиантного поведения несовершеннолетних вызывает закономерный интерес исследователей, педагогов-практиков, широких кругов общественности. Несовершеннолетних все больше отличает отчужденность, тревожность, духовная опустошенность, ведущие к цинизму, жестокости, агрессивности. Однако попытки объяснения девиантного поведения затруднены тем, что нет его единого толкования и соответственно однозначных рекомендаций по профилактике такого поведения. Как известно, девиантное поведение определяется как отклоняющееся от нормы поведение и последует одной из целей социальных педагогов к скорейшей ликвидации.
Одни ученые склонны считать, что девиация - это отклонение от нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, или другое наказание индивида (Н.Дж. Смелзер), другие видят причину в разрыве между целями общества и социально одобряемыми средствами существования этих целей (Р. Мертон), третьи подчеркивают, что отклонения в поведении возникают в результате конфликтов между культурными нормами. Я.И. Гилинский под девиацией понимает поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. В некоторых научных публикациях отклоняющееся поведение рассматривается как действия и поступки людей, социальных групп, противоречащие социальным и нравственным нормам либо признанным шаблонам и стандартам поведения. Тем не менее, все ученые считают, что девиантное поведение характеризует поступки и действия индивида, вступающего в конфликт с социальными нормами общества.
Девиантное поведение - это специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальных норм и ожиданий. Известно, что девиантное поведение несовершеннолетних в школе возникает не просто так и чаще всего имеет сложное происхождение. На школьников, находящихся в таком состоянии прежде влияют культурологические, общественные, экономические и демографические факторы. Но безусловно основной причиной психосоциального отклонения детей в школьном возрасте является неблагополучие в семье и неблагополучная обстановка в школьном коллективе. Необходимо наладить диалог и установить между основными тремя сторонами - несовершеннолетним, семьей и школой результативного взаимодействия.
Степень научной разработанности проблемы. Подробный анализ научной литературы показывает, что понятие «девиация» рассматривалось и описывалось во многих научных публикациях, с ХХ века.
В частности, в научных работах И. Гилинского, Р. Мертона, Н.Дж. Смелзера рассматривается понятие девиация и её причины, процесс адаптации и социализации как формирование гармоничной и здоровой личности.
Общий подход к пониманию сущности и термина девиантное поведение написаны в научных трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, И.С. Кона, Ю.А. Клейберга.
Изменение и динамика поведения несовершеннолетнего совместно с вмешательством извне, со стороны школы и семьи стали предметом исследования К.Н. Поливановой
Исследование Мишениной Е.В наглядно демонстрирует причины и основы непосредственно формирования девиантного поведения у детей учащихся на базе среднеобразовательного учреждения.
Исследования, которые проводились для непосредственно изучения девиантного поведения и его особенностей, влияющих диаметрально на несовершеннолетних мужского и женского пола, были проведены:
Ш. Вестенберг М. Динис, Н. Ирвин-Бриндис, Б. Кут, Г. Матос, М. Парк, У.З. Томе, Т.К. Ньюман, Ф. Глейзер, Ф.М. Падилья, Ш. Петраитис,
Э.В. Эндрюс. Но, несмотря на довольно большой спектр освещенности данной проблемы, так актуальной в наше время, многие аспекты данной социальной проблемы остаются недостаточно исследованными.
Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости выяснения и устранения первопричин девиантного поведения несовершеннолетних.
Объект исследования - девиантное поведение несовершеннолетних.
Предмет исследования - специфика девиантного поведения несовершеннолетнего под влиянием профилактики, проводящейся с участием семьи и школы.
Цель исследования - раскрыть сущность и особенности формирования девиантного поведения несовершеннолетних, изучение проблемы взаимодействия семьи и школы в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних, составить программу профилактики девиантного поведения несовершеннолетних с участием социального работника, несовершеннолетних, и их семей.
Основными задачами исследования являются:
- раскрыть теоретические основы исследования девиантного поведения несовершеннолетних;
- выявить проблемы в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних;
- изучить проблемы взаимодействия семьи и школы в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних;
- разработать программу профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в условиях общеобразовательного учреждения.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: компетентный подход (А.В. Мудрик), личностно-деятельностный подход (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс); современные исследования по формированию девиантного поведения (К.Н. Поливанова), Исследование, проведенное европейской компанией социологических наук «HBSC»).
Методы исследования: теоретическое изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования «Профилактика девиантного поведения у несовершеннолетних»; анализ документов, экспертный опрос, анкетирование, статистические методы интерпретации и анализа эмпирических данных.
Эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые документы различного уровня, в частности основной акт о правах ребёнка, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, отчетные документы социального педагога МБОУ «Лицей № 10», вторичный анализ результатов исследований, проведенных другими авторами по профилактике девиантного поведению (Е.В. Мишенина, К.Н. Поливанова).
Теоретико-практическая значимость исследования состоит в рассмотрении и изучении сущности, структуры, причин, девиантного поведения несовершеннолетних, условий его формирования в условиях общеобразовательного учреждения и семьи, его диагностике и как следствие профилактики девиантного поведения.
Апробация результатов выпускной квалификационной работы. Результаты исследования были апробированы в ходе прохождения преддипломной практики в Муниципальном Бюджетном Общеобразовательном Учреждении «Лицей № 10», рассмотрены на заседании педагогического совета и приняты к сведению.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Одни ученые склонны считать, что девиация - это отклонение от нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, или другое наказание индивида (Н.Дж. Смелзер), другие видят причину в разрыве между целями общества и социально одобряемыми средствами существования этих целей (Р. Мертон), третьи подчеркивают, что отклонения в поведении возникают в результате конфликтов между культурными нормами. Я.И. Гилинский под девиацией понимает поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. В некоторых научных публикациях отклоняющееся поведение рассматривается как действия и поступки людей, социальных групп, противоречащие социальным и нравственным нормам либо признанным шаблонам и стандартам поведения. Тем не менее, все ученые считают, что девиантное поведение характеризует поступки и действия индивида, вступающего в конфликт с социальными нормами общества.
Девиантное поведение - это специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальных норм и ожиданий. Известно, что девиантное поведение несовершеннолетних в школе возникает не просто так и чаще всего имеет сложное происхождение. На школьников, находящихся в таком состоянии прежде влияют культурологические, общественные, экономические и демографические факторы. Но безусловно основной причиной психосоциального отклонения детей в школьном возрасте является неблагополучие в семье и неблагополучная обстановка в школьном коллективе. Необходимо наладить диалог и установить между основными тремя сторонами - несовершеннолетним, семьей и школой результативного взаимодействия.
Степень научной разработанности проблемы. Подробный анализ научной литературы показывает, что понятие «девиация» рассматривалось и описывалось во многих научных публикациях, с ХХ века.
В частности, в научных работах И. Гилинского, Р. Мертона, Н.Дж. Смелзера рассматривается понятие девиация и её причины, процесс адаптации и социализации как формирование гармоничной и здоровой личности.
Общий подход к пониманию сущности и термина девиантное поведение написаны в научных трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, И.С. Кона, Ю.А. Клейберга.
Изменение и динамика поведения несовершеннолетнего совместно с вмешательством извне, со стороны школы и семьи стали предметом исследования К.Н. Поливановой
Исследование Мишениной Е.В наглядно демонстрирует причины и основы непосредственно формирования девиантного поведения у детей учащихся на базе среднеобразовательного учреждения.
Исследования, которые проводились для непосредственно изучения девиантного поведения и его особенностей, влияющих диаметрально на несовершеннолетних мужского и женского пола, были проведены:
Ш. Вестенберг М. Динис, Н. Ирвин-Бриндис, Б. Кут, Г. Матос, М. Парк, У.З. Томе, Т.К. Ньюман, Ф. Глейзер, Ф.М. Падилья, Ш. Петраитис,
Э.В. Эндрюс. Но, несмотря на довольно большой спектр освещенности данной проблемы, так актуальной в наше время, многие аспекты данной социальной проблемы остаются недостаточно исследованными.
Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости выяснения и устранения первопричин девиантного поведения несовершеннолетних.
Объект исследования - девиантное поведение несовершеннолетних.
Предмет исследования - специфика девиантного поведения несовершеннолетнего под влиянием профилактики, проводящейся с участием семьи и школы.
Цель исследования - раскрыть сущность и особенности формирования девиантного поведения несовершеннолетних, изучение проблемы взаимодействия семьи и школы в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних, составить программу профилактики девиантного поведения несовершеннолетних с участием социального работника, несовершеннолетних, и их семей.
Основными задачами исследования являются:
- раскрыть теоретические основы исследования девиантного поведения несовершеннолетних;
- выявить проблемы в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних;
- изучить проблемы взаимодействия семьи и школы в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних;
- разработать программу профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в условиях общеобразовательного учреждения.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: компетентный подход (А.В. Мудрик), личностно-деятельностный подход (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс); современные исследования по формированию девиантного поведения (К.Н. Поливанова), Исследование, проведенное европейской компанией социологических наук «HBSC»).
Методы исследования: теоретическое изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования «Профилактика девиантного поведения у несовершеннолетних»; анализ документов, экспертный опрос, анкетирование, статистические методы интерпретации и анализа эмпирических данных.
Эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые документы различного уровня, в частности основной акт о правах ребёнка, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, отчетные документы социального педагога МБОУ «Лицей № 10», вторичный анализ результатов исследований, проведенных другими авторами по профилактике девиантного поведению (Е.В. Мишенина, К.Н. Поливанова).
Теоретико-практическая значимость исследования состоит в рассмотрении и изучении сущности, структуры, причин, девиантного поведения несовершеннолетних, условий его формирования в условиях общеобразовательного учреждения и семьи, его диагностике и как следствие профилактики девиантного поведения.
Апробация результатов выпускной квалификационной работы. Результаты исследования были апробированы в ходе прохождения преддипломной практики в Муниципальном Бюджетном Общеобразовательном Учреждении «Лицей № 10», рассмотрены на заседании педагогического совета и приняты к сведению.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Отклоняющееся (девиантное) поведение - это поведение, не соответствующее общепринятым нормам в целом. Факт отклонения в поведении зависит от самых различных особенностей среды и ситуации, в которых поведение воспроизводится, а также от личностных, возрастных, ролевых, социальных и других особенностей того человека, который его осуществляет. Выделяют психологически нормальное и ненормальное (патологическое) поведение. Психологически нормальное отклоняющееся поведение - это поведение, осуществляемое психически здоровым индивидом, осознающим цели, содержание и последствия своей деятельности. Патологически отклоняющееся поведение - это поведение обусловленное наличием у человека явной или скрытой патологии, не позволяющей ему объективно оценивать цели и содержание своей деятельности, и, следовательно, верно предвидеть его результаты. Известно, что проводить профилактику какого-либо негативного явления намного проще, чем впоследствии пытаться что-то исправить. Но, к сожалению, в нашем обществе до сих пор не предпринимается достаточно мер для профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Необходимость профилактики девиантного поведения несовершеннолетних очевидна. Поддержка несовершеннолетних с девиантным поведением сопряжена с наличием определенных трудностей, проблем, среди которых, неэффективность профилактических мероприятий, неразвитая организация досуга, незначительная пропаганда здорового образа жизни, недостаточное использование индивидуальных форм работы с данной категорией несовершеннолетних. Вместе с тем, очевидна недостаточность ресурсов, методов, направленных на профилактику девиантного поведения несовершеннолетних.
Причины появления девиантного поведения несовершеннолетних в оценке научных исследований неоднозначны. Выделяются генетические и социальные группы причин. Социальные делятся на социально-психологические и социально-педагогические, то есть основная масса причин имеет социальный аспект.
В качестве социально-психологических причин мы выделяем следующие:
- отсутствие опыта социальных отношений делает установки на поведение и отношение несовершеннолетних неустойчивыми и тем самым создает условия для девиантного влияния элементов окружающей среды;
- в силу особенностей психофизического развития ценностные ориентации несовершеннолетнего становятся неустойчивыми, подверженными смене под влиянием меняющейся социальной среды и развития;
- стремление несовершеннолетних к самоутверждению, самоактуализации нередко приводят к выбору средств девиантного характера;
- происходит деформация общественных и личностных ценностей под влиянием неформальных объединений несовершеннолетних.
Таким образом, все причины имеют социальный аспект. Ядром профилактики девиантного поведения являются ценностные ориентации несовершеннолетнего. Все нормы и ценности черпаются несовершеннолетними из социокультурного пространства. Важным этапом становления несовершеннолетнего как личности является ознакомление с моральными устоями общества. Система итендефикации, интернализации и подкрепления. Проходя все стадии, несовершеннолетний формирует свою иерархию ценностных ориентаций, которая преобразуется в систему, укрепляется в сознании, способствует быстрому переходу к взрослости, формирует зрелое отношение к окружающим и себе, иначе задержка на определенном уровне делает систему костной, сложно поддающейся коррекции. Включение в структуру личности ценностных ориентаций помогает несовершеннолетним достигнуть определенной социальной гармонии, адаптироваться к системе общественных требований.
Социально-психологические причины логически связаны с социально-педагогическими причинами девиантного поведения несовершеннолетних. В социально-педагогическом плане управление социализацией личности зависит от взаимодействия подростка с членами семьи и, в особенности, с родителями, когда нравственная неподготовленность родителей к воспитанию детей ведет к «трудности» в поведении подростков и их отношениях с другими; с коллективом педагогов, с классным руководителем; одноклассниками и членами неформальных объединений.
Следовательно, к социально-педагогическим причинам ЧЕГО? мы относим:
- не всегда позитивное влияние семьи, окружающей микросреды на поведение несовершеннолетних;
- отсутствие установок на ориентацию подростков на социальные, нравственные ценности в деятельности педагогического коллектива;
- рассогласование в целях взаимодействия несовершеннолетнего с коллективом учащихся и педагогов;
Доказано, что эффективность превентивных мероприятий является приоритетной в сложившихся современных условиях. Весьма значимым моментом является необходимость переосмысления позиции родителей, педагогов и всех специалистов, работающих с девиантными несовершеннолетними, чтобы снять установку агрессивного, бездушного отношения к данной категории несовершеннолетних.
Профилактика девиантного поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: обучение социально - важным навыкам, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению, организация здорового образа жизни, активизация личностных ресурсов. В ходе проведенного исследования выяснилось, что осуществлению результативной профилактики девиантного поведения несовершеннолетних препятствуют отсутствие инновационных форм и методов работы, отсутствие средств для реализации программы профилактики, неразвитость системы социального партнерства. Выяснилось, что на формирование девиантного поведения несовершеннолетних оказывает семья, так как с помощью семьи человек усваивает определенные нормы, благополучная семья - это фактор здоровья личности. На формирование личности несовершеннолетнего оказывают средства массовой информации, так как несут деструктивное воздействие на сознание несовершеннолетнего и существует достаточно много рекламы (алкогольная продукция, табачные изделия). Также выяснилась необходимость пропаганды здорового образа жизни, занятость несовершеннолетних в свободное от учебы время, работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально - опасном положении, воспитании в духе православных традиций. Причем несовершеннолетние сами осознают необходимость таких действий. Для возможности устранения данных проблем нами была разработана программа - «Программа профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в условиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения», а на его основе рекомендации по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.
Причины появления девиантного поведения несовершеннолетних в оценке научных исследований неоднозначны. Выделяются генетические и социальные группы причин. Социальные делятся на социально-психологические и социально-педагогические, то есть основная масса причин имеет социальный аспект.
В качестве социально-психологических причин мы выделяем следующие:
- отсутствие опыта социальных отношений делает установки на поведение и отношение несовершеннолетних неустойчивыми и тем самым создает условия для девиантного влияния элементов окружающей среды;
- в силу особенностей психофизического развития ценностные ориентации несовершеннолетнего становятся неустойчивыми, подверженными смене под влиянием меняющейся социальной среды и развития;
- стремление несовершеннолетних к самоутверждению, самоактуализации нередко приводят к выбору средств девиантного характера;
- происходит деформация общественных и личностных ценностей под влиянием неформальных объединений несовершеннолетних.
Таким образом, все причины имеют социальный аспект. Ядром профилактики девиантного поведения являются ценностные ориентации несовершеннолетнего. Все нормы и ценности черпаются несовершеннолетними из социокультурного пространства. Важным этапом становления несовершеннолетнего как личности является ознакомление с моральными устоями общества. Система итендефикации, интернализации и подкрепления. Проходя все стадии, несовершеннолетний формирует свою иерархию ценностных ориентаций, которая преобразуется в систему, укрепляется в сознании, способствует быстрому переходу к взрослости, формирует зрелое отношение к окружающим и себе, иначе задержка на определенном уровне делает систему костной, сложно поддающейся коррекции. Включение в структуру личности ценностных ориентаций помогает несовершеннолетним достигнуть определенной социальной гармонии, адаптироваться к системе общественных требований.
Социально-психологические причины логически связаны с социально-педагогическими причинами девиантного поведения несовершеннолетних. В социально-педагогическом плане управление социализацией личности зависит от взаимодействия подростка с членами семьи и, в особенности, с родителями, когда нравственная неподготовленность родителей к воспитанию детей ведет к «трудности» в поведении подростков и их отношениях с другими; с коллективом педагогов, с классным руководителем; одноклассниками и членами неформальных объединений.
Следовательно, к социально-педагогическим причинам ЧЕГО? мы относим:
- не всегда позитивное влияние семьи, окружающей микросреды на поведение несовершеннолетних;
- отсутствие установок на ориентацию подростков на социальные, нравственные ценности в деятельности педагогического коллектива;
- рассогласование в целях взаимодействия несовершеннолетнего с коллективом учащихся и педагогов;
Доказано, что эффективность превентивных мероприятий является приоритетной в сложившихся современных условиях. Весьма значимым моментом является необходимость переосмысления позиции родителей, педагогов и всех специалистов, работающих с девиантными несовершеннолетними, чтобы снять установку агрессивного, бездушного отношения к данной категории несовершеннолетних.
Профилактика девиантного поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: обучение социально - важным навыкам, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению, организация здорового образа жизни, активизация личностных ресурсов. В ходе проведенного исследования выяснилось, что осуществлению результативной профилактики девиантного поведения несовершеннолетних препятствуют отсутствие инновационных форм и методов работы, отсутствие средств для реализации программы профилактики, неразвитость системы социального партнерства. Выяснилось, что на формирование девиантного поведения несовершеннолетних оказывает семья, так как с помощью семьи человек усваивает определенные нормы, благополучная семья - это фактор здоровья личности. На формирование личности несовершеннолетнего оказывают средства массовой информации, так как несут деструктивное воздействие на сознание несовершеннолетнего и существует достаточно много рекламы (алкогольная продукция, табачные изделия). Также выяснилась необходимость пропаганды здорового образа жизни, занятость несовершеннолетних в свободное от учебы время, работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально - опасном положении, воспитании в духе православных традиций. Причем несовершеннолетние сами осознают необходимость таких действий. Для возможности устранения данных проблем нами была разработана программа - «Программа профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в условиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения», а на его основе рекомендации по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.
Подобные работы
- ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА В КАДЕТСКИХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТА ИХ
ПРАВ КАК СУБЪЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАЦИЙ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКОЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ КАЗАЧЬИХ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Повышение уровня научно - меходического обеспечения системы профилактики девиантного поведения молодежи г. Екатеринбург,
состоящей в браке
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В МОЛОДЕЖНОМ ЦЕНТРЕ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - Профилактика девиантного поведения посредством деловой игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



