ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Девиантное поведение: причины, формы проявления
1.2. Особенности девиантного поведения несовершеннолетних
в семье и школе
2. СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В
ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1. Изучение проблем взаимодействия семьи и школы в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних
(на примере МБОУ «Лицей № 10»)
2.2. Программа профилактики девиантного поведения
несовершеннолетних в условиях МБОУ «Лицей № 10».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В последние годы во всех сферах жизни происходят изменения, которые приводят к различным поведенческим отклонениям, росту алкоголизма, токсикомании, наркомании, сексуальных девиаций, вандализма. Проблема девиантного поведения несовершеннолетних вызывает закономерный интерес исследователей, педагогов-практиков, широких кругов общественности. Несовершеннолетних все больше отличает отчужденность, тревожность, духовная опустошенность, ведущие к цинизму, жестокости, агрессивности. Однако попытки объяснения девиантного поведения затруднены тем, что нет его единого толкования и соответственно однозначных рекомендаций по профилактике такого поведения. Как известно, девиантное поведение определяется как отклоняющееся от нормы поведение и последует одной из целей социальных педагогов к скорейшей ликвидации.
Одни ученые склонны считать, что девиация - это отклонение от нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, или другое наказание индивида (Н.Дж. Смелзер), другие видят причину в разрыве между целями общества и социально одобряемыми средствами существования этих целей (Р. Мертон), третьи подчеркивают, что отклонения в поведении возникают в результате конфликтов между культурными нормами. Я.И. Гилинский под девиацией понимает поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. В некоторых научных публикациях отклоняющееся поведение рассматривается как действия и поступки людей, социальных групп, противоречащие социальным и нравственным нормам либо признанным шаблонам и стандартам поведения. Тем не менее, все ученые считают, что девиантное поведение характеризует поступки и действия индивида, вступающего в конфликт с социальными нормами общества.
Девиантное поведение - это специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальных норм и ожиданий. Известно, что девиантное поведение несовершеннолетних в школе возникает не просто так и чаще всего имеет сложное происхождение. На школьников, находящихся в таком состоянии прежде влияют культурологические, общественные, экономические и демографические факторы. Но безусловно основной причиной психосоциального отклонения детей в школьном возрасте является неблагополучие в семье и неблагополучная обстановка в школьном коллективе. Необходимо наладить диалог и установить между основными тремя сторонами - несовершеннолетним, семьей и школой результативного взаимодействия.
Степень научной разработанности проблемы. Подробный анализ научной литературы показывает, что понятие «девиация» рассматривалось и описывалось во многих научных публикациях, с ХХ века.
В частности, в научных работах И. Гилинского, Р. Мертона, Н.Дж. Смелзера рассматривается понятие девиация и её причины, процесс адаптации и социализации как формирование гармоничной и здоровой личности.
Общий подход к пониманию сущности и термина девиантное поведение написаны в научных трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, И.С. Кона, Ю.А. Клейберга.
Изменение и динамика поведения несовершеннолетнего совместно с вмешательством извне, со стороны школы и семьи стали предметом исследования К.Н. Поливановой
Исследование Мишениной Е.В наглядно демонстрирует причины и основы непосредственно формирования девиантного поведения у детей учащихся на базе среднеобразовательного учреждения.
Исследования, которые проводились для непосредственно изучения девиантного поведения и его особенностей, влияющих диаметрально на несовершеннолетних мужского и женского пола, были проведены:
Ш. Вестенберг М. Динис, Н. Ирвин-Бриндис, Б. Кут, Г. Матос, М. Парк, У.З. Томе, Т.К. Ньюман, Ф. Глейзер, Ф.М. Падилья, Ш. Петраитис,
Э.В. Эндрюс. Но, несмотря на довольно большой спектр освещенности данной проблемы, так актуальной в наше время, многие аспекты данной социальной проблемы остаются недостаточно исследованными.
Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости выяснения и устранения первопричин девиантного поведения несовершеннолетних.
Объект исследования - девиантное поведение несовершеннолетних.
Предмет исследования - специфика девиантного поведения несовершеннолетнего под влиянием профилактики, проводящейся с участием семьи и школы.
Цель исследования - раскрыть сущность и особенности формирования девиантного поведения несовершеннолетних, изучение проблемы взаимодействия семьи и школы в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних, составить программу профилактики девиантного поведения несовершеннолетних с участием социального работника, несовершеннолетних, и их семей.
Основными задачами исследования являются:
- раскрыть теоретические основы исследования девиантного поведения несовершеннолетних;
- выявить проблемы в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних;
- изучить проблемы взаимодействия семьи и школы в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних;
- разработать программу профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в условиях общеобразовательного учреждения.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: компетентный подход (А.В. Мудрик), личностно-деятельностный подход (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс); современные исследования по формированию девиантного поведения (К.Н. Поливанова), Исследование, проведенное европейской компанией социологических наук «HBSC»).
Методы исследования: теоретическое изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования «Профилактика девиантного поведения у несовершеннолетних»; анализ документов, экспертный опрос, анкетирование, статистические методы интерпретации и анализа эмпирических данных.
Эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые документы различного уровня, в частности основной акт о правах ребёнка, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, отчетные документы социального педагога МБОУ «Лицей № 10», вторичный анализ результатов исследований, проведенных другими авторами по профилактике девиантного поведению (Е.В. Мишенина, К.Н. Поливанова).
Теоретико-практическая значимость исследования состоит в рассмотрении и изучении сущности, структуры, причин, девиантного поведения несовершеннолетних, условий его формирования в условиях общеобразовательного учреждения и семьи, его диагностике и как следствие профилактики девиантного поведения.
Апробация результатов выпускной квалификационной работы. Результаты исследования были апробированы в ходе прохождения преддипломной практики в Муниципальном Бюджетном Общеобразовательном Учреждении «Лицей № 10», рассмотрены на заседании педагогического совета и приняты к сведению.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Отклоняющееся (девиантное) поведение - это поведение, не соответствующее общепринятым нормам в целом. Факт отклонения в поведении зависит от самых различных особенностей среды и ситуации, в которых поведение воспроизводится, а также от личностных, возрастных, ролевых, социальных и других особенностей того человека, который его осуществляет. Выделяют психологически нормальное и ненормальное (патологическое) поведение. Психологически нормальное отклоняющееся поведение - это поведение, осуществляемое психически здоровым индивидом, осознающим цели, содержание и последствия своей деятельности. Патологически отклоняющееся поведение - это поведение обусловленное наличием у человека явной или скрытой патологии, не позволяющей ему объективно оценивать цели и содержание своей деятельности, и, следовательно, верно предвидеть его результаты. Известно, что проводить профилактику какого-либо негативного явления намного проще, чем впоследствии пытаться что-то исправить. Но, к сожалению, в нашем обществе до сих пор не предпринимается достаточно мер для профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Необходимость профилактики девиантного поведения несовершеннолетних очевидна. Поддержка несовершеннолетних с девиантным поведением сопряжена с наличием определенных трудностей, проблем, среди которых, неэффективность профилактических мероприятий, неразвитая организация досуга, незначительная пропаганда здорового образа жизни, недостаточное использование индивидуальных форм работы с данной категорией несовершеннолетних. Вместе с тем, очевидна недостаточность ресурсов, методов, направленных на профилактику девиантного поведения несовершеннолетних.
Причины появления девиантного поведения несовершеннолетних в оценке научных исследований неоднозначны. Выделяются генетические и социальные группы причин. Социальные делятся на социально-психологические и социально-педагогические, то есть основная масса причин имеет социальный аспект.
В качестве социально-психологических причин мы выделяем следующие:
- отсутствие опыта социальных отношений делает установки на поведение и отношение несовершеннолетних неустойчивыми и тем самым создает условия для девиантного влияния элементов окружающей среды;
- в силу особенностей психофизического развития ценностные ориентации несовершеннолетнего становятся неустойчивыми, подверженными смене под влиянием меняющейся социальной среды и развития;
- стремление несовершеннолетних к самоутверждению, самоактуализации нередко приводят к выбору средств девиантного характера;
- происходит деформация общественных и личностных ценностей под влиянием неформальных объединений несовершеннолетних.
Таким образом, все причины имеют социальный аспект. Ядром профилактики девиантного поведения являются ценностные ориентации несовершеннолетнего. Все нормы и ценности черпаются несовершеннолетними из социокультурного пространства. Важным этапом становления несовершеннолетнего как личности является ознакомление с моральными устоями общества. Система итендефикации, интернализации и подкрепления. Проходя все стадии, несовершеннолетний формирует свою иерархию ценностных ориентаций, которая преобразуется в систему, укрепляется в сознании, способствует быстрому переходу к взрослости, формирует зрелое отношение к окружающим и себе, иначе задержка на определенном уровне делает систему костной, сложно поддающейся коррекции. Включение в структуру личности ценностных ориентаций помогает несовершеннолетним достигнуть определенной социальной гармонии, адаптироваться к системе общественных требований.
Социально-психологические причины логически связаны с социально-педагогическими причинами девиантного поведения несовершеннолетних. В социально-педагогическом плане управление социализацией личности зависит от взаимодействия подростка с членами семьи и, в особенности, с родителями, когда нравственная неподготовленность родителей к воспитанию детей ведет к «трудности» в поведении подростков и их отношениях с другими; с коллективом педагогов, с классным руководителем; одноклассниками и членами неформальных объединений.
Следовательно, к социально-педагогическим причинам ЧЕГО? мы относим:
- не всегда позитивное влияние семьи, окружающей микросреды на поведение несовершеннолетних;
- отсутствие установок на ориентацию подростков на социальные, нравственные ценности в деятельности педагогического коллектива;
- рассогласование в целях взаимодействия несовершеннолетнего с коллективом учащихся и педагогов;
Доказано, что эффективность превентивных мероприятий является приоритетной в сложившихся современных условиях. Весьма значимым моментом является необходимость переосмысления позиции родителей, педагогов и всех специалистов, работающих с девиантными несовершеннолетними, чтобы снять установку агрессивного, бездушного отношения к данной категории несовершеннолетних.
Профилактика девиантного поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: обучение социально - важным навыкам, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению, организация здорового образа жизни, активизация личностных ресурсов. В ходе проведенного исследования выяснилось, что осуществлению результативной профилактики девиантного поведения несовершеннолетних препятствуют отсутствие инновационных форм и методов работы, отсутствие средств для реализации программы профилактики, неразвитость системы социального партнерства. Выяснилось, что на формирование девиантного поведения несовершеннолетних оказывает семья, так как с помощью семьи человек усваивает определенные нормы, благополучная семья - это фактор здоровья личности. На формирование личности несовершеннолетнего оказывают средства массовой информации, так как несут деструктивное воздействие на сознание несовершеннолетнего и существует достаточно много рекламы (алкогольная продукция, табачные изделия). Также выяснилась необходимость пропаганды здорового образа жизни, занятость несовершеннолетних в свободное от учебы время, работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально - опасном положении, воспитании в духе православных традиций. Причем несовершеннолетние сами осознают необходимость таких действий. Для возможности устранения данных проблем нами была разработана программа - «Программа профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в условиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения», а на его основе рекомендации по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.
1. Конвенция о правах ребёнка // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 7 ноября 1990 г. N 45 ст.955.
2. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]:
федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (последняя редакция от
07.03.2018 г.) // Справ. прав. система «Консультант Плюс». Разд.
«Законодательство». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_140174/
3. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей
[Электронный ресурс]: федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (последняя редакция от 07.03.2018 г.) // Справ. прав. система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_12778/
4. Об организации деятельности по формированию здорового образа у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака [Электронный ресурс]: приказ Минздравсоцразвития России от 19.08.2009 г. № 597н (последняя редакция от 30.09.2015 г.) // Справ. прав. система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_92084/
5. О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации как факторе национальной безопасности [Электронный ресурс]: приказ МО РФ от 18.04.2017 г. № 271н // Справ. прав. система «Консультант Плюс». Раздел «Законодательство». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_86043/
6. Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра [Электронный ресурс]: приказ Минздрава России от 06.12.2012 г. № 1011н // Справ. прав. система «Консультант Плюс». Разд.
«Законодательство». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_141020/
7. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г., 23 июля 2008 г., 28 апреля, 3 июня, 17 декабря 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3802.
8. Федеральный закон от 24.06.1999 г. «Об основах, системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 - ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 26, ст.3177.
9. Закон белгородской области 13 декабря 2000 года N 123 «О защите прав ребенка в Белгородской области».
10. Ананьев, Б.Г - Избранные психологические труды, 1 и 2 тт. Педагогика, 1980.
11. Ананьев, Б.Г - Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директ-Медиа, 2008.
12. Ананьев, Б.Г - Человек как предмет познания. Санкт-Петербург, 2001.
13. Выготский, Л.С. - Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997.
14. Выготский, Л.С. - Психология развития ребенка. М: Изд-во. Смысл, Изд-во Эксмо, 2004.
15. Выготский, Л.С. - Этюды по истории поведения. М.: Педагогика- Пресс, 1993.
16. Ганишина, И.С., Ушатиков, А.И. Неблагополучная семья и
девиантное поведение несовершеннолетних: Учеб. пособие/. - М.: НПО «МОДЭК», 2006. - 288с.
17. Гилинский, Я. - глобализация, девиантность, социальный контроль: сборник статей - Санкт-Петербург: ДЕАН, 2009.
18. Гилинский, Я. - Девиантность, преступность, социальный контроль: Избранные статьи. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.
19. Гилинский, Я. - Девиантология: социология преступности,
наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений»
20. Клейберг, Ю.А. - «Девиантология: Хрестоматия» - СПб.: РЕЧЬ, 2007
21. Клейберг, Ю.А. - «Практикум по девиантологии» - СПб.: РЕЧЬ,2008
22. Клейберг, Ю.А. - Социальная психология девиантного поведения: Учебн. пособ. для вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
23. Клейберг, Ю.А. Профилактика девиантного поведения
студентовсредствами сопровождения учебно-воспитательного процесса / Ю.А. Клейберг - М.: Сфера, 2016, - 198 с.
24. Кон, И.С. - Психология ранней юности. М., Просвещение, 1989.
25. Кон, И.С. - Социологическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999
26. Конаржевский, Ю.А. Внутришкольный менеджмент; Науч.-метод. об- ние «Творч. педагогика. МП «Новая школа». - М.: Академия, 2003. - 140 с.
27. Кравченко, А.И. - Развитие и структура социологии труда. Историко-методологический анализ 22.00.03. - Москва, 1990.
28. Макартычева, Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. - СПб.: Речь, 2007. - 368 с.
29. Лебедев, О.Е. Стратегия модернизации образования / О.Е. Лебедев. - СПб.: ОИРШ, 2011. - 266 с.
30. Ляпина, Е.Ю. Профилактика социально опасного поведения
школьников: система работы образовательных учреждений. - Волгоград: Учитель, 2007. - 231 с.
31. Горшков, М.К. Россия реформирующаяся. Ежегодник. — М.:
Институт социологии РАН, 2009. - 458 с.
32. Макаренко, А.С. Методика организации образовательного процесса / А.С. Макаренко - М. Сфера, 2012, - 588 с.
33. Макаренко, А.С. О воспитании молодежи / А.С. Макаренко - СПб.: Питер, 2014, - 421 с.
34. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учеб. пособие / В.В. Марков - М.: Академия, 2001. - 318 с
35. Мартыненко, А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование / А.В. Мартыненко. - М.: «Наука», 1999. - 224 с.
36. Мельникова, Э.И. Профилактика безнадзорности детей и подростков. - М., 2002. - 159 с.
37. Мертон, Р. - Социальная теория и социальная структура (1949). - 2006. - № 6. - С. 22 - 29.
38. Мертон, Р. - Социология науки (1973). - М.: ТЦ СФЕРА. - 2006 г.
39. Мертон, Р.Социальная теория и социальная структура / Роберт Мертон. - М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - 873 с.
40. Михайлов, А.В. Проблемы формирования и развития социальной компетентности молодежи / «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологи»: сборник статей по материалам XXXVII международной научно-практической конференции, 17 февраля 2014 г. [Электронный ресурс] // Научный электронный архив. - Режим доступа:http://econf.rae.ru/article/527
41. Мудрик, А.В. - Психология и воспитание. - М.: РАО-МПСИ, 2006
42. Мудрик, А.В. - Социализация человека. - 3-е, перераб. и расшир. - М.- Воронеж: РАО-МПСИ, 2011
43. Мудрик, А.В. - Социальная педагогика: теория и методика социального воспитания М.: Nota bene, 2008
44. Никулин, А.В. Спортивный клуб как фактор формирования здорового образа жизни в образовательном пространстве вуза: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. В. Никулин; Моск. гуманит. ун-т. - М., 2008
45. Никулина, Т.В. Здоровьеориентированная воспитательная система куратора студенческой группы / В.Н. Ирхин, И.В. Ирхина, Т.В. Никулина. - Вестник Московского университета МВД России, - № 9 - 2009 г. - С. 40-45.
46. Павленок, П.Д. Основы социальной работы: учебник/Отв. Ред.. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 395 с.
47. Павленок, П.Д., Руднева, М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб. пособие/ Отв.ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2007. -185 с.
48. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы - М. : Дашков и К, 2009. - 214.с.
49. Парсонс, Т. - О структуре социального действия. - М.: Академический проект, 2000.
50. Парсонс, Т. - Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.
51. Перешеина, Н.В., Заостровцева, М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. - М.: ТЦ СФЕРА. - 2006 г. - 192 с.
52. Петровский, А.В. - Вопросы истории и теории психологии. Избр. труды. - М.: Педагогика, 1984.
53. Петровский А.В. - Психология и время. - СПб.: Питер, 2007
54. Позднякова, М.Е., Салагаева, А.Л. Девиантное поведение в современной России в фокусе социологии: наркотизация, алкоголизация, преступность, коррупция / Под ред. М.Е. Поздняковой, А.Л. Салагаева. - М: Институт социологии РАН, 2008. - 306 с.
55. Поливанова, К.Н. - Психологическое содержание подросткового возраста - Вопр. психол. 1996.
56. Поливанова, К.Н. - Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. - М.: Издат. центр, 2000
57. Пэйн, М. Социальная работа. Современная теория. - М.: Академия,2007.- 526 с.
58. Самыгин, П.С Девиантное поведение молодежи/ П.С. Самыгин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 440 с.
59. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Уч. Пособие. - М.: Флинта,1998.- 96 с.
60. Скорнякова, Л.М. Проблемы школьной дезадаптации / Воспитание школьника. - 2006. - № 6. - С. 22 - 29.
61. Словарь-справочник по социальной работе/ Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2000. - 424 с.
62. Смелзер, Н. Социология/ Н. Смелзер. - М.: Феникс, 1994. - 688 с.
63. Смелзер, Н. - Теория коллективного поведения: профилактика и коррекция отклонений. - М.: ТЦ СФЕРА. - 2006 г. - 192 с.
64. Солдатов, Н.С. О взглядах на проблему девиантного поведения в среде школьников/ Н.С. Солдатов // Социология образования. - 2007. - № 1. - С. 58-62.
65. Сорокин, П.А. - Социологические теории современности: Специализир. информ. по общеакад. прогр. «Человек, наука, общество: комплекс. Исслед.» М.: ИНИОН, 1992.