Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Работа №68163

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
338
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Девиантное поведение: причины, формы проявления
1.2. Особенности девиантного поведения несовершеннолетних
в семье и школе
2. СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В
ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1. Изучение проблем взаимодействия семьи и школы в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних
(на примере МБОУ «Лицей № 10»)
2.2. Программа профилактики девиантного поведения
несовершеннолетних в условиях МБОУ «Лицей № 10».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность темы исследования. В последние годы во всех сферах жизни происходят изменения, которые приводят к различным поведенческим отклонениям, росту алкоголизма, токсикомании, наркомании, сексуальных девиаций, вандализма. Проблема девиантного поведения несовершеннолетних вызывает закономерный интерес исследователей, педагогов-практиков, широких кругов общественности. Несовершеннолетних все больше отличает отчужденность, тревожность, духовная опустошенность, ведущие к цинизму, жестокости, агрессивности. Однако попытки объяснения девиантного поведения затруднены тем, что нет его единого толкования и соответственно однозначных рекомендаций по профилактике такого поведения. Как известно, девиантное поведение определяется как отклоняющееся от нормы поведение и последует одной из целей социальных педагогов к скорейшей ликвидации.
Одни ученые склонны считать, что девиация - это отклонение от нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, или другое наказание индивида (Н.Дж. Смелзер), другие видят причину в разрыве между целями общества и социально одобряемыми средствами существования этих целей (Р. Мертон), третьи подчеркивают, что отклонения в поведении возникают в результате конфликтов между культурными нормами. Я.И. Гилинский под девиацией понимает поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. В некоторых научных публикациях отклоняющееся поведение рассматривается как действия и поступки людей, социальных групп, противоречащие социальным и нравственным нормам либо признанным шаблонам и стандартам поведения. Тем не менее, все ученые считают, что девиантное поведение характеризует поступки и действия индивида, вступающего в конфликт с социальными нормами общества.
Девиантное поведение - это специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальных норм и ожиданий. Известно, что девиантное поведение несовершеннолетних в школе возникает не просто так и чаще всего имеет сложное происхождение. На школьников, находящихся в таком состоянии прежде влияют культурологические, общественные, экономические и демографические факторы. Но безусловно основной причиной психосоциального отклонения детей в школьном возрасте является неблагополучие в семье и неблагополучная обстановка в школьном коллективе. Необходимо наладить диалог и установить между основными тремя сторонами - несовершеннолетним, семьей и школой результативного взаимодействия.
Степень научной разработанности проблемы. Подробный анализ научной литературы показывает, что понятие «девиация» рассматривалось и описывалось во многих научных публикациях, с ХХ века.
В частности, в научных работах И. Гилинского, Р. Мертона, Н.Дж. Смелзера рассматривается понятие девиация и её причины, процесс адаптации и социализации как формирование гармоничной и здоровой личности.
Общий подход к пониманию сущности и термина девиантное поведение написаны в научных трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, И.С. Кона, Ю.А. Клейберга.
Изменение и динамика поведения несовершеннолетнего совместно с вмешательством извне, со стороны школы и семьи стали предметом исследования К.Н. Поливановой
Исследование Мишениной Е.В наглядно демонстрирует причины и основы непосредственно формирования девиантного поведения у детей учащихся на базе среднеобразовательного учреждения.
Исследования, которые проводились для непосредственно изучения девиантного поведения и его особенностей, влияющих диаметрально на несовершеннолетних мужского и женского пола, были проведены:
Ш. Вестенберг М. Динис, Н. Ирвин-Бриндис, Б. Кут, Г. Матос, М. Парк, У.З. Томе, Т.К. Ньюман, Ф. Глейзер, Ф.М. Падилья, Ш. Петраитис,
Э.В. Эндрюс. Но, несмотря на довольно большой спектр освещенности данной проблемы, так актуальной в наше время, многие аспекты данной социальной проблемы остаются недостаточно исследованными.
Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости выяснения и устранения первопричин девиантного поведения несовершеннолетних.
Объект исследования - девиантное поведение несовершеннолетних.
Предмет исследования - специфика девиантного поведения несовершеннолетнего под влиянием профилактики, проводящейся с участием семьи и школы.
Цель исследования - раскрыть сущность и особенности формирования девиантного поведения несовершеннолетних, изучение проблемы взаимодействия семьи и школы в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних, составить программу профилактики девиантного поведения несовершеннолетних с участием социального работника, несовершеннолетних, и их семей.
Основными задачами исследования являются:
- раскрыть теоретические основы исследования девиантного поведения несовершеннолетних;
- выявить проблемы в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних;
- изучить проблемы взаимодействия семьи и школы в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних;
- разработать программу профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в условиях общеобразовательного учреждения.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: компетентный подход (А.В. Мудрик), личностно-деятельностный подход (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс); современные исследования по формированию девиантного поведения (К.Н. Поливанова), Исследование, проведенное европейской компанией социологических наук «HBSC»).
Методы исследования: теоретическое изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования «Профилактика девиантного поведения у несовершеннолетних»; анализ документов, экспертный опрос, анкетирование, статистические методы интерпретации и анализа эмпирических данных.
Эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые документы различного уровня, в частности основной акт о правах ребёнка, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, отчетные документы социального педагога МБОУ «Лицей № 10», вторичный анализ результатов исследований, проведенных другими авторами по профилактике девиантного поведению (Е.В. Мишенина, К.Н. Поливанова).
Теоретико-практическая значимость исследования состоит в рассмотрении и изучении сущности, структуры, причин, девиантного поведения несовершеннолетних, условий его формирования в условиях общеобразовательного учреждения и семьи, его диагностике и как следствие профилактики девиантного поведения.
Апробация результатов выпускной квалификационной работы. Результаты исследования были апробированы в ходе прохождения преддипломной практики в Муниципальном Бюджетном Общеобразовательном Учреждении «Лицей № 10», рассмотрены на заседании педагогического совета и приняты к сведению.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Отклоняющееся (девиантное) поведение - это поведение, не соответствующее общепринятым нормам в целом. Факт отклонения в поведении зависит от самых различных особенностей среды и ситуации, в которых поведение воспроизводится, а также от личностных, возрастных, ролевых, социальных и других особенностей того человека, который его осуществляет. Выделяют психологически нормальное и ненормальное (патологическое) поведение. Психологически нормальное отклоняющееся поведение - это поведение, осуществляемое психически здоровым индивидом, осознающим цели, содержание и последствия своей деятельности. Патологически отклоняющееся поведение - это поведение обусловленное наличием у человека явной или скрытой патологии, не позволяющей ему объективно оценивать цели и содержание своей деятельности, и, следовательно, верно предвидеть его результаты. Известно, что проводить профилактику какого-либо негативного явления намного проще, чем впоследствии пытаться что-то исправить. Но, к сожалению, в нашем обществе до сих пор не предпринимается достаточно мер для профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Необходимость профилактики девиантного поведения несовершеннолетних очевидна. Поддержка несовершеннолетних с девиантным поведением сопряжена с наличием определенных трудностей, проблем, среди которых, неэффективность профилактических мероприятий, неразвитая организация досуга, незначительная пропаганда здорового образа жизни, недостаточное использование индивидуальных форм работы с данной категорией несовершеннолетних. Вместе с тем, очевидна недостаточность ресурсов, методов, направленных на профилактику девиантного поведения несовершеннолетних.
Причины появления девиантного поведения несовершеннолетних в оценке научных исследований неоднозначны. Выделяются генетические и социальные группы причин. Социальные делятся на социально-психологические и социально-педагогические, то есть основная масса причин имеет социальный аспект.
В качестве социально-психологических причин мы выделяем следующие:
- отсутствие опыта социальных отношений делает установки на поведение и отношение несовершеннолетних неустойчивыми и тем самым создает условия для девиантного влияния элементов окружающей среды;
- в силу особенностей психофизического развития ценностные ориентации несовершеннолетнего становятся неустойчивыми, подверженными смене под влиянием меняющейся социальной среды и развития;
- стремление несовершеннолетних к самоутверждению, самоактуализации нередко приводят к выбору средств девиантного характера;
- происходит деформация общественных и личностных ценностей под влиянием неформальных объединений несовершеннолетних.
Таким образом, все причины имеют социальный аспект. Ядром профилактики девиантного поведения являются ценностные ориентации несовершеннолетнего. Все нормы и ценности черпаются несовершеннолетними из социокультурного пространства. Важным этапом становления несовершеннолетнего как личности является ознакомление с моральными устоями общества. Система итендефикации, интернализации и подкрепления. Проходя все стадии, несовершеннолетний формирует свою иерархию ценностных ориентаций, которая преобразуется в систему, укрепляется в сознании, способствует быстрому переходу к взрослости, формирует зрелое отношение к окружающим и себе, иначе задержка на определенном уровне делает систему костной, сложно поддающейся коррекции. Включение в структуру личности ценностных ориентаций помогает несовершеннолетним достигнуть определенной социальной гармонии, адаптироваться к системе общественных требований.
Социально-психологические причины логически связаны с социально-педагогическими причинами девиантного поведения несовершеннолетних. В социально-педагогическом плане управление социализацией личности зависит от взаимодействия подростка с членами семьи и, в особенности, с родителями, когда нравственная неподготовленность родителей к воспитанию детей ведет к «трудности» в поведении подростков и их отношениях с другими; с коллективом педагогов, с классным руководителем; одноклассниками и членами неформальных объединений.
Следовательно, к социально-педагогическим причинам ЧЕГО? мы относим:
- не всегда позитивное влияние семьи, окружающей микросреды на поведение несовершеннолетних;
- отсутствие установок на ориентацию подростков на социальные, нравственные ценности в деятельности педагогического коллектива;
- рассогласование в целях взаимодействия несовершеннолетнего с коллективом учащихся и педагогов;
Доказано, что эффективность превентивных мероприятий является приоритетной в сложившихся современных условиях. Весьма значимым моментом является необходимость переосмысления позиции родителей, педагогов и всех специалистов, работающих с девиантными несовершеннолетними, чтобы снять установку агрессивного, бездушного отношения к данной категории несовершеннолетних.
Профилактика девиантного поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: обучение социально - важным навыкам, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению, организация здорового образа жизни, активизация личностных ресурсов. В ходе проведенного исследования выяснилось, что осуществлению результативной профилактики девиантного поведения несовершеннолетних препятствуют отсутствие инновационных форм и методов работы, отсутствие средств для реализации программы профилактики, неразвитость системы социального партнерства. Выяснилось, что на формирование девиантного поведения несовершеннолетних оказывает семья, так как с помощью семьи человек усваивает определенные нормы, благополучная семья - это фактор здоровья личности. На формирование личности несовершеннолетнего оказывают средства массовой информации, так как несут деструктивное воздействие на сознание несовершеннолетнего и существует достаточно много рекламы (алкогольная продукция, табачные изделия). Также выяснилась необходимость пропаганды здорового образа жизни, занятость несовершеннолетних в свободное от учебы время, работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально - опасном положении, воспитании в духе православных традиций. Причем несовершеннолетние сами осознают необходимость таких действий. Для возможности устранения данных проблем нами была разработана программа - «Программа профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в условиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения», а на его основе рекомендации по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.



1. Конвенция о правах ребёнка // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 7 ноября 1990 г. N 45 ст.955.
2. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]:
федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (последняя редакция от
07.03.2018 г.) // Справ. прав. система «Консультант Плюс». Разд.
«Законодательство». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_140174/
3. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей
[Электронный ресурс]: федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (последняя редакция от 07.03.2018 г.) // Справ. прав. система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_12778/
4. Об организации деятельности по формированию здорового образа у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака [Электронный ресурс]: приказ Минздравсоцразвития России от 19.08.2009 г. № 597н (последняя редакция от 30.09.2015 г.) // Справ. прав. система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_92084/
5. О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации как факторе национальной безопасности [Электронный ресурс]: приказ МО РФ от 18.04.2017 г. № 271н // Справ. прав. система «Консультант Плюс». Раздел «Законодательство». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_86043/
6. Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра [Электронный ресурс]: приказ Минздрава России от 06.12.2012 г. № 1011н // Справ. прав. система «Консультант Плюс». Разд.
«Законодательство». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_141020/
7. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г., 23 июля 2008 г., 28 апреля, 3 июня, 17 декабря 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3802.
8. Федеральный закон от 24.06.1999 г. «Об основах, системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 - ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 26, ст.3177.
9. Закон белгородской области 13 декабря 2000 года N 123 «О защите прав ребенка в Белгородской области».
10. Ананьев, Б.Г - Избранные психологические труды, 1 и 2 тт. Педагогика, 1980.
11. Ананьев, Б.Г - Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директ-Медиа, 2008.
12. Ананьев, Б.Г - Человек как предмет познания. Санкт-Петербург, 2001.
13. Выготский, Л.С. - Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997.
14. Выготский, Л.С. - Психология развития ребенка. М: Изд-во. Смысл, Изд-во Эксмо, 2004.
15. Выготский, Л.С. - Этюды по истории поведения. М.: Педагогика- Пресс, 1993.
16. Ганишина, И.С., Ушатиков, А.И. Неблагополучная семья и
девиантное поведение несовершеннолетних: Учеб. пособие/. - М.: НПО «МОДЭК», 2006. - 288с.
17. Гилинский, Я. - глобализация, девиантность, социальный контроль: сборник статей - Санкт-Петербург: ДЕАН, 2009.
18. Гилинский, Я. - Девиантность, преступность, социальный контроль: Избранные статьи. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.
19. Гилинский, Я. - Девиантология: социология преступности,
наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений»
20. Клейберг, Ю.А. - «Девиантология: Хрестоматия» - СПб.: РЕЧЬ, 2007
21. Клейберг, Ю.А. - «Практикум по девиантологии» - СПб.: РЕЧЬ,2008
22. Клейберг, Ю.А. - Социальная психология девиантного поведения: Учебн. пособ. для вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
23. Клейберг, Ю.А. Профилактика девиантного поведения
студентовсредствами сопровождения учебно-воспитательного процесса / Ю.А. Клейберг - М.: Сфера, 2016, - 198 с.
24. Кон, И.С. - Психология ранней юности. М., Просвещение, 1989.
25. Кон, И.С. - Социологическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999
26. Конаржевский, Ю.А. Внутришкольный менеджмент; Науч.-метод. об- ние «Творч. педагогика. МП «Новая школа». - М.: Академия, 2003. - 140 с.
27. Кравченко, А.И. - Развитие и структура социологии труда. Историко-методологический анализ 22.00.03. - Москва, 1990.
28. Макартычева, Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. - СПб.: Речь, 2007. - 368 с.
29. Лебедев, О.Е. Стратегия модернизации образования / О.Е. Лебедев. - СПб.: ОИРШ, 2011. - 266 с.
30. Ляпина, Е.Ю. Профилактика социально опасного поведения
школьников: система работы образовательных учреждений. - Волгоград: Учитель, 2007. - 231 с.
31. Горшков, М.К. Россия реформирующаяся. Ежегодник. — М.:
Институт социологии РАН, 2009. - 458 с.
32. Макаренко, А.С. Методика организации образовательного процесса / А.С. Макаренко - М. Сфера, 2012, - 588 с.
33. Макаренко, А.С. О воспитании молодежи / А.С. Макаренко - СПб.: Питер, 2014, - 421 с.
34. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учеб. пособие / В.В. Марков - М.: Академия, 2001. - 318 с
35. Мартыненко, А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование / А.В. Мартыненко. - М.: «Наука», 1999. - 224 с.
36. Мельникова, Э.И. Профилактика безнадзорности детей и подростков. - М., 2002. - 159 с.
37. Мертон, Р. - Социальная теория и социальная структура (1949). - 2006. - № 6. - С. 22 - 29.
38. Мертон, Р. - Социология науки (1973). - М.: ТЦ СФЕРА. - 2006 г.
39. Мертон, Р.Социальная теория и социальная структура / Роберт Мертон. - М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - 873 с.
40. Михайлов, А.В. Проблемы формирования и развития социальной компетентности молодежи / «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологи»: сборник статей по материалам XXXVII международной научно-практической конференции, 17 февраля 2014 г. [Электронный ресурс] // Научный электронный архив. - Режим доступа:http://econf.rae.ru/article/527
41. Мудрик, А.В. - Психология и воспитание. - М.: РАО-МПСИ, 2006
42. Мудрик, А.В. - Социализация человека. - 3-е, перераб. и расшир. - М.- Воронеж: РАО-МПСИ, 2011
43. Мудрик, А.В. - Социальная педагогика: теория и методика социального воспитания М.: Nota bene, 2008
44. Никулин, А.В. Спортивный клуб как фактор формирования здорового образа жизни в образовательном пространстве вуза: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. В. Никулин; Моск. гуманит. ун-т. - М., 2008
45. Никулина, Т.В. Здоровьеориентированная воспитательная система куратора студенческой группы / В.Н. Ирхин, И.В. Ирхина, Т.В. Никулина. - Вестник Московского университета МВД России, - № 9 - 2009 г. - С. 40-45.
46. Павленок, П.Д. Основы социальной работы: учебник/Отв. Ред.. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 395 с.
47. Павленок, П.Д., Руднева, М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб. пособие/ Отв.ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2007. -185 с.
48. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы - М. : Дашков и К, 2009. - 214.с.
49. Парсонс, Т. - О структуре социального действия. - М.: Академический проект, 2000.
50. Парсонс, Т. - Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.
51. Перешеина, Н.В., Заостровцева, М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. - М.: ТЦ СФЕРА. - 2006 г. - 192 с.
52. Петровский, А.В. - Вопросы истории и теории психологии. Избр. труды. - М.: Педагогика, 1984.
53. Петровский А.В. - Психология и время. - СПб.: Питер, 2007
54. Позднякова, М.Е., Салагаева, А.Л. Девиантное поведение в современной России в фокусе социологии: наркотизация, алкоголизация, преступность, коррупция / Под ред. М.Е. Поздняковой, А.Л. Салагаева. - М: Институт социологии РАН, 2008. - 306 с.
55. Поливанова, К.Н. - Психологическое содержание подросткового возраста - Вопр. психол. 1996.
56. Поливанова, К.Н. - Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. - М.: Издат. центр, 2000
57. Пэйн, М. Социальная работа. Современная теория. - М.: Академия,2007.- 526 с.
58. Самыгин, П.С Девиантное поведение молодежи/ П.С. Самыгин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 440 с.
59. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Уч. Пособие. - М.: Флинта,1998.- 96 с.
60. Скорнякова, Л.М. Проблемы школьной дезадаптации / Воспитание школьника. - 2006. - № 6. - С. 22 - 29.
61. Словарь-справочник по социальной работе/ Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2000. - 424 с.
62. Смелзер, Н. Социология/ Н. Смелзер. - М.: Феникс, 1994. - 688 с.
63. Смелзер, Н. - Теория коллективного поведения: профилактика и коррекция отклонений. - М.: ТЦ СФЕРА. - 2006 г. - 192 с.
64. Солдатов, Н.С. О взглядах на проблему девиантного поведения в среде школьников/ Н.С. Солдатов // Социология образования. - 2007. - № 1. - С. 58-62.
65. Сорокин, П.А. - Социологические теории современности: Специализир. информ. по общеакад. прогр. «Человек, наука, общество: комплекс. Исслед.» М.: ИНИОН, 1992.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ