ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГИСТИКИ
В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ 8
1.1. Сущность и значение логистики в таможенном деле 8
1.2. Микроэкономический уровень
функционального поля таможенной логистики 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ЛОГИСТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ЕВРАЗИЯ ТРАНС ТИМ РУС») 33
2.1. Исследование логистической деятельности
ООО «Евразия Транс Тим Рус» 33
2.2. Совершенствование логистической деятельности ООО «Евразия Транс Тим Рус» в процессе перемещения товаров через таможенную границу 46
АКЛЮЧЕНИЕ
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. Современная отечественная экономика характеризуется возрастающими темпами интеграционных процессов, подразумевающих повышение эффективности хозяйственной деятельности российских компаний и наиболее оптимальное использование имеющихся производственных мощностей.
В условиях открытого рынка и ужесточения экономического соперничества ключевое значение приобретает задача усиления конкурентных позиций за счет снижения себестоимости продукции, оптимизации финансов и использования информационных технологии. Пристальное внимание должно быть обращено на материальные, финансовые и информационные потоки предприятий. Опыт работы высокоэффективных западных компаний доказывает, что благодаря концептуально новым методам управления потоками можно добиться значительной экономии материальных затрат. Транспорт, обладая колоссальным стратегическим ресурсом, выполняет базовую функцию в потоковых процессах.
В настоящее время по мнению В.И. Сергеева: «логистика в России развивается крайне медленно и среди барьеров, которые тормозят ее развитие, можно выделить следующие: - недостаток инвестиций; - отсталая, морально и физически изношенная инфраструктура; - недостаточная квалификация персонала; - недостаточный уровень нормативно-правовой базы; - отсутствие достоверной статистической отчетности».
Необходимо отметить, что таможенная логистика является новейшим прикладным направлением логистики, которое соединяет две различные, но и взаимосвязанные сферы - логистическую и таможенную деятельность. Логистическая деятельность определяет принципы интегрированного управления внешнеторговым процессом в мировой торговле. Таможенная логистика своим объектно-предметным полем имеет внешнеторговые (товарные, информационные, финансовые, сервисные) потоки во время перемещения грузов через таможенную границу и вовлечение их в экономический оборот.
В таможенном деле цели логистики непосредственно связаны с государственным регулированием внешнеторговой деятельности, т.е. перемещением товаров через таможенную границу. Таможенная логистика направлена на повышение эффективности таможенного администрирования и создания благоприятных условий для участников ВЭД за счет повышения качества предоставляемых услуг. В результате будут обеспечены всемирное развитие торговли, ускорение товарооборота и своевременное, полное наполнение доходной части федерального бюджета РФ. Данные обстоятельства объясняют актуальность рассматриваемой темы дипломного исследования.
Степень изученности темы дипломного исследования. В процессе исследования особый интерес представляют труды ученых, рассматривающих проблемы совершенствования логистической деятельности в процессе перемещения товаров через таможенную границу, а именно: П.Д. Ананьевой, Т.В. Бочковой, В.Н. Вьюнова, А.Б. Киладзе, У.Р. Клименковой, В.Д. Мороз, Б.Л. Скрынченко, Е.А. Тереховой, И.В. Халаевойи др.
Важное значение для написания настоящей работы имели труды ученых, посвященных совершенствованию логистической деятельности участников внешнеэкономической деятельности, а именно :П.И. Казанцевой, Е.В. Касьяновой, И.В. Полухина, И.Ю. Сольской, Р.В. Федоренко и др.
Однако, несмотря на труды выше названных авторов, исследования проблем логистической деятельности в таможенном деле остаются важнейшим направлением совершенствования деятельности таможенных органов и требуют дальнейшего изучения.
Проблема исследования обусловлена противоречием между необходимостью совершенствования логистики в процессе перемещения товаров через таможенную границу и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по оптимизации данного процесса на уровне участников ВЭД.
Объектом исследования является логистика в таможенном деле.
Предметом исследования выступают особенности логистической деятельности в процессе перемещения товаров через таможенную границу.
Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию логистической деятельности организации в процессе перемещения товаров через таможенную границу(на примере ООО «Евразия Транс Тим Рус»).
Для достижения поставленной цели необходимо решить соответствующие задачи:
- рассмотреть сущность и значение логистики в таможенном деле;
- описать нормативно-правовые основы перемещения товаров через таможенную границу;
- исследовать результаты логистической деятельности ООО «Евразия Транс Тим Рус»;
- разработать направления по совершенствованию логистической деятельности ООО «Евразия Транс Тим Рус» в процессе перемещения товаров через таможенную границу.
В качестве теоретико-методологической основы дипломного исследования выступают логистические аспекты перемещения товаров через таможенную границу, изложенных в трудах А.А. Арского, Ю.Ю. Глушаковой.
Особое место занимают итоговые доклады, отчеты практических работников - руководителей (заместителей) таможенных органов Российской Федерации, результаты логистической деятельности ООО «Евразия Транс Тим Рус» в 2015-2017 гг.
В качестве методологической основы дипломной работы использовались формальный, содержательный качественный и количественный научные подходы.
Важную роль в процессе написания дипломной работы играют такие методы, как анализа и синтеза, сравнения и сопоставления, графический, экономико-статистический, экономико-статистический методы, методы анализа рядов динамики и другие.
Эмпирической базой исследования послужили: ТК ЕАЭС, федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, приказы и распоряжения ФТС России, Центрального таможенного управления (ЦТУ), организационные документы и бухгалтерская отчетность исследуемого хозяйствующего субъекта - ООО «Евразия Транс Тим Рус» .
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что результаты дипломного исследования конкретизируют общетеоретические представления о логистике в процессе перемещения товаров через таможенную границу, способствуют развитию логистической деятельности ООО «Евразия Транс Тим Рус».
Структура дипломной работы обусловливается поставленной целью и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения; двух глав; заключения; списка источников и литературы; приложений.
В условиях становления и развития рыночной экономики именно фактор логистики усиливает внешнеэкономические связи между государствами, способствует международному разделению труда. Вследствие того, что логистические потоки в обе стороны пересекают границы государств при осуществлении международных и внешнеторговых отношений, обмена, то таможенные службы являются неотъемлемой частью, основным элементом, звеном международной, трансграничной логистики, которое непосредственно принимает участие в эволюции цепей поставок международной логистики.
На современном этапе развития таможенной логистики, ее микроэкономический уровень характеризуется уровнем непосредственных участников внешнеэкономической деятельности, таможенных посредников и других провайдеров логистических услуг в таможенной сфере, которые оптимизируют товародвижения через таможенные границы сопредельных государств. При этом в качестве основного критерия оптимизации рассматривается минимизация временных потерь и/или финансовых затрат у участников внешнеэкономической деятельности в процессе их взаимодействия с таможенными органами.
Таможенная логистика может рассматриваться, с одной стороны, как совокупность средств и методов, используемых участниками внешнеэкономической деятельности для оптимизации (рациональной организации) товародвижения через таможенные границы сопредельных государств; с другой стороны, как методология управления потоковыми процессами в таможенных системах различных типов (или методология управления внешнеторговыми потоковыми процессами). В сущности, логистика в таможенном деле преследует аналогичные задачи, что логистика в целом, но связана исключительно с информацией: какой путь решения самый верный и не нарушает существующие законодательства, где можно решить вопрос оказания требуемых таможенных услуг с определенной экономией.
Основной целью применения инструментария таможенной логистики является минимизация временных и финансовых затрат при прохождении товарными потоками таможенных границ сопредельных государств и выполнении отдельных таможенных операций. Важнейшими элементами таможенной системы как подсистемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности являются методы и меры таможенно - тарифного и нетарифного регулирования, которые в своей совокупности формируют методологическую базу таможенной логистики.
Приоритетным условием повышения эффективности таможенной логистики в настоящее время является создание новых таможенно - логистических комплексов и усовершенствование имеющихся, что соответственно должно повысить объем внешнеторговых операций регионов Российской Федерации. Более того распределение таможенно -логистических комплексов вблизи государственной границы предоставит возможность компаниям осуществлять поставку товаров по принципу «от двери до двери» без существенных потерь и простоев.
Из общей совокупности инфраструктурных подразделений, создаваемых и функционирующих в таможенной сфере, особое место в контексте развития таможенной логистики занимают специализированные посреднические организации, именуемые в экономической литературе таможенными посредниками. В соответствии с действующим таможенным законодательством к числу таможенных посредников можно отнести: таможенных представителей, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, таможенных перевозчиков, уполномоченных экономических операторов. В качестве специализированных посредников в таможенной сфере можно рассматривать банки и иные кредитные организации, страховые организации и перевозчиков. Как правило, оказание тех или иных видов таможенных услуг (обеспечение уплаты и/или уплата таможенных платежей, страхование рисков в таможенной сфере и др.) не считается для них основным видом коммерческой деятельности и осуществляется в целях диверсификации источников дохода.
Исследуемая в дипломной работе организация - ООО «Евразия Транс Тим Рус», осуществляя свою хозяйственную деятельность, в настоящее время занимает достаточно устойчивые позиции в сфере предоставления логистических услуг, а именно услуг перевозки грузов, посредством ж/д, авто и авиатранспортом, складских и экспедиторских услуг и др. Однако, ряд проблем, которые были выявлены в процессе исследования деятельности организации, требуют разработки новых подходов и направлений по совершенствованию логистической деятельности ООО «Евразия Транс Тим Рус» в процессе перемещения товаров через таможенную границу.
В условиях затрудненной международной политической обстановки и продолжающихся санкций в отношении нашей страны логистические организации, участники ВЭД, к числу которых относится ООО «Евразия Транс Тим Рус», продолжают осуществлять свою деятельность, более того повышать ее эффективность, что положительно отражается на результатах ВЭД государства. К основным объектам логистической инфраструктуры ООО «Евразия Транс Тим Рус» можно отнести 15 собственных и агентских офисов; автотранспортный парк более 250 единиц по всей России, 1 собственный склад класса А в Шереметьево, 2 арендованных склада в Подмосковье, грузовые терминалы в Санкт-Петербурге, Самаре, Ульяновске и Нижнем Новгороде. Основные авиаперевозки осуществляются 1 самолетом (Ту-204 в лизинге по маршруту Москва-Анкара). Кроме того, для доставки используется обширный авиапарк головной компании, но чаще - привлеченных перевозчиков, в частности российской компании AirBridgeCargo.
В настоящее время логистическим компаниям, к числу которых относится ООО «Евразия Транс Тим Рус», необходимо не только продумать схему доставки, но и решить задачу по перемещению грузов через государственную границу одного или нескольких государств. Чтобы оптимизировать процесс перевозки, транспортные предприятия должны предлагать клиентам комплексные услуги, которые включают не только доставку экспортных грузов, но и помощь в оформлении документов и прохождении таможни на всем пути следования. Таким образом, затрагиваются вопросы развития таможенной логистики, которая переживает процесс становления вместе с развивающимися в России логистическими производственными, торговыми, транспортными и информационными системами.
Совершенствование логистического подхода к управлению экспортно-импортными товарными потоками в сфере таможенного дела требует, в первую очередь принципиальной оптимизации организованной системы взаимодействия всех участников ВЭД в процессе реализации таможенных процедур для достижения максимально возможного совокупного полезного эффекта. При этом, объектом логистических усилий являются таможенные логистические процедуры, а субъектами - все участники ВЭД, включая ООО «Евразия Транс Тим Рус».
В целом, для оптимизации управления логистикой в ООО «Евразия Транс Тим Рус» следует предусматривать интеграцию:
- планирования логистических операций с планированием деятельности всего предприятия;
- операций по логистике с другими операциями, осуществляемыми предприятием;
- информационных технологий, используемых в области логистики, с информационными технологиями всего предприятия;
- информационных технологий с компаниями-партнерами.
Задачами оптимизации управления логистикой в исследуемой организации являются контроль, анализ и снижение издержек товародвижения, включая:
- стоимость перевозки различными видами транспорта;
- стоимость погрузки у отправителей, выгрузки у получателей и возможных перевалок в пути следования;
- затраты на хранение, непосредственно относящиеся к перевозке в связи с перевалкой, комплектацией или подработкой груза в пути следования;
- расходы, связанные с нахождением груза и товара в пути, его непродуктивным хранением в процессе доставки (проценты на капитал, порча, потеря, хищение груза).
Представленные в дипломной работе предложения и рекомендации, по нашему мнению, будут способствовать совершенствованию логистической деятельности ООО «Евразия Транс Тим Рус», а также развитию таможенной логистики в целом.