Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие туристско-рекреационного комплекса как фактор повышения конкурентоспособности региона (на примере Белгородской области)

Работа №68159

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

туризм

Объем работы73
Год сдачи2016
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
460
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретико-методологические основы анализа конкурентоспособности
регионального туристско-рекреационного комплекса 6
1.1. Понятие и содержание туристско-рекреационного комплекса 6
1.2. Методы оценки конкурентоспособности 13
1.3. Развитие индустрии туризма в России и за рубежом 20
2. Анализ конкурентоспособности туристско-рекреационного комплекса
Белгородской области и пути его развития 32
2.1. Тенденции развития регионального
туристско-рекреационного комплекса 32
2.2. Оценка конкурентоспособности
туристско-рекреационного комплекса 38
2.3. Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности
регионального туристско-рекреационного комплекса 46
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложения

Современное развитие мирового туристского рынка и его глобализация свидетельствуют о том, что туризм является неотъемлемым атрибутом жизни любого цивилизованного общества. Туризм в настоящее время становится все более важной отраслью экономики многих стран. Постоянно расширяются география туризма и его разновидности.
В условиях мирового финансового кризиса туристическая отрасль - одна из немногих, ощущающих на себе его влияние более или менее сглаженно. Этот фактор необходимо использовать для повышения эффективности деятельности в данной сфере.
С социальной точки зрения туризм оказывает сильное влияние на регионы. Это проявляется в том, что благодаря развитию туризма происходит увеличение денежного потока в регион, появляются новые рабочие места, увеличиваются налоговые сборы, развиваются коммуникационные системы, повышается культура и грамотность местного населения и т.п. Кроме того, отрицательным моментом является рост цен на местные товары и услуги, на земельные и другие природные ресурсы и недвижимость, отток денежных средств за границу при туристическом импорте, появляются экологические и социальные проблемы.
Учитывая тот факт, что в период кризиса доходы граждан сокращаются, а специфические потребности, удовлетворяемые туристической отраслью, остаются прежними (либо растут под влиянием психологических нагрузок на население), то внутренний туризм становится основным инструментом для их удовлетворения.
Необходимость развития сферы туризма способствует повышению конкурентоспособности, поскольку за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения. Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, что играет важную роль в решении социальных проблем.
При этом, конкуренция между туристическими центрами будет возрастать: туристы, экономящие на многих своих потребностях ради путешествия, будут очень избирательно подходить к выбору направления поездки. Также нельзя забывать, что в современном мире имеют место такие значимые тенденции как глобализация и ухудшение климата, а значит, выбирать будут экологически безопасные регионы, а также регионы, в которых есть множество привлекательных и уникальных с точки зрения этноса и культуры региона элементов. Все большей популярностью будут пользоваться оздоровительные курорты и преобладать оздоровительные цели поездок. Туристические предприятия должны будут привлекать клиентов за счет продуманного маркетинга, разумных цен, грамотного и разнообразного продуктового портфеля и постоянно переосмысливать свои инвестиционные приоритеты с учетом новых потребностей покупателей.
В этих условиях проблемы конкурентоспособности регионов и стран привлекают все больше внимания, и все чаще становятся объектами научных исследований. В частности, ежегодно определяется рейтинг конкурентоспособности стран мира в сфере путешествий и туризма (Travel &Tourism Competitiveness Index - TTCI) по таким показателям, как уровень развития транспортной, гостиничной инфраструктуры, правового обеспечения, политической стабильности, комфортности ведения бизнеса, участия государства в развитии отрасли, туристической привлекательности, безопасности в стране в целом и, наконец, природного и человеческого потенциала страны.
Целью работы является разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности регионального туристско-рекреационного комплекса Белгородской области.
Для достижения цели были сформулированы и решены следующие задачи:
- рассмотрено понятие и содержание туристско-рекреационного комплекса;
- изучены методы оценки конкурентоспособности;
- исследовано развитие туристского рынка в России и за рубежом;
- выявлены тенденции развития туристско-рекреационного комплекса в регионе;
- оценена конкурентоспособность регионального туристско-
рекреационного комплекса;
- разработаны рекомендации по повышению конкурентоспособности регионального туристско-рекреационного комплекса.
Объект - региональный туристско-рекреационный комплекс Белгородской области.
Предметом является конкурентоспособность туристско-рекреационного комплекса региона.
Теоретической и методологической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных исследователей в области экономики туризма и социально-культурной сферы, занимающиеся изучением региональных аспектов функционирования туристского комплекса и его влияния на развитие региона.
В процессе работы применялись методы экономического и статистического анализа.
Информационной базой, при написании выпускной квалификационной работы, послужили законодательные акты РФ, а также нормативно-правовые акты и статистические данные, характеризующие развитие туризма в Белгородской области, в Российской Федерации и мире, материалы и рекомендации научно-практических конференций, опубликованные аналитические материалы, а также данные, полученные из сети Интернет.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие внутреннего и международного туризма в России характеризуется появлением большого количества предпринимательских структур, работающих в этой сфере, проникновением на российский рынок зарубежных туристских и гостиничных сетей, выходом российских туристских фирм на международный рынок, высокой степенью проявления интеграционных процессов на рынке туристских услуг. Одним из факторов, оказывающим весьма сильное влияние на эффективность туристской сферы, является конкурентоспособность российских регионов, которая в современных условиях может быть обеспечена в первую очередь за счет на использования информационных технологий.
Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, за счет чего создаются новые рабочие места, и поддерживается высокий уровень жизни населения.
Под туристско-рекреационным комплексом понимается сочетание туризма и рекреации в регионе, что является наиболее сложной народнохозяйственной социально-экономической системой, отличающейся наивысшей степенью разновидности объектов туристической индустрии, а также высоким количеством принимающих туристов, степенью комплексности и интеграции индустрии туризма. Туристско-рекреационный комплекс региона способен оказывать значительное влияние на экономику региона, видоизменяя ее экономическую структуру и социальные аспекты жизни населения.
Конкурентоспособность региона характеризуется экономическими, социальными, политическими и другими факторами в положении региона и его отдельных производителей на внутреннем и внешнем рынках, а также продуктивностью использования региональных ресурсов, по сравнению с другими регионами, которая результируется в величине валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, а также в его динамике.
Повсеместная компьютеризация и информатизация обуславливает туристических компаний и агентств, предприятий и фирм применения в качестве рабочего источника информации международной компьютерной сети Интернет. Информационные технологии в сфере туризма представляют несомненный интерес не только для отдельных туристских предприятий, но могут в целом повлиять на развитие туристской отрасли, способствуя повышению привлекательности туризма и путешествий в России.
Анализ социально-экономической характеристики региона свидетельствует о социально-экономическом развитии Белгородской области. Регион является стабильным, при этом прослеживается положительная динамика показателей экономического развития. Область обладает экономическими предпосылками, способствующими формированию конкурентоспособности в сфере туризма. Туристско-рекреационный комплекс Белгородской области имеет большой потенциал для развития туризма. В области имеются все предпосылки для того, чтобы сфера туризма стала одной из значимых составляющих экономического и социально-культурного развития региона, существенным источником пополнения областного бюджета.
Использование информационно-коммуникационных технологий в сфере туризма отражает компьютеризацию и информатизацию туристических компаний и агентств, предприятий и фирм. Применение информационных технологий в сфере туризма даст возможность получения информации об условиях отдыха, ценах, предоставляемых услугах, организациях.
В качестве направления по повышению конкурентоспособности выступает формирование единого информационного пространства, обеспечивающее постоянное расширение границ, состоящее из следующих компонентов:
- информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
- организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработка, хранение, распространение, поиск и передача информации;
- средства информационного взаимодействия граждан и организаций, в том числе программно-технические средства и организационно-нормативные документы, обеспечивающие доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий.
Основные пользователя информации - физические лица (туристы); юридические лица (туристские фирмы - турагентские и туроператорские компании); общественные организации и профессиональные объединения; образовательные учреждения в туризме; государственные организации.
Поставщики информации - туроператорские компании; авиакомпании; предприятия транспорта; гостиницы и другие средства размещения; организации, предоставляющие экскурсионные услуги и услуги гидов- переводчиков; предприятия туристской инфраструктуры.
При развитии туристской территории следует обеспечить формирование таким типам туристского пространства, как естественное (природное) туристское пространство, культурно-историческое туристское пространство, рекреационное туристское пространство, сервисное туристское пространство, антропологическое (этническое) туристское пространство, событийное туристское пространство.
Таким образом, внедрение мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности туристстко-рекреационного комплекса Белгородской области, основанное на создании единого информационного туристского пространства региона, обеспечит развитие индустрии туризма. Создание единого регионального информационного туристского пространства представляет несомненный интерес не только для отдельных туристских пред-приятий, но и в целом может повлиять на развитие туристской отрасли, способствуя повышению привлекательности региона.



1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 49. - Ст. 5491.
2. О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и
въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» [Текст] : постановление Правительства РФ: от 2 августа 2011 г. № 644 //
информационно-правовой портал «Гарант». Разд. «Продукты и услуги». Информ. Банк «Информационно-правовое обеспечение».
3. Об утверждении стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года [Текст] : постановление правительства Белгородской области : от 25 янв. 2010 года № 27 - пп. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
4. Азоев, Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы [Текст] : учебник / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. - М. : ОАО «Новости», 2013. - 256 с.
5. Андреев, А. В. Основы региональной экономики [Текст] : учебное пособие / А. В. Андреев, Л. М. Борисова, Э. В. Плучевская. - 2-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2012. - 336 с.
6. Андрианов, В. С. Конкурентоспособность России в мировой экономике [Текст] / В. С. Андрианов // Экономист. - 2015. - № 10 - C. 35 -38.
7. Андрианов, В. С. Россия в мировой экономике : сравнительная конкурентоспособность [Текст] / В. С. Андрианов // Международная жизнь. -2013.- № 8 - 9. - C. 29 - 31.
8. Анненков, М. Е. Создание конкурентного преимущества по затратам в условиях перехода к рынку [Текст] / М. Е. Анненков // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - № 3. - С. 54 - 71.
9. Бобрышев, Д. К. Конкурентоспособность - стратегическая цель фирмы [Текст] / Проблемы технологии, управления и экономики / под общ. ред. Панкова В. А. - Ч.1. - Н. Новгород, 2014. - 160 с.
10. Боголюбов B. C. Экономика туризма : учеб. пособие [Текст] /
B. C. Боголюбов, В. П. Орловская. - М. : Издательский центр «Академия»,2014.- 192 с.
11. Воронкова, А. Поддержка конкурентоспособности предприятия [Текст] / А. Воронкова // ЭКО. - 2011. - №3 - 4. - С. 102 - 103.
12. Вигдорчик, Е. Пути повышения конкурентоспособности предприятий [Текст] / Е. Вигдорчик, А. Нещадин, А. Липсиц // Экономист. -2015.- № 11. - C. 75 - 78.
13. Вютрих, Х. А. Конкурентоспособность глобальных предприятий [Текст] / Х. А. Вютрих // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - № 3. - C. 121 - 126.
14. Гайворонский, А. Конкуренция : проблемы формирования в переходной экономике [Текст] / А. Гайворонский // Бизнес информ. - 2014. - № 3. - C. 25 - 28.
15. Гельвановский, М. Конкурентоспособность в микро-мезо- и макроуровневых измерениях [Текст] / М. Гевальновский // РЭЖ. - 2015. - № 3. - С. 68 - 80.
16. Гранберг, А. Г. Основы региональной экономики [Текст] : учеб. для вузов / А. Г. Гранберг. - М. : ГУ ВШЭ, 2013. - 495 с.
17. Гурков, П. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественного туризма [Текст] / Маркетинг // П. Гурков, Н. Титова. - 2014. - № 3. - С. 20 - 27.
18. Джанджугазова, Е. А. Экономические аспекты развития туристско- рекреационного регионального комплекса [Текст] / Е. А. Джанджугазова // Вест. Моск. ун-та. Сер. Экономика. - 2015. - № 3. - С. 66 - 76.
19. Дурович, А. П. Реклама в туризме [Текст] : учеб. пособие / А. П. Дурович. - Минск : БГЭУ, 2014. - 192 с.
20. Завьялов, П. П. Конкурентоспособность в экономической политике зарубежных стран [Текст] / Маркетинг // П. П. Завьялов. - 2013. - № 2. -С.20 - 32.
21. Иваницкая, Т. Ю. Методические подходы к выбору стратегии развития туристского предприятия на основе уровня его конкурентоспособности [Текст] / Т. Ю. Иваницкая // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2014. - 1(29). - С. 70 - 78.
22. Игнатьев, А. В. Теоретико-методологические основы стратегического управления туристическим бизнесом в современной экономике [Текст] / А. В. Игнатьев // Инновации и инвестиции. - 2013. - № 1. - С. 67 - 69.
23. Катаева, Л. Ф. Разработка комплексного показателя конкурентоспособности организации [Текст] / Л. Ф. Катаева, А. Е. Катаев. - М. : ВИНИТИ, 2014. - 228 с.
24. Кравченко, А. И. История менеджмента : учеб. пособие [Текст] / А. И. Кравченко. - М. : Академический проект: Трикста, 2013. - 560 с.
25. Коль, О. Д. Место и роль туристского бизнеса в российской экономике [Текст] / О. Д. Коль // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. : Экономика. -2015.- № 3 (30). - С. 88 - 95.
26. Котлер, Ф. Маркетинг, гостеприимство, туризм [Текст] / Ф. Котлер, Дж. Соуэн, Дж. Мейкенз. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 1071 с.
27. Кузин, Д. В. Российская экономика на мировом рынке : проблемы конкурентоспособности [Текст] / Д. В. Кузин // Общество и экономика. -2015.- № 3 - 4. - С. 63 - 66.
28. Курнышева, И. С. Модернизация и конкурентоспособность российской экономики [Текст] / И. С. Курнышева. - СПб. : Алетейя, 2015. - 368 с.
29. Лаврова, Т. А. Туристская индустрия и ее значение в отраслевой структуре экономики России [Текст] / Т. А. Лаврова // Вестник Национальной академии туризма. - 2011. - № 4 (8). - С. 94 - 97.
30. Моисеева, Н. В. Маркетинговая активность как фактор конкурентоспособности фирмы [Текст] / Н. В. Моисеева // Маркетинг. - 2014. - № 6. - С. 22 - 34.
31. Млоток, Е. Принципы маркетингового исследования конкуренции на рынке. [Электронный ресурс] / Е. Млоток. - Режим доступа : http://www.marketing.spb.ru/read/m3/index.htm.
32. Морозова, Н. С. Оценка конкурентоспособности туристской дестинации на основе кластерного подхода [Текст] / Н. С. Морозова, М. А. Морозов // Вестник российского государственного торгово¬экономического университета. - 2015. - № 11 (59). - С. 81 - 85.
33. Поклонский, Ф. Е. Корпоративная культура как основа управления конкурентоспособностью предприятия [Текст] / Ф. Е. Поклонский // ЭКО. - 2011. - № 3 (5). - С. 117 - 123.
34. Рекиш, А. А. Основные причины устойчивого развития
региональной экономики [Электронный ресурс] / А. А. Рекиш. - Одесский государственный экологический университет, 2015. - Режим доступа :
http: //www. rusnauka. com/.
35. Супрун, В. А. Интеллектуальный капитал. Главный фактор конкурентоспособности экономики в XXI веке [Текст] / В. А. Супрун. - М. : Либроком, 2013. - 192 с.
36. Сырканов, В. А. Горячие проблемы региональной туристской политики [Текст] / В. А. Сырканов // Туризм : Практика, проблемы, перспективы. - 2014. - № 2. - С. 18 - 19.
37. Фатхутдинов, Р. А. Глобальная конкурентоспособность. На стол современному руководителю [Текст] / Р. А. Фатхутдинов. - М. : Стандарты и качество, 2015. - 464 с.
38. Холопов, А. В. Российская экономика. Пути повышения конкурентоспособности [Текст] / А. В. Холопов. - М. : Журналист, 2013. - 690 с.
39. Число международных туристских прибытий в 2015 году возросло на 4% и достигло рекордной отметки в 1,2 млрд. [Electronic resource] / The
World Tourism Organization (UNWTO/OMT). - Madrid, 2016. - Mode of ac¬cesses: http://media.unwto.org/ru/press-release/2016-01-19/chislo-
mezhdunarodnykh-turistskikh-pribytii-v-2015-godu-vozroslo-na-4-i-dos
40. Юрик, Р. А. Анализ современного состояния российского рынка туристских услуг [Текст] / Р. А. Юрик // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 2. - С. 67 - 76.
41. Яброва, О. А. Проблемно-ориентированное развитие туристско- рекреационных комплексов в регионах Российской Федерации : методология и практика управления [Текст] : автореф. дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05 / О. А. Яброва ; [С.-Петерб. гос. инженер.-экон. ун-т]. - СПб., 2012. - 41 с.
42. Янкевич, В. С. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме [Текст] : рос. и междунар. опыт / В. С. Янкевич, Н. Л. Безрукова ; под ред.
В. С. Янкевича. - М. : Финансы и статистика, 2013. - 416 с.
43. Янчевский, В. Г. Основы менеджмента [Текст] / В. Г. Янчевский. - М. : Терта Системе, 2013. - 271 с.
44. Inskeep, E. Tourism planning : an integrated and sustainable develop¬ment approach [Text] / E. Inskeep. - New York : Van Nostrand Reinhold, 2015. - 508 p. : ill.
45. Exports from international tourism rise 4% in 2015 [Electronic resource]
/ The World Tourism Organization (UNWTO/OMT). - Madrid, 2016. - Mode of accesses: http://media.unwto.org/press-release/2016-05-03/exports-international- tourism-rise-4-2015


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ