Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АЛЕКСАНДРИЯ В РАННЕВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРИОД

Работа №68151

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы118
Год сдачи2017
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
371
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Особенности исторического развития Александрии в ранневизантийский период
1.1. Администрация 22
1.2. Особенности социально-экономического развития 30
I.3. Общая характеристика этнической и социальной структуры населения . 38
Глава II. Этно-конфессиональная картина александрийского общества в
ранневизантийский период 54
11.1. Языческое сообщество 54
11.2. Александрийские евреи 62
11.3. Христианское сообщество 67
Глава III. Особенности процесса христианизации Александрии Египетской 77
111.1. Разрушение Серапеума 77
111.2. Борьба христианской общины за доминирующее положение в
Александрии в период начального этапа предстоятельства Кирилла
Александрийского в 412-415 гг 84
111.3. Антихалкидонские волнения в Александрии 95
Заключение 99
Источники и исследования 102
Приложение


Актуальность. Александрия Египетская на протяжении ранневизантийского периода оставалась одним из крупнейших городов восточного Средиземноморья. Город занимал видное место в имперской политике, достиг значительного уровня социально-экономического развития, служил средоточием лучших достижений культуры.
В ранневизантийское время в многонациональном городе, ощущавшем влияние как западных, так и восточных культов, происходили значительные изменения, связанные с общеимперским процессом христианизации. В городе разворачивались крупнейшие религиозные конфликты, исход которых, во многом определил историческое развитие христианства и оказал влияние на его распространение в качестве мировой религии. Здесь жили и творили великие Отцы церкви, в трудах которых были заложены основы догматики, иерархии и богослужения. В этот период происходила постепенная трансформация города из крупнейшего центра классического наследия в один из основных центров развития христианства. В связи с вышесказанным, изучение позднеантичной Александрии Египетской является актуальным.
Объектом исследования является Александрия Египетская в ранневизантийский период.
Предмет исследования - особенности процесса исторического развития Александрии Египетской в ранневизантийский период.
Хронологические рамки исследования включают IV - первая поло-вина VII вв., когда шёл активный процесс преобразования александрийского общества, связанный со становлением христианства в качестве доминирующего в городе института. Нижняя граница обусловлена началом процесса государственной христианизации Римской империи. Верхняя - захватом Александрии арабами в 641 г.
Методологическая база исследования. Исследование основывается на цивилизационном подходе, получившего развитие в трудах О. Шпенглера, А. Тойнби, К. Ясперса и др. Согласно теории локальных цивилизаций А. Дж. Тойнби цивилизации рассматриваются как уникальные этнические или исторические общественные образования, занимающие определенную территорию и имеющие свои особенности социально-экономического и культурного развития.
Методологическую базу исследования составляют принцип системности (предполагает рассмотрение фактов в совокупности и развитии, рассмотрение структуры и функций предмета исследования); принцип историзма (предполагает рассмотрение исторических явлений, событий и процессов в хронологической последовательности и во взаимной связи друг с другом); принцип объективности (предполагает, что источники и факты имеют объективное содержание, позволяющее с помощью их анализа восстановить историческую картину прошлого). Для эффективного анализа источников и достоверности сделанных выводов обязательным условием являлось применение комплексного подхода. Авторство, происхождение, оригиналы и различные варианты большинства используемых источников установлены ранее. В используемых нарративных источниках сильно авторское начало, поэтому при работе с ними главной задачей являлась интерпретация текстов и анализ фактического содержания.
Разнообразие и обширность проблематики в изучении истории ранневизантийской Александрии Египетской создаёт естественную необходимость использования междисциплинарного подхода. Широта предмета исследования создаёт условие для взаимовлияния таких наук и научных дисциплин, как: социология - в вопросах исследования социальной стратификации городского населения; политологии - в изучении различных аспектов городского управления, взаимоотношения городских властей с имперскими, соотношения и взаимовлияния церковной и светских властей и проч.; экономики - в изучении хозяйственной роли Александрии; топографии - в вопросах изучения городского пространства и т.д. Наиболее ярким примером успешного использования междисциплинарного подхода в историческом исследовании по данной теме является работа современного американского ученого Кристофера Хааса.
При анализе социальной стратификации городского населения мы опирались на концепцию, выработанную в работах Р. Багналла и К. Хааса, согласно которой, в отличие от классового подхода, основной единицей являются не классы, а общественные объединения, их место в социально-экономической жизни общества, а также их взаимодействие и взаимовлияние. Эта концепция позволяет рассматривать формы объединений, которые придавали социальной группе общинный характер. Использование данного подхода к стратификации, позволяет охарактеризовать социально-экономические страты и механизмы их функционирования в сложной организации ранневизантийского городского общества.
В работе применялись следующие общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помимо общенаучных использовались и специальные исторические методы.
Системно-сюжетное изложение материала построено с использованием таких методов, как:
- диалектический метод позволил рассматривать переход количественных характеристик изучаемых явлений в качественные, выявлять влияние общественных противоречий на ход исторического процесса;
- историко-генетический метод позволил выявить истоки процессов и явлений в изучении иерархии христианского сообщества; истоков возникновения социальной напряжённости, перерастающей в конфликты, влекущие за собой насильственные действия и разрушение объектов культуры и др.;
- историко-сравнительный метод использовался для сравнения изучаемых категорий: социальных и этно-конфессиональных сообществ, политических стратегий предстоятелей Александрийской Церкви и др.;
- герменевтический метод позволил интерпретировать исследуемые категории с учётом исторического контекста.
Совокупность использованных методов определила достоверность и обоснованность сделанных нами выводов.
Цель работы изучить особенности исторического развития Александрии Египетской в ранневизантийский период.
Для достижение поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить административное устройство Александрии;
2. исследовать особенности социально-экономического развития города;
3. охарактеризовать этническую и социальную структуру городского общества;
4. проанализировать языческое сообщество города;
5. получить представление о евреях Александрии Египетской;
6. изучить особенности христианского сообщества в этно- конфессиональной структуре города;
7. исследовать роль разрушения Серапеума в процессе христианизации города;
8. рассмотреть процесс борьба христианской общины за доминирующее положение в Александрии в период начального этапа предстоятельства Кирилла Александрийского в 412-415 гг.;
9. изучить влияние антихалкидонских споров в процессе исторического развития города.
Источниковая база исследования включает в себя многочисленные письменные, а также опубликованные в трудах исследователей данные археологического изучения города.
Среди нарративных источников в нашем исследовании важная роль отводится:
- трудам языческих авторов (Аммиан Марцеллин, Евнапий);
- трудам христианских авторов, из последних наиболее важное значение в контексте нашего исследования имеют жанры:
А) Церковная история (Сократа Схоластика, Созомена Саламинского, Руфина Аквилейского, Евсевия Кессарийского, Иоанна Эфесского и др.);
Б) Хроника (Иоанн Никиусский, Михаил Сириец, Иоанн Малала «Хронография» и др.).
Кроме того, были использованы и другие труды христианских апологетов («Увещевательное слово к эллинам» (иногда «Увещевательное слово к язычникам») или по-другому «Протрептик», христианского апологета, одного из основателей Александрийской богословской школы Климента Александрийского (ок. 150 - 215 гг.), «История против язычников» V века - Павла Орозия окончательная редакция которой была осуществлена автором между весной 416 и осенью 417 гг., «Письма» Синезия и т.д. Большое внимание заслуживают богословские работы предстоятелей Александрийской церкви: Афанасия Александрийского, Феофила, Кирилла Александрийского) и др.
Одним из основных источников по проблеме становления и развития коптской Церкви, является обширный источник второй половины X века «История патриархов».
Среди законодательных памятников главное место в нашей работе отводится первому официальному сборнику распоряжений римских императоров с начала IV века - Кодексу Феодосия, принятому в 438 г., а также Кодексу Юстиниана, составленного в 529-534 гг.
Определённые проблемы имеются в отношении папирологических источников, являющихся ценным материалом для освещения экономической сферы развития общества. К сожалению, объём папирологического материала для города гораздо меньше, чем для хоры, что связано, в первую очередь, с особенностями климата. Папирусы чаще всего находят в мусорных остатках поселений, покинутых ещё в древности. В Александрии сосредотачивалось управление Египтом, делопроизводство велось непрерывно, документы, потерявшие актуальность, уничтожались. Кроме того, папирусы дают много частных сведений, но практически не содержат обобщающих данных.
Значительного внимания требуют данные опубликованных результатов изучения археологических памятников и комплексов, полученные исследователями в процессе раскопок.
Таким образом, имеющихся источников достаточно для решения задач нашего исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное в работе исследование имело основной целью изучение особенностей исторического развития Александрии Египетской в ранневизантийский период.
Реализовав основные задачи исследования, мы пришли к выводам, что имперскую власть в городе можно условно разделить на три составляющие части: непосредственную власть императора, военную власть дукса и гражданскую власть, сосредоточенную в руках префекта. Усиление напряженности в александрийском обществе требовало объединения сил городского управления для поддержания порядка. В городе ещё оставались возможности для функционирования гражданских магистратур, однако, они постепенно теряли свои позиции. Совокупность методов управления, включавшая как насильственные методы, так и различного рода ограничения, важнейшими из которых были ограничение зерновых пособий, а в более поздние периоды и закрытие церквей, способствовала проведению имперской политики, направленной на поддержание порядка и умиротворение населения в периоды межобщинных конфликтов, которые были достаточно частым явлением в ран-невизантийской Александрии.
Выгодное географическое положение, продуктивный характер взаимодействия с окружающими районами сельской местности, местонахождение на пересечении важных маршрутов торговли и паломничества способствовали сохранению хозяйственного значения ранневизантийской Александрии в Египте и восточном Средиземноморье. Интенсивное социально-экономическое развитие города обеспечивало способность поддерживать многочисленное население. Александрия была одним из крупнейших городов империи в этом отношении. Городское общество имело сложную социальную и этническую структуру. На основе имущественного признака оно разделялось на небольшое количество богатого населения и основную массу горожан. В общественной структуре города происходила постепенная трансформация, связанная как с тенденциями к социальной дифференциации, так и центробежными тенденциями внутри социальных слоёв на основе их деятельности, при этом этно-конфессиональный фактор в данном вопросе не играл определяющей роли. К основным этническим элементам населения ранневизантийской Александрии наряду с коптами следует отнести греков и эллинизированных иудеев. Анализ источников свидетельствует о присутствии некоторого антагонизма между коптами и греками, наиболее ярко просматривающегося, учитывая характер источников, в периоды возникновения конфликтов на религиозной почве.
Этно-конфессиональная структура города в данный период претерпевала значительные изменения, связанные, прежде всего, с политикой, направленной на христианизацию. Разрозненное по своей сущности языческое сообщество города обретает некоторые черты самоидентификации в процессе необходимости поддержания позиций в городе. Реализация антиязыческих мер привела к постепенному ослабеванию сообщества, маргинализации представителей александрийского язычества и его постепенному угасанию.
Евреи города в ранневизантийской Александрии переходят от форм консолидации эллинистического времени к более древней форме организации сообщества, образовываемой вокруг синагоги. Экономическая конкуренция в морской торговле могла стать одной из значительных предпосылок к усилению конфронтации между евреями и христианским населением, приведшей в к изгнанию евреев из города в начале V века. Тем не менее, к середине V в. александрийские иудеи подают прошение властям на восстановление синагоги. Сообщество александрийских евреев продолжало процветать на протяжении всего Средневековья и было одним из самых влиятельных сообществ на Ближнем Востоке. Такая устойчивость в довольно враждебном окружении демонстрирует важную роль евреев в этно-конфессиональной картине Александрии Египетской.
На протяжении ранневизантийского периода в городе постепенно происходил процесс усиления роли христианства во всех сферах общественной жизни. Несмотря на некоторые данные источников, свидетельствующие о признаках уравнительности, в христианской Церкви города существовала система управления со строгой иерархией, ключевую роль в которой играл предстоятель Александрийской Церкви.
Кульминацией движения по пресечению нехристианских религиозных объединений в Египте в IV веке стало Разрушение Серапеума. Данное событие значительно подорвало авторитет языческого сообщества Александрии, однако, оно не искоренило языческих практик, продолжавших существовать на протяжении последующего времени.
Чередой насильственных действий, направленных на устранение оппонентов как внутри самого христианского сообщества, так и наступлением на другие конфессиональные объединения города, столкновением со светской властью была сопряжена активная политика, проводимая Кириллом Александрийским в 412-415 гг. Данный период является кульминационным в процессе усиления христианской общины Александрии.
Заметно повлияли на историю Александрии решения Халкидонского собора 451 года, усилив существующие общественные противоречия, которые приняли форму открытого внутригородского конфликта. Последствия этого конфликта привели к расколу александрийской Церкви на монофизитскую (коптскую) и греко-византийскую церкви. Противостояние приверженцев этих религиозных направлений играло важную роль в историческом развитии города вплоть до арабского завоевания.
В целом, противоречия ранневизантийского периода и его основные черты ярко проявились в процессе исторического развития Александрии Египетской.



1. «Абд ар-Рахман» ибн Абд ал-Хакам. Завоевание Египта, ал-Магриба и ал-Андалуса / Пер. с араб., предисл. и примеч. С.Б. Певзнера. - М.: Наука, 1985. - 439 с.
2. Авзоний. Ordo urbium nobilium // Литературная энциклопедия: В 11 т.
- Т. 1. - М.: Изд-во Ком. Акад., 1930. - Стб. 646.; Авзоний. Стихотворения. - М.: Наука, 1993. - 356 с.
3. Аммиан Марцеллин. Римская история / Пер. Ю.А. Кулаковского и А.И. Сонни. - СПб.: Алетейя, 1994. - 558 с. / Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Marcell/09 .php
4. Афанасий Великий. Апология против ариан // Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго, Архиепископа Александрийскаго. Т. 1. - М.: Издание Спасо-Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. - С. 287-398.
5. Афанасий Великий. История ариан // Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого. Т. 2. - М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1902.-C. 106 - 177.
6. Ахилл Татий. Левкиппа и Клитофонт / Пер. В. Чемберджи // Античный роман. - М.: Худож. лит, 2001. - С. 5-164.
7. Диодор Сицилийский. Диодора Сицилийского историческая библиотека / Пер. И. Алексеева. Ч. 1-6. - СПб., 1774-1775 гг. - 1002 с.; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Кн. I. Египет / Пер. О.П. Цыбенко. - СПб.: Алетейя, 2017. - 226 с.
8. Евагрий Схоластик. Церковная история. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. - 672 с.
9. Евнапий. Жизни философов и софистов / Пер. с греч. Е.В. Дарк и М.Л. Хорькова // Римские историки IV века. - М.: Росспэн, 1997. - С. 255 - 297.
10. Иероним Стридонский. Книга о знаменитых мужах / Пер. и комм. М.Ф. Высокого // Церковные историки IV—V веков. - М.: Росспэн, 2007. - С. 11-57.
11. Иоанн Малала. Хронография. Книги XIII-XVIII / Отв. ред. Н.Н. Болгов. - Белгород: НИУ «БелГУ», 2014. - 200 с.
12. Иоанн Эфесский. Церковная история // Пигулевская Н.В. Сирийская средневековая историография. Исследования и переводы. - СПб., 2011. -С.501-570.
13. Климент Александрийский. Увещевание к язычникам / Пер. А.Ю. Братухина. - СПб.: Издательство РХГИ, 1998. - 208 с.
14. Павел Орозий. История против язычников. Книги I-III / Пер. с лат., вступ. ст., коммент., указ. В.М. Тюленева. - СПб.: Алетейя, 2001. - 384 с.
15. Преп. Анастасий Синаит. Путеводитель // Преп. Анастасий Синаит. Избранные творения / Пер. А. И. Сидорова. - М., 2003. - С. 251-252.
16. Прокопий Кесарийский. Тайная история / Пер. С.П. Кондратьева // ВДИ. 1938. № 4. - С. 273 - 360.
17. Руфин Аквилейский. Церковная история // Тюленев В.М. Рождение латинской христианской историографии. С приложением перевода «Церковной истории» Руфина Аквилейского. - СПб.: Издательство Олега Абышко. 2005. - С. 230-284.
18. Святого отца нашего Афанасия Великого, архиепископа Александрийского, защитительное слово к императору Констанцию // Христианское чтение, издаваемое при Санкт-Петербургской духовной академии. Ч. 1. - СПб., 1845. - 69 с.
19. Синесий. Письма / Пер. М.Е. Грабарь-Пассек // Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства / Отв. ред. М.Е. Грабарь-
Пассек. - М.: Наука. 1964. - С. 171-177; Синезий Киренский. Полное собрание творкений. Т. 2. Письма. СПб.: Квадривиум, 2014. - 456 с.
20. Сократ Схоластик. Церковная история / Пер. СПбДА под ред. И.В. Кривушина. - М.: Росспэн, 1996. - 368 с.
21. Страбон. География в 17 книгах / Перевод, статья и комментарии Г.А. Стратановского. - М.: Ладомир, 1994. - 941 с.
22. Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. - СПб.: В типографии Фишера, 1851. - 543 с.
23. Anastasius Sinaita. Viae dux adversus Acephalos 2 // PG 89. - P. 76-77.
24. Chronique de Michel le Syrien, patriarche Jacobite d'Antioche (1166— 1199) / Ed. J.-B. Chabot. T. I. - Paris, 1924. - 264 p.
25. Cyril of Alexandria. Select Letters / Ed. and trans, by L.R. Wickham. - Oxford: Oxford University Press, 1983. - 226 p.
26. Damascius. The Pholosophical History / Ed. P. Athanassiadi. - Apameia,
1999. - 404 p.
27. Eusebe de Cesaree. Histoire Ecclesiastique. Texte grec / Ed. G. Bardy. Livres I-IV. - Paris, 1964. - 556 p.
28. History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria / Ed. B. Evetts. 4 vols. - Pans, 1906 - 15. - 655 p.
29. John of Ephesus. Ecclesiastical History / Ed. R. Smith. - Oxford, 1860. - 452 p.
30. Nicephori Callisti Xanthopuli. Ecclesiasticae historiae libri decem et oc¬to / Ed. Johann Lange. - Frankfurt.: Feyerabend, 1588. - 380 p.
31. Pachomii. Vita Bohairice scripta / Ed. L.Th. Lefort. Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Scriptores Coptici, 7. - Louvain, 1925. - 122 p.
32. Philonis Alexandrini. In Flaccum / Ed. H. Box. - Oxford: Oxford Uni-versity Press, 1939. - 192 p.
33. The Chronicle of John, Bishop of Nikiu / Translated from Zotenbergs Ethhiopic Text // Ed. Charles R.H. - L.: Williams and Norgate, 1916. - 204 p.
34. The history of the conquest of Egypt, North Africa and Spain known as the Futuh Misr of Ibn Abd al-Hakam / Ed. Ch.C. Тоггеу. - New Haven, 1922. - 400 p.
35. The Theodosian Code and Novels, and the Sirmondian Constitutions / Ed. C. Pharr. - Union, N.J.: Law-book Exchange, 2001. - 643 p.
36. The Third part of the ecclesiastical history of John bishop of Ephesus / Ed. Cureton W. - Oxford, 1853. - 360 p.
37. Опубликованные тексты папирусов: Oxyrhynchus papyri / Ed. with transl. and notes by B.P. Grenfell and A.S. Hunt. - L., 1898; The Hibeh Papyri. Part. I / Ed. B.P. Grenfell, A.S. Hunt. - L., 1906, Part II / Ed. E.G. Turner, M.T. Lenger. - L., 1955; Dikaiomata: Ausziige aus Alexandrinischen Gesetzen und Ver-ordnungen in einem Papyrus des philologischen Seminars der Universitat Halle mit einem Abang weiterer Papyri dersleben Sammlung / Ed. by the Graeca Halensis. - Berlin, 1913; Taubenschlag R. The law of Graeco-Roman Egypt in the light of the papyri 332 B.C. - 640 A.D. - Warsaw, 1948.
II. Исследования
1. Белов А.А. Большой порт греко-римской Александрии по современным археологическим данным // Культура Египта и стран Средиземноморья в древности и средневековье. - М., 2009. - С. 32-53.
2. Блаватский В.Д., Кошеленко Г.А. Открытие затонувшего мира. - М.: Изд. Академии наук, 1963. - 108 с.
3. Болотов В.В. Лекции по истории Древней церкви. - СПб.: Третья государственная типография, 1918. - 615 с.
4. Большаков О.Г. История Халифата. T.II. Эпоха великих завоеваний. 633 - 656. - М., 1993. - 294 с.
5. Борухович В.Г. В мире античных свитков. / Под ред. Э.Д. Фролова. - Саратов, Издательство Саратовского университета, 1976. - 215 c.
6. Васильев А.А. История Византийской империи. Т.1 - СПб., 1998 //
Электронный ресурс. Режим доступа:
http://gumilevica.kulichki.net/VAA/vaa121 .htm#vaa121para01
7. Ващева И.Ю. Иоанн Эфесский: Личность писателя в контексте новой интеллектуальной истории / Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 26. - М., 2009. - С. 298-310.
8. Ващева И.Ю. Феномен церковных историй в поздней античности / Дис. на соиск. научн. степ. докт. ист. наук. - Белгород, 2013. - 789 с.
9. Ведешкин М.А. Языческая интеллектуальная элита Восточной Римской империи в V - VI вв. // Интеллектуальные традиции в прошлом и на-стоящем. Вып. 2 / Под ред. М.С. Петровой. - М.: Аквилон, 2014. - С. 153-191.
10. Ведешкин М.А. Языческая оппозиция христианизации Римской империи: IV - VI вв. / Дис. на соиск. научн. степ. канд. ист. наук. - М.-Белгород,2014.- 316 с.
11. Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой Римской империи: Закат и падение Римской империи. Т. 5. - M: TEPPA - Книжный клуб,2008.- 576 c.
12. Григорович-Барский В.Г. Странствования по святым местам Востока (с 1723 по 1747 г.) / Союз писателей России; Подгот. текста к переизданию
В.В. Павленко; Отв. ред. Г.С. Баранкова. - М.: Ихтиос, 2005. - 4.II. - 336 с.
13. Грушевой А.Г. Иудеи и иудаизм в истории Римской республики и Римской империи. - СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008. - 484 с.
14. Давыдова А.Б. Формирование и развитие культа бога Сараписа в Египте в III в. до н.э. - IV в н.э. / Автореферат дисс. ...кандидата исторических наук. - М., 2012. - 34 c.
15. Давыдова А.Б. Храмы Сераписа в Египте: социокультурный контекст // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Исторические науки, 2009. № 2. - С. 83-91.
16. Дмитревский В. Александрийская школа. Очерк из истории духовного просвещения от I до начала V века по P.X. - Казань.1884. - 283 с.
17. Елпидинский. Общая церковная история. Выпуск 1. - СПб., 1903. -С.176-201.
18. Каковкин А.Я. Коптские ткани: опыт символического осмысления изображений // Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра искусствоведения. - Санкт-Петербург, 1996. - 38 с.
19. Ковалец А.С. Влияние александрийской философско-богословской традиции на формирование ранних памятников коптской монашеской литературы / Дис.. .кандидата филологич. наук. - М., 2003. - 213 с.
20. Ковалец А.С. Проблема отношения коптского монашества к Александрийской философско-богословской традиции // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология. № 3 (9). 2007. - С. 50-63.
21. Ковалец А.С. Раннее христианство в Египте: молчание источников и этнический аспект // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология. № 4 (14). 2008. - С. 26-34.
22. Коптелов Б.В. Отношения римских императоров с христианской церковью в 330-х - начале 360-х годов // Дис.кандидата исторических наук. - М., 2003. - 213 с.
23. Кривец Е.А. Египетские копты: проблема идентичности // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль, 2014. Т. 1. № 2. - С. 271-274.
24. Кривец Е.А. Социально-политические и религиозные последствия завоеваний Египта в Средние века // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. № 5. - Орел, 2012. - С. 54-59.
25. Кривец Е.А. Этапы становления и развития коптской церкви // Ярославский педагогический вестник. Т. 1. № 4. - Ярославль, 2010. - С. 83-87.
26. Кулаковский Ю.А. История Византии. В 3-х томах. - 3-е изд. Том 1: 395-518 годы. - СПб.: Алетейя, 2003. - 496 с.; Том 2: 518-602 годы. - СПб.: Алетейя, 1996. - 400 с.; Том 3: 602-717 годы. - СПб.: Алетейя, 2004. - 352.
27. Лященко Т., свящ. Св. Кирилл, архиепископ Александрийский. Его жизнь и деятельность. - Киев, 1913. - 547 с.
28. Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. - N.-Y.: Religious Books for Russia, 1986. - 428 с.
29. Мейендорф И. Иисус Христос в восточном православном богословии // Пер. с англ. свящ. Олега Давыденкова, при уч. Л.А. Успенской, при- меч. А.И. Сидорова. - М.: ПСТБИ, 2000. - 202 с.
30. Миролюбов А. Проповеди св. Кирилла Александрийского // Труды Киевской Духовной Академии. - Киев, 1882. №2. - С. 200-218.
31. Новиков В.В. Сотериологические аспекты христологии святителя Кирилла Александрийского в Толкованиях на Евангелие от Иоанна. Свято-отеческое наследие // Электронный ресурс. Режим доступа: http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=patrologia.n_01_0001#003_
32. Петрунина Ж.В. Египетский поход Наполеона: опыт европейского правления на Ближнем Востоке // Ученые записки Российского государственного социального университета. № 1(57). - М, 2008. - С. 115-122.
33. Порфирий (Попов), иеромонах. Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский // Прибавления к творениям святых отцов. Ч. 13. - М., 1854. - С. 250-322.
34. Ранович А.Р. Восточные провинции Римской Империи в I - III вв. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. - 264 с.
35. Ребизов О.Г. Археологические исследования в Александрии Египетской: проблемы и перспективы / Христианское чтение. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской Духовной Академия Русской Православной Церкви,
2011. № 5. - С. 119-137.
36. Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско- богословской мысли. - М.: КомКнига, 2011. - 1008 с.
37. Саврей В.Я. Александрийская школа в истории христианской мысли. - М.: МГУ, 2012. - 232 с.
38. Серова М.Ю. Александрия Египетская как научный и культурный центр эллинистического мира: Автореферат дисс. ...кандидата исторических наук. - СПб., 2006. - 23 с.
39. Сидоров А.И. Святитель Кирилл Александрийский. Его жизнь, церковное служение и творения // Творения святителя Кирилла епископа Александрийского. - М.: Паломник, 2000. Кн. 1. - 735 с.
40. Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 3: Александрия и Антиохия в истории церковной письменности и богословия. - М.: Сибирская Благозвонница, 2013. - 732 с.
41. Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991. - 230 с.
42. Толмачева Е.Г. Копты: Египет без фараонов. - М.: Алетейа, 2003. - 248 с.
43. Успенский Ф.И. История Византийской империи. В 3-х томах. Т.1. - СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1913. - 872 с.; Т. 2. - Л., 1927. - 509 с.; Т.3. - Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1948. - 858 с.
44. Флоровский Г., прот. Восточные отцы V-VIII вв. - М., 1992. - С. 43-73.
45. Хосроев А.Л. Александрийское христианство по данным текстов из Наг Хаммади. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. - 276 с.
46. Шпенглер О. Закат Европы. - В 2 т. Т. I. Закат Европы. Образ и действительность / Пер. Н.Ф. Гарелина. - М.: Мысль, 1998. - 663 с. Т. II. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории / Пер. с нем. и примеч. И.И. Маханькова. - М.: Мысль, 1998. - 606 с.
47. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991. - 527 с.
48. Abel F.M. Saint Cyrille d'Alexandrie dans ses rapports avec la Palestine. // Kyrilliana: Spicilegia edita Sancti. - Kairo, 1947. - P. 203-230.
49. Adriani A. Annuaire du Musee greco-romain (1932-1933) / Alexandrie: Imprimerie de la societe de publications Egyptiennes S.A.E., 1934. - 118 p.
50. Adriani A. Annuaire du Musee greco-romain (1940-1950) / Alexandrie: Imprimerie de la societe de publications Egyptiennes S.A.E., 1952. - 235 p.
51. Adriani A. Saggio di una pinata archeologica di Alessandria // Annuario del Museo Greco-Romano. - Roma, 1932-1933. - P. 53-57.
52. Athanassiadi P. Persecution and Response in Late Paganism: the Evi-dence of Damascius // Journal of Hellenic Studies. Vol. 113. - Cambridge: Cam-bridge University Press 1993. - P. 1-29.
53. Bagnall R. Agricultural productivity and taxation in later Roman Egypt // Transactions of the American Philological Association 115. - Princeton, 1985. - P. 289-308.
54. Bagnall R. Egypt in Late Antiquity. - Princeton: Princeton University Press, 1993. - 370 p.
55. Bagnall R. The Periodicity and Collection of the Chrysargyron. - Princeton, 1992. - P. 15-17.
56. Bardy G. Cyrille d'Alexandrie // Dictionnaire d'histoire et de geographie ecclesiastique. - Paris, 1956. - T. 13. - P. 1169-1177.
57. Barnes T.D. Athanasius and Constantius: Theology and Politics in the Constantinian Empire. - Cambridge, Mass. and London: Harvard University Press, 1993. - 343 p.
58. Bartelink G.J. M. Les rapports entre le monachisme egyptien et I’episcopat d’Alexandrie (jusqu’en 450) // Alexandrina. - P., 1987. - P. 365-379.
59. Bevan E.R. The House of Ptolemy. A history of Egypt under the Ptole-maic dynasty. - L., 1927. - 395 p.
60. Borresen K.E., Vogt K. Women’s Studies of the Christian and Islamic Traditions: Ancient, Medieval. - Dodrecht: Kluwer Academic Publshers, 1993. - 370 p.
61. Botti G. L'Acropole d'Alexandrie et le Serapeum apres Aphthonius et les Fouilles. Memoire presente a la Societe Archdologique d'Alexandrie. - Alexandria, 1895. - 32 p.
62. Bowman A.K., Rathbone D.W. Cities and Administration in Roman Egypt // Journal of Roman Studies 82, 1992. - P. 107-27.
63. Breccia E. Alexandrea ad Aegyptum: a guide to the ancient and modern town, and to its Graeco-Roman museum. - Bergamo: Istituto Italiano d'Arti Gra- fiche, 1922. - 400 p.
64. Breccia E. Municipalite d'Alexandrie. Le Musee greco-romain (1925-1931). - Bergamo: Istituto Italiano d’arti grafiche, 1932. - 164 p.
65. Brooks E.W. The Ordination of the Early Bishops of Alexandria // Jour-nal of Theological Studies, 1901. - P. 612-13.
66. Bury J. B. History of the later Roman Empire : from the death of Theo-dosius I to the death of Justinian (A.D. 395 to A.D. 565). - L.: Macmillan, 1923. - 542 p.
67. Campenhausen H. v. Griechische Kirchenvater. - Stuttgart; Berlin; Koln: W. Kohlhammer, 1993. - 173 p.
68. Carcopino J. Daily Life in Ancient Rome. - New Haven: Yale Universi¬ty Press. 1940. - 342 p.
69. Chuvin P. A Chronicle of the Last Pagans. - Cambridge, 1990. - 200 p.
70. Darvish I.A. The topography of royal quarter part of Alexandria // Alex-andria: the Submerged Royal Quarter. - L., 1998. - P. 1-53.
71. Davis S.J. Coptic Christology in Practice Incarnation and Divine Partici-pation in Late Antique and Medieval Egypt. -New York; Oxford: Oxford Univer¬sity Press, 2008. - 372 p.
72. Deakin M.A.B. Hypatia of Alexandria: Mathematician and Martyr. - New York, 2007. - 231 p.
73. Decobert C., Empereur J.-Y. Alexandrie medievale 2, avec Christian Decobert, Institut frangais d'archeologie orientale. - Le Caire, 1998. - 200 p.
74. Decobert, C., Empereur, J.-Y. Alexandrie medievale 1, avec Christian Decobert, Institut frangais d'archeologie orientale. - Le Caire, 1998. - 114 p.
75. Du Manoir De Juaye H. Dogme et spiritualite chez Saint Cyrille d'Alex-andrie // Etudes de theologie et d'histoire de la spiritualite, II. Vol. 57, № 269. -
Paris, Vrin, 1944. - 594 p.
76. Dzielska M. Hypatia of Alexandria / Tr. F. Lyra. - Cambridge, MA, London: Harvard University Press, 1996. - 176 p.
77. Empereur J.-Y. Alexandria Rediscovered. - L.: British Museum Press,
1999. - 259 p.
78. Evieux, Pierre. Introduction generale / Cyrille d'Alexandrie, Lettres fes-tales I-VI. Sources Chretiennes 372 // Introduction generale par P. Evieux, intr o- duction critique et texte grec par W.H. Burns. - Paris; Cerf, 1991. - 423 p.
79. Foerster G. The Art and Architecture of the Synagogue in Its Late Ro-man Setting / The Synagogue in Late Antiquity / ed. L.I. Levine. - Philadelphia: American Schools of Oriental Research, 1987. - P.139-146.
80. Fraser P. M. A Syriac Notitia urbis Alexandrinae. Journal of Egyptian Archaeology. - Oxford, 1951. Vol. 37. - P. 103-108.
81. Fraser P. M. Ptolemaic Alexandria, I-III. - Oxford, 1972. - 329 p.
82. Gabra G. Coptic Civilization: Two Thousand Years of Christianity in Egypt. - Cairo: The American University in Cairo Press, 2014. - 360 p.
83. Gely V. Hypatia. Historische Gestalten der Antike. Rezeption in Litera- tur, Kunst und Musik // Der Neue Pauly. Supplemente. Band 8. - Stuttgart; Wei-mar, 2013. - S. 525-534.
84. Goddio F. The Topography of the Submerged Royal Quarters of the Eastern Harbour of Alexandria // The Submerged Royal Quarters. - L., 1998. - P. 1-52.
85. Goddio F. Underwater Archaeology in the Canopic Region // The To-pography and Excavation of Heracleion-Thonis and East Canopus (1996-2006) / Oxford Centre for Maritime Archaeology. - Oxford, 2007. - 320 p.
86. Gruen E.S. Diaspora: Jews Amidst Greeks and Romans. - Cambridge, MA, 2002. - P. 172.
87. Haas C. Alexandria in late antiquity: topography and social conflict. - Baltimore; L.: Johns Hopkins univ. press, 1997. - 494 p.
88. Hahn J. The Conversion of the Cult Statues. The Destruction of the Se- rapeion 392 A.D. // J. Hahn u a., From Temple to Church / RGRW 161. - Leiden, 2008. - P. 335-366.
89. Hardy E.R. Cyrillus von Alexandrien // Theologische Realenzyklopadie. Bd. 8, 1981: Chlodwig - Dionysius Areopagita. - S. 254-260.
90. Harnack A. Alexandria // School of 11 The New Schaff-Herzog Encyc-lopedia of Religious Knowledge. - Grand Rapids, 1960. Vol. 1. - 260 c.
91. Hoche R. Hypatia, die Tochter Theons // Philologus, 15, 1860. - S. 435-474.
92. Hogarth D.G., Benson E.F. Report on Prospects of Research in Alexan-dria by D.G. Hogarth and E.F. Benson: The Society for the Promotion of Hellenic Studies / Reprinted by permission from the Archaeological Report of the Egypt Exploration Fund, 1894 - 5. - L.: Macmillan & Company, 1895. - 33 p.
93. Hollerich M.J. The Alexandrian Bishops and the Grain Trade: Ecclesias-tical Commerce in Late Roman Egypt // Journal of the Economic and Social Histo¬ry of the Orient, 1982. № 25. - P. 187-207.
94. Horbury W., Noy D. Jewish Inscriptions of Graeco-Roman Egypt. - Cambridge: Cambridge University Press, 1992. Vol. 3. - 429 p.
95. Jacoby F. Die Fragmente der griechischen Historiker. - Leiden., 1923. - 627 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ