АЛЕКСАНДРИЯ В РАННЕВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРИОД
|
Введение 3
Глава I. Особенности исторического развития Александрии в ранневизантийский период
1.1. Администрация 22
1.2. Особенности социально-экономического развития 30
I.3. Общая характеристика этнической и социальной структуры населения . 38
Глава II. Этно-конфессиональная картина александрийского общества в
ранневизантийский период 54
11.1. Языческое сообщество 54
11.2. Александрийские евреи 62
11.3. Христианское сообщество 67
Глава III. Особенности процесса христианизации Александрии Египетской 77
111.1. Разрушение Серапеума 77
111.2. Борьба христианской общины за доминирующее положение в
Александрии в период начального этапа предстоятельства Кирилла
Александрийского в 412-415 гг 84
111.3. Антихалкидонские волнения в Александрии 95
Заключение 99
Источники и исследования 102
Приложение
Глава I. Особенности исторического развития Александрии в ранневизантийский период
1.1. Администрация 22
1.2. Особенности социально-экономического развития 30
I.3. Общая характеристика этнической и социальной структуры населения . 38
Глава II. Этно-конфессиональная картина александрийского общества в
ранневизантийский период 54
11.1. Языческое сообщество 54
11.2. Александрийские евреи 62
11.3. Христианское сообщество 67
Глава III. Особенности процесса христианизации Александрии Египетской 77
111.1. Разрушение Серапеума 77
111.2. Борьба христианской общины за доминирующее положение в
Александрии в период начального этапа предстоятельства Кирилла
Александрийского в 412-415 гг 84
111.3. Антихалкидонские волнения в Александрии 95
Заключение 99
Источники и исследования 102
Приложение
Актуальность. Александрия Египетская на протяжении ранневизантийского периода оставалась одним из крупнейших городов восточного Средиземноморья. Город занимал видное место в имперской политике, достиг значительного уровня социально-экономического развития, служил средоточием лучших достижений культуры.
В ранневизантийское время в многонациональном городе, ощущавшем влияние как западных, так и восточных культов, происходили значительные изменения, связанные с общеимперским процессом христианизации. В городе разворачивались крупнейшие религиозные конфликты, исход которых, во многом определил историческое развитие христианства и оказал влияние на его распространение в качестве мировой религии. Здесь жили и творили великие Отцы церкви, в трудах которых были заложены основы догматики, иерархии и богослужения. В этот период происходила постепенная трансформация города из крупнейшего центра классического наследия в один из основных центров развития христианства. В связи с вышесказанным, изучение позднеантичной Александрии Египетской является актуальным.
Объектом исследования является Александрия Египетская в ранневизантийский период.
Предмет исследования - особенности процесса исторического развития Александрии Египетской в ранневизантийский период.
Хронологические рамки исследования включают IV - первая поло-вина VII вв., когда шёл активный процесс преобразования александрийского общества, связанный со становлением христианства в качестве доминирующего в городе института. Нижняя граница обусловлена началом процесса государственной христианизации Римской империи. Верхняя - захватом Александрии арабами в 641 г.
Методологическая база исследования. Исследование основывается на цивилизационном подходе, получившего развитие в трудах О. Шпенглера, А. Тойнби, К. Ясперса и др. Согласно теории локальных цивилизаций А. Дж. Тойнби цивилизации рассматриваются как уникальные этнические или исторические общественные образования, занимающие определенную территорию и имеющие свои особенности социально-экономического и культурного развития.
Методологическую базу исследования составляют принцип системности (предполагает рассмотрение фактов в совокупности и развитии, рассмотрение структуры и функций предмета исследования); принцип историзма (предполагает рассмотрение исторических явлений, событий и процессов в хронологической последовательности и во взаимной связи друг с другом); принцип объективности (предполагает, что источники и факты имеют объективное содержание, позволяющее с помощью их анализа восстановить историческую картину прошлого). Для эффективного анализа источников и достоверности сделанных выводов обязательным условием являлось применение комплексного подхода. Авторство, происхождение, оригиналы и различные варианты большинства используемых источников установлены ранее. В используемых нарративных источниках сильно авторское начало, поэтому при работе с ними главной задачей являлась интерпретация текстов и анализ фактического содержания.
Разнообразие и обширность проблематики в изучении истории ранневизантийской Александрии Египетской создаёт естественную необходимость использования междисциплинарного подхода. Широта предмета исследования создаёт условие для взаимовлияния таких наук и научных дисциплин, как: социология - в вопросах исследования социальной стратификации городского населения; политологии - в изучении различных аспектов городского управления, взаимоотношения городских властей с имперскими, соотношения и взаимовлияния церковной и светских властей и проч.; экономики - в изучении хозяйственной роли Александрии; топографии - в вопросах изучения городского пространства и т.д. Наиболее ярким примером успешного использования междисциплинарного подхода в историческом исследовании по данной теме является работа современного американского ученого Кристофера Хааса.
При анализе социальной стратификации городского населения мы опирались на концепцию, выработанную в работах Р. Багналла и К. Хааса, согласно которой, в отличие от классового подхода, основной единицей являются не классы, а общественные объединения, их место в социально-экономической жизни общества, а также их взаимодействие и взаимовлияние. Эта концепция позволяет рассматривать формы объединений, которые придавали социальной группе общинный характер. Использование данного подхода к стратификации, позволяет охарактеризовать социально-экономические страты и механизмы их функционирования в сложной организации ранневизантийского городского общества.
В работе применялись следующие общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помимо общенаучных использовались и специальные исторические методы.
Системно-сюжетное изложение материала построено с использованием таких методов, как:
- диалектический метод позволил рассматривать переход количественных характеристик изучаемых явлений в качественные, выявлять влияние общественных противоречий на ход исторического процесса;
- историко-генетический метод позволил выявить истоки процессов и явлений в изучении иерархии христианского сообщества; истоков возникновения социальной напряжённости, перерастающей в конфликты, влекущие за собой насильственные действия и разрушение объектов культуры и др.;
- историко-сравнительный метод использовался для сравнения изучаемых категорий: социальных и этно-конфессиональных сообществ, политических стратегий предстоятелей Александрийской Церкви и др.;
- герменевтический метод позволил интерпретировать исследуемые категории с учётом исторического контекста.
Совокупность использованных методов определила достоверность и обоснованность сделанных нами выводов.
Цель работы изучить особенности исторического развития Александрии Египетской в ранневизантийский период.
Для достижение поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить административное устройство Александрии;
2. исследовать особенности социально-экономического развития города;
3. охарактеризовать этническую и социальную структуру городского общества;
4. проанализировать языческое сообщество города;
5. получить представление о евреях Александрии Египетской;
6. изучить особенности христианского сообщества в этно- конфессиональной структуре города;
7. исследовать роль разрушения Серапеума в процессе христианизации города;
8. рассмотреть процесс борьба христианской общины за доминирующее положение в Александрии в период начального этапа предстоятельства Кирилла Александрийского в 412-415 гг.;
9. изучить влияние антихалкидонских споров в процессе исторического развития города.
Источниковая база исследования включает в себя многочисленные письменные, а также опубликованные в трудах исследователей данные археологического изучения города.
Среди нарративных источников в нашем исследовании важная роль отводится:
- трудам языческих авторов (Аммиан Марцеллин, Евнапий);
- трудам христианских авторов, из последних наиболее важное значение в контексте нашего исследования имеют жанры:
А) Церковная история (Сократа Схоластика, Созомена Саламинского, Руфина Аквилейского, Евсевия Кессарийского, Иоанна Эфесского и др.);
Б) Хроника (Иоанн Никиусский, Михаил Сириец, Иоанн Малала «Хронография» и др.).
Кроме того, были использованы и другие труды христианских апологетов («Увещевательное слово к эллинам» (иногда «Увещевательное слово к язычникам») или по-другому «Протрептик», христианского апологета, одного из основателей Александрийской богословской школы Климента Александрийского (ок. 150 - 215 гг.), «История против язычников» V века - Павла Орозия окончательная редакция которой была осуществлена автором между весной 416 и осенью 417 гг., «Письма» Синезия и т.д. Большое внимание заслуживают богословские работы предстоятелей Александрийской церкви: Афанасия Александрийского, Феофила, Кирилла Александрийского) и др.
Одним из основных источников по проблеме становления и развития коптской Церкви, является обширный источник второй половины X века «История патриархов».
Среди законодательных памятников главное место в нашей работе отводится первому официальному сборнику распоряжений римских императоров с начала IV века - Кодексу Феодосия, принятому в 438 г., а также Кодексу Юстиниана, составленного в 529-534 гг.
Определённые проблемы имеются в отношении папирологических источников, являющихся ценным материалом для освещения экономической сферы развития общества. К сожалению, объём папирологического материала для города гораздо меньше, чем для хоры, что связано, в первую очередь, с особенностями климата. Папирусы чаще всего находят в мусорных остатках поселений, покинутых ещё в древности. В Александрии сосредотачивалось управление Египтом, делопроизводство велось непрерывно, документы, потерявшие актуальность, уничтожались. Кроме того, папирусы дают много частных сведений, но практически не содержат обобщающих данных.
Значительного внимания требуют данные опубликованных результатов изучения археологических памятников и комплексов, полученные исследователями в процессе раскопок.
Таким образом, имеющихся источников достаточно для решения задач нашего исследования.
В ранневизантийское время в многонациональном городе, ощущавшем влияние как западных, так и восточных культов, происходили значительные изменения, связанные с общеимперским процессом христианизации. В городе разворачивались крупнейшие религиозные конфликты, исход которых, во многом определил историческое развитие христианства и оказал влияние на его распространение в качестве мировой религии. Здесь жили и творили великие Отцы церкви, в трудах которых были заложены основы догматики, иерархии и богослужения. В этот период происходила постепенная трансформация города из крупнейшего центра классического наследия в один из основных центров развития христианства. В связи с вышесказанным, изучение позднеантичной Александрии Египетской является актуальным.
Объектом исследования является Александрия Египетская в ранневизантийский период.
Предмет исследования - особенности процесса исторического развития Александрии Египетской в ранневизантийский период.
Хронологические рамки исследования включают IV - первая поло-вина VII вв., когда шёл активный процесс преобразования александрийского общества, связанный со становлением христианства в качестве доминирующего в городе института. Нижняя граница обусловлена началом процесса государственной христианизации Римской империи. Верхняя - захватом Александрии арабами в 641 г.
Методологическая база исследования. Исследование основывается на цивилизационном подходе, получившего развитие в трудах О. Шпенглера, А. Тойнби, К. Ясперса и др. Согласно теории локальных цивилизаций А. Дж. Тойнби цивилизации рассматриваются как уникальные этнические или исторические общественные образования, занимающие определенную территорию и имеющие свои особенности социально-экономического и культурного развития.
Методологическую базу исследования составляют принцип системности (предполагает рассмотрение фактов в совокупности и развитии, рассмотрение структуры и функций предмета исследования); принцип историзма (предполагает рассмотрение исторических явлений, событий и процессов в хронологической последовательности и во взаимной связи друг с другом); принцип объективности (предполагает, что источники и факты имеют объективное содержание, позволяющее с помощью их анализа восстановить историческую картину прошлого). Для эффективного анализа источников и достоверности сделанных выводов обязательным условием являлось применение комплексного подхода. Авторство, происхождение, оригиналы и различные варианты большинства используемых источников установлены ранее. В используемых нарративных источниках сильно авторское начало, поэтому при работе с ними главной задачей являлась интерпретация текстов и анализ фактического содержания.
Разнообразие и обширность проблематики в изучении истории ранневизантийской Александрии Египетской создаёт естественную необходимость использования междисциплинарного подхода. Широта предмета исследования создаёт условие для взаимовлияния таких наук и научных дисциплин, как: социология - в вопросах исследования социальной стратификации городского населения; политологии - в изучении различных аспектов городского управления, взаимоотношения городских властей с имперскими, соотношения и взаимовлияния церковной и светских властей и проч.; экономики - в изучении хозяйственной роли Александрии; топографии - в вопросах изучения городского пространства и т.д. Наиболее ярким примером успешного использования междисциплинарного подхода в историческом исследовании по данной теме является работа современного американского ученого Кристофера Хааса.
При анализе социальной стратификации городского населения мы опирались на концепцию, выработанную в работах Р. Багналла и К. Хааса, согласно которой, в отличие от классового подхода, основной единицей являются не классы, а общественные объединения, их место в социально-экономической жизни общества, а также их взаимодействие и взаимовлияние. Эта концепция позволяет рассматривать формы объединений, которые придавали социальной группе общинный характер. Использование данного подхода к стратификации, позволяет охарактеризовать социально-экономические страты и механизмы их функционирования в сложной организации ранневизантийского городского общества.
В работе применялись следующие общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помимо общенаучных использовались и специальные исторические методы.
Системно-сюжетное изложение материала построено с использованием таких методов, как:
- диалектический метод позволил рассматривать переход количественных характеристик изучаемых явлений в качественные, выявлять влияние общественных противоречий на ход исторического процесса;
- историко-генетический метод позволил выявить истоки процессов и явлений в изучении иерархии христианского сообщества; истоков возникновения социальной напряжённости, перерастающей в конфликты, влекущие за собой насильственные действия и разрушение объектов культуры и др.;
- историко-сравнительный метод использовался для сравнения изучаемых категорий: социальных и этно-конфессиональных сообществ, политических стратегий предстоятелей Александрийской Церкви и др.;
- герменевтический метод позволил интерпретировать исследуемые категории с учётом исторического контекста.
Совокупность использованных методов определила достоверность и обоснованность сделанных нами выводов.
Цель работы изучить особенности исторического развития Александрии Египетской в ранневизантийский период.
Для достижение поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить административное устройство Александрии;
2. исследовать особенности социально-экономического развития города;
3. охарактеризовать этническую и социальную структуру городского общества;
4. проанализировать языческое сообщество города;
5. получить представление о евреях Александрии Египетской;
6. изучить особенности христианского сообщества в этно- конфессиональной структуре города;
7. исследовать роль разрушения Серапеума в процессе христианизации города;
8. рассмотреть процесс борьба христианской общины за доминирующее положение в Александрии в период начального этапа предстоятельства Кирилла Александрийского в 412-415 гг.;
9. изучить влияние антихалкидонских споров в процессе исторического развития города.
Источниковая база исследования включает в себя многочисленные письменные, а также опубликованные в трудах исследователей данные археологического изучения города.
Среди нарративных источников в нашем исследовании важная роль отводится:
- трудам языческих авторов (Аммиан Марцеллин, Евнапий);
- трудам христианских авторов, из последних наиболее важное значение в контексте нашего исследования имеют жанры:
А) Церковная история (Сократа Схоластика, Созомена Саламинского, Руфина Аквилейского, Евсевия Кессарийского, Иоанна Эфесского и др.);
Б) Хроника (Иоанн Никиусский, Михаил Сириец, Иоанн Малала «Хронография» и др.).
Кроме того, были использованы и другие труды христианских апологетов («Увещевательное слово к эллинам» (иногда «Увещевательное слово к язычникам») или по-другому «Протрептик», христианского апологета, одного из основателей Александрийской богословской школы Климента Александрийского (ок. 150 - 215 гг.), «История против язычников» V века - Павла Орозия окончательная редакция которой была осуществлена автором между весной 416 и осенью 417 гг., «Письма» Синезия и т.д. Большое внимание заслуживают богословские работы предстоятелей Александрийской церкви: Афанасия Александрийского, Феофила, Кирилла Александрийского) и др.
Одним из основных источников по проблеме становления и развития коптской Церкви, является обширный источник второй половины X века «История патриархов».
Среди законодательных памятников главное место в нашей работе отводится первому официальному сборнику распоряжений римских императоров с начала IV века - Кодексу Феодосия, принятому в 438 г., а также Кодексу Юстиниана, составленного в 529-534 гг.
Определённые проблемы имеются в отношении папирологических источников, являющихся ценным материалом для освещения экономической сферы развития общества. К сожалению, объём папирологического материала для города гораздо меньше, чем для хоры, что связано, в первую очередь, с особенностями климата. Папирусы чаще всего находят в мусорных остатках поселений, покинутых ещё в древности. В Александрии сосредотачивалось управление Египтом, делопроизводство велось непрерывно, документы, потерявшие актуальность, уничтожались. Кроме того, папирусы дают много частных сведений, но практически не содержат обобщающих данных.
Значительного внимания требуют данные опубликованных результатов изучения археологических памятников и комплексов, полученные исследователями в процессе раскопок.
Таким образом, имеющихся источников достаточно для решения задач нашего исследования.
Проведенное в работе исследование имело основной целью изучение особенностей исторического развития Александрии Египетской в ранневизантийский период.
Реализовав основные задачи исследования, мы пришли к выводам, что имперскую власть в городе можно условно разделить на три составляющие части: непосредственную власть императора, военную власть дукса и гражданскую власть, сосредоточенную в руках префекта. Усиление напряженности в александрийском обществе требовало объединения сил городского управления для поддержания порядка. В городе ещё оставались возможности для функционирования гражданских магистратур, однако, они постепенно теряли свои позиции. Совокупность методов управления, включавшая как насильственные методы, так и различного рода ограничения, важнейшими из которых были ограничение зерновых пособий, а в более поздние периоды и закрытие церквей, способствовала проведению имперской политики, направленной на поддержание порядка и умиротворение населения в периоды межобщинных конфликтов, которые были достаточно частым явлением в ран-невизантийской Александрии.
Выгодное географическое положение, продуктивный характер взаимодействия с окружающими районами сельской местности, местонахождение на пересечении важных маршрутов торговли и паломничества способствовали сохранению хозяйственного значения ранневизантийской Александрии в Египте и восточном Средиземноморье. Интенсивное социально-экономическое развитие города обеспечивало способность поддерживать многочисленное население. Александрия была одним из крупнейших городов империи в этом отношении. Городское общество имело сложную социальную и этническую структуру. На основе имущественного признака оно разделялось на небольшое количество богатого населения и основную массу горожан. В общественной структуре города происходила постепенная трансформация, связанная как с тенденциями к социальной дифференциации, так и центробежными тенденциями внутри социальных слоёв на основе их деятельности, при этом этно-конфессиональный фактор в данном вопросе не играл определяющей роли. К основным этническим элементам населения ранневизантийской Александрии наряду с коптами следует отнести греков и эллинизированных иудеев. Анализ источников свидетельствует о присутствии некоторого антагонизма между коптами и греками, наиболее ярко просматривающегося, учитывая характер источников, в периоды возникновения конфликтов на религиозной почве.
Этно-конфессиональная структура города в данный период претерпевала значительные изменения, связанные, прежде всего, с политикой, направленной на христианизацию. Разрозненное по своей сущности языческое сообщество города обретает некоторые черты самоидентификации в процессе необходимости поддержания позиций в городе. Реализация антиязыческих мер привела к постепенному ослабеванию сообщества, маргинализации представителей александрийского язычества и его постепенному угасанию.
Евреи города в ранневизантийской Александрии переходят от форм консолидации эллинистического времени к более древней форме организации сообщества, образовываемой вокруг синагоги. Экономическая конкуренция в морской торговле могла стать одной из значительных предпосылок к усилению конфронтации между евреями и христианским населением, приведшей в к изгнанию евреев из города в начале V века. Тем не менее, к середине V в. александрийские иудеи подают прошение властям на восстановление синагоги. Сообщество александрийских евреев продолжало процветать на протяжении всего Средневековья и было одним из самых влиятельных сообществ на Ближнем Востоке. Такая устойчивость в довольно враждебном окружении демонстрирует важную роль евреев в этно-конфессиональной картине Александрии Египетской.
На протяжении ранневизантийского периода в городе постепенно происходил процесс усиления роли христианства во всех сферах общественной жизни. Несмотря на некоторые данные источников, свидетельствующие о признаках уравнительности, в христианской Церкви города существовала система управления со строгой иерархией, ключевую роль в которой играл предстоятель Александрийской Церкви.
Кульминацией движения по пресечению нехристианских религиозных объединений в Египте в IV веке стало Разрушение Серапеума. Данное событие значительно подорвало авторитет языческого сообщества Александрии, однако, оно не искоренило языческих практик, продолжавших существовать на протяжении последующего времени.
Чередой насильственных действий, направленных на устранение оппонентов как внутри самого христианского сообщества, так и наступлением на другие конфессиональные объединения города, столкновением со светской властью была сопряжена активная политика, проводимая Кириллом Александрийским в 412-415 гг. Данный период является кульминационным в процессе усиления христианской общины Александрии.
Заметно повлияли на историю Александрии решения Халкидонского собора 451 года, усилив существующие общественные противоречия, которые приняли форму открытого внутригородского конфликта. Последствия этого конфликта привели к расколу александрийской Церкви на монофизитскую (коптскую) и греко-византийскую церкви. Противостояние приверженцев этих религиозных направлений играло важную роль в историческом развитии города вплоть до арабского завоевания.
В целом, противоречия ранневизантийского периода и его основные черты ярко проявились в процессе исторического развития Александрии Египетской.
Реализовав основные задачи исследования, мы пришли к выводам, что имперскую власть в городе можно условно разделить на три составляющие части: непосредственную власть императора, военную власть дукса и гражданскую власть, сосредоточенную в руках префекта. Усиление напряженности в александрийском обществе требовало объединения сил городского управления для поддержания порядка. В городе ещё оставались возможности для функционирования гражданских магистратур, однако, они постепенно теряли свои позиции. Совокупность методов управления, включавшая как насильственные методы, так и различного рода ограничения, важнейшими из которых были ограничение зерновых пособий, а в более поздние периоды и закрытие церквей, способствовала проведению имперской политики, направленной на поддержание порядка и умиротворение населения в периоды межобщинных конфликтов, которые были достаточно частым явлением в ран-невизантийской Александрии.
Выгодное географическое положение, продуктивный характер взаимодействия с окружающими районами сельской местности, местонахождение на пересечении важных маршрутов торговли и паломничества способствовали сохранению хозяйственного значения ранневизантийской Александрии в Египте и восточном Средиземноморье. Интенсивное социально-экономическое развитие города обеспечивало способность поддерживать многочисленное население. Александрия была одним из крупнейших городов империи в этом отношении. Городское общество имело сложную социальную и этническую структуру. На основе имущественного признака оно разделялось на небольшое количество богатого населения и основную массу горожан. В общественной структуре города происходила постепенная трансформация, связанная как с тенденциями к социальной дифференциации, так и центробежными тенденциями внутри социальных слоёв на основе их деятельности, при этом этно-конфессиональный фактор в данном вопросе не играл определяющей роли. К основным этническим элементам населения ранневизантийской Александрии наряду с коптами следует отнести греков и эллинизированных иудеев. Анализ источников свидетельствует о присутствии некоторого антагонизма между коптами и греками, наиболее ярко просматривающегося, учитывая характер источников, в периоды возникновения конфликтов на религиозной почве.
Этно-конфессиональная структура города в данный период претерпевала значительные изменения, связанные, прежде всего, с политикой, направленной на христианизацию. Разрозненное по своей сущности языческое сообщество города обретает некоторые черты самоидентификации в процессе необходимости поддержания позиций в городе. Реализация антиязыческих мер привела к постепенному ослабеванию сообщества, маргинализации представителей александрийского язычества и его постепенному угасанию.
Евреи города в ранневизантийской Александрии переходят от форм консолидации эллинистического времени к более древней форме организации сообщества, образовываемой вокруг синагоги. Экономическая конкуренция в морской торговле могла стать одной из значительных предпосылок к усилению конфронтации между евреями и христианским населением, приведшей в к изгнанию евреев из города в начале V века. Тем не менее, к середине V в. александрийские иудеи подают прошение властям на восстановление синагоги. Сообщество александрийских евреев продолжало процветать на протяжении всего Средневековья и было одним из самых влиятельных сообществ на Ближнем Востоке. Такая устойчивость в довольно враждебном окружении демонстрирует важную роль евреев в этно-конфессиональной картине Александрии Египетской.
На протяжении ранневизантийского периода в городе постепенно происходил процесс усиления роли христианства во всех сферах общественной жизни. Несмотря на некоторые данные источников, свидетельствующие о признаках уравнительности, в христианской Церкви города существовала система управления со строгой иерархией, ключевую роль в которой играл предстоятель Александрийской Церкви.
Кульминацией движения по пресечению нехристианских религиозных объединений в Египте в IV веке стало Разрушение Серапеума. Данное событие значительно подорвало авторитет языческого сообщества Александрии, однако, оно не искоренило языческих практик, продолжавших существовать на протяжении последующего времени.
Чередой насильственных действий, направленных на устранение оппонентов как внутри самого христианского сообщества, так и наступлением на другие конфессиональные объединения города, столкновением со светской властью была сопряжена активная политика, проводимая Кириллом Александрийским в 412-415 гг. Данный период является кульминационным в процессе усиления христианской общины Александрии.
Заметно повлияли на историю Александрии решения Халкидонского собора 451 года, усилив существующие общественные противоречия, которые приняли форму открытого внутригородского конфликта. Последствия этого конфликта привели к расколу александрийской Церкви на монофизитскую (коптскую) и греко-византийскую церкви. Противостояние приверженцев этих религиозных направлений играло важную роль в историческом развитии города вплоть до арабского завоевания.
В целом, противоречия ранневизантийского периода и его основные черты ярко проявились в процессе исторического развития Александрии Египетской.



