Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УВЕРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №68143

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
538
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УВЕРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Социальная уверенность: сущность понятия, структура 6
1.2 Возможности игровой деятельности в развитии социальной уверенности у старших дошкольников 13
1.3 Педагогические условия развития социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ
УВЕРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1 Определение уровня развития социальной уверенности у детей
старшего дошкольного возраста 30
2.2 Методические рекомендации по развитию социальной уверенности у
детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ

Проблема социально-личностного развития дошкольника в современном быстро меняющемся мире приобретает колоссальное значение. B сложившейся на сегодняшний день ситуации острого дефицита культуры общения, внимания друг другу, у детей очень часто проявляется социальная неуверенность в себе.
Социальная уверенность - это осознанный способ гармоничного взаимодействия с самим собой, с людьми, с окружающим миром, применяемый на основе освоения личностью позитивного социального опыта в процессе деятельности.
Современные дети живут в эпоху, наполненную противоречиями, и переизбытком информации. Их поведение зачастую копирует увиденное на экране телевизора. Родителям в силу своей загруженности, элементарно не хватает времени с ребенком просто поговорить. Многим детям все сложнее становится взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Живое взаимодействие детей им заменяет виртуальный мир компьютерных технологий. Или же наоборот, гиперопека со стороны родителей отнимает возможность у детей самостоятельно принимать решения, поскольку решения предлагаются ему уже в готовом варианте, в результате ребенок утрачивает возможность разумно оценивать происходящее вокруг него. Это в свою очередь препятствует не только успешной социализации ребенка, а так же препятствует становлению его собственного «Я».
Актуальность формирования социальной уверенности ребенка в процессе его включения в систему общественных отношений подчеркивалась рядом исследователей. Нами были рассмотрены исследования Т.А. Березиной, И.В. Волковой, С.А. Кошатко, И.А. Кудаевой, Н.Ю. Молостовой, Е.Л. Никитиной и других.
По мнению И.В. Волковой, процесс формирования социально уверенной личности ребенка тесно связан с процессом его социализации, который подразумевает под собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей. С другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. И чем раньше начинается формирование социальной уверенности как качества становящейся личности, тем успешнее будет продвигаться по жизненной лестнице человек.
Все вышесказанное позволило определить тему исследования «Развитие социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: эффективность в развитии социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста может быть обеспечена реализацией следующих педагогических условий:
- формирование у детей позитивного самовосприятия, положительного представления о себе;
- использование развивающих проблемно-практических ситуаций, способствующих закреплению социально приемлемых вариантов поведения детей в общении со сверстниками и взрослыми;
- формирование социального опыта дошкольников в процессе их участия в совместной игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность понятия «социальная уверенность», структурные компоненты.
2. Выяснить возможности игровой деятельности в развитии социальной уверенности у старших дошкольников.
3. Определить и теоретически обосновать педагогические условия формирования социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить уровни сформированности социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста.
5. Обобщить методические рекомендации по развитию социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- эмпирические: констатирующий этап педагогического эксперимента, анкетирование, беседа, наблюдение;
- качественный и количественный, анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 41 г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное нами исследование показало, что проблема формирования социальной уверенности как качества личности детей старшего дошкольного возраста становящейся является актуальной на сегодняшний день. В ходе написания выпускной квалификационной работы нами были поставлены и решены следующие задачи:
1. Выявить сущность понятия «социальная уверенность», структурные компоненты.
2. Раскрыть задачи и содержание образовательной работы по развитию социальной уверенности у старших дошкольников.
3. Определить и теоретически обосновать педагогические условия формирования социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить уровни сформированности социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста.
5. Обобщить методические рекомендации по развитию социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании И.В. Волковой социальная уверенность определяется как умение гармонично взаимодействовать с самим собой, с людьми, с внешним миром.
Она включает в качестве составных элементов:
1) позитивное самовосприятие, положительное представление о себе;
2) доверие к себе, основанное на собственном эффективном и адекватном поведении;
3) стремление к достижению положительного результата, к успеху дела;
4) умение реализовать самоутверждающие способы поведения;
5) умение пользоваться социально приемлемыми разнообразными способами для выражения своей индивидуальности, корректно и выигрышно «предъявлять» себя в общении.
В исследовании А.Р. Уразовой было конкретизировано понятие «социально-личностное развитие детей дошкольного возраста», понимаемое как целенаправленный процесс вхождения ребенка в мир социальных отношений, позволяющий получить ему личный опыт в способах познания, общения и деятельности, основанный на социокультурных нормах, традициях и способствующий удовлетворению потребности дошкольника в положительных эмоциональных контактах с миром, собой, другими людьми, формированию себя как субъекта социальных отношений и становлению «самости».
Особенностями формирования социальной уверенности у старших дошкольников является: формирование коллективных взаимоотношений со сверстниками - когнитивный компонент социальной уверенности; воспитание организованного поведения, у дошкольников формируется умение сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе - это поведенческий компонент; воспитание самостоятельности, которая является важной чертой социальной уверенности и формируется как нравственно-волевое качество, развивается чувство уважения к старшим, формируется привычка быть вежливым, готовность активно проявлять заботу о старших и младших - это мотивационный компонент.
Практическая работа по проблеме исследования была организована на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида № 41 г. Белгорода. В исследовании участвовало 16 детей старшей группы.
Практическая работа по проблеме развития социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста состояла из двух этапов:
- проведения констатирующего этапа педагогического эксперимента;
- обобщение методических рекомендаций по развитию социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста.
В основу составления методических рекомендаций была положена гипотеза исследования, согласно которой эффективность в развитии социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста может быть обеспечена реализацией следующих педагогических условий:
- формирование у детей позитивного самовосприятия, положительного представления о себе;
- использование развивающих проблемно-практических ситуаций, способствующих закреплению социально приемлемых вариантов поведения детей в общении со сверстниками и взрослыми;
- формирование социального опыта дошкольников в процессе их участия в совместной игровой деятельности.



1. Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009. - 208 с.
2. Авдулова Т.П. Психология игры : современный подход : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Т. П. Авдулова. - Москва : Академия, 2009. - 203с.
3. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания: Избр. психол. Труды: в 2 т. Т.1 / Б.Г. Ананьев. - М., 1980. - С.67-75; 134-145.
4. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. для высш. уч. заведений/ Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 224 с.
5. Аплеева И.А. Влияние развивающей среды на формирование индивидуально-психологических качеств личности ребенка дошкольного возраста в современных условиях //Культура и образование: от теории к практике. - 2015. - Т. 1. - № 1. - С. 122-126.
6. Бабаева Т.И. Пространство социально-коммуникативного развития старших дошкольников в детском саду//Современное дошкольное образование: новые форматы модернизации сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. научный редактор А.Г. Гогоберидзе, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Институт детства. 2015. - С. 17-26.
7. Бабаева Т.О. О социально-эмоциональном развитии дошкольников / Т. Бабаева // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 6. - С. 13 - 19.
8. Беляева О.М., Рубан С.С. Организация в детском саду образовательной среды социльно-коммуникативной направленности//Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием. ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. 2016. - С. 28-33.
9. Березина Т.А. Проблема взаимодействия педагогов и родителей в развитии социально - уверенного поведения старших дошкольников// Категория «социального» в современной педагогике и психологии материалы 4-й всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Министерство образования и науки Российской Федерации; Тольяттинский государственный университет; Научно¬образовательный центр «Перспектива» . 2016. - С. 21-26.
10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Под. ред. Д.И. Фельдштейна. - 2-е изд. - М.: Воронеж, 1997. -
11. Вербенец А.М., Сомкова О.Н., Солнцева О.В. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 288 с.
12. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват.
учреждений и родителей / Т.Н. Доронова [и др.]. - 2-е изд. - Москва:
Просвещение, 2006. - 190 с.
13. Волкова И.В. Формирование социальной уверенности как качества становящейся личности посредством подвижных игр: автореф...канд. пед. наук, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. Нижний Новгород, 2006. [Электронный ресурс]: URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003273597#?page=1-(Дата обращения - 10.12.2017).
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений: Детская психология Т.4, 1984. - 503 с.
15. Герасимова Д.В. Психолого-педагогические условия развития социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста//Форум молодых ученых. - 2018. - № 1 (17). - С. 269-272.
16. Голинкофф Р.М. Знать или уметь?: 6 ключевых навыков современного ребенка / Роберта Михник Голинкофф, Кэти Хирш-Пасек ; перевод с английского Ирины Матвеевой. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 366 с.
17. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия : Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т.П. Елисеева / Под ред. М.М. Ермолинской. - Мн.: Лексис, 2006.
18. Детство: Примерная основная образовательная программа
дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - СПб: Детство-Пресс, 2014. - 280 с.
19. Дудко А.А. Развитие социальной уверенности старших дошкольников посредством культурных практик//Теоретическая и прикладная психология: традиции и перспективы материалы X Всероссийской молодёжной научно-практической конференции. 2017. - С. 94-98.
20. Загвозкина И.А. Развитие социальной уверенности старших дошкольников в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками// Педагогическое мастерство Материалы II Международной научной конференции. - 2012. - С. 82-84.
21. Козлова С.А. Я - человек. Программа социального развития ребенка. - М.: Школьная Пресса, 2010. - 64 с.
22. Коломинский Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии : психол. диагностика, профилактика и коррекция: учеб. пособие / Я. Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. - М. [и др.] - СПб.: Питер, 2004.
- 480 с.
23. Корепанова М.В. Познаю себя: Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста / М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова. - М., 2016.
24. Кошатко С.А. Развитие социальной уверенности в структуре образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности //Вестник научных конференций. - 2016. - № 5-6 (9). - С.157-
160.-[Электронный pecypc]:URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary 26274648 84173867.pdf- (Дата обращения - 12.11.2017).
25. Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста : тесты, игры, упражнения / Н. В. Краснощекова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006 (Ростов н/Д : Книга). - 299 с.
26. Кудаева И.А. Освоение социального опыта старшими дошкольниками в образовательном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кудаева И.А. - Морд. гос. пед. ун-т им. М.Е. Евсевьева. - Саранск, 2007.
27. Лаврова Г.Н. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста: коррекционно-развивающая работа в ДОУ компенсирующего вида:Г.Н. Лаврова. - Москва : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 223 с.
28. Леонтьев А.Н. Психическое развитие в дошкольном возрасте: Избр. психолог, труды: в 2 т. Т.1 / А.Н. Леонтьев. - М., 1983. - 338 с.
29. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М.: Воронеж, 1997. - 289 с.
30. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза и общени / М.И. Лисина. - М., 1986. - 275 с.
31. Мишина Е. Застенчивый ребенок: как преодолеть страх общения / Елена Мишина. - Москва [и др.] : Питер, 2012. - 125 с.
32. Молостова Н.Ю. Формирование социальной уверенности как компонента образа «я» у детей старшего дошкольного возраста: автореф... канд. психол. наук / Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова. - Москва, 2004. - 29 с. [Электронный ресурс]: URL:http://ipras.ru/engine/documents/document5484.pdf -(Дата обращения - 22.12.2017).
33. МолостоваН.Ю. Воспитание социально-адаптированного поведения у дошкольников: методическое пособие / Н.Ю. Молостова, Е.В. Прима, Л.В. Филиппова, И.Н. Кольцова. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 249 с.
34. Молчанова О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования: учебное пособие / О. Н. Молчанова. - Москва: Флинта: Наука, 2010 (Курган : Зауралье). - 389 с.
35. Никитина Е.Л., Трофимова С.А. Педагогические условия формирования социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста//Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2017. - Т. 29. - С. 90-94 [Электронный ресурс]: URL:https://e-koncept.ru/2017/770820.htm- (Дата обращения - 12.12.2017).
36. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / по ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 325 с.
37. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры:
Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. / М.А.
Панфилова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 224 с.
38. Патрушева И.В. Психология и педагогика игры: практикум по
игротехнике : учебное пособие / И. В. Патрушева . -Тюмень : Изд-во
Тюменского государственного ун-та, 2014. - 130 с.
39. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания / / А.В.
Петровский . - М., 1981.
40. Полякова М.Н. Условия поддержки и развития детских инициатив
воспитателем детского сада//Детский сад: теория и практика. - 2016. -№ 6 (66). - С. 32-43.
41. Прима Е.В. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Е.В. Прима, Л.В. Филиппова, И.Н. Кольцова. - М., 2003.
42. ПрохороваТ.В. Я в мире людей: социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста / Т. В. Прохорова, О. Н. Фатихова. - Ижевск : Изд-во ИПК и ПРО УР, 2010. - 79 с.
43. Психология детства: учебник/Под ред. А.А. Реана. - СПб.: ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК, 2006. - 350 с.
44. Радуга: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, Проект / С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В Соловьева. - М.: Просвещение, 2014. - 232 с.
45. Репина Т.А. Проявление неуверенности у старших дошкольников и пути ее коррекции. М.,1995.
46. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада / Т.А. Репина. - М., 1988. - 164 с.
47. Серебрякова Т.А. От малышек до подготовишек: система работы по развитию социально-личностной сферы детей дошкольного возраста : пособие / Т. А. Серебрякова, В. С. Волгина, Н. В. Хворостинина. - Москва: ИНФРА-М, 2017. - 507 с.
48. Смирнова Е.О. Детская психология : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. О. Смирнова. - 3-е изд., перераб. - Москва [и др.] : Питер, 2009. - 298 с.
49. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смиронова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
50. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста : учебное пособие / Зырянова С. М. [и др.] ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Уральский гос. пед. ун-т". - Екатеринбург : Уральский гос. пед. ун-т, 2006. - 184 с.
51. Социально-педагогические факторы успешной социализации обучающихся: коллективная монография / Шептенко П.А., Свиридов А.Н., Гиенко Л.Н. и др. ; под ред. П.А. Шептенко ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет». - Барнаул: АГПУ, 2016. - 167 с.
52. Трофимова Н.Б. Психология развития (теоретический аспект) : учеб. Пособие / Н.Б. Трофимова, Е.С. Гончаренко. - Воронеж : ВГПУ, 2017. - 179 с.
53. Уразова А.Р. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития детей дошкольного возраста: дис.... канд. пед. наук. - Челябинск, 2016. - 164 с.https://dlib.rsl.ru/viewer/01006660474#?page=7
54. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 304 с.
55. ФГОС дошкольного образования Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс [Офиц. сайт].www.d10162.edu35.ru(Дата обращения - 05.12.2017)
56. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства. - М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1997. - 160 с.
57. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности. - М.:
Воронеж, 1996. - С. 127.
58. Филиппова Л.В. Формирование социальной уверенности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста : учеб. пособие для вузов / Л.В. Филиппова, Н.Ю. Молостова, И.Н. Кольцова, Е.В. Прима. Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород: ННГАСУ. 2009. - 421 с.
59. Шепилова Н.А., Попова А.С. Педагогические особенности развития уверенности в себе у старших дошкольников//Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник статей Международной научно¬практической конференции. Ответственный редактор: А.А. Сукиасян. 2014. С. 315-318.
60. Шильцова Ю.В. Об эффективных методах формирования социальной адаптации старших дошкольников в современных условиях //Непрерывное педагогическое образование. - 2013. - № 6. - С. 39.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ