ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования эстетической культуры младших школьников в процессе изучения русских художественных традиций на уроках технологии 7
1.1. Сущность и содержание эстетической культуры личности... 7
1.2. Возрастные особенности формирования эстетической
культуры младших школьников 14
1.3. Изучение русских художественных традиций на уроках
технологии как средство формирования эстетической культуры младших школьников 24
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию эстетической культуры младших школьников в процессе изучения русских художественных традиций на уроках технологии 35
2.1. Диагностика уровня сформированности эстетической
культуры младших школьников 35
2.2. Методика формирования эстетической культуры младших
школьников в процессе изучения русских художественных традиций на уроках технологии 46
2.3. Динамика формирования эстетической культуры младших школьников 51
Заключение 60
Библиографический список 62
Приложение 67
Глава 1. Теоретические основы формирования эстетической культуры младших школьников в процессе изучения русских художественных традиций на уроках технологии 7
1.1. Сущность и содержание эстетической культуры личности... 7
1.2. Возрастные особенности формирования эстетической
культуры младших школьников 14
1.3. Изучение русских художественных традиций на уроках
технологии как средство формирования эстетической культуры младших школьников 24
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию эстетической культуры младших школьников в процессе изучения русских художественных традиций на уроках технологии 35
2.1. Диагностика уровня сформированности эстетической
культуры младших школьников 35
2.2. Методика формирования эстетической культуры младших
школьников в процессе изучения русских художественных традиций на уроках технологии 46
2.3. Динамика формирования эстетической культуры младших школьников 51
Заключение 60
Библиографический список 62
Приложение 67
Будущее общества в социальном и культурном плане определяется сохранением исторических и национальных корней. Сегодня практически каждый понимает, что наше будущее во многом зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. Подтверждением этому служит национальный воспитательный идеал, сформулированный в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова: «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» (Данилюк, 2009, с. 11). Эффективность этого процесса зависит от успешного решения воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. В этом процессе особенно велика роль народной педагогики и народных художественных традиций, способных пробуждать и воспитывать высокие человеческие эмоции и чувства, развивать духовный мир человека. Используя возможности и средства русских народных художественных традиций, можно достаточно успешно формировать личность младшего школьника, его эстетические представления, чувства и отношение к действительности.
Проблемами эстетического воспитания подрастающего поколения занимались такие ученые как Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Б.М. Неменский, Ю.Н. Протопопов, Е.М. Торшилова, Н.Н. Фомина, Л.В. Школяр, Ю.Н. Усов, Б.П. Юсов и др. Эстетическое и художественное воспитание детей младшего школьного возраста остается одной из самых актуальных задач. Это связано с тем, что ознакомление с искусством, самостоятельная эстетическая деятельность имеют важнейшее значение для развития младшего школьника: эмоционального восприятия, воображения, творчества, общей культуры. Становление гармонически развитой и творчески активной личности невозможно без воспитания эстетической грамотности, без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, особенно к народной художественной культуре. Влияние искусства, в том числе и искусства народного на формирование эстетической культуры личности рассматривалось в трудах таких ученых как Г.В. Арзямова, Л.В. Богомолова, М.А. Верб, Б.И. Ивасив, И.П. Ильинская, Н.В. Киреева, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, З.П. Морозова, Б.М. Неменский, Л.П. Печко, А.В. Репринцев, Н.М. Сокольникова, У.Ф. Суна, А.Б. Щербо и др.). Вместе с тем, на современном этапе развития системы образования необходимо по-новому рассматривать многие вопросы формирования эстетической культуры школьников во всем многообразии педагогических средств.
В современном социуме среда для прочувствования народных художественных традиций как одного из основных воспитательных средств в основном утрачена. Поэтому в этнокультурном воспитании основным средством педагогического взаимодействия учителя и учащихся может быть совместное проживание, прочувствование, проигрывание народных художественных традиций. Использование элементов народной художественной культуры в воспитании подрастающего поколения - это древняя традиция. Она важна в современном социуме, когда состояние нестабильности вызывает потребность в проверенных веками народных традициях, которые содержат гуманистические основы воспитания, созидания нравственных и эстетических отношений между поколениями.
Развитие полноценного общества невозможно без национального самосознания, формирование которого неотделимо от понимания и знания истории национальной культуры своего народа. Этот процесс должен базироваться на образовательной системе, обеспечивающей потенциальную возможность и необходимость приобщения каждого члена общества к пониманию народной культуры. Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа в воспитании и развитии детей традиционны для практики начального образования. В последние годы произведения народного творчества стали предметом особенно пристального внимания педагогов. Стало очевидным, что современное подрастающее поколение остро нуждается в изучении и воссоздании утраченных корней русской культуры с целью повышения уровня общей культуры личности и ее эстетической культуры в частности.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования эстетической культуры младших школьников в процессе изучения русских художественных традиций на уроке технологии.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: эстетическое воспитание младших школьников на уроках технологии.
Предмет исследования: процесс формирования эстетической культуры младших школьников посредством изучения русских традиций на уроке технологии.
Гипотеза исследования процесс формирования эстетической культуры младших школьников посредством изучения русских художественных традиций на уроках технологии будет эффективным, если:
- младшие школьники будут включены в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народной художественной культуры, народных художественных традиций;
- будет создана эстетическая среда обучения и воспитания младших школьников.
Задачи исследования.
1. Охарактеризовать теоретические основы формирования
эстетической культуры младших школьников в процессе изучения русских художественных традиций на уроках технологии.
2. Разработать серию уроков технологии по изучению русских художественных традиций с целью формирования эстетической культуры младших школьников.
3. Осуществить диагностику уровня сформированности эстетической культуры младших школьников в процессе усвоения русских художественных традиций на уроках технологии.
Методы исследования: анализ теоретической литературы;
анкетирование; наблюдение; оценка продуктов детского творчества; педагогический эксперимент.
База исследования. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Строитель.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении раскрывается актуальность исследуемой проблемы, приводится аргументация необходимости ее исследования, указан аппарат исследования, степень разработанности, база исследования.
В первой главе раскрыты сущность и содержание эстетической культуры личности и младших школьников; описаны особенности уроков технологии по изучению русских художественных традиций как эффективного педагогического средства формирования эстетической культуры младших школьников.
Во второй главе представлена экспериментальная работа по проблеме исследования: описана диагностика уровня сформированности и методика формирования эстетической культуры младших школьников средствами уроков технологии по изучению русских художественных традиций, а также динамика этого процесса.
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Библиографический список включает 52 источника.
В приложении представлены диагностические материалы, материалы формирующего этапа экспериментальной работы.
Проблемами эстетического воспитания подрастающего поколения занимались такие ученые как Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Б.М. Неменский, Ю.Н. Протопопов, Е.М. Торшилова, Н.Н. Фомина, Л.В. Школяр, Ю.Н. Усов, Б.П. Юсов и др. Эстетическое и художественное воспитание детей младшего школьного возраста остается одной из самых актуальных задач. Это связано с тем, что ознакомление с искусством, самостоятельная эстетическая деятельность имеют важнейшее значение для развития младшего школьника: эмоционального восприятия, воображения, творчества, общей культуры. Становление гармонически развитой и творчески активной личности невозможно без воспитания эстетической грамотности, без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, особенно к народной художественной культуре. Влияние искусства, в том числе и искусства народного на формирование эстетической культуры личности рассматривалось в трудах таких ученых как Г.В. Арзямова, Л.В. Богомолова, М.А. Верб, Б.И. Ивасив, И.П. Ильинская, Н.В. Киреева, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, З.П. Морозова, Б.М. Неменский, Л.П. Печко, А.В. Репринцев, Н.М. Сокольникова, У.Ф. Суна, А.Б. Щербо и др.). Вместе с тем, на современном этапе развития системы образования необходимо по-новому рассматривать многие вопросы формирования эстетической культуры школьников во всем многообразии педагогических средств.
В современном социуме среда для прочувствования народных художественных традиций как одного из основных воспитательных средств в основном утрачена. Поэтому в этнокультурном воспитании основным средством педагогического взаимодействия учителя и учащихся может быть совместное проживание, прочувствование, проигрывание народных художественных традиций. Использование элементов народной художественной культуры в воспитании подрастающего поколения - это древняя традиция. Она важна в современном социуме, когда состояние нестабильности вызывает потребность в проверенных веками народных традициях, которые содержат гуманистические основы воспитания, созидания нравственных и эстетических отношений между поколениями.
Развитие полноценного общества невозможно без национального самосознания, формирование которого неотделимо от понимания и знания истории национальной культуры своего народа. Этот процесс должен базироваться на образовательной системе, обеспечивающей потенциальную возможность и необходимость приобщения каждого члена общества к пониманию народной культуры. Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа в воспитании и развитии детей традиционны для практики начального образования. В последние годы произведения народного творчества стали предметом особенно пристального внимания педагогов. Стало очевидным, что современное подрастающее поколение остро нуждается в изучении и воссоздании утраченных корней русской культуры с целью повышения уровня общей культуры личности и ее эстетической культуры в частности.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования эстетической культуры младших школьников в процессе изучения русских художественных традиций на уроке технологии.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: эстетическое воспитание младших школьников на уроках технологии.
Предмет исследования: процесс формирования эстетической культуры младших школьников посредством изучения русских традиций на уроке технологии.
Гипотеза исследования процесс формирования эстетической культуры младших школьников посредством изучения русских художественных традиций на уроках технологии будет эффективным, если:
- младшие школьники будут включены в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народной художественной культуры, народных художественных традиций;
- будет создана эстетическая среда обучения и воспитания младших школьников.
Задачи исследования.
1. Охарактеризовать теоретические основы формирования
эстетической культуры младших школьников в процессе изучения русских художественных традиций на уроках технологии.
2. Разработать серию уроков технологии по изучению русских художественных традиций с целью формирования эстетической культуры младших школьников.
3. Осуществить диагностику уровня сформированности эстетической культуры младших школьников в процессе усвоения русских художественных традиций на уроках технологии.
Методы исследования: анализ теоретической литературы;
анкетирование; наблюдение; оценка продуктов детского творчества; педагогический эксперимент.
База исследования. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Строитель.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении раскрывается актуальность исследуемой проблемы, приводится аргументация необходимости ее исследования, указан аппарат исследования, степень разработанности, база исследования.
В первой главе раскрыты сущность и содержание эстетической культуры личности и младших школьников; описаны особенности уроков технологии по изучению русских художественных традиций как эффективного педагогического средства формирования эстетической культуры младших школьников.
Во второй главе представлена экспериментальная работа по проблеме исследования: описана диагностика уровня сформированности и методика формирования эстетической культуры младших школьников средствами уроков технологии по изучению русских художественных традиций, а также динамика этого процесса.
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Библиографический список включает 52 источника.
В приложении представлены диагностические материалы, материалы формирующего этапа экспериментальной работы.
Формирование эстетической культуры личности, художественное воспитание детей младшего школьного возраста является одной из самых актуальных задач отечественной системы образования. Это связано с тем, что ознакомление с искусством, самостоятельная эстетическая деятельность имеют важнейшее значение для развития младшего школьника: эмоционального восприятия, воображения, творчества, общей культуры. Становление гармонически развитой и творчески активной личности невозможно без воспитания эстетической грамотности, без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, особенно к народной художественной культуре.
Народное искусство и традиции формируют эстетическую культуру на уроках технологии благодаря сохраненным при передаче из поколения в поколение, от мастера к мастеру всех лучших достижений художественного мастерства и технических навыков. Традиция и народное искусство проносит красоту, сотворенную предками, в едином сплаве с творимой сегодня народными мастерами красотой.
На достижение высокого уровня эстетической культуры младших школьников, с целью повышения уровня эстетических знаний, уровня эстетических умений, для развития эстетических эмоций и создания эстетической среды обучения и воспитания нами была разработана серия экспериментальных уроков технологии.
Реализовав экспериментальную часть на практике, мы пришли к выводу, что процесс формирования эстетической культуры младших школьников в ходе изучения русских национальных традиций на уроке технологии будет эффективным, если:
- младшие школьники будут включены в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народной художественной культуры, народных художественных традиций;
- будет создана эстетическая среда обучения и воспитания младших школьников.
Наше исследование не носит завершающего характера и может быть продолжено в следующих направлениях:
- формирование эстетической культуры младших школьников в процессе изучения русских художественных традиций на уроке изобразительного искусства;
- формирование эстетической культуры дошкольников и младших школьников в процессе изучения русских художественных традиций;
- формирование эстетической культуры младших школьников и обучающихся среднего звена в процессе изучения русских художественных традиций на уроке технологии.
Народное искусство и традиции формируют эстетическую культуру на уроках технологии благодаря сохраненным при передаче из поколения в поколение, от мастера к мастеру всех лучших достижений художественного мастерства и технических навыков. Традиция и народное искусство проносит красоту, сотворенную предками, в едином сплаве с творимой сегодня народными мастерами красотой.
На достижение высокого уровня эстетической культуры младших школьников, с целью повышения уровня эстетических знаний, уровня эстетических умений, для развития эстетических эмоций и создания эстетической среды обучения и воспитания нами была разработана серия экспериментальных уроков технологии.
Реализовав экспериментальную часть на практике, мы пришли к выводу, что процесс формирования эстетической культуры младших школьников в ходе изучения русских национальных традиций на уроке технологии будет эффективным, если:
- младшие школьники будут включены в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народной художественной культуры, народных художественных традиций;
- будет создана эстетическая среда обучения и воспитания младших школьников.
Наше исследование не носит завершающего характера и может быть продолжено в следующих направлениях:
- формирование эстетической культуры младших школьников в процессе изучения русских художественных традиций на уроке изобразительного искусства;
- формирование эстетической культуры дошкольников и младших школьников в процессе изучения русских художественных традиций;
- формирование эстетической культуры младших школьников и обучающихся среднего звена в процессе изучения русских художественных традиций на уроке технологии.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Формирование эстетической культуры младших школьников при изучении рассказов и сказок (Национальный Социально-Педагогический Колледж (г. Пермь))
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ БУМАГИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ БУМАГИ
Дипломные работы, ВКР, этика и эстетика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование эмоциональной культуры младших школьников в условиях детского хореографического коллектива
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ И РЕМЕСЕЛ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021 - НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование выразительности речи младших школьников в процессе изучения темы «Предложение»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017



