ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ 7
1.1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА
7
1.2. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ИНТЕГРАЦИЯ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 12
1.3. СУЩНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 16
1.4. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 25
Выводы по 1 главе 31
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ОБЖ В ТЕМЕ «ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ»33
2.1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА 33
2.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К
ПРОВЕДЕНИЮ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ 58
2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ 62
Выводы по 2 главе 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 89
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ 7
1.1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА
7
1.2. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ИНТЕГРАЦИЯ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 12
1.3. СУЩНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 16
1.4. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 25
Выводы по 1 главе 31
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ОБЖ В ТЕМЕ «ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ»33
2.1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА 33
2.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К
ПРОВЕДЕНИЮ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ 58
2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ 62
Выводы по 2 главе 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 89
Патриотическое воспитание в наше время является одним из важнейших направлений в воспитательно-образовательном процессе, формирующим гражданскую позицию, чувство любви к Родине и принадлежности к своему народу. В наше время особенно остро встает вопрос о способах формирование патриотизма у учащихся старших классов, так как они становятся более самостоятельными, начинают принимать важные жизненные решения, определяют свою позицию в обществе и вырабатывают свой собственный взгляд на происходящее. Молодое поколение мечтает уехать из страны, критикует свою Родину и активно высказывает свою позицию. Отсутствие патриотического воспитания у молодёжи может привести к гибели государства. Патриотизм, любовь к Отечеству и желание развивать и улучшать свою страну - основа процветающего государства.
В последние годы патриотическому воспитанию уделяют достаточно внимания на уровне государства, что подтверждает программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Данная программа направлена на «активизацию интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества», «повышение качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию обучающихся и повышению их мотивации к службе Отечеству» и многое другое [13, с. 8]. Воспитание патриотизма - это целостный подход, рассматривающий как повышение интереса к военной службе у учащихся, любовь к Родине, уважение к её истории и героическому прошлому своего народа, так и формирование гражданской позиции, внедрение патриотического воспитания в волонтёрские движения, творческие группы и СМИ.
Интегрированные уроки помогают рассмотреть тему в целом, используя знания из разных областей науки, которые содержат эмоциональную и рациональную составляющую. Интегрируя уроки основ безопасности жизнедеятельности с уроками литературы и истории у старшеклассников, можно получить средство для формирования патриотического воспитания, которое совмещает учебную, внеучебную и воспитательную работу одновременно.
Вопросы интегрированных уроков рассматривались такими учеными как Н.И. Попова, П.И. Игнатьева, О.В. Козлова, И.Б. Богатова, Е.М. Стрижевская, а в настоящее время изучаются Л.В. Байбородовой, А.П. Чернявской. Большой вклад в изучение и развитие патриотического воспитания внесли В. А. Сухомлинский, И.А. Федосеева, Н. М. Конжиев, В. В. Дранишников, В. И. Лутовинов.
Тема исследования - Интегрированные уроки основ безопасности жизнедеятельности как одно из средств патриотического воспитания старшеклассников.
Актуальность исследования заключается в необходимости модернизации учебного процесса, внедрения инструментов патриотического воспитания через всестороннее понимание проблемы, используя не только рациональный (построенный на фактах, понятиях), а так же эмоциональный подход в изучении тем дисциплины основ безопасности жизнедеятельности.
Цель: разработка интегрированных уроков ОБЖ по теме «Основы военной службы» как средства патриотического воспитания старшеклассников
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы понятий «интеграция» и «патриотизм» в педагогическом процессе.
2. Выявить возможности интегрированных уроков ОБЖ как средства патриотического воспитания старшеклассников.
3. Разработать и провести интегрированные уроки ОБЖ - литература, ОБЖ - история в 11 классе по теме «Основы военной службы».
4. Провести анкетирование старшеклассников для определения уровня понимания того, что такое патриотизм и кто такие патриоты.
Объект исследования - патриотическое воспитание на уроках ОБЖ.
Предмет исследования - интегрированные уроки ОБЖ как средство патриотического воспитания.
Гипотеза исследования: предполагается, что проведение интегрированных уроков ОБЖ - литература, ОБЖ - история в 11 классе при изучении темы «Основы военной службы» будет способствовать не только более глубокому пониманию, что такое патриотизм и кто такие патриоты, но и патриотическому воспитанию старшеклассников.
Методологическая основа исследования: проведение анкетирования и сравнительный анализ полученных ответов, изучение и анализ педагогической и учебной литературы, наблюдение и опытно-экспериментальная работа с учащимися.
Теоретическая значимость выпускной
квалификационной работы заключается в анализе интегрированного подхода в обучении и патриотического воспитания в педагогическом процессе. Аналитические данные способствуют разработке интегрированных уроков.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что уроки и внеклассное мероприятие, разработанные в процессе подготовки дипломной работы, могут быть использованы и внедрены в учебно¬воспитательный процесс, как средство формирования патриотического воспитания среди старшеклассников.
База проведения исследования: МАОУ СОШ № 9 с углубленным изучением отдельных предметов города Тобольска Тюменской области.
Основные положения выпускной квалификационной работы были заслушаны на заседании кафедры естественнонаучных дисциплин и МП.
Выпускная квалификационная работа содержит в себе введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение.
Во введение определяется цель, задачи, объект, предмет исследования, гипотеза, методологическая основа исследования, научно-практическая значимость работы и обосновывается актуальность выбранной темы.
В первой главе или теоретической части выпускной квалификационной работы рассматриваются основные аспекты понятия «интеграция», историческое развитие интеграции в образовательном процессе, планирование интегрированных уроков, сущность патриотического воспитания, становление и роль патриотизма в истории нашего государства, проблема патриотического воспитания у старшеклассников.
Во второй главе анализируется организация и проведение интегрированных уроков ОБЖ, изучается результативность работы с учащимися, проводится сравнительный анализ результатов анкетирования.
В работе имеется 12 отрывков из литературных произведений, 10 таблиц, 12 графиков. Список использованных источников представлен 62 наименованиями.
В последние годы патриотическому воспитанию уделяют достаточно внимания на уровне государства, что подтверждает программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Данная программа направлена на «активизацию интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества», «повышение качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию обучающихся и повышению их мотивации к службе Отечеству» и многое другое [13, с. 8]. Воспитание патриотизма - это целостный подход, рассматривающий как повышение интереса к военной службе у учащихся, любовь к Родине, уважение к её истории и героическому прошлому своего народа, так и формирование гражданской позиции, внедрение патриотического воспитания в волонтёрские движения, творческие группы и СМИ.
Интегрированные уроки помогают рассмотреть тему в целом, используя знания из разных областей науки, которые содержат эмоциональную и рациональную составляющую. Интегрируя уроки основ безопасности жизнедеятельности с уроками литературы и истории у старшеклассников, можно получить средство для формирования патриотического воспитания, которое совмещает учебную, внеучебную и воспитательную работу одновременно.
Вопросы интегрированных уроков рассматривались такими учеными как Н.И. Попова, П.И. Игнатьева, О.В. Козлова, И.Б. Богатова, Е.М. Стрижевская, а в настоящее время изучаются Л.В. Байбородовой, А.П. Чернявской. Большой вклад в изучение и развитие патриотического воспитания внесли В. А. Сухомлинский, И.А. Федосеева, Н. М. Конжиев, В. В. Дранишников, В. И. Лутовинов.
Тема исследования - Интегрированные уроки основ безопасности жизнедеятельности как одно из средств патриотического воспитания старшеклассников.
Актуальность исследования заключается в необходимости модернизации учебного процесса, внедрения инструментов патриотического воспитания через всестороннее понимание проблемы, используя не только рациональный (построенный на фактах, понятиях), а так же эмоциональный подход в изучении тем дисциплины основ безопасности жизнедеятельности.
Цель: разработка интегрированных уроков ОБЖ по теме «Основы военной службы» как средства патриотического воспитания старшеклассников
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы понятий «интеграция» и «патриотизм» в педагогическом процессе.
2. Выявить возможности интегрированных уроков ОБЖ как средства патриотического воспитания старшеклассников.
3. Разработать и провести интегрированные уроки ОБЖ - литература, ОБЖ - история в 11 классе по теме «Основы военной службы».
4. Провести анкетирование старшеклассников для определения уровня понимания того, что такое патриотизм и кто такие патриоты.
Объект исследования - патриотическое воспитание на уроках ОБЖ.
Предмет исследования - интегрированные уроки ОБЖ как средство патриотического воспитания.
Гипотеза исследования: предполагается, что проведение интегрированных уроков ОБЖ - литература, ОБЖ - история в 11 классе при изучении темы «Основы военной службы» будет способствовать не только более глубокому пониманию, что такое патриотизм и кто такие патриоты, но и патриотическому воспитанию старшеклассников.
Методологическая основа исследования: проведение анкетирования и сравнительный анализ полученных ответов, изучение и анализ педагогической и учебной литературы, наблюдение и опытно-экспериментальная работа с учащимися.
Теоретическая значимость выпускной
квалификационной работы заключается в анализе интегрированного подхода в обучении и патриотического воспитания в педагогическом процессе. Аналитические данные способствуют разработке интегрированных уроков.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что уроки и внеклассное мероприятие, разработанные в процессе подготовки дипломной работы, могут быть использованы и внедрены в учебно¬воспитательный процесс, как средство формирования патриотического воспитания среди старшеклассников.
База проведения исследования: МАОУ СОШ № 9 с углубленным изучением отдельных предметов города Тобольска Тюменской области.
Основные положения выпускной квалификационной работы были заслушаны на заседании кафедры естественнонаучных дисциплин и МП.
Выпускная квалификационная работа содержит в себе введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение.
Во введение определяется цель, задачи, объект, предмет исследования, гипотеза, методологическая основа исследования, научно-практическая значимость работы и обосновывается актуальность выбранной темы.
В первой главе или теоретической части выпускной квалификационной работы рассматриваются основные аспекты понятия «интеграция», историческое развитие интеграции в образовательном процессе, планирование интегрированных уроков, сущность патриотического воспитания, становление и роль патриотизма в истории нашего государства, проблема патриотического воспитания у старшеклассников.
Во второй главе анализируется организация и проведение интегрированных уроков ОБЖ, изучается результативность работы с учащимися, проводится сравнительный анализ результатов анкетирования.
В работе имеется 12 отрывков из литературных произведений, 10 таблиц, 12 графиков. Список использованных источников представлен 62 наименованиями.
В современном мире патриотическое воспитание имеет огромное значение. Процветающее государство - это страна с сильными гражданскими и патриотическими устоями, где каждый человек отдаёт долг своей Родине доступным для него способом. В настоящее время молодое поколение все реже проявляет любовь к Родине и мечтает уехать из страны, что является весьма актуальной проблемой, требующей решения во всех сферах жизнедеятельности общества среди которых одно из главных мест занимает образовательная.
Изучив интеграцию в педагогическом процессе, мы пришли к выводу, что это действенный способ в изложении более целостной, объемной информации. Интегрированный подход в обучении даёт возможность использовать большой объем понятий и явлений, заинтересовывает учащихся своей необычной формой проведения.
Рассматривая понятие патриотизм, мы пришли к выводу, что это явление имеет множество трактовок, оно не однозначно и зависит от современной ситуации в стране. Программа патриотического воспитания активно реализуется в образовательных учреждениях различными способами, из которых многие относятся к внеучебной деятельности учащихся. Следует отметить, что в учебных дисциплинах патриотическое направление задействуется довольно редко.
Эти выводы говорят о том, что, интегрируя уроки ОБЖ с другими предметами, мы помогаем учащимся воссоздать полную картину того или иного понятия. Создавая межпредметные связи с дисциплиной схожей по характеру с темой урока ОБЖ (военное дело - история Великой Отечественной войны) и добавляя интеграцию с уроками литературы, которые позволяют усилить эмоциональное восприятие учащихся, затронуть волнующие их темы, можно добиться формирования патриотического воспитания через призму военного дела, создать более интересные и запоминающиеся уроки. Интегрированные уроки позволяют сформировать учащимся своё полное мнение, учитывая все особенности темы. Часто военная тематика на уроках ОБЖ звучит назидательно, достаточно однообразно, используя в основном факты и понятия. Такая подача не вызывает интереса у учащихся, особенно в таком возрасте, когда их волнуют только экзамены и поступление, когда они уже имеют свою точку зрения и хотят ее высказать. Именно поэтому уроки построены в основном на общении с учителем или другими учащимися, на возможности высказать и отстоять свое мнение. Основная работа проводится на самом уроке, домашнее задание дается в легкой форме и небольшом количестве.
Возможность говорить, то, что думаешь и чувствуешь, позволило создать благоприятную атмосферу и легкость в общении. Необычная форма урока, интеграция с другими предметами (литературой и историей) позволила сделать урок запоминающимся и интересным.
Анализ анкетирования показал, что проведенные интегрированные уроки ОБЖ, позволили учащимся повысить уровень понимания патриотизма. На 4% выросли ответы учеников, которые включили в понятие патриотизм любовь к своей Родине, гордость за свою страну и прославление её побед. На 11% стал выше показатель ответа, где учащиеся утверждают, что Родину нужно не только любить, но и гордиться ею. На 0,7 баллов вырос показатель влияния литературы военно-патриотической направленности в процессе патриотического воспитания. Так же на 12% больше опрошенных ответили, что гордятся культурным наследием своей Родины и на 14% вырос показатель ответов о том, что учащиеся гордятся победой своей страны в Великой Отечественной войне.
Показателем повышения уровня патриотического воспитания мы считаем отношения и действия учащихся при подготовке и проведению внеклассного мероприятия. Они отнеслись к данному процессу не формально, а с большим уважением к подвигу своего народа, с интересом к изучению истории своей страны. Ученики проявили отзывчивость и показали ответственное отношение к делу. Тем самым мы подтвердили гипотезу, предполагавшую, что проведение интегрированных уроков ОБЖ - литература, ОБЖ - история в 11 классе при изучении темы «Основы военной службы» будет способствовать более глубокому пониманию, что такое патриотизм и кто такие патриоты, а также патриотическому воспитанию старшеклассников.
Материалы выпускной квалификационной работы, а именно интегрированные уроки ОБЖ и внеклассное мероприятие, могут быть использованы в учебно¬воспитательном процессе, как средство формирование патриотического воспитания у старшеклассников. Практическая ценность данной работы заключается в формировании патриотического мышления у старшеклассников через возможность совмещения учебной и воспитательной деятельности путём интеграции школьных дисциплин (ОБЖ, история, литература). Данные разработки могут служить основой для создания и реализации интегрированных уроков ОБЖ по другим темам дисциплины и указать на способы и методы внедрения патриотического
жизнедеятельности в старших классах.
Изучив интеграцию в педагогическом процессе, мы пришли к выводу, что это действенный способ в изложении более целостной, объемной информации. Интегрированный подход в обучении даёт возможность использовать большой объем понятий и явлений, заинтересовывает учащихся своей необычной формой проведения.
Рассматривая понятие патриотизм, мы пришли к выводу, что это явление имеет множество трактовок, оно не однозначно и зависит от современной ситуации в стране. Программа патриотического воспитания активно реализуется в образовательных учреждениях различными способами, из которых многие относятся к внеучебной деятельности учащихся. Следует отметить, что в учебных дисциплинах патриотическое направление задействуется довольно редко.
Эти выводы говорят о том, что, интегрируя уроки ОБЖ с другими предметами, мы помогаем учащимся воссоздать полную картину того или иного понятия. Создавая межпредметные связи с дисциплиной схожей по характеру с темой урока ОБЖ (военное дело - история Великой Отечественной войны) и добавляя интеграцию с уроками литературы, которые позволяют усилить эмоциональное восприятие учащихся, затронуть волнующие их темы, можно добиться формирования патриотического воспитания через призму военного дела, создать более интересные и запоминающиеся уроки. Интегрированные уроки позволяют сформировать учащимся своё полное мнение, учитывая все особенности темы. Часто военная тематика на уроках ОБЖ звучит назидательно, достаточно однообразно, используя в основном факты и понятия. Такая подача не вызывает интереса у учащихся, особенно в таком возрасте, когда их волнуют только экзамены и поступление, когда они уже имеют свою точку зрения и хотят ее высказать. Именно поэтому уроки построены в основном на общении с учителем или другими учащимися, на возможности высказать и отстоять свое мнение. Основная работа проводится на самом уроке, домашнее задание дается в легкой форме и небольшом количестве.
Возможность говорить, то, что думаешь и чувствуешь, позволило создать благоприятную атмосферу и легкость в общении. Необычная форма урока, интеграция с другими предметами (литературой и историей) позволила сделать урок запоминающимся и интересным.
Анализ анкетирования показал, что проведенные интегрированные уроки ОБЖ, позволили учащимся повысить уровень понимания патриотизма. На 4% выросли ответы учеников, которые включили в понятие патриотизм любовь к своей Родине, гордость за свою страну и прославление её побед. На 11% стал выше показатель ответа, где учащиеся утверждают, что Родину нужно не только любить, но и гордиться ею. На 0,7 баллов вырос показатель влияния литературы военно-патриотической направленности в процессе патриотического воспитания. Так же на 12% больше опрошенных ответили, что гордятся культурным наследием своей Родины и на 14% вырос показатель ответов о том, что учащиеся гордятся победой своей страны в Великой Отечественной войне.
Показателем повышения уровня патриотического воспитания мы считаем отношения и действия учащихся при подготовке и проведению внеклассного мероприятия. Они отнеслись к данному процессу не формально, а с большим уважением к подвигу своего народа, с интересом к изучению истории своей страны. Ученики проявили отзывчивость и показали ответственное отношение к делу. Тем самым мы подтвердили гипотезу, предполагавшую, что проведение интегрированных уроков ОБЖ - литература, ОБЖ - история в 11 классе при изучении темы «Основы военной службы» будет способствовать более глубокому пониманию, что такое патриотизм и кто такие патриоты, а также патриотическому воспитанию старшеклассников.
Материалы выпускной квалификационной работы, а именно интегрированные уроки ОБЖ и внеклассное мероприятие, могут быть использованы в учебно¬воспитательном процессе, как средство формирование патриотического воспитания у старшеклассников. Практическая ценность данной работы заключается в формировании патриотического мышления у старшеклассников через возможность совмещения учебной и воспитательной деятельности путём интеграции школьных дисциплин (ОБЖ, история, литература). Данные разработки могут служить основой для создания и реализации интегрированных уроков ОБЖ по другим темам дисциплины и указать на способы и методы внедрения патриотического
жизнедеятельности в старших классах.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017



