ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ПЕРИОДИЗАЦИЯ И СТРУКТУРИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ
ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ ГОНЩИКОВ 7
1.1. Построение тренировочного процесса в макроциклах подготовки 7
1.2. Особенности построения мезо- и макроциклов 12
1.3. Методы построения занятий в лыжных гонках 18
1.4 Характеристика специфических средств, методов и основных
сторон спортивной подготовки лыжников-гонщиков 22
1.5 Лыжероллеры как средство подготовки лыжника в бесснежный
период 30
ГЛАВА II МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 43
2.1. Методы исследования 43
2.2. Организация исследования 45
ГЛАВА III ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ЛЫЖЕРОЛЛЕРОВ 47
В ЛЕТНЕМ ПОЛУГОДИЧНОМ МАКРОЦИКЛЕ
3.1. Содержание тренировок в летнем полугодичном макроцикле 47
3.2. Влияние использованной методики на развитие физических качеств.. 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время специальная подготовка приобретает все большее значение в лыжных гонках в связи с усложнением профилей лыжных трасс, увеличением скоростей, появлением спринтерских дистанций, частым применением массовых стартов с целью увеличения зрелищности общего старта. Эффективность специальной подготовки, смещение акцента в тренировке на оперативное подведение к каждому соревнованию является одним из основных факторов соревновательной деятельности лыжника- гонщика.
Спортивная подготовка лыжника - это специализированный педагогический процесс, направленный на достижение высоких результатов. Весь процесс многолетней подготовки в лыжных гонках представляет собой сложную систему, объединяющую основные составные части - обучение, воспитание и тренировку. Лыжники любой квалификация при рациональном планировании могут достигнуть своего уровня успешности, однако у спортсменов различной квалификации качественные и количественные характеристики этого состояния далеко не одинаковые [1].
Основная цель системы подготовки в лыжном спорте - это достижение высоких результатов в соответствии с динамикой возрастного развития и закономерностями становления спортивного мастерства. В процессе многолетней подготовки вся деятельность спортсмена подчинена достижению наивысших результатов в лыжном спорте.
Актуальность исследования. На систему соревнований спортсменов- профессионалов оказывают влияние определенные целевые установки, связанные с коммерциализацией спорта и материальными стимулами, воздействующими на принятие решения при выборе ранга соревнований.
Классическая периодизация спортивной тренировки,
предусматривающая фазовый характер развития спортивной формы, не потеряла свою сущность и в настоящее время, но в технологии ее моделирования и управления произошли качественные изменения. Накопленные теоретические знания и практический опыт влияния на адаптационные процессы в организме спортсменов позволяют находить эффективные средства и методы продолжительного поддержания спортивной формы и на этой основе применять более гибкие средства и методы достижения готовности к соревнованиям. Большинство профессионалов не ставит задачу постоянного поддержания высшего уровня спортивной формы в годичном цикле тренировки.
Профессионализация спортивной деятельности внесла ряд корректив в тренировочный и соревновательный режимспортсменов, соответственно в структуру и содержание макро-, мезо- и особенно микроциклов. В связи с этим одним из путей совершенствования подготовки спортсменов высокого класса выступает оптимизация управления тренировочным процессом.
Один из эффективных путей совершенствования современной спортивной тренировки - индивидуализация процесса подготовки высококвалифицированных спортсменов, так как среди них редко встречаются люди с одинаковыми личностными и индивидуальными характеристиками.
Чтобы побеждать, необходимо чем-то превосходить соперника. При прочих равных условиях подготовки индивидуально высокий уровень готовности к старту может быть тем дополнительным фактором, который способствует победе в главных соревнованиях сезона. Вот почему целесообразна постановка вопроса об использовании дифференцированного подхода в процессе подготовки высококвалифицированных лыжниц - гонщиц. Эта проблема тесно связана с проблемой управления тренировочным процессом, научная основа которой требует разработки специальной системы педагогического контроля и самооценки функционального состояния.
Системно-структурный подход к управлению подготовкой предполагает наличие индивидуальных модельных характеристик
соревновательной деятельности спортсмена, включающих в себя основные компоненты деятельности, отображаемые реальными, количественно измеряемыми признаками.
Одна из особенностей подготовки спортсменов в последние годы состоит в том, что многие лыжники участвуют в соревнованиях как в зимнее, так и в летнее время, что предопределяет особенности физической и технико¬тактической подготовки.
Обзор научно-методической литературы показывает недостаточную разработанность вопросов физической подготовки лыжниц-гонщиц в летнем макроцикле. Этим обусловливается противоречие между необходимостью физической подготовки лыжниц-гонщиц в летнем макроцикле и недостаточной научной обоснованностью её методики особенно для высококвалифицированных спортсменов. Это противоречие составляет сущность проблемной ситуации, отражённой в нашем исследовании и определившей выбор темы.
Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование средств и методов подготовки лыжниц-гонщиц высокой квалификации в летнем полугодичном макроцикле.
Объект исследования - структура и содержание тренировочного процесса высококвалифицированных лыжниц гонщиц, в летнем полугодичном макроцикле.
Предмет исследования - физическая подготовка квалифицированных лыжниц-гонщиц в летнем полугодичном макроцикле с преимущественным использованием лыжероллеров.
Гипотеза исследования. Эффективность физической подготовки лыжниц гонщиц высокой квалификации в летнем полугодичном макроцикле будет боле высокой, если, и в подготовительном, и в соревновательном периодах будут выполняться специально- подготовительные упражнения в усложненных условиях.
Задачи исследования:
1. Выявить основные средства и методы физической подготовки лыжниц-гонщиц в летнем макроцикле.
2. Выявить оптимальное соотношение и рациональное чередование средств физической подготовки в тренировочном процессе лыжниц-гонщиц в летнем макроцикле.
3. Теоретически и экспериментально обосновать методику
физической подготовки в летнем полугодичном макроцикле
квалифицированных лыжниц-гонщиц.
Научная новизна исследования заключается в систематизации основных методов спортивной подготовки и тренировочных режимов высококвалифицированных лыжниц-гонщиц в летнем полугодичном макроцикле. Разработке и апробации методики занятий с использованием лыжероллеров как основным средством подготовки, в летнем полугодичном макроцикле.
Практическая значимость работы состоит в обосновании рекомендаций по использованию в подготовке лыжников-гонщиков высокой квалификации лыжероллеров с целью достижения большего двигательно¬функционального соответствия с целевой соревновательной деятельностью и повышения на этой основе спортивных результатов.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы по вопросам подготовки, методам, средствам и тренировочным режимам спортсменов высокой квалификации.
2. Педагогический автоэксперимент, позволяющий проверить
эффективность разработанной методики подготовки
высококвалифицированных лыжниц-гонщиц в летнем полугодичном макроцикле.
3. Тесты и контрольные испытания.
Основными средствами физической подготовки лыжниц гонщиц в летнем полугодичном макроцикле являются общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения. Специально подготовительные упражнения способствуют повышению уровня развития специфических качеств лыжника и совершенствованию элементов техники избранного вида лыжного спорта. К ним относятся разнообразные имитационные упражнения и упражнения на тренажерах бег на лыжероллерах. Основными методами являются: интервальный, повторный, контрольный, круговой тренировки, равномерный.
Оптимальное соотношение и рациональное чередование средств лыжероллерной подготовки в тренировочном процессе постоянно меняется. В марте месяце ОФП 70% СФП 30%, в апреле 60/40 в мае 50/50 в июне 40/60 в июле 30/70 в августе 25/75в сентябре 25/75.
Разработана методика физической подготовки в летнем полугодичном макроцикле квалифицированных лыжниц-гонщиц, основанная на
преимущественном выполнении специально - подготовительных упражнений в усложненных условиях. Прирост результатов по окончании эксперимента произошел по всех тестируемым показателям. Наибольшая динамика обнаружена в контрольных упражнениях, характеризующих уровень развития силовой выносливости.
1. Рекомендуется проводить тренировочные занятия соревновательного периода годичного цикла подготовки, используя 4-дневный микроцикл.
2. Рекомендуется в тренировке лыжника-гонщика смешанное передвижение по пересеченной местности с чередованием бега и имитации в подъемы различной крутизны и длины должно постоянно включаться в подготовку наравне с другими упражнениями.
3. Рекомендуется использовать лыжероллеры, одним из основных средств подготовки лыжников в бесснежный период, главным образом, для совершенствования техники передвижения на лыжах и развития специальных физических качеств.
4. Рекомендуется использование прыжковой имитации в тренировочном процессе для развития сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, а также опорно-двигательному аппарату оказывает не только силовое, но и скоростное воздействие, так как соревновательная скорость на подъемах в имитации выше, чем на лыжах или лыжероллерах.
5. Тренировки с использованием лыжероллеров и кроссов способствуют развитию выносливости и необходимы при тренировке лыжников- гонщиков. Упражнения в утяжеленных условиях, больше всего влияют на развитие спортивной формы.
6. Рекомендуется изменять первичный режим тренировок, делать тренировочный процесс более разнообразным и интересным.
7. Рекомендуется применять следующие методы тренировки для повышения
уровня спортивной подготовленности: интервальный, повторный,
круговой, равномерный.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аграновский М.А. Лыжный спорт [Текст] / Учебник для институтов физической культуры.- М.: ФиС, 2000. - 368с.
2. Аграновский М.А. Задачи круглогодичной тренировки лыжника- спортсмена[Текст] / М. А. Аграновский // Теория и практика физ. культуры. - 1951. - Вып. 11. - С. 827-834.
3. Аграновский М. А. Весенне-летний этап тренировки в лыжном спорте[Текст] / М. А. Аграновский // Теория и практика физ. культуры. - 1956. - Вып. 5. -С. 343-349.
4. Аграновский М. А. Осенний этап тренировки в лыжном спорте [Текст] / М. А. Аграновский // Теория и практика физ. культуры. - 1956. - Вып. 9. - С. 678-683.
5. Алабин В.Г. Тренажеры и тренажерные устройства в физической культуре и спорте [Текст]: Справочник / В.Г. Алабин, А.Д. Скрипко. - Минск, 1979. -172 с.
6. Андреева О.В. Програмирование тренировочного процесса квалифицированных лыжников-гонщиков на основе комплексного контроля [Текст]: Автореферат. 2000 -205с.
7. Баталов А.Г. Нормирование интенсивности тренировочных нагрузок в лыжных гонках [Текст] : Метод, разраб. для слушателей ФПК и студентов специализации ГЦОЛИФКа / А. Г. Баталов - М.: РИО ГЦОЛИФК, 1991. - 37 с.
8. Баталов А.Г. Mo дельно-целевой способ построения спортивной
подготовки высококвалифицированных спортсменов в зимних циклических видах спорта =
ConstructionofSportsPreparationModel-PurposeWayforEliteAthletesinWinterCycli cTypesofSports[Текст] / А. Г. Баталов // Теория и практика физ. культуры. - 2000. - № 11. - С. 46-52.
9. Баталов А.Г. Модельно-целевой способ построения спортивной подготовки высококвалифицированных спортсменов в зимних циклических видах спорта (статья вторая) = ConstructionofSportsPreparationModel- PurposeWayforEliteAthletesinWinterCyclicTypesofSports[Текст] / А. Г. Баталов // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - № 2. - С. 8-13.
10. Баталов А.Г. Подходы к моделированнию индивидуальных целевых
систем соревнований высококвалифицированных лыжников-гонщиков [Текст] / А.Г. Баталов, Н.А. Храмов // Олимпийский бюллетень РГАФК, ЦОА. - М.: ФиС, 2002. - № 6. - С. 31-46.
11. Боген М.М. Тактическая подготовка - основа многолетнего спортивного совершенствования [Текст]: учебное пособие / М. М. Боген. - М. : Физическая культура, 2007. - 88 с.
12. Бутин И.М. Лыжный спорт [Текст] : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр "Академия", 2000. — 247 с. 368
13. Бутин И.М. Подготовка лыжников-гонщиков в условиях вуза [Текст] /Бутин И.М. // Лыжный спорт. -М., 1976. Вып.1. - 220 с.
14. Верхошанский Ю. В. Программирование и организация трениро-вочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 204 с.
15. Верхошанский Ю. В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле[Текст]/Верхошанский Ю. В., // Теория и практика физ. культуры. -1988. -№ 2. -С. 24-31.
16. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов[Текст] /Верхошанский Ю.В. . - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 133 с.
17. Верхошанский Ю.В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле[Текст] /Верхошанский Ю.В. // Теория и практика физ. культуры. -1991.-№2.-С. 24-31.
18. Волков Н.И.,Изменение работоспособности спортсменов в условиях среднегорья[Текст]/Иорданская Ф.А., Матвеева Э.А. // Теория и практика физ. культуры. - М., 1970. - № 3. - С. 43-48.
19. Годик М.А. Педагогические основы нормирования и контроля соревновательных и тренировочных нагрузок [Текст]:автореф. дис. ... д-ра пед. наук. / Годик М. А.; ГЦОЛИФК. - М., 1982. - 48 с.
20. Донской Д.Д. Специальные упражнения лыжника-гонщика
[Текст]/Донской Д. Д. // Издание 2-е, дополненное.- М.: ФиС, 2006 - 86 с.
21. Евстратов В.Д., Лыжный спорт[Текст] / Чукардин Г.Б., Сергеев Б.И. // Учебник для институтов и техникумов физической культуры. -М.: ФиС, 2003 - 140 с.
22. Ермаков В.В. Исследование структуры движений и эффективности применения специально-подготовительных упражнений лыжника- гонщика [Текст]/ Ермаков В.В.//дис. ... канд. пед. наук; ГЦОЛИФК. - М., 1967. - 231 с.
23. Кондратов А.В., Методика совершенствования техники лыжника- гонщика[Текст]/ Манжосов В.Н.- М.: РИО ГЦОЛИФК, 2006 - 90 с.
24. Кондрашов А.В. Сравнение общих характеристик техники в лыжных гонках и в передвижении с соревновательной скоростью на лыжероллерах и в беге с имитацией с палками [Текст] Лыжный спортМ., 2003 - 80 с.
25. Кондрашов А.В. Техника имитационных упражнений [Текст] Лыжный спорт. М., 2000. - 240 с.
26. Кондрашов А.В. Характеристика техники передвижения на лыжероллерах в сравнении с техникой лыжных ходов [Текст]Лыжный спорт. М., 2004. - 85 с.
27. Кондрашов А.В., Методика совершенствования техники лыжника- гонщика[Текст]/ Метод, разраб. для студ. и слуш. ФПК. / Манжосов В.Н. - М.: ГЦОЛИФК, 2002. - 190 с.
28. Кондрашов А.В. Специально-подготовительные упражнения в
технической подготовке лыжников-гонщиков старших
разрядов[Текст]:Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1986. - 60 с.
29. Кожокин В. Ф. Тактически рациональное распределение сил в лыжных гонках[Текст] / В. Ф. Кожокин // Теория и практика физ. культуры. - 1969. - № 12.- С. 5-7.
30. Кожокин В.Ф. Тактическая подготовка лыжника [Текст]:Учебно-методическое пособие / В.Ф. Кожокин, Р. В. Кожокин. - С-Пб. : Издательство "Олимп- СПб.", 2004.-92 с.
31. Кондратов A.B. Лыжероллерная подготовка: влияние коэффициента трения качения на скорость хода [Текст]/ А. В. Кондратов, А. А. Бояринов // Теория и практика физ. культуры. - 1992. - № 1. - С. 24-25.
32. Корягин Н.А. Экспериментальное обоснование метода дозирования тренировочной нагрузки у лыжников-гонщиков по частоте сердечных сокращений [Текст]:дис. ... канд. пед. наук / Корягин Н. А.; ГЦОЛИФК. - М., 1968.-208 с.
33. Лыжный спорт[Текст]: Учеб.длясредн. физ. учеб. заведений Под общ. ред. Э.М. Матвеева. М.: Физкультура и спорт, 2007. - 210 с.
34. Лыжный спорт [Текст]: учебник для ин-тов физ. культуры / под ред. М. А. Аграновского. - М.: ФиС., 1980. - 368 с.
35. Людсков П.К, Лыжные гонки [Текст]/ Спиридонов К.Н. -М., 2001 - 90 с.
36. Людсков П.Н. Теряешь голову - теряешь секунды [Текст]:(тактика лыжных гонок). // Лыжный спорт. - 1977. - №2. - С. 38-41.
37. Манжосов В.Н., Совершенствование методики тренировки лыжника- гонщика[Текст]: Учеб.пос. для студентов ин-тов физ. культуры и слушателей ФПК. / Маркин В.П. -М.: ГЦОЛИФК, 1981. - 116 с.
38. Манжосов В.Н. Тренировка лыжника-гонщика [Текст]:(очерки теории и методики). - М.: ФиС, 1986. - 95 с.
39. Матвеев Л.П. Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки [Текст]// Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 3. - С. 28¬
40. Матвеев Л.П. Планирование и построение спортивной тренировки [Текст]// Сб. науч. работ. М., 2006 - 310 с.
41. Матвеев Л.П. Интеллектуальная, техническая и тактическая подготовка в спортивной тренировке [Текст] / Л. П. Матвеев // Основы спортивной тренировки. - М., 1977.-С. 106-139.
42. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст]: учеб.для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев - М.: ФиС, 1991. - 543 с.
43. Матвеев Л.П. Общая теория спорта[Текст]: учебник для завершающих третий уровень высш. физк. образования. - 4 филиал Воениздата, 1997. — 364 с.
44. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов [Текст] / Л. П. Матвеев. - Киев: Олимп, литература, 1999. - 318 с.
45. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты [Текст] : - 3-е изд., испр. и. доп'. -М.: ФиС, 2001. - 323 с.
46. Матвеев Л.П., Теория и методика физического воспитания [Текст]/ Новиков А.Д. -М.: Физкультура и спорт, 2000 - 298 с.
47. Мулик В.В. Система многолетней спортивного совершенствования в усложненных условиях сторон подготовленности спортсменов [Текст]: (материалы лыжного спорта), Киев 2001. - 305 с.
48. Огольцов И.Г. Физическая подготовка в тренировке лыжников- гонщиков [Текст] // Физическая подготовка спортсменов высшего класса / Под общ.редакцией С. М. Вайцеховского М.: Физкультура и спорт, 1971 -139 с.
49. Озолин Н. Г. Проблема практической реализации современной системы спортивной тренировки [Текст]/ Н. Г. Озолин // Теория и практика физ. культуры. - 1970. - № 11. - С. 57-60.
50. Платонов В.Н. Адаптация в спорте[Текст] : Киев: Здоровья, 2000. 214с.
51. Платонов В.Н. Подготовка высококвалифицированных
спортсменов[Текст]: М Физкультура и спорт, 2003. - 218 с.
52. Платонов В.Н. Теория спорта [Текст]: Киев: Вища школа, 2004. - 198 с.
53. Теория и методика физического воспитания [Текст]/ под.ред. Круцевич Т.Ю. Олимпийская литература 2003. - 310с.
54. Филин В.П., О рациональном соотношении средств ОФП и СФП в тренировке лыжников-гонщиков [Текст] : Теория и практика физ. культуры. /Киселев В.М., Романовский Л.С. 2000. - 267 с.
55. Фомин К. Лыжный спорт[Текст]: Метод, пос. для учит.физ. культ, и тренеров. Киев: Рядянска школа, 2005. - 244 С.
56. Фомин С.К. Специальные упражнения лыжника [Текст]: Киев: Здоровье, 1988 - 178 с.
57. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта[Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов 2-е издательство, испр. и доп. - М.: ЦЕНТР «Академия», 2001- 290 с.
58. Шустин Б.Н. Проблемы построения тренировочного процесса в годичном цикле[Текст] // Построение и содержание тренировочного процесса высококвалифицированных спортсменов на различных этапах годичной подготовки. М., 1988. - 207 с.
59. Яковлев И.Т. Исследование особенностей техники передвижения на
лыжероллерах [Текст] // Сб. науч. статей по лыжным гонкам / Под общ.ред. В.В. Ермакова. - Смоленск, 1973. - 178 с.
60. [Электронный ресурс]Лыжероллеры как средство тренировки
лыжникагонщика. - Режим
доступа; http: //shop.tarantas. ru/articles/fiz.podgotovka. php
61. [Электронный ресурс] Волнообразность и вариативность нагрузок. - Режим доступа;http://opace.ru/a/volnoobraznost.i.variativnost.nagruzok
62. [Электронный ресурс] Федеральный стандарт спортивной подготовки
повиду спорта лыжные гонки. Режим
доступа;http://trinta.ru/d/761260/d/federalnyy-standart-sportivnoy-podgotovki- po-vidu-sporta-lyzhnye-gonki.