ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА 9
СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
1.1. Понятие и сущность имиджа 9
1.2. Особенности имиджа социальных работников 22
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА 37
СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
2.1. Технология формирования имиджа социальных работников 37
2.2. Проблемы формирования имиджа социальных работников (на 49
примере деятельности Управления социальной защиты населения администрации муниципального района «Волоконовский район»)
2.3. Рекомендации по формированию имиджа социальных 68
работников для учреждений социальной защиты населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
Актуальность проблемы исследования. Глубокие социальные потрясения, произошедшие в российском обществе на рубеже столетий, кризисное состояние экономики, культуры, образования резко ухудшили условия жизни большей части населения. Кризис социализации подрастающего поколения, инфантилизация молодежи привели к увеличению преступности, росту количества беспризорных и безнадзорных детей, развитию детской и юношеской наркомании и алкоголизма. В таких условиях обострилась потребность в профессиональной деятельности социальных работников по разным направлениям социальной защиты.
Социальная работа - относительно новая для России отрасль научного знания и одновременно профессиональная деятельность. Социальный работник в русле современного понимания является связующим звеном между государством и человеком. Такое понимание должно носить не просто декларативный характер, а иметь под собой правовую базу экономического и имиджевого статуса представителей данной профессии. В тоже время его правовой статус недостаточно закреплен, а сам социальный работник слабо защищен законодательно. С другой стороны, статус профессии недостаточно определен и в общественном сознании, на обыденном и профессиональном уровнях.
Социальных работников и их профессиональную деятельность очень часто оценивают, руководствуясь сформированными в обществе стереотипами. В частных случаях специалистов в данной сфере часто обвиняют в том, что они проявляют излишнее рвение (например, без оснований изъяли ребенка из семьи) либо что они недорабатывают (например, не позаботились об одиноком пожилом человеке или не предотвратили насилие над ребенком в семье).
В современных условиях особое значение для эффективной деятельности социальных работников имеет профессиональная компетентность специалиста, включающая в себя социально-педагогические, социально-психологические и другие характеристики личности. Сюда мы относим и понятие «имидж». В социальной работе это понятие стало рассматриваться недавно. Имидж социальных работников вследствие новизны этой профессии в нашей стране еще не успел сформироваться. Вместе с тем трудно переоценить значение этого фактора в профессиональном общении, где резко возрастает роль самопрезентации. Позитивный имидж как особый личностный инструментарий облегчает установление контактов с другими людьми, делая процесс взаимодействия с ними более эффективным. Обладая мощным психотерапевтическим эффектом, имидж наделяет своих обладателей профессиональной уверенностью и коммуникабельностью, позволяя наилучшим образом проявиться деловым качествам человека. В связи с этим актуальной становится проблема его целенаправленного формирования в учреждениях социальной защиты населения.
Таким образом, актуальность исследования определяется возрастанием роли социальной работы, несформированностью имиджа социальных работников на современном этапе и необходимостью его позитивного конструирования.
Степень научной разработанности проблемы. В работе мы использовали труды философов, социологов, психологов, педагогов, посвященные исследованию личности, проблем общения. Это работы
З.Я. Капустиной, A.A. Леонтьева, Н.В. Муравьева, Е.И. Рогова и др.
В исследовании были использованы работы, посвященные вопросам профессионального становления социальных работников. Это работы С.А. Маскаляновой, Г.П. Медведевой, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой, Н.Б. Шмелевой, Е.Р. Ярской-Смироновой и др.
В своем исследовании мы опирались на понятие «имидж», которое было определено в работах П. Берда, Л. Браун, Ф. Джефкинса, Ю.А. Панасюк, Г.Г. Почепцова, В.М. Шепеля и др. Технологии формирования имиджа рассматривали Е.В. Змановская, А.С. Ковальчук, И.А. Ларионова, В.Ф. Маценко.
Исследования Л.А. Бессоновой, Ю.Р. Вишневского, С. Жерлыгина показали, что профессиональный имидж социальных работников входит в состав качеств, повышающих эффективность его деятельности.
Профессионально значимые личностные качества социальных работниов рассмотрены в трудах Г.П. Медведевой, Е.И. Холостовой, Н.Б. Шмелевой и др.
Культурно-образовательная среда рассмотрена в трудах В.Е. Зарайченко, Е.Н. Зарецкой, Е.Н. Корневой и др.
Анализ научной литературы показал недостаточную разработанность проблемы формирования профессионального имиджа социальных работников как фактора эффективной профессиональной деятельности. Несмотря на то, что в последнее время активизировался интерес к проблемам имиджелогии, основательных работ, посвященных профессиональному имиджу социального работника, недостаточно.
Таким образом, назрела необходимость устранения противоречий между объективной потребностью общества в социальных работниках с позитивным профессиональным имиджем и недостаточным уровнем его сформированности.
Объектом исследования является имидж социальных работников.
Предмет исследования - специфика формирования имиджа социальных работников.
Цель исследования - раскрыть сущность и особенности формирования имиджа социальных работников и разработать рекомендации по его совершенствованию.
Цель настоящей работы, объект и предмет исследования определили следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы формирования имиджа социальных работников.
2. Охарактеризовать технологию формирования имиджа социальных работников.
3. Выявить проблемы формирования имиджа социальных работников в Управлении социальной защиты населения администрации муниципального района «Волоконовский район».
4. Разработать рекомендации по формированию имиджа социальных работников для учреждений социальной защиты населения.
Теоретико-методологическую базу исследования составили
психологические, педагогические, социологические теории общения (E.H. Богданов, A.A. Бодалев, JI.C. Выготский, В.Г. Зазыкин, В.А. Кан-Калик,
A. Н. Леонтьев и др.); теории социализации, индивидуализации,
персонализации (Б.Г. Ананьев, A.B. Петровский и др.); теоретические подходы к профессионально-этическим основам социальной работы (Г.П. Медведева, Е.И. Холостова и др.); теории личности (А.Н. Леонтьев и др.); подходы к формированию имиджа человека (П. Берд, Г.Г. Почепцов,
B. М. Шепель и др.).
Эмпирическая база исследования. Информационную базу исследования составляют международные и отечественные профессионально-этические кодексы социальных работников, нормативно-правовые акты органов власти Российской Федерации, нормативно-правовые документы Белгородской области, нормативно-правовые документы Волоконовского района, данные Федеральной службы статистики, документация Управления социальной защиты населения администрации муниципального района «Волоконовский район», материалы СМИ Волоконовского района, интернет-ресурсов, социальной рекламы.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором прикладного социологического исследования: «Проблемы формирования имиджа социальных работников», проведенного на базе Управления социальной защиты населения администрации муниципального района «Волоконовский район». Исследование проводилось посредством массового опроса населения, проживающего на данной территории и являющегося реальными и потенциальными клиентами данного учреждения (n=120), и экспертный опрос специалистов Управления социальной защиты населения администрации муниципального района «Волоконовский район» (n=20). Результаты опросов позволили построить профиль не только реального имиджа профессии с позиции разных социальных групп, но и обозначить характеристики ее идеального имиджа.
Методы исследования: теоретический анализ специальной литературы, профессионально-этических кодексов, интернет-ресурсов, социальной рекламы, материалов СМИ, массовый и экспертный опросы, методы статистической обработки результатов исследования.
Теоретико-практическая значимость исследования заключается в уточнении определения имиджа, сущности имиджа социальных работников, систематизации принципов и функций имиджа, уточнении технологии формирования имиджа социальных работников; проведении анализа проблем формирования имиджа социальных работников в Управлении социальной защиты населения администрации муниципального района «Волоконовский район» и в разработке рекомендаций по его совершенствованию.
Результаты данного исследования могут быть использованы в качестве рекомендаций по совершенствованию формирования имиджа социальных работников в учреждениях социальной защиты населения. Материалы исследования могут быть использованы в процессе обучения студентов направления подготовки «Социальная работа» по дисциплинам: «Этические основы социальной работы», «PR-технологии в социальной работе» и других.
Апробация результатов исследования: авторское прикладное
социологическое исследование проведено в ходе преддипломной практики (апрель-май 2016 года) по заказу Управления социальной защиты населения администрации муниципального района «Волоконовский район». Результаты работы были обсуждены, одобрены и внедрены в работу данного
8 учреждения.
В современной литературе, несмотря на высокую актуальность проблемы, отсутствует единая трактовка понятия «имидж». Можно выделить социологизаторский, психологический, коммуникативный подходы к его определению. Обобщая эти подходы, можно дать следующее определение: имидж - это оцененный эмоционально окрашенный образ, сформированный в психике других людей и оказывающий влияние на формирование мнения об организации, профессии, специалисте, товаре, личности и т.д., определенного отношения к вышеперечисленным объектам. Имидж - понятие универсальное. Оно имеет определённые характеристики, такие как активность, функциональность, целостность и непротиворечивость, что отличает его от ряда синонимов. Можно выделить ряд классификаций имиджа (по субъекту формирования, объекту формирования, характеру взаимодействия, направленности и цели, характеру эмоционального воздействия на аудиторию; степени достижения цели субъекта, охвату имиджевой аудитории, соотношению индивидуальных особенностей и социальных требований степени самоконтроля, соотношению с другими объектами, оригинальности характеристик, назначению) и ряд выполняемых им функций.
Специфика имиджа социальных работников определяется, во-первых, принадлежностью профессии к системе профессий «человек - человек», во- вторых, ценностями и целями, лежащими в основе социальной деятельности, в-третьих, спецификой структуры имиджа, где основную роль играют такие компоненты как вербальный и овеществленный имидж, в-четвертых, тем, что основной функцией имиджа социальных работников является создание доверительных отношений с клиентом за счет умения продемонстрировать профессионализм, проявить личностные качества и умения, которые и создают репутацию социальному работнику как профессионалу.
Профессиональный имидж социальных работников включает в себя: представления в массовом сознании о качестве и значимости профессионального вида деятельности специалистов сферы социальной работы, о характеристиках членов данной профессиональной группы, уровне профессиональной компетентности - специфических знаниях, умениях и навыках, которые требуются для реализации этого вида деятельности, уровне оплаты труда специалистов; также имидж включает представления социальных работников о сфере собственной деятельности, их установки и ценности внутри профессионального сообщества и внешние представления о профессиональной системе ценностей и нормах поведения, т.е. о профессиональной культуре социальной работы в целом.
Из различных методик формирования позитивного имиджа, предложенных разными авторами, нам удалось смоделировать универсальную технологию формирования имиджа для социальных работников. В ней были учтены профессиональные и личные качества, необходимые социальному работнику для формирования не только своего собственного имиджа, но и имиджа учреждения в котором он работает. Личностный компонент содержит определенные качественные характеристики личности социального работника и соответствующие им профессиональные умения. Для того чтобы имидж социального работника способствовал социальной адаптации клиентов, выделенные характеристики должны быть представлены в нем положительно, должны проявляться постоянно и достаточно ярко. Поведенческий компонент отражает систему нормативно одобренных действий и поступков, в которых не только проявляются вовне личностно-профессиональные качества, но и реализуется возможность гибкого реагирования социального работника на ситуативные изменения. Компонент отношений содержит совокупность представлений об отношениях социального работника к важнейшим сторонам его профессиональной деятельности, значимым для клиентов.
Процесс формирования имиджа социальных работников обеспечивает структурно-функциональная модель, отражающая цель (формирование положительного имиджа), задачи (тщательный анализ внешних и внутренних условий деятельности учреждения социальной работы и самого работника), подход (культурологический), принципы (гуманизации, демократизации, системности); этапы (аналитико-диагностический, операционально¬деятельностный, рефлексивно-результативный); условия и критерии формирования имиджа (миссия, внутренний имидж, внешний имидж).
Можно выделить ряд методов формирования профессионального имиджа (метод символизации, создания мифоконструкции, гиперболизации, метафоризации, визуализации, вербализации, рекурсии, влияния, внушения, отзеркаливания, якорения, рефрейминга, импрининга, экранирования, позиционирования и др.).
С целью диагностики проблем формирования имиджа социальных работников в Волоконовском районе Белгородской области мы провели прикладное социологическое исследование.
В ходе исследования выявлено, что сегодня сложилось противоречие между идеальным и реальным имиджами социальных работников, которое оказывает негативное воздействие на реальных и потенциальных клиентов социальной работы, препятствуя их обращению за помощью к профессионалам. Как идеальный, так и реальный имидж имеют позитивную направленность. Однако уровень оценок различных индикаторов, характеризующих эти виды имиджа, неодинаковы: население выше оценивает те его компоненты, которые связаны с личными качествами специалистов и проявляют явную не информированность при оценке полномочий и компетенций специалистов. Реальному имиджу социальной работы присущи неопределенность и слабость. Эти его проявления имеют как объективные, так и субъективные причины и источники (в том числе установки и стереотипы поведения различных категорий населения в трудных жизненных обстоятельствах). Степень определенности реального профессионального имиджа выше у респондентов, обращавшихся за помощью в социальные службы. Их оценки имеют как позитивный, так и негативный характер. Намечается тенденция к повышению определенности профессионального имиджа социальной работы, а это говорит о необходимости его осознанного формирования. На идеальный и реальный имидж слабо влияют такие переменные, как пол, возраст. Значительно большую роль играет факт обращения или не обращения респондентов в социальные службы. Хотя в общественном мнении отсутствует элемент неуважения к социальным работникам, отдается дань усердию и работоспособности ее представителей, эффективность их работы оценивается невысоко.
Выявлен недостаточный уровень компетенции социальных работников в практике коммуникации, связей с общественностью, журналистики. Таким образом, специалисты недооценивают степень важности информирования общественности и СМИ о своей деятельности.
Мы выявили, что формировать позитивный имидж социального работника надо и у внутренней общественности и у внешней. Поэтому свои рекомендации мы разделили на два блока - по работе с каждой группой общественности. Для внутренней общественности мы предлагаем реализовать в Волоконовском районе программу формирования позитивного имиджа социальных работников.
После внедрения данной программы мы ожидаем получения следующих результатов: создание условий для диагностики и формирования профессионально значимых качеств социальных работников; формирование у социальных работников позитивного представления о своей профессии; снижение подверженности профессиональным рискам у всех социальных работников; овладение всеми сотрудниками презентационными технологиями; улучшение социально-психологического климата в коллективе; создание условий для формирования у сотрудников мотивации к профессиональному самосовершенствованию личности; повышение качества оказания услуг, снижение количества жалоб на сотрудников учреждений социальной защиты населения Волоконовского района;
Второй блок рекомендаций направлен на совершенствование работы с внешней общественностью учреждения и предполагает: появление большей открытости и оперативности взаимодействия со СМИ, соблюдение основных формальных требований к подаче информационных материалов для СМИ; запуск цикла статей и репортажей в районных СМИ, приуроченных к 25 - летию социальной работы в России; проведение специальных мероприятий для внешней общественности с приглашением СМИ; разработку и распространение социальной рекламы. Таким образом, реализация данных рекомендаций будет способствовать формированию позитивного имиджа социальных работников в Волоконовском районе.