КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТА ИХ ПРАВ КАК СУБЪЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАЦИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ 10
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Теории и основные подходы к изучению девиаций и девиантого 10 поведения несовершеннолетних
1.2. Девиантное поведение несовершеннолетних: факторы, социально- 25 психологические особенности и нормативно-правовое регулирование
2. ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 42
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КДН И ЗП:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
2.1. Деятельность КДН и ЗП по профилактике девиантного поведения 42 несовершеннолетних
2.2. Изучение проблем профилактики девиантного поведения 53
несовершеннолетних (на примере КДН и ЗП Администрации муниципального образования «Г ород Курчатов»)
2.3. Социальный проект «Будущее для всех» 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ 10
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Теории и основные подходы к изучению девиаций и девиантого 10 поведения несовершеннолетних
1.2. Девиантное поведение несовершеннолетних: факторы, социально- 25 психологические особенности и нормативно-правовое регулирование
2. ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 42
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КДН И ЗП:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
2.1. Деятельность КДН и ЗП по профилактике девиантного поведения 42 несовершеннолетних
2.2. Изучение проблем профилактики девиантного поведения 53
несовершеннолетних (на примере КДН и ЗП Администрации муниципального образования «Г ород Курчатов»)
2.3. Социальный проект «Будущее для всех» 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Актуальность проблемы исследования. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе адаптации к современным условиям жизни, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций. Возрастающие в массовых масштабах многообразные формы социальной патологии, криминализация социальной среды, резкое ослабление нормативно-нравственной регуляции общественных отношений, - эти и другие негативные тенденции в развитии современного общества ставят перед исследователями исключительно важную задачу по изучению природы, закономерностей девиантного поведения и его субъекта - девиантной личности.
Наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной сложной экономической, политической, духовной жизни испытывают дети и подростки. Девиантное поведение несовершеннолетних является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения: в семье, школе. Изучение влияния семьи и социума на проявление девиаций несовершеннолетних позволяет нам лучше понять природу этого явления, выявить основной механизм и тенденции функционирования и развития девиантного поведения как социального феномена.
Дети, воспитывающиеся в условиях социально неблагополучных семей, как-то: неполные семьи, семьи, в которых оба родителя безработные, где один или оба родителя имеют алкогольную зависимость, оказываются социально дезадаптированными с искаженными социальными навыками, девиантным и делинквентным поведением, нарушениями в коммуникативной сфере, низким уровнем социализации.
Большая часть таких детей имеет особенности физического, психического, социального развития, к которым, как правило, относят проблемы со здоровьем, трудности в воспитании и обучении, ограничение возможностей физического развития и другие.
Все больше несовершеннолетних вовлекается в такие формы поведения, как хулиганство, воровство, кражи, избиения, угон автомашин, бродяжничество, наркомания, сексуальные девиации и др., что является высокой степенью риска, как для самого подростка, так и для общества в целом. Интенсивный рост девиантного (в том числе криминогенного) сознания и поведения подростков справедливо отнесен к одной из наиболее опасных социальных болезней современного российского общества.
Вышесказанное обусловливает актуальность изучения проблемы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних различными субъектами, при наибольшем участии в данном процессе Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Степень научной разработанности проблемы. Умение человека овладевать трудными жизненными ситуациями является важным показателем уровня развития личности. Выработка широкого спектра эффективных способов и стратегий разрешения трудных ситуаций, коррекция поведения, формирование навыков их гибкого использования в соответствии с требованиями условий ситуации повышают позитивный потенциал личности, развивают ее психологическую устойчивость. Обозначенные аспекты проблемы нашего исследования отражены в работах Е.В. Бондаревской, Е.Е. Даниловой, Л.Б. Ительсон, Н.В. Калининой,
А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.В. Серикова, С.Т. Шацкого, С.Г. Якобсон и других.
Проблемы отклоняющегося поведения несовершеннолетних описаны в трудах Н.Н. Верцинской, Ю.В. Гербеева, Э.Г. Костяшкина, Г.П. Медведева,
A. И. Невского, Г.М. Потанина, И.П. Прокопьева и других.
Специфика отклонений в поведении детей и подростков с точки зрения психологии показана в работах М.А. Алемаскина, А. Беличевой, Л.М. Зюбина, А.Г. Ковалева, Т.Д. Молодцовой, Д.И. Фельдштейна и других.
Проблема перевоспитания трудных подростков освещена в работах М.А. Алемаскина, В.К. Андриенко, А.С. Белкина, Л.М. Зюбина,
Г.П. Медведева, А.И. Кочетова, И.А. Невского, А.Ф. Никитина,
B. М. Обухова, И.П. Прокопьева, А.С. Тараса и других.
Поиском путей и средств преодоления, предупреждения и профилактики отклонений в поведении несовершеннолетних занимаются К.Ш. Ахияров, В.Г. Баженов, В.Г. Бочарова, Ю.В. Гербеев, В.Н. Гуров, Н.В. Квитковская, Э.Г. Костяшкин, А.И. Кочетов, И.А. Невский,
А.И. Островский, И.В. Павлов, Н.В. Ялпаева. Проблемы диагностики отклоняющегося поведения детей решаются в работах А. Беличевой, А.С. Белкина, В.М. Обухова.
Значительное число психолого-педагогических исследований посвящено изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности (Г.С. Абрамова, М.А. Алемаськин, Ю.М. Антонин,
C. А. Бегича, В.М. Бехтерев, А.Д. Глоточкин, В.В. Знаковая, Е.Я. Иванов,
К.Е. Игорев, Д.Д. Исаев, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, В.Т. Кондратенко, А.Е. Лычко, Г.М. Миньковский, И.А. Невский, В.Ф. Пирожков,
К.К. Платонов, Г.М. Потанин, Д.В. Фельдштейн и др.).
Анализ литературы, посвященной социально-педагогической работе с несовершеннолетними с отклоняющимся поведением, воспитывающихся в неблагополучных семьях, свидетельствует о значительном интересе к вопросам, связанным с разработкой и внедрением социальных технологий в деятельность КДН и ЗП (труды И.В. Бестужева-Лады, А.И. Пригожина, Р.В. Овчаровой, К.Г. Селевко и др.).
Значительное число трудов освещают методику социального воспитания и социально-воспитательные технологии (В.Н. Гуров, Ю.В. Василькова, Г.К. Селевко). Проблемам воспитания трудных детей посвящены работы А.В. Гоголевой, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, М.И. Рожкова, Е.И. Холостовой.
Изучение имеющейся по данной проблеме литературы показало, что в целом в области предупреждения и преодоления девиантного поведения существуют значительные теоретические достижения. Проблемами преодоления и профилактики различных проявлений девиантного поведения занимались такие зарубежные ученые, как: Э. Дюркгейм, Р. Мертон, И.Гофман, Э. Лемерт, Г. Беккер, Н. Смелзер А. Коэн, З. Фрейд, Ч. Ломброзо,
У. Шелдон и др.; в России различные аспекты девиантного поведения изучались и изучаются рядом исследователей и ученых, таких, как: Я.И. Гилинский, Ю.А. Клейберг, Е.В. Змановская, Л.Б. Шнейдер, В.И. Кудрявцев, И.С.Кон. В.Д. Менделевич, А.Е. Личко, С.А. Беличеваи др. Ими созданы теории и концепции, рассматривающие девиантное поведение как результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью. Прежде всего, это теория социальной аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон), объясняющая отклоняющееся поведение как следствие общественной дезорганизации, радикальных социальных перемен. Одной из известных социологических концепций объяснения причин девиации является теория стигматизации (Г. Беккер, И. Лемерт, И. Гофман) доказывающая, что сущность девиантного поведения раскрывается как следствие способности влиятельных групп общества ставить клеймо девиантов на некоторые социальные или национальные группы. Теория девиантной субкультуры (А. Коэн) рассматривает отклоняющееся поведение как результат несоответствия между стремлением молодежи к успеху и ее реальными возможностями его достижения.
Причины и последствия девиантного поведения выявлены и изучены М.А. Галагузовой, Л.М. Шипициной, Е.В. Змановской, Ю.А. Клейбергом и др., анализ работ которых позволил выделить в числе основных факторов девиантного поведения подростков такие, как отклонения от нормы в состоянии здоровья, нарушения в сфере межличностных взаимоотношений, ошибки педагогов, ошибки семейного воспитания, социальные причины, психотравмирующие ситуации и т.п.
Объект исследования: профилактика девиаций несовершеннолетних.
Предмет исследования: профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Цель исследования: раскрыть сущность и специфику профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и в разработать социальный проект «Будущее для всех».
Задачи:
• рассмотреть теоретические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних;
• раскрыть сущность и специфику профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
• изучить проблемы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних (на примере муниципального образования «Город Курчатов») и разработать социальный проект «Будущее для всех».
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теории социализации личности (В.Г. Афанасьев, А.Н. Леонтьев,
A. В. Мудрик, А.В. Петровский, А.А. Реан); теории взаимодействия среды и
личности (Л.С. Выготский, Ю.М. Мануйлов, В.А. Петровский,
B. И. Слободчиков); гуманистические концепции теории развития личности (Р. Бернс, А. Маслоу, К. Роджерс); отечественный подход к совладающему поведению с трудными (стрессовыми) жизненными ситуациями (Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, Р.М. Грановская, Л.И. Дементий, Л.А. Китаев-Смык, Т.Л. Крюкова, С.К. Нартова-Бочавер, И.М. Никольская, Н.А. Сирота, А.Н. Фоминова, В.М. Ялтонский и др.); аксиологические положения о коррекции поведения (Т.В. Антонова, Т.В. Анохина, О.С. Газман, Т.В. Глазкова, Н.А. Калиничев, И.О. Карелина, А.В. Мудрик, Л.Г. Субботина, Н.Л. Полторацкая и др.).
Методы исследования: анализ специальной литературы,
статистических данных, электронных источников и нормативно-правовой базы, а также социологические методы эмпирического исследования: экспертный опрос (анкетирование), массовый опрос (анкетирование), метод наблюдения; математические методы обработки результатов исследования.
Эмпирическая база исследования. Информационной базой
исследования явились законодательные и нормативные акты всех уровней, труды отечественных ученых в области психосоциальной коррекции поведения несовершеннолетних, а также статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, практические материалы КДН и ЗП Администрации муниципального образования «Город Курчатов»).
Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором дипломной работы социологического исследования: Изучение проблем профилактики девиантного поведения несовершеннолетних (на примере КДН и ЗП Администрации муниципального образования «Город Курчатов») (апрель май 2017г.)- анкетирование специалистов (n=18), анкетирование подростков (n=68).
Теоретико-практическая значимость исследования состоит в следующем: изучение теоретические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних позволило: выявить характерные
особенности данной категории детей; определить основные направления и особенности профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН и ЗП. Полученные в результате исследования данные целесообразно использовать для совершенствования профилактики девиантного поведения детей и подростков, а также в процессе профессиональной подготовки и переподготовки кадров по направлению «Социальная работа».
Апробация результатов исследования. Результаты исследования апробированы в ходе прохождения производственных и преддипломной практик на базе КДН и ЗП Администрации муниципального образования «Город Курчатов»).
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной сложной экономической, политической, духовной жизни испытывают дети и подростки. Девиантное поведение несовершеннолетних является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения: в семье, школе. Изучение влияния семьи и социума на проявление девиаций несовершеннолетних позволяет нам лучше понять природу этого явления, выявить основной механизм и тенденции функционирования и развития девиантного поведения как социального феномена.
Дети, воспитывающиеся в условиях социально неблагополучных семей, как-то: неполные семьи, семьи, в которых оба родителя безработные, где один или оба родителя имеют алкогольную зависимость, оказываются социально дезадаптированными с искаженными социальными навыками, девиантным и делинквентным поведением, нарушениями в коммуникативной сфере, низким уровнем социализации.
Большая часть таких детей имеет особенности физического, психического, социального развития, к которым, как правило, относят проблемы со здоровьем, трудности в воспитании и обучении, ограничение возможностей физического развития и другие.
Все больше несовершеннолетних вовлекается в такие формы поведения, как хулиганство, воровство, кражи, избиения, угон автомашин, бродяжничество, наркомания, сексуальные девиации и др., что является высокой степенью риска, как для самого подростка, так и для общества в целом. Интенсивный рост девиантного (в том числе криминогенного) сознания и поведения подростков справедливо отнесен к одной из наиболее опасных социальных болезней современного российского общества.
Вышесказанное обусловливает актуальность изучения проблемы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних различными субъектами, при наибольшем участии в данном процессе Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Степень научной разработанности проблемы. Умение человека овладевать трудными жизненными ситуациями является важным показателем уровня развития личности. Выработка широкого спектра эффективных способов и стратегий разрешения трудных ситуаций, коррекция поведения, формирование навыков их гибкого использования в соответствии с требованиями условий ситуации повышают позитивный потенциал личности, развивают ее психологическую устойчивость. Обозначенные аспекты проблемы нашего исследования отражены в работах Е.В. Бондаревской, Е.Е. Даниловой, Л.Б. Ительсон, Н.В. Калининой,
А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.В. Серикова, С.Т. Шацкого, С.Г. Якобсон и других.
Проблемы отклоняющегося поведения несовершеннолетних описаны в трудах Н.Н. Верцинской, Ю.В. Гербеева, Э.Г. Костяшкина, Г.П. Медведева,
A. И. Невского, Г.М. Потанина, И.П. Прокопьева и других.
Специфика отклонений в поведении детей и подростков с точки зрения психологии показана в работах М.А. Алемаскина, А. Беличевой, Л.М. Зюбина, А.Г. Ковалева, Т.Д. Молодцовой, Д.И. Фельдштейна и других.
Проблема перевоспитания трудных подростков освещена в работах М.А. Алемаскина, В.К. Андриенко, А.С. Белкина, Л.М. Зюбина,
Г.П. Медведева, А.И. Кочетова, И.А. Невского, А.Ф. Никитина,
B. М. Обухова, И.П. Прокопьева, А.С. Тараса и других.
Поиском путей и средств преодоления, предупреждения и профилактики отклонений в поведении несовершеннолетних занимаются К.Ш. Ахияров, В.Г. Баженов, В.Г. Бочарова, Ю.В. Гербеев, В.Н. Гуров, Н.В. Квитковская, Э.Г. Костяшкин, А.И. Кочетов, И.А. Невский,
А.И. Островский, И.В. Павлов, Н.В. Ялпаева. Проблемы диагностики отклоняющегося поведения детей решаются в работах А. Беличевой, А.С. Белкина, В.М. Обухова.
Значительное число психолого-педагогических исследований посвящено изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности (Г.С. Абрамова, М.А. Алемаськин, Ю.М. Антонин,
C. А. Бегича, В.М. Бехтерев, А.Д. Глоточкин, В.В. Знаковая, Е.Я. Иванов,
К.Е. Игорев, Д.Д. Исаев, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, В.Т. Кондратенко, А.Е. Лычко, Г.М. Миньковский, И.А. Невский, В.Ф. Пирожков,
К.К. Платонов, Г.М. Потанин, Д.В. Фельдштейн и др.).
Анализ литературы, посвященной социально-педагогической работе с несовершеннолетними с отклоняющимся поведением, воспитывающихся в неблагополучных семьях, свидетельствует о значительном интересе к вопросам, связанным с разработкой и внедрением социальных технологий в деятельность КДН и ЗП (труды И.В. Бестужева-Лады, А.И. Пригожина, Р.В. Овчаровой, К.Г. Селевко и др.).
Значительное число трудов освещают методику социального воспитания и социально-воспитательные технологии (В.Н. Гуров, Ю.В. Василькова, Г.К. Селевко). Проблемам воспитания трудных детей посвящены работы А.В. Гоголевой, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, М.И. Рожкова, Е.И. Холостовой.
Изучение имеющейся по данной проблеме литературы показало, что в целом в области предупреждения и преодоления девиантного поведения существуют значительные теоретические достижения. Проблемами преодоления и профилактики различных проявлений девиантного поведения занимались такие зарубежные ученые, как: Э. Дюркгейм, Р. Мертон, И.Гофман, Э. Лемерт, Г. Беккер, Н. Смелзер А. Коэн, З. Фрейд, Ч. Ломброзо,
У. Шелдон и др.; в России различные аспекты девиантного поведения изучались и изучаются рядом исследователей и ученых, таких, как: Я.И. Гилинский, Ю.А. Клейберг, Е.В. Змановская, Л.Б. Шнейдер, В.И. Кудрявцев, И.С.Кон. В.Д. Менделевич, А.Е. Личко, С.А. Беличеваи др. Ими созданы теории и концепции, рассматривающие девиантное поведение как результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью. Прежде всего, это теория социальной аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон), объясняющая отклоняющееся поведение как следствие общественной дезорганизации, радикальных социальных перемен. Одной из известных социологических концепций объяснения причин девиации является теория стигматизации (Г. Беккер, И. Лемерт, И. Гофман) доказывающая, что сущность девиантного поведения раскрывается как следствие способности влиятельных групп общества ставить клеймо девиантов на некоторые социальные или национальные группы. Теория девиантной субкультуры (А. Коэн) рассматривает отклоняющееся поведение как результат несоответствия между стремлением молодежи к успеху и ее реальными возможностями его достижения.
Причины и последствия девиантного поведения выявлены и изучены М.А. Галагузовой, Л.М. Шипициной, Е.В. Змановской, Ю.А. Клейбергом и др., анализ работ которых позволил выделить в числе основных факторов девиантного поведения подростков такие, как отклонения от нормы в состоянии здоровья, нарушения в сфере межличностных взаимоотношений, ошибки педагогов, ошибки семейного воспитания, социальные причины, психотравмирующие ситуации и т.п.
Объект исследования: профилактика девиаций несовершеннолетних.
Предмет исследования: профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Цель исследования: раскрыть сущность и специфику профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и в разработать социальный проект «Будущее для всех».
Задачи:
• рассмотреть теоретические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних;
• раскрыть сущность и специфику профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
• изучить проблемы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних (на примере муниципального образования «Город Курчатов») и разработать социальный проект «Будущее для всех».
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теории социализации личности (В.Г. Афанасьев, А.Н. Леонтьев,
A. В. Мудрик, А.В. Петровский, А.А. Реан); теории взаимодействия среды и
личности (Л.С. Выготский, Ю.М. Мануйлов, В.А. Петровский,
B. И. Слободчиков); гуманистические концепции теории развития личности (Р. Бернс, А. Маслоу, К. Роджерс); отечественный подход к совладающему поведению с трудными (стрессовыми) жизненными ситуациями (Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, Р.М. Грановская, Л.И. Дементий, Л.А. Китаев-Смык, Т.Л. Крюкова, С.К. Нартова-Бочавер, И.М. Никольская, Н.А. Сирота, А.Н. Фоминова, В.М. Ялтонский и др.); аксиологические положения о коррекции поведения (Т.В. Антонова, Т.В. Анохина, О.С. Газман, Т.В. Глазкова, Н.А. Калиничев, И.О. Карелина, А.В. Мудрик, Л.Г. Субботина, Н.Л. Полторацкая и др.).
Методы исследования: анализ специальной литературы,
статистических данных, электронных источников и нормативно-правовой базы, а также социологические методы эмпирического исследования: экспертный опрос (анкетирование), массовый опрос (анкетирование), метод наблюдения; математические методы обработки результатов исследования.
Эмпирическая база исследования. Информационной базой
исследования явились законодательные и нормативные акты всех уровней, труды отечественных ученых в области психосоциальной коррекции поведения несовершеннолетних, а также статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, практические материалы КДН и ЗП Администрации муниципального образования «Город Курчатов»).
Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором дипломной работы социологического исследования: Изучение проблем профилактики девиантного поведения несовершеннолетних (на примере КДН и ЗП Администрации муниципального образования «Город Курчатов») (апрель май 2017г.)- анкетирование специалистов (n=18), анкетирование подростков (n=68).
Теоретико-практическая значимость исследования состоит в следующем: изучение теоретические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних позволило: выявить характерные
особенности данной категории детей; определить основные направления и особенности профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН и ЗП. Полученные в результате исследования данные целесообразно использовать для совершенствования профилактики девиантного поведения детей и подростков, а также в процессе профессиональной подготовки и переподготовки кадров по направлению «Социальная работа».
Апробация результатов исследования. Результаты исследования апробированы в ходе прохождения производственных и преддипломной практик на базе КДН и ЗП Администрации муниципального образования «Город Курчатов»).
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Одной из задач выпускной квалификационной работы является, раскрытие теоретических основ исследования. Задача профилактики - самая актуальная, но трудно разрешимая. В общем плане она сводится к предупреждению отклонений, где наиболее важным является недопущение первого опыта правонарушения, а также минимизация социального вреда, наносимого девиациями обществу. Решение этих задач требует высокого профессионализма специалистов. Процесс предупреждения и преодоления девиантного поведения осуществляется при помощи различных технологий и форм, выбор которых зависит от особенностей «трудных» подростков, причин возникновения и проявления их поведения, условий и возможностей превентивных воздействий.
Тем самым, можно сказать, что профилактика - это «сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата».
Учитывая специфические особенности девиаций как социального явления, профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних определяется как «целенаправленное воздействие па общественные отношения с целью предупреждения деформаций нравственно-правового формирования личности несовершеннолетнего и устранения отрицательных импульсов и устремлений в его поведении». Это воздействие реализуется через систему разноплановых мероприятий, направленных на выявление, нейтрализацию или минимизацию причин и условий девиаций в среде несовершеннолетних, формирование правомерного поведения подростков данной группы, коррекцию (ресоциализацию, перевоспитание) тех лиц, которые уже допустили социально-негативные проявления в поведении.
Таким образом, под профилактикой девиантного поведения подростков в социальной работе понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на: - предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска; - сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка; - содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.
Второй задачей выпускной квалификационной работы является, изучение специфики профилактики девиантного поведения
несовершеннолетних. В профилактических технологиях выделяются следующие основные подходы:
• информационный подход основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают. Следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.
• социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально¬педагогическим учреждением, социальным работником для устранения или минимизации причин девиантного поведения.
• медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т.е. патологией на биологическом уровне. Известно, что вменяемый человек при помощи своих волевых качеств, моральных норм и ценностей способен воздерживаться от преступных действий. Когда же у человека существует патология психического развития и здоровья, он, в силу своих психофизиологических особенностей, может нарушить существующие морально-правовые нормы. Это состояние субъекта рассматривается как невменяемость.
Таким образом, под профилактикой девиантного поведения подростков понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на: предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка; содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.
Профилактическая деятельность государственных органов социальной защиты населения, других служб и общественных объединений должна стать всеохватывающей и носить комплексный характер, отвечать современному уровню предъявляемых к ней требований.
Автором ВКР было проведено исследование, направленное на выявление проблем профилактики девиантного поведения
несовершеннолетних (на примере Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации муниципального образования «город Курчатов».
Социологический анализ проблем дает возможность разработать более эффективную методику профилактики девиаций несовершеннолетних, имеющих определенную склонность к девиантному поведению, определить пути совершенствования школьного и семейного воспитания. Эффективная профилактика девиантного поведения несовершеннолетних может быть обеспечена на основе организации научно-обоснованной работы по формированию у несовершеннолетних способности самостоятельно и осознанно выбирать свой жизненный путь, активно отрицая те способы поведения, которые вызывают неизбежный конфликт личности с социумом.
Исходя из результатов исследования, проблемы борьбы с правонарушениями несовершеннолетних всегда отличались особой остротой и актуальностью. Это обусловлено, прежде всего, традиционно высокой преступной активностью подростков. Несовершеннолетние быстрее реагируют на позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, что находит отражение в динамике преступности. Существенные изменения произошли в условиях жизнедеятельности молодого поколения страны. Как показывают исследования, подрастающее поколение с наибольшими потерями адаптируется к происходящим в настоящее время в стране сложным и противоречивым социально-экономическим изменениям, находясь на острие этих противоречий со своими потребностями в получении образования, жилья и в обустройстве своей дальнейшей жизни. В переходный, кризисный период все большее влияние на преступность оказывают такие факторы, как имущественное расслоение общества, заметное снижение жизненного уровня широких слоев населения, явная и скрытая безработица, а также порожденный экономическими трудностями и нерешенными социальными проблемами неблагоприятный психологический фон.
Нами предложен проект Социальный проект «Будущее для всех». Задачи проекта: предупреждение безнадзорности, беспризорности,
правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в
76 совершение преступлений и антиобщественных действий; выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательном учреждении, принятие мер по их воспитанию и получению ими общего образования.
Тем самым, можно сказать, что профилактика - это «сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата».
Учитывая специфические особенности девиаций как социального явления, профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних определяется как «целенаправленное воздействие па общественные отношения с целью предупреждения деформаций нравственно-правового формирования личности несовершеннолетнего и устранения отрицательных импульсов и устремлений в его поведении». Это воздействие реализуется через систему разноплановых мероприятий, направленных на выявление, нейтрализацию или минимизацию причин и условий девиаций в среде несовершеннолетних, формирование правомерного поведения подростков данной группы, коррекцию (ресоциализацию, перевоспитание) тех лиц, которые уже допустили социально-негативные проявления в поведении.
Таким образом, под профилактикой девиантного поведения подростков в социальной работе понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на: - предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска; - сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка; - содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.
Второй задачей выпускной квалификационной работы является, изучение специфики профилактики девиантного поведения
несовершеннолетних. В профилактических технологиях выделяются следующие основные подходы:
• информационный подход основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают. Следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.
• социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально¬педагогическим учреждением, социальным работником для устранения или минимизации причин девиантного поведения.
• медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т.е. патологией на биологическом уровне. Известно, что вменяемый человек при помощи своих волевых качеств, моральных норм и ценностей способен воздерживаться от преступных действий. Когда же у человека существует патология психического развития и здоровья, он, в силу своих психофизиологических особенностей, может нарушить существующие морально-правовые нормы. Это состояние субъекта рассматривается как невменяемость.
Таким образом, под профилактикой девиантного поведения подростков понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на: предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка; содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.
Профилактическая деятельность государственных органов социальной защиты населения, других служб и общественных объединений должна стать всеохватывающей и носить комплексный характер, отвечать современному уровню предъявляемых к ней требований.
Автором ВКР было проведено исследование, направленное на выявление проблем профилактики девиантного поведения
несовершеннолетних (на примере Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации муниципального образования «город Курчатов».
Социологический анализ проблем дает возможность разработать более эффективную методику профилактики девиаций несовершеннолетних, имеющих определенную склонность к девиантному поведению, определить пути совершенствования школьного и семейного воспитания. Эффективная профилактика девиантного поведения несовершеннолетних может быть обеспечена на основе организации научно-обоснованной работы по формированию у несовершеннолетних способности самостоятельно и осознанно выбирать свой жизненный путь, активно отрицая те способы поведения, которые вызывают неизбежный конфликт личности с социумом.
Исходя из результатов исследования, проблемы борьбы с правонарушениями несовершеннолетних всегда отличались особой остротой и актуальностью. Это обусловлено, прежде всего, традиционно высокой преступной активностью подростков. Несовершеннолетние быстрее реагируют на позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, что находит отражение в динамике преступности. Существенные изменения произошли в условиях жизнедеятельности молодого поколения страны. Как показывают исследования, подрастающее поколение с наибольшими потерями адаптируется к происходящим в настоящее время в стране сложным и противоречивым социально-экономическим изменениям, находясь на острие этих противоречий со своими потребностями в получении образования, жилья и в обустройстве своей дальнейшей жизни. В переходный, кризисный период все большее влияние на преступность оказывают такие факторы, как имущественное расслоение общества, заметное снижение жизненного уровня широких слоев населения, явная и скрытая безработица, а также порожденный экономическими трудностями и нерешенными социальными проблемами неблагоприятный психологический фон.
Нами предложен проект Социальный проект «Будущее для всех». Задачи проекта: предупреждение безнадзорности, беспризорности,
правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в
76 совершение преступлений и антиобщественных действий; выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательном учреждении, принятие мер по их воспитанию и получению ими общего образования.
Подобные работы
- Меры административного принуждения, применяемые к несовершеннолетним и к их законным представителям
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - Признаки и юридический состав правонарушений несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2005 - Особенности положения несовершеннолетних правонарушителей
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2005 - ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - Межведомственное взаимодействие субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как системообразующий фактор эффективной социальной помощи семье и детям
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - Особенности правонарушений, совершаемых несовершеннолетними
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2005 - Основы административной ответственности несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2005 - Стабильность семьи как условие благополучной социализации
несовершеннолетних (социологические и криминологические
аспекты)
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2018 - Социальная адаптация семей, находящихся в социально опасном положении (по результатам опроса получателей услуг по программе «Точка опоры» КГБУСО «Краевой кризисный центр для мужчин»)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022



