ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Миграционная политика ЕС. Нелегальная миграция 11
§ 1.1. Регулирование миграционных процессов: программы, инструменты 11
§ 1.2.Современная миграционная ситуация в Европе: правовое обеспечение
беженцев 21
ГЛАВА 2.Специфика миграционной политики Польши 30
§2.1. Характеристика приоритетов миграционной политики Польши 30
§ 2.2. Общий анализ миграционных потоков 39
ГЛАВА 3 . Особенности миграционной политики Чехии 46
§ 3.1.Общие положения миграционной политики 46
§ 3.2.Миграционные программы в Чешской республике и инструменты защиты государственных границ и миграции 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
Процессы миграции в настоящее время являются фактором, который определяет и во многом координирует различные аспекты государственного строительства многих стран. Масштабные переселения больших потоков людей принято считать одной из главных черт XXI века, что создало много нерешенных проблем, большинство из которых своими корнями уходят в прошлые десятилетия и даже столетия.
Миграция, будучи феноменом, который обладает гетерогенной природой, может не только хорошо отразиться на экономико-социальном росте государства, укрепить и улучшить потенциал «человеческого ресурса» - основного богатства каждого государства, но и пошатнуть национальные устои общества, способствовать всплеску преступности и коррупции, нанести немалый вред суверенитету.
Актуальность: Миграционные процессы нуждаются в особом управлении, осуществить которое с максимальным тождеством в сложившихся социальных реалиях можно лишь при помощи определения основных приоритетов миграционной политики.
Миграционная политика - это комплекс законодательных, организационных, экономических мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны населения, и в частности рабочей силы. Политика государства в области миграции населения и трудовых ресурсов включает два направления: иммиграционную, регулирующую принятие иностранных
граждан и эмиграционную, регулирующую порядок выезда граждан из страны и обеспечивающую защиту прав эмигрантов за рубежом.
Неотъемлемой частью глобализации и ее явственным выражением выступают миграционные процессы в современном обществе. Стабильно развивающиеся страны, определяющие в решающей мере общественный прогресс, характеризуются высоким уровнем миграции.
Изучение миграционных процессов и возможности руководства ими, понимание основных черт и происходящих в них изменений на территориальном уровне, факторов и перспектив их развития представляют актуальную задачу, как с теоретической, так и с практической стороны.
Объектом исследования являются миграционные процессы на территории Польши, Чехии и ЕС.
Предметом является миграционная политика ЕС, Польши и Чехии.
Цель работы - изучение приоритетных направлений миграционной политики и государственного регулирования миграционной политики ЕС в целом, а также Чехии и Польши в частности.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
- выявить предпосылки образования миграционного кризиса на территории ЕС;
- охарактеризовать приоритеты миграционной политики ЕС;
- рассмотреть политику ЕС в сфере нелегальной миграции;
- определить инструменты защиты государственных границ ЕС, Польши и Чехии;
- исследовать способы государственного регулирования внешней миграции Польши, Чехии и ЕС в целом.
- осуществить анализ региональных особенностей миграционных процессов в Польше и Чехии в условиях социально-экономических преобразований;
Хронологические рамки исследования определенны периодом с момента падения коммунизма 1989г. в странах Восточной Европы по 2015 г.
Географические рамки исследования ограничены территорией стран Евросоюза.
Источниковая база исследования. Основу источниковой базы составили международно-правовые акты, делопроизводственные документы, опубликованные выступления официальных лиц, и другие официальные документы, которые находятся в открытом доступе . Основополагающими документами являются: Стокгольмская программа 2010 года, Конвенция по правам человека и Женевская конвенция .
Документы, опубликованные на официальном сайте Европейского союза, позволяют проанализировать процесс принятия мер по борьбе с нелегальной миграцией и стремление усовершенствовать действующую миграционную политику. Для написания работы привлекались статистические отчеты по миграционным процессам агентства Фронтекс, которое является агентством ЕС по безопасности внешних границ .
Были привлечены статистические данные из официальных сайтов пограничных служб Польши и Чехии, также был изучен пакет документов, принятый Польшей и Чехией при вступлении в ЕС для координации собственной миграционной политики с миграционной политикой Евросоюза .
Степень изученности темы. В связи с активными миграционными процессами на глобальном уровне, отечественные ученые уделяют данной проблематике большое внимание. Написано большое количество книг и журналов, которые освещают проблемы миграционной политики ЕС, в связи с миграционным кризисом на современном этапе. Вследствие обострения отношений России с ЕС, отечественные ученые в своих работах начали уделять большее внимание ошибкам политики проводимой Европейским Союзом. Анализируя вышесказанное можно сделать вывод что, работы затрагивающие вопросы миграционной политики ЕС представлены довольно широко. Что касается миграционной политики Чехии и Польши, то отечественные исследователи недостаточно освещают эту тему.
Среди зарубежных исследований встречается большое количество работ, которые посвящены истории миграционных процессов, миграционной политике ЕС, причинам современного миграционного кризиса и т.д. Миграционная политика Чехии и Польши достаточно освещена в работах их отечественных ученых.
Зарубежные исследования. При исследовании привлекались
материалы, опубликованные в журналах и аналитических сборниках. Для данного исследования были использованы журналы и периодические издания. В исследовании миграционных процессов в Чехии привлекались работы таких авторов как: А. Баршова, Д. Дрбохлав и других, исследователей проблематики миграционной политики. Д. Дрбохлав, рассматривая миграционные тенденции отдельных участников ЕС, отмечает главные черты миграционных потоков Чешской республики. В своей работе « Immigration and the Czech Republic» автор отмечает миграционные особенностях и привилегиях граждан некоторых соседних государств . Баршова А. в своих работах об интеграции иммигрантов в Чехии отмечает важность данной проблематики .
Н. Кжиштоф в своей работе о польской миграционной политике пишет об оттоке населения и дефиците рабочей силы в стране . Р. Козловский в своей работе рассматривает функции и характеристику государственной миграционной политики. В обзоре основных законов по миграционной политике Польши С. Ржиским и К. Мендржицка, приведены доводы в пользу разработки, наряду с выполнением требований ЕС, собственной миграционной политики . Так, в частности, по мнению К. Иглицка, такого рода необходимость продиктована значительным оттоком населения и ростом дефицита рабочей силы .
Иммиграционные процессы на территории ЕС рассматривает Вирджиния Гоураудон 2 . Кристоф Росс исследует способы определения миграционной политики ЕС и пути ее развития. Так же он рассматривает принятые директивы и анализирует действия ЕС для определения успешности политики Евросоюза. Автор в своей книге выделяет перечень принятых директив, которые не дали должного результата и имели отрицательный эффект .
Отечественные исследования. Историю миграционных процессов Европы, их проблематику, анализ и развитие рассматривают А.Н. Сухов и С.А. Трыканова в своей совместной книге . В этой книге с позиции междисциплинарного подхода раскрыты понятие, виды и системы миграционных процессов. В книге «Миграция населения: теория и практика» О.Д. Воробьева и А.В. Топилина рассматривают широкий круг проблем, которые связанны с миграционными процессами в глобализирующемся мире . Также в работе освещаются теоретические аспекты влияния миграционных процессов на разные сферы жизни общества, в том числе на численность населения, демографические структуры, этнические процессы и рынок труда. Особое внимание уделяется проблемам трудовой миграции.
Стоит отметить, что целый выпуск журнала «Международная миграция: Вызовы глобализации» был посвящен вопросам взаимопонимания международной миграции и глобализации . Особое внимание уделяется вызовам глобализации перед международной миграцией с демографической, экономической и политической точек зрения. Б.К. Бекяшев и Д.В. Иванов - своей совместной работе пишут о государственном регулировании вынужденной и трудовой миграции в странах ЕС, так же рассматривают миграционные процессы в новейшее время, но делают акцент на международно-правовом регулировании . Неменский О. Б. в своей работе пишет о миграции польского населения в период всемирного экономического кризиса 2008 г . Статистику временных мигрантов на территории Польши приводит в своей работе И.И. Жуковский .
Методология исследования. В работе рассматривается политика ЕС в условиях миграционного кризиса в Европе, история, деятельность и предпосылки кризиса. Также были рассмотрены миграционные проблемы в Польше и Чехии, миграционные и иммиграционные волны, их история и статистика. Методологической основой исследования стали научные труды отечественных и зарубежных ученых в области миграционного кризиса, политики и международного права.
Методологическую основу работы составили: сравнительный метод, анализ статистических данных и системный подход . Также был использован метод комплексного анализа, о чем свидетельствует использование в работе множества источников.
Научная новизна. Проведенное исследование деятельности ЕС, в рамках изучения миграционных процессов, показало необходимость анализа постоянно обновляющейся информации. В данной работе приведены статистические цифры миграционного кризиса в ЕС, а также странах Польши и Чехии, согласно последним данным. Предпринята попытка исследования миграционных и иммиграционных процессов на территории ЕС, Польши и Чехии в частности. Был проведен анализ миграционной политики ЕС на основе отечественных и зарубежных источников.
Практическая значимость. Исследование позволяет расширить знания об истории миграционных потоков стран Польши и Чехии, современные вызовы и использовании мер по борьбе с нелегальной миграцией. Также, наше исследование дает возможность отследить проблемы миграционной политики ЕС с момента принятия Женевской конвенции 1951 года по настоящее время.
Материалы исследования позволяют расширить знания о миграционной политике европейских стран, современного состояния миграционных процессов и инструментах защиты государственных границ
Материалы могут быть использованы в следующих курсах:
международные отношения, глобалистика, история ЕС и др.
Основные выводы исследования прошли апробацию на VIII Международном молодежном научном форуме молодых ученых «Белгородский диалог - 2016» 1.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
Во введении обоснована актуальность представленной работы, определены объект и предмет исследования, хронологические рамки. Поставлены цель и задачи.
В первой главе рассматривается регулирование миграционных процессов в ЕС, принятые программы и инструменты по борьбе с нелегальной миграцией в условиях миграционного кризиса на современном этапе.
Вторая глава освещает основные приоритеты миграционной политики Польши и анализ миграционных потоков.
В третьей главе рассматриваются общие положения миграционной политики Чехии, инструменты защиты государственных границ и миграционные программы в государстве.
В заключении подведены итоги и сделаны основные выводы.
В ЕС происходит постепенное ужесточение иммиграционной политики, связанное с ее секьюритизацией: мигранты позиционируются как источник угрозы безопасности общества и государства. Кроме того, ужесточаются меры по борьбе с нелегальной миграцией. Так, для нелегальных мигрантов или работодателей, использующих нелегальный труд мигрантов, предусмотрен большой штраф и тюремное заключение сроком на несколько лет без последующего права въезда в страну. Следует отметить тенденцию к размыванию границ между политикой в отношении нелегальных мигрантов и политикой в отношении просителей убежища. Часто и те, и другие прибывают в страны ЕС без разрешения и без документов, удостоверяющих личность; кроме того, нелегальные мигранты часто подают заявки на статус беженца с целью задержаться в стране назначения. Подобные действия привели к ужесточению мер Евросоюзом не только в отношении незаконных мигрантов, но и в отношении лиц, имеющих законное право на защиту от преследования.
Стоит отметить, что политика стран-членов ЕС ориентирована на реализацию миграционной политики, которая будет способствовать легальной миграции и ограничивать нелегальное перемещение лиц, на более упрощенные правила въезда для ученых и высококвалифицированных рабочих, на интеграцию мигрантов в коренной социум, а также на формирование правового поля по вопросам миграции и интеграции. В процессе развития Евросоюза государства-члены пришли к выводу, что для решения проблем связанных с правовым регулированием миграционной политики требуется комплексный подход. Однако в то же время каждое из государств-членов имеют свои внутренние проблемы, связанные с миграционными процессами. Государства сосредотачивается на поиске путей по их разрешению, соответствуя своим предпочтениям и не всегда придавая значения органам ЕС. Это в свою очередь действует как «тормоз» в развитии миграционной политики Евросоюза, затрудняя реализации положений которые касаются миграционных политики и процессов.
Главной задачей перед миграционной политикой ЕС стоит проведение общей политики по предоставлению убежища. Страны «Вышеградской четверки» выступают против создания квотной системы распределения. На сегодняшний день больше всего беженцами загружены страны Южной Европы такие как Греция и Италия. После принятия данной системы распределения количество беженцев в странах «Вышеградской четверки» значительно увеличится. Также начали появляться открытые недовольства политическими лидерами Чехии проводимой политикой ЕС. Ведутся дискуссии о создании новых механизмов, прежде всего законодательных по управлению миграцией которые будут соответствовать современным реалиям.
На сегодняшний день, согласно принимаемым законам, формируются новые политические условия, в которых государства определяют для себя задачи исходящие из основной цели - миграционная политика должна служить приоритетам рынка труда, обеспечивая конкурентоспособность экономике.
Перед правительствами Польши и Чехии в настоящий момент стоят следующие задачи:
• Открыть рынок труда для легальных мигрантов .
• Облегчить доступ на рынок труда для студентов и иностранцев с высоким уровнем образования.
• Ввести механизм мониторинга потребности на рынке труда, что позволит регулировать рынок труда в зависимости от требуемых квалификаций.
• Содействовать циклической и сезонной миграции.
• Активная рекрутация рабочей силы из других стран.
Рациональность миграционной политики Польши и Чехии в условиях кризиса, оправдана стремлением стабилизировать и защитить собственные региональные рынки труда от массового притока неквалифицированной рабочей силы, что в целом снижает способность экономики страны конкурировать с другими странами ЕС.
1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/
2. Годовой статистический отчет: Glowny Urz^d Statystyczny / Министерство труда и социальной политики Польши [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mpips.gov.pl
3. Доклад института Европы от 2015 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ieras.ru/doclad/315.pdf
4. Директива Европейского Совета от 25 мая 2009 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //eulaw.edu.ru/documents/legislation/svob_peredv/blue_card.htm
5. Дублинская конвенция от 1990 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www1 .umn.edu/humanrts/russian/asylum/Reunion3.3.1 .html
6. Европейская экономическая комиссия ООН. «Измерение бедности и социальной интеграции в ЕС: достижения и дальнейшие улучшения» . - 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.unece.org/fileadmin/DAM/stats/documents/ece/ces/ge.15/2013/ WP25_Eurostat_D_Rus Final.pdf
7. Европейский пакт по иммиграции и убежища. [Электронный ресурс]. http://www.soderkopmg.org.ua/page30960.htmr.soderkoping.org.ua/page30 960.html.
8. Европейская Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов от 24 ноября 1977 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.coe.int/t/dg3/migration/archives/Documentation/Legal_texts/093 _Convention_Legal_Status_Migrant_Workers_ru.pdf
9. Закон № 325/1999 «Об убежище» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://anesro.com/downl/zakon/325_1999_Sb.pdf
10.Закон №326/1999 Сб., О пребывании иностранцев на территории Чешской республики и об изменении некоторых законов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lifecz.ru/threads/862/
11. Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://unhcr.ru/fileadmin/files/docs/Documents/
12. Конвенция МОТ №97 о правах трудящихся мигрантов от 1 июля 1949 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://moscow.iom.int/russian/Legislation/ILO97_ru.pdf
13. Конвенция МОТ № 143 о злоупотреблениях в области миграции и обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения от 9 декабря 1978 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.ialm.ru/pages/id 125. html
14. Международная Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18 декабря 1990 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/migrant.shtml
15. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol .shtml
16. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 года [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http: //www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/raceconv.s html
17. Международная Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него от 30 ноября 1973 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/apartheid1973. shtm l
18. Новый закон об иностранцах / Приграничный Евросоюз . - 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://euroby.info/n194
19. Обращение президента Польши Леха Качиньского [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.polska.ru/sprawka/wiza/karta_polaka_oficial .htm
20. Протокол, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://unhcr.ru/fileadmin/files/docs/Documents/
21. Регламент (ЕС) № 810/2009 Европейского парламента и совета от 13 июля 2009 г - http://eulaw.ru/content/visa-code
22. Стокгольмская программа от 2010 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eapmigrationpanel.org/ru/materials/stokgolmskaya- programma
23. Шенгенский кодекс о границах от 15 марта 2006 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eulaw.ru/content/borders-code
24. Annual Report on Immigration and Asylum. - 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.emn.europa.eu
25. Council Directive 2004/81/EC of 29 April 2004 on the residence permit issued to third country nationals who are victims of trafficking in human beings or who have been the subject of an action to facilitate illegal immigration, who cooperate with the competent authorities // Official Journal L 26. 06/08/2004. P. 19-23.
26. Demographic Yearbook of Poland / Central Statistical Office. - 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. stat. gov. pl
27. European Centre on Racism and Xenophobia- Annual Report on the Situation regarding Rasism and Xenophobia in the Member States of the EU.FRA, 2013 // URL: http:// www.libertysecurity.org
28.International and foreign migrations (NTS-5, data for years 1995—2009) /Regional data bank of Central Statistical Office. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. stat. gov. pl/bdren n/ app/strona. indeks
29.Illegal immigration fact sheet, March 2010 Europol. [Электронный ресурс]. URL: https:/ www.europol.europa.eu/.
30. Demographie gibt die Richtung vor. Institut fur Arbeitsmarkt-IAB. Kurzbericht, 12/2012.
31. Demographie gibt die Richtung vor. Institut fur Arbeitsmarkt-IAB. Kurzbericht, 12/2013.
32. Socio-politico di previsione. Una raccolta di articoli. Universita Degli Studi di Milano.2012. P. 18
33. Ogolne zasady podejmowanya i prowadzenia dzialalnosci gospodarczy / Centrum pomocy [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://prod.ceidg.gov.pl/ceidg.cms.engine/?D;49992cf6-6a74-48d6-ac6a- c06cc3774c06
34. United Nations High Commissioner for Refugees / "Background Note on the Protection of Asylum Seekers and Refugees in the Czech Republic.". - 2004, Regional Office for the Benelux and European Institutions.
35. United Nations High Commissioner for Refugees /"Background Note on the Protection of Asylum Seekers and Refugees in the Czech Republic." - 2004, Regional Office for the Benelux and European Institutions.
36. Ustawa z dnia 24 wrzesnia 2010 roku [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://isap.sejm.gov.pl/DetailsServlet?id=WDU20102171427
37.Strategie migracni politiky CR [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mvcr.cz/clanek/strategie-migracni-politiky-cr.aspx
Отечественные исследования
1. Бесконечный поток: чрезвычайная ситуация с мигрантами в Европе // ТАСС. - 2015[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2219321
2. Визовые требования для граждан стран, не являющихся членами ЕС от 15 марта 2001 года[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //eapmigrationpanel. org/ru/materials/vizovye-trebovaniya-dlya- grazhdan-stran-ne-yavlyayushchihsya-chlenami-es
3. В 2016 году число мигрантов в Европу превысит миллион // Новая газета. - 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.novayagazeta.ru/news/1700694.html
4. Вышеградская группа против реформы системы распределения мигрантов в ЕС / Европейская правда . - 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.eurointegration.com.ua/rus/news/2016/04/8/7047504/
5. Гурков А. Какие экономические эффекты вызовет в Германии волна беженцев / Deutsche Welle - 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2015/0655/gazeta022.php
6. Гребенкина И.В.Политика Италии в отношении нелегальных мигрантов после «Арабской весны»: опыт для России /Вестник МГИМО Университета. - № 1. - 20 12 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/politika-italii-v-otnoshenii- nelegalnyh-migrantov-posle-arabskoy-vesny-opyt-dlya-rossii
7. Емельянова Л. Л. Международная трансграничная миграция в регионе Юго-Восточной Балтики: факторы, структура, последствия /Балтийский регион. - 2010. - №4.
8. Жуковский И. Балтийский вектор внешней политики Польши / Космополис. - 2010. № 2. С. 158.
9. Кравченко Л.И. Миграционный кризис в Европе // Центр Сулакшина. - 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusrand.ru/analytics/migracionnyy-krizis-v-evrope/
10. Кризис с мигрантами в Европе в 2015 году // РИА Новости. - 2015[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //ria.ru/spravka/20150924/1270471188.html
11. Кузнецов В. Экономика стран-ЕС после введения евро: от эйфории 1999г. до долгового кризиса 2010-х гг. / Вестник мировой экономики и международных отношений РАН. - 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2013/13047.pdf
12. Международная организация по миграции. Официальный сайт. Annual report 2010 [Электронный ресурс]. URL:
http: //www. iom. int/j ahia/jsp/index.jsp.
13. Макаренко Г. Континент беженцев: как ЕС зарабатывает на мигрантах $ 45 млрд //РБК. - 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/politics/02/02/2016/56b08c519a7947277a5ab1b8
14. Миграция в Великобританию: перепись населения выявила рекордный рост потока поляков и литовцев [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.regnum.ru/news/polit/1620447.html#ixzz3M8uD 1 OmQ
15. Новая миграционная политика Польши [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.radioporusski. pl/6/174/Artykul/83059,%D0%9D%D0%BE%D0 %B2%D0%B0%D 1 %8F
16. Неменский О. Восточная политика Польши после победы Бронислава Коморовского [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.contrtv.ru/common/3622/
17.ООН: в Европе проживает почти 76 млн мигрантов// Новостной фронт .
- 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news- front.info/2016/01/12/oon-v-evrope-prozhivaet-pochti-76-mln-migrantov/
18. Процессы миграции: выработка правовых механизмов. - 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.eurasialegal. info/index.php?option=com_content&view=article &id=1402:2012-07-11-11 -27-53&catid=1: eurasianintegration&Itemid=42
19. Потемкина О.Ю. Европейский Союз в борьбе с нелегальной иммиграцией: новые тенденции / Вся Европа.ги. - 2009. - № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://mgimo.ru/files/115232/115232.pdf
20. Польша. Расширенный миграционный профиль / Международный центр по развитию миграционной политики (МЦРМП - ICMPD). - 2012[Электронный ресурс]. - Режим доступа: file:///C:/Users/Sirojik/Downloads/Poland%20- %20Extended%20Migration%20Profile%20RU.pdf
21. Репатриация в Польшу. Основная информация / Польское консульство [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.wiza.polska.ru/repatriacj a/index .html
22. Ромашенко С. В ФРГ в 2015 году прибили почти 2 млн мигрантов // Deutsche Welle. - 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.dw. com/ru
23. Сухов А.Н. Миграция в Европе и ее последствия / А.Н. Сухов. - М.: Флинта, 2011. С - 31
24. Уметова А. Подходы к разработке Миграционной политики в странах
Центральной Азии и Европы (Сравнительный анализ на примере
Кыргызской Республики и Польши). - П. : ПАСОС. - 2012. С. 103
25. Хассельбах К. Жилищный вопрос: где немцы размещают беженцев /
Deutsche Welle. - 2015 http://www.dw.com/ru
26.Чешская Республика. Расширенный миграционный профиль. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.pragueprocess.eu/fileadmin/PPP/Czech_Republic_-
_Extended_Migration_Profile_RU.pdf
27. Чехия: законодательство и политика в области внешней и трудовой миграции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rospersonal.ru/facts_about_countries/chehiya/chehiya_zakonodatel_st vo_i_politika_v_oblasti_vneshnej_trudovoj_migrac/
28. Щербакова Е. Число международных мигрантов в развивающихся странах в 2000-2013 гг. // Демоскоп. - 2014. - № 597[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://demoscope.ru/weekly/2014/0597/barom01.php
29.Эрмине П. В Польше опасаются начала массовой миграции украинцев
/Биржевой лидер. - 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.profi-forex.org/novosti-mira/novosti-
evropy/poland/entry 1008196050.html
30.Эппле Н. Саммит на фоне серьезного кризиса // Ведомости. - 2016
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/02/19/630673-sammit- krizisa#/ utmzi 1 = 1
Зарубежные исследования
1. Drbohlav D. The Czech Republic: From Liberal Policy to EU Membership. -
2005 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.migrationpolicy.org/article/czech-republic-liberal-policy-eu- membership
2. Deibel K. Die Ausweisung von Auslander unter Beracksichtigung der Rechtsprechung des Europaischen Gerichtshofs fur Menschenrechte, ZAR 2009 P. 26
3. Gropas R. European immigration. - 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=rbijBgAAQBAJ&pg=PA275&lpg=PA275
&dq=Polish++Aliens+Act+2011 &source=bl&ots
4. Nieczypor Krzysztof. Polska polityka wschodnia w expose ministra spraw zagranicznych. - 20.03.2013 - [Электронный ресурс] /
http: //eastbook. eu/2013/03/country/ukraine/polska-polityka-wschodnia-w- expose-ministra-spraw-zagranicznych-radoslawa-sikorskiego/