Реализация функционально-семантического подхода в процессе начального языкового образования (на материале категории вида и времени глагола)
|
Введение 3
Глава 1. Лингвотеоретические основы функционально¬
семантического подхода к изучению глагола в началь¬
ной школе 11
1.1. Исходные предпосылки, определяющие особенности изуче¬ния глагола в функционально-семантическом аспекте 11
1.2. Понятие о категории вида и времени глагола. Семантика ви¬до-временных форм 17
1.3. Связь категории времени с категорией вида 28
Глава 2. Методические основы реализации функционально-семантического подхода на уроках русского языка в со-временной начальной школе 33
2.1. Проблема функционально-семантического подхода к изуче¬
нию русского языка в начальной школе (обзор методической литературы) 33
2.2. Последовательность освоения видо-временных форм рус¬
ского глагола в программе и учебниках «Русский язык (I-IV классы) Т.Г. Рамзаевой 40
2.2. Содержание экспериментально-методической работы по ре-ализации функционально-семантического подхода в процес-
се изучения видо-временных форм глагола 46
Заключение 61
Библиографический список 63
Приложение 69
Глава 1. Лингвотеоретические основы функционально¬
семантического подхода к изучению глагола в началь¬
ной школе 11
1.1. Исходные предпосылки, определяющие особенности изуче¬ния глагола в функционально-семантическом аспекте 11
1.2. Понятие о категории вида и времени глагола. Семантика ви¬до-временных форм 17
1.3. Связь категории времени с категорией вида 28
Глава 2. Методические основы реализации функционально-семантического подхода на уроках русского языка в со-временной начальной школе 33
2.1. Проблема функционально-семантического подхода к изуче¬
нию русского языка в начальной школе (обзор методической литературы) 33
2.2. Последовательность освоения видо-временных форм рус¬
ского глагола в программе и учебниках «Русский язык (I-IV классы) Т.Г. Рамзаевой 40
2.2. Содержание экспериментально-методической работы по ре-ализации функционально-семантического подхода в процес-
се изучения видо-временных форм глагола 46
Заключение 61
Библиографический список 63
Приложение 69
В современный период развития общеобразовательной школы языковое образование младшего школьника и его речевое развитие всё более основа¬тельно и обоснованно сливаются в единый учебно-познавательный процесс. Одним из аспектов указанной взаимосвязи является внимательное отноше¬ние в школьном обучении к функциям (роли) языка как средству общения, познания окружающего мира, а также саморазвития ученика как личности со своими интересами, потребностями и способностями их осуществить. В связи с этим «все большее значение приобретает создание для школьника учебных пособий, учитывающих функции родного языка в обществе. Социальная направленность школьных учебников «Русский язык», в частности, и состоит в том, чтобы сделать для учащихся реальной возможность не только осознать роль основных единиц языка и речи (слова, предложения, текста), каждой ча¬сти речи, определенных членов предложения, морфем и т.д. в речевом обще¬нии, но и сформировать у детей умение пользоваться средствами языка и речи для стилистически и лексически точного, грамматически правильного выра¬жения своих мыслей и чувств, а также верного и осознанного понимания речи других в устной и письменной форме» (Рамзаева, 2003, 25). Достичь решения данных задач нельзя без учета в процессе изучения русского языка функцио¬нально-семантического подхода.
Еще одной причиной актуальности исследования является то, что в по-следние годы все активнее развивается функциональное направление в изуче-нии языка, получившее отражение в работах известных ученых XIX-XX вв. Традиции функционального изучения языка в отечественном языкознании вос¬ходят к трудам А.А. Потебни, А.М. Пешковского и др. В связи этим, сформу¬лированный профессором М.Т. Барановым функциональный принцип изучения русского языка, который заключается «в показе функций (то есть роли) языко¬вых явлений в языке и речи», отражает объективный путь развития теории и практики методики преподавания русского языка по соединению линий изучения языка и речи.
В последние годы в методике преподавания русского языка с опорой на исследования по функциональной грамматике разрабатываются разные аспекты изучения языка: функциональный подход к изучению синтаксиса (А.Ю. Купа- лова), функциональный подход к изучению местоимений (М.В. Папина) и наречий (И.А. Шкляр). Функционально-семантический аспект изучения ка¬чественных прилагательных в начальной школе рассматривается С.Ю. Булано¬вой. Значительный вклад в разработку проблемы функционально - семантического аспекта обучения русскому языку в начальной школе внесла Т.Г. Рамзаева (2003, 2007).
Особую актуальность функционально-семантический аспект изучения языка приобретает в процессе изучения морфологии, которую академик В.В. Виноградов называл «душой языка». При этом «современные школьники не всегда осознают, какового место этого раздела в системе языка, как исполь-зовать знания по морфологии при создании собственных высказываний в уст-ной и письменной форме» (Стрыгина, 2005, 45). В методических исследованиях не раз поднимался вопрос о том, что при значительном количестве часов, предусмотренных программой на изучение морфологии в школе, основные умения и навыки остаются несформированными. Поэтому возникает необходи¬мость совершенствования систем работы по данному разделу, которая видится как раз по линии реализации функционально-семантического подхода в изуче¬нии морфологических категорий. Ведь цель школьного этапа изучения морфо¬логии - научить учащихся сознательно и произвольно оперировать своими уме¬ниями. Новые подходы к изучению морфологии, обусловленные коммуника¬тивной направленностью курса русского языка, связаны с рассмотрением во¬проса функционирования единиц языка и речи.
Проблема особенно актуальна для начальной школы, так как «дети при¬ходят в школу, умея склонять и спрягать, употреблять существительные, при¬лагательные, глаголы в речи, а задача обучения сделать этот процесс созна¬тельным и произвольным, чтобы все богатство грамматических форм находило отражение в текстах, которые создают учащиеся с учетом разных целей обще-
ния» (Алексеева, 2001, 202). В связи с этим реализация функционально¬
семантического подхода в изучении грамматического материала представляет со¬бой одну из существенных особенностей содержания начального языкового об¬разования. Таким образом, овладение языком как средством общения (что явля¬ется главной целью обучения в школе) невозможно без опоры на функциональ¬ную грамматику, для которой характерен подход «от семантики к ее формаль¬ному выражению (от функций к средствам) и от формы к семантике (от средств к функциям)» (Бондарко, 2007, 61).
Актуальность темы исследования доказывается также необходимостью реализации текстоцентрического подхода к урокам русского языка, который предполагает использование различного рода текстового дидактического мате¬риала. Важность обучения языку на основе текста обосновывается в работах Т.М. Воителевой, Н.А. Ипполитовой и др. Наблюдение над функционировани¬ем языковые единиц можно организовать только на основе текста, поскольку коммуникативную значимость все единицы языка приобретают в тексте. Сле¬довательно, необходимость реализации функционально-семантического изуче¬ния языка обусловлена коммуникативной направленностью современных про¬грамм по русскому языку, задачами развития речи учащихся. «Задачи развития связной речи могут быть разрешены только в том случае, если, наряду с рабо¬той по обогащению словарного запаса учащихся, по усвоению норм литератур¬ного языка, будет осуществляться настойчивая и систематическая работа над пониманием роли языковых единиц в построении текста» (Новикова, 2013, 144).
Поскольку задача реализации функционально-семантического подхода в обучении русскому языку сложна и многообразна, то мы в своем исследова¬нии остановились на одном аспекте данной проблемы, а именно: реализации функционально-семантического подхода при изучении глагола. Выбор данной части речи обусловлен следующими причинами. Глагол - важнейшая часть ре¬чи в русском языке. Кроме разнообразия лексических значений, глагол пред¬ставляет собой синтез разнообразных грамматических категорий и форм. Уже в начальной школе учащиеся узнают, что глагол изменяется по временам, числам лицам (в настоящем времени) и по родам (в единственном числе прошедшего времени), что в состав глагольных форм входит изменяемая и неизменяемая форма (инфинитив). Богатство значений глагола обусловлено также многообра¬зием его синтаксических возможностей. Глагол - это главный член предложе¬ния, сообщающей о подлежащем какую-то новую мысль; наряду с подлежащим он один из организующих центров предложения. Глагол имеет большое значе¬ние для построения словосочетаний и предложений. Как известно, в русском языке широко развито глагольное управление, правильное употребление паде¬жей существительных в значительной мере зависит от понимания учащимися лексического и грамматического значения глагола. В организации предложения и текста глаголы играют первостепенную роль, следовательно, именно это часть речи должна изучаться на функционально-семантической основе.
Обращение именно к проблеме изучения глагола на функционально - семантической основе обусловлено и тем, что вопросы взаимосвязи изучения глагола как части речи с одновременным усвоением его коммуникативной роли в тексте имеют прямое отношение к развитию речи учащихся.
Таким образом, анализ лингвометодической литературы позволил вы-явить следующее противоречие. Коммуникативная направленность современ¬ных программ по русскому языку требует реализации функционально- семантического подхода в процессе обучения русскому языку, особенно при изучении глагола, который выполняет важнейшую текстообразующую функ¬цию в языке. В то же время специальных пособий, дидактического материала, позволяющего на практике реализовать функционально-семантический подход в процессе изучения глагола в начальной школе до настоящего времени нет.
Следует отметить, что изучение же этой части речи вызывает серьёзные трудности у учащихся. Это связано прежде всего с тем, что глагол имеет самую разветвлённую систему грамматических категорий, важнейшими среди кото¬рых являются категории вида и времени. Изучение этих глагольных категорий имеет многолетнюю историю в лингвистической литературе (См. работы А.А.
Шахматова, А.М. Пешковского, В.В. Виноградова, Л.Л. Буланина, А.В. Бон- дарко, А.Н. Тихонова и др.). Несмотря на такой интерес к названным глаголь¬ным категориям, в лингвистической литературе много спорных вопросов, ка¬сающихся соотношения видовременных форм.
Знакомство с видовременными формами глагола предусматривается школьной программой. При этом формы времени изучаются довольно подроб¬но уже в начальной школе, а понятие о категории вида вводится только в сред¬нем звене, что затрудняет процесс усвоения временных форм. Категория вре¬мени тесно связана с категорией вида. По мнению многих лингвистов, в отно¬шении русского языка следует говорить не столько о временной, сколько о ви¬довременной системе глагола (В.В. Виноградов, А.В. Бондарко, А.Н. Тихонов и др.).
Вид и время имеют большое значение для построения связной монологи¬ческой речи, и письменной, и устной. Соотношение видо-временных форм гла¬голов-сказуемых является одним из средств связи самостоятельных предложе¬ний в тексте. Важную роль играет соотношение видо-временных форм и при построении сложных предложений, однородных рядов сказуемых. Между тем школьники часто нарушают нормы соотношения видо-временных форм как при построении текстов, так и отдельных сложных предложений. Многочисленные ошибки свидетельствуют о том, что учащиеся не имеют твердых навыков упо¬требления видо-временных форм при построении связной монологической ре¬чи. Поэтому весьма актуальна задача изучения таких глагольных категорий как вид и время в аспекте текстового функционирования. Освоение видо¬временных форм на материале текстов, реализация функционально¬семантического подхода при их изучении позволит выяснить их роль в органи¬зации разных типов связной речи и привить учащимся навыки самостоятельно¬го конструирования текстов.
Проблема исследования: каковы возможности уроков русского языка в реализации функционально-семантического подхода при изучении глагола в начальной школе? Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является процесс реализации функционально-семантического подхода при изучении видо-временных форм глагола в началь¬ной школе, предметом исследования - система заданий и упражнений, направленная на реализацию функционально-семантического подхода при изу¬чении категорий вида и времени глагола в начальной школе.
В начале нашего исследования мы выдвинули гипотезу. Функционально¬семантический подход при изучении категорий вида и времени будет эффек¬тивным при соблюдении следующих условий:
- категории вида и времени будут изучаться взаимосвязано;
- на уроках будут вводиться элементарные теоретические сведения о тек-стообразующей роли глагольных слов и о правильном употреблении ви¬до-временных форм глаголов-сказуемых в текстах разных функциональ¬ных типов;
- в качестве дидактической единицы будут использоваться мини-тексты, позволяющие знакомить младших школьников с текстообразующей ро-лью видо-временных форм в тексте.
Для проверки гипотезы и достижения цели исследования обходимо было решить ряд задач:
- провести анализ научной литературы по теме исследования и выявить пред¬посылки к использованию функционально-семантического подхода при изу¬чении глагола в начальной школе;
- проанализировать возможности реализации функционально-семантического подхода в программах и учебниках по русскому языку для начальной шко¬лы;
- разработать систему упражнений, направленных на формирование у млад¬ших школьников представления о функционально-семантических свойствах глагольных слов;
- проверить эффективность предлагаемой гипотезы
Теоретической основой решения задач, поставленных перед началом ис¬следования, стал анализ научной литературы по теме исследования. Были про¬анализированы труды лингвистов, разрабатывающих теорию функциональной грамматики (В.В. Виноградов, А.В. Буланин, И.В. Бондарко, А.М. Ломов и др.), методистов (Т.Г. Рамзаевой, С.Ю. Булановой, М.В. Папиной и др.), занимаю¬щихся проблемами реализации функционально-семантического подхода в изу¬чении русского языка.
При проведении исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ лингвистической и методической литературы по теме ис¬следования; констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты; наблюдение за учебным процессом; количественный и качественный анализ письменных работ учащихся.
Практическая значимость исследования определяется тем, что: пред-ложена система упражнений и различные виды заданий для наблюдения над функцией в речи глагольных слов, отобран дидактический материал в виде ми¬ни-текстов разных стилей и типов для реализации функционально- семантического подхода при изучении глагола.
Исследование проводилось на базе 4-го класса МБОУ "СОШ №2" г. Шебекино, Белгородской области.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения. К работе прилагается список использованной литературы, приложение.
Во Введении формулируется актуальность исследования, обоснована проблема, определены цели и задачи работы, сформулирована гипотеза иссле¬дования.
В первой главе «Лингвотеоретические основы функционально-семантического подхода к изучению глагола в начальной школе» выявляются исходные предпосылки, определяющие особенности изучения глагола в функ¬ционально-семантическом аспекте. Здесь также анализируются лингвистиче¬ские особенности категорий вида и времени глагола, показана связь данных ка¬тегорий.
Во второй главе «Методические основы реализации функционально-семантического подхода на уроках русского языка в современной начальной школе» рассмотрены возможности реализации функционально-семантического подхода обучения русскому языку в программе и учебника «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой; представлен обзор методической литературы по проблеме ис¬следования, а также описывается экспериментальной работы по реализации функционально-семантического подхода в процессе изучения видо-временных форм глагола.
В Заключении подведены итоги исследования и намечены перспективы дальнейшей работы.
В Приложении содержатся материалы, отражающие экспериментальную работу: конспекты уроков, таблицы, дидактический материал, детские работы.
Еще одной причиной актуальности исследования является то, что в по-следние годы все активнее развивается функциональное направление в изуче-нии языка, получившее отражение в работах известных ученых XIX-XX вв. Традиции функционального изучения языка в отечественном языкознании вос¬ходят к трудам А.А. Потебни, А.М. Пешковского и др. В связи этим, сформу¬лированный профессором М.Т. Барановым функциональный принцип изучения русского языка, который заключается «в показе функций (то есть роли) языко¬вых явлений в языке и речи», отражает объективный путь развития теории и практики методики преподавания русского языка по соединению линий изучения языка и речи.
В последние годы в методике преподавания русского языка с опорой на исследования по функциональной грамматике разрабатываются разные аспекты изучения языка: функциональный подход к изучению синтаксиса (А.Ю. Купа- лова), функциональный подход к изучению местоимений (М.В. Папина) и наречий (И.А. Шкляр). Функционально-семантический аспект изучения ка¬чественных прилагательных в начальной школе рассматривается С.Ю. Булано¬вой. Значительный вклад в разработку проблемы функционально - семантического аспекта обучения русскому языку в начальной школе внесла Т.Г. Рамзаева (2003, 2007).
Особую актуальность функционально-семантический аспект изучения языка приобретает в процессе изучения морфологии, которую академик В.В. Виноградов называл «душой языка». При этом «современные школьники не всегда осознают, какового место этого раздела в системе языка, как исполь-зовать знания по морфологии при создании собственных высказываний в уст-ной и письменной форме» (Стрыгина, 2005, 45). В методических исследованиях не раз поднимался вопрос о том, что при значительном количестве часов, предусмотренных программой на изучение морфологии в школе, основные умения и навыки остаются несформированными. Поэтому возникает необходи¬мость совершенствования систем работы по данному разделу, которая видится как раз по линии реализации функционально-семантического подхода в изуче¬нии морфологических категорий. Ведь цель школьного этапа изучения морфо¬логии - научить учащихся сознательно и произвольно оперировать своими уме¬ниями. Новые подходы к изучению морфологии, обусловленные коммуника¬тивной направленностью курса русского языка, связаны с рассмотрением во¬проса функционирования единиц языка и речи.
Проблема особенно актуальна для начальной школы, так как «дети при¬ходят в школу, умея склонять и спрягать, употреблять существительные, при¬лагательные, глаголы в речи, а задача обучения сделать этот процесс созна¬тельным и произвольным, чтобы все богатство грамматических форм находило отражение в текстах, которые создают учащиеся с учетом разных целей обще-
ния» (Алексеева, 2001, 202). В связи с этим реализация функционально¬
семантического подхода в изучении грамматического материала представляет со¬бой одну из существенных особенностей содержания начального языкового об¬разования. Таким образом, овладение языком как средством общения (что явля¬ется главной целью обучения в школе) невозможно без опоры на функциональ¬ную грамматику, для которой характерен подход «от семантики к ее формаль¬ному выражению (от функций к средствам) и от формы к семантике (от средств к функциям)» (Бондарко, 2007, 61).
Актуальность темы исследования доказывается также необходимостью реализации текстоцентрического подхода к урокам русского языка, который предполагает использование различного рода текстового дидактического мате¬риала. Важность обучения языку на основе текста обосновывается в работах Т.М. Воителевой, Н.А. Ипполитовой и др. Наблюдение над функционировани¬ем языковые единиц можно организовать только на основе текста, поскольку коммуникативную значимость все единицы языка приобретают в тексте. Сле¬довательно, необходимость реализации функционально-семантического изуче¬ния языка обусловлена коммуникативной направленностью современных про¬грамм по русскому языку, задачами развития речи учащихся. «Задачи развития связной речи могут быть разрешены только в том случае, если, наряду с рабо¬той по обогащению словарного запаса учащихся, по усвоению норм литератур¬ного языка, будет осуществляться настойчивая и систематическая работа над пониманием роли языковых единиц в построении текста» (Новикова, 2013, 144).
Поскольку задача реализации функционально-семантического подхода в обучении русскому языку сложна и многообразна, то мы в своем исследова¬нии остановились на одном аспекте данной проблемы, а именно: реализации функционально-семантического подхода при изучении глагола. Выбор данной части речи обусловлен следующими причинами. Глагол - важнейшая часть ре¬чи в русском языке. Кроме разнообразия лексических значений, глагол пред¬ставляет собой синтез разнообразных грамматических категорий и форм. Уже в начальной школе учащиеся узнают, что глагол изменяется по временам, числам лицам (в настоящем времени) и по родам (в единственном числе прошедшего времени), что в состав глагольных форм входит изменяемая и неизменяемая форма (инфинитив). Богатство значений глагола обусловлено также многообра¬зием его синтаксических возможностей. Глагол - это главный член предложе¬ния, сообщающей о подлежащем какую-то новую мысль; наряду с подлежащим он один из организующих центров предложения. Глагол имеет большое значе¬ние для построения словосочетаний и предложений. Как известно, в русском языке широко развито глагольное управление, правильное употребление паде¬жей существительных в значительной мере зависит от понимания учащимися лексического и грамматического значения глагола. В организации предложения и текста глаголы играют первостепенную роль, следовательно, именно это часть речи должна изучаться на функционально-семантической основе.
Обращение именно к проблеме изучения глагола на функционально - семантической основе обусловлено и тем, что вопросы взаимосвязи изучения глагола как части речи с одновременным усвоением его коммуникативной роли в тексте имеют прямое отношение к развитию речи учащихся.
Таким образом, анализ лингвометодической литературы позволил вы-явить следующее противоречие. Коммуникативная направленность современ¬ных программ по русскому языку требует реализации функционально- семантического подхода в процессе обучения русскому языку, особенно при изучении глагола, который выполняет важнейшую текстообразующую функ¬цию в языке. В то же время специальных пособий, дидактического материала, позволяющего на практике реализовать функционально-семантический подход в процессе изучения глагола в начальной школе до настоящего времени нет.
Следует отметить, что изучение же этой части речи вызывает серьёзные трудности у учащихся. Это связано прежде всего с тем, что глагол имеет самую разветвлённую систему грамматических категорий, важнейшими среди кото¬рых являются категории вида и времени. Изучение этих глагольных категорий имеет многолетнюю историю в лингвистической литературе (См. работы А.А.
Шахматова, А.М. Пешковского, В.В. Виноградова, Л.Л. Буланина, А.В. Бон- дарко, А.Н. Тихонова и др.). Несмотря на такой интерес к названным глаголь¬ным категориям, в лингвистической литературе много спорных вопросов, ка¬сающихся соотношения видовременных форм.
Знакомство с видовременными формами глагола предусматривается школьной программой. При этом формы времени изучаются довольно подроб¬но уже в начальной школе, а понятие о категории вида вводится только в сред¬нем звене, что затрудняет процесс усвоения временных форм. Категория вре¬мени тесно связана с категорией вида. По мнению многих лингвистов, в отно¬шении русского языка следует говорить не столько о временной, сколько о ви¬довременной системе глагола (В.В. Виноградов, А.В. Бондарко, А.Н. Тихонов и др.).
Вид и время имеют большое значение для построения связной монологи¬ческой речи, и письменной, и устной. Соотношение видо-временных форм гла¬голов-сказуемых является одним из средств связи самостоятельных предложе¬ний в тексте. Важную роль играет соотношение видо-временных форм и при построении сложных предложений, однородных рядов сказуемых. Между тем школьники часто нарушают нормы соотношения видо-временных форм как при построении текстов, так и отдельных сложных предложений. Многочисленные ошибки свидетельствуют о том, что учащиеся не имеют твердых навыков упо¬требления видо-временных форм при построении связной монологической ре¬чи. Поэтому весьма актуальна задача изучения таких глагольных категорий как вид и время в аспекте текстового функционирования. Освоение видо¬временных форм на материале текстов, реализация функционально¬семантического подхода при их изучении позволит выяснить их роль в органи¬зации разных типов связной речи и привить учащимся навыки самостоятельно¬го конструирования текстов.
Проблема исследования: каковы возможности уроков русского языка в реализации функционально-семантического подхода при изучении глагола в начальной школе? Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является процесс реализации функционально-семантического подхода при изучении видо-временных форм глагола в началь¬ной школе, предметом исследования - система заданий и упражнений, направленная на реализацию функционально-семантического подхода при изу¬чении категорий вида и времени глагола в начальной школе.
В начале нашего исследования мы выдвинули гипотезу. Функционально¬семантический подход при изучении категорий вида и времени будет эффек¬тивным при соблюдении следующих условий:
- категории вида и времени будут изучаться взаимосвязано;
- на уроках будут вводиться элементарные теоретические сведения о тек-стообразующей роли глагольных слов и о правильном употреблении ви¬до-временных форм глаголов-сказуемых в текстах разных функциональ¬ных типов;
- в качестве дидактической единицы будут использоваться мини-тексты, позволяющие знакомить младших школьников с текстообразующей ро-лью видо-временных форм в тексте.
Для проверки гипотезы и достижения цели исследования обходимо было решить ряд задач:
- провести анализ научной литературы по теме исследования и выявить пред¬посылки к использованию функционально-семантического подхода при изу¬чении глагола в начальной школе;
- проанализировать возможности реализации функционально-семантического подхода в программах и учебниках по русскому языку для начальной шко¬лы;
- разработать систему упражнений, направленных на формирование у млад¬ших школьников представления о функционально-семантических свойствах глагольных слов;
- проверить эффективность предлагаемой гипотезы
Теоретической основой решения задач, поставленных перед началом ис¬следования, стал анализ научной литературы по теме исследования. Были про¬анализированы труды лингвистов, разрабатывающих теорию функциональной грамматики (В.В. Виноградов, А.В. Буланин, И.В. Бондарко, А.М. Ломов и др.), методистов (Т.Г. Рамзаевой, С.Ю. Булановой, М.В. Папиной и др.), занимаю¬щихся проблемами реализации функционально-семантического подхода в изу¬чении русского языка.
При проведении исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ лингвистической и методической литературы по теме ис¬следования; констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты; наблюдение за учебным процессом; количественный и качественный анализ письменных работ учащихся.
Практическая значимость исследования определяется тем, что: пред-ложена система упражнений и различные виды заданий для наблюдения над функцией в речи глагольных слов, отобран дидактический материал в виде ми¬ни-текстов разных стилей и типов для реализации функционально- семантического подхода при изучении глагола.
Исследование проводилось на базе 4-го класса МБОУ "СОШ №2" г. Шебекино, Белгородской области.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения. К работе прилагается список использованной литературы, приложение.
Во Введении формулируется актуальность исследования, обоснована проблема, определены цели и задачи работы, сформулирована гипотеза иссле¬дования.
В первой главе «Лингвотеоретические основы функционально-семантического подхода к изучению глагола в начальной школе» выявляются исходные предпосылки, определяющие особенности изучения глагола в функ¬ционально-семантическом аспекте. Здесь также анализируются лингвистиче¬ские особенности категорий вида и времени глагола, показана связь данных ка¬тегорий.
Во второй главе «Методические основы реализации функционально-семантического подхода на уроках русского языка в современной начальной школе» рассмотрены возможности реализации функционально-семантического подхода обучения русскому языку в программе и учебника «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой; представлен обзор методической литературы по проблеме ис¬следования, а также описывается экспериментальной работы по реализации функционально-семантического подхода в процессе изучения видо-временных форм глагола.
В Заключении подведены итоги исследования и намечены перспективы дальнейшей работы.
В Приложении содержатся материалы, отражающие экспериментальную работу: конспекты уроков, таблицы, дидактический материал, детские работы.
Умение применять родной язык во всем его функциональном многообра¬зии является предпосылкой создания всесторонне развитой личности, которая активно участвует во всех сферах общественной деятельности.
Функции языка осознаются учащимися не только в процессе специаль-ного изучения языка, но и в целом всей учебной деятельности в школе и вне ее. При этом важно, чтобы речевое развитие имело личностно целевую направ¬ленность и осуществлялось во взаимодействие со всеми другими учебными предметами. Вот почему реализация функционально-семантического подхода в обучении младших школьников родному языку приобретает в настоящее время всё большую значимость.
Речевая направленность действующих программ по русскому языку обу¬словила внимание учителей-практиков и методистов к функционально - семантическому аспекту языковых категорий, в том числе глагольных слов, ко¬торые обладают высокой частотностью употребления во всех функциональных стилях языка.
Изучение единиц языка одновременно с вопросами их функционирования в речи - «предпосылка осуществления коммуникативно направленного обуче¬ния» (А.Ю. Купалова). Традиции функционального подхода к изучению родно¬го языка восходят к трудам Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни, А.М. Пешковского и др. Сформулированный профессором М.Т. Барановым функциональный прин¬цип изучения языка нашел отражения в работах современных лингводидактов, применительно к начальной школе вопросы функционально-семантического подхода рассматриваются в работах Т.Г. Рамзаевой, Папиной. Именно данный подход отражает объективный путь развития методики преподавания родного языка по соединению линий изучения языка и речи. Именно в тексте глагол как единица языка предстает в единстве лексического и грамматического значения, в коммуникативной функции. Особый интерес в этом отношении представляют формы вида и времени глагола, поскольку важнейшим средством связи пред¬ложений в тексте является соотношение видо-временные форм. Употребление форм вида и времени в тексте упорядочено, подчинено определенным законо¬мерностям. И поэтому именно при изучении этих форм глагола нужно знако¬мить учащихся с текстообразующей функцией, так как «каждая единица языко¬вой системы обладает специфическими свойствами, в том числе и такими, ко¬торые позволяют ей сыграть свою роль в создании связного высказывания на содержательном и строевом уровне» (Н.А. Ипполитова).
Экспериментальная работа показала эффективность функционально - семантического подхода при изучении видо-временных форм глагола и под-твердило выдвинутую в начале исследования гипотезу. На основании знаний о текстообразующей роли изучаемых форм у младших школьников формируются умения использовать возможности грамматических форм при создании текстов. Работа над функциональными особенностями видо-временных форм, их компо¬зиционно-стилистическим потенциалом способствует росту конструкций грам¬матического строя речи учащихся. При формировании коммуникативных уме¬ний, основанных на знаниях школьниками текстообразующих и выразительно¬изобразительных функций глагольных форм, происходит перенос полученных знаний и умений на новые варианты текстов при репродуктивной деятельности, что отражает развитие речевых способностей учащихся.
Содержание материала учебников и разработанные в процессе экспери-мента методики позволили вести целенаправленную работу не только по фор-мированию понятий вида и времени глагола, но и по практическому образова¬нию и употреблению в речи этих грамматических форм.
На основании результатов экспериментальной работы мы сделали выво-ды о подтверждении гипотезы нашего исследования. Если в процессе изучения глагола в начальной школе будет реализован функционально-семантический подход, то это дает возможность формировать у младших школьников пред¬ставление о функциях глагольных слов в речи; повысить обучающую роль тек¬стов учебника за счёт выявления функционально-семантического использова¬ния глаголов в тексте; учить детей коммуникативно целесообразному исполь¬зованию в речи глагольных форм.
Функции языка осознаются учащимися не только в процессе специаль-ного изучения языка, но и в целом всей учебной деятельности в школе и вне ее. При этом важно, чтобы речевое развитие имело личностно целевую направ¬ленность и осуществлялось во взаимодействие со всеми другими учебными предметами. Вот почему реализация функционально-семантического подхода в обучении младших школьников родному языку приобретает в настоящее время всё большую значимость.
Речевая направленность действующих программ по русскому языку обу¬словила внимание учителей-практиков и методистов к функционально - семантическому аспекту языковых категорий, в том числе глагольных слов, ко¬торые обладают высокой частотностью употребления во всех функциональных стилях языка.
Изучение единиц языка одновременно с вопросами их функционирования в речи - «предпосылка осуществления коммуникативно направленного обуче¬ния» (А.Ю. Купалова). Традиции функционального подхода к изучению родно¬го языка восходят к трудам Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни, А.М. Пешковского и др. Сформулированный профессором М.Т. Барановым функциональный прин¬цип изучения языка нашел отражения в работах современных лингводидактов, применительно к начальной школе вопросы функционально-семантического подхода рассматриваются в работах Т.Г. Рамзаевой, Папиной. Именно данный подход отражает объективный путь развития методики преподавания родного языка по соединению линий изучения языка и речи. Именно в тексте глагол как единица языка предстает в единстве лексического и грамматического значения, в коммуникативной функции. Особый интерес в этом отношении представляют формы вида и времени глагола, поскольку важнейшим средством связи пред¬ложений в тексте является соотношение видо-временные форм. Употребление форм вида и времени в тексте упорядочено, подчинено определенным законо¬мерностям. И поэтому именно при изучении этих форм глагола нужно знако¬мить учащихся с текстообразующей функцией, так как «каждая единица языко¬вой системы обладает специфическими свойствами, в том числе и такими, ко¬торые позволяют ей сыграть свою роль в создании связного высказывания на содержательном и строевом уровне» (Н.А. Ипполитова).
Экспериментальная работа показала эффективность функционально - семантического подхода при изучении видо-временных форм глагола и под-твердило выдвинутую в начале исследования гипотезу. На основании знаний о текстообразующей роли изучаемых форм у младших школьников формируются умения использовать возможности грамматических форм при создании текстов. Работа над функциональными особенностями видо-временных форм, их компо¬зиционно-стилистическим потенциалом способствует росту конструкций грам¬матического строя речи учащихся. При формировании коммуникативных уме¬ний, основанных на знаниях школьниками текстообразующих и выразительно¬изобразительных функций глагольных форм, происходит перенос полученных знаний и умений на новые варианты текстов при репродуктивной деятельности, что отражает развитие речевых способностей учащихся.
Содержание материала учебников и разработанные в процессе экспери-мента методики позволили вести целенаправленную работу не только по фор-мированию понятий вида и времени глагола, но и по практическому образова¬нию и употреблению в речи этих грамматических форм.
На основании результатов экспериментальной работы мы сделали выво-ды о подтверждении гипотезы нашего исследования. Если в процессе изучения глагола в начальной школе будет реализован функционально-семантический подход, то это дает возможность формировать у младших школьников пред¬ставление о функциях глагольных слов в речи; повысить обучающую роль тек¬стов учебника за счёт выявления функционально-семантического использова¬ния глаголов в тексте; учить детей коммуникативно целесообразному исполь¬зованию в речи глагольных форм.
Подобные работы
- Реализация функционально-семантического подхода в процессе изучения морфологии в начальной школе (на материале темы «Глагол»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ГЛАГОЛОВ ДВИЖЕНИЯ СТУДЕНТАМИ-МАРИ В ПРАКТИЧЕСКОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Интегративное семантическое поле ДОБРОТА ^ ЗЛОБА в лексико-семантическом пространстве китайского и русского языков
Диссертации (РГБ), филология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021 - СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ГЛАГОЛОВ ДВИЖЕНИЯ СТУДЕНТАМИ-МАРИ В ПРАКТИЧЕСКОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Специфика применения безличных конструкций в английском и французском языках
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - КОНЦЕПТОСФЕРА ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ РОДОСЛОВНЫХ (10.02.01)
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - КОНЦЕПТОСФЕРА ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ РОДОСЛОВНЫХ
Диссертации (РГБ), филология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - КАТЕГОРИЯ БЕЗЛИЧНОСТИ В НЕРОДСТВЕННЫХ ЯЗЫКАХ НА ПРИМЕРЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Безличные предложения в английском и французском
языках (как развитие навыков чтения художественного
произведения на иностранном языке в школе)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016



