Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №67981

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
347
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе работы над проектом
1.1. Педагогические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
1.2. Особенности общения младших школьников
1.3. Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе работы над проектом во внеурочной деятельности
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий в процессе работы над проектом во внеурочной деятельности
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
2.2. Содержание экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе работы над проектом во внеурочной деятельности
Заключение
Библиографический список
Приложение


В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применять полученные знания, умения и навыки в реальной жизни. Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на развитие у учащихся таких компетенций, которые способствовали бы самореализации его личного потенциала. То есть школьник, обладая правом являться субъектом образования, кроме знаний, должен овладеть универсальными учебными действиями, которые определят его готовность к жизни в современном обществе.
В широком смысле термин «универсальные учебные действия» означает саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетенций входят информационная, социально-правовая и коммуникативная компетентность. Согласно Федеральному государственному стандарту «результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ро-лей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества» (Концепция..., 2002).
Одна из задач модернизации образования заключается в обновлении форм, методов для повышения качества обучения. Как сказано в Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (Стандарты второго поколения), современная общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».
Одним из ведущих методов современной педагогики является метод проектов, который в силу своих особенностей позволяет реализовать проекты группами или парами, и направлен не только на получение знаний, но и на формирование ключевых компетентностей, одной из которых является коммуникативная компетентность. Значительный вклад в исследование проектной деятельности младших школьников внесли такие педагоги как В.М. Заславский, С.В. Егоркина, Ф. Гузеев и др. Проектное обучение, по их мнению, поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия.
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. На сегодняшний день значительный вклад в исследование этой проблемы внесли такие выдающиеся педагоги как: А.А. Леонтьев, В.А. Сухомлинский, С.Т. Гончаров, А.С. Макаренко, Ф.Ф. Королев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.А. Сластенин. В своих работах они раскрывают особенности формирования общительности, коммуникативной компетентности.
Несмотря на большой научный интерес к проблеме общения исследований по формированию коммуникативных универсальных учебных действий средствами проектной деятельности у младших школьников недостаточно. Это противоречие побудило нас к выбору темы «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе работы над проектом во внеурочной деятельности».
Проблема исследования: каковы педагогические условия повышения эффективности процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе работы над проектом во внеурочной деятельности.
Цель исследования - решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Предметом исследования являются педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе работы над проектом во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе работы над проектом во внеурочной деятельности будет осуществляться эффективнее при реализации следующих педагогических условий:
- систематическое включение школьников в групповую и парную работу над проектом во внеурочной деятельности;
- обеспечение ситуации успеха в процессе работы над проектом во внеурочной деятельности;
- обеспечение понимания младшими школьниками логики проектной деятельности через погружение их в работу над проектом.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе работы над проектом;
- проанализировать особенности общения детей в младшем школьном возрасте;
- охарактеризовать и экспериментальным путем проверить педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе работы над проектом во внеурочной деятельности;
- реализовать программу формирующего эксперимента по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе работы над проектом во внеурочной деятельности.
Методы исследования: методы теоретического анализа психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование, методы обобщения, классификации и сравнения.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Вязовская средняя общеобразовательная школа». Краснояружского района, с. Вязовое.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Во введении раскрыта актуальность темы исследования, сформулирована проблема исследования, поставлена цель работы, определены объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе раскрыты педагогические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, особенности общения младших школьников, педагогические условия формирования коммуникативных УУД младших школьников в процессе работы над проектом во внеурочной деятельности.
Во второй главе представлена экспериментальная работа по формированию коммуникативных УУД младших школьников в процессе работы над проектом во внеурочной деятельности и анализ результатов экспериментальной работы.
В заключении подведены итоги работы и сделаны выводы.
Библиографический список насчитывает 77 источников.
В приложении даны данные экспериментальной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день актуальной задачей для учителей начальных классов является развитие коммуникативных УУД, которые понимаются как система целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в совместной деятельности, актуализирующих социальные отношения и индивидуально психологические взаимоотношения. Поступая в школу, у детей меняется круг общения, появляются новые друзья, учитель, который становится авторитетным взрослым для школьника, меняются темы общения и его содержание со сверстниками, учителем и родителями. Именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.
В этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым младший школьник будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств.
Изучение и анализ литературы по данной теме позволил выяснить многогранность этой проблемы в науке. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. На сегодняшний день значительный вклад в исследование этой проблемы внесли такие выдающиеся педагоги как А.А. Леонтьев, В.А. Сухомлинский, С.Т. Гончаров, В.В. Давыдов, В.А. Сластенин в своих работах раскрывают особенности формирования общительности, коммуникативной компетентности. Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что главными условиями формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников ученые выдвигают следующие:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
В ходе констатирующего эксперимента был выявлен уровень формирования КУУД у младших школьников. Он определялся с помощью педагогического наблюдения и диагностических методик. Результаты констатирующего этапа эксперимента таковы: 40 % учеников данного класса имеют высокий уровень развития КУУД, 40 % средний уровень и 20 № обучающихся имеют низкий уровень развития КУУД.
Формирование коммуникативных УУД у младших школьников обеспечивалось в ходе формирующего эксперимента системой действий, направленных на создание и реализацию условий гипотезы:
- систематическое включение школьников в групповую и парную работу над проектом во внеурочной деятельности;
- обеспечение ситуации успеха в процессе работы над проектом во внеурочной деятельности;
- обеспечение понимания школьниками логики проектной деятельности через погружение их в работу над проектом.
В процессе формирующего эксперимента были обучающимися выполнены три проекта на интересующие их темы: «Страсти по шоколаду», «Почему светят светлячки» и «Почему идёт дождь». В ходе выполнения проектов обучающихся были сформированы микрогруппы по их собственному желанию, за счет чего работа в группе шла слажено и бесконфликтно. Выполнение заданий требовало от обучающихся умений договариваться, находить общее решение, помогать и сотрудничать друг с другом. Именно в ходе групповой работы создаются благоприятные условия для формирования у младших школьников коммуникативных УУД.
Включение младших школьников в работу над проектом и полное погружение в неё помогает им осознать значимость совместной работы, последовательность действий при решении проблемы, оценить свой вклад в получение общего продукта, проявить инициативу, обучаться руководить и подчиняться, налаживать сотрудничество, овладевать умениями бесконфликтного общения. В процессе выполнения проектов каждому нашлось интересное дело, а самостоятельный выбор партнеров по проекту создал ту самую ситуацию успеха, которая является педагогическим условием формирования коммуникативных УУД младших школьников.
Формирующий этап эксперимента завершился контрольным наблюдением, которое показало, что 66,6 % учеников данного класса имеют высокий уровень развития КУУД, 33,3 % средний уровень, а обучающиеся, ранее имевшие низкий уровень развития КУУД перешли на более высокий уровень.
Мы заметили, что у младших школьников стали ярче проявляться умения и желания сотрудничать друг с другом и с учителем. Коллектив заметно сплотился, стало меньше конфликтов.
Экспериментальная работа подтвердила правильность выдвинутых нами педагогических условий и позволила сделать вывод, что реализация проектной деятельности во внеурочной работе является одним из мощных факторов развития личности младшего школьника в целом и формирования коммуникативных УУД в частности.



1. Андреева Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности// Общение и оптимизация совместной деятельности./Г.М. Андреева. - М.: «Просвещение» - 1985. - С.147-149.
2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли /А.Г. Асмолов. - М.: «Просвещение». - 2011. - 159 с.
3. Батыршев А.В. Организационные и коммуникативные качества личности/ А.В. Батыршев. - М.: Изд. центр «Академия» - 1998. - С.136-189
4. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе./Н.В. Белобородов - М.: Аркти, 2006. - С. 45-48.
5. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии // Начальная школа. - 2005. - №6. - С. 21-22.
6. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников/ Л.Н. Булыгина// Вопросы психологии. - М.: Просвещение - 2010. - № 2. - С.149.
7. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М.: Академия, 2000,
- С. 124-129.
8. Васильченко П.А. Обучение на коллективной и индивидуальной основе/ П.А. Васильченко// Начальная школа. - 1993.- №4. - С.57-59.
9. Вахрушева Л.М. Применение проективного метода // Начальная школа. - 2007. - №14. - С. 21-24.
10. Вергелес Г.И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников/ Г.И. Вергелес. - М.: Просвещение - 1989. - С.56-58.
11. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1973. - 211 с.
12. Воробьева О. Я. Коммуникативные технологии в школе / О.Я. Воробьева.
- М.: Учитель - 2008. - 144 с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология/Л.С. Выготский. - М.: Педагогика:Пресс - 2002.- С. 263-269.
14. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 233 с.
15. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.
16. Гришанова И.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников/И.А. Гришанова. - М.: Просвещение - 2005. - С.54-57.
17. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения // Директор школы. - 1995. - №6. - С. 23-24.
18. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении/В.В. Давыдов. - М.: Педагогика - 1972. - 424 с.
19. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология /Под. ред. А.В. Петровского. - М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 439 с.
20. Даниленкова Г.Г. Педагогическое проектирование учебного процесса // Сб. научн. ст. / Калинингр. ун-т. - 2000. - С. 25-27.
21. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе/ Н.И. Дереклеева. - М.: Просвещение - 2005. - С.124-130.
22. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. - Ростов н/Д., 2005. - С. 145-148.
23.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников //Начальная школа. - 2005. - №9. - С. 31.
24.Золотова А.В. Коллективная работа на уроках/ А.В. Золотова// Начальная школа. - 1989. - №10-11. - С.34-38.
25. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н.В. Иванова // Начальная школа. - 2004. - №2. - С. 15-17.
26. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменкая, И.А. Володарская и др. / Под ред. А.Г. Асмолова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.
27. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность/Н.В. Клюева - Ярославль: Академия развития - 2001. - 458 с.
28. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное со-стояние и проблемы //Начальная школа. - 2006. - №1. - С. 11-13.
29. Кудрявцева Л.В., Тархова С.В. Организация работы в парах постоянного состава/ Л.В. Кудрявцева // Начальная школа. - 1990. - №11. - С.47-53.
30. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителей/ Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение - 1993. - С.56-67.
31. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, - 2-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 464 с.
32. Левицкая Ю.Л. Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста /Ю.Л. Левицкая //Справочник педагога психолога. - 2011. - №1. - С.41-49.
33. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования. // Методологические проблемы социальной психологии. - М. , 1975.
34. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке /Х.Й. Лийметс. - М.:Знание - 1975. - С.30-34.
35. Лийметс Х.Й. Место групповой работы среди других форм обучения/ Х.Й. Лийметс. - М.: Просвещение - 1987. - С.94-98.
36. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения /М.И. Лисина. - М. : Педагогика - 1986. - 140 с.
37. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении /М.И. Лисина - СПБ.: Питер, 2009. - 320 с.
38. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида/ Б.Ф. Ломов. - М.: Просвещение - 1976. - С.235-236.
39. Максимова А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх/А.А. Максимова// Начальная школа. - 2005.
- №1. - С.30-34.
40. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников /Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко: Вентана-Граф - 2007. - 112 с.
41. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности./И.М. Михайлова. - Псков. ПГПУ - 2005. - 188 с.
42. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности /Т. Новикова // Народное образование. - 2000. - №7. - С.19-23.
43. Павлова М.Б. Метод проектов в технологическом образовании школьников / Под ред. И.А. Сасовой. - М.: Вентана-Графф, 2003. - 100 с.
44. Пахомина Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей студентов педагогических ВУЗОВ./Н.Ю. Пахомина
- М.: АРКТИ. 2003. - 110 с.
45. Пахомина Н.Ю. Проектное обучение - что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала «Методист» /Сост. Н.Ю. Пахомина. - М.: АМК и ПРО, 2004. - 43 с.
46. Пахомина Н.Ю. Учебный проект: его возможности / Н.Ю. Пахомина //Учитель. - 2000. - №4. - С. 15-19.
47. Петровский В.А., Виноградова А.М. Учимся общаться с ребенком/ В.А. Петровский. - М.: Просвещение, 1993-191с.
48. Позднякова Е.В. Формирование коммуникативной культуры у младших школьников /Е.В. Позднякова // Начальная школа. - 2001. - №11. - С. 23 - 25.
49. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Е.С. Полат - М.: Просвещение, 1998. - 142 с.
50. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. /К.Н. Поливанова - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.
51. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника /Е. Постникова // Сельская школа. - 2004. - №2. - С. 14-16.
52. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. /Под ред. А.Б. Воронцова. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.
53. Резниченко М.А. Трудности взросления младшего школьника/М.А. Резниченко// Начальная школа. - 1998, №1. - с. 25-30.
54. Рождественский Н.С. Речевое развитие младших школьников/Н.С. Рождественский. - М.: Просвещение - 2000. - С.245-247.
55. Ромашина С.Я. Речь учителя как средство дидактического коммуникативного воздействия /С.Я. Ромашина //Начальная школа. - 2005. - №2. - С.71 - 73.
56. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения /В.В. Рубцов. - М.: Просвещение - 1987. - С.78-89.
57. Рыжова Н.А. Экологический проект: Ядовитое растение /Рыжова Н.А.// Начальная школа. - 1997. - №4. - С.48-52.
58. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии /Г.К. Селевко // Народное образование. - 1998. - № 4. - С. 26-28.
59. Семенова Н.А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе /Н.А. Семёнова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - Вып. 11.
60. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. / И.С. Сергеев - М.: Академия, 2005. - 36 с.
61. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения / А.С. Сиденко // Завуч. - 2003. - №6. - С. 19-24.
62. Смирнов Д.В., Горский В.А., Тимофеев А.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. - 2-е изд. / Д.В. Смирнов, В.А. Горский, А.А. Тимофеев - М.: Просвещение, 2011. - 112 с.
63. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках окружающего мира / Ю.А. Соколова // Начальная школа. - 2008. - № 5. - С. 21-22.
64. Солдатова З.М. Использование проектного метода обучения на уроках. / З.М. Солдатова - М.: Просвещение, 2009. - 41 с.
65. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами: рекомендации для учащихся, учителей и родителей./ М.А. Ступницкая, Ярославль: Академия развития, 2008. - 121 с.
66. Сытенко Т.В. Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности/ Т.В. Сытенко //Школьные технологии/ - 2006. - №7.- С.32.
67. Цукерман Г.А. Обучение учебному сотрудничеству /Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1993. - №3. - С.86.
68. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении /Г.А. Цукерман. - Томск: Пеленг - 1993. - 263 с.
69.Чаркова Ф.В. Обучение общению/Ф.В. Чаркова // Начальная школа. - 2008. - №6. - С. 38 - 42.
70.Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. Для учителя/ И.М. Чередов. - М.: Просвещение - 1988. - С.160.
71.Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / Чечель И. // Директор школы. - 1998. - № 4. - С. 3-10.
72.Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / Чечель И. // Директор школы. - 1998. - №3. - С. 11-16.
73. Шипицына Л.М. Основы коммуникации /Л.М. Шипицына. - М.: Просвещение - 1995. - C.154-156.
74. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению /Л.А. Шустова //Вопросы психологии. - 1990. - № 2. - с.86-88.
75. Щиголева Н.В. О курсе «Общение» для младших школьников /Н.В. Щиголева// Начальная школа. - 2000. - №10. - С. 57 - 59.
76. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания./И.М. Юсупов, - Казань: Таткнигоиздат, - 1991-192 с.
77. Янченко И.В. Развитие речевого общения ребенка в онтогенезе /И.В. Янченко // Школьный логопед. - 2009. - № 1. - С.17-19.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ