ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ: «ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЕЧСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ 8
1.1 Научно-исследовательская работа школьников: понятие, цели, значение и
роль в учебном процессе 8
1.2 Педагогические условия организации научно -исследовательской работы в
школе 17
2 ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ 32
2.1 Принципы организации научно-исследовательской работы школьников 32
2.2 Научно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время в
школе 36
3 НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕМЕ
«ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЕЧСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ 8
1.1 Научно-исследовательская работа школьников: понятие, цели, значение и
роль в учебном процессе 8
1.2 Педагогические условия организации научно -исследовательской работы в
школе 17
2 ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ 32
2.1 Принципы организации научно-исследовательской работы школьников 32
2.2 Научно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время в
школе 36
3 НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕМЕ
«ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук. Этот социальный запрос нашел отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании», законодательно утвердившем цели образования как «ориентацию на обеспечение самоопределение личности для ее самореализации».
Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Решение данной задачи позволит научить детей нести ответственность за свою работу. В инновационном учебном учреждении исследовательская деятельность педагогов является одним из стержневых направлений.
Педагогам школы важно выявить всех учащихся, которые интересуются различными областями науки и техники и оказать им помощь в раскрытии своих способностей. Ученик, у которого будут сформированы элементарные черты исследователя, будет трудиться более эффективно, принесет больше пользы обществу Это поможет успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные дисциплины.
Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы учащихся и педагогов. Создание такого опыта осуществляется в ходе научно -исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении. Особую значимость сегодня приобретает именно организация научно-исследовательской деятельности, так как она выступает фактором саморазвития, самоопределения, оказывает существенное влияние на личностно профессиональное становление.
Научно-исследовательская деятельность помогает сформировать в каждом ребенке творческую личность с развитием самосознания, позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов. Дело педагога руководителя - создать и поддержать творческую атмосферу.
Изучение организации научно-исследовательской деятельности актуально, так как социально-экономические изменения, происходящие в российском обществе, требуют от современных специалистов принятия самостоятельных, быстрых и творческих решений, к чему не готовит сложившаяся система обучения. Вместо этого программы насыщаются новой информацией, в результате чего учащиеся не могут сосредоточиться на процессе приобретения знаний, с трудом отслеживают научные достижения и не всегда осознают смысл их растущего потока. Преодолеть этот недостаток можно с помощью развития у школьников способности видеть проблему, находить адекватные, нестандартные пути ее решения. Достижение этой цели возможно лишь при условии освоения учащимися научно-исследовательской деятельности.
Цель: выявить особенности организации научно -исследовательской работы школьников на примере темы «Особенности системы кровообращения подростков» в условиях современной школы.
Задачи:
1. Раскрыть понятие научно-исследовательской работы, ее цели и роли в учебном процессе.
2. Выявить педагогические условия организации научно-исследовательской работы в школе.
3. Организовать научно-исследовательскую работу учащихся в образовательном процессе школы.
4. Описать результаты научно-исследовательской работы школьников на примере темы «Особенности системы кровообращения подростков».
Объект исследования - научно-исследовательская деятельность учащихся в структуре образовательного процесса современной школы.
Предмет исследования - работа школы по организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
Теоретической основой исследования послужили труды в области педагогики, психологии и методики преподавания естественнонаучных дисциплин известных отечественных авторов: В.С. Безруковой (2002), Г.Р. Водяненко (2017), С.Д. Ермолаева (2017), И.А. Зимней (2001), А.С. Обухова (2004), А.В. Леонтович (2003), И.Я. Лернера (1974), А.С. Макаренко (1988), М.В. Степановой (2005), Т.А. Кобзаревой (2015), Л.А. Тысько (2006), А. В. Хуторской (2000), П.В. Середенко (2007), Е.А. Юлпатовой (2007), Н.М. Борытько (2001), И.В. Комаровой (2015).
Методы исследования:
А Анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий о научно-исследовательской работе со школьниками.
А Методы изучения физического развития (длина тела, масса тела и окружность грудной клетки) и физиологического состояния сердечно - сосудистой системы (артериальное давление, частота сердечных сокращений) [70]. Результаты исследований рассчитаны по следующим индексам и показателям: ударный объем сердца, минутный объем крови, артериальное давление редуцированное, среднее давление в аорте, сердечный индекс, пульсовое давление, ударная производительность сердца, индекс Брока, индекс Бернгарда, индекс Робинсона [70 ].
А Методы статистической обработки.
Научная новизна заключается в том, что получены данные, характеризующие особенности системы кровообращения подростков МБОУ «Гимназия №3» г. Белгорода.
Практическая значимость работы заключается в том, что при проведении научно-исследовательской работы школьниками получены результаты, которые могут быть представлены в качестве рекомендаций по здоровьесбережению.
Гипотеза: научно-исследовательская работа школьников может быть организована по теме «Особенности системы кровообращения подростков».
Этапы исследования:
1. Изучение литературных источников по теме работы.
2. Организация научно-исследовательской работы в школе.
3. Описание результатов научно-исследовательской работы учащихся. Краткое содержание глав
В первой главе выпускной квалификационной работы описывается понятие научно-исследовательской работы школьников, ее цели и значение,
рассматриваются педагогические условия организации научно-исследовательской работы.
Во второй главе выпускной квалификационной работы дано понятие принципов организации научно-исследовательской работы школьников, рассматриваются виды научно-исследовательской работы на уроках и во внеурочное время в школе.
В третьей главе выпускной квалификационной работы описываются результаты научно-исследовательской работы на примере темы «Особенности системы кровообращения подростков».
Основные положения выпускной квалификационной работы обсуждались на секциях методического объединения учителей естественнонаучного цикла, теоретическая часть работы использовалась для проведения научно - исследовательской работы, результаты которой были представлены на секции научного объединения учащихся, материалы работы послужили основой для написания публикаций.
Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Решение данной задачи позволит научить детей нести ответственность за свою работу. В инновационном учебном учреждении исследовательская деятельность педагогов является одним из стержневых направлений.
Педагогам школы важно выявить всех учащихся, которые интересуются различными областями науки и техники и оказать им помощь в раскрытии своих способностей. Ученик, у которого будут сформированы элементарные черты исследователя, будет трудиться более эффективно, принесет больше пользы обществу Это поможет успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные дисциплины.
Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы учащихся и педагогов. Создание такого опыта осуществляется в ходе научно -исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении. Особую значимость сегодня приобретает именно организация научно-исследовательской деятельности, так как она выступает фактором саморазвития, самоопределения, оказывает существенное влияние на личностно профессиональное становление.
Научно-исследовательская деятельность помогает сформировать в каждом ребенке творческую личность с развитием самосознания, позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов. Дело педагога руководителя - создать и поддержать творческую атмосферу.
Изучение организации научно-исследовательской деятельности актуально, так как социально-экономические изменения, происходящие в российском обществе, требуют от современных специалистов принятия самостоятельных, быстрых и творческих решений, к чему не готовит сложившаяся система обучения. Вместо этого программы насыщаются новой информацией, в результате чего учащиеся не могут сосредоточиться на процессе приобретения знаний, с трудом отслеживают научные достижения и не всегда осознают смысл их растущего потока. Преодолеть этот недостаток можно с помощью развития у школьников способности видеть проблему, находить адекватные, нестандартные пути ее решения. Достижение этой цели возможно лишь при условии освоения учащимися научно-исследовательской деятельности.
Цель: выявить особенности организации научно -исследовательской работы школьников на примере темы «Особенности системы кровообращения подростков» в условиях современной школы.
Задачи:
1. Раскрыть понятие научно-исследовательской работы, ее цели и роли в учебном процессе.
2. Выявить педагогические условия организации научно-исследовательской работы в школе.
3. Организовать научно-исследовательскую работу учащихся в образовательном процессе школы.
4. Описать результаты научно-исследовательской работы школьников на примере темы «Особенности системы кровообращения подростков».
Объект исследования - научно-исследовательская деятельность учащихся в структуре образовательного процесса современной школы.
Предмет исследования - работа школы по организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
Теоретической основой исследования послужили труды в области педагогики, психологии и методики преподавания естественнонаучных дисциплин известных отечественных авторов: В.С. Безруковой (2002), Г.Р. Водяненко (2017), С.Д. Ермолаева (2017), И.А. Зимней (2001), А.С. Обухова (2004), А.В. Леонтович (2003), И.Я. Лернера (1974), А.С. Макаренко (1988), М.В. Степановой (2005), Т.А. Кобзаревой (2015), Л.А. Тысько (2006), А. В. Хуторской (2000), П.В. Середенко (2007), Е.А. Юлпатовой (2007), Н.М. Борытько (2001), И.В. Комаровой (2015).
Методы исследования:
А Анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий о научно-исследовательской работе со школьниками.
А Методы изучения физического развития (длина тела, масса тела и окружность грудной клетки) и физиологического состояния сердечно - сосудистой системы (артериальное давление, частота сердечных сокращений) [70]. Результаты исследований рассчитаны по следующим индексам и показателям: ударный объем сердца, минутный объем крови, артериальное давление редуцированное, среднее давление в аорте, сердечный индекс, пульсовое давление, ударная производительность сердца, индекс Брока, индекс Бернгарда, индекс Робинсона [70 ].
А Методы статистической обработки.
Научная новизна заключается в том, что получены данные, характеризующие особенности системы кровообращения подростков МБОУ «Гимназия №3» г. Белгорода.
Практическая значимость работы заключается в том, что при проведении научно-исследовательской работы школьниками получены результаты, которые могут быть представлены в качестве рекомендаций по здоровьесбережению.
Гипотеза: научно-исследовательская работа школьников может быть организована по теме «Особенности системы кровообращения подростков».
Этапы исследования:
1. Изучение литературных источников по теме работы.
2. Организация научно-исследовательской работы в школе.
3. Описание результатов научно-исследовательской работы учащихся. Краткое содержание глав
В первой главе выпускной квалификационной работы описывается понятие научно-исследовательской работы школьников, ее цели и значение,
рассматриваются педагогические условия организации научно-исследовательской работы.
Во второй главе выпускной квалификационной работы дано понятие принципов организации научно-исследовательской работы школьников, рассматриваются виды научно-исследовательской работы на уроках и во внеурочное время в школе.
В третьей главе выпускной квалификационной работы описываются результаты научно-исследовательской работы на примере темы «Особенности системы кровообращения подростков».
Основные положения выпускной квалификационной работы обсуждались на секциях методического объединения учителей естественнонаучного цикла, теоретическая часть работы использовалась для проведения научно - исследовательской работы, результаты которой были представлены на секции научного объединения учащихся, материалы работы послужили основой для написания публикаций.
В выпускной квалификационной работе рассмотрены вопросы организации научно-исследовательской работы школьников по биологии на примере темы «Особенности системы кровообращения подростков». В ходе исследования раскрыто понятие научно-исследовательской работы, ее цели и роли в учебном процессе.
Исследовательская деятельность совершенно справедливо считается современной образовательной технологией. Под научно -исследовательской деятельностью учащихся понимается такая форма организации учебно - воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее не известным результатом и предполагает наличие основных этапов работы, характерных для научного исследования. Научно-исследовательская деятельность направлена на получение новых объективных научных знаний.
Главной целью исследовательского обучения является формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Научно-исследовательская работа должна способствовать формированию исследовательских навыков учащихся как универсального способа освоения действительности. Педагоги и психологи считают, что научно-исследовательская деятельность повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию, улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности, формирует чувство ответственности и самостоятельности, то есть способствует развитию социально активной личности школьника.
При выполнении работы определены педагогические условия организации научно-исследовательской деятельности в школе. Установлено, что целенаправленность и систематичность повышают уровень результативности работы. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, а также обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности. Формы и методы проводимых исследований должны быть доступны ученикам, соответствовать тематике исследования и возрастным особенностям и личностным интересам школьников.
Установлено, что главное условие успеха научно-исследовательской работы - это владение принципами ее организации. К основным принципам организации научно-исследовательской работы мы можем отнести системообразующий принцип, принцип самостоятельности, принцип естественности, принцип экспериментальности, принцип осмысленности. Поддержка школьников в учебной деятельности заключается в изучении индивидуального стиля исследовательской деятельности, выявление затруднений и их причин.
В соответствии с выше изложенным, была организована научно - исследовательская работа в школе с учащимися 8-х классов по теме: «Особенности системы кровообращения подростков». При проведении данной работы были получены антропометрические данные подростков (длина тела, масса тела), а также данные показателей, характеризующих функционирование сердечно-сосудистой системы (частота сердечных сокращений, артериальное давление). Учащиеся провели расчеты по следующим показателям: ударный объем сердца, сердечный выброс, редуцированное артериальное давление, минутный объем крови, пульсовое давление, сердечный индекс, ударная производительность сердца, индекс Брока, индекс Бернгарда. Все полученные данные были обработаны статистически.
В работе описаны результаты научно-исследовательской деятельности школьников по биологии на примере темы «Особенности системы кровообращения подростков». Дана оценка физического состояния по антропометрическим данным. Учащимися изучено функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у мальчиков и девушек 14-15 лет. Ученики охарактеризовали физиологическое состояние системы сердца и кровообращения подростков до и после функциональной физической нагрузки. Результаты работы показали, что физическая нагрузка не оказывает отрицательного действия на функциональное состояние сердца и системы кровообращения у испытуемых.
Исследовательская деятельность совершенно справедливо считается современной образовательной технологией. Под научно -исследовательской деятельностью учащихся понимается такая форма организации учебно - воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее не известным результатом и предполагает наличие основных этапов работы, характерных для научного исследования. Научно-исследовательская деятельность направлена на получение новых объективных научных знаний.
Главной целью исследовательского обучения является формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Научно-исследовательская работа должна способствовать формированию исследовательских навыков учащихся как универсального способа освоения действительности. Педагоги и психологи считают, что научно-исследовательская деятельность повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию, улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности, формирует чувство ответственности и самостоятельности, то есть способствует развитию социально активной личности школьника.
При выполнении работы определены педагогические условия организации научно-исследовательской деятельности в школе. Установлено, что целенаправленность и систематичность повышают уровень результативности работы. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, а также обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности. Формы и методы проводимых исследований должны быть доступны ученикам, соответствовать тематике исследования и возрастным особенностям и личностным интересам школьников.
Установлено, что главное условие успеха научно-исследовательской работы - это владение принципами ее организации. К основным принципам организации научно-исследовательской работы мы можем отнести системообразующий принцип, принцип самостоятельности, принцип естественности, принцип экспериментальности, принцип осмысленности. Поддержка школьников в учебной деятельности заключается в изучении индивидуального стиля исследовательской деятельности, выявление затруднений и их причин.
В соответствии с выше изложенным, была организована научно - исследовательская работа в школе с учащимися 8-х классов по теме: «Особенности системы кровообращения подростков». При проведении данной работы были получены антропометрические данные подростков (длина тела, масса тела), а также данные показателей, характеризующих функционирование сердечно-сосудистой системы (частота сердечных сокращений, артериальное давление). Учащиеся провели расчеты по следующим показателям: ударный объем сердца, сердечный выброс, редуцированное артериальное давление, минутный объем крови, пульсовое давление, сердечный индекс, ударная производительность сердца, индекс Брока, индекс Бернгарда. Все полученные данные были обработаны статистически.
В работе описаны результаты научно-исследовательской деятельности школьников по биологии на примере темы «Особенности системы кровообращения подростков». Дана оценка физического состояния по антропометрическим данным. Учащимися изучено функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у мальчиков и девушек 14-15 лет. Ученики охарактеризовали физиологическое состояние системы сердца и кровообращения подростков до и после функциональной физической нагрузки. Результаты работы показали, что физическая нагрузка не оказывает отрицательного действия на функциональное состояние сердца и системы кровообращения у испытуемых.



