ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЕЧСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ 8
1.1 Научно-исследовательская работа школьников: понятие, цели, значение и
роль в учебном процессе 8
1.2 Педагогические условия организации научно -исследовательской работы в
школе 17
2 ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ 32
2.1 Принципы организации научно-исследовательской работы школьников 32
2.2 Научно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время в
школе 36
3 НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕМЕ
«ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук. Этот социальный запрос нашел отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании», законодательно утвердившем цели образования как «ориентацию на обеспечение самоопределение личности для ее самореализации».
Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Решение данной задачи позволит научить детей нести ответственность за свою работу. В инновационном учебном учреждении исследовательская деятельность педагогов является одним из стержневых направлений.
Педагогам школы важно выявить всех учащихся, которые интересуются различными областями науки и техники и оказать им помощь в раскрытии своих способностей. Ученик, у которого будут сформированы элементарные черты исследователя, будет трудиться более эффективно, принесет больше пользы обществу Это поможет успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные дисциплины.
Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы учащихся и педагогов. Создание такого опыта осуществляется в ходе научно -исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении. Особую значимость сегодня приобретает именно организация научно-исследовательской деятельности, так как она выступает фактором саморазвития, самоопределения, оказывает существенное влияние на личностно профессиональное становление.
Научно-исследовательская деятельность помогает сформировать в каждом ребенке творческую личность с развитием самосознания, позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов. Дело педагога руководителя - создать и поддержать творческую атмосферу.
Изучение организации научно-исследовательской деятельности актуально, так как социально-экономические изменения, происходящие в российском обществе, требуют от современных специалистов принятия самостоятельных, быстрых и творческих решений, к чему не готовит сложившаяся система обучения. Вместо этого программы насыщаются новой информацией, в результате чего учащиеся не могут сосредоточиться на процессе приобретения знаний, с трудом отслеживают научные достижения и не всегда осознают смысл их растущего потока. Преодолеть этот недостаток можно с помощью развития у школьников способности видеть проблему, находить адекватные, нестандартные пути ее решения. Достижение этой цели возможно лишь при условии освоения учащимися научно-исследовательской деятельности.
Цель: выявить особенности организации научно -исследовательской работы школьников на примере темы «Особенности системы кровообращения подростков» в условиях современной школы.
Задачи:
1. Раскрыть понятие научно-исследовательской работы, ее цели и роли в учебном процессе.
2. Выявить педагогические условия организации научно-исследовательской работы в школе.
3. Организовать научно-исследовательскую работу учащихся в образовательном процессе школы.
4. Описать результаты научно-исследовательской работы школьников на примере темы «Особенности системы кровообращения подростков».
Объект исследования - научно-исследовательская деятельность учащихся в структуре образовательного процесса современной школы.
Предмет исследования - работа школы по организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
Теоретической основой исследования послужили труды в области педагогики, психологии и методики преподавания естественнонаучных дисциплин известных отечественных авторов: В.С. Безруковой (2002), Г.Р. Водяненко (2017), С.Д. Ермолаева (2017), И.А. Зимней (2001), А.С. Обухова (2004), А.В. Леонтович (2003), И.Я. Лернера (1974), А.С. Макаренко (1988), М.В. Степановой (2005), Т.А. Кобзаревой (2015), Л.А. Тысько (2006), А. В. Хуторской (2000), П.В. Середенко (2007), Е.А. Юлпатовой (2007), Н.М. Борытько (2001), И.В. Комаровой (2015).
Методы исследования:
А Анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий о научно-исследовательской работе со школьниками.
А Методы изучения физического развития (длина тела, масса тела и окружность грудной клетки) и физиологического состояния сердечно - сосудистой системы (артериальное давление, частота сердечных сокращений) [70]. Результаты исследований рассчитаны по следующим индексам и показателям: ударный объем сердца, минутный объем крови, артериальное давление редуцированное, среднее давление в аорте, сердечный индекс, пульсовое давление, ударная производительность сердца, индекс Брока, индекс Бернгарда, индекс Робинсона [70 ].
А Методы статистической обработки.
Научная новизна заключается в том, что получены данные, характеризующие особенности системы кровообращения подростков МБОУ «Гимназия №3» г. Белгорода.
Практическая значимость работы заключается в том, что при проведении научно-исследовательской работы школьниками получены результаты, которые могут быть представлены в качестве рекомендаций по здоровьесбережению.
Гипотеза: научно-исследовательская работа школьников может быть организована по теме «Особенности системы кровообращения подростков».
Этапы исследования:
1. Изучение литературных источников по теме работы.
2. Организация научно-исследовательской работы в школе.
3. Описание результатов научно-исследовательской работы учащихся. Краткое содержание глав
В первой главе выпускной квалификационной работы описывается понятие научно-исследовательской работы школьников, ее цели и значение,
рассматриваются педагогические условия организации научно-исследовательской работы.
Во второй главе выпускной квалификационной работы дано понятие принципов организации научно-исследовательской работы школьников, рассматриваются виды научно-исследовательской работы на уроках и во внеурочное время в школе.
В третьей главе выпускной квалификационной работы описываются результаты научно-исследовательской работы на примере темы «Особенности системы кровообращения подростков».
Основные положения выпускной квалификационной работы обсуждались на секциях методического объединения учителей естественнонаучного цикла, теоретическая часть работы использовалась для проведения научно - исследовательской работы, результаты которой были представлены на секции научного объединения учащихся, материалы работы послужили основой для написания публикаций.
В выпускной квалификационной работе рассмотрены вопросы организации научно-исследовательской работы школьников по биологии на примере темы «Особенности системы кровообращения подростков». В ходе исследования раскрыто понятие научно-исследовательской работы, ее цели и роли в учебном процессе.
Исследовательская деятельность совершенно справедливо считается современной образовательной технологией. Под научно -исследовательской деятельностью учащихся понимается такая форма организации учебно - воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее не известным результатом и предполагает наличие основных этапов работы, характерных для научного исследования. Научно-исследовательская деятельность направлена на получение новых объективных научных знаний.
Главной целью исследовательского обучения является формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Научно-исследовательская работа должна способствовать формированию исследовательских навыков учащихся как универсального способа освоения действительности. Педагоги и психологи считают, что научно-исследовательская деятельность повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию, улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности, формирует чувство ответственности и самостоятельности, то есть способствует развитию социально активной личности школьника.
При выполнении работы определены педагогические условия организации научно-исследовательской деятельности в школе. Установлено, что целенаправленность и систематичность повышают уровень результативности работы. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, а также обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности. Формы и методы проводимых исследований должны быть доступны ученикам, соответствовать тематике исследования и возрастным особенностям и личностным интересам школьников.
Установлено, что главное условие успеха научно-исследовательской работы - это владение принципами ее организации. К основным принципам организации научно-исследовательской работы мы можем отнести системообразующий принцип, принцип самостоятельности, принцип естественности, принцип экспериментальности, принцип осмысленности. Поддержка школьников в учебной деятельности заключается в изучении индивидуального стиля исследовательской деятельности, выявление затруднений и их причин.
В соответствии с выше изложенным, была организована научно - исследовательская работа в школе с учащимися 8-х классов по теме: «Особенности системы кровообращения подростков». При проведении данной работы были получены антропометрические данные подростков (длина тела, масса тела), а также данные показателей, характеризующих функционирование сердечно-сосудистой системы (частота сердечных сокращений, артериальное давление). Учащиеся провели расчеты по следующим показателям: ударный объем сердца, сердечный выброс, редуцированное артериальное давление, минутный объем крови, пульсовое давление, сердечный индекс, ударная производительность сердца, индекс Брока, индекс Бернгарда. Все полученные данные были обработаны статистически.
В работе описаны результаты научно-исследовательской деятельности школьников по биологии на примере темы «Особенности системы кровообращения подростков». Дана оценка физического состояния по антропометрическим данным. Учащимися изучено функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у мальчиков и девушек 14-15 лет. Ученики охарактеризовали физиологическое состояние системы сердца и кровообращения подростков до и после функциональной физической нагрузки. Результаты работы показали, что физическая нагрузка не оказывает отрицательного действия на функциональное состояние сердца и системы кровообращения у испытуемых.
1. Акинина Л.И., Емельянова И.А., Игумнова Е.В., Секишева Т.А. Исследовательская деятельность как средство развития личности учащихся // Молодой ученый. - 2017. - №41. - С. 152-153
2. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 1. - С. 24-33.
3. Арцев М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для педагогов и учащихся // Завуч. - 2005. - № 6. - С. 4¬30.
4. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: метод. пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев / под ред. А.С. Обухова. - Ижевск: УдГУ, 2008. - 56 с.
5. Безрукова B.C. Директору об исследовательской деятельности школы. - М.: Сентябрь, 2002. - 160 с.
6. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся // Биология в школе. - 2006. - №5. - С. 35-38.
7. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания: монография. - Волгоград, 2001. - 214 с.
8. Брыкова О. Сотворчество учителя и ученика // Первое сентября. - 2006. - №20. - С. 33-36.
9. Водяненко Г.Р. Информационно-исследовательская деятельность
школьников как образовательная технология. ФГОС / под ред. Л.Е. Гринн Н.Е. Волковой-Алексеевой. - Волгоград: Учитель, 2017. - 186 с.
10. Воронова В. В. История развития проблемы исследовательского метода в школьном биологическом образовании // Молодой ученый. - 2017. - №26.- С. 156-158.
11. Гаджиев Г.М. Учебно-технологический комплекс подготовки школьников к проектно-преобразовательной деятельности // Наука и школа. - 2003. - № 3. - С. 25-28.
12. Глазкова К.Р. Уроки-исследования: формирование творческой,
критически мыслящей личности // Первое сентября. - 2006. - № 24. - С. 29-31.
13. Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 91-95.
14. Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности // Дополнительное образование. - 2002. - № 8. - C. 6-10.
15. Громова Т.В. Научится ставить вопросы и искать решения // Управление школой. - 2006. - № 1. - С. 14-16.
16. Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности // Практика административной работы в школе. - 2006. - № 7. - С. 49-53.
17. Гузеев, В.В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы // Школьные технологии. - 2010. - № 5. - С. 49-52.
18. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. - М.: Вербум-М, 2003. - 62 с.
19. Дереклеева, Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. - М.: 5 за знания, 2008. - 224 с.
20. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.:
Вербум-М, 2001.- 48 с.
21. Ермолаев С.Д. Познавательно-исследовательская деятельность как
направление развития личности дошкольника / СПб.: Детство-Пресс, 2017. - 240 с.
22. Зачёсова Е.В.Написание текстов: рекомендации юным авторам учебных исследований и их руководителям // Школьные технологии. - 2006.- № 5.
- С.105 -111.
23. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. - Ижевск: ИЦПКПС, 2001. - 103 с.
24. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб. : Питер, 2004. - 509 с.
25. Исследовательская деятельность обучающихся, кружковая работа. ФГОС / под ред. Н.Е. Гринн, А.В. Перепелкиной. - Волгоград: Учитель, 2017. - 132 с.
26. Калачихина О.Д. Распространённые ошибки при выполнении учащимися исследовательских работ // Исследовательская работа школьников. - 2004.
- № 2. - С. 77-82.
27. Клементьевская Е.А. Система работы с одарёнными и высокомотивированными детьми // Исследовательская работа школьников. - 2009. - № 2. - С. 33-47.
28. Кобзарева Т. А. Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС / под ред. Л.Е. Гринн Н.Е. Волковой - Алексеевой. - Волгоград: Учитель, 2015. - 166 с.
29. Комарова И.В. Технология организации проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / под ред. М.О. Вайполиной.
- СПб.: Каро, 2015. - 128 с.
30. Котельникова Я.А. Некоторые особенности организации и оформления
исследовательской работы учащихся: методическое пособие для
педагогов, организующих исследовательскую деятельность школьников // Исследовательская работа школьников. - 2009. - № 1. - С. 49-61.
31. Кошелева Д.В. Развитие исследовательских умений на лабораторно - практических занятиях // Научный потенциал. - 2010. - № 4. - С. 239¬241.
32. Криволапова Н.А. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся / под ред. Н.А. Криволапова, Н. Н. Войткевич. - Курган, 2004.
- 79 с.
33. Ланина И.Я. Не уроком единым: Развитие интереса к школьным предметам. - М.: Просвещение, 1991. - 304 с.
34. Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития
исследовательской и практической деятельности учащихся // Исследовательская деятельность школьников. - 2003. - №4. - С. 33-47
35. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974. - 197 с.
36. Лободина Н.В. Организация исследовательской и проектной
деятельности обучающихся как основное требование. ФГОС / под ред. Л.Е. Гринн Н.Е. Волковой-Алексеевой. - Волгоград: Учитель, 2017. -
275 с.
37. Ляхова Л.В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Начальная школа. - 2009. - №7. - С. 68-71.
38. Макаренко А.С. Воспитание гражданина / под ред. Р.М. Бескиной, М.Д. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1988. - 304 с.
39. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. - М.:АРКТИ, 2006.- 64 с.
40. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 720 с.
41. Меренкова О.А. Научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. - М.: УЦ Перспектива, 2011. - 48 с.
42. Мухамбетова А.Б. Развитие исследовательских умений учащихся в обучении биологии // Научный журнал «Образование и саморазвитие». - 2008. - № 2. - С. 109-114.
43. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. - 2004. - № 2. - С. 146-148.
44. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество // Исследовательская работа школьников. - 2002. - №1. - С. 29-42.
45. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: Учебное
пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Владос-Пресс, 2004. - 368 с.
46. Проказова О.Г. Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся (для руководителей, педагогов образовательных учреждений) : Методические рекомендации. - Волгоград: Учитель, 2002. - 23 с.
47. Проказова О.Г. Исследовательский проект старшеклассника как средство развития творческой познавательной деятельности // Педагогические науки. - 2006. - № 4. - С. 53-56.
48. Проказова О.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся в системе работы школы // Педагогические науки. - 2010. - № 1. - С. 66-69.
49. Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. - 2002. - №1. - С. 34-45.
50. Савенков А.И. Истоки практики исследовательского обучения // Исследовательская работа школьников. - 2005. - № 4. - С. 14-24.
51. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие. - М.: Ось-89, 2006. - 480 с.
52. Самыгин С.И., Колесникова Г.И., Загутин Д.С. / под ред. М. Погореловой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 349 с.
53. Сасова И.В. Через проблему - к практическому результату // Учитель. - 2001. - №5. - С. 35 - 38.
54. Середенко П. В. Формирование готовности будущих педагогов к
обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам. - М.:
МПГУ, 2007. - 186 с.
55. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности : учебное пособие / под ред. В.А.Сластёнина, И.А.Колесниковой. - М. : Академия, 2008. - 256 с.
56. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении / под ред. А. Л. Тряпициной. - СПб.: Каро, 2005. - 96 с.
57. Татьянкин Б., Иванникова Т., Зуева Л. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. - Воронеж: 5 за знания, 2007. - 272 с.
58. Третьякова С.В., Иванов А.В, Чистякова С.Н. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. ФГОС / под ред. И.А. Сафроновой. - М.: Просвещение, 2014. - 96 с.
59. Тяглова Е.В. Дидактические условия становления мировоззренческой позиции учащихся в процессе исследовательской деятельности : дис. . канд. пед. наук. - Волгоград, 2003. - 158 с.
60. Тяглова Е. В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. Методическое пособие / под ред. Е. И. Кагальницкой. - М.: Планета, 2010. - 255 с.
61. Тысько Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - №4 - С. 14-22.
62. Тяглова Е.В. Методика апробации результатов исследовательской деятельности учащихся // Школьные технологии. - 2007. - № 1. - С.103¬118.
63. Фамелис С.А. Организация исследовательской работы учащихся // Биология в школе. - Биология в школе. - 2007. - №1. - С. 40-44.
64. Фамелис С.А. Тьюторское сопровождение исследования учащихся // Биология для школьников. - 2003. - №1. - С. 2-5.
65. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 // М.: Просвещение, 2017. - 61 с.
66. Харитонов Н.П. Организация исследовательской деятельности учащихся
// Биология в школе. - 2004. - №6. - С. 59-63.
67. Хуторская А. В. Развитие одаренности школьников: Методика
продуктивного обучения: пособие для учителя. - М.: Владос, 2000. -298 с.
68. Цветкова Г.В. Организация учебно-исследовательской деятельности в контексте ФГОС ООО. - Волгоград: Учитель, 2015. - 96 с.
69. Чернявских С.Д. Лабораторный практикум по возрастной физиологии и геронтологии. - Белгород: БелГУ, 2008. - 127 с.
70. Чернявских С.Д., Голдаева К.А., Дрыганова Л.А., Филиппенко Е.Г. Функциональные особенности сердечно-сосудистой системы у юношей призывного возраста // Научный результат. - 2014. - №2. - С. 33-41.
71. Чернявских С.Д., Ржевская С.А., Голдаева К. А., Пономарчук Н.В. Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы у лиц юношеского возраста // Научный результат. - 2015. - №4(6). - С. 12-22.
72. Чернявских С.Д., Ржевская С.А., Голдаева К.А., Усачева Л.М. Оценка уровня соматического здоровья и адаптации 17-19 летних студенток вуза // Научный результат. - 2015. - №3. - С. 26-33.
73. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.: Сентябрь, 1998. - 140 с.
74. Шашенкова Е.А. Задача как средство обучения исследовательской деятельности : автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 2001. - 24 с.
75. Шеленкова Н.Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе // Завуч. - 2005. - №5. - С. 82¬87.
76. Юлпатова Е.А. Формирование исследовательских умений
старшеклассников в системе профильного обучения : дис. канд. пед. наук. - Волгоград, 2007. - 137 с.