ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕДОМСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ВЕДОМСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ 13
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВЕДОМСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ 34
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕДОМСТВЕННОГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ВЕДОМСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ 13
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВЕДОМСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ 34
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕДОМСТВЕННОГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Государственный финансовый контроль является одним из основных средств осуществления финансово - правовой политики, важнейшим рычагом финансового механизма. Концентрация столь значительных ресурсов в руках государства, их распределение, рациональное и эффективное использование невозможно без должной организации финансового контроля в бюджетной сфере России. Для этого необходима налаженная система государственных органов на всех уровнях публичной власти с четко определенной компетенцией, необходимым арсеналом организационных, финансовых и правовых средств, координирующих свои усилия в достижении ясно сформулированных задач в рамках единой финансово-экономической политики государства, призванной адекватно реагировать на реалии социально -экономической жизни, обуславливаемые факторами внутреннего и внешнего характера.
В настоящее время в правовом регулировании государственного финансового контроля имеет место целый ряд проблем и противоречий как субъективного, так и объективного характера, которые негативным образом сказываются на качестве и эффективности государственного финансового контроля. В настоящее время в Российской Федерации функционируют отчасти разрозненные звенья финансового контроля, в том числе и на высшем уровне, слабо взаимодействующие между собой. В действиях контролирующих органов часто нет должной координации, они не увязаны в единую систему, все элементы которой работали бы в одном ритме.
Процессы, происходящие в бюджетной сфере страны, привлекают повышенное внимание, как экономистов, так и юристов. Накопленный многовековой отечественный и зарубежный опыт государственной контрольной деятельности в такой важной сфере, как бюджетная, должен получать свое воплощение в механизме правового регулирования, являющемся объектом исследования различных отраслей права, в том числе и административного, и финансового.
Вопрос обеспечения эффективности госрасходов особенно актуален сейчас, когда из-за кризиса в мировой экономике и введенных санкций наша страна находится в далеко непростом периоде экономического развития. В связи с чем, поднимается актуальность изучения процессов контроля за расходованием бюджетных средств, осуществляемого в том числе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Степень изученности темы исследования. Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов как: В.Л. Баскаков, Л.В. Давыдова, Ю.А. Котлова, З.Б. Лукъяненко и Н.В. Югова, Е.В. Орлова и З.В. Земзерева, Е.Г. Скрипникова и А.А. Бабич, А.М. Халимбекова, М.И. Маллаева, Ф.И. Ниналова, В.А. Шагуров, В.В. Яковенко, Я.А. Янишевская . В указанных работах рассмотрены особенности организации финансирования учреждений бюджетной сферы, выявлены роль и значение государственного финансового контроля в данных учреждениях.
Различные аспекты, определяющие деятельность государственных органов по контролю за поступлением, движением и расходованием финансовых ресурсов, за пользованием и распоряжением государственным имуществом, а также проблемы организации государственного финансового контроля в разное время были предметом исследования следующих авторов: Л.А. Ахмедова, Ю.К. Баранова, А.А. Волкова и Э.Р. Акбашева, М.В. Демидов, Е.Б. Дьякова, Х.Н. Замбаев, Е.В. Зибзеева, П.В. Кирякина, Королева Я.Ю. Е.А. Личутина, Л.И. Меньшаева, Е.А. Минаева, Д.А. Олифер, Д.А. Петухов, И.Е. Попова и И.И. Савельев, А.В. Сазонова, Р.В. Сайгафаров, Р.М. Севек, Н.В. Кызыл-оол, Б.В. Чамдыылай, Н.В. Симанкович, О.И. Усенко, А.Ф. Халиков, О.П. Чохатарова и другие.
Особенности организации внутреннего финансового контроля в государственных учреждениях, его виды и содержание исследовались в работах Ю.А. Агеевой и И.Р. Магомедова, С.А. Андреева, М.В. Андрияновой, Е.В. Аноховой и Г.С. Сивцовой, Ш.Ш. Ахмедова, Е.В. Бергаль и Е.А. Федченко, Н.В. Васиной и Н.Г. Ивановой, Р.Р. Гимадиевой и Р.Н. Шариповой, А.А. Грачевой и В.В. Прудникова, И.Д. Деминой и О.Е. Качковой, Т.В. Зыряновой, А.Ю. Ильина, Т.М. Ковалевой, Н.А. Константиновой, Е.Н. Валиевой, И.Е. Брык, С.И. Опариной, Е.А. Федченко, О.И. Усенко, Т.А. Якушина.
Вопросы финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования и организации государственного внутреннего контроля в области образования представлены в исследованиях Н.С. Белоконь и Х. Исраеляна, Т.А. Боковой, Н.В. Дребот и Е.В. Парейчука, И.С. Егоровой, Е.Ю. Елистратовой, Л.В. Завьяловой, Н.С. Кудрявцевой, О.Г. Ламовской, К.И. Мясниковой, А.А. Перепелицыной, А.Д. Руденко, А.Б. Плисовой и А.С. Кривовой.
В качестве проблемы исследования выступает сложившееся противоречие между необходимостью повышения эффективности использования бюджетных средств и несовершенным механизмом внутриведомственного финансового контроля данного процесса на региональном уровне.
Гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что обеспечение высокого качества исполнения государственных функций, относящихся к деятельности отдельных государственных организаций, требует эффективных механизмов контроля, в том числе и финансового, а существующие системы внутриведомственного финансового контроля, в части компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не охватывают весь спектр показателей эффективности и результативности бюджетных расходов.
Объектом исследования являются финансово-организационные отношения, возникающие в процессе осуществления функций государственного внутреннего финансового контроля.
Предметом исследования выступает механизм организации ведомственного финансового контроля в образовательных организациях Курской области.
Цель диссертационного исследования состоит в разработке направлений совершенствования организации ведомственного финансового контроля в образовательных организациях Курской области.
Характер заявленной цели предопределяет необходимость решения комплекса следующих задач диссертационного исследования:
- исследовать теоретические основы организации ведомственного финансового контроля в бюджетной сфере;
- проанализировать практику организации ведомственного финансового контроля в образовательных организациях Курской области;
- определить направления совершенствования организации ведомственного финансового контроля в бюджетной сфере.
Теоретико-методологическая основа. Диссертация выполнена с учетом положений и концепций, содержащихся в трудах российских ученых в области теории государственного регулирования в социальной сфере (И. С. Пакулина, В.В. Степанова), теории государственных финансов, управления бюджетным процессом (М.С. Ананских, Е.М. Андреева, Е.А. Федченко), а также регулирования финансового контроля (Р. В. Колесов и А. В. Юрченко, И. И. Кучеров).
В качестве методологической основы диссертации использовался системно-функциональный подход как общеметодический принцип исследования экономических систем различного уровня, который позволил раскрыть взаимосвязанное функционирование явлений и процессов, а также выявить причинно-следственные зависимости, обобщив и синтезировав различные исследовательские направления. Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных методов познания социально-экономических явлений, системный подход к решению поставленных задач, методы диалектической логики, моделирования, анализа и синтеза, наблюдения и сравнения.
Эмпирическую базу исследования составляют
- федеральное законодательство в сфере организации государственного финансового контроля в Российской Федерации1;
- официальные данные Министерства финансов РФ, Счетной палаты Российской Федерации1;
- нормативно-правовые акты комитета образования и науки Курской области, материалы и отчеты о проведенных проверках, материалы с официальных сетевых ресурсов органов финансового контроля, органов исполнительной власти субъектов РФ и иные методические материалы 2.
Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в совершенствовании комплекса теоретических положений и практических мер по применению финансовых инструментов и оценке эффективного использования бюджетных средств в образовательных организациях.
Положения, выносимые на защиту:
- эффективное функционирование бюджетных организаций является основой развития экономической системы региона;
- повышение результативности отдельных контрольных мероприятий в бюджетных организациях способно повысить эффективность механизма государственного финансового контроля;
- повышение эффективности механизма государственного финансового контроля в целом будет способствовать совершенствованию бюджетной политики на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в том, что исследование расширяет и развивает представления о формировании финансовых инструментов эффективного использования бюджетных средств и направлениях их совершенствования, которые могут быть использованы в дальнейших исследованиях в качестве теоретической и методологической базы для разработки по созданию эффективной системы ведомственного финансового контроля.
Практическая значимость результатов исследования состоит в выработке конкретных рекомендаций, направленных на решение проблем, связанных с повышением качества и эффективности расходования государственных средств, предусмотренных в региональном бюджете, тем самым вносит значительный вклад для обеспечения стабильного функционирования финансовой системы государства и национальной экономики в целом. Результаты исследования могут быть использованы государственными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами контроля Российской Федерации при организации финансового контроля за расходованием бюджетных средств.
Апробация результатов работы. Апробация результатов исследования осуществлена в виде публикаций автора диссертационной работы.
Структура работы представлена введением, тремя разделами основной части, заключением и списком использованных источников и литературы.
В настоящее время в правовом регулировании государственного финансового контроля имеет место целый ряд проблем и противоречий как субъективного, так и объективного характера, которые негативным образом сказываются на качестве и эффективности государственного финансового контроля. В настоящее время в Российской Федерации функционируют отчасти разрозненные звенья финансового контроля, в том числе и на высшем уровне, слабо взаимодействующие между собой. В действиях контролирующих органов часто нет должной координации, они не увязаны в единую систему, все элементы которой работали бы в одном ритме.
Процессы, происходящие в бюджетной сфере страны, привлекают повышенное внимание, как экономистов, так и юристов. Накопленный многовековой отечественный и зарубежный опыт государственной контрольной деятельности в такой важной сфере, как бюджетная, должен получать свое воплощение в механизме правового регулирования, являющемся объектом исследования различных отраслей права, в том числе и административного, и финансового.
Вопрос обеспечения эффективности госрасходов особенно актуален сейчас, когда из-за кризиса в мировой экономике и введенных санкций наша страна находится в далеко непростом периоде экономического развития. В связи с чем, поднимается актуальность изучения процессов контроля за расходованием бюджетных средств, осуществляемого в том числе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Степень изученности темы исследования. Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов как: В.Л. Баскаков, Л.В. Давыдова, Ю.А. Котлова, З.Б. Лукъяненко и Н.В. Югова, Е.В. Орлова и З.В. Земзерева, Е.Г. Скрипникова и А.А. Бабич, А.М. Халимбекова, М.И. Маллаева, Ф.И. Ниналова, В.А. Шагуров, В.В. Яковенко, Я.А. Янишевская . В указанных работах рассмотрены особенности организации финансирования учреждений бюджетной сферы, выявлены роль и значение государственного финансового контроля в данных учреждениях.
Различные аспекты, определяющие деятельность государственных органов по контролю за поступлением, движением и расходованием финансовых ресурсов, за пользованием и распоряжением государственным имуществом, а также проблемы организации государственного финансового контроля в разное время были предметом исследования следующих авторов: Л.А. Ахмедова, Ю.К. Баранова, А.А. Волкова и Э.Р. Акбашева, М.В. Демидов, Е.Б. Дьякова, Х.Н. Замбаев, Е.В. Зибзеева, П.В. Кирякина, Королева Я.Ю. Е.А. Личутина, Л.И. Меньшаева, Е.А. Минаева, Д.А. Олифер, Д.А. Петухов, И.Е. Попова и И.И. Савельев, А.В. Сазонова, Р.В. Сайгафаров, Р.М. Севек, Н.В. Кызыл-оол, Б.В. Чамдыылай, Н.В. Симанкович, О.И. Усенко, А.Ф. Халиков, О.П. Чохатарова и другие.
Особенности организации внутреннего финансового контроля в государственных учреждениях, его виды и содержание исследовались в работах Ю.А. Агеевой и И.Р. Магомедова, С.А. Андреева, М.В. Андрияновой, Е.В. Аноховой и Г.С. Сивцовой, Ш.Ш. Ахмедова, Е.В. Бергаль и Е.А. Федченко, Н.В. Васиной и Н.Г. Ивановой, Р.Р. Гимадиевой и Р.Н. Шариповой, А.А. Грачевой и В.В. Прудникова, И.Д. Деминой и О.Е. Качковой, Т.В. Зыряновой, А.Ю. Ильина, Т.М. Ковалевой, Н.А. Константиновой, Е.Н. Валиевой, И.Е. Брык, С.И. Опариной, Е.А. Федченко, О.И. Усенко, Т.А. Якушина.
Вопросы финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования и организации государственного внутреннего контроля в области образования представлены в исследованиях Н.С. Белоконь и Х. Исраеляна, Т.А. Боковой, Н.В. Дребот и Е.В. Парейчука, И.С. Егоровой, Е.Ю. Елистратовой, Л.В. Завьяловой, Н.С. Кудрявцевой, О.Г. Ламовской, К.И. Мясниковой, А.А. Перепелицыной, А.Д. Руденко, А.Б. Плисовой и А.С. Кривовой.
В качестве проблемы исследования выступает сложившееся противоречие между необходимостью повышения эффективности использования бюджетных средств и несовершенным механизмом внутриведомственного финансового контроля данного процесса на региональном уровне.
Гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что обеспечение высокого качества исполнения государственных функций, относящихся к деятельности отдельных государственных организаций, требует эффективных механизмов контроля, в том числе и финансового, а существующие системы внутриведомственного финансового контроля, в части компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не охватывают весь спектр показателей эффективности и результативности бюджетных расходов.
Объектом исследования являются финансово-организационные отношения, возникающие в процессе осуществления функций государственного внутреннего финансового контроля.
Предметом исследования выступает механизм организации ведомственного финансового контроля в образовательных организациях Курской области.
Цель диссертационного исследования состоит в разработке направлений совершенствования организации ведомственного финансового контроля в образовательных организациях Курской области.
Характер заявленной цели предопределяет необходимость решения комплекса следующих задач диссертационного исследования:
- исследовать теоретические основы организации ведомственного финансового контроля в бюджетной сфере;
- проанализировать практику организации ведомственного финансового контроля в образовательных организациях Курской области;
- определить направления совершенствования организации ведомственного финансового контроля в бюджетной сфере.
Теоретико-методологическая основа. Диссертация выполнена с учетом положений и концепций, содержащихся в трудах российских ученых в области теории государственного регулирования в социальной сфере (И. С. Пакулина, В.В. Степанова), теории государственных финансов, управления бюджетным процессом (М.С. Ананских, Е.М. Андреева, Е.А. Федченко), а также регулирования финансового контроля (Р. В. Колесов и А. В. Юрченко, И. И. Кучеров).
В качестве методологической основы диссертации использовался системно-функциональный подход как общеметодический принцип исследования экономических систем различного уровня, который позволил раскрыть взаимосвязанное функционирование явлений и процессов, а также выявить причинно-следственные зависимости, обобщив и синтезировав различные исследовательские направления. Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных методов познания социально-экономических явлений, системный подход к решению поставленных задач, методы диалектической логики, моделирования, анализа и синтеза, наблюдения и сравнения.
Эмпирическую базу исследования составляют
- федеральное законодательство в сфере организации государственного финансового контроля в Российской Федерации1;
- официальные данные Министерства финансов РФ, Счетной палаты Российской Федерации1;
- нормативно-правовые акты комитета образования и науки Курской области, материалы и отчеты о проведенных проверках, материалы с официальных сетевых ресурсов органов финансового контроля, органов исполнительной власти субъектов РФ и иные методические материалы 2.
Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в совершенствовании комплекса теоретических положений и практических мер по применению финансовых инструментов и оценке эффективного использования бюджетных средств в образовательных организациях.
Положения, выносимые на защиту:
- эффективное функционирование бюджетных организаций является основой развития экономической системы региона;
- повышение результативности отдельных контрольных мероприятий в бюджетных организациях способно повысить эффективность механизма государственного финансового контроля;
- повышение эффективности механизма государственного финансового контроля в целом будет способствовать совершенствованию бюджетной политики на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в том, что исследование расширяет и развивает представления о формировании финансовых инструментов эффективного использования бюджетных средств и направлениях их совершенствования, которые могут быть использованы в дальнейших исследованиях в качестве теоретической и методологической базы для разработки по созданию эффективной системы ведомственного финансового контроля.
Практическая значимость результатов исследования состоит в выработке конкретных рекомендаций, направленных на решение проблем, связанных с повышением качества и эффективности расходования государственных средств, предусмотренных в региональном бюджете, тем самым вносит значительный вклад для обеспечения стабильного функционирования финансовой системы государства и национальной экономики в целом. Результаты исследования могут быть использованы государственными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами контроля Российской Федерации при организации финансового контроля за расходованием бюджетных средств.
Апробация результатов работы. Апробация результатов исследования осуществлена в виде публикаций автора диссертационной работы.
Структура работы представлена введением, тремя разделами основной части, заключением и списком использованных источников и литературы.
Государственный финансовый контроль - является функцией государства, представляющей собой систему сбора и оценки информации о финансовых потоках объекта контроля в целях установления полноты и своевременности формирования, обоснованности распределения и эффективности использования общественных финансовых ресурсов, а также государственного имущества, закрепленного за государственными учреждениями.
Система организации государственного финансового контроля строится на следующих принципах: законности, независимости, объективности, ответственности, гласности, системности.
Элементы системы финансового контроля отражают механизм, который приводится в действие с помощью нормативно правовых и законодательных актов и включают: субъект контроля, объект контроля, предмет контроля, метод контроля, принятие решений по результатам контроля, оценка эффективности контроля.
Особое место в системе финансового контроля занимает ведомственный финансовый контроль, который можно определить как контроль ведомств, министерств, иных органов государственного управления, исполнительной власти в отношении деятельности входящих в их систему учреждений, организаций, предприятий.
Внутренний контроль способствует своевременному выявлению наряду с незамедлительным устранением нарушений и отклонений, и, таким образом, направлен на содействие в повышении результативности и эффективности работы. В свою очередь, повышение эффективности процесса внутреннего контроля заключается в улучшении качества контроля, не в повышении числа перепроверенных операций.
Именно в процессе внутреннего контроля за исполнением бюджета возможно определить эффективность употребления государственных ресурсов по итогам осуществления финансирования какой-либо из государственных программ. По этой причине на сегодняшний день возрастает необходимость в изменении подхода к проведению ревизий, большее внимание уделять результативности работы контролируемых организаций.
Наряду с тем необходимым условием успешности функционирования внутриведомственного финансового государственного контроля являться будет четкая правовая регламентация любых аспектов самой контрольной деятельности: установления ее границ, форм и методов осуществления, установления правового статуса контрольных органов, равно как и объема присущих им прав а также обязанностей.
Отдельного внимания заслуживает также проблема применения стандартов внутреннего государственного контроля. В имеющихся условиях применение единых стандартов может поднять общий методический уровень контрольной деятельности и, как следствие, обеспечить должное качество внутреннего государственного финансового контроля. В то же время важно принимать во внимание практический опыт других стран, где применяются современные концептуальные модели внутреннего контроля в бюджетной сфере.
Чтобы регламентировать деятельность комиссии в госучреждении, разрабатываются и утверждаются положение о финансовом контроле. Ответственность за организацию контроля возлагается на руководителя организации. Результаты проверок должны быть оформлены отдельным актом, в котором отражены не только выявленные нарушения и отклонения от установленных стандартов, но и рекомендации по повышению качества учета, снижения количества нарушений и исправлению выявленных недостатков. Причем устранить все недостатки необходимо в установленный срок.
В основу внутрихозяйственного и ведомственного контроля положено применение системы приемов фактического и документального контроля.
Непосредственным предметом в рамках внутрихозяйственного и ведомственного финансового контроля являются:
- бюджетные показатели (составление и рассмотрение, утверждение а также исполнение бюджета, наряду с тем составление, утверждение отчета о исполнении такового);
- финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования (доходы, прибыль, амортизация, рентабельность, себестоимость, оборотные и основные фонды, прочее);
- налоговые платежи в бюджет а также внебюджетные фонды; показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения; страховой рынок, иные действия и операции, которые имеют стоимостную форму.
В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль, то есть контроль, который осуществляется на конкретных предприятиях, в организациях, учреждениях и объединениях руководителями таковых и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, кадрами, отделом планирования, и другими). В этом случае контрольные функции являются необходимым условие для процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности.
Нормативная правовая база комитета образования и науки Курской области соответствует бюджетному законодательству Российской Федерации и Курской области. В органе исполнительной власти соблюдается положение и порядок организации внутреннего финансового контроля, все мероприятия, запланированные в рамках годового плана выполняются, представления о нарушениях своевременно исполняются подведомственными организациями, выявленные нарушения устраняются, а средства возвращаются в бюджет. По результатам внутреннего финансового контроля комитетом образования и науки Курской области осуществляется предоставление соответствующих отчетов в вышестоящие органы.
Цели внутреннего финконтроля комитета в полной мере достигаются в части повышения экономности, эффективности и результативности использования бюджетных средств, усиления сохранности финансовых и нефинансовых активов, представления достоверной отчетности.
В тоже время, меры, предпринимаемые для недопущения (пресечения) нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, отнести к неполным, так как, проанализировав отчеты внутреннего финконтроля за период с 2015 по 2017 гг. выявлено большое количество нарушений, повторяющихся в различных организациях и за различные периоды. Данный факт свидетельствует, на наш взгляд, о недостаточной проработанности комитетом мероприятий в секторах, соответствующих выявленным нарушениям.
В связи с чем, возможно дополнение существующих мер финансового контроля в организации комплексом мероприятий, в ходе которых ответственные за финансовую сферу в подчиненных комитету организациях получали разъяснения и консультации (например, в форме семинара) по наиболее проблемным участкам работы, чтобы в дальнейшем минимизировать количество нарушений. В случае положительного решения, соответствующими мероприятиями должны быть дополнены нормативные документы комитета. На наш взгляд, в данном случае, уменьшение показателей по нарушениям будет являться важным фактором работы эффективной системы внутреннего контроля. Так же с целью совершенствования механизма внутреннего финансового контроля предлагаем рассмотреть возможность внесения изменения в части формирования плана проверок.
Говоря о развитии системы ведомственного государственного финансового контроля нельзя опускать вопросы его совершенствования как целостной системы. Основные тенденции и перспективы возможно отследить по изменениям законодательства в данной сфере. В этой связи можно говорить о переходе внутреннего финансового контроля к комплексному методу, исключающему разделение контроля на последующий и предварительный, исключению дублирования контрольных процедур разных ведомств (которое выражается в введении правовых оснований признания результатов контрольных мероприятий на различном уровне), усилении контроля в «программном» блоке, в соответствии с принятием «майского указа» и значительным финансовым влиянием по принятым национальным программам.
Система финансового контроля является составным элементом финансовой системы государства, поэтому подходы к поиску путей их развития должны быть едины, в том числе в части формирования стратегии совершенствования правовых и организационных основ финансового контроля и создания на территории Российской Федерации единой комплексной системы финансового контроля, регулируемой едиными законодательными актами на основе применения единых методологических и практических принципов, механизмов и инструментов их реализации.
Таким образом, совершенствование действующей системы финансового контроля и повышение его эффективности и действенности становятся объективной необходимостью, для реализации которой, на наш взгляд, необходимо комплексное исследование правовых, организационных, методических и технологических аспектов с целью выявления наиболее существенных проблем, ограничивающих достижение поставленных задач, и факторов, их вызывающих, и разработки рекомендаций по построению системы финансового контроля и мониторинга в России, механизмы и инструменты которой способны обеспечить соблюдение законности в финансовой сфере и экономическую безопасность государства.
Система организации государственного финансового контроля строится на следующих принципах: законности, независимости, объективности, ответственности, гласности, системности.
Элементы системы финансового контроля отражают механизм, который приводится в действие с помощью нормативно правовых и законодательных актов и включают: субъект контроля, объект контроля, предмет контроля, метод контроля, принятие решений по результатам контроля, оценка эффективности контроля.
Особое место в системе финансового контроля занимает ведомственный финансовый контроль, который можно определить как контроль ведомств, министерств, иных органов государственного управления, исполнительной власти в отношении деятельности входящих в их систему учреждений, организаций, предприятий.
Внутренний контроль способствует своевременному выявлению наряду с незамедлительным устранением нарушений и отклонений, и, таким образом, направлен на содействие в повышении результативности и эффективности работы. В свою очередь, повышение эффективности процесса внутреннего контроля заключается в улучшении качества контроля, не в повышении числа перепроверенных операций.
Именно в процессе внутреннего контроля за исполнением бюджета возможно определить эффективность употребления государственных ресурсов по итогам осуществления финансирования какой-либо из государственных программ. По этой причине на сегодняшний день возрастает необходимость в изменении подхода к проведению ревизий, большее внимание уделять результативности работы контролируемых организаций.
Наряду с тем необходимым условием успешности функционирования внутриведомственного финансового государственного контроля являться будет четкая правовая регламентация любых аспектов самой контрольной деятельности: установления ее границ, форм и методов осуществления, установления правового статуса контрольных органов, равно как и объема присущих им прав а также обязанностей.
Отдельного внимания заслуживает также проблема применения стандартов внутреннего государственного контроля. В имеющихся условиях применение единых стандартов может поднять общий методический уровень контрольной деятельности и, как следствие, обеспечить должное качество внутреннего государственного финансового контроля. В то же время важно принимать во внимание практический опыт других стран, где применяются современные концептуальные модели внутреннего контроля в бюджетной сфере.
Чтобы регламентировать деятельность комиссии в госучреждении, разрабатываются и утверждаются положение о финансовом контроле. Ответственность за организацию контроля возлагается на руководителя организации. Результаты проверок должны быть оформлены отдельным актом, в котором отражены не только выявленные нарушения и отклонения от установленных стандартов, но и рекомендации по повышению качества учета, снижения количества нарушений и исправлению выявленных недостатков. Причем устранить все недостатки необходимо в установленный срок.
В основу внутрихозяйственного и ведомственного контроля положено применение системы приемов фактического и документального контроля.
Непосредственным предметом в рамках внутрихозяйственного и ведомственного финансового контроля являются:
- бюджетные показатели (составление и рассмотрение, утверждение а также исполнение бюджета, наряду с тем составление, утверждение отчета о исполнении такового);
- финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования (доходы, прибыль, амортизация, рентабельность, себестоимость, оборотные и основные фонды, прочее);
- налоговые платежи в бюджет а также внебюджетные фонды; показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения; страховой рынок, иные действия и операции, которые имеют стоимостную форму.
В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль, то есть контроль, который осуществляется на конкретных предприятиях, в организациях, учреждениях и объединениях руководителями таковых и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, кадрами, отделом планирования, и другими). В этом случае контрольные функции являются необходимым условие для процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности.
Нормативная правовая база комитета образования и науки Курской области соответствует бюджетному законодательству Российской Федерации и Курской области. В органе исполнительной власти соблюдается положение и порядок организации внутреннего финансового контроля, все мероприятия, запланированные в рамках годового плана выполняются, представления о нарушениях своевременно исполняются подведомственными организациями, выявленные нарушения устраняются, а средства возвращаются в бюджет. По результатам внутреннего финансового контроля комитетом образования и науки Курской области осуществляется предоставление соответствующих отчетов в вышестоящие органы.
Цели внутреннего финконтроля комитета в полной мере достигаются в части повышения экономности, эффективности и результативности использования бюджетных средств, усиления сохранности финансовых и нефинансовых активов, представления достоверной отчетности.
В тоже время, меры, предпринимаемые для недопущения (пресечения) нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, отнести к неполным, так как, проанализировав отчеты внутреннего финконтроля за период с 2015 по 2017 гг. выявлено большое количество нарушений, повторяющихся в различных организациях и за различные периоды. Данный факт свидетельствует, на наш взгляд, о недостаточной проработанности комитетом мероприятий в секторах, соответствующих выявленным нарушениям.
В связи с чем, возможно дополнение существующих мер финансового контроля в организации комплексом мероприятий, в ходе которых ответственные за финансовую сферу в подчиненных комитету организациях получали разъяснения и консультации (например, в форме семинара) по наиболее проблемным участкам работы, чтобы в дальнейшем минимизировать количество нарушений. В случае положительного решения, соответствующими мероприятиями должны быть дополнены нормативные документы комитета. На наш взгляд, в данном случае, уменьшение показателей по нарушениям будет являться важным фактором работы эффективной системы внутреннего контроля. Так же с целью совершенствования механизма внутреннего финансового контроля предлагаем рассмотреть возможность внесения изменения в части формирования плана проверок.
Говоря о развитии системы ведомственного государственного финансового контроля нельзя опускать вопросы его совершенствования как целостной системы. Основные тенденции и перспективы возможно отследить по изменениям законодательства в данной сфере. В этой связи можно говорить о переходе внутреннего финансового контроля к комплексному методу, исключающему разделение контроля на последующий и предварительный, исключению дублирования контрольных процедур разных ведомств (которое выражается в введении правовых оснований признания результатов контрольных мероприятий на различном уровне), усилении контроля в «программном» блоке, в соответствии с принятием «майского указа» и значительным финансовым влиянием по принятым национальным программам.
Система финансового контроля является составным элементом финансовой системы государства, поэтому подходы к поиску путей их развития должны быть едины, в том числе в части формирования стратегии совершенствования правовых и организационных основ финансового контроля и создания на территории Российской Федерации единой комплексной системы финансового контроля, регулируемой едиными законодательными актами на основе применения единых методологических и практических принципов, механизмов и инструментов их реализации.
Таким образом, совершенствование действующей системы финансового контроля и повышение его эффективности и действенности становятся объективной необходимостью, для реализации которой, на наш взгляд, необходимо комплексное исследование правовых, организационных, методических и технологических аспектов с целью выявления наиболее существенных проблем, ограничивающих достижение поставленных задач, и факторов, их вызывающих, и разработки рекомендаций по построению системы финансового контроля и мониторинга в России, механизмы и инструменты которой способны обеспечить соблюдение законности в финансовой сфере и экономическую безопасность государства.
Подобные работы
- Правовое регулирование деятельности автономных образовательных организаций
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Министерство финансов Российской империи в 1858 - 1903 гг.: организация и функционирование
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003



