Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Стилистическое значение и функции имен собственных в художественной речи (на материале лирики В. Высоцкого)

Работа №67909

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2017
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
252
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Необходимые теоретические сведения исследований
собственных имен 6
1.1. Ономастика как наука об именах собственных 6
1.2 Разделы ономастики 10
1.3 Общая характеристика ономастического пространства поэзии
Высоцкого 11
Глава 2. Имя в лирике В.С.Высоцкого 18
2.1. Реальные онимы 18
2.1.1. Стилистическое значение и функции антропонимической лексики 18
2.1.2. Топонимы в лирике В.Высоцкого 31
2.1.3 Названия звездного неба в восприятии В.Высоцкого 42
2.2. Нереальные онимы 43
2.2.1 Стилистические значение и функции мифонимов 43
2.2.2 Употребление поэтонимов в лирике В. Высоцкого 46
2.2.3 Стилистические функции мифонимов, поэтонимов, теонимов 48
2.2.4 Библейские персонажи в лирике В.Высоцкого 52
2.3. Учебно-методические формы изучения ономастики в школе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


Пользуясь языком, мы ежедневно сталкиваемся с собственными именами. Они служат для наименования людей, географических и космических объектов, различных объектов материальной и духовной культуры. К именам собственным относят имена как реально существующих или существовавших людей, городов, рек, созвездий и т.п., так и наименования предметов, созданных фантазией человека: богов, демонов, имена персонажей художественной литературы и фольклора и т.д. Под именами собственными вслед за О.И. Фоняковой, мы понимаем «универсальную функционально-семантическую категорию имен существительных, особый тип словесных знаков, предназначенный для выделения и идентификации единичных объектов (одушевленных и неодушевленных), выражающих единичные понятия и общие представления об этих объектах в языке, речи и культуре народа».
Функциональное и языковое своеобразие имен собственных привело к тому, что их стали изучать в особой отрасли языкознания - ономастике (с греч. «искусство давать имена»).
Ономастика как лингвистическая наука изучает основные закономерности истории, развития и функционирования имен собственных. Обладая своим материалом и методикой изучения его, ономастика не может не быть самостоятельной дисциплиной. И поскольку она возникла на стыке наук, она отличается комплексностью предмета исследования.
Доминирует в ономастике лингвистический компонент, потому что, с одной стороны, имя - это слово, развивающееся по законам языка. С другой стороны, информация о каждом имени добывается с помощью лингвистических методов.
Особенно актуальным сегодня представляется анализ специфики употребления имен собственных в поэтических текстах, т.к. «поэтика имен собственных - область словеснообразных средств, чрезвычайно мало еще исследована» [Магазанник 1967: 65]. В тоже время, имя собственное, становясь материалом поэзии, играет особую роль - становится точкой отсчета при актуализации гармонии поэтического текста [Жогина 1997: 2]. Кроме того - стремление писателя максимально использовать возможности имен собственных в поэтическом тексте приводит к тому, что они становятся одним из важнейших средств для создания ярких, неожиданных образов.
Имя собственное, которое может быть интерпретировано как знак на высоком уровне абстракции в плане общей фиксации означаемого и означающего в тексте, позволяет через отсылку к когнитивному артефакту (картине, виду, сцене) и архетипу установить связи и традиции творчества поэта и взаимодействие его поэтической системы с другими художественными системами [Жогина 1997: 4]. В работах ономастов подвержены анализу ономастиконы лишь достаточно известных, характеризующихся ярким индивидуальным стилем авторов. В частности, В.П. Григорьев исследует ономастику Велимира Хлебникова, Е.А. Некрасова - Андрея Вознесенского, Л.М. Богославская - Марины Цветаевой. Иногда рассматривается употребление онимов только отдельных классов (например: М.И. Храмцова описывает гидронимы в поэтическом языке Рождественского).
Исследованию функционирования имен собственных в поэтическом тексте посвящены также работы А.В. Пузырева, В.Н. Михайлова, Л.М. Бумтян, О.И. Фоняковой, Э.Б. Магазинник, Ю.А. Карпенко и др. Они направлены, главным образом, на влияние функций имен собственных в пространстве художественного текста.
Актуальность работы обусловлена значимостью для современной ономастики типологии и семантико-стилистических функций имен собственных в художественных произведениях.
Предмет исследования данной работы - стилистические значение и функции различных разрядов имен собственных (на материале лирики Владимира Высоцкого).
Объектом нашего исследования стали имена собственные в поэзии Владимира Высоцкого.
Цель научного исследования - выявить значение имен собственных в художественных произведениях, осознать их как особый лексико-грамматический разряд словарного состава языка (на материале лирики Владимира Высоцкого).
В работе решаются следующие задачи:
• изучить литературу по проблеме исследования;
• проанализировать фактический материал исследования;
• выявить, онимы каких классов включаются в ономастическое пространство поэзии В. Высоцкого;
• выявить значение имен собственных;
В своей работе мы использовали следующие методы исследования: описательный метод, начальным этапом которого стало собирание, систематизирование лингвистического материала; стилистический метод, позволивший определить специфику использования имен собственных в художественных произведениях и их функции.
Практическая ценность дипломной работы заключается в том, что материал данного исследования может найти применение в школе на уроках русского языка и литературы, на факультативных занятиях по углубленному изучению стилистики художественного текста и в ходе его лингвистического анализа.
Структура работы определяется целями и задачами исследования. Исследование состоит из Введения, в котором дается обоснование актуальности работы, определяются ее цель и задачи, основной части, состоящей из двух глав, Заключения, содержащего основные выводы, и Списка литературы.
Источники исследования: Высоцкий В.С. Стихотворения и песни; под ред. Л.А. Беловой. - М.: Проф-Издат, 2012. - С.336


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Организующим центром любого произведения литературы всегда остается творческая личность автора текста. В соответствии с точкой зрения, установившейся в искусстве ХХ в., создатель произведения литературы - «это человек, который умеет разобрать свои личные субъективные - впечатления, найти в них общезначимое - объективное - и который умеет дать своим представлениям свои формы». Мастер слова создает в произведениях неповторимый, особый мир, отбирая при этом необходимые, эстетически ценные элементы для выражения своей идеи. Безусловно, эстетически ценные элементы принадлежат к индивидуальному стилю автора (идиостилю).
В современной лингвистике под идиостилем понимают «индивидуально устанавливаемую языковой личностью систему отношений к разнообразным способам авторепрезентации средствами идиолекта» [Леденева 2001: 26].
Следует отметить, что стиль творческой индивидуальности причисляют к достоянию национальной литературы. В.В.Виноградов по этому поводу писал: «Стилистические достижения отдельной личности так же передаются по наследству, как язык в целом» [Виноградов 1963:85].
Главным признаком любой творческой личности является ее неповторимость, которая и определяет индивидуальное в авторском стиле.
На наш взгляд, индивидуальное в авторском стиле Владимира Семеновича Высоцкого - явления особого, уникального в искусстве XX в., заключается в том, что его творческий дар совместил разные грани художника - певца, поэта, актера. И этот сплав оказался «неповторимым в своем редкостном единстве» [Огнев 1989: 5]. В наш век узкой специализации он проявил высокий профессионализм в целом ряде областей искусства. Он их объединил в одно целое, «как это было в древности, во времена господства неотредактированного, необработанного, натурального, единого во всех лицах фольклора» [Георгиев 1989: 9].
Собственные имена в песенной поэзии Высоцкого представляют особый, индивидуальный мир, на который накладывают отпечаток личность, мировоззрение, талант, стиль автора. Конечно, такие онимы, как Париж, Москва, Россия, вырванные из контекста, вряд ли, даже намеком, могут охарактеризовать личность автора. Но, безусловно, в ономастическом пространстве лирики Высоцкого есть лексемы, которые, даже без контекстного окружения, почти безошибочно позволяют угадать
индивидуальный почерк художника.
Ономастикон стихотворений поэта разнообразен и многопланов. Он представлен классами онимов, различающимися как в структурно-словообразовательном, так и семантическом отношении. Собственные имена органично и мотивированно вливаются в систему языковых средств поэтических текстов Владимира Высоцкого, участвуют в создании общей образности его произведений, ярко рисуют панораму окружающей действительности. Все это позволяет говорить о высокой степени эрудиции автора, широком круге интересов, масштабности философского миросозерцания.
Калейдоскоп собственных имен, модернизирующих реальный мир, в стихотворениях Владимира Высоцкого становится и проявлением особенностей индивидуального авторского письма. Выбирая определенный ономастический материал для построения своих текстов, автор тем самым воплощает особую ономастическую картину мира. Каждый оним, каждая модель занимают свое место, создавая целостное восприятие поэтического пространства лирики Владимира Высоцкого. Описание особенностей использования СИ позволяет определить и историко-культурный компонент индивидуальной системы поэта, а через него - культурный фон нового советского искусства второй половины XX века.
Таким образом, собственные имена, вводимые автором в свои поэтические тексты, выполняют различные стилистические функции. Они могут выступать в качестве обозначения и характеристики лирического героя, служить метами в личной жизни поэта, заключать разнообразные философские обобщения, являясь средствами временной и пространственной ориентации. Многообразие имен собственных, моделирующих реальный мир в поэтических текстах Высоцкого, становится проявлением индивидуального авторского письма, авторского видения и отражения окружающей действительности.



1. Автеньева Л.А. Бакастова Т.В. Корреляция предметнологического и назывного значения антономассии в оригинале и переводе // Актуальные вопросы русской ономастики. - Киев, 1988. - С. 162-167
2. Андреева Л.И. Семантика литературного антропонима // Русская ономастика. - Рязань, 1977. - С.157-167
3. Апресян Ю.Д. Значение и употребление // Вопросы языкознания, №4. - 2001. - С.30-46
4. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: Попытка системного описания // Вопросы языкознания, № 1. - 1995. - С.60-65
5. Бакастова Г.В. Имя собственное в художественном тексте // Русская ономастика. - М., 1984. - С.23-27
6. Бандалетов В.Д. Русская ономастика. - М., 1983 - с.224
7. Басовская Е.Н. Лексико-семантический анализ текста как средство изучения языка личности // Журналистика и культура рус. речи вып. 8, с.23
8. Берестов В. Высоцкий в прошлом, будущем, настоящем // Вопросы литературы, № 2. - 1995. - с.3-27
9. Бересты Г.И. Самосознание личности в аспекте языка // Вопросы языкознания, № 1. - 2001. - с.14-15
10. Будагов Р.А. Человек и его язык. - М., 1976. - С.429
11. Бурак Е.Ю., Сапронова Т.Ф., Смолицкая Г.П. Названия московских храмов. - М.: Флинта, Наука, 2006. - 160 с.
12. Буштян Л.М. К проблеме фонетической коннотации собственных имен в поэзии // Русская ономастика. - Одесса, 1984. - с. 118-124
13. Веселова Н.А. Заглавие - антропоним и понимание художественного текста // Литературный текст: проблемы и методы исследования. - Тверь, 1984. - с. 153-157
14. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1963. - с.5-19
15. Винокур Т.Г. К характеристике говорящего. Интенция и реакция // Язык и личность. - М., 1989. - с. 11-24
16. Высоцкий В.С. Стихотворения и песни; под ред. Л.А. Беловой. - М.: Проф-Издат, 2012. - С.336
17. Воронова И.Б. Текстообразующая функция литературных имен
собственных на материале этических произведений XIX - XX вв. - Волгоград, 2000. - с.45-60
18. Георгиев Л. Владимир Высоцкий: знакомый и незнакомый. - М., 1989. - с.34-38
19. Горбаневский М.В. Ономастика в художественной литературе:
филологические этюды. - М., 1988. - с.15-32
20. Демидова А. Владимир Высоцкий каким знаю и люблю. - М., 1989. с.67-70
21. Долгушев В.Г. Нам бермуторно на сердце // средства сознания комического в поэзии В. Высоцкого, № 1. - 2001. - с.4-6
22. Жошна К.В. Имя собственное как средство гармонической организации поэтического текста. - Ставрополь, 1997. - с.26-22
23. Карпенко Ю.А. Имя собственное в художественной литературе // Филологические науки, № 4. - М., 1986. - с.3-7
24. Карякин Ю. О песнях Вл. Высоцкого // Литературное обозрение, №7. - 1981. - с.94-100
25. Клюев Е.В. Риторика. - М., 1999. - с.57-89
26. Кормилов С.И. Песни В. Высоцкого о войне, дружбе и любви // Рус.речь. - 1983. - с.41-49
27. Кохоновский И. Серебряные струны. Воспоминания о В. Высоцкого,. - 1983. - с.43-48
28. Крымова Н. О поэзии В. Высоцкого // Высоцкий В. Избранное. - М., 1988. - с.35-39
29. Ляпон М.В. Языковая личность: поиск доминанта // Язык-система. Язык текст. Язык - способность. - М., 1995. - С.91-105
30. Магазинник Э.Б. Роль антропонима в построении художественного образа // Ономастика - М., 1969. - с.162-164
31. Макарова Б.А. Фольклорные мотивы в лирике В. Высоцкого // Русская словесность, № 2. - 2000. - с.6-9
32. Макарова С.Я. Перифрастические замены личных имен // Русская ономастика. - М., 1987. - С. 192
33. Митрофанова О.Д. Словарь русских личных имен. - М., 1980. - С.406
34. Михайлов В.Н. Роль ономастической лексики в структурно-семантической организации художественного текста // Рус.
ономастика. - М., 1984. - с.64-75
35. Намитокова Р. Ю. Региональная ономастика: Учебно-методическое пособие. — Майкоп, 2005. - 70с.
36. Немировская Т.В. Некоторые проблемы литературной ономастики // Актуальные вопросы русской ономастики. - Киев, 1988. - с. 112-122
37. Никонов В.А. Имена персонажей // Никонов В.А. Имя и общество. - М., 1974. - с.74-80
38. Никонов В. А. Ищем имя: Происхождение, значение, история формирования русских имен. Со словарем женских и мужских имен (около 400 имен). - М.: ЛЕНАНД, 2017. - С.128
39. Новиков В. Высоцкий. Главы из книги // Новый мир, № 12. - 2002. - с.8-9
40. Огнев В. Предисловие // Л. Георгиев. Вл. Высоцкий: знакомый и незнакомый. - М., 1989. - с.44-56
41. Ожегов С.И. О просторечии ( к вопросу о языке города) // Вопросы языкознания, № 5. - 2000. - с.2-10
42.Ожегов С.И. Словарь русского языка т. IV, М, 1984
43. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1997
44. Перкас С.В. Имена собственные и нарицательные в словаре и художественном тексте // Ономастика. - М., 1993. - с. 141-152
45. Петрова И.А. Парадигматические отношения имен собственных и способы ономастической номинации героев в фольклорном тексте. - Волгоград, - 2001. - с.67-89
46. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. - М., 1978. - с.45-78
47. Пузырев А.В, Виды мотивированности поэтических собственных имен // Лексика русского языка. - Рязань, 1979. - с.43-48
48. Радковская Э.В. Антропонмическое поле ранних повестей Н.В. Гоголя // Актуальные вопросы рус. ономастики. - Киев, 1988. - с. 129-135
49. Ратушная Е.Р. Антропоминирующая парадигма русской фразеологии: семантика, функционирование. - Курган, 2001. - с.36-56
50. Рогова М.Ф. Имя в поэтическом тексте: значение определенности / неопределенности // Филологический сборник. - М., 1995. - с. 69-74
51. Рубинштейн Н. Народный артист, № 3. - 1990. - с.178-181
52. Сапожникова Л.М. Ономастическая в поэтической речи // Слово в динамике. - Тверь, 1997. - с.70-81
53. Силаева Г.А. О содержании понятия «литературный антропоним» // Рус. ономастика. - Рязань, 1977. - с.147-152
54. Соколова Н.К. О специфике поэтического текста // Коммуникативная и поэтическая функция худ текста. - Воронеж, 1982. - с. 18-27
55. Сомова Е.Г. Функции звуковой стороны поэтического текста. - Воронеж, 1982. - с.32-39
56. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. - М., 1973. - с.221-267
57. Суперанская А.В. Неофициальные формы русских имен // Русская речь, № 1. - 2001. - с.5-14
58. Суперанская А. В. Современный словарь личных имён: Сравнение. Происхождение. Написание. - М.: Айрис-пресс, 2005. - С.384
59. Суперанская А.В. Имя - через века и страны. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - С.192
60. Трубачев О.Н. Русская ономастика и ономастика России. - М., 1994. - с.88-89
61. Улимкова Л.А. «Словообразовательное гнездо» в поэтических
идеолекте // Язык. Система. Личность. - Екатеринбург, 1998. - с.63-74
62.Чагина О.В. Москва в именах и названиях // Русская словесность, № 2. - 2002. - с.47-53
63. Черепанова О.Л. Роль имени собственного в мифологической лексике // Язык русского фольклора. - Петрозаводск, 1992. - с. 14-19
64. Чернышова Л.А. Отраслевая терминология в свете антропоцетрической
парадигмы: Монография. - М.: Изд-во МГОУ, 2010. - 206 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ