ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА УЧИТЕЛЯ
КАК УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Роль учителя в организации учебной деятельности младших
школьников 6
1.2. Мотивация учебной деятельности как предмет исследования в
психологии 13
1.3. Особенности мотивации учебной деятельности в младшем
школьном возрасте 18
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗА УЧИТЕЛЯ КАК
УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 28
2.3. Рекомендации учителям и педагогам-психологам 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА УЧИТЕЛЯ
КАК УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Роль учителя в организации учебной деятельности младших
школьников 6
1.2. Мотивация учебной деятельности как предмет исследования в
психологии 13
1.3. Особенности мотивации учебной деятельности в младшем
школьном возрасте 18
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗА УЧИТЕЛЯ КАК
УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 28
2.3. Рекомендации учителям и педагогам-психологам 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ
Большое количество детей сталкивается с отсутствием учебного мотива при поступлении в школу, что значительно снижает результаты учебной деятельности. Под мотивами понимаются конкретные побуждения, которые заставляют ребенка действовать в соответствии с ними. Проблема мотивации учения - одна из важнейших проблем процесса обучения в школе. Учителю начальных классов необходимо учитывать мотивацию учащихся, так как именно мотивация определяет успешность учебной деятельности и является основной ее составляющей, так же от правильного развития мотива учения зависит благополучие последующего школьного обучения. Мотивационная сфера ребенка динамична, что представляет большие возможности для развития мотивов, необходимых для эффективного обучения в школе, но необходимо помнить, что мотивационная сфера так же неустойчива, поэтому важно учитывать условия, способствующие подкреплению учебных мотивов. Важно выяснить, как отношение учащихся к учителю способно повлиять на мотивацию учебной деятельности.
Мотивацию учебной деятельности изучали такие авторы как В.Г. Асеев, Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, А.К. Маркова, М.В. Матюхина и др.
Проблемой отношения учащихся к учителю в младшем школьном возрасте интересовались Г.А. Кочергина, В. А. Крутецкий, А.Г. Оводова, И.П. Подласый, Е.Ю. Смотрицкий и др.
Тем не менее, образ учителя как условие становления учебной мотивации младших школьников недостаточно разработан в современной психолого-педагогической литературе.
Таким образом, мы сформулировали проблему нашего исследования: является ли образ учителя условием становления учебной мотивации младших школьников?
Цель: изучить образ учителя как условие становления учебной мотивации младших школьников.
Объект: мотивация учебной деятельности младших школьников.
Предмет: образ учителя как условие становления учебной мотивации младших школьников.
Гипотеза: образ учителя оказывает влияние на мотивы учебной деятельности младших школьников: положительные характеристики образа учителя, проявляющиеся в учебном процессе будут способствовать формированию учебного мотива; положительные характеристики образа учителя, проявляющиеся во внеучебной деятельности - социального и внешнего мотивов; положительная оценка внешности учителя и характеристик, проявляющихся во внеучебной деятельности - позиционного, игрового мотивов и мотива-оценки.
Задачи:
1) провести теоретический анализ подходов к изучению мотивации учебной деятельности;
2) проанализировать роль учителя в организации учебной деятельности младшего школьника;
3) изучить мотивацию учебной деятельности младших школьников;
4) изучить образ учителя у младших школьников;
5) изучить влияние образа учителя на мотивацию учебной деятельности младших школьников;
6) разработать рекомендации с целью повышения мотивации учебной деятельности учащихся через коррекцию образа учителя.
Теоретической базой исследования выступают подходы А. К. Марковой (сторонник акмеологического подхода), которая рассматривает мотив как направленность школьника на отдельные стороны учебной работы. Л. И. Божович, М. Р. Гинзбург (сторонники деятельностного подхода), определяют мотив учебной деятельности как побуждения, характеризующие личность школьника, её направленность, организованность и устойчивость. В.А. Крутецкий (индивидуально-личностный подход) рассматривает педагогические способности как совокупность индивидуально-психологических особенностей личности педагога.
Методы исследования: теоретический (анализ литературы); эмпирический (тестирование, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности); методы математической обработки данных (регрессионный анализ). Математическая обработка данных осуществлялась с помощью программы IBM SPSS Statistics 19.
Методики: проективная методика «Школа зверей» С. М. Панченко; тест М. Куна «Учитель, какой он?»; диагностическая беседа «Определение мотивов учения» М.Р. Гинзбург.
База исследования: г. Белгород МБОУ «СОШ №7», младшие школьники в количестве 72 человек и 3 учителя начальных классов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
В первой главе работы освещена роль учителя в организации учебной деятельности младших школьников, а также рассматриваются подходы к изучению мотивации учебной деятельности и, в частности, особенности мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию образа учителя и мотивации учебной деятельности младших школьников. В ней рассмотрены организация и методы исследования, а также представлено исследование о влиянии образа учителя на становление мотивации учебной деятельности младших школьников.
В заключении представлены выводы по всему исследованию с учётом заявленной нами гипотезы. А также разработаны рекомендации учителям и педагогам-психологам по повышению уровня учебной мотивации через коррекцию образа учителя.
Список литературы включает в себя 60 источников.
Мотивацию учебной деятельности изучали такие авторы как В.Г. Асеев, Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, А.К. Маркова, М.В. Матюхина и др.
Проблемой отношения учащихся к учителю в младшем школьном возрасте интересовались Г.А. Кочергина, В. А. Крутецкий, А.Г. Оводова, И.П. Подласый, Е.Ю. Смотрицкий и др.
Тем не менее, образ учителя как условие становления учебной мотивации младших школьников недостаточно разработан в современной психолого-педагогической литературе.
Таким образом, мы сформулировали проблему нашего исследования: является ли образ учителя условием становления учебной мотивации младших школьников?
Цель: изучить образ учителя как условие становления учебной мотивации младших школьников.
Объект: мотивация учебной деятельности младших школьников.
Предмет: образ учителя как условие становления учебной мотивации младших школьников.
Гипотеза: образ учителя оказывает влияние на мотивы учебной деятельности младших школьников: положительные характеристики образа учителя, проявляющиеся в учебном процессе будут способствовать формированию учебного мотива; положительные характеристики образа учителя, проявляющиеся во внеучебной деятельности - социального и внешнего мотивов; положительная оценка внешности учителя и характеристик, проявляющихся во внеучебной деятельности - позиционного, игрового мотивов и мотива-оценки.
Задачи:
1) провести теоретический анализ подходов к изучению мотивации учебной деятельности;
2) проанализировать роль учителя в организации учебной деятельности младшего школьника;
3) изучить мотивацию учебной деятельности младших школьников;
4) изучить образ учителя у младших школьников;
5) изучить влияние образа учителя на мотивацию учебной деятельности младших школьников;
6) разработать рекомендации с целью повышения мотивации учебной деятельности учащихся через коррекцию образа учителя.
Теоретической базой исследования выступают подходы А. К. Марковой (сторонник акмеологического подхода), которая рассматривает мотив как направленность школьника на отдельные стороны учебной работы. Л. И. Божович, М. Р. Гинзбург (сторонники деятельностного подхода), определяют мотив учебной деятельности как побуждения, характеризующие личность школьника, её направленность, организованность и устойчивость. В.А. Крутецкий (индивидуально-личностный подход) рассматривает педагогические способности как совокупность индивидуально-психологических особенностей личности педагога.
Методы исследования: теоретический (анализ литературы); эмпирический (тестирование, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности); методы математической обработки данных (регрессионный анализ). Математическая обработка данных осуществлялась с помощью программы IBM SPSS Statistics 19.
Методики: проективная методика «Школа зверей» С. М. Панченко; тест М. Куна «Учитель, какой он?»; диагностическая беседа «Определение мотивов учения» М.Р. Гинзбург.
База исследования: г. Белгород МБОУ «СОШ №7», младшие школьники в количестве 72 человек и 3 учителя начальных классов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
В первой главе работы освещена роль учителя в организации учебной деятельности младших школьников, а также рассматриваются подходы к изучению мотивации учебной деятельности и, в частности, особенности мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию образа учителя и мотивации учебной деятельности младших школьников. В ней рассмотрены организация и методы исследования, а также представлено исследование о влиянии образа учителя на становление мотивации учебной деятельности младших школьников.
В заключении представлены выводы по всему исследованию с учётом заявленной нами гипотезы. А также разработаны рекомендации учителям и педагогам-психологам по повышению уровня учебной мотивации через коррекцию образа учителя.
Список литературы включает в себя 60 источников.
Мотивационная сфера младших школьников очень динамична и неустойчива. Важно знать условия, позволяющие поддерживать интерес у детей к учению, направлять их деятельность, логично и интересно организовывать образовательный процесс.
В развитие темы мотивации учебной деятельности внесли свой вклад множество авторов: Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, А. К. Маркова, и д.р. Изучив их подходы, мы можем сделать вывод, что мотив учебной деятельности это побуждение, определяющее направленность учебной деятельности школьника.
Изучением образа учителя так же занимались множество авторов: И. А. Зимняя, И. П. Подласый, Е.Ю. Смотрицкий и др. Рассмотрев их подходы можно сделать вывод о том, что учитель должен обладать большим набором профессиональных качеств, позволяющих ему определенным образом выстраивать учебный процесс и взаимодействовать с учениками.
В начальной школе необходимо особое внимание уделять созданию специальных условий для формирования и поддержания у младших школьников положительных учебных мотивов. На формирование учебных мотивов оказывают влияние большое количество факторов, которые должен учитывать учитель с целью организации продуктивной учебной деятельности.
Роль учителя в организации учебного процесса очень велика. На нем лежит вся ответственность за деятельность детей, за организацию учебного процесса и за результативность этой деятельности. Для того чтобы образовательный процесс младших школьников был наиболее успешен, педагог должен развить в себе определенные профессиональные и личностные качества. Так же для учителя является важным сформированность у него специальных педагогических способностей, определяющих стиль, способы и формы взаимодействия между учителем и учеником и способствующих благоприятному восприятию субъектов учебной деятельности и формированию положительных учебных мотивов.
В ходе исследования образа учителя нами было выявлено, что для большинства учеников учитель является положительным героем, отношение к учителю адекватное, воспринимается как обычный человек (67%). У большинства с учителем выстраиваются доброжелательные отношения. У большинства детей сформировалось адекватное отношение к учителю (59%) на рисунке учитель такого же размера, как и ученики и находится с ними на одной линии. 65% учащихся имеют благоприятные взаимоотношения с учителем, могут налаживать с ним контакт, на рисунке отсутствуют преграды между учителем и учениками. У нескольких человек из трех классов учитель воспринимается агрессивно (22%). У 29% учащихся существуют трудности в выстраивании контакта с учителем.
Говоря о перцептивных характеристиках в образе учителя, можно сделать вывод, что практически все учащиеся, а именно 99% испытуемых выделили в образе учителя положительные качества, характеризующие учителя во взаимодействии с учениками внеучебной деятельности. Положительные качества, отражающие взаимодействие учителя с учащимися в учебной деятельности выделил 81% испытуемых. Для большинства учеников является важным показателем то, как ведет себя учитель в учебной деятельности, какими качествами личности обладает, необходимыми для выстраивания учебного процесса. Так же несколькими учениками были выделены и отрицательные качества в образе учителя (12%). 27% учащихся выделили положительные характеристики, отражающие внешность учителя.
Согласно результатам исследования мотивации учебной деятельности младших школьников у них преобладает учебный мотив (74%). Это свидетельствует о том, что для таких учеников важен сам процесс обучения с целью получения знаний. Социальный мотив (10%) направлен на взаимодействие с людьми, на будущее, на дальнейшее получение профессии, для того, чтобы занять определенное место в обществе, помогать людям . Позиционный мотив (8%) связан с тем, что ребенок ощущает себя взрослым, и уже большим. Остальные виды мотивов, такие как игровой, мотив-оценка и внешний мотив набрали менее 4% учеников.
В ходе проведенного исследования гипотеза о том, что образ учителя младших школьников оказывает влияние на мотивы учебной деятельности: положительные характеристики образа учителя, проявляющиеся в учебном процессе способствует формированию учебного мотива, положительные характеристики образа учителя, проявляющиеся во внеучебной деятельности - социального и внешнего мотивов, положительная оценка внешности учителя и характеристик, проявляющихся во внеучебной деятельности - позиционного, игрового мотивов и мотива-оценки подтвердилась.
Исходя из полученных данных, нами были составлены рекомендации для учителей начальных классов, цель которых заключается в повышении мотивации учебной деятельности через коррекцию образа учителя. Так же нами составлены тренинговые занятия, позволяющие учителям рассмотреть различные способы общения с учениками, для поиска наиболее эффективных методов воздействия на класс. И упражнения позволяющие учителям снять эмоциональную напряженность.
В развитие темы мотивации учебной деятельности внесли свой вклад множество авторов: Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, А. К. Маркова, и д.р. Изучив их подходы, мы можем сделать вывод, что мотив учебной деятельности это побуждение, определяющее направленность учебной деятельности школьника.
Изучением образа учителя так же занимались множество авторов: И. А. Зимняя, И. П. Подласый, Е.Ю. Смотрицкий и др. Рассмотрев их подходы можно сделать вывод о том, что учитель должен обладать большим набором профессиональных качеств, позволяющих ему определенным образом выстраивать учебный процесс и взаимодействовать с учениками.
В начальной школе необходимо особое внимание уделять созданию специальных условий для формирования и поддержания у младших школьников положительных учебных мотивов. На формирование учебных мотивов оказывают влияние большое количество факторов, которые должен учитывать учитель с целью организации продуктивной учебной деятельности.
Роль учителя в организации учебного процесса очень велика. На нем лежит вся ответственность за деятельность детей, за организацию учебного процесса и за результативность этой деятельности. Для того чтобы образовательный процесс младших школьников был наиболее успешен, педагог должен развить в себе определенные профессиональные и личностные качества. Так же для учителя является важным сформированность у него специальных педагогических способностей, определяющих стиль, способы и формы взаимодействия между учителем и учеником и способствующих благоприятному восприятию субъектов учебной деятельности и формированию положительных учебных мотивов.
В ходе исследования образа учителя нами было выявлено, что для большинства учеников учитель является положительным героем, отношение к учителю адекватное, воспринимается как обычный человек (67%). У большинства с учителем выстраиваются доброжелательные отношения. У большинства детей сформировалось адекватное отношение к учителю (59%) на рисунке учитель такого же размера, как и ученики и находится с ними на одной линии. 65% учащихся имеют благоприятные взаимоотношения с учителем, могут налаживать с ним контакт, на рисунке отсутствуют преграды между учителем и учениками. У нескольких человек из трех классов учитель воспринимается агрессивно (22%). У 29% учащихся существуют трудности в выстраивании контакта с учителем.
Говоря о перцептивных характеристиках в образе учителя, можно сделать вывод, что практически все учащиеся, а именно 99% испытуемых выделили в образе учителя положительные качества, характеризующие учителя во взаимодействии с учениками внеучебной деятельности. Положительные качества, отражающие взаимодействие учителя с учащимися в учебной деятельности выделил 81% испытуемых. Для большинства учеников является важным показателем то, как ведет себя учитель в учебной деятельности, какими качествами личности обладает, необходимыми для выстраивания учебного процесса. Так же несколькими учениками были выделены и отрицательные качества в образе учителя (12%). 27% учащихся выделили положительные характеристики, отражающие внешность учителя.
Согласно результатам исследования мотивации учебной деятельности младших школьников у них преобладает учебный мотив (74%). Это свидетельствует о том, что для таких учеников важен сам процесс обучения с целью получения знаний. Социальный мотив (10%) направлен на взаимодействие с людьми, на будущее, на дальнейшее получение профессии, для того, чтобы занять определенное место в обществе, помогать людям . Позиционный мотив (8%) связан с тем, что ребенок ощущает себя взрослым, и уже большим. Остальные виды мотивов, такие как игровой, мотив-оценка и внешний мотив набрали менее 4% учеников.
В ходе проведенного исследования гипотеза о том, что образ учителя младших школьников оказывает влияние на мотивы учебной деятельности: положительные характеристики образа учителя, проявляющиеся в учебном процессе способствует формированию учебного мотива, положительные характеристики образа учителя, проявляющиеся во внеучебной деятельности - социального и внешнего мотивов, положительная оценка внешности учителя и характеристик, проявляющихся во внеучебной деятельности - позиционного, игрового мотивов и мотива-оценки подтвердилась.
Исходя из полученных данных, нами были составлены рекомендации для учителей начальных классов, цель которых заключается в повышении мотивации учебной деятельности через коррекцию образа учителя. Так же нами составлены тренинговые занятия, позволяющие учителям рассмотреть различные способы общения с учениками, для поиска наиболее эффективных методов воздействия на класс. И упражнения позволяющие учителям снять эмоциональную напряженность.
Подобные работы
- МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников в проектной деятельности.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2018 - СВЯЗЬ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЙ СО ЗНАЧИМЫМ ВЗРОСЛЫМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Учебная мотивация младших школьников в связи с
успеваемостью
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - СУБЪЕКТНОСТЬ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ УВЛЕЧЕННОСТИ
КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Особенности учебной мотивации у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ РЕФЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019



