ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА УЧИТЕЛЯ
КАК УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Роль учителя в организации учебной деятельности младших
школьников 6
1.2. Мотивация учебной деятельности как предмет исследования в
психологии 13
1.3. Особенности мотивации учебной деятельности в младшем
школьном возрасте 18
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗА УЧИТЕЛЯ КАК
УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 28
2.3. Рекомендации учителям и педагогам-психологам 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ
Большое количество детей сталкивается с отсутствием учебного мотива при поступлении в школу, что значительно снижает результаты учебной деятельности. Под мотивами понимаются конкретные побуждения, которые заставляют ребенка действовать в соответствии с ними. Проблема мотивации учения - одна из важнейших проблем процесса обучения в школе. Учителю начальных классов необходимо учитывать мотивацию учащихся, так как именно мотивация определяет успешность учебной деятельности и является основной ее составляющей, так же от правильного развития мотива учения зависит благополучие последующего школьного обучения. Мотивационная сфера ребенка динамична, что представляет большие возможности для развития мотивов, необходимых для эффективного обучения в школе, но необходимо помнить, что мотивационная сфера так же неустойчива, поэтому важно учитывать условия, способствующие подкреплению учебных мотивов. Важно выяснить, как отношение учащихся к учителю способно повлиять на мотивацию учебной деятельности.
Мотивацию учебной деятельности изучали такие авторы как В.Г. Асеев, Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, А.К. Маркова, М.В. Матюхина и др.
Проблемой отношения учащихся к учителю в младшем школьном возрасте интересовались Г.А. Кочергина, В. А. Крутецкий, А.Г. Оводова, И.П. Подласый, Е.Ю. Смотрицкий и др.
Тем не менее, образ учителя как условие становления учебной мотивации младших школьников недостаточно разработан в современной психолого-педагогической литературе.
Таким образом, мы сформулировали проблему нашего исследования: является ли образ учителя условием становления учебной мотивации младших школьников?
Цель: изучить образ учителя как условие становления учебной мотивации младших школьников.
Объект: мотивация учебной деятельности младших школьников.
Предмет: образ учителя как условие становления учебной мотивации младших школьников.
Гипотеза: образ учителя оказывает влияние на мотивы учебной деятельности младших школьников: положительные характеристики образа учителя, проявляющиеся в учебном процессе будут способствовать формированию учебного мотива; положительные характеристики образа учителя, проявляющиеся во внеучебной деятельности - социального и внешнего мотивов; положительная оценка внешности учителя и характеристик, проявляющихся во внеучебной деятельности - позиционного, игрового мотивов и мотива-оценки.
Задачи:
1) провести теоретический анализ подходов к изучению мотивации учебной деятельности;
2) проанализировать роль учителя в организации учебной деятельности младшего школьника;
3) изучить мотивацию учебной деятельности младших школьников;
4) изучить образ учителя у младших школьников;
5) изучить влияние образа учителя на мотивацию учебной деятельности младших школьников;
6) разработать рекомендации с целью повышения мотивации учебной деятельности учащихся через коррекцию образа учителя.
Теоретической базой исследования выступают подходы А. К. Марковой (сторонник акмеологического подхода), которая рассматривает мотив как направленность школьника на отдельные стороны учебной работы. Л. И. Божович, М. Р. Гинзбург (сторонники деятельностного подхода), определяют мотив учебной деятельности как побуждения, характеризующие личность школьника, её направленность, организованность и устойчивость. В.А. Крутецкий (индивидуально-личностный подход) рассматривает педагогические способности как совокупность индивидуально-психологических особенностей личности педагога.
Методы исследования: теоретический (анализ литературы); эмпирический (тестирование, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности); методы математической обработки данных (регрессионный анализ). Математическая обработка данных осуществлялась с помощью программы IBM SPSS Statistics 19.
Методики: проективная методика «Школа зверей» С. М. Панченко; тест М. Куна «Учитель, какой он?»; диагностическая беседа «Определение мотивов учения» М.Р. Гинзбург.
База исследования: г. Белгород МБОУ «СОШ №7», младшие школьники в количестве 72 человек и 3 учителя начальных классов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
В первой главе работы освещена роль учителя в организации учебной деятельности младших школьников, а также рассматриваются подходы к изучению мотивации учебной деятельности и, в частности, особенности мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию образа учителя и мотивации учебной деятельности младших школьников. В ней рассмотрены организация и методы исследования, а также представлено исследование о влиянии образа учителя на становление мотивации учебной деятельности младших школьников.
В заключении представлены выводы по всему исследованию с учётом заявленной нами гипотезы. А также разработаны рекомендации учителям и педагогам-психологам по повышению уровня учебной мотивации через коррекцию образа учителя.
Список литературы включает в себя 60 источников.
Мотивационная сфера младших школьников очень динамична и неустойчива. Важно знать условия, позволяющие поддерживать интерес у детей к учению, направлять их деятельность, логично и интересно организовывать образовательный процесс.
В развитие темы мотивации учебной деятельности внесли свой вклад множество авторов: Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, А. К. Маркова, и д.р. Изучив их подходы, мы можем сделать вывод, что мотив учебной деятельности это побуждение, определяющее направленность учебной деятельности школьника.
Изучением образа учителя так же занимались множество авторов: И. А. Зимняя, И. П. Подласый, Е.Ю. Смотрицкий и др. Рассмотрев их подходы можно сделать вывод о том, что учитель должен обладать большим набором профессиональных качеств, позволяющих ему определенным образом выстраивать учебный процесс и взаимодействовать с учениками.
В начальной школе необходимо особое внимание уделять созданию специальных условий для формирования и поддержания у младших школьников положительных учебных мотивов. На формирование учебных мотивов оказывают влияние большое количество факторов, которые должен учитывать учитель с целью организации продуктивной учебной деятельности.
Роль учителя в организации учебного процесса очень велика. На нем лежит вся ответственность за деятельность детей, за организацию учебного процесса и за результативность этой деятельности. Для того чтобы образовательный процесс младших школьников был наиболее успешен, педагог должен развить в себе определенные профессиональные и личностные качества. Так же для учителя является важным сформированность у него специальных педагогических способностей, определяющих стиль, способы и формы взаимодействия между учителем и учеником и способствующих благоприятному восприятию субъектов учебной деятельности и формированию положительных учебных мотивов.
В ходе исследования образа учителя нами было выявлено, что для большинства учеников учитель является положительным героем, отношение к учителю адекватное, воспринимается как обычный человек (67%). У большинства с учителем выстраиваются доброжелательные отношения. У большинства детей сформировалось адекватное отношение к учителю (59%) на рисунке учитель такого же размера, как и ученики и находится с ними на одной линии. 65% учащихся имеют благоприятные взаимоотношения с учителем, могут налаживать с ним контакт, на рисунке отсутствуют преграды между учителем и учениками. У нескольких человек из трех классов учитель воспринимается агрессивно (22%). У 29% учащихся существуют трудности в выстраивании контакта с учителем.
Говоря о перцептивных характеристиках в образе учителя, можно сделать вывод, что практически все учащиеся, а именно 99% испытуемых выделили в образе учителя положительные качества, характеризующие учителя во взаимодействии с учениками внеучебной деятельности. Положительные качества, отражающие взаимодействие учителя с учащимися в учебной деятельности выделил 81% испытуемых. Для большинства учеников является важным показателем то, как ведет себя учитель в учебной деятельности, какими качествами личности обладает, необходимыми для выстраивания учебного процесса. Так же несколькими учениками были выделены и отрицательные качества в образе учителя (12%). 27% учащихся выделили положительные характеристики, отражающие внешность учителя.
Согласно результатам исследования мотивации учебной деятельности младших школьников у них преобладает учебный мотив (74%). Это свидетельствует о том, что для таких учеников важен сам процесс обучения с целью получения знаний. Социальный мотив (10%) направлен на взаимодействие с людьми, на будущее, на дальнейшее получение профессии, для того, чтобы занять определенное место в обществе, помогать людям . Позиционный мотив (8%) связан с тем, что ребенок ощущает себя взрослым, и уже большим. Остальные виды мотивов, такие как игровой, мотив-оценка и внешний мотив набрали менее 4% учеников.
В ходе проведенного исследования гипотеза о том, что образ учителя младших школьников оказывает влияние на мотивы учебной деятельности: положительные характеристики образа учителя, проявляющиеся в учебном процессе способствует формированию учебного мотива, положительные характеристики образа учителя, проявляющиеся во внеучебной деятельности - социального и внешнего мотивов, положительная оценка внешности учителя и характеристик, проявляющихся во внеучебной деятельности - позиционного, игрового мотивов и мотива-оценки подтвердилась.
Исходя из полученных данных, нами были составлены рекомендации для учителей начальных классов, цель которых заключается в повышении мотивации учебной деятельности через коррекцию образа учителя. Так же нами составлены тренинговые занятия, позволяющие учителям рассмотреть различные способы общения с учениками, для поиска наиболее эффективных методов воздействия на класс. И упражнения позволяющие учителям снять эмоциональную напряженность.
1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев.- М.: Мысль, 2006.- 158 с.
2. Блонский, П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский - М.: МОДЭК, МПСИ, 2006.- 629 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович.- СПб.: Питер, 2009.- 400 с.
4. Бобрышова, И.В. Диалогическая ситуация как средство формирования готовности будущих учителей начальных классов к личностному развитию младших школьников / И.В. Бобрышева // Начальная школа плюс До и После.- 2013.-№1.- С. 17-21.
5. Варданян, М.Р. Влияние имиджа педагога на психологическое здоровье школьников / М.Р. Варданян // Журнал прикладной психологии. - 2006. - № 6 - С. 45 - 53.
6. Волков, Б.С. Детская психология в вопросах и ответах / Б.С. Волков.-М.: Сфера, 2002.-256 с.
7. Глазырина, Л.А. Социально профилактическая компетентность учителя как фактор его профессиональной социализации / Л.А. Глазырина // Начальная школа плюс до и после.- 2012.- №10.- С. 23-27.
8. Ермолаева, М.В. Младший школьник как субъект коммуникативной деятельности / М.В. Ермолаева // Психологический журнал.-2015.- №1.- С. 81-92.
9. Зайцев, С.В. Ситуация выбора как средство диагностики учебной мотивации и самооценки у младших школьников / С.В. Зайцев // Вопросы психологии. - 2009.- №5. С. 54-63.
10. Загвязинский, В.И. Педагогика / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: Академия, 2012. - 352 с.
11. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2000.-384 с.
12. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин.- СПб.: Питер, 2006.- 512 с.
13. Калюжный, А.А. Психология формирования имиджа учителя / А.А. Калюжный.- М.: Владос, 2004.-122 с.
14. Калюжный, А.А. Особенности построения профессионального имиджа / А.А. Калюжный // Вестник Государственного университета управления. - 2006.- № 3. С. 59-63.
15. Калюжный, А.А. Социально-психологические механизмы построения имиджа / А.А. Калюжный // Вестник Государственного университета управления.- 2005.- № 2 (13). - С. 15-19.
16. Капустина, З. Имидж современного педагога / З. Капустина // Учитель. - 2006 - №1. - С.59-61.
17. Константинова, Н.И. Динамика развития учебной мотивации школьников в современной начальной школе / Н.И. Константинова // Начальная школа плюс до и после. - 2014. - №1. - С. 73-77.
18. Кочергина, Г.А. Личность учителя / Г.А. Кочергина // Учитель. - 2005.- №3.- С. 73-74.
19. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум.- СПб.: Питер, 2005.- 940 с.
20. Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий.-М.: Просвещение, 1989.- 352 с.
21. Кулагина, И.Ю. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте / И.Ю. Кулагина, С.В. Гани // Психологическая наука и образование. - 2011. - №2. - С.102-109.
22. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина.-М.: Эксмо, 2009.- 176 с.
23. Кулешова, О.Н. Формирование мотивов учения младших школьников / О.Н. Кулешова. - Ярославль, 2000. - 82с.
24. Куценко, Е. Учитель и ученики: чувство дистанции / Е. Куценко // Первое сентября.- 2006.- №24.- С. 23-26.
25. Мальковская, Т.Н. Учитель-ученик / Т.Н. Мальковская.- М.: МГУ, 2008.-167 с.
26. Межличностное восприятие в группе: учебное пособие / под ред. Г.М. Андреева, А.И. Донцов.- М.: МГУ, 1981-295 с.
27. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова.- М.: Просвещение, 2005. - 192с.
28. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: книга для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов.-М.: Просвещение, 1990.-192 с.
29. Матюхина, М.В. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте / М.В. Матюхина, С.Б. Спиридонова.- Волгоград: Перемена, 2005.-215 с.
30. Матюхина, М.В. Психология младшего школьника / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, К.Т. Патрина.- М.: Просвещение, 1976.- 206 с.
31. Меркулов, Ф. Учитель и ребенок: диалог отношений / Ф. Меркулов // Первое сентября.- 2006.- № 20.- С. 32-34.
32. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М. Митина.-М.: Академия, 2004.- 320 с.
33. Младший школьник: развитие познавательных способностей: пособие для учителя / И.В. Дубровина [и д.р.]; под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с.
34. Мякишева, Н.М. Особенности познавательной деятельности младших школьников, или как современному школьнику сохранить познавательную потребность / Н.М. Мякишева // Начальная школа плюс до и после.- 2014.- №2.- С. 25-29.
35. Николаева, М.В. Образовательные технологии подготовки педагога к личностному развитию младшего школьника /М.В. Николаева // Начальная школа плюс До и После.- 2013.-№1.- С. 1-5.
36. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова.- М.: Высшее образование, МГППУ, 2006.- 460 с.
37. Оводова, А.Г. Имидж современного педагога / А.Г. Оводова // Начальная школа плюс до и после.-2004.- №5. - С.77-80.
38. Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста: монография / под ред. Д. Б. Эльконина, А.Л. Венгера.-М.: Педагогика,1988.- 140 с.
39. Педагогика: семья, школа, общество: монография / А.Ю. Арутюнян [и д.р.]; под ред. О.И. Кирикова.-М.-Воронеж: ВГПУ, 2012.-164 с.
40. Педагогическая психология: учебное пособие / под ред. И.Ю. Кулагиной.- М.: Сфера, 2008.- 480 с.
41. Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа / Е.Б. Перелыгина. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 223 с.
42. Петровский, А.В. Младший школьник / А.В. Петровский.- М.: Просвещение, 2011.- 247 с.
43. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый.- М.: Владос, 2008.- 464 с.
44. Рыбкина, О.В. Психологические особенности детей младшего
школьного возраста // Педагогический мир.-2011. [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader.- URL:
http://pedmir.ru/viewdoc.php?id= 8825 (дата обращения: 12.04.2016).
45. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов.- М.: Академия, 2002 - 576с.
46. Слободчиков, В.И. Очерки психологии образования / В.И. Слободчиков. - Биробиджан: БГПИ, 2005. - 272 с.
47. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко.- СПб.: Речь, 2003.-350 с.
48. Скрипкин, И.Н. Формирование положительной мотивации у школьников к учебной деятельности на основе дифференциации образовательного процесса / И.Н. Скрипкин. - Липецк, 2010. - 245 с.
49. Смотрицкий, Е.Ю. Ученик и учитель: психология отношений / Е.Ю. Смотрицкий // Практическая психология.- 2010.-№8.- С. 12-14.
50. Сорокоумова, Е.А. Педагогическая психология / Е.А. Сорокоумова. - СПб.: Питер, 2009.-170 с.
51. Социология: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриенко.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 448с.
52. Татаринова, Н.В. О понятии "Имидж" и его отличии от сходных с ним понятий "Образ", "Репутация", "Стереотип"/ Н.В. Татаринова // Грамота. - 2009. - № 2., С. 61-64.
53. Ткачева, М.С. Педагогическая психология / М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2010.-191 с.
54. Удовенко, М. На уроке и после звонка / М. Удовенко // Школьный психолог.- 2006.- №7. - С. 54-56.
55. Фоминова, А.Н. Педагогическая психология / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабалова.-М.: Флинта, 2013.- 333 с.
56. Фролова, Л.А. Деятельность учителя начальных классов в информационно-образовательной среде / Л.А. Фролова, И.Е. Сюсюкина // Начальная школа плюс до и после.- 2012.- №10.- С. 34-37.
57. Хилько, М.Е. Возрастная психология / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Высшее образование, 2010.- 126 с.
58. Целищева, И.И. Интеграция во внеурочной образовательной деятельности младших школьников / И.И. Целищева, И.Б. Румянцева // Начальная школа плюс до и после.- 2013.- №7.- С. 34-39.
59. Якиманская, И.С. Педагогическая психология. Основные проблемы / И.С. Якиманская. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2008.- 648 с.
60. Яшнова, О.А. Успешность младшего школьника / О.А. Яшнова. - М.: Академический Проект, 2005. - 144с.