Инновационная деятельность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия
|
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретико-методологические аспекты управления инновационной деятельности предприятия ……………………………………………………….9
1.1. Содержание и основные показатели инновационной деятельности предприятия в условиях рыночных отношений ………………………………..9
1.2. Показатели анализа потенциала предприятия и оценки эффективности
инновационной деятельности …………………………………………………..16
1.3. Конкурентно-инновационный подход к исследованию
деятельности в управлении предприятием как фактор повышения конкурентоспособности ………………………………………………………...22
2. Анализ и оценка конкурентно-инновационной направленности
ООО«IКЕА» …………………………………………………………………......29
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия …………29
2.2. Оценка финансового состояния предприятия …………………………….31
2.3. Анализ конкурентной среды и инновационного потенциала
предприятия ……………………………………………………………………..44
3. Разработка инновационных мероприятий с целью формирования дополнительны конкурентных преимуществ предприятия……………..……57
3.1. Обоснование приоритетов инновационного развития предприятия с целью повышения его конкурентоспособности ……………………………....57
3.2. Формирование инновационной стратегии предприятия …………………63
3.3. Оценка влияния инновационных мероприятий на повышение конкурентоспособности предприятия и эффективность его работы ………..72
Заключение……………………………………………………………………….77
Список использованных источников…………………………………………...80
Приложения
1. Теоретико-методологические аспекты управления инновационной деятельности предприятия ……………………………………………………….9
1.1. Содержание и основные показатели инновационной деятельности предприятия в условиях рыночных отношений ………………………………..9
1.2. Показатели анализа потенциала предприятия и оценки эффективности
инновационной деятельности …………………………………………………..16
1.3. Конкурентно-инновационный подход к исследованию
деятельности в управлении предприятием как фактор повышения конкурентоспособности ………………………………………………………...22
2. Анализ и оценка конкурентно-инновационной направленности
ООО«IКЕА» …………………………………………………………………......29
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия …………29
2.2. Оценка финансового состояния предприятия …………………………….31
2.3. Анализ конкурентной среды и инновационного потенциала
предприятия ……………………………………………………………………..44
3. Разработка инновационных мероприятий с целью формирования дополнительны конкурентных преимуществ предприятия……………..……57
3.1. Обоснование приоритетов инновационного развития предприятия с целью повышения его конкурентоспособности ……………………………....57
3.2. Формирование инновационной стратегии предприятия …………………63
3.3. Оценка влияния инновационных мероприятий на повышение конкурентоспособности предприятия и эффективность его работы ………..72
Заключение……………………………………………………………………….77
Список использованных источников…………………………………………...80
Приложения
В современном мире инновационная составляющая развития
предприятий является основным источником роста. Мировая практика
показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его
конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит от инноваций.
Инновационность становится неотъемлемой чертой современного
предприятия. В связи с этим возрастает важность и роль управления
инновационной деятельностью, инновационным развитием предприятий.
Под влиянием возрастающей внутренней и внешней конкуренции
инновации становятся важнейшим элементом менеджмента на предприятии,
ориентированного на стратегический успех. Новые продукты, прогрессивные
технологии, определяя успех предпринимательской деятельности,
обеспечивают долгосрочное функционирование и финансовую стабильность
предприятий. В свою очередь, инновационная направленность стратегии и
тактики развития производства предъявляет новые требования к содержанию
управленческой деятельности, вызывая необходимость совершенствования
специфических форм инновационного менеджмента.
Все сказанное предопределило необходимость нашего исследования.
Определение стратегии развития предприятия и текущее управление
инновационной деятельностью тесно связаны с величиной и структурой
инновационного потенциала предприятия, который является необходимым
условием осуществления инноваций. Для адекватной оценки текущей
ситуации и выбора перспективных направлений инновационного развития на
предприятии необходимо проведение систематической оценки имеющегося
инновационного потенциала. Это будет способствовать выявлению резервов
повышения эффективности его использования, что, в свою очередь, даст
возможность корректировать направления инновационного развития и
прогнозировать вероятность и характер результатов инновационной
деятельности. Немаловажным моментом является и тот факт, что в условиях4
сокращения бюджетного финансирования сферы науки и технологий
государственная поддержка направлена, прежде всего, на предприятия с
высокими инновационными возможностями. При этом возникает проблема
отсутствия общепринятой методики оценки таких возможностей, свободной
от субъективных суждений.
Сложностьи многоаспектность данной проблемы, недостаточное
методическое обеспечение, а так же высокая значимость для
конкуретоспособности предприятия обусловили научную актуальность темы
исследования, предопределили цели и задачи данной работы.
Возрастающая роль инновационной деятельности предъявляет новые
требования к вопросам о выборе наиболее эффективных механизмов
использования и оценки инновационного потенциала, управления
инновационной деятельностью предприятия. В связи с этим все большее
внимание отечественных и зарубежных ученых сосредотачивается на роли
инновационного потенциала в развитии предприятия.
Цель данной работы заключается в исследовании теоретикометодологических основинновационной деятельности, а так же в разработке
методического инструментария управления инновационной деятельностью
предприятия на основе конкурентно-инновационного подхода.
Достижению поставленной цели, более полному и всестороннему
изучению предмета и объекта исследования в диссертационной работе было
подчинено решение следующих основных задач: систематизация
представления о складывающейся новой системе категорий и понятий
инновационной деятельности предприятия; рассмотрение критериев и
подходов для адаптации модели инновационной деятельности к условиям
рыночной экономики; разработка и обоснование конкурентноинновационной концепции предприятия с учетом новой парадигмы
предприятия; формулирование требований к формированию специфических
технологических конкурентно-инновационных преимуществ территории и5
разработка методических рекомендаций по их созданию и
функционированию.
Объектом исследования выступает инновационная деятельность
предприятия ООО «IКЕА».
Предметом исследования являются экономические отношения,
процессы и тенденции в развитии конкуректно-инновационной деятельности
предприятия.
Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:
упорядочен и идентифицирован понятийный аппарат теории
инновационной деятельности предприятия на основе введения новых
классификационных рыночных признаков продуктов инновационной
деятельности, что позволило концептуально решить многие проблемы,
связанные с активизацией инновационной деятельности и повышением
конкурентоспособности предприятия;
предложена авторская рыночно адаптированная модель
инновационной деятельности предприятия, позволяющая активизировать
инновационную деятельность предприятия; введены в научный оборот
понятия «техническая», «экономическая», «коммерческая» и «интегральная»
конкурентоспособность товара; разработана методика их расчета,
обеспечивающая объективную количественную оценку результативности
инновационной деятельности предприятия и его структурных подразделений;
разработана конкурентно-инновационная концепция предприятия;
представлены подсистемы обеспечения конкурентоспособности предприятия
и определены оценочные показатели, детализированные и сгруппированные
в разрезе подсистем с учетом дуальности экономической цели предприятия и
дифференциации его задач, решаемых в рамках каждой из подсистем при
достижении цели повышения конкурентоспособности предприятия;
разработаны методические рекомендации по формированию
конкурентно-инновационных преимуществ предприятия.6
Основной методологический прием исследования – системноструктурный подход, позволивший наиболее эффективно организовать
научный поиск для решения поставленных задач. В диссертации применены
общенаучные методы познания: индукция, дедукция, синтез, использованы
методы сравнительного, многофакторного, функционального и
ситуационного анализа, классификации, статистических группировок и
экспертно-аналитические методы.
предприятий является основным источником роста. Мировая практика
показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его
конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит от инноваций.
Инновационность становится неотъемлемой чертой современного
предприятия. В связи с этим возрастает важность и роль управления
инновационной деятельностью, инновационным развитием предприятий.
Под влиянием возрастающей внутренней и внешней конкуренции
инновации становятся важнейшим элементом менеджмента на предприятии,
ориентированного на стратегический успех. Новые продукты, прогрессивные
технологии, определяя успех предпринимательской деятельности,
обеспечивают долгосрочное функционирование и финансовую стабильность
предприятий. В свою очередь, инновационная направленность стратегии и
тактики развития производства предъявляет новые требования к содержанию
управленческой деятельности, вызывая необходимость совершенствования
специфических форм инновационного менеджмента.
Все сказанное предопределило необходимость нашего исследования.
Определение стратегии развития предприятия и текущее управление
инновационной деятельностью тесно связаны с величиной и структурой
инновационного потенциала предприятия, который является необходимым
условием осуществления инноваций. Для адекватной оценки текущей
ситуации и выбора перспективных направлений инновационного развития на
предприятии необходимо проведение систематической оценки имеющегося
инновационного потенциала. Это будет способствовать выявлению резервов
повышения эффективности его использования, что, в свою очередь, даст
возможность корректировать направления инновационного развития и
прогнозировать вероятность и характер результатов инновационной
деятельности. Немаловажным моментом является и тот факт, что в условиях4
сокращения бюджетного финансирования сферы науки и технологий
государственная поддержка направлена, прежде всего, на предприятия с
высокими инновационными возможностями. При этом возникает проблема
отсутствия общепринятой методики оценки таких возможностей, свободной
от субъективных суждений.
Сложностьи многоаспектность данной проблемы, недостаточное
методическое обеспечение, а так же высокая значимость для
конкуретоспособности предприятия обусловили научную актуальность темы
исследования, предопределили цели и задачи данной работы.
Возрастающая роль инновационной деятельности предъявляет новые
требования к вопросам о выборе наиболее эффективных механизмов
использования и оценки инновационного потенциала, управления
инновационной деятельностью предприятия. В связи с этим все большее
внимание отечественных и зарубежных ученых сосредотачивается на роли
инновационного потенциала в развитии предприятия.
Цель данной работы заключается в исследовании теоретикометодологических основинновационной деятельности, а так же в разработке
методического инструментария управления инновационной деятельностью
предприятия на основе конкурентно-инновационного подхода.
Достижению поставленной цели, более полному и всестороннему
изучению предмета и объекта исследования в диссертационной работе было
подчинено решение следующих основных задач: систематизация
представления о складывающейся новой системе категорий и понятий
инновационной деятельности предприятия; рассмотрение критериев и
подходов для адаптации модели инновационной деятельности к условиям
рыночной экономики; разработка и обоснование конкурентноинновационной концепции предприятия с учетом новой парадигмы
предприятия; формулирование требований к формированию специфических
технологических конкурентно-инновационных преимуществ территории и5
разработка методических рекомендаций по их созданию и
функционированию.
Объектом исследования выступает инновационная деятельность
предприятия ООО «IКЕА».
Предметом исследования являются экономические отношения,
процессы и тенденции в развитии конкуректно-инновационной деятельности
предприятия.
Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:
упорядочен и идентифицирован понятийный аппарат теории
инновационной деятельности предприятия на основе введения новых
классификационных рыночных признаков продуктов инновационной
деятельности, что позволило концептуально решить многие проблемы,
связанные с активизацией инновационной деятельности и повышением
конкурентоспособности предприятия;
предложена авторская рыночно адаптированная модель
инновационной деятельности предприятия, позволяющая активизировать
инновационную деятельность предприятия; введены в научный оборот
понятия «техническая», «экономическая», «коммерческая» и «интегральная»
конкурентоспособность товара; разработана методика их расчета,
обеспечивающая объективную количественную оценку результативности
инновационной деятельности предприятия и его структурных подразделений;
разработана конкурентно-инновационная концепция предприятия;
представлены подсистемы обеспечения конкурентоспособности предприятия
и определены оценочные показатели, детализированные и сгруппированные
в разрезе подсистем с учетом дуальности экономической цели предприятия и
дифференциации его задач, решаемых в рамках каждой из подсистем при
достижении цели повышения конкурентоспособности предприятия;
разработаны методические рекомендации по формированию
конкурентно-инновационных преимуществ предприятия.6
Основной методологический прием исследования – системноструктурный подход, позволивший наиболее эффективно организовать
научный поиск для решения поставленных задач. В диссертации применены
общенаучные методы познания: индукция, дедукция, синтез, использованы
методы сравнительного, многофакторного, функционального и
ситуационного анализа, классификации, статистических группировок и
экспертно-аналитические методы.
Переход к рыночной экономике требует существенного повышения
гибкости производства и восприимчивости к инновациям. Вновь создаваемые предприятия наукоемкого сектора, в отличие от обычных, ориентируются на полный цикл, включающий вначале стадию НИОКР и освоения производства новых продуктов и услуг. Поэтому они создают перспективные исследовательские группы. На завершающей стадии предусматривается послепродажное сервисное обслуживание. Это делает их более мобильными и позволяет учесть как постоянно меняющиеся запросы рынка, так и последние
достижения науки и техники.
При оценке инновационной деятельности предприятия наряду с
достигнутым уровнем необходимо принимать во внимание перспективный,
прогнозируемый организационно-технический уровень. Если оценка
прогрессивности уровня станет одним из основных показателей при
проведении итогов деятельности предприятия и мотивации работников, то
это будет действенным стимулом ускорения научно-технического прогресса.
При анализе имеющей ситуации на сегодняшний день, видно, что все
группы показателей оценки организационно-технического уровня и
профессиональных и личностно-деловых качеств персонала не достигнуты
наивысшего показателя, равного единице.
Однако при данном исследовании можно увидеть, что на предприятии
имеются определенные возможности на решения всех имеющихся проблем.
Но также необходимо привлечь и дополнительные инвестиции в
организацию деятельности предприятия для достижения более высоких
результатов функционирования.
Потому анализ оценки инновационного потенциала предприятия очень
важен для выявления слабых позиций в организации производства,
управления, труда персонала, что дает возможность ликвидировать все78
минусы, имеющиеся на предприятии, повышая уровень всех групп
показателей приведенной оценки потенциала.
Для каждого предприятия, организации или фирмы необходимо
проводить периодически приведенную в курсовой работе оценку
инновационного потенциала, предоставляющую огромные возможности
анализа работы предприятия в целом.
На ее основе строится система совершенствования всех рассмотренных
показателей: фондоотдача, фондовооруженность, обновление, износ,
выбытие ОПФ, организация рабочих мест, условия труда, дисциплина труда,
механизация труда, ритмичность продажи товаров, экономичность аппарата
управления.
Поэтому приведенный комплексный анализ, основанный на научнотехническом и конъюнктурном прогнозах, определяет в конечном счет
техническую политику и перспективу хозяйственной деятельности
предприятия.
Инновационный потенциал формируется из двух основных элементов:
потенциал материальных ресурсов инновационной деятельности;
интеллектуальный потенциал.
Каждый из элементов инновационного потенциала имеет
специфические цели использования и развития, подлежит влиянию
различных факторов и в зависимости от уровня развития может быть отнесен
к сильным или слабым сторонам предприятия.
Для анализа инновационного потенциала промышленного предприятия
существует несколько методов оценки, основанные на количественных
показателях деятельности и знаниях о состоянии дел. К ним относятся:
количественная и экспертная оценка инновационного потенциала.
Проведенная оценка на примере предприятия ООО «IКЕА» показывает,
что данное предприятие имеет высокий инновационный потенциал и может79
позиционировать себя как организацию, занимающуюся освоением новых
технологий и внедрением инноваций.
К основным благоприятным путям повышения конкурентоспособности
можно отнести:
сокращение времени создания (разработку) и выход на рынок;
сокращение сроков отгрузки, увеличение ассортимента;
увеличение скорости услуг;
наличие качественного сервиса;
повышение качества;
повышение уровня персонала и многие другие.
Поставленные в работе задачи были посностью выполнены, а именно:
систематизированы представления о складывающейся новой
системе категорий и понятий инновационной деятельности предприятия;
рассмотрены критериев и подходы для адаптации модели
инновационной деятельности к условиям рыночной экономики; разработка и
обоснование конкурентно-инновационной концепции предприятия с учетом
новой парадигмы предприятия;
сформулированы требований к формированию специфических
технологических конкурентно-инновационных преимуществ территории и
разработаны методические рекомендации по их созданию и
функционированию.
гибкости производства и восприимчивости к инновациям. Вновь создаваемые предприятия наукоемкого сектора, в отличие от обычных, ориентируются на полный цикл, включающий вначале стадию НИОКР и освоения производства новых продуктов и услуг. Поэтому они создают перспективные исследовательские группы. На завершающей стадии предусматривается послепродажное сервисное обслуживание. Это делает их более мобильными и позволяет учесть как постоянно меняющиеся запросы рынка, так и последние
достижения науки и техники.
При оценке инновационной деятельности предприятия наряду с
достигнутым уровнем необходимо принимать во внимание перспективный,
прогнозируемый организационно-технический уровень. Если оценка
прогрессивности уровня станет одним из основных показателей при
проведении итогов деятельности предприятия и мотивации работников, то
это будет действенным стимулом ускорения научно-технического прогресса.
При анализе имеющей ситуации на сегодняшний день, видно, что все
группы показателей оценки организационно-технического уровня и
профессиональных и личностно-деловых качеств персонала не достигнуты
наивысшего показателя, равного единице.
Однако при данном исследовании можно увидеть, что на предприятии
имеются определенные возможности на решения всех имеющихся проблем.
Но также необходимо привлечь и дополнительные инвестиции в
организацию деятельности предприятия для достижения более высоких
результатов функционирования.
Потому анализ оценки инновационного потенциала предприятия очень
важен для выявления слабых позиций в организации производства,
управления, труда персонала, что дает возможность ликвидировать все78
минусы, имеющиеся на предприятии, повышая уровень всех групп
показателей приведенной оценки потенциала.
Для каждого предприятия, организации или фирмы необходимо
проводить периодически приведенную в курсовой работе оценку
инновационного потенциала, предоставляющую огромные возможности
анализа работы предприятия в целом.
На ее основе строится система совершенствования всех рассмотренных
показателей: фондоотдача, фондовооруженность, обновление, износ,
выбытие ОПФ, организация рабочих мест, условия труда, дисциплина труда,
механизация труда, ритмичность продажи товаров, экономичность аппарата
управления.
Поэтому приведенный комплексный анализ, основанный на научнотехническом и конъюнктурном прогнозах, определяет в конечном счет
техническую политику и перспективу хозяйственной деятельности
предприятия.
Инновационный потенциал формируется из двух основных элементов:
потенциал материальных ресурсов инновационной деятельности;
интеллектуальный потенциал.
Каждый из элементов инновационного потенциала имеет
специфические цели использования и развития, подлежит влиянию
различных факторов и в зависимости от уровня развития может быть отнесен
к сильным или слабым сторонам предприятия.
Для анализа инновационного потенциала промышленного предприятия
существует несколько методов оценки, основанные на количественных
показателях деятельности и знаниях о состоянии дел. К ним относятся:
количественная и экспертная оценка инновационного потенциала.
Проведенная оценка на примере предприятия ООО «IКЕА» показывает,
что данное предприятие имеет высокий инновационный потенциал и может79
позиционировать себя как организацию, занимающуюся освоением новых
технологий и внедрением инноваций.
К основным благоприятным путям повышения конкурентоспособности
можно отнести:
сокращение времени создания (разработку) и выход на рынок;
сокращение сроков отгрузки, увеличение ассортимента;
увеличение скорости услуг;
наличие качественного сервиса;
повышение качества;
повышение уровня персонала и многие другие.
Поставленные в работе задачи были посностью выполнены, а именно:
систематизированы представления о складывающейся новой
системе категорий и понятий инновационной деятельности предприятия;
рассмотрены критериев и подходы для адаптации модели
инновационной деятельности к условиям рыночной экономики; разработка и
обоснование конкурентно-инновационной концепции предприятия с учетом
новой парадигмы предприятия;
сформулированы требований к формированию специфических
технологических конкурентно-инновационных преимуществ территории и
разработаны методические рекомендации по их созданию и
функционированию.
Подобные работы
- ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Инновационная деятельность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия
Магистерская диссертация, сервисная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕПУТАЦИИ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020 - Изучение направления повышения конкурентоспособности предприятия на примере ООО «ДОМКОР»
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА
ПРИМЕРЕ ООО «ИХТЦ»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия сферы услуг
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Диверсификация деятельности как способ повышения конкурентоспособности предприятия
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование методов управления предприятием как средство повышения конкурентоспособности (Омский государственный институт сервиса)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2018 - Конкурентоспособность нефтегазохимического сектора экономики Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



