УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ БЮДЖЕТНЫМИ
ДОШКОЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ (НА
МАТЕРИАЛАХ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛОКОНОВСКОГО РАЙОНА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫМИ БЮДЖЕТНЫМИ
ДОШКОЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ
УЧРЕЖДЕНИЯМИ 9
РАЗДЕЛ II ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ
БЮДЖЕТНЫМИ ДОШКОЛЬНЫМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ В
ВОЛОКОНОВСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ 30
РАЗДЕЛ III НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ
БЮДЖЕТНЫМИ ДОШКОЛЬНЫМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
ВОЛОКОНОВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75
Актуальность темы выпускного квалификационного исследования. Дошкольное образование является одним из важнейших элементов системы общего образования, прежде всего потому, что важность проблемы развития, воспитания и обучения ребенка в период от рождения до 6 (7) лет имеет значение для его будущей жизни. Реализация этой задачи требует системного и организованного подхода, эффективной работы всех уровней управления, федерального, регионального, местного.
Особое значение в системе управления бюджетными дошкольными образовательными учреждениями занимает муниципальный уровень управления. Именно на местном уровне, наиболее приближенном к населению, решаются самые актуальные местные задачи и проблемы. Отличительной чертой муниципального уровня управления образованием является его организационная обособленность, более того сама система муниципального управления образованием предполагает свою особую структурно-функциональную организацию.
Сложность, многофункциональность и взаимозависимость управленческих проблем, определяющих характер практических преобразований муниципального управления образованием требует новых идей и подходов, раскрывающих пути повышения эффективности муниципального управления образованием.
В последние несколько лет в Белгородской области складывается благоприятная демографическая ситуация. Увеличение показателей рождаемости, а также стабильное увеличение населения за счет миграционных потоков - все эти факторы, в комплексе, обостряют немало проблем в сфере дошкольного образования. Нехватка мест в детсадах - это одна из наиболее значительных проблем управления дошкольными образовательными учреждениями не только в Белгородской области, но на всей территории России. Немаловажное значение имеют и другие проблемы: отсутствие квалифицированных специалистов в системе образования, недовольство системой образования со стороны родителей.
Современная система социально-экономического развития региона, диктует необходимость совершенствования системы управления дошкольным образованием, необходим поиск новых путей в развитии дошкольных образовательных учреждений. Решение задачи результативного, социально ориентированного управления развитием дошкольного образования на муниципальном уровне требует, технологичного подхода к организации управления дошкольным образованием, оптимизации функций управления, поиска альтернативных источников финансирования, развитие кадровой системы. Особое значение имеет разработка научных основ применения программно-целевого подхода к управлению развитием системы дошкольного образования.
Таким образом, актуальность дипломной работы обусловлена необходимостью развития на муниципальном уровне системы государственно-частного управления дошкольными образовательными учреждениями, которая позволит включить в процесс управления различных субъектов, расширит возможности в сфере управления образованием.
Степень изученности выбранной темы. Анализируя основные исследования в сфере управления дошкольными образовательными учреждениями позволяет заключить, что в своем большинстве исследования сосредоточены на изучении финансовых аспектов проблемы, однако существует и значительное число публикаций раскрывающих другие аспекты проблемы, в частности фундаментальные вопросы муниципального управления образованием и различного вида образовательными учреждениями нашли свое отражение в работах таких авторов как: Г.В. Атаманчук, В.Г. Афанасьев, Т.Л. Клячко, С.П. Ломтев, Л.В. Макущенко, Х.С. Пак др .
Различные аспекты управления развитием образования на местном уровне отражены в работах Л.А. Бахтуриной, А.И. Васильевой, Е.Ю. Демуровой, Т.С. Комаровой, О.А. Малышевой, Н.А. Палиевой, Л.В. Поздняк, С.В. Савиновой, Р.Б. Стеркиной и др.
Исследованием специфики проблем на уровне местного самоуправления занимались такие авторы как: Б. Баязитова, Л.К. Кондрашкова, A.М. Моисеева, А.Г. Обоскалова, Г.И. Оглоблина, М.М. Поташник, П.В. Худоминский и др.
Таким образом, анализируя степень разработанности выбранной темы, отметим, что вопросы муниципального управления дошкольными образовательными учреждениями рассматриваются чаще всего в аспекте развития межбюджетных отношений, оптимизации бюджетного процесса муниципальных образований, поиска возможностей развития ресурсного потенциала территорий, совершенствования организационно-управленческих механизмов; и структур для эффективного решения задач местного уровня. В то же время фактически отсутствуют работы посвященные состоянию и проблемам управления образованием в рамках местного самоуправления.
Анализ актуальности темы дипломного проекта и степени её научной изученности позволяет сформулировать проблему исследования.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью совершенствования процесса управления муниципальными дошкольными образовательными учреждениями и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по организации данного процесса на уровне местного самоуправления.
Объектом исследования является система управления бюджетными муниципальными дошкольными образовательными учреждениями.
Предметом исследования выступает механизм управления развитием бюджетными дошкольными образовательными учреждениями в Волоконовском районе Белгородской области.
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию процесса управления муниципальными бюджетными дошкольными образовательными учреждениями в Волоконовском районе Белгородской области.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы муниципального управления дошкольными образовательными учреждениями.
2. Проанализировать практику управления муниципальными бюджетными дошкольными образовательными учреждениями Волоконовского района Белгородской области.
3. Предложить направления совершенствования механизма управления муниципальными дошкольными образовательными
учреждениями Волоконовского района Белгородской области.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области изучения процессов управления образованием на местном уровне, публикации в периодической печати, материалы и рекомендации научно-практических конференций .
Исследование проводилось с использованием общенаучных методов: анализа и синтеза, единства исторического и логического анализа, качественно-количественного анализа, структурного, факторного, функционального и сравнительного анализов. Так же в ходе исследования использовались статистические методы.
Эмпирической основой исследования явились:
- федеральные нормативно-правовые акты РФ, нормативные акты Белгородской области, регулирующие развитие системы дошкольного образования ;
- муниципальные правовые акты администрации Волоконовского района Белгородской области ;
- аналитические материалы .
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования рекомендаций по развитию практики управления муниципальными дошкольными образовательными учреждениями Волоконовского района Белгородской области.
Новая политическая и социально-экономическая концепция развития современного российского общества усиливает социальную значимость образования и вызывает необходимость в его качественном изменении. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчёркивается возрастание роли человеческого фактора как основного ресурса инновационного экономического развития и повышения национальной конкурентоспособности. При этом одной из важнейших ступеней на пути развития человеческого потенциала является развитие эффективной системы дошкольного образования, которое всегда было одним из наиболее приоритетных направлений государственной политики.
Особо актуальным на сегодняшний день является то, что эффективность развития системы дошкольного образования напрямую зависит от стабильности функционирования каждого дошкольного учреждения. Усложняющиеся процессы развития дошкольного образования влекут за собой появление новых целей, технологий, изменение содержания образования, механизмов финансирования, повышение требований к педагогическим кадрам, совершенствование правовой и экономический базы дошкольных образовательных учреждений и т. д.. Учитывая эти процессы система управления развитием дошкольных учреждений должна быть комплексной, гибкой, у читывать потребности различных социальных групп и институтов.
В связи с этим, в последние годы центр тяжести в управлении образованием последовательно перемещался сначала на региональный, а затем - на муниципальный уровень, поскольку именно на муниципальном уровне можно наиболее успешно обеспечить комплексность мер по модернизации образования за счет максимальной консолидации муниципальных ресурсов, привлечения межмуниципальных ресурсов, повышения отдачи от вложения финансовых средств в развитие образования. И, именно на муниципальных руководителей возлагается ответственность за развитие образования в регионе: от решения бытовых финансовых до социальной защиты детей, от контроля за финансовой дисциплиной до системы повышения квалификации кадров.
Муниципальная система образования представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений. Отличительной особенностью муниципального уровня управления образованием является его организационная обособленность. На них возложена основная нагрузка по осуществлению управления в области образования. При этом принципиально меняется характер управления в сфере образования. Если на нижнем уровне государственной власти - уровне субъекта Федерации, управление носит преимущественно административный характер и тем самым определяет отношения в системе образования, которые строятся на основе прямого подчинения и отчетности, то в рамках местного самоуправления, прежде всего, возникают отношения взаимодействия, между всеми субъектами и объектами образования, управление возникает как необходимое средство, механизм их регулирования.
Анализируя практику современного муниципального управления развитием ДОУ в Волоконовском муниципальном районе Белгородской области, нами выделено четыре критерия: административно-правовой; кадровый, информационно-коммуникационный; материально-технический. Заметим, что в настоящее время в Волоконовском муниципальном районе Белгородской области сложилась достаточно полноценная система дошкольного образования, которая обеспечивает всестороннее воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста. Дошкольное образование района представляет собой «систему, состоящую из 13 дошкольных
учреждений, 5-ти общеобразовательных учреждений, имеющих в структуре дошкольные группы, 2 групп кратковременного пребывания по дошкольному образованию на базе общеобразовательных школ, 4 группы на базе дошкольных учреждений, семейной группы. Основой организационной политики в сфере образования является муниципальная программа «Развитие образования муниципального района «Волоконовский район» на 2011-2020 годы». Кроме того, в районе сформирована весомая нормативно-правовая база в сфере организации и обеспечения дошкольного образования. Однако, не смотря на некоторый положительный опыт, в сфере управления МБДОУ существует ряд пробел различного характера, к ним относятся: проблемы недостаточности мест в ДОУ; тенденция увеличения числа родителей, стремящихся как можно раньше «устроить» ребенка в детский сад; низкое разнообразие дополнительных услуг, а так же вариативных форм дошкольного образования; проблемы информационно-коммуникационного обеспечения процесса управления ДОУ; дефицит кадров.
Необходимость решения этих проблем во многом определяет основную цель современной муниципальной политики в сфере управления развитием бюджетных дошкольных образовательных учреждений, связанную, в первую очередь с мобилизацией муниципальных ресурсов, поиском новых путей рационального управления дошкольным образованием.
Для достижения этой цели необходима модернизация муниципальных систем дошкольного образования, которая, на наш взгляд связана с необходимостью развития системы государственно-общественного управления дошкольным образованием, основная цель которого состоит в том, что бы объединить усилия местной власти и общества в решении проблем дошкольного образования, предоставить педагогам, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации воспитательно-образовательного процесса, расширить формы и методы образовательного процесса.
В этой связи, в целях совершенствования механизма управления развитием муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений Волоконовского района Белгородской области, нами предлагается специальный проект, направленный на развитие системы государственно-общественного партнерства в сфере развития управления дошкольным образованием - «Создание условий для развития государственно-общественного управления бюджетными дошкольными образовательными учреждениями Волоконовского района Белгородской области» представляющий собой комплекс мероприятий, направленных на достижение поставленной цели, ограниченный во времени определенными сроками.
Основная цель проекта заключается в формировании условий для развития социального партнерства и взаимодействия с социальными институтами для создания в муниципальном районе единого интегративного пространства, обеспечивающего успешное личностное развитие детей дошкольного возраста. В рамках реализации проекта предполагается решение следующих задач: создание в дошкольных образовательных учреждениях органов государственно-общественного управления, наделенных реальными полномочиями в вопросах стратегического управления, финансово-хозяйственной деятельности, контроля качества образования, кадровой политики; анализ институциональной среды и поиск форм взаимодействия с институциональной средой; формирование у родителей культуры государственно-общественного управления ДОУ; обеспечение эффективного информационно-коммуникационного
сопровождения процесса управления развитием муниципальных ДОУ; удовлетворение образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательных отношений.
К основным мероприятиям заявленного проекта относятся мероприятия направленные на развитие различных сторон процесса управления развитием муниципальных ДОУ Волоконовском районе Белгородской области. К основным мероприятиям проекта относятся:
1. Мониторинг внешней и внутренней среды управления муниципальными ДОУ в Волоконовском районе Белгородской области. мониторинг позволит выделить и четко определить субъектов партнерских отношений на местном уровне, а также тех институтов (организаций), которые могут правомерно их представлять. В контексте изучаемого социального процесса целесообразно использование таких методов мониторинга и социологических исследований как: интервью родителей; фокус группы; наблюдение; анкетирование; проектные методы, позволяющие выявить представления социальных партнеров о деятельности дошкольного образовательного учреждения; методика определения степени участия социальных партнеров в деятельности дошкольного образовательного учреждения.
2. В рамках задачи проекта по формированию в дошкольных образовательных учреждениях органов государственно-общественного управления, наделенных реальными полномочиями в вопросах стратегического управления, финансово-хозяйственной деятельности, контроля качества дошкольного образования, кадровой политики предлагается создание муниципального Общественного совета.
3. Формирование стажировочных площадок для родителей, основной целью которых будет формирование культуры участия родителей в деятельности ДОУ. В данной связи предлагается проведение не менее двух круглых столов в год, по вопросам развития дошкольного образования в Волоконовском районе, с привлечением представителей региональной власти, бизнеса, населения, общественных организаций, педагогов и научного сообщества; формирование на базе Волоконовского детского сада №1 «Березка» стажировочной площадки «от руководителя к родителю».
4. Развитие имиджа МБДОУ. Составляющие имиджа ДОУ: представление социального окружения о качестве образования; представления об уровне комфортности среды; представление о цене на образовательные услуги; образ руководителя дошкольного образовательного учреждения; образ персонала образовательного учреждения; стиль ДОУ; внешняя атрибутика. В рамках проекта нами предложена и разработана четырехэтапная модель формирования имиджа муниципальных ДОУ.
Реализация предложенных мероприятий, позволит сделать реальные шаги на пути формирования эффективного механизма государственно-общественного партнерства в сфере управления муниципальными бюджетными дошкольными образовательными учреждениями. В данном случае, особо подчеркнем, что данный процесс носит сложный характер и требует стратегического и долгосрочного подхода, и предложенные мероприятия являются лишь первыми шагами в сфере развития общественно- ориентированной системы управления ДОУ.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с изменениями и дополнениями от 05.02.2014) № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11- ФКЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ// Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
3. Об образовании [Текст] : федер. закон от 29декабря 2012 г. № 273 // Российская газета. - 2012. - 31 декабря.
4. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки [Текст] : Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №599 // Российская газета. - № 102. - 09 Мая.
5. О Федеральной целевой программе «Развития образования на 2016-2020годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011г. №61. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство»: [сайт]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
6. О долгосрочной целевой программе «Развитие образования Белгородской области на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] : Постановление правительства Белгородской области от 02 октября 2010 г. № 325-пп // Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области : [сайт]. - Режим доступа: http:// beluno.ru/.
7. Устав муниципального образования «Волоконовский район» Белгородской области (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Волоконовского муниципального района. [сайт]. - Режим доступа: http://www.voladm.ru/ (дата обращения: 03.06.2016)
8. Развитие образования Волоконовского района на 2015-2020 годы муниципального района «Волоконовский район» Белгородской области от 3 сентября 2014 г. №334. [сайт]. - Режим доступа: http://edu.31ru.net/
9. Агранович, М.Л. Направления реформы системы образования [Текст] / М.Л. Агранович. - М. : Изд-во «Эко-пресс», 2008. - 189 с.
10. Атоян, В.Р. Законодательное обеспечение инновационной деятельности на региональном уровне [Текст] / В.Р. Атоян // Инновации.-
2008. - № 7. - С. 59-64.
11. Белая, К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: Изд-во ТЦ Сфера,
2009. - 240 с.
12. Васильева, Е.Н. Инновационность в обучении будущего специалиста [Текст] / Е.Н. Васильева // Стандарты и мониторинг в образовании.
- 2010. - № 2. - С. 23-28.
13. Веснина, Л.В. Основные направления создания системы кадрового обеспечения развития инновационной сферы региона [Текст] / Л.В. Веснина.- Тверь: Тверской Инно Центр, 2008. - 179 с.
14. Гохберг, Л.М. Статистика образования: принципы модернизации [Текст] / Л.М. Гохберг // Высшее образование в России. - 2002. - № 2. - С. 78-89.
15. Едакова, И.Б.. Дошкольное образование [Текст] / И.Б. Едакова. - М. : Наука, 2012. - 381 с.
16. Жиц, Г.И. Инновационный потенциал высшей школы: проблемы методологии и практики оценки [Текст] / Г.И. Жиц // Инновации.- 2008.- № 9.
- С. 37-41.
17. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука [Текст] / В.И. Загвязинский. - Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2009. - 254 с.
18. Зотов, В.Б. Муниципальное управление [Текст] / В.Б. Зотов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 327 с.
19. Иванов, В.Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления [Текст] / В.Н. Иванов. - М. : ИКАР, 2015. - 163 с.
20. Канаева, Л.П. Государственный характер управления системой образования [Текст] / Л.П. Канаева // Регионология. - 2011. - № 4. - С.20-25.
21. Клячко, Т.Л. Социальная политика
и финансирование образования [Текст] / Т.Л. Клячко // Народное образование. - 2014. - № 10. - С. 21-32.
22. Колодяжная, Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением [Текст]: Практическое пособие. Часть I. / Т.П.Колодяжная. -М.: УЦ Перспектива, 2008.-160 с.
23. Коротаева, Е.В. К вопросу об инновациях в образовательном процессе и их оценке [Текст] / Е.В. Коротаева // Мир образования - образование в мире. - 2014. - № 1. - С. 56-59.
24. Курицкий, А.Б. Государственное стимулирование приоритетных инновационных программ и проектов [Текст] / А.Б. Курицкий // Инновации-
2009. - № 3. - С. 45-48.
25. Кустов, А. Роль инноваций в развитии образования и науки [Текст] / А. Кустов // Официальные документы в образовании (межведомственный информационный бюллетень). - 2009. - № 28. - С. 43.
26. Кутафин, О.Б. Муниципальное право Российской Федерации [Текст] / О.Б. Кутафин. - М. : Юристъ, 2011. - 86 с.
27. Лаптев, Г. Управление электронным архивом [Текст] / Г. Лаптев // Служба кадров и персонал. - 2009. - № 5. - С. 32-38.
28. Латфуллин, Г. Кадровое обеспечение муниципальных органов власти [Текст] / Г. Латфуллин // Муниципальная власть. - 2009. - № 6. - С.26-31.
29. Ломтев, С.П. Административно-правовое регулирование
управления образованием [Текст] / С.П. Ломтев. - М.: Педагог, 2012. - 264 с.
30. Наумов, С.Ю. Совершенствование системы профессиональной подготовки муниципальных служащих в условиях реформирования местного самоуправления [Текст] / С.Ю. Наумов // Чиновники. - 2008. - № 6. - С.13-15
31. Оглоблина, Г.И. Программно-целевой подход к управлению развитием образования на региональном уровне [Текст] / Г.И. Оглоблина. - М.: Педагогика, 2009. - 227 с.
32. Пак, Х.С. Муниципальные ресурсы: новые подходы к формированию и управлению [Текст] / Х.С. Пак // Экономика и управление. - 2015. - № 7. - С. 24-31.
33. Панарина, Н.А. Дистанционное обучение: к вопросу об основных понятиях [Текст] / Н.А. Панарина // СОЦИС. - 2010. - № 4. - С. 142-128.
34. Патрушев, В.И. Основы общей теории социальных технологий [Текст] / В.И. Патрушев. - М.: Педагогика, 2008. - 237 с.
35. Пентехина, Л.И. Научно-методическое обеспечение
инновационных процессов в образовательных учреждениях региона [Текст] / Л.И. Пентехина // Методист. - 2009. - № 5. - С. 26-29.
36. Поздняк, Л.В. Основы управления дошкольным образовательным учреждением [Текст]: Спецкурс / Л.В. Поздняк. - М., 2012. - 125 с.
37. Поташник, М.М.. Управление развитием современной школы [Текст] / Поташник М.М., Лазарев В.С. - М. : Наука, 2009. - С. 116.
38. Пшеничникова, Т.Д. Инновации в профессиональной подготовке муниципальных служащих [Текст] / Т.Д. Пшеничникова // Высшее образование в России. - 2010. - №4. - С. 23-28.
39. Пылин, В.В. Некоторые аспекты реформирования муниципальной службы [Текст] / В.В. Пылин // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - №7. - С.37 -40.
40. Радченко, А.И. Основы государственного и муниципального управления: Системный подход. [Текст] / А.И. Радченко. - Ростов - на - Дону, МРЦПК, 2011.- 326 с.
41. Румянцева, Е.Е. Инновационный тип управления как основа ускоренного развития России [Текст] / Е.Е. Румянцева// Государственная служба. - 2012. - № 3. - С. 28-32.
42. Ряковский, С.М. Планирование затрат на обучение: пошаговая технология // Справочник по управлению персоналом [Текст] / С.М. Ряковский. - 2008. - № 2. - 276с.
43. Семкина, О. Проблема подготовки кадров в свете реализации новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Текст] / О. Семкина // Муниципальная власть. - 2008 - № 6. - С.43-47.
44. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность [Текст] / В.А. Сластенин. - М.: Изд-во Магистр, 2009. - 224с.
45. Стеркина, Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения [Текст] / Р.Б. Стеркина // Дошкольное воспитание. - 2013. - №6. - С. 84-97.
46. Суржиков, В.П. Профессионализм руководящих кадров - важный фактор повышения качества жизни населения [Текст] / В.П. Суржиков // Муниципальный мир. - 2009. - № 3. - С.17-23.
47. Третьяков, П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. [Текст] / П.И Третьяков, К.Ю. Белая. - М. : Изд- во ТЦ Сфера, 2012. - 240 с.
48. Ушамирская, Г.Ф. Теория и практика управления интеграционными процессами в региональной системе образования [Текст] / Г.Ф. Ушамирская. - Волгоград, 2009. - 237 с.
49. Федина, Н.В. Перечень требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст] / Н.В. Федина //Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2009. - №2. - С.28-32.
50. Федоров, В.А. Справочный материал [Текст] / В.А. Федоров // Муниципальная служба. - 2008. - № 3. - С.36-39.
51. Шамова, Т.И. Исследовательский подход в управлении школой [Текст] / Т.И. Шамова. - М. : Наука, 2011. - 72 с.
52. Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст] / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. - М. : Наука, 2012. - 287 с.
53. Эльконин, Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М. : Наука, 1990. - 287 с.
54. Отчет главы администрации Волоконовского района за 2015 год. URL. http://www.voladm.ru/ (дата обращения: 07.05.2016)