СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ РОВЕНЬСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В
МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 9
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО
УПРАВЛЕНИЯ В РОВЕНЬСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 29
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОВЕНЬСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В
МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 9
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО
УПРАВЛЕНИЯ В РОВЕНЬСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 29
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОВЕНЬСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Динамичное изменение внешней среды должно постоянно учитываться органами местного самоуправления. Кроме того, возникает необходимость повсеместно решать проблемы, возникающие при развитии и функционировании муниципалитета, достигая при этом предельно результативного использования ограниченных ресурсов за ограниченные временные сроки. В данном случае именно проектное управление выступает наиболее целесообразным инструментом для решения такого рода задач.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, на сегодняшний день в практике местного самоуправления наблюдается ряд нерешенных проблем. Кроме того, сама система муниципального управления все еще находится в стадии реформирования, что обусловлено ежегодным внесением поправок в Федеральный закон №131-ФЗ. Деятельность местной администрации должна быть сосредоточена на обеспечении стабильного функционирования и развития муниципалитета, удовлетворении потребностей граждан в различных муниципальных услугах и, в конечном счете, на улучшение качества жизни населения муниципального образования. Зачастую возникает ситуация, когда в рамках текущего функционирования далеко не все вопросы получается разрешать эффективно, что формирует предпосылки поиска и внедрения инновавационных моделей управления, в том числе управления проектами.
Во-вторых, уже несколько лет на первый план выходит проблематика организации стратегического управления городами, районами и поселениями. На сегодняшний день в большинстве муниципальных образований приняты стратегии либо программы социально-экономического развития до 2020, 2025 или 2030 гг., однако факт наличия утвержденного документа стратегического планирования далеко не всегда отражает повышение качества управленческой деятельности и улучшение социально¬экономической ситуации. К сожалению, многие стратегии остаются номинальными документами, реально не действующими. Организация проектного управления позволяет создать связующее звено между решением стратегических задач и текущей деятельностью органов местного самоуправления.
В-третьих, актуальным является развитие проблематики проектного управления на материале муниципальных образований Белгородской области. С 2010 года в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области, а также в органах местного самоуправления внедряется система управления проектами, в рамках которой определяются условия и порядок применения принципов проектного управления, алгоритм взаимодействия бизнес-сообщества и власти, регламентируется персональная ответственность межотраслевой команды проекта. В настоящее время требует совершенствования механизм программно-целевого управления территорией, в этой связи перспективным представляется установление взаимосвязи между управленческими проектами и муниципальными программами.
В-четвертых, представляется актуальным обращение к вопросам организации проектного управления в целях дальнейшего развития управленческой науки. Необходимо с научных позиций обособить проектное управление в государственной и муниципальной сферах от проектного управления в бизнес-структурах, уточнить понятия и выделитьпризнаки управленческого проекта и проектной деятельности, связав их с вопросами комплексного развития территорий и отдельных сфер жизнедеятельности.
Степень научной разработанности темы. В последнее время в трудах российских ученых А.С. Козлова, А.Ф. Наумова, А.А. Захаровой, О.Г. Прикот, А.С. Родикова, И.В. Никулина, В.И. Новосельцева, Д.А. Новикова все больше внимания уделяется теоретическим и практическим проблемам осуществления проектного управления . При этом в работах В.Л. Винокуровой, Л.К. Курамышева, В.Н. Фунтова наибольшее значение придается вопросам управления проектами на уровне предприятий различных отраслей народного хозяйства .
Имеется ряд научных исследований А.О. Скопина, Т.В. Соловьевой, посвященных изучению различных аспектов применения проектного подхода в управлении региональной экономикой .
В научной литературе с недавних пор определенное внимание стало уделяться вопросам применения проектного подхода в государственном и муниципальном управлении, данным вопросам посвящены работы А.Г. Давыдова, Д.В. Погорелова, А.С. Харитоненкова, В.В. Яновского .
Вопросы профессиональной подготовки проектных менеджеров исследуют Я.Г. Зинченко, М.М. Романова, Т.Л. Стенина .
Профессиональная компетентность муниципальных служащих в управлении муниципальными проектами изучается весьма ограниченным кругом исследователей (Н.Ю. Пехова, Ю.В. Саркисян ) .
Несмотря на то, что проектное управление на сегодняшний день рассмотрено многими авторами, тем не менее, специфические аспекты организации проектного управления в муниципальном образовании изучены недостаточно.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью достижения более высокого качества проектного управления в муниципальной сфере и недостаточной теоретической разработанностью вопросов использования методов проектного управления в процессе решения задачи стратегического развития территории муниципального образования.
Объект выпускной квалификационной работы - проектная деятельность в рамках управления муниципальным образованием.
В качестве предмета выпускной квалификационной работы выступают механизмы организации проектного управления в администрации Ровеньского района Белгородской области.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка рекомендаций по совершенствованию организации проектного управления в администрации Ровеньского района Белгородской области.
Реализация данной цели возможна посредством решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы организации проектного управления в муниципальном образовании.
2. Проанализировать практику организации проектного управления в администрации Ровеньского района Белгородской области.
3. Предложить направления по совершенствованию организации проектного управления в администрации Ровеньского района Белгородской области.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступили научные труды и разработки А.Г. Давыдова, Д.В. Погорелова и В.В. Яновского, в которых раскрываются особенности реализации проектного управления в муниципальной сфере , а также материалы исследований Н.Ю. Пеховой, Ю.В. Саркисян и Г.Л. Стениной, в которых раскрываются содержание проектной компетентности муниципальных служащих и требования к уровню её развития .
В процессе подготовки исследования были использованы методы: анализ и синтез, структуризация, обобщение, а также качественный анализ нормативных документов. Также применялись методы субъектно-объектного и структурно-функционального анализа, приемы статистического и проектного анализа, теоретического моделирования, метод анкетирования.
Эмпирическую базу исследования составили:
1) Нормативно-правовые акты регионального уровня, регулирующие вопросы проектного управления на территории Белгородской области .
2) Положение об управлении проектами в органах местного самоуправления администрации Ровеньского района Белгородской области, нормативно-правовые акты отдела по управлению проектной деятельностью, должностные инструкции сотрудников отдела, проектная документация .
Научно-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования его мероприятий для развития организации проектного управления в администрации Ровеньского района Белгородской области.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, на сегодняшний день в практике местного самоуправления наблюдается ряд нерешенных проблем. Кроме того, сама система муниципального управления все еще находится в стадии реформирования, что обусловлено ежегодным внесением поправок в Федеральный закон №131-ФЗ. Деятельность местной администрации должна быть сосредоточена на обеспечении стабильного функционирования и развития муниципалитета, удовлетворении потребностей граждан в различных муниципальных услугах и, в конечном счете, на улучшение качества жизни населения муниципального образования. Зачастую возникает ситуация, когда в рамках текущего функционирования далеко не все вопросы получается разрешать эффективно, что формирует предпосылки поиска и внедрения инновавационных моделей управления, в том числе управления проектами.
Во-вторых, уже несколько лет на первый план выходит проблематика организации стратегического управления городами, районами и поселениями. На сегодняшний день в большинстве муниципальных образований приняты стратегии либо программы социально-экономического развития до 2020, 2025 или 2030 гг., однако факт наличия утвержденного документа стратегического планирования далеко не всегда отражает повышение качества управленческой деятельности и улучшение социально¬экономической ситуации. К сожалению, многие стратегии остаются номинальными документами, реально не действующими. Организация проектного управления позволяет создать связующее звено между решением стратегических задач и текущей деятельностью органов местного самоуправления.
В-третьих, актуальным является развитие проблематики проектного управления на материале муниципальных образований Белгородской области. С 2010 года в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области, а также в органах местного самоуправления внедряется система управления проектами, в рамках которой определяются условия и порядок применения принципов проектного управления, алгоритм взаимодействия бизнес-сообщества и власти, регламентируется персональная ответственность межотраслевой команды проекта. В настоящее время требует совершенствования механизм программно-целевого управления территорией, в этой связи перспективным представляется установление взаимосвязи между управленческими проектами и муниципальными программами.
В-четвертых, представляется актуальным обращение к вопросам организации проектного управления в целях дальнейшего развития управленческой науки. Необходимо с научных позиций обособить проектное управление в государственной и муниципальной сферах от проектного управления в бизнес-структурах, уточнить понятия и выделитьпризнаки управленческого проекта и проектной деятельности, связав их с вопросами комплексного развития территорий и отдельных сфер жизнедеятельности.
Степень научной разработанности темы. В последнее время в трудах российских ученых А.С. Козлова, А.Ф. Наумова, А.А. Захаровой, О.Г. Прикот, А.С. Родикова, И.В. Никулина, В.И. Новосельцева, Д.А. Новикова все больше внимания уделяется теоретическим и практическим проблемам осуществления проектного управления . При этом в работах В.Л. Винокуровой, Л.К. Курамышева, В.Н. Фунтова наибольшее значение придается вопросам управления проектами на уровне предприятий различных отраслей народного хозяйства .
Имеется ряд научных исследований А.О. Скопина, Т.В. Соловьевой, посвященных изучению различных аспектов применения проектного подхода в управлении региональной экономикой .
В научной литературе с недавних пор определенное внимание стало уделяться вопросам применения проектного подхода в государственном и муниципальном управлении, данным вопросам посвящены работы А.Г. Давыдова, Д.В. Погорелова, А.С. Харитоненкова, В.В. Яновского .
Вопросы профессиональной подготовки проектных менеджеров исследуют Я.Г. Зинченко, М.М. Романова, Т.Л. Стенина .
Профессиональная компетентность муниципальных служащих в управлении муниципальными проектами изучается весьма ограниченным кругом исследователей (Н.Ю. Пехова, Ю.В. Саркисян ) .
Несмотря на то, что проектное управление на сегодняшний день рассмотрено многими авторами, тем не менее, специфические аспекты организации проектного управления в муниципальном образовании изучены недостаточно.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью достижения более высокого качества проектного управления в муниципальной сфере и недостаточной теоретической разработанностью вопросов использования методов проектного управления в процессе решения задачи стратегического развития территории муниципального образования.
Объект выпускной квалификационной работы - проектная деятельность в рамках управления муниципальным образованием.
В качестве предмета выпускной квалификационной работы выступают механизмы организации проектного управления в администрации Ровеньского района Белгородской области.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка рекомендаций по совершенствованию организации проектного управления в администрации Ровеньского района Белгородской области.
Реализация данной цели возможна посредством решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы организации проектного управления в муниципальном образовании.
2. Проанализировать практику организации проектного управления в администрации Ровеньского района Белгородской области.
3. Предложить направления по совершенствованию организации проектного управления в администрации Ровеньского района Белгородской области.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступили научные труды и разработки А.Г. Давыдова, Д.В. Погорелова и В.В. Яновского, в которых раскрываются особенности реализации проектного управления в муниципальной сфере , а также материалы исследований Н.Ю. Пеховой, Ю.В. Саркисян и Г.Л. Стениной, в которых раскрываются содержание проектной компетентности муниципальных служащих и требования к уровню её развития .
В процессе подготовки исследования были использованы методы: анализ и синтез, структуризация, обобщение, а также качественный анализ нормативных документов. Также применялись методы субъектно-объектного и структурно-функционального анализа, приемы статистического и проектного анализа, теоретического моделирования, метод анкетирования.
Эмпирическую базу исследования составили:
1) Нормативно-правовые акты регионального уровня, регулирующие вопросы проектного управления на территории Белгородской области .
2) Положение об управлении проектами в органах местного самоуправления администрации Ровеньского района Белгородской области, нормативно-правовые акты отдела по управлению проектной деятельностью, должностные инструкции сотрудников отдела, проектная документация .
Научно-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования его мероприятий для развития организации проектного управления в администрации Ровеньского района Белгородской области.
Проекты в муниципальном управлении принципиально отличаются от программ по наличию конкретной цели, измеримостью результатов, наличию контрольных точек и др. Управление проектами на муниципальном уровне представляет собой деятельность, в ходе которой определяются и достигаются четкие цели, сроки исполнения, конкретные исполнители, бюджет, контрольные события, рабочие группы и руководители для достижения заранее определенных социально-экономических результатов.
В качестве объектов управления проектом выступают объемы работ и виды работ по проекту; стоимость проекта; временные параметры; ресурсы, требуемые для осуществления проекта, ограничения по ресурсам; качество проектных решений и др. Субъектами управления выступают активные участники проекта. Структурной единицей является команда проекта. Процесс управления осуществлением проекта реализуется посредством прямой и обратной связей между субъектами и объектами управления.
Функции по организации проектной деятельности в администрации Ровеньского района закреплены за подотделом по управлению проектами. Координирующий орган реализации проектов - администрация муниципального района «Ровеньский район», осуществляющая организационное сопровождение и мониторинг разработки и реализации проектов.
Основные подходы к организации проектной деятельности в Ровеньском районе закреплены в положении «Об управлении проектами в муниципальном районе «Ровеньский район» Белгородской области».
На основании проведенного исследования, в организации проектного управления администрации Ровеньского района были выявлены следующие проблемы: наличие бюррократических и профессионально-образовательных барьеров в развитии проектной деятельности; низкое количество социальных проектов.
С целью повышения качества проектной деятельности в муниципальном образовании предлагается к реализации проект: «Повышение качества проектной деятельности в Ровеньском районе». Его целью является развитие проектных умений и навыков муниципальных служащих Ровеньского района, занятых в проектной деятельности. Основными задачами внедрения проекта являются: обоснование мер по повышению проектной компетентности муниципальных служащих, задействованных в организации проектной деятельности Ровеньского района; обоснование процедуры конкурсного отбора проектов в Ровеньского районе Белгородской области.
Реализация проекта предполагает выполнение следующих мероприятий: формирование и развитие проектной компетентности
муниципальных служащих, задействованных в проектной деятельности Ровеньского района Белгородской области; внедрение процедуры конкурсного отбора проектов в Ровеньском районе Белгородской области. Первое мероприятие связано с повышением уровня проектной компетентности руководителей муниципальных органов власти; совершенствованием системы подготовки и проектного развития муниципальных служащих с использованием современных методов обучения; профессиональной социализацией. Второе - с проведением специального конкурса, направленного на поиск наиболее важных для Ровеньского района социально-экономических проектов.
Целенаправленная работа по повышению качества проектной деятельности в Ровеньском районе, в первую очередь, позволит: создать эффективный механизм подбора кадров в области управления проектами на основании проектных умений и навыков; осуществлять управление развитием профессиональных качеств муниципальных служащих и специалистов в области реализации проектов; повысить объективность в оценке результатов проектной деятельности при проведении аттестации; повысить авторитет муниципальных служащих в области проектной деятельности и, в целом, престиж муниципальной службы.
На основании проведенного анализа, нами был выработан ряд практических рекомендаций в адрес администрации Ровеньского района.
- предусмотреть финансовое обеспечение за счет местного бюджета повышение мотивации сотрудников путем денежного стимулирования участников проектной деятельности по кварталам при успешной реализации проектов;
- развитие прогрессивной системы мотивации муниципальных служащих, позволяющей стимулировать наиболее перспективных работников;
- создание на сайте администрации доски почета участников организации проектного управления администрации Ровеньского района; организации постоянной рубрики в местных СМИ по распространению положительного опыта работы участников проектной деятельности;
- обеспечить своевременное информационное наполнение и сопровождение сайта органов местного самоуправления Ровеньского района, а именно: разработать и создать активную страницу отдела проектной деятельности подотдела по управлению проектами администрации, включающую информацию о его деятельности, структуре отдела, о ходе реализации проектов на территории муниципального района;
- реализовать предложенный в выпускной квалификационной работе проект «Повышение качества проектной деятельности в Ровеньском районе».
В качестве объектов управления проектом выступают объемы работ и виды работ по проекту; стоимость проекта; временные параметры; ресурсы, требуемые для осуществления проекта, ограничения по ресурсам; качество проектных решений и др. Субъектами управления выступают активные участники проекта. Структурной единицей является команда проекта. Процесс управления осуществлением проекта реализуется посредством прямой и обратной связей между субъектами и объектами управления.
Функции по организации проектной деятельности в администрации Ровеньского района закреплены за подотделом по управлению проектами. Координирующий орган реализации проектов - администрация муниципального района «Ровеньский район», осуществляющая организационное сопровождение и мониторинг разработки и реализации проектов.
Основные подходы к организации проектной деятельности в Ровеньском районе закреплены в положении «Об управлении проектами в муниципальном районе «Ровеньский район» Белгородской области».
На основании проведенного исследования, в организации проектного управления администрации Ровеньского района были выявлены следующие проблемы: наличие бюррократических и профессионально-образовательных барьеров в развитии проектной деятельности; низкое количество социальных проектов.
С целью повышения качества проектной деятельности в муниципальном образовании предлагается к реализации проект: «Повышение качества проектной деятельности в Ровеньском районе». Его целью является развитие проектных умений и навыков муниципальных служащих Ровеньского района, занятых в проектной деятельности. Основными задачами внедрения проекта являются: обоснование мер по повышению проектной компетентности муниципальных служащих, задействованных в организации проектной деятельности Ровеньского района; обоснование процедуры конкурсного отбора проектов в Ровеньского районе Белгородской области.
Реализация проекта предполагает выполнение следующих мероприятий: формирование и развитие проектной компетентности
муниципальных служащих, задействованных в проектной деятельности Ровеньского района Белгородской области; внедрение процедуры конкурсного отбора проектов в Ровеньском районе Белгородской области. Первое мероприятие связано с повышением уровня проектной компетентности руководителей муниципальных органов власти; совершенствованием системы подготовки и проектного развития муниципальных служащих с использованием современных методов обучения; профессиональной социализацией. Второе - с проведением специального конкурса, направленного на поиск наиболее важных для Ровеньского района социально-экономических проектов.
Целенаправленная работа по повышению качества проектной деятельности в Ровеньском районе, в первую очередь, позволит: создать эффективный механизм подбора кадров в области управления проектами на основании проектных умений и навыков; осуществлять управление развитием профессиональных качеств муниципальных служащих и специалистов в области реализации проектов; повысить объективность в оценке результатов проектной деятельности при проведении аттестации; повысить авторитет муниципальных служащих в области проектной деятельности и, в целом, престиж муниципальной службы.
На основании проведенного анализа, нами был выработан ряд практических рекомендаций в адрес администрации Ровеньского района.
- предусмотреть финансовое обеспечение за счет местного бюджета повышение мотивации сотрудников путем денежного стимулирования участников проектной деятельности по кварталам при успешной реализации проектов;
- развитие прогрессивной системы мотивации муниципальных служащих, позволяющей стимулировать наиболее перспективных работников;
- создание на сайте администрации доски почета участников организации проектного управления администрации Ровеньского района; организации постоянной рубрики в местных СМИ по распространению положительного опыта работы участников проектной деятельности;
- обеспечить своевременное информационное наполнение и сопровождение сайта органов местного самоуправления Ровеньского района, а именно: разработать и создать активную страницу отдела проектной деятельности подотдела по управлению проектами администрации, включающую информацию о его деятельности, структуре отдела, о ходе реализации проектов на территории муниципального района;
- реализовать предложенный в выпускной квалификационной работе проект «Повышение качества проектной деятельности в Ровеньском районе».
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ РОВЕНЬСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



