СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (НА ПРИМЕРЕ ГБОУ «НОВООСКОЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Социальный портрет несовершеннолетних с
интеллектуальными нарушениями
1.2 Социальная адаптация несовершеннолетних с
интеллектуальными нарушениями: понятие, виды
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Проблемы социальной адаптации несовершеннолетних с
интеллектуальными нарушениями в условиях ГБОУ
«Новооскольская специальная общеобразовательная школа- интернат»
Социальный проект, направленный на социально-бытовую и
социально-психологическую адаптацию детей с интеллектуальными нарушениями, «Дети как дети»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Социальный портрет несовершеннолетних с
интеллектуальными нарушениями
1.2 Социальная адаптация несовершеннолетних с
интеллектуальными нарушениями: понятие, виды
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Проблемы социальной адаптации несовершеннолетних с
интеллектуальными нарушениями в условиях ГБОУ
«Новооскольская специальная общеобразовательная школа- интернат»
Социальный проект, направленный на социально-бытовую и
социально-психологическую адаптацию детей с интеллектуальными нарушениями, «Дети как дети»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Актуальность исследуемой проблемы. Одной из приоритетных задач в деятельности специальных образовательных интернатных учреждений является социальная адаптация воспитанников. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальной структуры, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью, но и средством компенсации первичного дефекта.
Воспитанники специальной общеобразовательной школы-интерната отличаются рядом особенностей: неадекватностью поведения, отсутствием умения устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками, скудостью представлений об окружающем мире, неразвитостью адаптационных способностей. Первостепенной задачей специалистов, работающих с данной категорией детей и подростков, является формирование социальных компетенций, способствующих социальной адаптации воспитанников, повышение уровня их общего развития и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности, в конечном итоге, – создание таких условий обучения и воспитания, которые с максимальной пользой помогут самореализации выпускников в социуме, их активному, по возможности, полноценному участию в жизни общества.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема социальной адаптации воспитанников в условиях специальных общеобразовательных учреждений по своему характеру является междисциплинарной, поскольку здесь скрещиваются научные интересы медиков, психологов, социологов, педагогов. Большой вклад в развитие отечественной системы обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии внесли В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко, Л.В. Занков, Б.В. Зейгарник, В.П. Кащенко, М.С. Певзнер, С.Я Рубинштейн, Г.Е.Сухарева и др. Авторы отмечают, что под воздействием корригирующего лечебного и психолого-педагогического воздействия формируются знания и совершенствуется интеллектуальная деятельность, повышается эффективность социальной адаптации детей и подростков с нарушениями интеллекта.
Вопросы индивидуального, личностного развития детей с нарушениями в развитии рассматриваются в работах Т.А. Власовой, Г.Ф. Кумариной, Ф.А. Рау, Л.И. Фридман и других.
В исследованиях И.М. Бгажноковой, В.А. Генкиной, В.В. Гладкой и др. подчеркивается, что задача подготовки умственно отсталых детей к жизни может решаться успешно только в том случае, если этим делом целенаправленно и сообща будут заниматься ведущие воспитательные сообщества – семья и школа.
Врачи, педагоги прошлого всегда уделяли большое внимание воспитанию у умственно отсталых детей полезных привычек, способствующих обеспечению их жизненно необходимыми умениями и навыками, которые помогут им стать полноценными членами общества (В.П. Кащенко, А.П. Граборов).
Проблемы профессионально-трудовой подготовки и социальной адаптации детей с данной категорией нарушения рассматриваются в трудах А.Н. Граборова, Ж. Демора, А.А.Десятова, Е.А.Климова и др. В исследованиях Г.В. Безюлевой, Е.А. Ковалевой, В.А. Малышевой, Н.П. Павловой, И.А. Паншиной и других раскрыты основные вопросы методики трудового и профессионального обучения учащихся специальных (коррекционных) школ.
Кроме того, большой опыт социальной адаптации детей с различными нарушениям развития накоплен в российской специальной педагогике и специальной психологии (Л.Р. Маллер, Е.М. Мастюкова, Д.М. Маллаев, А.А. Дмитриев, Н.П. Павлова, В.З. Денискина и др.).
Процесс социальной адаптации детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью в сфере быта привлекает внимание таких исследователей, как Л.А. Гордон, С.М. Гурьков, Э.В. Клопов, Н.В. Евтеева, Н.Н. Колтышова. Ряд ученых (В.Ф. Мачихина, К.П. Павлова, Е.И. Разуван, Т.Н. Стари-ченко) убедительно доказывают важность формирования у детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью умений и навыков организации быта, которые в комплексе с учебной и воспитательной работой помогает достичь результатов в социально-бытовой и социальной адаптации в целом.
Вклад всех перечисленных авторов в изучение проблемы социальной адаптации детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью является существенным и не вызывает сомнения. Тем не менее, вопросы создания условий в процессе обучения и воспитания умственно отсталых детей, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии в специальной школе-интернате для успешной социальной адаптации, подготовки к самостоятельной жизни освещены в литературе недостаточно. Между тем, обозначенная проблема заслуживает стать предметом специального исследования.
Объектом исследования является социальная адаптация несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями.
Предмет исследования: специфика социальной адаптации несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями в условиях специальной общеобразовательной школы-интерната.
Цель исследования – раскрыть сущность социальной адаптации несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями и разработать рекомендации по ее совершенствованию в условиях специальной общеобразовательной школы-интерната.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы социальной адаптации несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями.
2. Выявить проблемы социальной адаптации несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями в условиях специальной общеобразовательной школы-интерната.
3. Разработать программу социальной адаптации несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями в условиях специальной общеобразовательной школы-интерната.
Теоретико-методологическую базу исследования составили положение о единстве законов развития ребенка в норме и ребенка с отклонениями в развитии (Л.С. Выготский); теория человеческой деятельности и развития человека в процессе образования (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.); исследования развития человека с ограниченными возможностями здоровья и особенностей его деятельности (Л.С. Выготский, М.Ф. Гнездилов, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, Ф.М. Новик, И.М. Соловьев, Ж.И.Шиф и др.); современные теории развития личности, ее социализации и индивидуализации в контексте социально-культурной деятельности (Л.И. Божович, А.П. Марков, А.З. Свердлов, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон, Ж. Пиаже); социальной адаптации (Т.Г.Дичев, Д.А.Данилов, А.Г.Корнилова и др.).
Эмпирическая база исследования. Информационную базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме, периодические издания, вторичный анализ исследований по проблеме, методические разработки по социальной адаптации воспитанников государственного бюджетного образовательного учреждения «Новооскольская специальная общеобразовательная школа- интернат».
Анализ литературы и состояния разработанности проблемы позволили выявить противоречия и наметить задачи, требующие решения, разработать программу исследования, на основании которой была проведена диагностика проблем социальной адаптации несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями в условиях ОГБУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат» (анализ личных дел воспитанников, ИПР, отчётов о самообследовании), а также экспертный опрос специалистов (педагогов, воспитателей, психологов, социальных педагогов). Проведённое исследование позволило нам разработать и апробировать программу социальной адаптации несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями в условиях специальной общеобразовательной школы- интерната.
Методы исследования определялись поставленными задачами и включали: комплекс общенаучных методов исследования (изучение и анализ литературы и официальных документов, экспертный опрос, наблюдение). При анализе эмпирических данных были использованы методы математической обработки данных.
Теоретико-практическая значимость. Анализ теоретических основ социальной адаптации несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями позволил выявить индивидуально-типологические особенности таких детей, обозначить основные проблемы их социализации; раскрыть сущность социальной адаптации несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе указываются практические шаги по совершенствованию деятельности специальной общеобразовательной школы-интерната по социальной адаптации воспитанников. Разработана программа социальной адаптации несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями в условиях специальной общеобразовательной школы-интерната, приоритетным направлением которой является формирование и развитие у воспитанников компетенций, необходимых для успешной социальной адаптации в условиях специальной школы-интерната.
Апробация результатов исследования проводилась на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат» в ходе преддипломной практики.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Воспитанники специальной общеобразовательной школы-интерната отличаются рядом особенностей: неадекватностью поведения, отсутствием умения устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками, скудостью представлений об окружающем мире, неразвитостью адаптационных способностей. Первостепенной задачей специалистов, работающих с данной категорией детей и подростков, является формирование социальных компетенций, способствующих социальной адаптации воспитанников, повышение уровня их общего развития и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности, в конечном итоге, – создание таких условий обучения и воспитания, которые с максимальной пользой помогут самореализации выпускников в социуме, их активному, по возможности, полноценному участию в жизни общества.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема социальной адаптации воспитанников в условиях специальных общеобразовательных учреждений по своему характеру является междисциплинарной, поскольку здесь скрещиваются научные интересы медиков, психологов, социологов, педагогов. Большой вклад в развитие отечественной системы обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии внесли В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко, Л.В. Занков, Б.В. Зейгарник, В.П. Кащенко, М.С. Певзнер, С.Я Рубинштейн, Г.Е.Сухарева и др. Авторы отмечают, что под воздействием корригирующего лечебного и психолого-педагогического воздействия формируются знания и совершенствуется интеллектуальная деятельность, повышается эффективность социальной адаптации детей и подростков с нарушениями интеллекта.
Вопросы индивидуального, личностного развития детей с нарушениями в развитии рассматриваются в работах Т.А. Власовой, Г.Ф. Кумариной, Ф.А. Рау, Л.И. Фридман и других.
В исследованиях И.М. Бгажноковой, В.А. Генкиной, В.В. Гладкой и др. подчеркивается, что задача подготовки умственно отсталых детей к жизни может решаться успешно только в том случае, если этим делом целенаправленно и сообща будут заниматься ведущие воспитательные сообщества – семья и школа.
Врачи, педагоги прошлого всегда уделяли большое внимание воспитанию у умственно отсталых детей полезных привычек, способствующих обеспечению их жизненно необходимыми умениями и навыками, которые помогут им стать полноценными членами общества (В.П. Кащенко, А.П. Граборов).
Проблемы профессионально-трудовой подготовки и социальной адаптации детей с данной категорией нарушения рассматриваются в трудах А.Н. Граборова, Ж. Демора, А.А.Десятова, Е.А.Климова и др. В исследованиях Г.В. Безюлевой, Е.А. Ковалевой, В.А. Малышевой, Н.П. Павловой, И.А. Паншиной и других раскрыты основные вопросы методики трудового и профессионального обучения учащихся специальных (коррекционных) школ.
Кроме того, большой опыт социальной адаптации детей с различными нарушениям развития накоплен в российской специальной педагогике и специальной психологии (Л.Р. Маллер, Е.М. Мастюкова, Д.М. Маллаев, А.А. Дмитриев, Н.П. Павлова, В.З. Денискина и др.).
Процесс социальной адаптации детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью в сфере быта привлекает внимание таких исследователей, как Л.А. Гордон, С.М. Гурьков, Э.В. Клопов, Н.В. Евтеева, Н.Н. Колтышова. Ряд ученых (В.Ф. Мачихина, К.П. Павлова, Е.И. Разуван, Т.Н. Стари-ченко) убедительно доказывают важность формирования у детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью умений и навыков организации быта, которые в комплексе с учебной и воспитательной работой помогает достичь результатов в социально-бытовой и социальной адаптации в целом.
Вклад всех перечисленных авторов в изучение проблемы социальной адаптации детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью является существенным и не вызывает сомнения. Тем не менее, вопросы создания условий в процессе обучения и воспитания умственно отсталых детей, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии в специальной школе-интернате для успешной социальной адаптации, подготовки к самостоятельной жизни освещены в литературе недостаточно. Между тем, обозначенная проблема заслуживает стать предметом специального исследования.
Объектом исследования является социальная адаптация несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями.
Предмет исследования: специфика социальной адаптации несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями в условиях специальной общеобразовательной школы-интерната.
Цель исследования – раскрыть сущность социальной адаптации несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями и разработать рекомендации по ее совершенствованию в условиях специальной общеобразовательной школы-интерната.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы социальной адаптации несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями.
2. Выявить проблемы социальной адаптации несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями в условиях специальной общеобразовательной школы-интерната.
3. Разработать программу социальной адаптации несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями в условиях специальной общеобразовательной школы-интерната.
Теоретико-методологическую базу исследования составили положение о единстве законов развития ребенка в норме и ребенка с отклонениями в развитии (Л.С. Выготский); теория человеческой деятельности и развития человека в процессе образования (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.); исследования развития человека с ограниченными возможностями здоровья и особенностей его деятельности (Л.С. Выготский, М.Ф. Гнездилов, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, Ф.М. Новик, И.М. Соловьев, Ж.И.Шиф и др.); современные теории развития личности, ее социализации и индивидуализации в контексте социально-культурной деятельности (Л.И. Божович, А.П. Марков, А.З. Свердлов, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон, Ж. Пиаже); социальной адаптации (Т.Г.Дичев, Д.А.Данилов, А.Г.Корнилова и др.).
Эмпирическая база исследования. Информационную базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме, периодические издания, вторичный анализ исследований по проблеме, методические разработки по социальной адаптации воспитанников государственного бюджетного образовательного учреждения «Новооскольская специальная общеобразовательная школа- интернат».
Анализ литературы и состояния разработанности проблемы позволили выявить противоречия и наметить задачи, требующие решения, разработать программу исследования, на основании которой была проведена диагностика проблем социальной адаптации несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями в условиях ОГБУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат» (анализ личных дел воспитанников, ИПР, отчётов о самообследовании), а также экспертный опрос специалистов (педагогов, воспитателей, психологов, социальных педагогов). Проведённое исследование позволило нам разработать и апробировать программу социальной адаптации несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями в условиях специальной общеобразовательной школы- интерната.
Методы исследования определялись поставленными задачами и включали: комплекс общенаучных методов исследования (изучение и анализ литературы и официальных документов, экспертный опрос, наблюдение). При анализе эмпирических данных были использованы методы математической обработки данных.
Теоретико-практическая значимость. Анализ теоретических основ социальной адаптации несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями позволил выявить индивидуально-типологические особенности таких детей, обозначить основные проблемы их социализации; раскрыть сущность социальной адаптации несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе указываются практические шаги по совершенствованию деятельности специальной общеобразовательной школы-интерната по социальной адаптации воспитанников. Разработана программа социальной адаптации несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями в условиях специальной общеобразовательной школы-интерната, приоритетным направлением которой является формирование и развитие у воспитанников компетенций, необходимых для успешной социальной адаптации в условиях специальной школы-интерната.
Апробация результатов исследования проводилась на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат» в ходе преддипломной практики.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Проблема социальной адаптации лиц с интеллектуальными нарушениями – одна из наиболее острых проблем современного российского общества. Несмотря на предпринимаемые государством усилия, она далека от решения. Несовершеннолетние с различной степенью выраженности умственной отсталости имеют чрезвычайно высокие риски социальной эксклюзии, чему способствуют, с одной стороны, особенности их интеллектуального развития, с другой, – условия, при которых происходит формирование и становление личности ребенка.
Наличие особенностей психофизического развития, относительная изолированность, длительное нахождение в интернатом учреждении и специфика первичной социализации несовершеннолетних с интеллектуальной недостаточностью, безусловно, затрудняет формирование у них необходимых для эффективного функционирования в социуме навыков. Следствием объективных и субъективных особенностей социализации таких детей и подростков является их низкий общественный статус, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на уровень и качество их жизни, затрудняет адаптацию и интеграцию их в общество.
Основной задачей деятельности специальных общеобразовательных учреждений является социальная адаптация воспитанников с целью успешной интеграции в общество. Для этого необходимо сформировать у детей и подростков навыки самостоятельной жизни: навыки ухода за собой, ведения повседневной жизни, общения, проведения свободного времени, профессиональной подготовки.
Социальная адаптация является сложным многогранным процессом, который позволяет личности включаться в различные структурные элементы социальной среды: хозяйственно-бытовую, производственную, культурную жизнь общества.
В качестве основных критериев, определяющего успешность адаптационного процесса выпускников специальных общеобразовательных учреждений, выделен уровень развития социально-бытовых навыков и умений воспитанников и социально-психологические знания и умения, прямо влияющие на дальнейшую самостоятельную жизнь несовершеннолетнего с интеллектуальными нарушениями.
Пытаясь решить проблемы подготовки детей и подростков с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни посредством социально-бытовой и социально-психологической адаптации, специальные общеобразовательные учреждения разрабатывают стратегии своей деятельности, отвечающей современным требованиям воспитания самостоятельной и самодостаточной личности выпускника.
Однако практика показывает, что усилия специальных общеобразовательных учреждений в области воспитания и обучения детей и подростков с интеллектуальными нарушениями в значительной степени не достигают своего результата, так как выпускники этих учреждений с трудом адаптируются к самостоятельной жизни.
В ходе проведенного социологического исследования проблем социальной адаптации несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями в условиях ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат» нами был выявлен ряд проблем:
- основные проблемы выпускников специальных учреждений связываются с их социально-психологической и социально-бытовой адаптацией в новых условиях их жизнедеятельности;
- основной акцент в работе школы-интерната сделан на подготовку воспитанников к профессиональной деятельности; очевидно, что иные технологии и формы работы, в частности, по формированию и развитию у воспитанников социально-бытовых умений и навыков, требуют совершенствования;
- социально-бытовая адаптация выпускников специальных учреждений затруднена в силу ряда причин: преобладание теоретического компонента подготовки воспитанников к самостоятельной жизни над практическим, отсутствие специальных интегрированных курсов по социально-бытовой подготовке , учитывающих индивидуальные особенности и способности ребенка
- недостаточное использование ресурсов межведомственного взаимодействия в вопросах подготовки выпускников к самостоятельной жизни.
В целях совершенствования деятельности по формированию жизненно- необходимых социально-значимых (бытовых, психологических) умений и навыков воспитанников школы-интерната мы считаем необходимым внесение некоторых коррективов в систему работы учреждения, базирующихся на комплексном подходе к решению данной проблемы – практическая отработка полученных знаний, умений и навыков посредством тесной связи проводимой работы педагогическим коллективом школы- интерната в урочное и внеурочное время; использование различных методов и форм работы, прежде всего практического характера – экскурсии на различные предприятия, в учреждения сферы обслуживания населения, моделирование реальных ситуаций, тренинги.
Для решения выявленных проблем мы предлагаем внедрить в деятельность школы-интерната разработанный нами социальный проект, направленный на социально-бытовую и социально-психологическую адаптацию детей с интеллектуальными нарушениями, «Дети как дети». Предполагается, что реализация данного проекта обеспечит готовность выпускников Новооскольской специальной общеобразовательной школы- интерната к самостоятельной жизни, к решению возникающих социальных проблем, в том числе, социально-бытового и социально-психологического характера.
Реализация предложенного проекта социально-бытовой и социально- психологической адаптации адаптации будет способствовать формированию и развитию основных социально-бытовых и социально-психологических знаний, умений и навыков, способствующих формированию социальной адаптации воспитанников, что в свою очередь позволит повысить адаптационный потенциал выпускников специальных общеобразовательных учреждений и восстановить оптимальный процесс функционирования и социализации выпускников с интеллектуальной недостаточностью.
Наличие особенностей психофизического развития, относительная изолированность, длительное нахождение в интернатом учреждении и специфика первичной социализации несовершеннолетних с интеллектуальной недостаточностью, безусловно, затрудняет формирование у них необходимых для эффективного функционирования в социуме навыков. Следствием объективных и субъективных особенностей социализации таких детей и подростков является их низкий общественный статус, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на уровень и качество их жизни, затрудняет адаптацию и интеграцию их в общество.
Основной задачей деятельности специальных общеобразовательных учреждений является социальная адаптация воспитанников с целью успешной интеграции в общество. Для этого необходимо сформировать у детей и подростков навыки самостоятельной жизни: навыки ухода за собой, ведения повседневной жизни, общения, проведения свободного времени, профессиональной подготовки.
Социальная адаптация является сложным многогранным процессом, который позволяет личности включаться в различные структурные элементы социальной среды: хозяйственно-бытовую, производственную, культурную жизнь общества.
В качестве основных критериев, определяющего успешность адаптационного процесса выпускников специальных общеобразовательных учреждений, выделен уровень развития социально-бытовых навыков и умений воспитанников и социально-психологические знания и умения, прямо влияющие на дальнейшую самостоятельную жизнь несовершеннолетнего с интеллектуальными нарушениями.
Пытаясь решить проблемы подготовки детей и подростков с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни посредством социально-бытовой и социально-психологической адаптации, специальные общеобразовательные учреждения разрабатывают стратегии своей деятельности, отвечающей современным требованиям воспитания самостоятельной и самодостаточной личности выпускника.
Однако практика показывает, что усилия специальных общеобразовательных учреждений в области воспитания и обучения детей и подростков с интеллектуальными нарушениями в значительной степени не достигают своего результата, так как выпускники этих учреждений с трудом адаптируются к самостоятельной жизни.
В ходе проведенного социологического исследования проблем социальной адаптации несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями в условиях ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат» нами был выявлен ряд проблем:
- основные проблемы выпускников специальных учреждений связываются с их социально-психологической и социально-бытовой адаптацией в новых условиях их жизнедеятельности;
- основной акцент в работе школы-интерната сделан на подготовку воспитанников к профессиональной деятельности; очевидно, что иные технологии и формы работы, в частности, по формированию и развитию у воспитанников социально-бытовых умений и навыков, требуют совершенствования;
- социально-бытовая адаптация выпускников специальных учреждений затруднена в силу ряда причин: преобладание теоретического компонента подготовки воспитанников к самостоятельной жизни над практическим, отсутствие специальных интегрированных курсов по социально-бытовой подготовке , учитывающих индивидуальные особенности и способности ребенка
- недостаточное использование ресурсов межведомственного взаимодействия в вопросах подготовки выпускников к самостоятельной жизни.
В целях совершенствования деятельности по формированию жизненно- необходимых социально-значимых (бытовых, психологических) умений и навыков воспитанников школы-интерната мы считаем необходимым внесение некоторых коррективов в систему работы учреждения, базирующихся на комплексном подходе к решению данной проблемы – практическая отработка полученных знаний, умений и навыков посредством тесной связи проводимой работы педагогическим коллективом школы- интерната в урочное и внеурочное время; использование различных методов и форм работы, прежде всего практического характера – экскурсии на различные предприятия, в учреждения сферы обслуживания населения, моделирование реальных ситуаций, тренинги.
Для решения выявленных проблем мы предлагаем внедрить в деятельность школы-интерната разработанный нами социальный проект, направленный на социально-бытовую и социально-психологическую адаптацию детей с интеллектуальными нарушениями, «Дети как дети». Предполагается, что реализация данного проекта обеспечит готовность выпускников Новооскольской специальной общеобразовательной школы- интерната к самостоятельной жизни, к решению возникающих социальных проблем, в том числе, социально-бытового и социально-психологического характера.
Реализация предложенного проекта социально-бытовой и социально- психологической адаптации адаптации будет способствовать формированию и развитию основных социально-бытовых и социально-психологических знаний, умений и навыков, способствующих формированию социальной адаптации воспитанников, что в свою очередь позволит повысить адаптационный потенциал выпускников специальных общеобразовательных учреждений и восстановить оптимальный процесс функционирования и социализации выпускников с интеллектуальной недостаточностью.



