Введение 3
Глава 1 Концепция проекта открытия организации по продаже
автотранспортных средств 6
1.1 Описание бизнес-идеи проекта 6
1.2 Описание бизнес-модели проекта 11
Глава 2 Исследование маркетинговой среды проекта 13
2.1 Анализ емкости рынка подержанных автомобилей 13
2.2 Анализ конкурентной среды проекта 18
Глава 3 Разработка бизнес-плана проекта 21
3.1 Бизнес-план открытия ИП Лубкин Д.В. («Авто-Век») 21
3.2 Оценка экономической эффективности проекта 27
Заключение 32
Список литературы
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что каждый начинающий предприниматель, планируя создание нового предприятия, как определенного бизнес проекта, должен ясно представлять потребность данного проекта в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, находить источники их формирования, а также уметь определять эффективность вложения ресурсов и возможные риски, с которыми проект может столкнуться в процессе своей реализации.
В условиях рыночной экономики и растущей конкуренции предпринимателю невозможно достигнуть стабильного успеха, если тот не начнет четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о внешней среде и текущей конъюнктуре рынка, так и о собственных сильных сторонах и финансовых перспективах.
При всем многообразии форм предпринимательской деятельности существуют универсальные подходы, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и для компаний различного профиля, способствующие своевременному получению управленческой информации, необходимой для минимизации потенциальных угроз, препятствующих достижению поставленных целей.
Одним из таких ключевых подходов является разработка бизнес-плана будущего проекта по созданию предприятия.
Многолетний опыт построения бизнес процессов показывает, что при планировании своей деятельности фирмы имеют более высокие экономические результаты, чем без стартового и последующего систематического планирования. Поэтому для занятия предпринимательской деятельностью нужно иметь некую стратегию и тактику ведения бизнеса, правильно поставленные цели, техники, технологии, планы организации производства и реализации продукции. Всё это включает в себя разработка бизнес-плана, который дает возможность определить пути и способы достижения поставленных целей, максимально использовать преимущества предприятия, обосновать надежность и реализуемость проекта.
Предметом исследования являются теоретические и методологические подходы к разработке бизнес-плана открытия организации по продаже автотранспортных средств.
Цель исследования - разработать бизнес-план по открытию организации малого бизнеса - ИП Лубкин Д.В. (интернет-салон подержанных автомобилей «Авто-Век»).
Задачи исследования:
1. Сформулировать концепцию и описать общую бизнес-идею и бизнес- модель проекта;
2. Провести маркетинговое исследование рынка подержанных
автомобилей и его сегментацию;
3. Провести анализ конкурентной среды проекта;
4. Разработать бизнес-план проекта по открытию ИП Лубкин Д.В. (интернет-салон подержанных автомобилей «Авто-Век»);
5. Рассчитать общую экономическую эффективность проекта.
Теоретико - методологическую основу исследования составляют труды в монографических и периодических изданиях, таких основоположников маркетинга, как: Портер М., Котлер Ф., Коллинз Дж., работы
ученых, активно занимающихся вопросами бизнес-консалтинга и бизнес- планирования: Райс Э., Траут Дж., Галенко В. П., Уэбстер Ф., Суслова Ю.А., Бест Р., Черняк В.З., а также труды выдающихся исследователей в области менеджмента и бизнес-планирования: Виханский О.С., Корицкий Э.Б.,
Мескон М., Ансофф И., Тэллис Дж.
Методы исследования. Количественные и качественные методы анализа: сбор и анализ вторичной информации (Desk Research), контент-анализ специализированных бизнес-форумов, системный анализ, структурно-функциональный и структурно-динамический анализы, стратегический анализ, анализ бизнес процессов. В дополнение к кабинетным исследованиям, для написания бизнес-плана предприятия малого бизнеса были проведены полевые исследования, в состав которых вошли: интервью с экспертами и опрос потенциальных потребителей.
Эмпирическая база исследования представлена данными, полученными входе анализа вторичной экономической и маркетинговой информации, представленной консалтинговыми компаниями в форме публикаций специализированных исследований рынков и их сегментов; результатами маркетинговых опросов, проведенных в настоящем исследовании; результатами контент-анализа специализированных бизнес-форумов.
Апробация результатов исследования. Полученный в ходе написания бизнес-план планируется использовать при создании действующего предприятия малого бизнеса, специализирующегося на продаже подержанных автотранспортных средств, и последующем его развитии в трехлетней перспективе.
Практическая значимость. Данные маркетингового исследования, проведенного в рамках выпускной квалификационной работы, должны предоставить управленческую информацию, необходимую для успешного стартапа проекта по созданию предприятия малого бизнеса и его продвижения на целевой рынок. Данные, полученные в ходе написания раздела организационного планирования создаваемого предприятия, будут использованы при формировании организационной структуры, подборе персонала и в процессе последующей реализации предприятием своей коммерческой деятельности. Данные финансового планирования призваны способствовать повышению эффективности принимаемых начинающим предпринимателем управленческих решений и снижению вероятности возникновения негативных финансовых рисков.
В ходе написания выпускной квалификационной работы нами был проведен анализ бизнес-идеи и рыночных перспектив развития проекта открытия организации по продаже подержанных автотранспортных средств. Поставлены цели и стратегические задачи развития проекта. Разработаны бизнес-модели и прописаны бизнес-процессы, направленные на достижение поставленной цели. Обозначены форма собственности будущей организации, предпочтительная система налогообложения
Маркетинговое исследование целевого рынка выявило благоприятные условия для открытия данного вида бизнеса на территории Белгородской области и подтвердило первоначальную гипотезу о положительных перспективах развития рынка подержанных автомобилей в ближайшие несколько лет.
Проведенная сегментация рынка позволила определиться с наиболее перспективным модельным рядом, на котором стоит сосредоточить продажи в первые годы функционирования организации.
По результатам конкурентного анализа проекта были получены данные о формате работы, территориальном охвате и сильных и слабых сторонах бизнеса потенциальных конкурентов, проведена оценка факторов конкурентоспособности представителей конкурентного окружения проектной организации. На основании анализа ценовой политики конкурентов, авторами была выбрана ценовая политика «средней цены» для открываемого бизнеса.
В рамках третьего раздела выпускной квалификационной работы был разработан бизнес-план открытия организации по продаже подержанных автотранспортных средств ИП Лубкин Д.В. Построен календарный план реализации проекта, определен модельный ряд и рассчитана себестоимость закупаемого автопарка бывших в употреблении автомобилей, обозначена оптимальная торговая наценка на реализуемые автомобили. С учетом полученных данных составлен план продаж проекта и построена динамика роста выручки от продаж вплоть до выхода продаж на проектный объем.
В бизнес-плане раскрыта структура издержек проекта: капитальные и накладные затраты, расходы на оплату труда торгового и административного персонала. В завершении бизнес-плана приведен прогноз финансовых результатов торговой деятельности ИП Лубкин Д.В.
В заключении выпускной квалификационной работы, при обосновании целесообразности реализации предложенного бизнес-плана, нами была проведена оценка финансово-экономической эффективности предлагаемого инвестиционного проекта. Полученные финансово-экономические показатели позволяют убедиться в потенциальной эффективности предложенной бизнес-модели и делают целесообразным открытие организации по продаже подержанных автомобилей в соответствии с обозначенными в бизнес-плане условиями и рекомендациями.
1. О защите конкуренции: федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ // Информационно - правовой портал «Гарант». //
2. Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г.Л. Азоев. - Москва : Центр экономики и маркетинга, 1996. - 208 с.
3. Ансофф, И. Стратегическое управление/ И. Ансофф. - Москва : Экономика, 1998 - 519 с.
4. Ассэль, Г. Маркетинг: принципы и стратегии / Г. Ассэль - Москва : ИНФРА-М, 2015. - 804 с.
5. Балдин, К.В. Управленческие решения: теория и технологии
принятия/ К.В. Балдин. - Москва : Проект, 2017. - 302 с.
6. Березин, И.С. Маркетинговый анализ. Принципы и практика.
Российский опыт / И.С. Березин - Москва : Изд-во Эксмо, 2014. - 400 с.
7. Бест, Р. Маркетинг от потребителя / Роджер Бест - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 760 с.
8. Ванифатова, М.М. Системы маркетинговой информации: современные мировые тенденции развития и особенности российского рынка / М.М. Ванифатова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - № 1. - С. 56-67.
9. Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов - Москва : Экономист, 2006. - 670 с.
10. Виханский, О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. - Москва : Экономист, 2006. - 293 с.
11. Галенко, В. П. Бизнес-планирование в условиях открытой экономики - 2-е изд. / В. П. Галенко, Г. П. Самарина, О. А. Страхова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2017. - 288 с.
12. Головань, С.И. Бизнес-планирование / С.И. Головань. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 320 с.
13. Голубков, Е.Г. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика - 2-е изд., перераб. и доп. / Е.Г. Голубков - Москва : Финпресс, 2016.
- 464 с.
14. Голубков, Е.П. Маркетинг для маркетологов. предплановые маркетинговые исследования и стратегический анализ / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом, 2017. - № 1. - С. 98-117.
15. Голубков, Е.П. Маркетинг для маркетологов. предплановые маркетинговые исследования и стратегический анализ (продолжение) / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом, 2018. - № 2. - С. 106-125.
16. Гончаренко, Л. П. Риск-менеджмент - 3-е изд. / Л. П. Гончаренко, С. А. Филин; под ред. Е. А. Олейникова. - Москва : «КНОРУС», 2014. - 216 с.
17. Ибрагимова, Р.С. Маркетинговый анализ развития предприятия: глобальный подход / Р.С. Ибрагимова // Маркетинг, 2014. - № 4. - С. 35-45.
18. Ильин, А.И. Планирование на предприятии. Тактическое планирование / А.И. Ильин, Л.М. Синица. - Минск : Новое знание, 2015. - 416 с.
19. Касьянова, Г.Ю. Индивидуальный предприниматель:
налогообложение и учет / Г. Ю. Касьянова. - М.: АБАК, 2016. - 256 с.
20. Классика маркетинга. Сборник работ, оказавших наибольшее влияние на маркетинг / под ред. Л.А. Данченок // Маркетинг для профессионалов - Санкт - петербург : Питер, 2015. - 752 с.
21. Коллинз, Дж. От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет... / Дж. Коллинз - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 320 с.
22. Корицкий, Э.Б. Научный менеджмент: российская история/
Э.Б. Корицкий, Г.В. Нинциева, В.Х. Шетов. - Санкт - петербург : Питер, 2013.
- 384 с.
23. Котлер, Ф. Маркетинг-менеджмент. Экспресс-курс / Ф. Котлер, под ред. Ю.Н. Каптуревского; пер. с англ.: Т. Виноградова, Д. Раевская, Л. Царук.
- Санкт - петербург : Питер Ком, 2001. - 495 с.
24. Котлер, Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер; пер. с англ. / Ф. Котлер - Санкт - Петербург : Нева, 2003. - 219 с.
25. Крылова, Г.Д. Маркетинг: практикум / Г.Д. Крылов. - Москва :
Т.К Велби; Проспект, 2016. - 240 с.
26. Ламбен, Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж.Ж. Ламбен. - Санкт - петербург : Питер, 2017. - 800 с.
27. Лапыгин, Ю.Н. Бизнес-план: стратегии и тактика развития компаний: практ. пособие / Ю.Н. Лапыгин, Д.Ю. Лапыгин. - Москва : Омега-Л, 2017. - 350 с.
28. Левитт, Т. Инновации в бизнесе / Т. Левитт, С. Крамер, Т.М. Абайль,
К. Хэдли. - Москва : Юнайтед Пресс, 2007. - 190 с.
29. Литвак, Б.Г. Разработка управленческого решения. 3-е изд., испр. / Б.Г. Литвак. - Москва : Дело, 2012. - 392 с.
30. Лукачева, Л.И. Управленческие решения / Л.И. Лукачева. - Москва : Омега-Л, 2018. - 383 с.
31. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах / под ред. Л.А. Данченок. - Москва : ООО Маркет ДС Корпорейшн, 2014. - 758 с.
32. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / В. А. Алексунин, Е. Н. Балыко, А. М. Годин и др.; под общ. ред. В.А. Алексунина. - Москва : Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2011. - 516 с.
33. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон. - Москва : Дело, 2003. - 704 с.
34. Мильнер, Б.З. Теория организации / Б.З. Мильнер. - Москва : ИНФРА - М, 2016. - 380 с.
35. Немчин, А.М. Маркетинг / А.М. Немчин, Д.В.Минаев. - Санкт - петербург : Издательский дом «Бизнес-пресса», 2011. - 512 с.
36. Ноздрева, Р.Б. Маркетинг: практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу / Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова,
В.Ю. Гречков - Москва : Экономистъ, 2014. - 568 с.
37. Парахина, В.Н. Стратегический менеджмент / В.Н. Парахина. - Москва : КНОРУС, 2012. - 495 с.
38. Пелих, А. С. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес / А. С. Пелих - Москва : Ось-89, 2017. - 112 с.
39. Петухова, С. В. Бизнес-планирование: как обосновать бизнес-проект / С. В. Петухова. - Москва : Омега-Л, 2017. - 191 с.
40. Поздняков, С.Н. Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия сферы услуг / С.Н. Поздняков // Молодой ученый, 2016. - № 11. - С. 147-153.
41. Портер, М.Э. Конкуренция / М.Э. Портер. - Москва : Вильямс, 2000. - 495 с.
42. Пястолов, С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия / С.М. Пястолов. - Москва : Академия, 2018. - 336 с.
43. Сафиуллин, А.Р. Стратегия маркетинга: сравнительный анализ основных подходов // Маркетинг, 2015. - № 4. - С. 60-71.
44. Суслова, Ю.А. Индивидуальный предприниматель: пошаговый самоучитель / Ю. А. Суслова. - Москва : Эксмо, 2015. - 432 с.
45. Траут, Дж. Маркетинговые войны / Дж. Траут, Э. Райс. - Санкт - петербург : Питер, 2013. - 304 с.
46. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева - Москва : Финансы и статистика, 2015. - 528 с.
47. Черняк, В.З. Бизнес-планирование / В.З. Черняк, под ред. Г.Г. Чараева. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 591 с.
48. Маркетинговое исследование: Обзор рынка автомобилей с пробегом в России: тенденции и прогнозы // PCW Russia [сайт]. - Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/events/2017/used-car-potential-for-growth.pdf.
49. Обзор российского рынка автомобилей с пробегом // Аналитическое агентство «Автостат» [сайт]. - Режим доступа: https://www.autostat.ru.
50. Анализ рынка б/у автомобилей в России // Автомобильный портал «Колёса» [сайт]. - Режим доступа: https://www.kolesa.ru.