РАЗВИТИЕ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы развития дивергентного мышления младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир»
1.1. Сущность дивергентного мышления, его значение
для интеллектуального развития детей 7
1.2. Общая характеристика интеллектуального развития
младших школьников 10
1.3. Анализ педагогических условий развития
дивергентного мышления у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир»
Глава 2. Содержание работы по развитию дивергентного
мышления у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир»
2.1. Диагностика уровней сформированности дивергентного
мышления у младших школьников 25
2.2. Развитие дивергентного мышления у младших
школьников на уроках по предмету «Окружающий мир»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
Глава 1. Теоретические основы развития дивергентного мышления младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир»
1.1. Сущность дивергентного мышления, его значение
для интеллектуального развития детей 7
1.2. Общая характеристика интеллектуального развития
младших школьников 10
1.3. Анализ педагогических условий развития
дивергентного мышления у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир»
Глава 2. Содержание работы по развитию дивергентного
мышления у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир»
2.1. Диагностика уровней сформированности дивергентного
мышления у младших школьников 25
2.2. Развитие дивергентного мышления у младших
школьников на уроках по предмету «Окружающий мир»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
Одна из основных задач современного образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить школьников учиться. Об этом идёт речь в стандартах второго поколения начального образования. Важнейшим является формирование мышления, обеспечивающее умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию. Современному учителю необходимо использовать новые подходы и технологии к организации учебного процесса, нацеленного на формирование мышления. Безусловно, каждый учебный предмет имеет различные возможности для формирования мышления, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием. Содержание программы по предмету «Окружающий мир» способствует развитию мышления детей младшего школьного возраста. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность, самостоятельность. Предмет «Окружающий мир» - источник эмоций, чувств. Постоянные наблюдения за явлениями окружающего мира, взаимодействие с его предметами ведет к тому, что ребенок развивает умения сравнивать, анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных функций, мышления, речи, развивается любознательность, самостоятельность.
Дивергентное мышление играет большую роль в развитии человека и общества. Люди, обладающие дивергентным мышлением, способны находить нестандартные решения, они добиваются большего успеха в жизни. Их секрет заключается в умении мыслить многомерно. Изучение предмета «Окружающий мир» позволяет не только развивать мышление у детей младшего школьного возраста, но и формировать его многомерность. Для формирования дивергентного мышления необходимо научить ребенка размышлять над проблемой и находить новые нестандартные решения. Поэтому поиск современных методических подходов к решению проблемы формирования дивергентного мышления у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» весьма актуален и имеет большое практическое значение.
Вышеуказанное определило выбор темы настоящего исследования: «Развитие дивергентного мышления младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного развития дивергентного мышления младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: развитие дивергентного у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия эффективного развития дивергентного мышления у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: процесс развития дивергентного мышления у младших школьников будет эффективным при условии, если на уроках «Окружающего мира»:
• использовать традиционные и нетрадиционные формы организации урока;
• применять задания, направленные на развитие творческих способностей и свойств мышления, таких как образность, быстрота, гибкость, оригинальность;
• создавать положительную эмоциональную атмосферу и обстановку доброжелательности.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и объектом исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность проблемы развития дивергентного мышления у младших школьников.
2. Провести диагностику уровня сформированности дивергентного мышления младших школьников.
3. Проанализировать педагогические условия эффективного развития дивергентного мышления у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
4. Разработать формы организации уроков и систему заданий, способствующие развитию дивергентного мышления у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Теоретико - методологическую основу составили идеи о сущности дивергентного мышления в следующих направлениях: в философско- социологическом (В.К. Бальсевич, И.М. Быховская, П.А. Виноградов, О.А. Мильштейн и др.), в психолого-педагогическом (М. Я. Виленский,
В.М. Лабскир, Л.И. Лубышева, В.В.Сокорев и др.).
В основу исследования легли следующие научные подходы: гуманистический (Ш.А. Амонашвили, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, A. Маслоу, А.А. Ухтомский, (Е.В. Бондаревская, B. А. Сластенин, В.А. Караковский, Г.И. Школьник); И.В. Ирхина, К.Д. А.В. Мудрик, (Л.С. Выготский, (С.И. Архангельский, В.П., Т.А. Ильина, Э.Г. Юдин).
Методы научного исследования. Теоретические: анализ и обобщение педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдение, метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Практическая значимость заключается в том, что проведен анализ уровней сформированности свойств дивергентного мышления у детей младшего школьного возраста, на основе которого разработаны традиционные и нетрадиционные формы организации уроков по окружающему миру и система практических заданий, способствующая развитию дивергентного мышления у младших школьников.
Экспериментальная база исследования. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 27, г. Белгорода.
Структура дипломной работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования; определены цель, объект, предмет, гипотеза исследования; дана характеристика методов и этапов исследования, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы развития дивергентного мышления у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» раскрыта сущность дивергентного мышления; представлена общая характеристика интеллектуального развития и основных видов деятельности младших школьников, описаны педагогические условия развития дивергентного мышления в младшем школьном возрасте на уроках по предмету «Окружающий мир».
Во второй главе «Содержание работы по развитию дивергентного мышления у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» реализована диагностика уровней сформированности дивергентного мышления младших школьников; разработаны традиционные и нетрадиционные формы организации уроков по окружающему миру и система практических заданий, способствующая развитию дивергентного мышления у младших школьников.
В заключении подведены итоги исследования, обобщены его результаты, сформулированы основные выводы, подтверждающие правомерность выдвинутой гипотезы.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы.
Объем выпускной квалификационной работы - 61 страницы. Она содержит 5 таблиц, библиографический список содержит 40 источников.
Дивергентное мышление играет большую роль в развитии человека и общества. Люди, обладающие дивергентным мышлением, способны находить нестандартные решения, они добиваются большего успеха в жизни. Их секрет заключается в умении мыслить многомерно. Изучение предмета «Окружающий мир» позволяет не только развивать мышление у детей младшего школьного возраста, но и формировать его многомерность. Для формирования дивергентного мышления необходимо научить ребенка размышлять над проблемой и находить новые нестандартные решения. Поэтому поиск современных методических подходов к решению проблемы формирования дивергентного мышления у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» весьма актуален и имеет большое практическое значение.
Вышеуказанное определило выбор темы настоящего исследования: «Развитие дивергентного мышления младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного развития дивергентного мышления младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: развитие дивергентного у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия эффективного развития дивергентного мышления у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: процесс развития дивергентного мышления у младших школьников будет эффективным при условии, если на уроках «Окружающего мира»:
• использовать традиционные и нетрадиционные формы организации урока;
• применять задания, направленные на развитие творческих способностей и свойств мышления, таких как образность, быстрота, гибкость, оригинальность;
• создавать положительную эмоциональную атмосферу и обстановку доброжелательности.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и объектом исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность проблемы развития дивергентного мышления у младших школьников.
2. Провести диагностику уровня сформированности дивергентного мышления младших школьников.
3. Проанализировать педагогические условия эффективного развития дивергентного мышления у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
4. Разработать формы организации уроков и систему заданий, способствующие развитию дивергентного мышления у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Теоретико - методологическую основу составили идеи о сущности дивергентного мышления в следующих направлениях: в философско- социологическом (В.К. Бальсевич, И.М. Быховская, П.А. Виноградов, О.А. Мильштейн и др.), в психолого-педагогическом (М. Я. Виленский,
В.М. Лабскир, Л.И. Лубышева, В.В.Сокорев и др.).
В основу исследования легли следующие научные подходы: гуманистический (Ш.А. Амонашвили, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, A. Маслоу, А.А. Ухтомский, (Е.В. Бондаревская, B. А. Сластенин, В.А. Караковский, Г.И. Школьник); И.В. Ирхина, К.Д. А.В. Мудрик, (Л.С. Выготский, (С.И. Архангельский, В.П., Т.А. Ильина, Э.Г. Юдин).
Методы научного исследования. Теоретические: анализ и обобщение педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдение, метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Практическая значимость заключается в том, что проведен анализ уровней сформированности свойств дивергентного мышления у детей младшего школьного возраста, на основе которого разработаны традиционные и нетрадиционные формы организации уроков по окружающему миру и система практических заданий, способствующая развитию дивергентного мышления у младших школьников.
Экспериментальная база исследования. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 27, г. Белгорода.
Структура дипломной работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования; определены цель, объект, предмет, гипотеза исследования; дана характеристика методов и этапов исследования, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы развития дивергентного мышления у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» раскрыта сущность дивергентного мышления; представлена общая характеристика интеллектуального развития и основных видов деятельности младших школьников, описаны педагогические условия развития дивергентного мышления в младшем школьном возрасте на уроках по предмету «Окружающий мир».
Во второй главе «Содержание работы по развитию дивергентного мышления у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» реализована диагностика уровней сформированности дивергентного мышления младших школьников; разработаны традиционные и нетрадиционные формы организации уроков по окружающему миру и система практических заданий, способствующая развитию дивергентного мышления у младших школьников.
В заключении подведены итоги исследования, обобщены его результаты, сформулированы основные выводы, подтверждающие правомерность выдвинутой гипотезы.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы.
Объем выпускной квалификационной работы - 61 страницы. Она содержит 5 таблиц, библиографический список содержит 40 источников.
В настоящее время нужны люди, умеющие творчески мыслить, изобретающие и создающие что-либо новое. Но, к сожалению, современная школа сохранила еще нетворческий подход к усвоению знаний, обучение строится на репродуктивном познании. Развитие дивергентного мышления младших школьников на уроках окружающего мира - актуальная проблема современной начальной школы. Образовательный, воспитательный, развивающий потенциал содержания программ, учебников по данному проекту недостаточно исследован. Этим и был обусловлен наш выбор проблемы исследования.
Изучение и анализ литературы по данной теме позволил выяснить разработанность этой проблемы в науке. Проблемой творчества занималось очень много психологов: Лук А.Н., Дружинин В.И., Пономарев Я.А., Теплов Б.М., Коган Н., А. Маслоу, Г. Айзенк, Э. Торренс, Юркевич В.С. Ими была раскрыта сущность творческих способностей, их структура, механизмы развития, обоснованы генетические, психологические, педагогические аспекты творчества, создано много методик на выявление творческих способностей. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в младшем школьном возрасте имеются предпосылки для развития дивергентного мышления, связанные с возрастной сензитивностью.
При развитии дивергентного мышления на данном возрастном этапе необходимы следующие условия: предоставление ученикам самостоятельности и познавательной деятельности, формирование высокого уровня их познавательных интересов, внимание учителя к мотивации учения, игровые методики, юмор, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, способностям.
В современной практике начальной школы существует большое количество разнообразных подходов к развитию дивергентного мышления младших школьников. Анализ педагогический опыта учителей РФ подтверждает, что основными формами деятельности детей, способствующими развитию дивергентного мышления, являются: учебная деятельность на уроке, кружки, факультативы, экскурсии, учебно-исследовательская деятельность. Учителями начальных классов для развития дивергентного мышления младших школьников на уроках по предмету окружающий мир используются такие методы и приемы, как поисковый метод, словесный, игровой, практический, использование компьютерных программ, прием художественного творчества, прием обращения к индивидуальному опыту.
Дивергентное мышление, толерантность видения и отношения оказывает заметное влияние и на индивидуально - психологические особенности личности младших школьников, способствуя развитию личностной рефлексии, эмоциональной устойчивости.
В ходе констатирующего эксперимента был выявлен уровень развития творческих способностей второклассников. Он определялся с помощью педагогического наблюдения, тестирования, анкетирования и стандартных тестовых методик.
Для выявления уровней сформированности дивергентного мышления у младших школьников была проведена диагностика. В результате оказалось, что большинство учащихся - 52% (13 человек) имели низкий уровень сформированности дивергентного мышления на констатирующем этапе эксперимента. 28% школьников (7 человек) продемонстрировали средний уровень, и только 5 учащихся (20%) имели высокий уровень сформированности дивергентного мышления. Для большинства школьников особую сложность представляли задания по критерию оригинальности. Только 4 % детей справилась со всеми заданиями на высший балл.
Анализируя данные сформированности дивергентного мышления, выяснили, что все свойства, характеризующие его развитие у школьников, сформированы слабо. Так, от 40 до 70% учащихся имели низкий уровень развития беглости мыслительных процессов, гибкости как способности найти несколько разных путей решения одной и той же задачи, и оригинальности, т.е. нестандартность подходов к решению задач.
В связи с этим, были разработаны традиционные и нетрадиционные формы организации урока, а также система заданий, направленных на развитие творческих способностей и свойств мышления, таких как образность, быстрота, гибкость, оригинальность.
Для устойчивого формирования дивергентного мышления на уроках окружающего мира, учителям необходимо строить процесс познания так, чтобы ребенок испытывал удивление, озадаченность неразгаданной проблемой, радость самостоятельно сделанного открытия, развивать интеллектуальную сферу обучающихся через творческие задания, которые позволяют расширять кругозор учащихся, выходящих за рамки программы по изучаемому предмету, развивать творческие способности и воображение у младших школьников.
Изучение и анализ литературы по данной теме позволил выяснить разработанность этой проблемы в науке. Проблемой творчества занималось очень много психологов: Лук А.Н., Дружинин В.И., Пономарев Я.А., Теплов Б.М., Коган Н., А. Маслоу, Г. Айзенк, Э. Торренс, Юркевич В.С. Ими была раскрыта сущность творческих способностей, их структура, механизмы развития, обоснованы генетические, психологические, педагогические аспекты творчества, создано много методик на выявление творческих способностей. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в младшем школьном возрасте имеются предпосылки для развития дивергентного мышления, связанные с возрастной сензитивностью.
При развитии дивергентного мышления на данном возрастном этапе необходимы следующие условия: предоставление ученикам самостоятельности и познавательной деятельности, формирование высокого уровня их познавательных интересов, внимание учителя к мотивации учения, игровые методики, юмор, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, способностям.
В современной практике начальной школы существует большое количество разнообразных подходов к развитию дивергентного мышления младших школьников. Анализ педагогический опыта учителей РФ подтверждает, что основными формами деятельности детей, способствующими развитию дивергентного мышления, являются: учебная деятельность на уроке, кружки, факультативы, экскурсии, учебно-исследовательская деятельность. Учителями начальных классов для развития дивергентного мышления младших школьников на уроках по предмету окружающий мир используются такие методы и приемы, как поисковый метод, словесный, игровой, практический, использование компьютерных программ, прием художественного творчества, прием обращения к индивидуальному опыту.
Дивергентное мышление, толерантность видения и отношения оказывает заметное влияние и на индивидуально - психологические особенности личности младших школьников, способствуя развитию личностной рефлексии, эмоциональной устойчивости.
В ходе констатирующего эксперимента был выявлен уровень развития творческих способностей второклассников. Он определялся с помощью педагогического наблюдения, тестирования, анкетирования и стандартных тестовых методик.
Для выявления уровней сформированности дивергентного мышления у младших школьников была проведена диагностика. В результате оказалось, что большинство учащихся - 52% (13 человек) имели низкий уровень сформированности дивергентного мышления на констатирующем этапе эксперимента. 28% школьников (7 человек) продемонстрировали средний уровень, и только 5 учащихся (20%) имели высокий уровень сформированности дивергентного мышления. Для большинства школьников особую сложность представляли задания по критерию оригинальности. Только 4 % детей справилась со всеми заданиями на высший балл.
Анализируя данные сформированности дивергентного мышления, выяснили, что все свойства, характеризующие его развитие у школьников, сформированы слабо. Так, от 40 до 70% учащихся имели низкий уровень развития беглости мыслительных процессов, гибкости как способности найти несколько разных путей решения одной и той же задачи, и оригинальности, т.е. нестандартность подходов к решению задач.
В связи с этим, были разработаны традиционные и нетрадиционные формы организации урока, а также система заданий, направленных на развитие творческих способностей и свойств мышления, таких как образность, быстрота, гибкость, оригинальность.
Для устойчивого формирования дивергентного мышления на уроках окружающего мира, учителям необходимо строить процесс познания так, чтобы ребенок испытывал удивление, озадаченность неразгаданной проблемой, радость самостоятельно сделанного открытия, развивать интеллектуальную сферу обучающихся через творческие задания, которые позволяют расширять кругозор учащихся, выходящих за рамки программы по изучаемому предмету, развивать творческие способности и воображение у младших школьников.
Подобные работы
- Развитие дивергентного мышления младших школьников на уроках технологии
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2016 - Развитие художественно-творческих способностей младших школьников в процессе реализации курса внеурочной деятельности «Академия юного художника»
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческого компонента инновационного мышления младших школьников посредством ТРИЗ - технологии
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами театрализованной
деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ HANDMADE
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ
ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5790 р. Год сдачи: 2018



