ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы организационно-методического сопровождения формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе 11
1.1. Коммуникативная готовность старших дошкольников к обучению
в школе как психолого-педагогическая проблема 11
1.2. Особенности коммуникативной готовности к обучению в школе
старших дошкольников 19
1.3. Педагогические условия формирования коммуникативной
готовности старших дошкольников к обучению в школе 30
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы организационно - методического сопровождения формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе 44
2.1. Анализ уровня сформированности коммуникативной готовности
старших дошкольников к обучению в школе 45
2.2. Апробация педагогических условий формирования
коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе ... 57
2.3. Оценка эффективности реализации педагогических условий
формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы организационно-методического сопровождения формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе 11
1.1. Коммуникативная готовность старших дошкольников к обучению
в школе как психолого-педагогическая проблема 11
1.2. Особенности коммуникативной готовности к обучению в школе
старших дошкольников 19
1.3. Педагогические условия формирования коммуникативной
готовности старших дошкольников к обучению в школе 30
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы организационно - методического сопровождения формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе 44
2.1. Анализ уровня сформированности коммуникативной готовности
старших дошкольников к обучению в школе 45
2.2. Апробация педагогических условий формирования
коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе ... 57
2.3. Оценка эффективности реализации педагогических условий
формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования будут являться владение детьми устной речью, умение выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построить речевое высказывание в ситуации общения, выделять звуки в словах; сформированность предпосылок грамотности.
Проблема готовности к обучению в школе на протяжении нескольких последних столетий является объектом исследования ведущих отечественных и зарубежных педагогов и психологов (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Я. Йирасик, А. Керн). И в настоящее время задача подготовки детей к успешному обучению в школе, формирования предпосылок учебной деятельности продолжает оставаться одной из актуальных и занимает важнейшее место в развитии педагогической (А.В. Вялых, Е.О. Канунникова, Л.В. Ковалева, Е.А. Репринцева, Л.Н. Усачева и др.) и психологической науки (Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, Н.И. Непомнящая, Н.В. Нижегородцева и др.).
Выступая в качестве ведущего компонента общей готовности к обучению в школе, коммуникативная готовность может рассматриваться в качестве пускового механизма последней, так как заключается в формировании у ребенка навыков общения в рамках игровой деятельности и развитии коммуникативных способностей. Именно коммуникативная готовность позволяет ребенку уточнить и развить набор знаний и представлений об окружающем мире и выработать собственную позицию по отношению к учителю, сверстникам и деятельности, умение и готовность донести эту позицию по окружающих (Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, Е.О. Канунникова).
Поэтому проблема формирования коммуникативной готовности к школе является востребованной современным обществом, так как к выпускнику дошкольного учреждения предъявляются более высокие требования как к личности будущего первоклассника школ нового типа, обучение в которых ведется по интенсивным программам. Одна из основных претензий, предъявляемых системой общего образования к качеству подготовки ребенка в дошкольном учреждении, заключается в неспособности обучающихся коммуникативно адекватно организовать свою учебную деятельность. Фактически личность, коммуникативно готовую к дальнейшей социализации и индивидуализации, реально существующая система дошкольного образования пока не формирует.
Исследования Е.О. Канунниковой показывают, что в настоящее время свыше 52% детей поступающих в школу обнаруживают недостаточный для успешного обучения в школе уровень коммуникативной готовности. А.В. Вялых отмечает, что у 57 % дошкольников на этапе перехода в школу не сформирована коммуникативная инициатива.
Все выше обозначенное приводит к усилению интереса ученых к проблеме готовности старшего дошкольника к школе в целом, и коммуникативных ее компонентов, как доминирующей частной составляющей.
Но этот интерес не способствует выработке единого определения понятия готовности к обучению в школе, существует множество подходов и научных точек зрения при определении данного психолого-педагогического феномена. С точки зрения ценности для нашего исследования наиболее полным определением готовности к обучению в школе является определение Е.Е. Кравцовой, которая при характеристике готовности детей к школе основной упор делает на роль общения в развитии ребёнка. Она выделяет три сферы - отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития, которых определяет степень готовности к школе и определённым образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности. Существенным показателем в этой концепции является уровень развития общения ребёнка с взрослыми и сверстниками с точки зрения сотрудничества и кооперации. Считается, что дети с высокими показателями сотрудничества и кооперации одновременно обладают высокими показателями интеллектуального развития и тем самым адаптационного потенциала к условиям обучения в общеобразовательной школе.
Так, А.В. Вялых определяет структуру психологической готовности к школьному обучению, в которой ведущим выступает коммуникативный компонент, заключающийся в формировании у ребенка навыков общения в рамках игровой деятельности и развитии коммуникативных способностей, необходимых для адекватного восприятия социальной реальности в рамках учебной деятельности; и дает авторское определение данного компонента как уровня развития коммуникативной деятельности, позволяющего относительно легко войти в новую деятельностную среду.
Ведущие отечественные специалисты по проблеме общения, а именно: А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев и Б.Ф.Ломов рассматривали общение как важнейший фактор психического и физического здоровья. Они обогатили психологию интересными научными программами, конкретизировали принципы, задачи и цели изучения закономерностей и механизмов общения.
Существенным вкладом в психологию общения стали работы Г.М. Андреевой, Э. Берна, Г.А. Ковалева, В.А. Петровского. Исследованию проблемы понимания и взаимопонимания в межличностном познании и общении посвящены работы Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, К. Роджерса, С.Л. Рубинштейна, Т. Шибутани.
Дошкольный возраст содержит в себе глубокие потенциальные возможности, которые позволяют будущему школьнику быть выразительным, свободным в общении, лучше понимать внутренний мир других людей. (К.В. Бардин, Л.И. Божович, Г.В. Бурменской, Н.Ф. иноградова, Л.Е. Журова, А.Г. Лидерс, В.С. Мухинаи другие).
Однако при несомненной теоретической значимости работ данных исследователей в них недостаточно представлена проблема формирования общения и коммуникативной деятельности применительно к старшим дошкольникам, рассмотрение которой поможет повысить готовность ребенка к школе не только в интеллектуальном, но и в социально-коммуникативном ракурсе. В результате не в полной мере изучены педагогические условия организационно-методического сопровождения формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе и не может быть реализована эффективная коммуникация в условиях учебной деятельности, с учетом активной позиции ребенка.
Таким образом, в современном мире, характеризующемся крайне высокой плотностью социальных и психологических контактов, на значимую в психолого-педагогической деятельности претендует задача формирования коммуникативной готовности к учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Анализ публикаций ряда ученых А.Г. Антоновой, Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, Л.А. Парамоновой, Л.М. Шипицыной и Л.А. Кандрух и реальной практики работы многих дошкольных образовательных учреждений показывает, что старшие дошкольники испытывают большие трудности в межличностном, диалогическом взаимодействии со взрослыми и сверстниками, у них не сформированы компоненты диалога: не способны наладить контакт с участниками взаимодействия, не умеют контролировать свое поведение; не умеют понять и выслушать другого; неадекватно воспринимают окружающих.
А обращение педагогов дошкольных образовательных учреждений к проблеме формирования у детей коммуникативной готовности свидетельствует о несостоятельности «тотально-монологичной» дошкольной образовательной системы и необходимости перехода к иной образовательной парадигме, разработке эффективных педагогических условий
организационно-методического сопровождения формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Все вышеперечисленное определило проблему исследования: каковы педагогические условия формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать педагогические условия организационно-методического сопровождения формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Объект исследования - процесс формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Предмет исследования - педагогические условия формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования, было выдвинуто предположение, выступающее в качестве гипотезы исследования: достижение положительных результатов работы по формированию коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе будет возможным, если:
- осуществить проектирование развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей формирование коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе;
- обеспечить готовность педагогов к работе по формированию коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе;
- усилить коммуникативную направленность образовательного процесса в группах дошкольной организации;
- включить родителей (законных представителей) в работу по формированию коммуникативной готовности к обучению в школе старших дошкольников.
Для реализации цели и гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему формирования
коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
2. Выделить и обосновать педагогические условия организационно-методического сопровождения формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
3. Проанализировать уровень и выявить особенности формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
4. Апробировать и проверить эффективность реализации педагогических условий организационно-методического сопровождения формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности (М. В. Крулехт), системный подход в разработке образовательных стандартов нового поколения (С.Е. Анфисова, А.Г. Асмолов, Я.Л. Каменский), возрастной подход и идея о сензитивных периодах личностного развития дошкольников (Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.С. Мухина);теория общения и коммуникации (И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов), теория готовности к школьному обучению (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, Н.В. Нижегородцева, Д.Б. Эльконин), теории речевого и коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста и возможностей оптимизации коммуникативного развития при подготовке к школьному обучению (М.М Алексеева, Б.Е. Кравцова, Т.А. Кривченко, Е О. Смирнова, Е В. Степанова, О С Ушакова, В И Яшина).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании педагогических условий организационно-методического сопровождения формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Практическая значимость исследования: внедрены в практику работы дошкольной организации педагогические условия формирования предпосылок коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе; проведенная работа позволит обеспечить готовность педагогов к реализации педагогических условий организационно-методического сопровождения формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Исследование осуществлялось в несколько этапов.
На первом этапе (2015-2016 гг.) проводился теоретический обзор литературных источников по проблеме исследования. В результате этого были определены исходные параметры исследования: его проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, методология и методы, научный аппарат, выявлена проблема организационно-методического сопровождения формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
На втором этапе (2016-2017 гг.) осуществлялся анализ состояния проблемы организационно-методического сопровождения формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе, проводилось экспериментальное исследование по апробации педагогических условий организационно-методического сопровождения формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
На третьем завершающем этапе (2017-2018 гг.) были систематизированы и обобщены результаты экспериментальной работы, завершено оформление диссертации.
Для решения поставленных задач использовался следующий комплекс методов исследования:
-теоретические: анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
-эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); тестирование, анкетирование, наблюдение;
- метод качественного и количественного анализа полученных результатов.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Сказка» г. Короча. Выборку составили педагоги (воспитатели - 13 человек, учителя - логопеды - 2 человека), воспитанники подготовительной группы в количестве 28 человек и их родители (законные представители).
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась:
V посредством выступления на педагогических советах МБДОУ, методических объединениях воспитателей дошкольных образовательных учреждений;
V участия в межвузовской студенческой конференции «Инновационные процессы в дошкольном образовании»;
V по теме исследования опубликованы следующие научные тезисы:
- «Организация деятельности дошкольной образовательной организации по формированию коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе» // «Аспирант», 2017. - №7 (объем 0,5 п.л.);
- «Организационно - методическое сопровождение формирования предпосылок коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе» //«Академическая публицистика», 2017. - №3 (объем 0,5 п.л).
- «Педагогические условия формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе // «Академическая публицистика», 2018. - №1 (принята к печати) (объем 0,7 п.л.) (в соавторстве с Панасенко К.Е.).
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Проблема готовности к обучению в школе на протяжении нескольких последних столетий является объектом исследования ведущих отечественных и зарубежных педагогов и психологов (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Я. Йирасик, А. Керн). И в настоящее время задача подготовки детей к успешному обучению в школе, формирования предпосылок учебной деятельности продолжает оставаться одной из актуальных и занимает важнейшее место в развитии педагогической (А.В. Вялых, Е.О. Канунникова, Л.В. Ковалева, Е.А. Репринцева, Л.Н. Усачева и др.) и психологической науки (Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, Н.И. Непомнящая, Н.В. Нижегородцева и др.).
Выступая в качестве ведущего компонента общей готовности к обучению в школе, коммуникативная готовность может рассматриваться в качестве пускового механизма последней, так как заключается в формировании у ребенка навыков общения в рамках игровой деятельности и развитии коммуникативных способностей. Именно коммуникативная готовность позволяет ребенку уточнить и развить набор знаний и представлений об окружающем мире и выработать собственную позицию по отношению к учителю, сверстникам и деятельности, умение и готовность донести эту позицию по окружающих (Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, Е.О. Канунникова).
Поэтому проблема формирования коммуникативной готовности к школе является востребованной современным обществом, так как к выпускнику дошкольного учреждения предъявляются более высокие требования как к личности будущего первоклассника школ нового типа, обучение в которых ведется по интенсивным программам. Одна из основных претензий, предъявляемых системой общего образования к качеству подготовки ребенка в дошкольном учреждении, заключается в неспособности обучающихся коммуникативно адекватно организовать свою учебную деятельность. Фактически личность, коммуникативно готовую к дальнейшей социализации и индивидуализации, реально существующая система дошкольного образования пока не формирует.
Исследования Е.О. Канунниковой показывают, что в настоящее время свыше 52% детей поступающих в школу обнаруживают недостаточный для успешного обучения в школе уровень коммуникативной готовности. А.В. Вялых отмечает, что у 57 % дошкольников на этапе перехода в школу не сформирована коммуникативная инициатива.
Все выше обозначенное приводит к усилению интереса ученых к проблеме готовности старшего дошкольника к школе в целом, и коммуникативных ее компонентов, как доминирующей частной составляющей.
Но этот интерес не способствует выработке единого определения понятия готовности к обучению в школе, существует множество подходов и научных точек зрения при определении данного психолого-педагогического феномена. С точки зрения ценности для нашего исследования наиболее полным определением готовности к обучению в школе является определение Е.Е. Кравцовой, которая при характеристике готовности детей к школе основной упор делает на роль общения в развитии ребёнка. Она выделяет три сферы - отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития, которых определяет степень готовности к школе и определённым образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности. Существенным показателем в этой концепции является уровень развития общения ребёнка с взрослыми и сверстниками с точки зрения сотрудничества и кооперации. Считается, что дети с высокими показателями сотрудничества и кооперации одновременно обладают высокими показателями интеллектуального развития и тем самым адаптационного потенциала к условиям обучения в общеобразовательной школе.
Так, А.В. Вялых определяет структуру психологической готовности к школьному обучению, в которой ведущим выступает коммуникативный компонент, заключающийся в формировании у ребенка навыков общения в рамках игровой деятельности и развитии коммуникативных способностей, необходимых для адекватного восприятия социальной реальности в рамках учебной деятельности; и дает авторское определение данного компонента как уровня развития коммуникативной деятельности, позволяющего относительно легко войти в новую деятельностную среду.
Ведущие отечественные специалисты по проблеме общения, а именно: А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев и Б.Ф.Ломов рассматривали общение как важнейший фактор психического и физического здоровья. Они обогатили психологию интересными научными программами, конкретизировали принципы, задачи и цели изучения закономерностей и механизмов общения.
Существенным вкладом в психологию общения стали работы Г.М. Андреевой, Э. Берна, Г.А. Ковалева, В.А. Петровского. Исследованию проблемы понимания и взаимопонимания в межличностном познании и общении посвящены работы Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, К. Роджерса, С.Л. Рубинштейна, Т. Шибутани.
Дошкольный возраст содержит в себе глубокие потенциальные возможности, которые позволяют будущему школьнику быть выразительным, свободным в общении, лучше понимать внутренний мир других людей. (К.В. Бардин, Л.И. Божович, Г.В. Бурменской, Н.Ф. иноградова, Л.Е. Журова, А.Г. Лидерс, В.С. Мухинаи другие).
Однако при несомненной теоретической значимости работ данных исследователей в них недостаточно представлена проблема формирования общения и коммуникативной деятельности применительно к старшим дошкольникам, рассмотрение которой поможет повысить готовность ребенка к школе не только в интеллектуальном, но и в социально-коммуникативном ракурсе. В результате не в полной мере изучены педагогические условия организационно-методического сопровождения формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе и не может быть реализована эффективная коммуникация в условиях учебной деятельности, с учетом активной позиции ребенка.
Таким образом, в современном мире, характеризующемся крайне высокой плотностью социальных и психологических контактов, на значимую в психолого-педагогической деятельности претендует задача формирования коммуникативной готовности к учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Анализ публикаций ряда ученых А.Г. Антоновой, Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, Л.А. Парамоновой, Л.М. Шипицыной и Л.А. Кандрух и реальной практики работы многих дошкольных образовательных учреждений показывает, что старшие дошкольники испытывают большие трудности в межличностном, диалогическом взаимодействии со взрослыми и сверстниками, у них не сформированы компоненты диалога: не способны наладить контакт с участниками взаимодействия, не умеют контролировать свое поведение; не умеют понять и выслушать другого; неадекватно воспринимают окружающих.
А обращение педагогов дошкольных образовательных учреждений к проблеме формирования у детей коммуникативной готовности свидетельствует о несостоятельности «тотально-монологичной» дошкольной образовательной системы и необходимости перехода к иной образовательной парадигме, разработке эффективных педагогических условий
организационно-методического сопровождения формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Все вышеперечисленное определило проблему исследования: каковы педагогические условия формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать педагогические условия организационно-методического сопровождения формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Объект исследования - процесс формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Предмет исследования - педагогические условия формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования, было выдвинуто предположение, выступающее в качестве гипотезы исследования: достижение положительных результатов работы по формированию коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе будет возможным, если:
- осуществить проектирование развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей формирование коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе;
- обеспечить готовность педагогов к работе по формированию коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе;
- усилить коммуникативную направленность образовательного процесса в группах дошкольной организации;
- включить родителей (законных представителей) в работу по формированию коммуникативной готовности к обучению в школе старших дошкольников.
Для реализации цели и гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему формирования
коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
2. Выделить и обосновать педагогические условия организационно-методического сопровождения формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
3. Проанализировать уровень и выявить особенности формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
4. Апробировать и проверить эффективность реализации педагогических условий организационно-методического сопровождения формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности (М. В. Крулехт), системный подход в разработке образовательных стандартов нового поколения (С.Е. Анфисова, А.Г. Асмолов, Я.Л. Каменский), возрастной подход и идея о сензитивных периодах личностного развития дошкольников (Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.С. Мухина);теория общения и коммуникации (И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов), теория готовности к школьному обучению (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, Н.В. Нижегородцева, Д.Б. Эльконин), теории речевого и коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста и возможностей оптимизации коммуникативного развития при подготовке к школьному обучению (М.М Алексеева, Б.Е. Кравцова, Т.А. Кривченко, Е О. Смирнова, Е В. Степанова, О С Ушакова, В И Яшина).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании педагогических условий организационно-методического сопровождения формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Практическая значимость исследования: внедрены в практику работы дошкольной организации педагогические условия формирования предпосылок коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе; проведенная работа позволит обеспечить готовность педагогов к реализации педагогических условий организационно-методического сопровождения формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Исследование осуществлялось в несколько этапов.
На первом этапе (2015-2016 гг.) проводился теоретический обзор литературных источников по проблеме исследования. В результате этого были определены исходные параметры исследования: его проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, методология и методы, научный аппарат, выявлена проблема организационно-методического сопровождения формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
На втором этапе (2016-2017 гг.) осуществлялся анализ состояния проблемы организационно-методического сопровождения формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе, проводилось экспериментальное исследование по апробации педагогических условий организационно-методического сопровождения формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
На третьем завершающем этапе (2017-2018 гг.) были систематизированы и обобщены результаты экспериментальной работы, завершено оформление диссертации.
Для решения поставленных задач использовался следующий комплекс методов исследования:
-теоретические: анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
-эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); тестирование, анкетирование, наблюдение;
- метод качественного и количественного анализа полученных результатов.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Сказка» г. Короча. Выборку составили педагоги (воспитатели - 13 человек, учителя - логопеды - 2 человека), воспитанники подготовительной группы в количестве 28 человек и их родители (законные представители).
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась:
V посредством выступления на педагогических советах МБДОУ, методических объединениях воспитателей дошкольных образовательных учреждений;
V участия в межвузовской студенческой конференции «Инновационные процессы в дошкольном образовании»;
V по теме исследования опубликованы следующие научные тезисы:
- «Организация деятельности дошкольной образовательной организации по формированию коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе» // «Аспирант», 2017. - №7 (объем 0,5 п.л.);
- «Организационно - методическое сопровождение формирования предпосылок коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе» //«Академическая публицистика», 2017. - №3 (объем 0,5 п.л).
- «Педагогические условия формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе // «Академическая публицистика», 2018. - №1 (принята к печати) (объем 0,7 п.л.) (в соавторстве с Панасенко К.Е.).
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В результате проведенного исследования удалось теоретически обосновать актуальность изучения проблемы организационно - методического сопровождения процесса формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Теоретический анализ по теме исследования позволил установить, что проблема готовности к обучению в школе на протяжении последних столетий является объектом исследования ведущих отечественных и зарубежных педагогов и психологов. И в настоящее время задача подготовки детей к успешному обучению в школе, формирования предпосылок учебной деятельности занимает одно из важнейших мест в развитии педагогической (А.В. Вялых, Е.О. Канунникова, Л.В. Ковалева, Е.А. Репринцева, Л.Н.
Усачева и др.) и психологической науки (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б.
Эльконин, Л.И. Божович, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, Н.В. Нижегородцева и др.). Проблема готовности к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, среди которых выделяются труды Л.Ф. Берцфаи, Л.И. Божович, Л.А. Венгера, Г. Витцлака, В.Т. Горецкого, В.В. Давыдова, Я. Йирасика, А. Керна, Н.И. Непомнящей, Н.В. Нижегородцевой, С. Шгребела, Д.Б. Эльконина.
Анализ психолого-педагогической литературы и данные экспериментальной работы позволили нам сделать следующие выводы.
1. Проблема организационно - методического сопровождения процесса формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе является одной из наиболее актуальных в современной педагогике и психологии. Направленность дошкольного образования на конечный педагогический результат - развитие ребенка и обеспечение его успешности в вопросах адаптации, социализации и обучения, предполагает тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса (старших дошкольников, педагогов дошкольной организации и родителей (законных представителей)).
2. Опыт общения со взрослыми, стиль общения и воспитания в
образовательной организации, опыт общения со сверстником, индивидуальный опыт ребенка, его умственное развитие, уровень сформированности личностно-профессиональной позиции педагогов дошкольного образовательного учреждения (готовности педагогов к работе по формированию коммуникативной готовности детей), усиление коммуникативной направленности образования (содержание непосредственной образовательной деятельности, игры), проектирование развивающей предметно - пространственной среды, активная позиция родителей(законных представителей) выступают в качестве основных условий формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
3. На основе теоретического анализа литературы были разработаны и апробированы педагогические условия формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе. За основополагающие условия были взяты: проектирование развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей формирование коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе; готовность педагогов к работе по формированию коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе; усиление коммуникативной направленности образования; включение родителей (законных представителей) в работу по формированию коммуникативной готовности к обучению в школе старших дошкольников.
4. Полученные на констатирующем этапе экспериментальной работы
данные позволяют сделать вывод о недостаточном уровне коммуникативной готовности старших дошкольников к успешному обучению в школе. По критерию «Коммуникативные знания» показатель высокого уровня развития составил 19%, по критерию «Коммуникативные умения» - 23% и по критерию «Коммуникативные навыки» - с 22% до 37%, что является явно недостаточным, для эффективной подготовки старших дошкольников к обучению в школе. В качестве основных причин выступают индивидуальный недостаточный уровень сформированности отдельных компонентов коммуникативной готовности к обучению в школе (коммуникативных знаний, умений и навыков), недостаточный уровень сформированности личностно-профессиональной позиции педагогов дошкольной организации, недостаточный уровень оснащенности предметно пространственной среды и низкий уровень включенности родителей (законных представителей) в работу по формированию коммуникативной готовности к обучению в школе старших дошкольников.
5. На основе полученных на констатирующем этапе данных были разработаны и внедрены в практику работы дошкольной организации педагогические условия формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе. А именно: проектирование развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей формирование коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе; готовность педагогов к работе по формированию коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе; усиление коммуникативной направленности образования; включение родителей (законных представителей) в работу по формированию коммуникативной готовности к обучению в школе старших дошкольников.
6. Результаты контрольного эксперимента позволили установить положительную тенденцию в формировании коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе. По критерию «Коммуникативные знания» показатель высокого уровня развития вырос с 19% до 32%, по показателю «Коммуникативные умения» - с 23% до 31% и по показателю «Коммуникативные навыки» - с 22% до 37%. Большинство старших дошкольников овладели навыками устной речи, умениями выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, строить речевое высказывание в ситуации общения, выделять звуки в словах, продемонстрировали сформированность предпосылок грамотности. Полученные данные так же позволяют нам говорить о наметившейся положительной динамике в формировании профессиональной позиции педагогов, их готовности к работе по формированию коммуникативной готовности детей. В целом и родители более активно включились в процесс по формированию коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Полученные на контрольном этапе работы данные по выделенным направлениям позволяют сделать вывод, что реализация педагогических условий формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе оказалась эффективной.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: достижение положительных результатов работы по формированию коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе будет возможным, если: осуществить проектирование развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей формирование коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе; обеспечить готовность педагогов к работе по формированию коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе; усилить коммуникативную направленность образовательного процесса в группах дошкольной организации; включить родителей (законных представителей) в работу по формированию коммуникативной готовности к обучению в школе старших дошкольников.
Теоретический анализ по теме исследования позволил установить, что проблема готовности к обучению в школе на протяжении последних столетий является объектом исследования ведущих отечественных и зарубежных педагогов и психологов. И в настоящее время задача подготовки детей к успешному обучению в школе, формирования предпосылок учебной деятельности занимает одно из важнейших мест в развитии педагогической (А.В. Вялых, Е.О. Канунникова, Л.В. Ковалева, Е.А. Репринцева, Л.Н.
Усачева и др.) и психологической науки (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б.
Эльконин, Л.И. Божович, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, Н.В. Нижегородцева и др.). Проблема готовности к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, среди которых выделяются труды Л.Ф. Берцфаи, Л.И. Божович, Л.А. Венгера, Г. Витцлака, В.Т. Горецкого, В.В. Давыдова, Я. Йирасика, А. Керна, Н.И. Непомнящей, Н.В. Нижегородцевой, С. Шгребела, Д.Б. Эльконина.
Анализ психолого-педагогической литературы и данные экспериментальной работы позволили нам сделать следующие выводы.
1. Проблема организационно - методического сопровождения процесса формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе является одной из наиболее актуальных в современной педагогике и психологии. Направленность дошкольного образования на конечный педагогический результат - развитие ребенка и обеспечение его успешности в вопросах адаптации, социализации и обучения, предполагает тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса (старших дошкольников, педагогов дошкольной организации и родителей (законных представителей)).
2. Опыт общения со взрослыми, стиль общения и воспитания в
образовательной организации, опыт общения со сверстником, индивидуальный опыт ребенка, его умственное развитие, уровень сформированности личностно-профессиональной позиции педагогов дошкольного образовательного учреждения (готовности педагогов к работе по формированию коммуникативной готовности детей), усиление коммуникативной направленности образования (содержание непосредственной образовательной деятельности, игры), проектирование развивающей предметно - пространственной среды, активная позиция родителей(законных представителей) выступают в качестве основных условий формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
3. На основе теоретического анализа литературы были разработаны и апробированы педагогические условия формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе. За основополагающие условия были взяты: проектирование развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей формирование коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе; готовность педагогов к работе по формированию коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе; усиление коммуникативной направленности образования; включение родителей (законных представителей) в работу по формированию коммуникативной готовности к обучению в школе старших дошкольников.
4. Полученные на констатирующем этапе экспериментальной работы
данные позволяют сделать вывод о недостаточном уровне коммуникативной готовности старших дошкольников к успешному обучению в школе. По критерию «Коммуникативные знания» показатель высокого уровня развития составил 19%, по критерию «Коммуникативные умения» - 23% и по критерию «Коммуникативные навыки» - с 22% до 37%, что является явно недостаточным, для эффективной подготовки старших дошкольников к обучению в школе. В качестве основных причин выступают индивидуальный недостаточный уровень сформированности отдельных компонентов коммуникативной готовности к обучению в школе (коммуникативных знаний, умений и навыков), недостаточный уровень сформированности личностно-профессиональной позиции педагогов дошкольной организации, недостаточный уровень оснащенности предметно пространственной среды и низкий уровень включенности родителей (законных представителей) в работу по формированию коммуникативной готовности к обучению в школе старших дошкольников.
5. На основе полученных на констатирующем этапе данных были разработаны и внедрены в практику работы дошкольной организации педагогические условия формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе. А именно: проектирование развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей формирование коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе; готовность педагогов к работе по формированию коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе; усиление коммуникативной направленности образования; включение родителей (законных представителей) в работу по формированию коммуникативной готовности к обучению в школе старших дошкольников.
6. Результаты контрольного эксперимента позволили установить положительную тенденцию в формировании коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе. По критерию «Коммуникативные знания» показатель высокого уровня развития вырос с 19% до 32%, по показателю «Коммуникативные умения» - с 23% до 31% и по показателю «Коммуникативные навыки» - с 22% до 37%. Большинство старших дошкольников овладели навыками устной речи, умениями выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, строить речевое высказывание в ситуации общения, выделять звуки в словах, продемонстрировали сформированность предпосылок грамотности. Полученные данные так же позволяют нам говорить о наметившейся положительной динамике в формировании профессиональной позиции педагогов, их готовности к работе по формированию коммуникативной готовности детей. В целом и родители более активно включились в процесс по формированию коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Полученные на контрольном этапе работы данные по выделенным направлениям позволяют сделать вывод, что реализация педагогических условий формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе оказалась эффективной.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: достижение положительных результатов работы по формированию коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе будет возможным, если: осуществить проектирование развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей формирование коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе; обеспечить готовность педагогов к работе по формированию коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе; усилить коммуникативную направленность образовательного процесса в группах дошкольной организации; включить родителей (законных представителей) в работу по формированию коммуникативной готовности к обучению в школе старших дошкольников.
Подобные работы
- Формирование коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ (Педагогика, психология, Алтайский педагогический государственный университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Формирование у детей старшего дошкольного возраста мотивационной готовности к обучению в школе (Кемеровский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ СРЕДСТВАМИ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование у детей дошкольного возраста мотивации к обучению в школе (Экспериментальная психология, Кемеровский государственный университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста средствами легоконструирования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ В УСЛОВИЯХ РАЗНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018



