Введение 3
Глава 1. Правила ведения войны как объект международно-правового регулирования 6
1.1. Понятие и сущность правил ведения войны 6
1.2. Принципы ведения войны в международно-правовых договорах..15
1.3. Развитие международно-правового регулирования правил ведения
войны 24
Глава 2. Гарантии реализации правил ведения войны 34
2.1. Юридические гарантии 34
2.2. Институциональные гарантии 47
2.3. Судебные гарантии 54
Заключение 63
Список использованных источников и литературы 70
Актуальность исследования. Историю развития человеческой цивилизации можно рассматривать как историю различных военных действий. По приблизительным меркам за историю человечества было зафиксировано более 15 тысяч вооруженных конфликтов . К сожалению, несмотря на усилия со стороны мирового сообщества по предотвращению вооруженных конфликтов, такое явление как военные действия сохраняет позицию динамично развивающегося. За последнее время активную позицию в списке стран, на территории которых совершаются вооруженные конфликты, занимают Сирия, Ирак, Ливия, Йемен и др.
Общеизвестно, что на протяжении долгого времени развития как человеческих, так и международных отношений вооруженные конфликты были основным средством разрешения возникающих споров. Со временем отношение к войне стало меняться, что подтверждается проведением международными государствами конгрессов и конференций (например, Венский конгресс 1815г.), которые явились, своего рода, плацдармом для дальнейшего их сотрудничества между собой. В 1899 и 1907 годах по инициативе России проводятся первые конференции мира (Гаагские конференции), итогом работы которых является принятие Конвенции по ограничению средств и методов ведения войны, закрепляются правила разрешения международных конфликтов. Указанные меры, к сожалению, не стали препятствием для Первой и Второй мировых войн. Данное обстоятельство и сегодня подталкивает глав ведущих мировых держав активно заниматься поиском новых мер для предотвращения вооруженных конфликтов.
Отсутствие должного, на наш взгляд, механизма урегулирования международных конфликтов отрицательно сказывается на деятельности как международных государств, так и международных организаций, последние из которых, в том числе, призваны поддерживать мир и безопасность, урегулировать возникающие международные конфликты.
Стремление государств и международных организаций, которое, помимо прочего, выражается в поддержании мира и безопасности, предотвращении вооруженных конфликтов приводит к тому, что некоторые страны не готовы «жертвовать», по их мнению, своими интересами. В этом случае можно смело говорить об отсутствии у государств желания взаимодействовать друг с другом для разрешения конфликтных ситуацию по субъективным причинам.
Сложные международно-правовые отношения государств приводят к необходимости модернизации механизмов разрешения международных конфликтов.
Вышеизложенное, по нашему мнению, обусловливает необходимость всестороннего исследования современного состояния международно-правового регулирования правил ведения войны.
Объектом исследования являются специфические международно-правовые отношения, возникающие в ходе вооруженной борьбы и определяющие взаимные обязательства участников вооруженных конфликтов относительно применения норм международного гуманитарного права.
Предметов исследования является международно-правовое регулирование комплекса международных отношений, связанных с применением норм международного гуманитарного права в период вооруженного конфликта в сфере, регулируемой правилами ведения войны.
Целью данного исследования является изучение и комплексный анализ проблемы правового регулирования и применения норм международного гуманитарного права, регламентирующих отношения воюющих сторон во время вооруженного конфликта.
Основные задачи исследования состоят в следующем:
- определение сущности правил ведения войны;
- классификация и систематизация принципов ведения войны, изложенных в международно-правовых договорах;
- определение тенденции и эволюции развития международно- правовых источников, регулирующих правила ведения военных действий;
- проведение всестороннего анализа нормативно-правовой базы в области регламентации правил ведения войны;
- определение компетенции международных организаций в сфере урегулирования международных конфликтов;
- комплексный анализ состояния норм международного права в области применения международного уголовного правосудия.
Правовую основу исследования составили международные правовые договоры по теме исследования, обычное право, законодательство государств.
Теоретическую основу исследования составили работы отечественных ученых, в той или иной степени касавшихся вопросов международно-правового регулирования правил ведения войны: А. Х. Абашидзе, С. В. Бахин, Я. А. Бороздина, С. А. Глотов, С. И. Глушкова, А. Н. Головистикова, Л. Ю. Грудцына, В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева, И. И. Лукашук, Ю. И. Малевич, Н. М. Миронов, А. П. Мовчан, С. М. Оганесян, С. В. Поленина, И. В. Ростовщиков, Ф. М. Рудинский, А. В. Стремоухов, В. П. Сударев, Р. А. Тузмухамедов, А. Г. Усольцева, Л. Р. Шаммасова, М. А. Шапиро.
Подводя итоги проведенного исследования, необходимо сделать следующие выводы и обобщения.
Традиционное международное гуманитарное право рассматривается как право ведения военных действий. Современные институты и нормы международного права, регулирующие правила ведения войны, требуют от государств-участников соответствующих договоров принять на себя обязательства их выполнению.
Под правилами ведения войны следует понимать совокупность правовых принципов и норм, лимитирующих применение средств и методов ведения военных действий и координирующих действия субъектов международного права в целях сокращения последствий нарушения данных норм, а также гуманизации правил ведения военных действий.
Гуманитарное право координирует права и обязанности конфликтующих сторон, а именно: порядок начала, окончания, ведения войны, правовой статус участников вооруженных конфликтов и мирного населения, оккупационный режим, собственность и т.д. Правилами затрагивается и сфера дипломатических отношений между государствами ввиду изменения или нарушения их договорных обязательств в результате обращения к военным действиям, определятся территория распространения «театра войны», которая должна быть ограничена государственной территорией конфликтующих сторон и пределами открытого моря.
В международных актах установлены запреты и ограничения на применение некоторых из средств и методов ведения войны:
1) некоторые виды пуль, которые «легко разворачиваются или сплющиваются в человеческом теле, к каковым относятся оболоченные пули, коих твердая оболочка не покрывает всего сердечника или имеет надрезы». Например, пули калибра 5,45 мм систем Калашникова 1974 г;
2) ядовитые газы и жидкости, удушливые вещества, а также все виды химического, биологического и токсического оружия;
3) средства, воздействующие на экологическую среду и направленные на ее разрушение или долгосрочное причинение вреда;
4) любые виды оружия, поражающим элементом которого являются осколки, обнаружение которых в человеческом теле даже с использованием рентгеновских лучей невозможно;
5) мины-ловушки и иные устройства, приготовленные в виде безвредных, безопасных предметов, а равно ассоциирующиеся с международными защитными эмблемами; больными, раненными, мертвыми; местами захоронения; детскими игрушками, предметами, предназначенными для детей; медицинским оборудованием; продуктами питания; животными; предметами религиозного характера; культурными и историческими памятниками и ценностями;
6) зажигательное оружие, направленное на мирное население и невоенные объекты. К таким относят оружие и боеприпасы, оказывающие воздействие пламенем, теплом или и тем и другим одновременно, которое направленное на поджог объектов или причинение ожогов людям.
7) ослепляющее лазерное оружие, действия которого направлены на ослепление. Отметим, что на сегодняшний день не установлен запрет на применение такого вида оружия, эффект действия которого носит случайный или непреднамеренный характер .
8) противопехотные мины, детонация которых происходит в зависимости от близости и непосредственного воздействия человека
Современное международное право распространяется не только на установление запретов и ограничений в отношении государств, участвующих в вооруженных конфликтах, но закрепляет методы их ведения.
Международная гуманитарная доктрина в качестве особого метода ведения военных действий выделяет «гуманное вмешательство», которое выступает в качестве «оправдания» развязывания военных действий.
Правила ведения войны, на наш взгляд, являются своего рода подотраслью международного гуманитарного права. Данные правила вступают в силу уже после нарушения международным государством одного из основных принципов международного права о запрете применения силы и угрозы применения таковой.
В международных правовых актах, касающихся гуманитарного права, регламентируются нормы, которыми в обязательном порядке руководствуются государства-участники. При этом формулирование положений таких актов всегда основывается принципах международного права вообще, а международного гуманитарного права, в частности.
Всю совокупность принципов гуманитарного права можно систематизировать в 4 группы: фундаментальные, общие, защиты жертв войны, принципы права войны. Они представляют собой базис для действия государств, как участвующих, так и не участвующих в военных действия.
Основной целью принципов международного гуманитарного права выступает защита мирного населения и гражданских объектов, поскольку они больше других находятся в зоне риска.
В качестве отрасли права международное гуманитарное право оформилось примерно в XIX в. после проведения Гаагских конференций 1899 и 1907 гг.
В период Древнего мира государствами предусматривались правила ведения военных действий и обращения с военнопленными, мирным населением и их жилищем.
Гуманизация правил ведения военных действий получила развитие период Средневековья. В ее основу легли рыцарские традиции и «человеколюбие», которая должна распространяться на всех людей, независимо от стороны конфликта.
Эпоха Просвещения характеризовалась уравниванием прав человека, что обусловило наступление соответствующих изменений в отношении регулирования правил ведения войны.
Особое значение для развития гуманитарного права и его кодификации оказали Конвенция об улучшении условий раненых на поле боя 1864 г., Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г., Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г., Устав ООН 1945 г. и др.
Регламентация международного гуманитарного права / правил ведения войны, как отрасли международного права, отражена более чем в 80 нормативных правовых актах. Данное обстоятельство предопределяет наличие юридических гарантий.
Юридические гарантии представляют собой совокупность законодательно закрепленных средств и способов охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина во время военных действий.
К числу актов, закрепляющих юридические гарантии граждан, относятся: Женевская конвенция об улучшении участи раненых в действующих армиях 1864 г., Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г., Конвенция (II) о законах и обычаях сухопутной войны и ее приложение о законах и обычаях сухопутной войны 1899 г., Конвенция о применении начал Женевской конвенции от 22 августа 1864 г. к морской войне 1899 г., Декларация (IV, 1) о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или иными подобными новыми способами 1899 г., Декларация (IV, 3) о неупотреблении легко разворачивающихся и сплющивающихся пуль 1899 г., Конвенция для улучшения участи раненых и больных в действующих армиях 1906 г., Конвенция (IV) о законах и обычаях сухопутной войны и Приложение: Положение о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г., Конвенция о запрещении разработки, производства бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г. и др.
Начиная с Женевской конвенции 1864 года, началась активная систематизация и последующая кодификация норм, регламентирующих гуманитарное право. С развитием норм права ведения войны возрастает сфера его применения. Каждый акт, принимаемый в целях регулирования правил ведения военных действий, объединяет силы мирового сообщества против агрессии конкретных стран и в целях сокращения негативных последствий военных действий.
Кроме нормативных правовых актов, регулирующих действия государств в период вооруженного конфликта, существует ряд организаций, деятельность которых направлена на предупреждение военных действий; ликвидацию и сокращение последствий; защиту и охрану участников конфликтующих сторон, мирного населения, детей и женщин, культурных ценностей.
К числу организаций, занимающихся оказанием гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате вооруженных конфликтов, относится Международный Комитет Красного Креста, основанного в 1863 г.
В 1949 г. в целях исполнения положений Женевской конвенции об обращении с военнопленными было учреждено Центральное агентство по делам военнопленных (справочное бюро), являющееся подразделением МККК. Основная деятельность данного учреждения заключается в оказании помощи в сборе и передаче данных обо всех случаях перемещения, освобождения, репатриации, побегов, госпитализации и смерти военнопленных, больных и раненных, с целью скорейшей передачи информации о них заинтересованным семьям.
В 1945 г. в целях поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами была сформирована международная Организация Объединенных Наций.
В рамках ООН был учрежден Совет Безопасности ООН, ответственный за поддержание мира и безопасности. Совет Безопасности ООН участвует в укреплении и поддержании принципов верховенства права в ситуациях угроз миру и стабильности.
Еще одним структурным учреждение ООН является Комиссия ООН по разоружению, которая является совещательным органом, подчиняющимся Генеральной Ассамблее ООН.
В сфере охраны культурных ценностей на международном уровне было сформирована Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
Организациями, участвующими в регулировании международных военных конфликтов, являются Международный уголовный суд, Департамент по поддержанию мира и Департамент полевой поддержки.
Помимо универсальных международных организаций, деятельность которых направлена на поддержание мира и безопасности, существуют и региональные организации, среди которых следует выделить Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организацию Северо-Атлантического договора (НАТО), Западноевропейский союз (ЗЕС), Ассоциацию государств юго-восточной Азии (АСЕАН).
Перечень судебных гарантий предусмотрен ст. 75 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I).
Первыми уголовными судами были трибуналы - международный судебный орган по преследованию и наказанию преступников и государств по обвинению в совершении международных преступлений.
Яркими примерами выполнения и соблюдения судебных гарантий были решения, вынесенные Международным военным трибуналом по Югославии, Нюрнбергским и Токийским трибуналами.
Создание, регламентация и последующее регулирование судебных гарантий обусловливает соблюдение юридических и институциональных гарантий граждан, участвующих в военных действиях.
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
1. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско
26 июня 1945 г.) // Правила процедуры Генеральной Ассамблеи (Doc.
A/520/Rev. 13). - Нью-Йорк: ООН, 1979.
2. Брюссельская декларация Парламентской ассамблеи ОБСЕ и
резолюции пятнадцатой ежегодной сессии Брюссель, 3 - 7 июля 2006 года (артикль 15, пар. 233). Сайт. URL:
http://www.osce.org/ru/pa/19801?download=true.
3. Второй протокол к Гаагской Конвенции о защите культурных
ценностей в случае Вооруженного Конфликта 1954 года, Гаага, 26 марта 1999 года. Сайт. URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/hague_conv_2nd_prot.sht ml.
4. Венская конвенция 1980 г. Сайт. URL: http://www.cisg.ru/tekst-venskoj- konvencii-polnostyu.php.
5. Гаагская конвенция 1899 года. Сайт. URL:
https://fireman.club/inseklodepia/gaagskaya-konvenciya-1899-goda-gaagskaya- konvenciya-1907-goda-i-gaagskaya-konvenciya-1954-goda.
6. Гаагская конвенция 1907 года. Сайт. URL:
https://fireman.club/inseklodepia/gaagskaya-konvenciya-1899-goda-gaagskaya-konvenciya-1907-goda-i-gaagskaya-konvenciya-1954-goda.
7. «Декларация о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров» (Принята в г. Гааге 18.10.1907) Сайт. URL: https://www.lawmix.ru/abrolaw/16820.
8. Декларация о неупотреблении легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль от 29 июля 1899 г. Сайт. URL: http://pravo.levonevsky.org/bazaby/mdogov/megd4986.htm.
9. Декларация о неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы (Гаага, 29 июля 1899 г.). Доступ из информац.-справоч. системы «Гарант».
10. Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль (Санкт-Петербург, 29 ноября (11 декабря) 1868 года). Сайт. URL: http://ppt. ru/newstext.phtml?id=31699.
11. Департамент операций по поддержанию мира, Департамент полевой поддержки. Сайт. URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/about/dpko.
12. Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения. Сайт. URL: http://docs.cntd.ru/document/1900919.
13. Договор о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала. Сайт. URL: http://docs.cntd.ru/document/901721680.
14. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся жертв международных вооруженных конфликтов (с изменениями на 30 ноября 1993 года). Сайт. URL: http: //docs.cntd.ru/document/901755843.
15. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа
1949 года, касающийся защиты жертв международных вооружённых конфликтов (Протокол I). Сайт. URL:
https://www.icrc.org/rus/assets/files/2013/ap_i_rus.pdf.
16. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов (Протокол II). Женева, 8 июня 1977 года. Сайт. URL: https://www. icrc. org/rus/resources/documents/misc/6lkb3l.htm.
17. Дополнительный протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I). Принят на дипломатической конференции в Женеве 8 июня 1977 г.
18. Женевская конвенция (I) « Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях». Женева, 12 августа 1949 года. Сайт. URL: https://www. icrc. org/rus/resources/documents/misc/geneva-conventon-1. htm.
19. Конвенция (I) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях. Женева, 12 августа 1949 года. Сайт. URL: https://www. icrc. org/rus/resources/documents/misc/geneva-conventon-1. htm.
20. Конвенция (IV) о защите гражданского населения во время войны.
Женева, 12 августа 1949 года. Сайт. URL:
https://www. icrc. org/rus/resources/documents/misc/geneva-convention-4.htm
21. V Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны (Гаага, 18 октября 1907 года). Сайт. URL: http: //www. conventions. ru/view_base. php?id=800.
22. VIII Конвенция о постановке подводных, автоматически
взрывающихся от соприкосновения мин. Сайт. URL:
http: //www. conventions. ru/view_base. php?id=803.
23. Конвенция для улучшения участи раненых и больных в действующих армиях (Заключена в г. Женеве 06.07.1906) Сайт. URL: http://ppt. ru/newstext. phtml?id=48194
24. Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны с приложением:
Положение о законах и обычаях сухопутной войны 18 октября 1907 года.Сайт. URL: https://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/hague-
convention-iv-181007.htm.
25. Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. Сайт. URL: http: //www. un. org/ru/peace/mine/conweapons. shtml.
26. Конвенция о запрещении применения, накопления запасов,
производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении (Оттавская конвенция, 1997 г.). Сайт. URL:
http: //pravo. levonevsky.org/bazaby/mdogov/megd3709. htm.
27. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления
запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (Одобрена резолюцией 2826 (XXVI) Г енеральной Ассамблеи от 16 декабря 1971 года). Сайт. URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/bacweap.shtml.
28. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного
конфликта. Гаага, 14 мая 1954 года. Сайт. URL:
https://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/treaties-cultural-properties- 140554.htm.
29. Конвенция о применении к морской войне начал Женевской Конвенции (Гаага, 18 октября 1907 года). Сайт. URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=804.
30. Конвенция об обеспечении свободного пользования Суэцким каналом. Сайт. URL: http://istmat.info/node/27255.
31. Международный трибунал по бывшей Югославии. Сайт. URL: http://www.un.org/ru/law/icty/charter.shtml.
32. Международный трибунал по Руанде. Сайт. URL:
http://www.un.org/ru/law/ictr/charter.shtml.
33. Нионское Соглашение (Нион, 14 сентября 1937 г.). Сайт. URL:
http://base.garant.ru/2540277.
34. «Правила действия подводных лодок по отношению торговым судам в военное время» (вместе с «декларацией») (Правила приняты в г. Лондоне 06.11.1936) (Декларация принята в г. Москве 03.02.1937). Сайт. URL: http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=1491.
35. Протокол r к Женевским конвенциям 1949 г. о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия (Протокол III) 1980 г. Сайт. URL: http: //www.un. org/ru/documents/decl_conv/conv1980.shtml.
36. Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин -
ловушек и других устройств с поправками, внесенными 3 мая 1996 г. (Протокол II к Конвенции 1980 года). Сайт. URL
https://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/treaties-ccw-protocol2- revised-101080.htm.
37. Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств, 17 июня 1925 года. Сайт. URL: https://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/protocol- gases-170625.htm.
38. Протокол о необнаруживаемых осколках (Протокол I). Сайт. URL: https://www. icrc. org/rus/resources/documents/misc/treaties-ccw-protocol 1 - 101080.htm.
39. Протокол от 13 октября 1995 г. «Протокол IV об ослепляющем
лазерном оружии (Дополнительный протокол) к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие». Сайт. URL:
http: //pravo. levonevsky.org/bazaby/mdogov/megd3709. htm.
40. Резолюция 49/50 Генеральной Ассамблеи ООН, 9 декабря 1994 г. Сайт. URL:http: //www. un. org/ru/ga/49/docs/49res. shtml
41. Резолюция Совета Безопасности ООН 827 (1993) от 25 мая 1993 г
42. Речь, произнесенная на XIV Международной научно-практической
конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, состоявшейся 20 мая 2009 года/ Цели и задачи, отличительные особенности и деятельность Международного Комитета Красного Креста. Сайт. URL:
https://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/russia-icrc-200509.htm.
74
43. Римский статут Международного уголовного суда. Рим, 17 июля 1998 года. Сайт. URL: http://www.un.org/ru/law/icc/rome_statute(r)
44. Римский статут Международного уголовного суда. Сайт. URL: http://www.un.org/ru/law/icc/rome_statute(r).
45. Создание Красного Креста в 1863 г. Женевская конвенция об улучшении участи раненых на поле боя 1864 г. Сайт. URL: http: //mybiblioteka. su/1-19978. html.
Специальная литература
1. Арцибасов, И.Н., Егоров, С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. - М.: Международные отношения, 1989.
2. Валеев, Р.М, Курдюков, Г.И.. Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов. - М.: Статут, 2010.
3. Гассер, Х.П. Международное гуманитарное право. // Международный Комитет Красного Креста, - М., 1995.
4. Гуманитарное право и внутренние конфликты. Истоки и эволюция международной регламентации. Перевод с французского / Аби-Сааб Р. - М.: Международный Комитет Красного Креста, 2000.
5. Дрейпер, Ж Развитие международного гуманитарного права // Международное гуманитарное право. - М, 1986.
6. Ермошин, В. В. Проблемы войны и мира в политико-правовых учениях нового времени. - М., 1989.
7. Залесский, К.А. Вооружённые силы III Рейха. Полная энциклопедия. Вермахт, люфтваффе, кригсмарине. - М.: Эксмо, 2008.
8. Залесский, К.А. Кто был кто в Третьем рейхе. - М.: АСТ, 2002.
9. Звягинцев, А.Г. Нюрнбергский процесс. Без грифа «Совершенно секретно». - М.: АСТ, 2010.
10. Зотов, В.Д. Война, политика, право (навстречу Третьей конференции мира) // Московский журнал международного права. - 1999. - №2.
11. Иванащенко, Л.А. Режим морской блокады по современному международному праву // Морской сборник. - 1967. - №1.
12. Ирхин, Ю.В., Зотов, В.Д., Зотова, Л.В. Политология: Учебник. - М.: Юристъ, 2002.
13. Карташкин, В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. - М., 1995.
14. Кожевников, Ф. И. Русское государство и международное право до XX века. - М., 1947.
15. Коровин, Е. А. История международного права. - М., 1946.
16. Курушкин, С.И. Век лучевого оружия и сверхмощных энергий // Воздушно-космическая оборона, - 2013. - №1.
17. Лебедева, Н. С. Подготовка Нюрнбергского процесса. - М.: Наука, 1975.
18. Мартенс, Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. В 6-ти томах. - Т. 2. - Спб, 1905.
19. Мартыненко, Е.В. Международное гуманитарное право. // История развития международного гуманитарного права: философские, этические и религиозные традиции. - М., 1991.
20. Мартышенко, Е.В. Международное гуманитарное право. - М., 1991г.
21. Матузова, Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права, - М., 2001.
22. Международное гуманитарное право в документах / Сост.: Колосов Ю.М., Котляров И.И. - М.: Изд-во Моск. независимого ин-та междунар. права, 1997.
23. Международное гуманитарное право: учебник для студентов М43 вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / (С.С. Маилян и др.); под ред. И.И. Котлярова. - 3-изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009.
24. Международное право: Учебник / Под ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунова. - М., 1999.
25. Международное публичное право: теоретические проблемы:
монография / Сафронова Е.В. - М.: Инфра-М, РИОР, 2013.
26. Международный трибунал по бывшей Югославии: Деятельность, результаты, эффективность / Отв. ред. Е. Ю. Гуськова. - М.: Индрик, 2012.
27. Мелков, Г.М. Права человека и вооруженные конфликты. - М., 2001.
28. Михайлов, Н.Г. Международный уголовный трибунал по бывшей
Югославии: компетенция, источники права, основные принципы
деятельности. - М.: Изд. Дом Шумиловой И. И., 2006.
29. Московская конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (19—30 окт. 1943 г.): Сборник документов // М-во иностр. дел СССР.- М.: Политиздат, 1984. Т. 1.
30. Мухина, О. Вооруженные конфликты и права человека // Военно - юридический журнал. - 2010. - № 9.
31. Оппенгейм, Л. Международное право. - М., 1950.
32. Пикте, Ж. Развитие и принципы международного гуманитарного права.
- М., 1993.С. 83.
33. Рагинский , М.Ю. Нюрнберг: Перед судом истории. - М.: Политиздат, 1986.
34. Рагинский, М.Ю. Милитаристы на скамье подсудимых. По материалам Токийского и Хабаровского процессов. - М.: Юридическая литература, 1985.
35. Романовский, В.Н. Флотские минеры. - М., 1956.
36. Смирнов, Л. Н., Зайцев, Е.Б. Суд в Токио. - М.: Воениздат, 1980.
37. Ушакова, Н.А. Международное право: Учебник. - М: Юрист, 2000.
38. Финешин, Е. Современное международное гуманитарное право. 2011.
39. Фисенко, И.В. Международное гуманитарное право. - Минск, 1999.
40. Ширер, У. Крах нацистской империи. - Смоленск: Русич, 1998.
41. Шпеер, А. Воспоминания. - М.: Прогресс, 1997.
Источники и литература на иностранном языке
1. Smith C. A. The Primacy of Politics: Justice, Power, and War Crimes Trials (выдержки) // The Online Journal of Peace and Conflict Resolution, issue 2.3/August 1999