Введение 5
1. Теоретико-методологические аспекты и различные теоретические подходы к изучению психосоматики, соматизации и психологии телесности 8
1.1. История развития психосоматики в зарубежной и отечественной науке .. 8
1.2. История развития понятия «соматизация» 20
1.3. Переход от традиционной психосоматики к психологии телесности 25
2. Исследование вторичного означивания интрацептивных ощущений
родителей в ситуации медицинской помощи их ребенку 32
2.1. Описание категориального аппарата исследования и используемых
методик 32
2.2. Методическое обеспечение исследования 34
2.3 Результаты исследования и их интерпретация 35
Выводы 45
Заключение 46
Литература 47
Приложения
В медицине принято ориентироваться на объективные проявления заболевания, в то время как субъект (пациент) устраняется из процесса лечения. Болезнь понимается как чисто физиологическое явление, а субъективные переживания больного, его собственные представления о болезни понимаются лишь как надстройка над болезненными ощущениями, которые зависят от объективных причин. Таким образом, в рамках объективного подхода роль психологических факторов второстепенна. Данные факторы принимаются во внимание только в том случае, если причину заболевания невозможно объяснить иным образом.
Тем не менее, учет психологических особенностей пациента практически значим, т.к. отрицательное психическое состояние может привести к замедлению процесса выздоровления, а также повлиять на качество жизни в сторону его ухудшения [30].
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в психологии достаточно широко представлен анализ психологических аспектов болезни и лечения на материале взрослой клиники. В частности, А.Ш. Тхостов [25] высказал идею о телесности как психологическом феномене, а также описал механизм означивания интрацептивных ощущений.
А.Ш. Тхостов [26] подчеркивает, что телесные ощущения в контексте болезни означают не только сами себя, но и саму болезнь, т.е. они развернуты не только внутрь, но и вовне. Отметим также, что телесные ощущения не всегда означаются в категориях болезни, их интерпретация может быть иной.
На педиатрическом материале исследования означивания телесных ощущений не проводились.
В связи с этим целью данного исследования является изучение вторичного означивания интрацептивных ощущений родителей в ситуации медицинской помощи их ребенку.
Цель нашей работы конкретизируется в следующем:
1. Разработка схемы исследования
2. Формирование выборки
3. Оценка фоновых ощущений испытуемых
4. Оценка фоновых психических состояний
5. Оценка ощущений испытуемых в заданной ситуации
6. Оценка психических состояний в описанной ситуации
7. Статистическая обработка данных исследования и их интерпретация
Объект исследования: образ психического состояния и интрацептивный словарь испытуемых.
Предмет исследования: изменения образа психического состояния и интрацептивного словаря родителей в ситуации оказания педиатрической помощи.
Исходя из поставленных целей и задач, нами была выдвинута следующая гипотеза: изменения психических состояний сопровождаются изменениями телесных ощущений по механизму вторичного означивания ощущений, описанного А.Ш.Тхостовым.
Для проведения исследования были использованы две психодиагностические методики:
1) Методика «Рельеф психического состояния» А.О. Прохорова.
2) «Выбор дескрипторов интрацептивных ощущений» А.Ш. Тхостова,
С.П. Елшанского.
Выборка:
Исследование включает 3 серии. В первой серии исследования (2019) приняли участие 78 испытуемых женского пола. Возраст испытуемых от 21 до 42 лет, медиана 32 года. Возраст детей испытуемых (младшего из нескольких детей) от 1 месяца до 13 лет, медиана 2 года.
Во второй серии (2020) приняли участие 64 испытуемых женского пола. Возраст испытуемых от 24 до 52 лет, медиана 32 года. Возраст детей испытуемых (младшего из нескольких детей) от 6 месяцев до 14 лет, медиана - 3 года.
В третьей серии (2020) приняли участие 90 испытуемых. Из них - 52 испытуемых женского пола, 38 испытуемых мужского пола. Возраст испытуемых от 22 до 55 лет, медиана - 32 года. Возраст детей испытуемых (младшего из нескольких детей) от 6 месяцев до 14 лет, медиана - 4 года.
Схема исследования: Для первой и второй серий исследования была сформулирована проективная ситуация. Сначала испытуемые заполняли методику «Выбор дескрипторов интрацептивных ощущений», где необходимо было выбрать слова-дескрипторы, которые, по их мнению, описывают телесные ощущения. Затем испытуемые заполняли методику «Рельеф психического состояния», где им предлагалось оценить свое обычное (фоновое) психическое состояние.
Далее испытуемым предъявлялась проективная ситуация, и затем они повторно заполняли указанные выше методики, оценивая при этом, какие психические состояния может переживать и какие ощущения испытывать мама в описанной ситуации. В третей серии исследования описание ситуации было переформулировано для участия как матерей, так и отцов. В остальном третья серия проводилась по схеме первой и второй серий.
В представленной работе рассматривалась достаточно актуальная проблема означивания вторичных ощущений на материале педиатрии.
В ходе данной работы был проведен теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященный проблемам психосоматики и соматизации, рассмотрен переход от традиционной психосоматики к психологии телесности, а также описан онтогенез телесности.
В проведенном исследовании было установлено, что на фоне изменения психического состояния происходит означивание вторичных ощущений и состояние родителей детей-пациентов соматизируется, что подтверждает выдвинутую гипотезу. Таким образом, описан механизм соматизации психического состояния родителей детей-пациентов.
Подводя итоги проведенной работы, можно говорить о том, что поставленные цели были достигнуты. Однако изучаемая проблема вторичного означивания интрацептивных ощущений далеко не исчерпана и открывает широкие перспективы для дальнейшего изучения.
Необходима проверка устойчивости выявленных закономерностей в реальной ситуации педиатрической помощи, которая планируется в дальнейшем. Также в качестве перспектив можно рассматривать разработку рекомендаций, которые способствовали бы снижению конфликтности и увеличивали возможность конструктивного взаимодействия между врачами и родителями детей-пациентов.
1. Антропов Ю.Ф. Лечение детей с психосоматическими расстройствами / Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко. - СПб.: Речь, 2002.
2. Арина Г.А, Николаева В.В. Психология телесности: Методологические принципы и этапы клинико-психологического анализа / Под ред. В.П.Зинченко, Т.С.Леви. - М.: АСТ, 2005.
3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1995. - 527 с.
4. Елиашвили М.Н., Даирова Р. А. /История развития психосоматики в отечественной науке // Вестник Московского городского педагогического университета. «Педагогика и психология», №1 (15) 2011. - С. 79-87.
5. Залесская О.В. Особенности образа тела у детей с бронхиальной астмой / О.В. Залесская, Р.А. Даирова // Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития: материалы научно-практической конференции. - Т. 1. - М.: МГПУ, 2005. - С. 47-56.
6. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков / А.И. Захаров - Л.: Медицина, 1988. - 246 с.
7. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерпия М.: Экспо, 2000, 448 с.
8. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей / Д.Н. Исаев. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с.
9. Конева Е.В., Солондаев В.К. Психологический анализ взаимодействия врач—пациент в педиатрии [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2013. - N 6 (23). - URL: http: //mprj .ru/archiv global/2013 6 23/nomer/nomer08.php(дата обращения: 15.05.2020).
10. Кулаков С.А. Основы психосоматики / С.А. Кулаков. - СПб.: Речь, 2007. - 288 с.
11. Курцин И.Т. Теоретические основы психосоматической медицины / И.Т. Курцин. - Л.: Наука, 1973. - 336 с.
12. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания / Р.А. Лурия. - 4-е изд. - М.: Медицина, 1977. - 112 с.
13. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача. СПб., 1994.
14. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. Справочник практического психолога / И.Г. Малкина Пых. - М.: Эксмо, 2005. - 992 с.
15. Николаева В.В., Арина Г.А. / Клинико-психологические проблемы психологии телесности // Психологический журнал. 2003. № 1. Т.24.
16. Николаева В.В., Арина Г.А. / От традиционной психосоматики к психологии телесности// Вестник Московского университета - 1996.-№2.
17. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. - М.: Московский университет, 1987
18. Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний. М.: изд-во Института психологии РАН, 1998. 152 с.
19. Сидоров, П.И. Введение в клиническую психологию М., 2000. - Т. II. - 381 с.
20. Сирота Н.А., Соболев В.А., Давыдова И.А. [и др.] / Психологические особенности переживания телесного опыта больных депрессивными расстройствами // / [Электронный ресурс] Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2013. - N 6 (23) URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2013_6_23/nomer/nomer10.php(дата обращения: 20.04.2020).
21. Соловьевская Н.Л. / История развития психосоматики // Труды Кольского научного центра РАН, 2018. №11-15 (9) C. 110-120
22. Солондаев В.К., Конева Е.В., Лясникова Л.Н. /Узнавание своего психического состояния родителями детей-пациентов [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2017. Том 6. № 2. C. 64-82. doi: 10.17759/psyclin.2017060206
23. Солондаев В.К., Конева Е.В., Четвертаков Ю.В. Возможности идентификации психического состояния родителей ребенка-пациента // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2015. - N 3(32). -
C. 5 [Электронный ресурс]. - URL: http://mprj.ru(дата обращения: 20.05.2020).
24. Солондаев В.К., Панина Ю.Ф. Анализ сюжетов взаимодействия врач - родители больного ребенка. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2009. N 1. URL: http:// medpsy.ru(дата обращения: 20.05.2020).
25. Тхостов А.Ш. Психология телесности М.: Смысл, 2002.
26. Тхостов А.Ш. Семантика телесности и мифология болезни // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991. С. 96-107.
27. Тюлюпо С.В./ Мать и ребёнок: общение в свете психосоматический парадигмы //СПЖ.2001. №14-15
28. Тюлюпо С.В./Ценностные основания психологии и психология ценностей: сборник материалов IV Сибирского психологического форума, 16-18 июня 2011 г., г. Томск. Томск, 2011. С. 222-224
29. Урванцев Л.П. Психология соматического больного. - Ярославль. - ЯрГУ. - 2000.
30. Фролова Ю. Г. Психосоматика и психология здоровья / Ю. Г. Фролова // учебное пособие. - Минск, 2003.
31. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. / Соматизация: история понятия, культуральные и семейные аспекты, объяснительные и психотерапевтические модели // Консультативная психология и психотерапия. 2000. № 2. С. 5-50.
32. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Соматизация современные трактовки психологические модели и методы психотерапии. Часть 2 // Современная терапия психических расстройств. 2008. № 3. С. 21-30.
33. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г./ Эмоциональные расстройства и современная культура на примере соматоформных, депрессивных и тревожных расстройств.// Московский психотерапевтический журнал, 1999, №2, с. 61-90
34. Чекрякова, С. В. / К вопросу о развитии психосоматических теорий // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева № 1. - 2007. - С. 89-94.
35. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 1999. - 656 с.
36. Эртель Л.А. Проблема информированного согласия в педиатрической практике // Педиатрия. 2008. Т. 87, № 2.
37. Alexander, F. Analysis of the Therapeutic Factors in Psychoanalytic Treatment. Psychoanalytic Quartrly, 1950. Vol. 19. P. 482-500
38. Brom, L., Hopmans, W., Pasman, H. R., Timmermans, D. R., Widdershoven, G. A., & Onwuteaka-Philipsen, B. D. (2014). Congruence between patients’ preferred and perceived participation in medical decision-making: A review of the literature. BMC Medical Information and Decision Making, 14, 25.
39. Gilleland, J., Suveg, C., Jacob, M. L., & Thomassin, K. (2009). Understanding the medically unexplained: Emotional and familial influences on children's somatic functioning. Child: Care, Health and Development, 35(3), 383-390.
40. Higgins S.S. Parental role in decision making about pediatric cardiac transplantation: familial and ethical considerations // Jurnal of Pediatric Nursing. - 2001. - Vol. 16, № 5. - P. 332-337
41. Jungmann, S. M., &Witthoft, M. (2020). Medically unexplained symptoms in children and adolescents: Illness-related self-concept and parental symptom evaluations. Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry.
42. La Montagne L.L., Pawlak R. Stress and coping of parents of children in a pediatric intensive care unit // Heart & lung: the Journal of Critical Care. 1990. V. 19. № 4. P. 416-421.
43. Taylor, G. J., Michael Bagby, R., & Parker, J. D. A. (1991). The Alexithymia Construct: A Potential Paradigm for Psychosomatic Medicine. Psychosomatics, 32(2).
44. Stone, A.L. & Wilson A.C., 2016. Transmission of risk from parents with chronic pain to offspring: an integrative conceptual model. Pain, 157(12): 2628-2639.
45. Wiley J, Westbrook M, Greenfield JR, Day RO, Braithwaite J. Shared decision-making: the perspectives of young adults with type 1 diabetes mellitus. Patient Prefer Adherence. - 2014. - Vol. 8. - P. 423-435.
46. Walker, L. S., Garber, J., & Greene, J. W. (1994). Somatic complaints in pediatric patients: A prospective study of the role of negative life events, child social and academic competence, and parental somatic symptoms. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 62, P. 1213- 1221.