ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства 8
1.1. Сущность духовно-нравственного воспитания младших
школьников 8
1-2. Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников 14
1.3. Урок изобразительного искусства как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников 23
Глава 2. Экспериментальная работа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников на уроках изобразительного искусства 32
2.1. Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности
младших школьников 32
2.2. Содержание экспериментальной работы по духовно¬
нравственному воспитанию младших школьников на уроках изобразительного искусства 39
Заключение 55
Библиографический список 58
Приложение 63
Глава 1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства 8
1.1. Сущность духовно-нравственного воспитания младших
школьников 8
1-2. Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников 14
1.3. Урок изобразительного искусства как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников 23
Глава 2. Экспериментальная работа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников на уроках изобразительного искусства 32
2.1. Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности
младших школьников 32
2.2. Содержание экспериментальной работы по духовно¬
нравственному воспитанию младших школьников на уроках изобразительного искусства 39
Заключение 55
Библиографический список 58
Приложение 63
В условиях развития государства приобретает актуальность построение нового гражданского, правового, демократического и гуманного общества, способного ориентироваться на высокие национальные и общечеловеческие ценности. Именно поэтому, как отмечается в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, «Основной целью современного образовательного процесса выступает не только формирование у детей необходимых компетенций, предоставление основательных знаний по учебным дисциплинам, но и формирование гражданина, патриота; интеллектуально развитой, духовно и нравственно зрелой личности, готовой противостоять асоциальным влияниям, готовой управляться с личными проблемами, творить себя и окружающий мир» (Стратегия развития., 2015).
Главной задачей современного образования в XXI веке является воспитание гуманной личности, которая могла бы взаимодействовать с окружающей средой на основе взаимопонимания и сотрудничества. Современная социально-политическая ситуация в России повышает требования к воспитанию личности, формирования у нее системы ценностных ориентаций и духовно-нравственных качеств. Основными качествами такой личности является доброта, щедрость, дружелюбие, ответственность, искренность, чувство собственного достоинства. В соответствии с этим, возрастает роль духовно-нравственного воспитания в современной системе образования.
Традиционно воспитание в России направлено, прежде всего, на формирование нравственных качеств молодых поколений. Как отмечают психологи, педагоги, сензитивным периодом для формирования духовно-нравственных качеств личности является именно младший школьный возраст, ведь на этом возрастном этапе закладываются основы духовно¬нравственной воспитанности личности. Уже в начале младшего школьного возраста ребенок проявляет способность осознавать себя и свое место, которое он занимает в общественной жизни, у него появляется стремление вести себя в соответствии с моральными нормами не только потому, что этого требуют взрослые (родители, учителя), но и потому, что это приятно для себя и других (внутренние моральные инстанции). Общие тенденции духовно-нравственного воспитания обучающихся начальной школы отражены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС НОО, Национальной доктрине развития образования в РФ на период до 2025 года, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и других нормативно-правовых документах, которые определили ведущие направления духовно-нравственного совершенствования личности (Федеральный государственный., 2017).
На наш взгляд процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников наиболее эффективно будет реализовываться на уроках изобразительного искусства.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
рассматривали многие педагоги и психологи, такие как: Ю.К. Бабанский,
A. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, Л.А. Матвеева, А. Ницше, И.Г. Подласый, Л.А. Регуш, С.Л. Рубинштейн, Н.А. Сорокин, В.А. Сухомлинский,
B. А. Тишков, И.Ф. Харламов, и др.
Проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства представлена в трудах Н.А. Горяевой, Е.И. Коротеевой, В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Л.А. Неменской, О.В. Островской, А.С. Питерских, М.Я. Шпикаловой и др.
Уникальность и значимость образовательной области «Искусство» в том, что предмет изобразительное искусство направлен непосредственно на духовно-нравственное развитие ученика. И вся деятельность учителя на уроках изобразительного искусства подчинена, прежде всего, воспитанию духовно-нравственной, культурной и толерантной личности.
Подчеркивая ценность разработок отечественных и зарубежных педагогов, следует отметить, что в отечественной педагогической науке на сегодня все же недостаточно исследований относительно духовно- нравственного воспитания обучающихся начальной школы средствами изобразительного искусства.
На основе вышеизложенного была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия духовно-нравственного
воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: духовно-нравственное воспитание младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия духовно¬
нравственного воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства будет эффективно, если:
- целенаправленно рассматривается нравственное содержание произведений живописи, расширяются представления детей о нравственных ценностях;
- знания учащихся о нравственных ценностях реализуются в их творческих работах.
Согласно цели и гипотезе были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать сущность духовно-нравственного воспитания
младших школьников.
2. Выявить педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства.
3. Провести диагностику уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся экспериментального класса.
4. Экспериментально проверить педагогические условия формирования духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Для достижения поставленной цели и решения определенных задач научной работы нами использовался комплекс методов научно-педагогического исследования:
- теоретические: изучение и анализ нормативно-правовой, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: диагностические (анкетирование, беседа,
тестирование) и педагогический эксперимент;
- методы математической обработки данных.
База исследования - МБОУ «Гимназия 5» г. Белгорода, 3 «В» класс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступления на научно-практической конференции по итогам НИРС в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ» - 2018 на заседании секции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» (17 апреля 2018 г., Белгород) с докладом по теме исследования, на XII Международной научно-практической конференции «Инновационные научные исследования: теория, методология, практика» (10 января 2018 г., Пенза) с публикацией научной статьи в сборнике.
Структура выпускной квалифицированной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении раскрывается цель, задачи исследования, определяется актуальность работы.
В первой главе раскрывается сущность духовно-нравственного воспитания младших школьников, анализируются особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников, рассматриваются педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Во второй главе представлены результаты диагностики уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников, описан ход экспериментальной работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников на уроках изобразительного искусства.
В заключении представлены обобщенные выводы.
Библиографический список содержит 51 источник.
Приложение включает в себя диагностический инструментарий, результаты диагностик, конспекты уроков изобразительного искусства.
Главной задачей современного образования в XXI веке является воспитание гуманной личности, которая могла бы взаимодействовать с окружающей средой на основе взаимопонимания и сотрудничества. Современная социально-политическая ситуация в России повышает требования к воспитанию личности, формирования у нее системы ценностных ориентаций и духовно-нравственных качеств. Основными качествами такой личности является доброта, щедрость, дружелюбие, ответственность, искренность, чувство собственного достоинства. В соответствии с этим, возрастает роль духовно-нравственного воспитания в современной системе образования.
Традиционно воспитание в России направлено, прежде всего, на формирование нравственных качеств молодых поколений. Как отмечают психологи, педагоги, сензитивным периодом для формирования духовно-нравственных качеств личности является именно младший школьный возраст, ведь на этом возрастном этапе закладываются основы духовно¬нравственной воспитанности личности. Уже в начале младшего школьного возраста ребенок проявляет способность осознавать себя и свое место, которое он занимает в общественной жизни, у него появляется стремление вести себя в соответствии с моральными нормами не только потому, что этого требуют взрослые (родители, учителя), но и потому, что это приятно для себя и других (внутренние моральные инстанции). Общие тенденции духовно-нравственного воспитания обучающихся начальной школы отражены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС НОО, Национальной доктрине развития образования в РФ на период до 2025 года, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и других нормативно-правовых документах, которые определили ведущие направления духовно-нравственного совершенствования личности (Федеральный государственный., 2017).
На наш взгляд процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников наиболее эффективно будет реализовываться на уроках изобразительного искусства.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
рассматривали многие педагоги и психологи, такие как: Ю.К. Бабанский,
A. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, Л.А. Матвеева, А. Ницше, И.Г. Подласый, Л.А. Регуш, С.Л. Рубинштейн, Н.А. Сорокин, В.А. Сухомлинский,
B. А. Тишков, И.Ф. Харламов, и др.
Проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства представлена в трудах Н.А. Горяевой, Е.И. Коротеевой, В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Л.А. Неменской, О.В. Островской, А.С. Питерских, М.Я. Шпикаловой и др.
Уникальность и значимость образовательной области «Искусство» в том, что предмет изобразительное искусство направлен непосредственно на духовно-нравственное развитие ученика. И вся деятельность учителя на уроках изобразительного искусства подчинена, прежде всего, воспитанию духовно-нравственной, культурной и толерантной личности.
Подчеркивая ценность разработок отечественных и зарубежных педагогов, следует отметить, что в отечественной педагогической науке на сегодня все же недостаточно исследований относительно духовно- нравственного воспитания обучающихся начальной школы средствами изобразительного искусства.
На основе вышеизложенного была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия духовно-нравственного
воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: духовно-нравственное воспитание младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия духовно¬
нравственного воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства будет эффективно, если:
- целенаправленно рассматривается нравственное содержание произведений живописи, расширяются представления детей о нравственных ценностях;
- знания учащихся о нравственных ценностях реализуются в их творческих работах.
Согласно цели и гипотезе были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать сущность духовно-нравственного воспитания
младших школьников.
2. Выявить педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства.
3. Провести диагностику уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся экспериментального класса.
4. Экспериментально проверить педагогические условия формирования духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Для достижения поставленной цели и решения определенных задач научной работы нами использовался комплекс методов научно-педагогического исследования:
- теоретические: изучение и анализ нормативно-правовой, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: диагностические (анкетирование, беседа,
тестирование) и педагогический эксперимент;
- методы математической обработки данных.
База исследования - МБОУ «Гимназия 5» г. Белгорода, 3 «В» класс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступления на научно-практической конференции по итогам НИРС в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ» - 2018 на заседании секции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» (17 апреля 2018 г., Белгород) с докладом по теме исследования, на XII Международной научно-практической конференции «Инновационные научные исследования: теория, методология, практика» (10 января 2018 г., Пенза) с публикацией научной статьи в сборнике.
Структура выпускной квалифицированной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении раскрывается цель, задачи исследования, определяется актуальность работы.
В первой главе раскрывается сущность духовно-нравственного воспитания младших школьников, анализируются особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников, рассматриваются педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Во второй главе представлены результаты диагностики уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников, описан ход экспериментальной работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников на уроках изобразительного искусства.
В заключении представлены обобщенные выводы.
Библиографический список содержит 51 источник.
Приложение включает в себя диагностический инструментарий, результаты диагностик, конспекты уроков изобразительного искусства.
В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения все чаще становится предметом педагогических и психологических исследований. На наш взгляд, это обусловлено тем, что приоритетным направлением на данном этапе современного образования становится не только формирование у детей необходимых компетенций, предоставление основательных знаний по учебным дисциплинам, но и формирование гражданина, патриота; интеллектуально развитой, духовно и нравственно зрелой личности, готовой противостоять асоциальным влияниям, готовой управляться с личными проблемами, творить себя и окружающий мир. Данные положения отражены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС НОО, Национальной доктрине развития образования в РФ на период до 2025 года, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и других нормативно-правовых документах.
В ходе исследования были решены следующие теоретические и практические задачи: изучена сущность духовно-нравственного воспитания как компонента учебной деятельности и выявлены возрастные особенности его развития у младших школьников; рассмотрены педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства; проведена диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся экспериментального класса; проведена экспериментальная работа по выявлению педагогических условий формирования духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Раскрывая сущность понятия «духовно-нравственное воспитание», мы рассмотрели его с позиции педагогических и психологических знаний. В целом под духовно-нравственным воспитанием младших школьников мы понимаем последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
При формировании духовно-нравственных качеств личности необходимо учитывать возрастные и психологические особенности: младший школьный возраст отличается склонностью к игровой деятельности, учителю необходимо часто менять виды деятельности и др. Поэтому, на наш взгляд, наиболее подходящим образовательным предметом для духовно¬нравственного воспитания является урок изобразительного искусства, главной целью которого является формирование духовной культуры личности, которая осуществляется в ходе приобщения школьников к общечеловеческим ценностям и высоким эстетическим идеалам.
В ходе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы были выявлены уровни духовно-нравственной воспитанности младших школьников: у 5% школьников выявлен высокий уровень духовно¬
нравственной воспитанности, у 65% - средний уровень, и у 30% младших школьников - низкий уровень. Данные результаты дали основания для разработки системы занятий, способствующих повышению показателей по выявленным критериям.
С учетом возрастных особенностей была составлена система экспериментальных уроков по изобразительному искусству. В ходе формирующего этапа нами апробировались педагогические условия, способствующие духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута. Гипотеза о том, что духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства будет эффективно, если: целенаправленно рассматривается нравственное содержание произведений живописи, расширяются представления детей о нравственных ценностях; знания учащихся о нравственных ценностях
58 реализуются в их творческих работах, нашла свое подтверждение в ходе проведения педагогического эксперимента.
Наше исследование не претендует на окончательное решение проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства и может быть продолжено в дальнейшем.
В ходе исследования были решены следующие теоретические и практические задачи: изучена сущность духовно-нравственного воспитания как компонента учебной деятельности и выявлены возрастные особенности его развития у младших школьников; рассмотрены педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства; проведена диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся экспериментального класса; проведена экспериментальная работа по выявлению педагогических условий формирования духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Раскрывая сущность понятия «духовно-нравственное воспитание», мы рассмотрели его с позиции педагогических и психологических знаний. В целом под духовно-нравственным воспитанием младших школьников мы понимаем последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
При формировании духовно-нравственных качеств личности необходимо учитывать возрастные и психологические особенности: младший школьный возраст отличается склонностью к игровой деятельности, учителю необходимо часто менять виды деятельности и др. Поэтому, на наш взгляд, наиболее подходящим образовательным предметом для духовно¬нравственного воспитания является урок изобразительного искусства, главной целью которого является формирование духовной культуры личности, которая осуществляется в ходе приобщения школьников к общечеловеческим ценностям и высоким эстетическим идеалам.
В ходе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы были выявлены уровни духовно-нравственной воспитанности младших школьников: у 5% школьников выявлен высокий уровень духовно¬
нравственной воспитанности, у 65% - средний уровень, и у 30% младших школьников - низкий уровень. Данные результаты дали основания для разработки системы занятий, способствующих повышению показателей по выявленным критериям.
С учетом возрастных особенностей была составлена система экспериментальных уроков по изобразительному искусству. В ходе формирующего этапа нами апробировались педагогические условия, способствующие духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута. Гипотеза о том, что духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства будет эффективно, если: целенаправленно рассматривается нравственное содержание произведений живописи, расширяются представления детей о нравственных ценностях; знания учащихся о нравственных ценностях
58 реализуются в их творческих работах, нашла свое подтверждение в ходе проведения педагогического эксперимента.
Наше исследование не претендует на окончательное решение проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства и может быть продолжено в дальнейшем.
Подобные работы
- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дипломные работы, ВКР, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческой активности школьников на уроках изобразительного искусства
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2021 - Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе художественно-эстетической деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческой активности у младших школьников на уроках изобразительного искусства
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020



