Введение 3
Глава 1. Особенности развития физических качеств в фитнес
индустрии 6
1.1 Характеристика испытаний комплекса ГТО 6
1.2 Современные направления фитнеса 13
1.3 Рекомендации специалистов по развитию основных физических
качеств 24
1.3.1. Развитие силовых способностей 24
1.3.2. Развитие скоростных способностей 32
1.3.3. Развитие выносливости 34
1.3.4. Развитие гибкости 38
Глава 2. Организация и методы исследования 43
2.1 Организация исследования 43
2.2 Методы исследования 45
Глава 3. Обоснование эффективности экспериментальной методики 51
3.1 Обоснование экспериментальной методики 51
3.2 Анализ эффективности 64
Выводы 69
Практические рекомендации 71
Список использованной литературы 72
Приложение 79
В настоящее время, время компьютеров, электронных и информационных технологий, активность, физическая подготовленность, а вслед за ними состояние здоровья людей и их функциональные возможности значительно снизились. Данная ситуация вызывает тревогу в различных кругах, в образовании, в здравоохранении, и даже в правительстве Российской Федерации. Возрожденный указом президента в 2014 году Всероссийский физкультурно-спортивных комплекс «ГТО», одной из своих целей имеет повышение физического здоровья граждан нашей страны. В настоящее время идёт активная пропаганда комплекса ГТО. Многие пытаются соизмерить свой уровень физической подготовленности с требованиями комплекса. Комплекс ГТО включает в себя достаточное количество испытаний, которые отражают уровень развития основных физических качеств. Для успешного прохождения тестов ГТО необходимо развивать выносливость, силу, гибкость, скоростные способности, поэтому становится актуальным правильный выбор тренировочных программ для гармоничного физического развития.
Наиболее привлекательные формы двигательной активности в современном обществе предлагает фитнес-индустрия. В этой сфере каждый может найти для себя те или иные направления, разнообразие которых очень велико. Одни делают акцент на развитие выносливости, другие гибкости, забывая про развитие скоростно-силовых качеств, третьи же направлены на улучшение только силовых показателей, но не учитывают при этом важности развития выносливости. Надо отметить, что в связи с недавним возобновлением комплекса ГТО существующие виды фитнеса, как правило, не предполагают разносторонней физической подготовки, которая необходима согласно комплекса ГТО.
В настоящее время слабо разработаны и представлены фитнес программы для подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО. Все выше сказанное определяет актуальность нашего исследования.
Объект исследования - физическая подготовка женщин 18-29 лет к выполнению нормативов ГТО в рамках групповых занятий фитнесом.
Предмет исследования - методика проведения групповых занятий фитнесом, направленных на подготовку женщин 18-29 лет к выполнению нормативов ГТО.
Цель исследования - повышение уровня общей физической подготовленности женщин средствами фитнеса.
Задачи исследования:
1. Изучить рекомендации специалистов по организации групповых занятий фитнесом с целью подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО.
2. Оценить физическое состояние женщин 18-29 лет, посещающих физкультурно-оздоровительные занятия в клубе «Олимпик Хоум».
3. Разработать методику подготовки к выполнению нормативов ГТО для женщин 18-29 лет, занимающихся групповыми занятиями фитнесом, и экспериментально проверить её эффективность.
4. Разработать практические рекомендации по использованию групповых занятий фитнесом для подготовки к выполнению нормативов ГТО.
Гипотеза исследования состоит в предположении,
что экспериментальная методика подготовки к выполнению норм ГТО в рамках групповых занятий фитнесом, в основе которой лежит комплексное воздействие на основные физические качества на каждом тренировочном занятии, позволит успешно выполнить нормы ГТО женщинами 18-29 лет.
Новизна исследования заключается в разработке методики подготовки к выполнению норм ГТО женщинами 18-29 лет в рамках групповых занятий фитнесом.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью применения разработанной нами методики в процессе проведения групповых занятий для женщин 18-29 лет.
Теоретико-методологическую базу исследования составили идеи и концептуальные положения отечественных и зарубежных специалистов в области теории и методики физического воспитания, адаптивной и оздоровительной физической культуры:
- основные положения теории физической культуры (Б.А. Ашмарин, Б.К. Бальсевич, A.A. Гужаловский, Ю.Ф. Курамшин, Л.П. Матвеев);
- исследования в области оздоровительной физической культуры, ва- леологии, здорового образа жизни (Е.Б. Мякинченко, В.Н. Селуянов, В.И. Григорьев);
- теории и методики оздоровительных видов гимнастики, аэробики, фитнеса (В.Е. Борилкевич, Т.С. Лисицкая, М.П. Шестаков);
- работы, раскрывающие медико-биологические аспекты занятий физическими упражнениями с женщинами и здорового образа жизни (H.A. Амосов, Г.Л. A.C. Солодков).
В работе были использованы следующие методы исследования:
Анализ и обобщение литературных источников, опрос, тестирование физической подготовленности, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Апробация диссертации. Результаты исследования обсуждались на кафедре спортивных дисциплин НИУ «БелГУ», а также были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта» 10 ноября 2016 года. По теме исследования опубликовано две научных статьи.
1. На основе анализа специальной литературы можно сделать вывод, что, при организации занятий физическими упражнениями с целью подготовки женщин 18-29 лет к сдаче норм ГТО необходимо:
- развивать силовые и скоростно-силовые способности, выносливость;
- делать акцент на развитие силовой выносливости;
- развивать гибкость, а преимущественно растягивать мышцы задней поверхности бедра и спины.
2. Перед началом проведения эксперимента был определен исходный уровень развития физических качеств у женщин. Для определения уровня развития физических качеств участники прошли тестирование комплекса ГТО.
Результаты тестирования, проведенные на начальном этапе эксперимента показали, что развитие физических качеств в обеих группах было примерно на одном уровне.
3. Проведённый нами эксперимент подтвердил эффективность комплексного воздействие на основные физические качества на каждом тренировочном занятии для успешного выполнения норм ГТО женщинами 18-29 лет. Об этом свидетельствует достоверно больший прирост показателей в экспериментальной группе. После завершения занятий по экспериментальной методики достоверно (Р < 0,05) улучшились показатели по следующим испытаниям:
- в беге на 2 км время преодоления дистанции уменьшилось в среднем на 50 секунд;
- в прыжке в длину с места испытуемые в среднем показали прирост на 9 см;
- в подтягиваниях из виса лёжа на низкой перекладине в среднем количество подтягиваний увеличилось на 5 повторений;
- в упражнении «сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу», испытуемые показали результаты в среднем на 6 раз больше чем во время тестирования до занятий в экспериментальной группе;
- в поднимании туловища прирост составил 10 повторений;
- в наклоне вперёд из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье результат улучшился на 5 см.
При сравнении результатов итогового тестирования в экспериментальной группе с показателями итогового тестирования в контрольной группе, мы обнаружили достоверные (Р < 0,05) отличия в пользу экспериментальной по следующим показателям:
- бег на 2 км;
- подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине;
- сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу;
- поднимание туловища из положения лёжа на спине.
Практические рекомендации.
Для подготовки к выполнению норм ГТО девушек 18-29 лет необходимо организовывать групповые занятия с учётом следующих рекомендаций:
1. Упражнения выбирать для следующих групп мышц: мышцы спины (подтягивание прямым хватом, подтягивание нейтральным хватом и подтягивание обратным хватом), мышцы ног (прыжки с места в длину, запрыгивания на степ-платформу, прыжки на скакалке), мышцы груди (сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу с разной постановкой рук: широкая постановка, на ширине плеч с отведением локтей на 45 градусов и с узкой постановкой рук, с отведением локтей не более чем на 30 градусов относительно туловища), мышцы пресса (подъем туловища из положения лёжа на полу, подъем ног из положения лёжа на спине и подъём туловища с поворотом из положения лёжа на спине).
2. Делать акцент на развитие силовой выносливости, для чего комплекс силовых упражнений проводился в виде круговой тренировки.
3. Развивать взрывную силу и скоростно-силовые способности, для чего использовались различные прыжковые упражнения (прыжки в длину с места, запрыгивания на платформу, прыжки на скакалке).
4. Развивать общую выносливость, для чего первая часть занятия была аэробной.
5. Развивать гибкость с акцентом на развитие гибкости задней поверхности бедра. Для этого был составлен специальный комплекс из упражнений на растягивание, который выполнялся в заключительной части занятия.
1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье [Текст]. - 3-е изд., перераб. и доп./ Н.М. Амосов. М.: Физкультура и спорт, 1987. - 64 с.
2. Антонова Г.Г., М.Ю. Ростовцева - Особенности динамики физического состояния студенток нефизкультурного вуза в результате занятий комплексными видами оздоровительного фитнеса - Теория и практика физической культуры - 2015 - № 10, с. 36.
3. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст]: (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры) / Б.А.Ашмарин. М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с., ил.
4. Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и для каждого [Текст] / В. К. Бальсевич. - Москва: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с. : ил., табл.
5. Борилкевич, В.Е. Сравнительная физиологическая характеристика спортивной аэробики [Текст] / В.Е. Борилкевич, Н.Н. Кузьмин, А.А.
6. Булгакова О.В., К.А. Минченков, Д.А. Шубин, В.В. Пономарев - Фитнес-технологии как современные средства подготовки студенток вуза к сдаче норм ГТО - Теория и практика физической культуры - 2015 - № 8, с. 104.
7. Булгакова О.В., Д.А. Шубин, В.В. Пономарев - Физическое развитие и функциональная подготовленность студенток, занимающихся фитнесом на учебных занятиях по физической культуре - Теория и практика физической культуры - 2015 - № 9, с. 55.
8. Сомкин // Теория и практика физической культуры. - 1998.-№3.- С.44-45.
9. Вайцеховский, С.М. Книга тренера [Текст] / С.М.Вайцеховский. М.: Физкультура и спорт, 1971. - 312 с.
10. Власов Е.А. Организация учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» с использованием современных средств контроля ЧСС у студентов вузов / Е.А. Власов, В.Ю. Лебединский, М.М. Колокольцев // Теория и практика физ. культуры. - № 6. - 2014. - С. 7¬10.
11. Волобаева Л.А. Фитнес-тренинг в системе физического воспитания студентов Л.А. Волобаева, С.Р. Гилазиева // Теория и практика физ. культуры. - № 7. - 2013. - С. 9-12.
12. Воронков А.В. Особенности силовой катаболической тренировки женщин первого периода зрелого возраста / А.В. Воронков, И.Н. Никулин, Л.В. Жилина // Теория и практика физ. культуры. - № 1. -
2013. - С. 21-23.
13. Воронков А.В. Внедрение всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в образовательных учреждениях [Текст] : учеб. пособие / А.В. Воронков, В.Н. Ирхин, П.П. Кондратенко и др. - Белгород: ООО «ЭПИЦЕНТР», 2015. - 144 с.
14. Годик М.А. Стретчинг. Подвижность, гибкость, элегантность [Текст] / М.А. Годик, А.М. Барамидзе, Т.Г. Киселева. - М.: Сов. спорт, 1991. 96 с.
15. Григорьев В.И. Фитнес - культура студентов: теория и практика [Текст] : учеб. пособие / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, С.В. Малинина - С.П.б.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - 228 с.
16. Гужаловский, А. А. Основы теории и методики физической культуры [Текст]./ А.А. Гужаловский М.: Физкультура и спорт, 1986. - 352 с.
17. Ершкова Е.В. Средства аэробики с использованием упражнений с локальными отягощениями для женщин 21-35 лет / Е.В. Ершкова // Теория и практика физ. культуры. - № 2. - 2014. - С. 47-50.
18. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю.Д.Железняк, П.К.Петров. - М.: Академия, 2001. - 264 с.
19. Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки [Текст]: (методические основы развития физических качеств) / Е.Н.Захаров, А.В.Карасев, А.А.Сафонов, под общ. ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994. - 368 с.
20. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена [Текст]: основы теории и методики воспитания / В.М.Зациорский 3-е изд.- М.: Советский спорт, 2009. - 162 с.
21. Иванова О.А. Все о стретчинге [Текст] / О.А. Иванова, Ж.В. Поддубная.
- М.: Национальная школа аэробики, 1991. - 31 с.
22. Иванова О.А. Сто упражнений стретчинга для различных групп мышц [Текст] / О.А. Иванова, Ж.В. Поддубная - М.: Национальная школа аэробики, 1992. - 33 с.
23. Купер К. Новая аэробика [Текст] / К. Купер. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 125 с.
24. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия [Текст] / К. Купер. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 191 с.
25. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия: Пер. с англ. 2-е изд., доп. и перераб. [Текст] / К. Купер. - М.: Физкультура и спорт, 1989. 224 с.
26. Купер Л. Модель физического развития Лесли (Lesley’s Fitness nat): Материалы семинара по аэробике [Текст] / К. Купер. - М.: Национальная школа аэробики, 1991
27. Курамшин Ю.Ф. Комплекс ГТО в системе физического воспитания студентов: история создания и развития / Ю.Ф. Курамшин, Р.М. Гадельшин // Теория и практика физ. культуры. - № 7. - 2014. - С. 8-11.
28. Кристофер Освальд. Стретчинг для всех [Текст] / Освальд Кристофер, Баско Стенли. - М.: Экспо-пресс, 2001. 192 с.
29. Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий [Текст] / Е.С. Крючек. - М.: Олимпия-Пресс, 2001. 64 с.
30. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] : учеб. / Ю.Ф. Курамшин [и др.]; под ред. Ю.Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2007. - 464 с.
31. Лисицкая, Т.С. Аэробика [Текст]: в 2-х т. Т.1 Теория и методика / Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. М.: Федерация аэробики России, 2002.- 232 с.
32. Матвеев, А.П. Методика физического воспитания с основами теории [Текст]: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. уч-щ / А.П.Матвеев, С.Б.Мельников. - М.: Просвещение, 1991. - 191 с., ил.
33. Миронова О.В., К.Н. Дементьев, О.В. Пристав, О.В. Устинова, В.И. Григорьев - Возможности использования фитнес-ресурсов в обеспечении конкурентоспособности физической культуры студентов - Теория и практика физической культуры - 2015 - № 9, с. 8.
34. Муллер, А. Б. Физическая культура : учебник для вузов [Текст] / А. Б. Муллер, Н. С. Дядичкина, Ю. А. Богащенко, А. Ю. Близневский, С. К. Рябинина. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 424 с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс.
35. Мякинченко, Е.Б. Аэробная и силовая фитнес-тренировка: как добиться успеха? [Текст]/Е.Б. Мякинченко // Аэробика: Лето - 2000. М., 2000.- С.2-6.
36. Мякинченко Е.Б., Ивлев М.П., Шестаков М.П. и др. Методология управления тренировочной нагрузкой на занятиях по базовой танцевальной аэробике // Теория и практика физической культуры [Текст]. - 1997. № 5. С. 39-42.
37. Наговицын Р.С., И.В. Владыкина, С.Ю. Сенатор - Программа подготовки к сдаче норм Всероссийского комплекса ГТО на основе мобильного обучения - Теория и практика физической культуры - 2015 - № 1, с. 46.
38. Намозова С.Ш., Ш.З. Хуббиев, Л.В. Шадрин, Р.С. Минвалеев - Влияние регулярных занятий физической культурой на функциональное состояние организма студентов - Теория и практика физической культуры - 2015 - № 10, с. 23.
39. Нестерова Т.В., Овчинникова Н.А. Теория и методика преподавания аэробики: Метод. материалы. Киев, 1998. - 33 с.
40. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать [Текст] / Н.Г. Озолин. М.: ООО «Издательство Астель», 2004. - 863 с.
41. Руденко Г.В., А.Э. Болотин - Организационно-педагогические условия, необходимые для внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения России - Теория и практика физической культуры - 2015 - № 7, с. 97.
42. Саитов Р.М. Функционально-круговая тренировка в оздоровительном фитнесе / Р.М. Саитов, Т.С. Лисицкая // Теория и практика физ. культуры. - № 12. - 2013. - С. 51-54.
43. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст] : учеб./ А.С. Солодков, Е.Б.Сологуб. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Олимпия Пресс, 2005. - 528 с.
44. Проскурякова Н.Г. Возможности фитнес-среды в подготовке населения к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / Теория и практика физической культуры № 12, 2016 - С.96-98.
45. Спортивная физиология [Текст]: Учеб. для ин-тов физ. культуры / под ред. Я.М. Коца. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 240 с., ил.
46. Селуянов В.Н. Изотон (основы теории оздоровительной физической культуры): Учеб. Пособие [Текст] / В.Н. Селуянов, С.К. Сарсания, Е.Б. Мякинченко. - М., 1995. - 68 с.
47. Селуянов В.Н. Методика силовой подготовки в оздоровительной физической культуре // Аэробика. 2000. Зима. С. 2-5.
48. Сиднева Л.В. Учебное пособие по персональному тренингу / Федерация аэробики России [Текст] / Л.В. Сиднева, Е.П. Алексеева. - М., 1996. 64 с.
49. Сиднева Л.В. Учебное пособие по базовой аэробике [Текст] / Л.В. Сиднева, Е.П. Алексеева. - М.: Тровант; Троицк, 1997. - 48 с.
50. Сиднева Л.В. Методика развития силы (STT и другие системы) [Текст] /
Л.В. Сиднева, Е.П. Алексеева. - М.: Тровант; Троицк, 1998.- 46 с.
51. Сиднева Л.В. Базовая аэробика. Второй уровень / Федерация аэробики России [Текст] / Л.В. Сиднева, Е.П. Алексеева, О.Н. Половинке. - М., 1998. - 27 с.
52. Сиднева Л.В., Гониянц С.А. Оздоровительная аэробика и методика ее преподавания: Учеб. пособие [Текст] / Л.В. Сиднева, С.А. Гониянц. - М., 2000. - 74 с.
53. Теория и методика физической культуры [Текст]: Учебник / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
54. Теория и методика физического воспитания [Текст]: Учебник для ин-тов физ. культуры. / Под общей ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. Изд. 2¬е, перер. и доп. (в 2-х т.). - М.: Физкультура и спорт, 1976 - т. II - 256 с., ил.
55. Толковый словарь спортивных терминов / Сост. Ф.П. Суслов, С.М. Вайцеховский. М.: Физкультура и спорт, 1993. - 352 с.
56. Филиппова Ю.С. Оздоровительная аэробика [Текст] / Ю.С. Филиппова. - Новосибирск, 1995. - 40 с.
57. Френсис Л. Методика преподавания оздоровительной аэробики [Текст] / Л. Френсис. - М.: Национальная школа аэробики, 1992. - 46 с.
58. Холодов, Ж.К., Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К.Холодов,
В.С.Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.
59. Хуббиев Ш.З., С.Ш. Намозова, Т.Л. Незнамова - Структура индивидуальной оздоровительной программы по физической культуре и технология ее разработки - Теория и практика физической культуры - 2015 - № 3, с. 27.
60. Шестаков, М.П. Аэробика. Теория и методика проведения занятий [Текст] / М.П. Шестаков, Е.Б. Мякинченко. М. СпортАкадемияПресс, 2002. - 304с.