ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТРАДИЦИЯХ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности на традициях русской народной культуры 8
1.1. Проблема формирования нравственных качеств младших
школьников в современных условиях развития общества 8
1.2.Особенности формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности 15
1.3.Традиции русской народной культуры в процессе формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности 24
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности на традициях русской народной культуры 35
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных качеств
младших школьников 35
2.2. Содержание работы по формированию нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности на традициях русской
культуры 41
Заключение 58
Библиографический список 60
Приложение 65
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности на традициях русской народной культуры 8
1.1. Проблема формирования нравственных качеств младших
школьников в современных условиях развития общества 8
1.2.Особенности формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности 15
1.3.Традиции русской народной культуры в процессе формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности 24
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности на традициях русской народной культуры 35
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных качеств
младших школьников 35
2.2. Содержание работы по формированию нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности на традициях русской
культуры 41
Заключение 58
Библиографический список 60
Приложение 65
Формирование нравственных качеств младших школьников - одна из актуальных проблем в современной педагогике. Становление личности, формирование ее гражданской позиции, эстетической восприимчивости, духовности, нравственности, способности к творчеству отражает поиск в сфере гуманизации образования.
Формирование нравственных качеств личности, обретение национального достоинства учащихся в воспитательном процессе соответствует принципу социального равенства национальных культур всех народов. Взаимодействие и взаимообогащение национальных и региональных культур - реальный путь к единству мировой и общечеловеческой культуры. Русская народная культуре - это наше сокровище, наша духовная родина, наша любовь, источник духовности, нравственности, сохранения связи поколений.
Необходимость опоры на национальные традиции и особенности личности в вопросах воспитания, учета опыта народной педагогики утверждали в своих сочинениях, начиная с Владимира Мономаха, Сергий Радонежский, Феофан Прокопович, Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, протопоп Аввакум, М.В. Ломоносов, Н.М. Кошанский, И.С. Аксаков, Ф.И. Тютчев, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко,
В.А. Сухомлинский и др.
Процесс формирования личностно обоснованных взглядов на русскую народную культуру сложен и многогранен. Их качественная характеристика складывается из ряда признаков: ее содержательности и научности, цельности и уровня сформированности, логичности и доказательности, степени обобщенности и конкретности. Приобрести широкие целостные взгляды на культуру народа может целенаправленно подготовленный и думающий ученик. Для этого учителю предстоит преодолеть стереотипы мышления, дифференцировать подходы к учащимся, использовать новые формы обучения. Задача формирования духовных качеств личности требует не только эрудиции учителя, но и обладания им самим этими качествами.
В современной школе существуют разные подходы в приобщении школьников к культурному наследию русского народа и формировании нравственных качеств личности, что и позволило найти новый вариант в решении проблемы, который базируется на понимании целостности народной культуры в соответствии с народной философией, ее историчности и интегративности, и определить тему для исследования: «Формирование нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности на традициях русской народной культуры».
Сформулированные в педагогической теории и практике противоречия позволяют выделить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности на традициях русской народной культуры.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс внеурочной деятельности младших школьников.
Предмет исследования: содержание работы по формированию нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности на традициях русской народной культуры.
Гипотеза исследования: процесс формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности на традициях русской народной культуры будет более эффективным, если соблюдать следующие условия:
- в рамках внеурочной деятельности должна раскрываться нравственная сущность явлений и значимых символов народной культуры;
- в основу формирования нравственных качеств должен быть положен материал конкретных произведений разных видов искусства и раскрыты особенности художественно-образного мышления великих русских мастеров;
- организация внеурочной деятельности должна базироваться на эмоционально-духовном восприятии фактов и явлений народной культуры, раскрывающих их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Задачи исследования:
1. Раскрыть проблему формирования нравственных качеств младших школьников в современных условиях развития общества.
2. Изучить роль традиций русской народной культуры в процессе формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности.
3. Проанализировать педагогический опыт по формированию нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности на русской народной культуре.
4. Провести экспериментальную работу по формированию нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности на традициях русской народной культуры.
Методы исследования. Теоретические: анализ и обобщение педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдение, метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Базой исследования является МБОУ прогимназия № 51 города
Белгорода, класс 1 «А» (30 учеников).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования; определены цель, объект, предмет, гипотеза исследования; дана характеристика методов и этапов исследования.
В первой главе представлена проблема формирования нравственных качеств младших школьников в современных условиях развития общества; раскрыты особенности формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности; охарактеризована роль традиций русской народной культуры в процессе формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности.
Во второй главе представлен анализ педагогического опыта по теме исследования. Далее описаны результаты диагностики уровня сформированности нравственных качеств у младших школьников, указано содержание работы по формированию нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности на традициях народной русской культуры.
В заключении подведены итоги исследования, обобщены его результаты, сформулированы основные выводы, подтверждающие правомерность выдвинутой гипотезы.
Библиографический список включает 50 источников.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы.
Формирование нравственных качеств личности, обретение национального достоинства учащихся в воспитательном процессе соответствует принципу социального равенства национальных культур всех народов. Взаимодействие и взаимообогащение национальных и региональных культур - реальный путь к единству мировой и общечеловеческой культуры. Русская народная культуре - это наше сокровище, наша духовная родина, наша любовь, источник духовности, нравственности, сохранения связи поколений.
Необходимость опоры на национальные традиции и особенности личности в вопросах воспитания, учета опыта народной педагогики утверждали в своих сочинениях, начиная с Владимира Мономаха, Сергий Радонежский, Феофан Прокопович, Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, протопоп Аввакум, М.В. Ломоносов, Н.М. Кошанский, И.С. Аксаков, Ф.И. Тютчев, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко,
В.А. Сухомлинский и др.
Процесс формирования личностно обоснованных взглядов на русскую народную культуру сложен и многогранен. Их качественная характеристика складывается из ряда признаков: ее содержательности и научности, цельности и уровня сформированности, логичности и доказательности, степени обобщенности и конкретности. Приобрести широкие целостные взгляды на культуру народа может целенаправленно подготовленный и думающий ученик. Для этого учителю предстоит преодолеть стереотипы мышления, дифференцировать подходы к учащимся, использовать новые формы обучения. Задача формирования духовных качеств личности требует не только эрудиции учителя, но и обладания им самим этими качествами.
В современной школе существуют разные подходы в приобщении школьников к культурному наследию русского народа и формировании нравственных качеств личности, что и позволило найти новый вариант в решении проблемы, который базируется на понимании целостности народной культуры в соответствии с народной философией, ее историчности и интегративности, и определить тему для исследования: «Формирование нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности на традициях русской народной культуры».
Сформулированные в педагогической теории и практике противоречия позволяют выделить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности на традициях русской народной культуры.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс внеурочной деятельности младших школьников.
Предмет исследования: содержание работы по формированию нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности на традициях русской народной культуры.
Гипотеза исследования: процесс формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности на традициях русской народной культуры будет более эффективным, если соблюдать следующие условия:
- в рамках внеурочной деятельности должна раскрываться нравственная сущность явлений и значимых символов народной культуры;
- в основу формирования нравственных качеств должен быть положен материал конкретных произведений разных видов искусства и раскрыты особенности художественно-образного мышления великих русских мастеров;
- организация внеурочной деятельности должна базироваться на эмоционально-духовном восприятии фактов и явлений народной культуры, раскрывающих их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Задачи исследования:
1. Раскрыть проблему формирования нравственных качеств младших школьников в современных условиях развития общества.
2. Изучить роль традиций русской народной культуры в процессе формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности.
3. Проанализировать педагогический опыт по формированию нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности на русской народной культуре.
4. Провести экспериментальную работу по формированию нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности на традициях русской народной культуры.
Методы исследования. Теоретические: анализ и обобщение педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдение, метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Базой исследования является МБОУ прогимназия № 51 города
Белгорода, класс 1 «А» (30 учеников).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования; определены цель, объект, предмет, гипотеза исследования; дана характеристика методов и этапов исследования.
В первой главе представлена проблема формирования нравственных качеств младших школьников в современных условиях развития общества; раскрыты особенности формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности; охарактеризована роль традиций русской народной культуры в процессе формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности.
Во второй главе представлен анализ педагогического опыта по теме исследования. Далее описаны результаты диагностики уровня сформированности нравственных качеств у младших школьников, указано содержание работы по формированию нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности на традициях народной русской культуры.
В заключении подведены итоги исследования, обобщены его результаты, сформулированы основные выводы, подтверждающие правомерность выдвинутой гипотезы.
Библиографический список включает 50 источников.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы.
В современной школе существуют разные подходы в приобщении школьников к культурному наследию русского народа и формировании нравственных качеств личности, что и позволило найти новый вариант в решении проблемы, который базируется на понимании целостности народной культуры в соответствии с народной философией, ее историчности и интегративности, что свидетельствует об актуальности выбранной темы.
В жизни ребенка младший школьный возраст является важным периодом, влияющим на формирование его личностной направленности. Так, степень сформированности нравственных качеств личности, направленность интересов младшего школьника напрямую будут зависеть от социальной макро- и микросреды - от положительных или отрицательных воздействий на личность общества и семьи.
Для воспитания нравственных качеств, требуется формирование национального самосознания детей через внедрение в их жизнедеятельность традиций народной жизни с самого раннего возраста.
Проведенное экспериментальное исследование позволило выявить, что у детей 1 класса преобладают средний и низкий уровни нравственных качеств. Такой показатель свидетельствует, о том, что следует проводить работу по повышению данного уровня во внеурочное время на материале русской народной культуры.
На основе полученных результатов, мы разработали и представили содержание работы, направленное на повышение уровня нравственных качеств у младших школьников.
Представленное нами содержание работы включает разнообразные практические, наглядные и словесные методы и приемы. Изучение школьниками традиций русской народной культуры является эффективным средством формирования нравственных качеств младших школьников.
При этом учащиеся с интересом будут изучать материал, связанный с традициями народной культуры, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Возникает потребность в получении новых знаний о народных традициях, формируются добрые, нравственные человеческие качества.
В процессе проведения формирующего этапа экспериментальной работы были определены условия, при которых формирование нравственных качеств младших школьников на материале народной культуры будет эффективнее:
- в рамках внеурочной деятельности раскрывается нравственная сущность явлений и значимых символов народной культуры;
- в основу формирования нравственных качеств должен быть положен
материал конкретных произведений разных видов искусства и раскрывать особенности художественно-образного мышления великих русских
мастеров;
- организация внеурочной деятельности должна базироваться на
эмоционально-духовном восприятии фактов и явлений народной культуры, раскрывающих их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Контрольный этап экспериментальной работы подтвердил эффективность этих условий. Уровень сформированности нравственных качеств теперь высокий, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.
Таким образом, гипотеза нашла свое отражение. Цели были достигнуты.
В жизни ребенка младший школьный возраст является важным периодом, влияющим на формирование его личностной направленности. Так, степень сформированности нравственных качеств личности, направленность интересов младшего школьника напрямую будут зависеть от социальной макро- и микросреды - от положительных или отрицательных воздействий на личность общества и семьи.
Для воспитания нравственных качеств, требуется формирование национального самосознания детей через внедрение в их жизнедеятельность традиций народной жизни с самого раннего возраста.
Проведенное экспериментальное исследование позволило выявить, что у детей 1 класса преобладают средний и низкий уровни нравственных качеств. Такой показатель свидетельствует, о том, что следует проводить работу по повышению данного уровня во внеурочное время на материале русской народной культуры.
На основе полученных результатов, мы разработали и представили содержание работы, направленное на повышение уровня нравственных качеств у младших школьников.
Представленное нами содержание работы включает разнообразные практические, наглядные и словесные методы и приемы. Изучение школьниками традиций русской народной культуры является эффективным средством формирования нравственных качеств младших школьников.
При этом учащиеся с интересом будут изучать материал, связанный с традициями народной культуры, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Возникает потребность в получении новых знаний о народных традициях, формируются добрые, нравственные человеческие качества.
В процессе проведения формирующего этапа экспериментальной работы были определены условия, при которых формирование нравственных качеств младших школьников на материале народной культуры будет эффективнее:
- в рамках внеурочной деятельности раскрывается нравственная сущность явлений и значимых символов народной культуры;
- в основу формирования нравственных качеств должен быть положен
материал конкретных произведений разных видов искусства и раскрывать особенности художественно-образного мышления великих русских
мастеров;
- организация внеурочной деятельности должна базироваться на
эмоционально-духовном восприятии фактов и явлений народной культуры, раскрывающих их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Контрольный этап экспериментальной работы подтвердил эффективность этих условий. Уровень сформированности нравственных качеств теперь высокий, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.
Таким образом, гипотеза нашла свое отражение. Цели были достигнуты.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТРАДИЦИЯХ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в условиях взаимодействия с детской общественной организацией
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Формирование этнокультурной идентификации младших школьников во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2019 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников во внеурочной деятельности (Теория и методика обучения и воспитания младших школьников, Тюменский Государственный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «НАРОДОВЕДЕНИЕ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «НАРОДОВЕДЕНИЕ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016



