Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности на традициях русской народной культуры 8
1.1. Проблема формирования нравственных качеств младших
школьников в современных условиях развития общества 8
1.2.Особенности формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности 15
1.3.Традиции русской народной культуры в процессе формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности 24
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности на традициях русской народной культуры 35
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных качеств
младших школьников 35
2.2. Содержание работы по формированию нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности на традициях русской
культуры 41
Заключение 58
Библиографический список 60
Приложение 65
Формирование нравственных качеств младших школьников - одна из актуальных проблем в современной педагогике. Становление личности, формирование ее гражданской позиции, эстетической восприимчивости, духовности, нравственности, способности к творчеству отражает поиск в сфере гуманизации образования.
Формирование нравственных качеств личности, обретение национального достоинства учащихся в воспитательном процессе соответствует принципу социального равенства национальных культур всех народов. Взаимодействие и взаимообогащение национальных и региональных культур - реальный путь к единству мировой и общечеловеческой культуры. Русская народная культуре - это наше сокровище, наша духовная родина, наша любовь, источник духовности, нравственности, сохранения связи поколений.
Необходимость опоры на национальные традиции и особенности личности в вопросах воспитания, учета опыта народной педагогики утверждали в своих сочинениях, начиная с Владимира Мономаха, Сергий Радонежский, Феофан Прокопович, Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, протопоп Аввакум, М.В. Ломоносов, Н.М. Кошанский, И.С. Аксаков, Ф.И. Тютчев, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко,
В.А. Сухомлинский и др.
Процесс формирования личностно обоснованных взглядов на русскую народную культуру сложен и многогранен. Их качественная характеристика складывается из ряда признаков: ее содержательности и научности, цельности и уровня сформированности, логичности и доказательности, степени обобщенности и конкретности. Приобрести широкие целостные взгляды на культуру народа может целенаправленно подготовленный и думающий ученик. Для этого учителю предстоит преодолеть стереотипы мышления, дифференцировать подходы к учащимся, использовать новые формы обучения. Задача формирования духовных качеств личности требует не только эрудиции учителя, но и обладания им самим этими качествами.
В современной школе существуют разные подходы в приобщении школьников к культурному наследию русского народа и формировании нравственных качеств личности, что и позволило найти новый вариант в решении проблемы, который базируется на понимании целостности народной культуры в соответствии с народной философией, ее историчности и интегративности, и определить тему для исследования: «Формирование нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности на традициях русской народной культуры».
Сформулированные в педагогической теории и практике противоречия позволяют выделить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности на традициях русской народной культуры.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс внеурочной деятельности младших школьников.
Предмет исследования: содержание работы по формированию нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности на традициях русской народной культуры.
Гипотеза исследования: процесс формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности на традициях русской народной культуры будет более эффективным, если соблюдать следующие условия:
- в рамках внеурочной деятельности должна раскрываться нравственная сущность явлений и значимых символов народной культуры;
- в основу формирования нравственных качеств должен быть положен материал конкретных произведений разных видов искусства и раскрыты особенности художественно-образного мышления великих русских мастеров;
- организация внеурочной деятельности должна базироваться на эмоционально-духовном восприятии фактов и явлений народной культуры, раскрывающих их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Задачи исследования:
1. Раскрыть проблему формирования нравственных качеств младших школьников в современных условиях развития общества.
2. Изучить роль традиций русской народной культуры в процессе формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности.
3. Проанализировать педагогический опыт по формированию нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности на русской народной культуре.
4. Провести экспериментальную работу по формированию нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности на традициях русской народной культуры.
Методы исследования. Теоретические: анализ и обобщение педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдение, метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Базой исследования является МБОУ прогимназия № 51 города
Белгорода, класс 1 «А» (30 учеников).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования; определены цель, объект, предмет, гипотеза исследования; дана характеристика методов и этапов исследования.
В первой главе представлена проблема формирования нравственных качеств младших школьников в современных условиях развития общества; раскрыты особенности формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности; охарактеризована роль традиций русской народной культуры в процессе формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности.
Во второй главе представлен анализ педагогического опыта по теме исследования. Далее описаны результаты диагностики уровня сформированности нравственных качеств у младших школьников, указано содержание работы по формированию нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности на традициях народной русской культуры.
В заключении подведены итоги исследования, обобщены его результаты, сформулированы основные выводы, подтверждающие правомерность выдвинутой гипотезы.
Библиографический список включает 50 источников.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы.
В современной школе существуют разные подходы в приобщении школьников к культурному наследию русского народа и формировании нравственных качеств личности, что и позволило найти новый вариант в решении проблемы, который базируется на понимании целостности народной культуры в соответствии с народной философией, ее историчности и интегративности, что свидетельствует об актуальности выбранной темы.
В жизни ребенка младший школьный возраст является важным периодом, влияющим на формирование его личностной направленности. Так, степень сформированности нравственных качеств личности, направленность интересов младшего школьника напрямую будут зависеть от социальной макро- и микросреды - от положительных или отрицательных воздействий на личность общества и семьи.
Для воспитания нравственных качеств, требуется формирование национального самосознания детей через внедрение в их жизнедеятельность традиций народной жизни с самого раннего возраста.
Проведенное экспериментальное исследование позволило выявить, что у детей 1 класса преобладают средний и низкий уровни нравственных качеств. Такой показатель свидетельствует, о том, что следует проводить работу по повышению данного уровня во внеурочное время на материале русской народной культуры.
На основе полученных результатов, мы разработали и представили содержание работы, направленное на повышение уровня нравственных качеств у младших школьников.
Представленное нами содержание работы включает разнообразные практические, наглядные и словесные методы и приемы. Изучение школьниками традиций русской народной культуры является эффективным средством формирования нравственных качеств младших школьников.
При этом учащиеся с интересом будут изучать материал, связанный с традициями народной культуры, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Возникает потребность в получении новых знаний о народных традициях, формируются добрые, нравственные человеческие качества.
В процессе проведения формирующего этапа экспериментальной работы были определены условия, при которых формирование нравственных качеств младших школьников на материале народной культуры будет эффективнее:
- в рамках внеурочной деятельности раскрывается нравственная сущность явлений и значимых символов народной культуры;
- в основу формирования нравственных качеств должен быть положен
материал конкретных произведений разных видов искусства и раскрывать особенности художественно-образного мышления великих русских
мастеров;
- организация внеурочной деятельности должна базироваться на
эмоционально-духовном восприятии фактов и явлений народной культуры, раскрывающих их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Контрольный этап экспериментальной работы подтвердил эффективность этих условий. Уровень сформированности нравственных качеств теперь высокий, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.
Таким образом, гипотеза нашла свое отражение. Цели были достигнуты.
1. Андреенкова, Н.В. Проблемы социализации личности / Н.В. Андреенкова// Социальные исследования. - №3. - М., 2011. - 362 с.
2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание/Н.В.
Архангельская. - М.: Просвещение, 2009. - 211 с.
3. Богданова О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах/О.С. Богданова, В.И. Петрова. - М.: Просвещение, 2011. - 207 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском
возрасте/Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2010. - 464 с.
5. Божович Л.И. Психическое развитие школьника и его
воспитание/Л.И. Божович, Л.С. Славина. - М.: Знание, 2012. - 96 с.
6. Бочарова В.Г. Научно-педагогическая концепция взаимодействия школы и других социальных институтов во внешкольном воспитании учащихся /В.Г. Бочарова// Социально-педагогические проблемы взаимодействия государственных учреждений и общественности во внешкольном воспитании учащихся. - М., 2011. - С.3-14.
7. Бруднов А.А. Внешкольное дополнительное образование - насущное веление времени: проблемы, поиски, решения /А.А. Бруднов// Воспитание школьников. - 2012. - № 3. - С. 22-28.
8. Васильева, З.Н. Нравственное воспитание учащихся во внеурочной деятельности/ З.Н. Васильева. - М.: Просвещение, 2008. - 410 с.
9. Власова Т.И. Диагностика индивидуальной культуры
современных школьников (Аксиологический подход) /Т.И.
Власов//Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. - №2. - С. 35-41.
10. Водзинский Д.И. Научные основы нравственного воспитания школьников/Д.И. Возинский. - Минск: Вышэйшая школа, 2012. - 176 с.
11. Воспитание нравственных качеств младших школьников: Учеб.- метод. пособие / В.Т. Чепиков. - Гродно: ГрГУ, 2006. - 189 с.
12. Гильгенберг И.В. Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания/И.В. Гильгенберг: Автореф. дисс. ... кпн. - Челябинск, 2012. - С. 10.
13. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности/А.А. Гусейнов. - М.: Просвещение, 2013. - 211 с.
14. Довгун А.И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания/А.И. Довгун // Нравственное воспитание школьников. - 2014. - №12. - С.56.
15. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности/О.Г. Дробницкий. - М.: Политиздат. - 2013. - 351 с.
16. Еремина, К.К. Формирование нравственных ценностей на материале народной русской культуры/К.К. Еремина//Начальная школа. - № 8. - М., 2014. - С. 54-58.
17. Каиров, И.А. Азбука нравственного воспитания/И. А. Каиров. - Москва, 2006. - 201с.
18. Каиров, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания/ И.А. Каиров. - Москва, 2005. - 213с.
19. Калюжный, А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников во внеклассной деятельности/ А.А. Калюжный. - Москва, 2013. - 205с.
20. Каркошкина Т.Н Нравственное воспитание в начальной школе: Праздники, игры, викторины/Т.Н. Каркошкина - Волгоград: Учитель, 2007. - 105 с.
21. Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания
школьников/Э.П. Козлов. - Изд-во Ростовского ун-та, 2014. - 121 с.
22. Колдунов, Я.И. Нравственное воспитание личности школьника во внеурочное время /Я.И.Колдунова. - Калуга, 2012. - 197с.
23. Косолапов Ю.А. Нравственное воспитание учащихся в процессе изучения русской народной культуры / Ю.А. Косолапова// Нравственное воспитание школьников. - 2010. - №12. - С.52-59
24. Кузнецова, Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника (на примере русской культуры) /Л.В. Кузнецова. - Москва, 2012.
- 241с.
25. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России/Е.Н. Лагодина. - М.: Просвещение, 2006. - 290 с.
26. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность/А.Н. Леонтьев. М.: Просвещение, 2002. - 720с.
27. Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность/А.С. Макаренко. - М., 2000. - 176 с.
28. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Кн. для
учителя-воспитателя/Л.И. Маленкова. - М.: Педагогическое общество
России. Изд-во Дом Ноосфера . - 2009. - 300с.
29. Малиночкин, Э.Т. Педагогика/Э. Т. Малиночкин. - Москва, 2012.
- 430с.
30. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника/И.С. Марьенко. - М.: Педагогика, 2010. - 104 с.
31. Матвеева Л.И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения/Л.И. Матвеева. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2009. - 390 с.
32. Натанзон, Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика начальной школы /Э.Ш. Натанзон. - Москва, 2011. - 349с.
33. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова. - М: 2005. - 687 с.
34. Педагогическая диагностика в школе/ Под ред. А.И. Кочетова. - М.: Просвещение, 2007. - 223 с.
35. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн/И.П. Подласый. - М.: ВПАДОС. - 2009. - кн.1. - 573 с.; кн.2. - 255 с.
36. Рахимов А.З. Роль русских традиций в нравственном воспитания личности младшего школьника/ А.З. Рахимов // Классный руководитель. - 2014. - № 6. - С. 21-26
37. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/М.И. Рожкова, Л.В. Байбородова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 211 с.
38. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в начальной школе /И.И. Рожков. - Москва, 2010. - 309с. Везде убрать слово Текст!!!
39. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы
нравственного воспитания школьников/С.Л. Рубинштейн. - М.:
Просвещение, 2004. - 90 с.
40. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности/Л.И. Рувинский . - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. - 184 с.
41. Сенько В.Г. Воспитание у младших школьников норм поведения во внеклассной работе / В.Г. Сенько. - Минск, 2013. - 190с.
42. Стефаненко Н.А. Нравственно этическая оценка поступка литературного героя русских народных сказок /Н.А. Стефаненко// Начальная школа. - № 12. - М., 2015. - С. 29-33.
43. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/В.А. Сухомлинский. - М: 2010. - 211 с.
44. Трофимова, Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника при изучении русских традиций/Н.М. Трофимова. - СПб., 2012. - 266с.
45. Урумбасарова, Э.А. Проблема нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки/Э.А. Урумбасарова. - Алмата,
2012. - 364с.
46. Ушинский К.Д. Собрание сочинений/К.Д. Ушинский. - М.: 2005. - 145 с.
47. Филонова, Г.Н. Формирование личности: проблемы
комплексного подхода в процессе воспитательного процесса младшего школьника / Г.Н. Филонова. - Москва, 2013. - 382с.
48. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников/И.Ф. Харламов. - М.: Просвещение, 2009. - 144 с.
49. Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников: Учеб.-метод. пособие / В.Т. Чепиков. — Гродно: ГрГУ, 2010. - 233 с.
50. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности в рамках изучения русской народной культуры /М.Г.Яновская. - СПб., 2013. - 413с.