Введение 3
Обзор источников и литературы 6
ГЛАВА 1. Гражданское и торговое мореходство 15
1.1. Конструкция кораблей 15
1.2. Морские торговыемаршруты 20
1.3. Портовые города, устройство портов 27
ГЛАВА 2. Военно-морское дело 34
2.1. Военные корабли, типы судов 34
2.2. Вооружение и оснастка военных кораблей 45
2.3. Морские сражения эллинистической эпохи 50
Заключение 62
Список источников и литературы 66
Эпоха эллинизма насчитывает три столетия, начиная с 336 года до 30 года до н.э., от Александра Македонского до включения Египта в состав Рима. В течение трех веков на территории Средней Азии, Причерноморья, Малой Азии и далее - плоть до пределов Индии - создаются новые эллинистические государства. Греческий мир всегда был тесно связан с мореходством в самых разнообразных вариантах. Географическое расположение и климатические условия влияли на все сферы жизни: социальную, экономическую, политическую и т.д. Образ жизни у моря стал основой мировоззрения, послужившего в освоение морского дела и мореходства. Вопросы судоходства, мореплавания, строительства кораблей издавна были определяющими в системе государственного устройства греческих государств; ко времени же эпохи эллинизма их значение стало приобретать особое значение.
Море способствовало историческому становлению и росту городов-портов, развитию товарно-денежных отношений, определяло внутреннюю и внешнюю политику. Было напрямую связано с развитием кораблестроения, усовершенствованием системы
транспортировки и способов перевозок, развития судоходства и мореплавания.
Несомненно, что специфика военного дела на море имела особенности, которые повлияли на технический прогресс в кораблестроении и технологии ведения войн. Свидетельством тому являются архивные источники, эпиграфические данные,
историографические описания в естественных и гуманитарных науках, в изобразительном искусстве, литературе и художественной культуре в целом.
Можно предположить, что изучение развития морского дела эллинистической эпохи позволяет лучше понять процессы становления и развития греческого военно-морского искусства, и общие культурные закономерности античной цивилизации, до сих пор не теряющие своей актуальности.
Степень разработанности проблемы.
Тема дипломной работы предполагает использование различных литературных источников, которые раскрывают особенности эллинистического мира и морского дела. Поэтому в процессе подготовки работы использовались как на первоисточники, так и классические труды современных ученых, сложившихся в источниковедении и историографии.
Зарубежная историография, связанная с изучением морского дела эпохи эллинизма, начинается с публикации Тарна, опубликованной впервые в 1927 г., и посвященной именно эллинистической эпохе . Затем по этой проблематике появляются многочисленные труды как зарубежных, так и отечественных ученых, внесших большой вклад как в осмысление вопросов античного морского дела, мореходства, корабельного дела, и ряда других, связанных с морем в эпоху эллинизма .
В отечественной историографии работы по морскому делу этого времени немногочисленны, поэтому в основном использовались переводные материалы, дающую обширную информацию о морском деле в эпоху эллинизма. Источниковедческая база включает сохранившиеся работы античных авторов, теоретические трактаты, труды по полиоркетике, эпиграфика и данные археологии .
Кроме этого, использовались энциклопедии по военному и морскому делу , опубликованные статьи научных журналов и научных конференций по мореходству , эпиграфические источники из археологических, исторических и других информационных каналов, включая Интернет-ресурсы .
Объект исследования - морское дело эпохи эллинизма.
Предметом исследования - является процесс развития гражданского, торгового мореходства и военно-морского дела.
Цель исследования - провести исследование становления и развития морского дела в эпоху эллинизма.
Задачи исследования:
1. Проанализировать конструкцию кораблей и их эволюцию.
2. Рассмотреть морские торговые маршруты.
3. Дать характеристику портовых городов и их устройство.
4. Изучить военные корабли, типы судов,
5. Сформировать представление о вооружение кораблей и организацию оснастки устройства корабля.
6. Описать морские сражения эллинистического времени.
Методы исследования
В работе использовались теоретические методы исследования, способствующие достижению цели и решению поставленных задач, с применением метода анализа и обобщения специальной литературы по истории. Метод описательный и метод типологического анализа, необходимый для характеристики кораблей эллинистической эпохи.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные материалы могут быть использованы при подготовке к лекциям, семинарским занятиям и самостоятельной работы студентов исторического факультета.
Структура исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложений
Обзор источников и литературы.
Прежде чем перейти к непосредственному разбору источников, имеющих отношение к военно-морскому делу эллинистической эпохи, хотелось бы сформулировать несколько ключевых моментов. Данная работа представляет своего рода попытку проанализировать довольно большой пласт исследований по данной теме, и попытаться выделить интересующее нас направление. Причем анализ античных источников в таком аспекте приобретает особое значение. Информация по военно-морскому делу эпохи эллинизма содержится в сочинениях ряда античных авторов.
Одним из главных источников по данной теме является труд Полибия, его «Всеобщая история». Полибий, безусловно, является одним из выдающихся историков античного мира, об этом можно судить как по масштабности описываемым им событий, так и по достоверности
его информации. По мнению А.И. Немировского: «Полибий
превосходит всех известных нам античных историков сознательным отношением к задачам, глубиной подхода к источникам, серьезностью в попытках осмысления исторической науки» . Его история развивает традиции «прагматической истории» Фукидида и Ксенофонта; причем немало внимания он уделяет вопросам войны на море. Интересно отметить, что сам Полибий обладал вполне профессиональными познаниями в военном деле, был знаком с особенностями военно¬морского дела. Описание античных флотов, типов кораблей и, наконец, морских битв делают его свидетельства особенно ценными.
В качестве другого нарративного источника можно отнести обширное сочинение Диодора Сицилийского «Историческая библиотека». Диодор, пытавшийся осмыслить всю всемирную историю с древнейших времен, написал в основном историю греческую. Для нас интересно отметить его описания Сицилии, и другие детали из действий римского военно-морского флота, которые можно использовать в качестве вспомогательного материала для нашей темы.
Другим источником для нашего исследования можно считать знаменитую «Географию» Страбона, написанной автором в конце I в. до н.э. Здесь в XVII-й книге автор сообщает об устройстве Александрии и дает описание ее гаваней.
Следующим важным источником можно считать «Сравнительные жизнеописания» Плутарха. Автор дает описания боевых действий на море во время Первой Пунической войны, также описывает осаду Сиракуз и рассматривает действие осадных механизмов во время последней. Следует еще раз отметить, что, хотя все эти события происходят уже в римское время, уровень военного дела принципиально не отличался от рассматриваемого нами; более того - персонажи Плутарха пользовались техническими средствами войны на суше и на
море, разработанные и примененные в деле именно в эпоху войн эллинистического времени.
Также немало интересной информации о стратегии и тактике морской войны, о снаряжении и обеспечении судов можно найти у Полиэна в его «Военных хитростях» и у Марка Юниана Юстина, в его Эпитомах сочинения Помпея Трога „История Филиппа“» — извлечения из не дошедшего до нас обширного исторического труда в 44 книгах более раннего римского историка I века Помпея Трога.
При всем разнообразии работ современных исследователей, посвященных эллинистическому времени, количество конкретных работ, где затрагиваются вопросы военно-морского дела, относительно невелико. Рассмотрим некоторые ключевые труды зарубежных и отечественных исследователей, дабы определить основные «опорные точки» нашей работы. Среди таких особо выделяется монография В. Тарна - «Эллинистическая цивилизация», впервые опубликованная в 1927 г. и ставшая своего рода «классической» для исследователей последующего времени . Это сочинение написано на основании анализа огромного количества данных, взятых из множества современных автору источников и специальных исследований, посвященным различным отраслям эллинизма. По мнению рецензента первого русскоязычного издания, профессора С.Ковалева, читатель этой работы «найдет ... обилие тщательно собранных фактов и немало интересных мыслей» . Так, в главе VII, посвященной торговле и путешествиям эллинистического времени, дается блестящая характеристика основных сюжетов этой проблематики; в том числе с деталями, относящимися к вопросам морского дела. Тарн замечает: «Селевк, в соответствии с планом Александра использовать Персидский залив, держал в нем флот, устраивал колонии по нижнему течению Тигра и северному побережью залива, и был в хороших отношениях с герреями, жившими на побережье Аравии и снабжавшими Селевкию пряностями» .
После Тарна в зарубежной историографии к 60-80 г.г. XX в. возникло целое научное направление - античная маринистика, представленная рядом специалистов историков, филологов, этнографов, и археологов. В результате научного поиска количество научных трудов, как монографий, так и специальных публикаций стремительно растет; даже простой их перечень производит впечатление .
В этих работах можно отметить внимание исследователей к осмыслению роли и значения военного флота в политике, также как и к торговым связям античного полиса эллинистического и римского времени. Авторы анализируют вопросы технической базы, технологии судостроения, навигации, организации военно-морского флота и многие другие. Резюмируя, можно утверждать, в зарубежной историографии данная тема пользуется неизменным интересом ученых, что является закономерным явлением в свете интереса к цивилизации античного мира.
Исследования зарубежных исследователей велись по нескольким направлениям сразу, но весьма интересным нам представляется анализ терминов кораблей - как они формулируются в сочинениях Геродота, Фукидида, Аристотеля и Ксенофонта. Так, в монографии Т. Моррисона и Р. Уильямса рассматривается вопрос о так называемом «длинном судне» (makra ploion) . Античные авторы используют этот термин применительно к гребным судам, а точнее - к пентеконтерам. Отсюда авторы монографии приходят к концепции пентеконтеры как флагманского корабля античного полиса. Вывод этот нам представляется изящным, но не вполне убедительным, поскольку возможны были самые разные варианты для этого решения. Другой исследователь - Л. Кэссон в своем сочинении, посвященном античному кораблю и его команде , обращает внимание на упоминание античных авторов об уровнях расположения весельных уключин - что позволило ему сделать вывод о двухрядности пентеконтеры V в. до н.э.; определив ее как прототип для трехрядных судов, упоминания о которых сохранились в свидетельствах Фукидида, Плиния и Геродота.
Одним из основных вопросов, связанных с нашей темой, является так называемая проблема триеры - вопрос, ставший ключевым в исследовании военно-морского дела античного мира. Западные исследователи приложили немало усилий к разрешению этого действительно сложного вопроса - так как в сочинениях античных авторов и сохранившихся изображениях на памятниках архитектуры, информация крайне скудная. Можно резюмировать, что вопрос этот пока далек от разрешения - у нас есть только умозрительные реконструкции относительно ее технических особенностей. Конструкция гребной части триеры, ее ярусность, положение гребцов, конструкция верхней части корабля и количество гребцов - все эти вопросы еще ждут своего разрешения.
В целом мы можем сформулировать следующие взаимоисключающие положения по этому вопросу: - триера - судно с тремя рядами весел, расположенными на разных уровнях; - триера - судно с одним рядом весел на одном уровне, на каждом из которых по три гребца. Несмотря на преимущества той или иной версии, мы больше склоняемся к первой - благодаря некоей эстетической предпочтительности первого варианта. Возможно, выяснение истины лежит через анализ графических памятников. К возможному решению этой проблемы обращали внимание М. Эймит, Дж. Моррисон, Л.
Кэссон, П. Астрем, А. Геттлишер, которые склонялись к предпочтительности первого варианта.
По всей видимости, истина в этом вопросе могла заключается в следующем: в греческом военно-морском флоте существовало
несколько разновидностей триер . К так называемому первому классу можно отнести крейсерские триеры, где были до 170 гребцов, плюс 10 гоплитов и 4 лучника (можно вспомнить государственные афинские корабли «Саламин» и «Паралия»). К триерам второго класса можно отнести транспортные или десантные корабли, использовавшиеся для перевозки воинов. К триерам третьего класса возможно отнести суда для транспортировки кавалерии. Численность экипажа этих кораблей определена в списках экипажей афинских триер, где располагались 62 франита, 54 зевгита, 54 фаламита и 30 перинео . И хотя эти данные относятся к эпохе классических Афин, мы полагаем, не будет большой разницы в сравнении с рассматриваемой нами эпохой, во многом близкой к вышеупомянутой.
Итак, можно отметить, что в западной историографии все эти проблемы нашли отражение с сочинениях Дж. Моррисона, рассмотревшего эволюцию военно-морского флота эллинистического времени в период IV в. до н.э. до I в. до н.э., то есть до битвы при Акциуме в 31 г. до н.э . Автор обосновывет краткосрочность применения кораблей -гигантов эллинистического времени не их громоздкостью, а как результат технического решения с двухрядным расположением гребцов со смещением внуть корпуса , то-есть чисто конструктивными причинами.
Своего рода итогом исследования зарубежных ученых этой темы стала коллективная работа, посвященная античным галерам, в которой участвовали известные специалисты данной тематики . Таким образом, зарубежные исследователи уделили достаточно большое внимание теме античного военно-морского флота; выявили основную проблематику данной темы, проявляли интерес к вопросам исторической реконструкции кораблей различного типа и назначения, исследовали корабельную архитектуру и устройсто портов и гаваней Средиземноморских полисов.
Резюмируя, можно утверждать, в зарубежной историографии тема военно-морского флота пользуется неизменным интересом ученых, что является закономерным явлением в свете интереса к цивилизации античного мира.
В отечественной историографии в развитии военно-морской тематики античного мира, выдающееся место занимают работы В.В. Латышева - замечательного ученого эпиграфиста и историка . Можно отметить, что в его трудах проведены глубокие исследования, связанные, в том числе, с вопросами истории флота и мореплавания на Понте Эвксинском. Латышев описал историю морского флота Древней Греции, определил различные типы и виды морского транспорта, дал характеристику состояния ольвийского флота в III в. до н.э .
Другим замечательным автором, оказавшим заметное влияния на изучение вопросов военно-морского дела древнего мира, является М.И. Ростовцев. Эти вопросы рассматривались им на фоне социально-экономической истории позднеклассической Греции, эллинистического и римского времени. В ряде своих работ М.И. Ростовцев касается и вопросов военного и торгового флота . Так, рассуждая об идентичности изображений и деталей причерноморских кораблей, автор доказывает их правдоподобие и реалистичность . В другом случае интерес ученого привлекает гипотеза о попытке распространения афинской талассократии на территорию Понта Эвксинского . Интересна интерпретация М.И. Ростовцевым проблемы морских сообществ в городах Боспорского царства. Автор связывает вопросы развития полиса с наличием коллегий эмпоров и навклеров, формированием морских караванов и обеспечения их охраны силами военно-морского флота .
Все эти работы были написаны на финальном этапе дореволюционной российской историографии античности. В советское время интерес к военно-морской теме и истории флота стал возрождаться во второй половине 20-х, с появлением публикаций А.А.Захарова и В.Д. Блаватского . В предвоенное время в публикации А.В. Мишулина, посвященной античной экономике, затрагивались вопросы о военно-морского флота и роли военно-морской техники в античном военном деле . А.В. Мишулин, говоря о войне античного времени, считал ее решающим фактором развития производства. И, как следствие, эта функция определяла все - технические требования, уровень и организацию производства в военно-морском деле.
Особую важность для нашей темы имеет публикация труда «Эллинистическая техника», где впервые в отечественной историографии была рассмотрена так называемая проблема триеры . Авторы работы попытались дать развернутый анализ технологии и архитектуры этого основного корабля античного флота. Опираясь на свидетельства Геродота и Фукидида, была воссоздана концепция трехрядного гребного аппарата.
Тема морского дела и мореплавания нашла интересную интерпретацию в трудах Т.В. Блаватской, В.Д. Блаватского, Д.Б. Шелова, Н.А. Онайко и других отечественных ученых .
Обязательно нужно упомянуть работы Б.Г.Петерса, ставшим автором первой в отечественном антиковедении работы по морскому делу в античных государствах Северного Причерноморья . В своих работах он использует смелые гипотезы, связанные с пропорциями античных кораблей и вариантах их реконструкции, опираясь на стандартный диаметр мачты .
Таким образом, мы видим, что проблематика основных вопросов нашего исследования рассмотрена в историографии достаточно полно, хотя множество вопросов остаются не ясными и ждут своего разрешения. В целом анализ доступных нам источников показывает, что понимание исключительной важности роли военно-морского дела и флота осознавалось всеми исследователями ; более того - эта идея отражена в трудах всех как дореволюционных, так и отечественных ученых.
В данной главе рассмотрены некоторые из доступных нам источников - как античных авторов, так и трудов современных исследователей, затрагивавших в своих сочинениях вопросы военно-
морского дела. В виду относительной фрагментарности таких свидетельств, даже и в неполном виде, они позволяют расширить наше представление о данной проблематике. В целом источниковая база позволяет, при должном осмыслении, получить достаточное полное представление о поставленной нами задаче.
На протяжении всего эллинистического периода продолжались войны между царствами, монархиями, союзами греческих полисов и отдельных полисов. Регулярные военные столкновения приводили к сложным отношениям в борьбе эллинистических государств. Сирийские войны Птолемеев и Селевкидов за территории Финикии, Палестины и Сирии, противостояние с Карфагеном и Римом, Парфянским царством. Борьба за Эгейское море. Все эти процессы сопровождались необходимостью строительства военного флота, наблюдавшееся практически во всех государствах эллинистической эпохи.
Роль и значение военного флота в жизни эллинистического мира зависело от расположения государств, на суше или на море, экономических возможностей для строительства гражданского, транспортного и военного флота.
На основе проведенного анализа можно сформулировать следующие выводы:
1.Конструкция корабля в эпоху эллинизма конструктивных изменений не претерпела. Существенных отличий в гражданском, торговом, военном кораблестроении не было. Преимущественно усложнилась система оборудования корабля и его оснастка, технические обновления внутренних систем. Произошло увеличение количества ярусов весел, для укрепления корабля появились двух и трехмачтовые паруса, появился выступ на внутренней стороне корабля. На смену униреме пришли биремы и триремы, затем тетреры (tetreres) и пентеры, сохраняющие конструкцию парусного судна с весельной оснасткой.
2. Торговые маршруты по морю строились на основе путешествий и военных походов, создавших условия для формирования новых представлений о мире и мироустройстве Вселенной. От Индии до устья Евфрата, от западных и северных берегов Европы до Шетландских и Оркнейских островов, от Индии до Каспийского моря. Диапазон морских открытий эпохи эллинизма необычайно велик, и поэтому современники Эллады не могли даже по достоинству осознать бесценную сокровищницу знаний, принесших путешественниками миру. Вследствие географических открытий в эпоху эллинизма был открыт путь через океан на запад и на восток, расширилось влияние греческой культуры на весь мир.
3. Крупные портовые города были расположены на пересечении торговых путей на море, представляющих экономическую выгоду для эллинистических государств. Устройство портовых сооружений соответствовали стандартам морских держав Северного Причерноморья, Боспора и т.д. Порт представлял собой технологическую систему организации судостроения и ремонта кораблей, что особенно важно для военного флота, необходимого в освоении и колонизации окружающих земель.
4. Конструкция военного корабля представляла достаточно простую форму и имела весельное оснащение каботажного назначения. Вместе с этим корабль был устойчив и маневренней в боевых действиях. Типы кораблей в эллинистический период усложнялись за счет военного снаряжения и боевого вооружения. В связи с увеличением оружия корабли увеличивались в размерах, что не изменило конструкцию боевого судна.
5. В эпоху эллинизма военная и строительная техника достигла большого прогресса. Пелопоннесская война показала новые виды вооружения, применяемые для эффективного ведения боевых действий. Были использованы тараны; осадные орудия; метательные машины - катапульты и баллисты; выбрасывавшие на большие расстояния длинные стрелы и огромные камни; черепахи-навесы, защищавшие осаждающих от копий и стрел, камней и свинца, вороны или греческий огонь. Таким образом, с поставленными усложнившимися задачами армия справилась с помощью военной техники и искусства ведения войны. С этого времени начинается становление профессиональной армии наемников.
Источники
1. Афиней. Пир мудрецов в пятнадцати книгах. Книги I-VIII. М., 2003.
2. Арриан. Индика / Пер. М. Д. Бухарина // Индия и античный мир. - М.: Вост. лит., 2002. - С.261-291.
3. Арриан. Поход Александра / Пер. М. Е. Сергеенко. Вступ. ст. О. О. Крюгера. - М.-Л.: Изд-во АН, 1962. - 384 с.
4. Витрувий. Десять книг об архитектуре / Пер. с лат. Ф.А. Петровского. М.: Изд-во Академии архитектуры, 1936
5 Марк Юниан Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «Historiae Philippicae» / пер. с лат. А.А. Деконского, М.И. Рижского / под ред. М. Е. Грабарь-Пассек, комм. К.В. Вержбицкого, М.М. Холода. - СПБ.: Изд. СПбГУ, 2005. - 493 с.
6. Марк Туллий Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. Под ред. М. Л. Гаспарова. М., Изд. «Наука», 1972.
7. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр / Пер. М. Ботвинника и И. Перельмутера. - М., «Правда», 1987. - Т.2.
8 Полибий. Всеобщая история / Пер. Ф.Г. Мищенко, И.Н. Веселовский. Т.2. - СПб, 1997.
9. Полиен. Стратегемы / Пер. под общ. ред. А. К. Нефёдкина. СПб.: Евразия, 2002. 608 с.
10. Страбон. География / пер. с др.-греч. Г. А. Стратановского, под ред. О. О. Крюгера, общ. ред. С. Л. Утченко. - М.: Ладомир, 1994. - 941 с.
Литература
11. Горлов Ю. В. Эллинистический Родос // Эллинизм. Политика. Идеология. Культура / Под ред. Е. С. Голубцовой. - М., 1990. - С. 204.
12. Дибвойз Н.К. Политическая история Парфии / Пер. с англ., науч. ред., библиография В.П. Никонорова. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2008. -816 с.
13. Дройзен И. История эллинизма. Т. 3. СПб., 2002. С. 267, 279.
14. Ельницкий Л.А. Великие путешествия античного мира. - М., 2013. - С.6.
15. История Древней Греции: Учебник / Ю.В. Андреев, Г.А. Кошеленко, В.И. Кузищин, Л.П. Маринович / Под ред. В.И. Кузищина. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2003. - 399 с: ил., карты.
16. Источниковедение Древней Греции (эпоха эллинизма). Учебное пособие / Под ред. проф. В. И. Кузищина. - М., Изд-во Моск. ун-та, 1982.
17. Коннолли П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории / Пер. С. Лопухова, А. ХромоваМосква. - М.: «Эксмо-Пресс», 2000.
18. Левек П. Эллинистический мир / Пер. с фр. Е.П. Чиковой, под ред. Г.А. Кошеленко. - М.: «Наука», 1989. - 249 с.
19. Жигунин В.Д. Международные отношения эллинистических государств в 280-220 гг. до н. э. Казань, 1980. С. 147.
20. Мищенко Ф. Г. Федеративная Эллада и Полибий // Полибий. Всеобщая история. Т.1. СПб., 1994. С.117.
21. Петерс Б.Г. Морское дело в античных государствах Северного Причерноморья. - М., 1982. - С. 40.
22. Псевдо-Арриан, Плавание вокруг Эритрейского моря, гл. 57. «Вестник древней истории». 1940. № 2. - С. 279.
23. Ростовцев M. И. Скифия и Боспор. - Л., 1924.
24. Хенниг Р. Неведомые земли. - М., 1961. - Т.1. - С. 75, 105.
25. Эллинистическая техника: сборник статей / Под ред. акад. И.И. Толстого: Академия наук СССР. - М.-Л., 1948. - 367 с.: карт.
26. Berthold R. Rhodes in the Hellenistic age. New-York. 1984. P. 84.
27. Pallas D. L. Arrian and Black sea coastage // Classicul topography. Vol. 42. Athens, 1987. P. 29. 322
28. Blackman D. Some problems of ship operation in harbour // Tropis III. 3rd Intern. Symposium on Ship construction in Antiquixy. Proceeding /Ed. by H. Tzalns. Athens, 1995. P. 75.
29. Golos J. G. Notes on Salaminian harbours // Trepis III. 3rd International Symposium on Ship construction in Antiqnixy. Proceedings / Ed. by H. Tznlas. Athens, 1995. P. 291-296.
30. Blackman D. Triremis and shipsheds. P. 41-42.
31. Morrison G. S., Coates G. F. The Ancient Trireme. Cambridge,
1986. P. 115-139.
32. Foley V., Soedel W., Ancient Oared Warships, Scientific American, april, 1981.
33. Tarn. Hellenistic Military and Naval Developments. Cambridge, 1930.
34. Griffith G.T. The Mercenaries of the Hellenistic World. Cambridge, 1935.
Интернет-ресурсы
35. Sylloge Nummorum Graecorum - Project [электронные ресурсы]. Режим доступа: http://www.sylloge-nummorum-graecorum.org/, свободный.
36. X Legio Военнно-исторический портал античности и средних Веков [электронные ресурсы]. Режим доступа: http://xlegio.ru/throwing-machines/antiquity/military-engineering/seamanship-engineering.html, свободный.
37. Энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон [электронные ресурсы]. Режим доступа: http://www.vehi.net/brokgauz/, свободный.