ОБРАЗЫ СНЕГА И ЗИМЫ В ПОЭЗИИ СЕВЕРА (НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЙ КВЕБЕКСКИХ И ЭВЕНСКИХ ПОЭТОВ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. КОНЦЕПТ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ 5
1.1. Понятие концепта в лингвистике 5
1.2. Типы концептов 9
1.3. Актуализация концепта в языке 13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 15
ГЛАВА II. ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТОВ «ЗИМА» И «СНЕГ» В ПОЭЗИИ СЕВЕРА 16
2.1. Концептуальные образы «зимы» и «снега» в квебекском и эвенском
устном творчестве 16
2.2. Репрезентация физических свойств зимы и снега в поэзии 22
2.3. Особенности хронотопа при описании снега и зимы 30
2.4. Поэтическая концептуализация образов снега и зимы 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ГЛАВА I. КОНЦЕПТ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ 5
1.1. Понятие концепта в лингвистике 5
1.2. Типы концептов 9
1.3. Актуализация концепта в языке 13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 15
ГЛАВА II. ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТОВ «ЗИМА» И «СНЕГ» В ПОЭЗИИ СЕВЕРА 16
2.1. Концептуальные образы «зимы» и «снега» в квебекском и эвенском
устном творчестве 16
2.2. Репрезентация физических свойств зимы и снега в поэзии 22
2.3. Особенности хронотопа при описании снега и зимы 30
2.4. Поэтическая концептуализация образов снега и зимы 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Одной из важнейших категорий, которые характеризуют сознание человека, определяют социально-психологическую специфику общества, формируют основные параметры образа мира той или иной культуры является система координат по сторонам света. В современной науке сторона света - это одно из четырех основных направлений: север, юг, запад, восток. Канада и Россия являются географической точкой, обозначающей Северный полюс. По предположению ученых, Северный полюс в далеком прошлом находился на территории нынешней Канады. Северный магнитный полюс Земли до сих пор остается на территории этой страны: он сдвинут по отношению к Северному полюсу на полторы тысячи километров в сторону Канады.
Когнитивное описание языка тесно связано с культурологической интерпретацией, а когнитивная функция языка находит свое воплощение в языковой картине мира, которая основывается на специфических логико - языковых единицах — концептах. Концепты Севера — важнейшие составляющие национальной идентичности народов России и Канады.
На современном этапе развития языкознания в свете антропоцентрической парадигмы одним из важных является вопрос о способах языковой концептуализации мира в процессе познания, результаты которого отражаются в художественных текстах. На этом пути исследователи обращаются к описанию национально значимых концептов, раскрывают особенности словесно-образной репрезентации ментальных и духовных сущностей, природных объектов, описывают индивидуальные модели мира.
Однако остаются все еще мало изученными вопросы многогранности концептуального способа на фоне обыденного сознания, являющегося одним из его источников. Данный вопрос предлагается решить с учетом целостного фрагмента мира - денотативного класса, единицы которого отражают результаты разных способов познания мира, в том числе и концептуального.
Этот подход реализован на основе образной интерпретации таких объектов мира, как снег и зима, получивших отражение в квебекских и эвенских поэтических текстах. Но остается много нерешенных вопросов, которые требуют расширения материала исследования и его дальнейшего обобщения. Это позволяет нам утверждать, что избранная нами тема является актуальной. Снег как вид атмосферных осадков и зима как одно из четырех времен года являются значимым компонентом северной картины мира, они находят многообразное отражение в поэзии М. Колесова и А. Эбер, произведения которых мы рассмотрим в данном анализе.
Цель работы состоит в изучении поэтической многогранности концептов «снег» и «зима» в поэзии Севера на примере стихотворений локальных авторов М. Колесова и А. Эбер.
Данная цель определила постановку и решение следующих задач:
1. Ознакомиться с творчеством М. Колесова и А. Эбер.
2. Изучить понятие «концепт» в языкознании.
3. Определить основные типы концепта.
4. Изучить репрезентацию физических свойств зимы и снега в поэтической речи А. Эбер и М. Колесова .
5. Проанализировать особенности хронотопа при описании зимних пейзажей.
6. Сделать подробный анализ поэтической концептуализации природных явлений снег и зима.
Предметом исследования являются концепты «зима» и «снег» в рамках поэтического языка квебекского и эвенского поэтов.
Объектом исследования стали языковая картина мира в поэтических текстах представителей квебекской и эвенской литературы А. Эбер и М. Колесова.
Материалом исследования послужили 8 стихотворений Анны Эбер и 10 стихотворений Михаила Колесова с упоминанием образов зимы и снега.
Методы исследования:
Метод сплошной выборки, описательный метод с элементами интерпретации, контекстуальный анализ, этимологический анализ, метод статистического анализа, традиционный метод выявления семантического поля.
Научная новизна исследования состоит в том, что сравниваются две ранее незнакомые друг другу культуры через призму поэзии.
Теоретическая значимость работы. Результаты, полученные от исследования, могут расширить и углубить лингвокультурный аспект анализа поэтический текстов северной литературы, а также предоставить важный материал для дальнейшего изучения концептов «снег» и «зима».
Практическая значимость исследования состоит в возможном использовании результатов анализа в дальнейших исследованиях по данной тематике.
Работа состоит из двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Когнитивное описание языка тесно связано с культурологической интерпретацией, а когнитивная функция языка находит свое воплощение в языковой картине мира, которая основывается на специфических логико - языковых единицах — концептах. Концепты Севера — важнейшие составляющие национальной идентичности народов России и Канады.
На современном этапе развития языкознания в свете антропоцентрической парадигмы одним из важных является вопрос о способах языковой концептуализации мира в процессе познания, результаты которого отражаются в художественных текстах. На этом пути исследователи обращаются к описанию национально значимых концептов, раскрывают особенности словесно-образной репрезентации ментальных и духовных сущностей, природных объектов, описывают индивидуальные модели мира.
Однако остаются все еще мало изученными вопросы многогранности концептуального способа на фоне обыденного сознания, являющегося одним из его источников. Данный вопрос предлагается решить с учетом целостного фрагмента мира - денотативного класса, единицы которого отражают результаты разных способов познания мира, в том числе и концептуального.
Этот подход реализован на основе образной интерпретации таких объектов мира, как снег и зима, получивших отражение в квебекских и эвенских поэтических текстах. Но остается много нерешенных вопросов, которые требуют расширения материала исследования и его дальнейшего обобщения. Это позволяет нам утверждать, что избранная нами тема является актуальной. Снег как вид атмосферных осадков и зима как одно из четырех времен года являются значимым компонентом северной картины мира, они находят многообразное отражение в поэзии М. Колесова и А. Эбер, произведения которых мы рассмотрим в данном анализе.
Цель работы состоит в изучении поэтической многогранности концептов «снег» и «зима» в поэзии Севера на примере стихотворений локальных авторов М. Колесова и А. Эбер.
Данная цель определила постановку и решение следующих задач:
1. Ознакомиться с творчеством М. Колесова и А. Эбер.
2. Изучить понятие «концепт» в языкознании.
3. Определить основные типы концепта.
4. Изучить репрезентацию физических свойств зимы и снега в поэтической речи А. Эбер и М. Колесова .
5. Проанализировать особенности хронотопа при описании зимних пейзажей.
6. Сделать подробный анализ поэтической концептуализации природных явлений снег и зима.
Предметом исследования являются концепты «зима» и «снег» в рамках поэтического языка квебекского и эвенского поэтов.
Объектом исследования стали языковая картина мира в поэтических текстах представителей квебекской и эвенской литературы А. Эбер и М. Колесова.
Материалом исследования послужили 8 стихотворений Анны Эбер и 10 стихотворений Михаила Колесова с упоминанием образов зимы и снега.
Методы исследования:
Метод сплошной выборки, описательный метод с элементами интерпретации, контекстуальный анализ, этимологический анализ, метод статистического анализа, традиционный метод выявления семантического поля.
Научная новизна исследования состоит в том, что сравниваются две ранее незнакомые друг другу культуры через призму поэзии.
Теоретическая значимость работы. Результаты, полученные от исследования, могут расширить и углубить лингвокультурный аспект анализа поэтический текстов северной литературы, а также предоставить важный материал для дальнейшего изучения концептов «снег» и «зима».
Практическая значимость исследования состоит в возможном использовании результатов анализа в дальнейших исследованиях по данной тематике.
Работа состоит из двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Предметом нашего исследования являются концепты «зима» и «снег» в поэтических тексах эвенского и квебекского поэтов. В начале нашего анализа мы поставили перед собой цель изучить поэтическую многогранность концептов «зима» и «снег» в стихотворениях северных авторов.
В процессе нашей работы мы проанализировали разные толкования термина «концепт», изучили работы известных лингвистов по типологии концепта, рассмотрели феномен актуализации концепта в языке. Также мы провели лингвокультурный анализ концептов «зима» и «снег» в поэзии северных авторов, где рассмотрели концептуальные образы «зима» и «снег» в устном творчестве, выявили репрезентации физических признаков исследуемых концептов в поэтическом языке северных поэтов, изучили особенности хронотопа при описании образов зимы и снега, и выяснили поэтическую концептуализацию данных природных явлений.
В ходе данной работы мы применяли такие методы, как метод сплошной выборки, описательный метод с элементами интерпретации, метод статистического анализа, традиционный метод выявления семантического поля, а также контекстуальный и этимологические анализы.
В качестве материалов исследования нами были использованы стихотворения эвенского и квебекского авторов, М. Колесова и А. Эбер, научные работы лингвистов по теме «концепт», эвенское и квебекское народное творчество (пословицы, поговорки, легенды и мифы), русские и французские словари.
В первую очередь, нам хотелось бы сделать вывод, что концепт является сложной структурой с неоднозначной классификацией и толкованием, так как концепт подразумевает единицу ментального порядка, мыслительное образование. Анализ каждого индивидуального концептуального образа помогает определить термин концепта и определить его характеристики.
Итак, мы изучили множество научных работ по теме «концепт», охарактеризовали различные подходы к типологизации концептов и их актуализации, и пришли к выводу, что проблема определения концепта остается актуальной и в наши дни. В данной работе мы определили термин «концепт» как конечный результат союза языкового и мыслительного аппаратов, мыслительное образование, что объясняет метафоричность и полную индивидуальную независимость концепта. Используя этимологический анализ, мы обнаружили, что данные слова «концепт» и «понятие» являются этимологически родственными, но концепт является более сложным явлением с обширной глубиной содержания, так как рассматриваются разделы ассоциативного мышления человека.
Проведенное нами исследование носит лингвокультурологическую характеристику, включающую в себя анализ культурных и лингвистических аспектов концептуальных образов «зима» и «снег». В ходе исследования нами были выделены основные компоненты концептов «зима» и «снег», содержащиеся в поэтическом языке М. Колесова и А. Эбер. У Анны Эбер исследуемые концепты часто сопровождаются образами из детства и недалекого прошлого, а у М. Колесова зимние пейзажи ассоциируются с понятиями тишины, спокойствия и одиночества. Ассоциации с образами зимы и снега, возникающие у квебекской поэтессы объясняются тем, что детство Эбер провела в снежной провинции Квебека, а зрелый отрезок жизни - во Франции, где зима сильно отличается от канадской.
Мы разобрали репрезентации физических свойств снега и зимы в поэзии, и выяснили, что каждый физический признак снега может иметь свое особое образное толкование и передавать эмоции и состояние лирического героя и автора. А компоненты зимы могут интерпретировать настроение самого произведения. Все физические состояния снега и зимы привлекаются для чувственного, эмотивного изображения природы бытия. Свои положения в анализе мы аргументировали отрывками из стихотворений, интерпретируя содержание текста.
Не менее важным этапом нашего анализа стал разбор особенностей хронотопа при описании снега и зимы, в ходе которого мы пришли к выводу что, желание подчеркнуть самобытность, описываемого явления, дать образное определение таких категорий, как неизбежность, цикличность, относительность, длительность выражаются в описаниях времени в образах компонентов зимы и состояний снега. А роль пространства играет
важнейшую роль, так как только описание места позволяет понять, к какому эмоциональному состоянию образы снега и зимы привлекают автора, приводя его к образному отречению от действительности.
Итак, завершая наш анализ, мы видим, что концепты «зима» и «снег» являются многогранными в своем понимании, и интерпретируются в зависимости от физических, временных и пространственных признаков. На основании всего вышесказанного мы может сделать вывод, что цель нашей работы достигнута. Также мы убедились, что тема нашего исследования является малоизученной и актуальной.
В процессе нашей работы мы проанализировали разные толкования термина «концепт», изучили работы известных лингвистов по типологии концепта, рассмотрели феномен актуализации концепта в языке. Также мы провели лингвокультурный анализ концептов «зима» и «снег» в поэзии северных авторов, где рассмотрели концептуальные образы «зима» и «снег» в устном творчестве, выявили репрезентации физических признаков исследуемых концептов в поэтическом языке северных поэтов, изучили особенности хронотопа при описании образов зимы и снега, и выяснили поэтическую концептуализацию данных природных явлений.
В ходе данной работы мы применяли такие методы, как метод сплошной выборки, описательный метод с элементами интерпретации, метод статистического анализа, традиционный метод выявления семантического поля, а также контекстуальный и этимологические анализы.
В качестве материалов исследования нами были использованы стихотворения эвенского и квебекского авторов, М. Колесова и А. Эбер, научные работы лингвистов по теме «концепт», эвенское и квебекское народное творчество (пословицы, поговорки, легенды и мифы), русские и французские словари.
В первую очередь, нам хотелось бы сделать вывод, что концепт является сложной структурой с неоднозначной классификацией и толкованием, так как концепт подразумевает единицу ментального порядка, мыслительное образование. Анализ каждого индивидуального концептуального образа помогает определить термин концепта и определить его характеристики.
Итак, мы изучили множество научных работ по теме «концепт», охарактеризовали различные подходы к типологизации концептов и их актуализации, и пришли к выводу, что проблема определения концепта остается актуальной и в наши дни. В данной работе мы определили термин «концепт» как конечный результат союза языкового и мыслительного аппаратов, мыслительное образование, что объясняет метафоричность и полную индивидуальную независимость концепта. Используя этимологический анализ, мы обнаружили, что данные слова «концепт» и «понятие» являются этимологически родственными, но концепт является более сложным явлением с обширной глубиной содержания, так как рассматриваются разделы ассоциативного мышления человека.
Проведенное нами исследование носит лингвокультурологическую характеристику, включающую в себя анализ культурных и лингвистических аспектов концептуальных образов «зима» и «снег». В ходе исследования нами были выделены основные компоненты концептов «зима» и «снег», содержащиеся в поэтическом языке М. Колесова и А. Эбер. У Анны Эбер исследуемые концепты часто сопровождаются образами из детства и недалекого прошлого, а у М. Колесова зимние пейзажи ассоциируются с понятиями тишины, спокойствия и одиночества. Ассоциации с образами зимы и снега, возникающие у квебекской поэтессы объясняются тем, что детство Эбер провела в снежной провинции Квебека, а зрелый отрезок жизни - во Франции, где зима сильно отличается от канадской.
Мы разобрали репрезентации физических свойств снега и зимы в поэзии, и выяснили, что каждый физический признак снега может иметь свое особое образное толкование и передавать эмоции и состояние лирического героя и автора. А компоненты зимы могут интерпретировать настроение самого произведения. Все физические состояния снега и зимы привлекаются для чувственного, эмотивного изображения природы бытия. Свои положения в анализе мы аргументировали отрывками из стихотворений, интерпретируя содержание текста.
Не менее важным этапом нашего анализа стал разбор особенностей хронотопа при описании снега и зимы, в ходе которого мы пришли к выводу что, желание подчеркнуть самобытность, описываемого явления, дать образное определение таких категорий, как неизбежность, цикличность, относительность, длительность выражаются в описаниях времени в образах компонентов зимы и состояний снега. А роль пространства играет
важнейшую роль, так как только описание места позволяет понять, к какому эмоциональному состоянию образы снега и зимы привлекают автора, приводя его к образному отречению от действительности.
Итак, завершая наш анализ, мы видим, что концепты «зима» и «снег» являются многогранными в своем понимании, и интерпретируются в зависимости от физических, временных и пространственных признаков. На основании всего вышесказанного мы может сделать вывод, что цель нашей работы достигнута. Также мы убедились, что тема нашего исследования является малоизученной и актуальной.



