Введение 5
1 Теоретические основы песенного дискурса 9
1.1 Понятие «дискурс» 9
1.2 Понятие «песенный дискурс» 12
1.3 Критерии отбора песенного материала для обучения иностранному
языку 17
2 Творчество группы «Queen»: анализ языковых особенностей текстов
песен 23
2.1 Стилевые особенности текстов песен группы «Queen» 23
2.2 Отклонения от грамматической нормы в текстах песен группы «Queen» 29
2.3 Фонетические особенности текстов песен группы «Queen» 34
2.4 Использование языковых средств выразительности в текстах
современного англоязычного песенного дискурса 37
2.5 Идиомы в текстах песен группы «Queen» 42
2.6 Понятийно-ценностная составляющая текстов песен группы «Queen» ... 43
3 Использование песенного дискурса при изучении иностранного языка в
средней школе (на примере творчества группы «Queen») 48
Заключение 56
Список использованных источников 58
Приложение А 71
Современное состояние образования в целом характеризуется повсеместной гуманизацией: в центре всех процессов воспитания и обучения находится личность ребенка. В этой связи внимание педагогов, методистов и ученых приковано к проблеме поиска эффективных способов и приемов обучения, в том числе, иностранному языку. Одним из наиболее эффективных приемов обучения иностранному языку является использование песенного материала. Он позволяет не только более успешно усваивать лексико-грамматический материал благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания и является эффективным средством эстетического воспитания учащихся, условием формирования их ценностей и чувств, которые влекут за собой повышение их общего культурно-образовательного уровня.
Большинство педагогов хотя бы раз в жизни использовали в своей деятельности песенный материал при обучении английскому языку. Использование песен при обучении языку - это не только интересный, но и важный прием в методике. Во-первых, песни любят практически все дети, а работа с интересным материалом положительно эмоционально окрашена для ребенка, а значит, в значительной степени способствует усвоению материала. Во-вторых, использование песенного материала способствует постижению языка в контексте двух культур - своей и иноязычной. В-третьих, песни - это замечательный материал для отработки ритма, интонации англоязычной речи, совершенствования произносительных навыков. В-четвертых, работа с песенным материалом помогает решить проблему многократного повторения высказываний по одной модели или восприятии одного и того же слова. Ведь многократное повторение конструкций или слов воспринимается детьми, как правило, негативно, а в песнях этот же процесс не кажется искусственным.
Прослушивание песен дает импульс творческому воображению и воздействует эмоционально на ребенка, так как, по утверждению психологов, музыка - это один из наиболее эффективных способов на чувства и эмоции школьников и представляет собой сильнейший психологический побудитель, который проникает в подспудные глубины сознания, а Я. А. Каменский считал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется незнающему грамоты.
Применение учителем песен в своей работе обогащает духовный мир школьника, прививает любовь к песенному творчеству страны изучаемого языка, учит видеть красоту природы и человека, ценить человеческие чувства и эмоции.
Все вышесказанное обусловливает актуальность предпринятого исследования.
Цель исследования - изучить современный англоязычный дискурс и доказать, что использование песенного материала является эффективным средством изучения иностранного языка в средней школе.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
1. Раскрыть сущность понятий «дискурс» и «песенный дискурс».
2. Выявить критерии отбора песенного материала для обучения иностранному языку.
3. Охарактеризовать творчество британской группы Queen с точки зрения понятийно-ценностной составляющей.
4. Выявить языковые особенности тексов песен группы Queen.
5. Показать практические возможности использования песенного материала в процессе обучения иностранному языку.
Объект исследования - англоязычный песенный дискурс.
Предмет исследования - тексты песен группы Queen.
В данном исследовании применялись следующие методы:
- метод изучения и анализа научной литературы по заявленной проблематике;
- метод лингвистического анализа текстов песен;
- метод контекстуального анализа;
- метод концептуального анализа;
- метод культурологического анализа;
- методы математической обработки данных.
Материалом исследования стали тексты песен британской группы Queen. Общее количество текстов - 136.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по возрастной психологии (О.Б. Дарвиш, В.С. Мухина, Р.С. Немов, А.К. Маркова, Л.М. Фридман, Дж. Брунер), по педагогике и методике преподавания (М.Ю. Олешков, И.П. Подласый, И.А. Андреева, В.Ф. Аитов, Т.Н Гнилова, И.И. Невежина, А.А. Иванов, В.А. Сластенин, Ж.Б.Веренинова, З.Н. Никитенко, Г.Д. Юрченкова), по теории дискурса (Н.Д. Арутюнова, В.И. Карасик, В.В. Красных,Е.С. Кубрякова, О.В. Александрова, Ю.Н. Караулов, В.З. Демьянков, И.Р. Гальперин, В.Е. Чернявская, Т.А. ван Дейк, И.П. Ильин, Ю.Е. Прохоров), по теории песенного дискурса (Ю.Е. Плотницкий, М.А. Бонфельд, А.А. Игнатьев, Л.П. Кучукова, О.А.
Мельникова, Г.В. Позднышева, Т.Н. Астафурова, О.В. Шевченко, Н.В.
Козлова, Н.С. Найденова, А.А. Мурадян) и др.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые проанализировано творчество британской группы Queen с позиции содержания и количества концептов, актуализируемых в музыкальных произведениях группы; описаны различные языковые средства репрезентации данных концептов; расширено представление о возможностях использования англоязычных музыкальных произведений при обучении английскому языку.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ней уточнена сущность таких понятий, как дискурс, песенный дискурс; определена специфика англоязычного песенного дискурса. Основные результаты исследования развивают общую теорию дискурса и могут стать вкладом в методику преподавания иностранных языков.
Практическая ценность исследования заключается в том, что ее основные результаты могут быть применены в чтении студенческих
лекционных курсов по методике обучения иностранному языку, а также в качестве практического руководства учителям иностранного языка, педагогам дополнительного образования, родителям, заинтересованным в качественном обучении иностранному языку обучающихся.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников, включающего 168 наименований и приложения.
Подведем итог проделанной работы.
В данном исследовании были изучены теоретические аспекты песенного дискурса и проанализированы языковые особенности текстов песен группы Queen. Изучая теоретический материал, мы убедились в актуальности предпринятого исследования: тема недостаточно изучена, и на данный момент существует большое количество открытых вопросов.
Анализируя теоретическую основу данного исследования, мы выявили значение текстов современных англоязычных песен как типа дискурса.
Следует отметить, что песенный дискурс обладает определёнными особенностями: он одновременно может рассматриваться как письменный и устный вид дискурса, обладает определённым синтаксисом и структурой.
Были определены основные характерные черты англоязычного песенного дискурса: идеалогичность, субъективность, креолизованность, авторитарность, дистанцированность, аксиологичность,
интертектсуальность, ритуальность и полифункциональность.
В практической части данного исследования были изучены стилевые особенности текстов песен группы Queen, а также отклонения от грамматической нормы, встречающиеся в данных текстах. Было определено, что тексты песен обладают чертами нескольких стилей. Однако большее влияние на песенный дискурс оказывает разговорный стиль современного английского языка. Это подтверждают наличие отклонений от грамматических норм, также свойственных для разговорной речи.
Также было выявлено, что текст современного англоязычного песенного дискурса, как правило, содержит тропы, самым встречаемым тропом оказалась метафора.
Тексты песен группы Queen были охарактеризованы с точки зрения понятийно-ценностной составляющей. Полученная характеристика позволила нам сделать вывод о том, что тексты песен группы «Queen» выполняют важную роль в развитии эстетических и нравственных потребностей человека и могут применяться в качестве материала для обучения иностранному языку.
Таким образом, мы можем сказать, что цель и задачи данной исследовательской работы были выполнены.
В перспективе планируется более детальное изучение семантических особенностей текстов песен группы Queen, а также выявление особенностей перевода данных текстов на русский язык (сопоставление различных вариантов перевода).
1. Аитов, В. Ф. Использование песенного материала в обучении английскому языку в 5-6 классах средней общеобразовательной школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Аитов Валерий Факильевич. - СПб, 1993. - 18 с.
2. Английский язык. 9 класс : учебник / под ред. В. П. Кузовлева. и др. 16-е изд. - М.: 2011. - 271 с.
3. Андреева, И. А. Использование разножанровой молодежной музыки в обучении монологической речи учащихся-подростков : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Андреева Инна Алексеевна. - Пятигорск, 2002. - 194 с.
4. Арутюнова, Н. Д. Дискурс / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - Москва : Сов. Энциклопедия, 1990. - С. 136-137.
5. Астафурова, Т. Н. Англоязычный песенный дискурс / Т. Н. Астафурова, О. В. Шевченко // Дискурс-Пи. - 2006. - № 2. - Т. 13. - С. 98-101.
6. Бахтин, М. М. Проблема речевых жанров : монография / М. М. Бахтин. - Москва : Академия, 1979. - 424 с.
7. Бенвенист, Э. Общая лингвистика. 3-е изд. : монография / Э. Бенвенист. - Москва : Эдиториал УРСС, 2009. - 448 с.
8. Гнилова, Т. Н. Обучение иностранному языку дошкольников и младших школьников с опорой на популярную песенную мелодику: дис ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Гнилова Тамара Николаевна. - Москва, 2001. - 171 с.
9. Греймас, А. Ж., Семиотика. Объяснительный словарь теории языка / А. Ж. Греймас, Ж. Курте // Семиотика. - Москва, 1983. - С. 481-550.
10. Дейк ванн, Т. А. Язык. Познание. Коммуникация : монография / Т. А. ванн Дейк. - Москва : Прогресс, 1989. -312 с.
11. Демьянков, В. З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века / В. З. Демьянков // Язык и наука конца XX века : сб. статей. - Москва : Ин-т языкознания РАН, 1995. - С. 239-320.
12. Дуняшева, Л. Г. Концепт «свобода» в афроамериканском песенном дискурсе / Л. Г. Дуняшева // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. - Т. 153. - Книга 6. - Казань, 2011. - С. 158-167.
13. Дуняшева, Л. Г. Песенный дискурс как объект изучения лингвокультурологии / Л. Г. Дуняшева // Актуальные проблемы романских языков и современные методики их преподавания : Материалы Международной научно-практической конференции (22-23 октября 2015 года). - Казань, 2015. - С. 190-197.
14. Звегинцев, В. А. О цельнооформленности единиц текста / В. А.Звегинцев // Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. - 1980. - Т.
39. - № 1. - С. 13-21.
15. Иванов, А. А. Совершенствование английской разговорной речи на основе аутентичных песенных произведений : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Иванов Александр Анатольевич. - Санкт-Петербург, 2006. - 160 с.
16. Карасик, В. И. О типах дискурса / В. И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс : сб. науч. тр. - Волгоград: Перемена, 2000 (а). - С. 5-20.
17. Ковтунова, И. И. Поэтическая речь как форма коммуникации : монография / И. И. Ковтунова. - Москва : Академия, 1986. - 246 с.
18. Кубрякова, Е. С. О контурах новой парадигмы знания в лингвистике / Е. С. Кубрякова, О. В. Александрова // Структура и семантика художественного текста : доклады VII междунар. конф. - Москва, 1999. - С. 186-197.
19. Лакофф, Дж. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон. - Москва : Едиториал УРСС, 2004. - 340 с.
20. Лич, Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. Пер. с англ. : монография / Э. Лич. - Москва : Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - 142 с.
21. Лотман, Ю. М. Лекции по структуральной поэтике / Ю. М. Лотман // Ю. М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа : сб. работ. - Москва : Гнозис, 1994. - 257 с.
22. Мензаирова, Е. А. Актуализация концептов «любовь» и «женщина» в песенном дискурсе : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Мензаирова Екатерина Алексеевна. - Ижевск, 2010. - 309 с.
23. Невежина, И. И. Обучение иностранному языку детей 5-8 лет на музыкально-ритмической основе: на материале английского языка : дис. канд. пед. наук : 13.00.02 / Невежина Ирина Ивановна. - Москва, 2000. - 197 с.
24. Николаева, Т. М. Краткий словарь терминов лингвистики текста / Т. М. Николаева // Лингвистика текста/ Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. VIII. - Сост., общ. ред. и вступ. ст. Т. М. Николаевой. - Москва : Прогресс, 1978. - С. 467-472.
25. Орлов, Г. А. Современная английская речь : монография / Г. А. Орлов. - Москва : Высш. шк., 1991. - 240 с.
26. Плотницкий, Ю. Е. Лингвостилистические и лингвокультурные характеристики англоязычного песенного дискурса : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Плотницкий Юрий Евгеньевич. - Самара, 2005. - 183 с.
27. Степанов, Ю. С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип Причинности / Ю. С. Степанов // Язык и наука конца XX века : сб. ст.; под ред. Ю. С. Степанова. - Москва : РГГУ, 1995. - C. 35-73.
28. Шевченко, О. В. Лингвосемиотика молодежного песенного
дискурса : дис. ... канд. фил. наук : 10.02.01 / Шевченко Ольга
Валентиновна. - Волгоград, 2009. - 202 с.
29. Courtes, J. La grande traque des valeurs textuelles: Quelques principes liminaires pour comprendre la GT / J. Courtes // Le frangais dans le monde. - 1985. - № 192. - P. 28-34.
30. Garner, B. Garner’s Modern American Usage : dictionary / B. Garner. - New York: Oxford University Press, 2003. - 928 p.
31. Harris, Z. Discourse analysis / Z. Harris // Language. - 1952. - V. 28. - № 1. - P. 1-30.