Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Манифестация концепта «любовь / love» в англоязычном песенном дискурсе

Работа №105117

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы70
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
180
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 6
ГЛАВА 1 КОНЦЕПТ И ДИСКУРС КАК БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКИ 9
1.1 Существующие подходы к определению концепта 9
1.2 Структура и классификация концептов 15
1.3 Понятие «дискурс» в лингвистике и его основные характеристики 20
1.4 Особенности песенного дискурса 23
ГЛАВА 2 ВЕРБАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «ЛЮБОВЬ / LOVE» В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ПЕСЕННОМ ДИСКУРСЕ 30
2.1 Характеристика материала исследования 30
2.2 Понятийная составляющая концепта «любовь / love» в англоязычном песенном дискурсе 32
2.3 Образная составляющая концепта «любовь / love» в англоязычном песенном дискурсе 44
2.4 Ценностная составляющая концепта «любовь / love» в англоязычном песенном дискурсе 51
Заключение 58
Список используемой литературы 61
Приложение А Процентное соотношение использования ключевых номинаций концепта «любовь / love» в англоязычном песенном дискурсе 65
Приложение Б Перечень когнитивных признаков, образующих понятийную составляющую концепта «любовь / love» в англоязычном песенном дискурсе 66
Приложение В Перечень когнитивных признаков, структурирующих образную составляющую концепта «любовь / love» в англоязычном песенном дискурсе 67
Приложение Г Процентное соотношение вербальной представленности перцептивных ощущений, структурирующих образную составляющую концепта «любовь / love» в англоязычном песенном дискурсе 68
Приложение Д Перечень когнитивных признаков, структурирующих ценностную составляющую концепта «любовь / love» в англоязычном песенном дискурсе 69
Приложение Е Процентное соотношение позитивно и негативно маркированных когнитивных признаков концепта «любовь / love»в англоязычном песенном дискурсе 70

На сегодняшний день изучение лингвокультурного концепта, который находит отражение в национальной языковой картине мира, востребовано и по сей день набирает обороты, манифестация концепта «любовь / love» в англоязычном песенном дискурсе имеет свою ценность. Исследование особенностей культуры и лингвокультурной общности важно для всеобщего развития человека в социуме. Некоторые концепты можно по-особенному выделить, потому что они имеют определенную значимость в культуре языкового знания. Лингвокультурной единицей в англоязычном песенном дискурсе является концепт «любовь / love».
Ценность концепта «любовь / love» в английской лингвокультуре высока, хотя на сегодняшний день, данный лингвокультурный концепт недостаточно изучен. Концепт «любовь / love» затрагивает абсолютно разные сферы личности, начиная от духовно-нравственного аспекта картины мира и заканчивая духовной жизнью человека. В каждой культуре важной составляющей является концепт любви, он обладает неповторимой уникальностью. Не существует такого концепта, который бы охватывал такой разносторонний диапазон значений и культурных особенностей. Именно поэтому мы выбрали данную тему.
Актуальность исследования заключается в возрастающем интересе современной лингвистики к проблеме описания языковых средств объективации лингвокультурного концепта в песенном дискурсе. Песенный дискурс изучали Е.Е. Анисимова, Ю.С. Степанова, Л. Кристал. Вопросы когнитивной лингвистики посвящены работы В.И. Карасика, Ю.Н. Бобковой, Н.Н. Болдырева, лингвокультурологии С.Г. Воркачева, И.В. Куламихиной. Песенный дискурс в свою очередь хорошо отражает видение мира определенной нации и связанно это с тем, что авторы песен, создавая произведения, основываются на своих культурных ценностях и особенностях. Изучив песенные произведения, мы сможем увидеть, какие концепты скрыты за текстами песен и каково их понятийно-ценностное наполнение. Если изучать песенный дискурс, то можно понять, как живет и чем живет представитель определенного социума. Именно поэтому, такое явление как песенный дискурс находится в центре внимания лингвокультурологии.
Изучению песенного дискурса посвящено много работ, которые были направлены на анализ песенного дискурса, чаще всего исследовались такие стили как рок, рэп или же другие языковые единицы. Описывалось много разных концептов, на основе песенного дискурса. Были изучены и такие концепты как «inspiration», «passion», «happiness» и «salvation». Ранее также были написаны научные труды, в которых изучался концепт «любовь / love», в поэтических произведениях на материале других иностранных языках. Именно вербализация концепта «любовь / love» в англоязычном песенном дискурсе не была изучена ранее ни в одной работе. Таким образом, выбранная нами тема является актуальной.
Объект исследования: структурно-содержательная характеристика лингвокультурного концепта «любовь / love» в англоязычном песенном дискурсе.
Предметом исследования являются средства манифестации лингвокультурного концепта «любовь / love» в англоязычном песенном дискурсе.
Цель работы заключается в описании структуры лингвокультурного концепта «любовь / love» и основных средств его выражения в англоязычном песенном дискурсе.
Для достижения данной цели были поставлены такие задачи:
1) изучить понятие концепта в современной лингвистике и рассмотреть подходы к его классификации;
2) конкретизировать понятие дискурс и выявить его основные характеристики;
3) определить специфику песенного дискурса и аргументировать выбор материала исследования;
4) осуществить дескрипцию структуры и содержания концепта «любовь / love» и систематизировать основные средства вербализации концепта в англоязычном песенном дискурсе.
В данной работе были использованы такие методы исследования:
1) метод сплошной выборки;
2) контекстуальный анализ;
3) когнитивный анализ;
4) контекстуально-интерпретационный анализ;
5) метод количественных подсчетов.
Методологическую основу данной работы составили труды: в области когнитивной лингвистики (И.А. Стернин, З.Д. Повпова, Н.Н. Болдырев), лингвокультурологии (В.И. Карасик, Г.Г. Слышкин, И.В. Куламихина), теории дискурса (С.А. Данилова, О.Л. Михалева), песенного дискурса (Л.Г. Дуняшева, Н.А. Гришанова, Е.Е. Каштанова).
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования, представленные в данной работе, могут быть использованы на семинарах и лекциях по: межкультурной коммуникации, лингвокультурологии, страноведении, истории музыки, культуре стран изучаемых языков, когнитивной лингвистике, изучении англоязычной культуре.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматриваются теоретические основы понятия концепт, его структура, подходы к классификации, типология дискурса и специфика песенного дискурса. Во второй главе осуществлено обоснование выбора материала исследования, описание трех составляющих лингвокультурного концепта «любовь / love» в англоязычном песенном дискурсе, и систематизирование основных языковых средств его манифестации. В заключении подводятся итоги проделанной работе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной главе были рассмотрены теоретические основы понятия «концепт» и его базовые характеристики. Концепт несет национально- культурную информацию и реализуется в языковых единицах разного уровня, которые образуют языковую картину мира. Мы рассмотрели различные типы и виды концептов, которые различаются по своим структурно-содержательным характеристикам.
В структуру лингвокультурного концепта входят образное, понятийное и ценностное измерения. Образное измерение включает в себя зрительные, слуховые, вкусовые, ольфакторные ощущения, явления и события, содержащиеся в нашей памяти. Оно абсолютно невербально, и может воспроизводиться только при описании. Понятийное измерение - фиксирование языкового концепта, его обозначение, описание, признаки, которые при сравнении или сопоставлении характеристик одного концепта с другим не смогут существовать отдельно друг от друга. Понятийный слой концепта хранится в сознании как вербальный компонент и легко реализуется в речи.
Ценностное измерение концепта аккумулирует эмоционально-ценностное отношение как к одному человеку, так и целому коллективу. Ценностную картину мира образует совокупность концептов, анализируемых в аспекте ценностей. В ментальном образовании выделяются более важные для культуры смыслы, ценностные доминанты, структура которых и формирует определённый тип культуры, поддерживаемый и сохраняемый в языке.
Мы рассмотрели основные понятия дискурса и его характеристики. Дискурс - это сложное коммуникативное явление, рассматриваемое как речевое действие. Он содержит как социальную часть, дающую понимание об участниках коммуникации и их свойствах, так и процессы подачи и получения сообщения.
Песенный дискурс состоит из сложных единиц вербальных и невербальных (музыкальных) компонентов. Он обладает способностью передавать эмоции и чувства, так как автор стремится найти отклик в душе слушателей. Особенности песенного дискурса заключаются в том, что сам текст песни поэтический, для него характерны повторы отдельных его частей. Песенный дискурс отражает образные, ценностные и понятийные представления нации.
В ходе исследования был избран материал, на основе которого производилась выборка. В качестве материала исследования были отобраны песни Луи Армстронга. Было проанализировано 190 текстов песен, исполненных и написанных Луи Армстронгом как самостоятельно, так и в соавторстве с такими известными джазовыми исполнителями (Франк Сенатра, Бинг Гросби, Джонни Кэш).
Концепт «любовь / love» вербализуется единицами разного уровня, отдельными лексемами, словосочетаниями, именами собственными, фразеологическими единицами. В ходе исследования методом сплошной выборки было выделено 264 языковых единицы.
В структуре концепта «любовь / love» выделено три слоя понятийный, образный, ценностный. Был проведен последовательный концептуальный анализ понятийной составляющей с целью выявления лингвокультурной специфики концепта «любовь / love» и анализ способов его языковой репрезентации. Мы выявили, что понятийный слой концепта дополняется такими когнитивными признаками, как «любовь - это уважение»; «любовь - это трата большого количества времени или энергии на какую-то деятельность»; «любовь - это чувство симпатии и заботы»; «любовь - это очень сильные чувства сексуальной любви».
Образная составляющая концепта «любовь / love» описывается в песенном дискурсе посредством номинаций разнообразных перцептивных ощущений. Вкусовые и зрительные ощущения манифестируются посредством номинаций природных явлений, цветов, ягод, тактильные через названия прикосновений в виде поцелуев или объятий, а в случае с слуховыми ощущениями речь идет о лексемах, обозначающих природные явления и голос возлюбленной.
Как в народной культуре, так и в англоязычном песенном дискурсе наблюдается стойкая тенденция выражения любви как силы, несущей положительный заряд. Об этом свидетельствуют когнитивные признаки «любовь - это победа»; «любовь может менять все вокруг»; «любовь - это чувство сексуальной привязанности»; «любовь вдохновляет»; «любовь - это Божья любовь». Вместе с тем концепт «любовь / love» содержит представление о любви как о сложном и двухстороннем явлении и кроме вдохновляющих и приятных ощущений и эмоций любовь приносит и болезненные переживания, поэтому в структуре концепта также присутствуют негативные когнитивные признаки «любовь - это боль»; «любовь - это ревность».
Таким образом, все поставленные задачи решены, цель исследования достигнута. Перспективным видится сравнительный анализ языковых средств репрезентации концепта «любовь / love» в разных направлениях англоязычного песенного дискурса.


1. Алефиренко Н.Ф. Этноэйдемический концепт и внутренняя форма языкового знака. М.: ВКЛ, 2004. С. 25-30.
2. Арутюнова Н.Д. Наивные размышления о наивной картине языка. Язык о языке. М.: ЯРК, 2000. С. 7-19.
3. Аскольдов С.А. Концепт и слово. Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. М.: Академия, 1997. С.267-279.
4. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. М.: Воронеж, ВГУ, 1996. 104 с.
5. Бобкова Ю.Г. Концепт в философских исследованиях, или Штрихи к философскому «портрету» концепта. М.: Филолог, 2005. 321 с. URL: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_7_137 (дата обращения: 02.02.2020).
6. Болдырев Н.Н., Магировская О.В. Языковая репрезентация основных уровней познания. Вопросы когнитивной лингвистики. 2-е изд. М.: Астрель, Томск, 2009. Т. 2. С. 7-16.
7. Болдырев Н.Н. Концептуальная основа языка. Когнитивные исследования языка. Колл.монография, вып. IV. М.: Ин-т языкознания, Москва, РАН, 2009. С. 25-77.
8. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация: учебное пособие. М.: Благовещенск, БГК, 2000. 308 с.
9. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание: сборник статей. М.: Русские словари, 2007. 416 с.
10. Воркачев С.Г. Постулаты лингвоконцептологии: антология концептов. М.: Просвещение, 2014. 352 с.
11. Воркачев С.Г. Любовь как лингвокультурный концепт. Монография. М.: Гнозис, 2015. 284 с.
12. Данилова С.А. Типология дискурса. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. М.: НИО, Краснодар, 2015. С. 345-349.
13. Джидарьян И.А. Представление о счастье в российском менталитете. М.:Алетейя, 2001. 242 с.
14. Дуняшева Л.Г. Лингвокультурные аспекты песенных текстов: Исследования молодых ученых. М.: Минск, МГЛУ, 2012. С.32-36.
15. Залевская А.А. Психолингвистический подход к проблеме концепта: Методологические проблемы когнитивной лингвистики. М.: Воронеж, ВГУ, 2001. С. 36-45.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ