ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 10 СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Сущность социальной профилактики правонарушений 10
несовершеннолетних: концептуальные подходы
1.2. Проектная деятельность в профилактике правонарушений 19
несовершеннолетних
2. СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ 29
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ОПЫТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Социально-ориентированные проекты как средство профилактики 29 правонарушений несовершеннолетних
2.2. Проблемы социальной профилактики правонарушений 38
несовершеннолетних (на примере г. Белгорода)
2.3. Проект «Выбери правильный путь» (социальная профилактика 50
правонарушений несовершеннолетних средствами проектирования) ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Подростковые правонарушения были и остаются одной из самых существенных социально-правовых проблем российского общества. Непрекращающийся процесс расширения масштабов правонарушений подростков, повышение степени ее общественной опасности, появление новых форм преступного поведения, резко обостряющих криминальную ситуацию в регионах, а также иные признаки кризисного положения дел в сфере борьбы с молодежными правонарушениями, убедительно свидетельствуют, что общество и государство далеко не полно используют резервы для борьбы с ней.
Несмотря на предпринимаемые государством усилия по предупреждению правонарушений детей и подростков, значительных успехов в данной сфере добиться не удается. При этом главное, что ставит правонарушение несовершеннолетних в ряд актуальных проблем, - это характер его социальных последствий: подобное поведение морально уродует и подвергает социальной деградации молодежь, которая является активным субъектом общественного воспроизводства, важным резервом и гарантом национальной безопасности, экономического благосостояния и духовного становления России.
В связи с тем, что подростковый возраст представляется наиболее важным для формирования у человека ценностных ориентиров, личностного самоопределения, поведенческих стереотипов, на данном этапе возрастает роль воспитательного воздействия. Проектная деятельность, позволяющая четко определить цель, разработать и реализовать систему разносторонних мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели, дает в этом направлении наиболее действенную и эффективную методику, способствуя формированию активной гражданской позиции и позитивных социальных ориентиров.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Профилактика правонарушений несовершеннолетних - многогранная и многоаспектная проблема. Ею занимаются представители многих областей знания: педагоги, психологи, психотерапевты, наркологи, социологи,
валеологи, юристы, криминологи и др.
Одними из первых, кто разрабатывал методологические основы исследования предупреждения правонарушений, были классики марксизма- ленинизма К. Маркс и Ф. Энгельс, не рассматривая специально эту проблему, в различных своих работах высказывали идеи о причинах правонарушений, преступности и методах борьбы с ними. Они видели источник преступности в социальных конфликтах и противоречиях капиталистической системы.
Среди зарубежных ученых, занимающихся проблемой девиаций несовершеннолетних и их профилактики, можно назвать таких ученых, как М. Вебер, Э. Дюркгейм, Р. Джонсон, Р. Мэртон. Из более поздних -
А. Бандура, Р. Линтон, Р. Уолтере и др.
Проблема воспитания и перевоспитания была и остается одной из основных в российской педагогике. Методологические, теоретические и методические аспекты воспитания подростков освещены в базовых работах отечественных педагогов, в том числе и К.Д. Ушинского.
Социальное становление подростков группы риска у нас в стране всегда рассматривалось с позиции общественной, социальной педагогики и психологии. Вопросы их жизненного самоопределения, причин отклоняющегося поведения были изучены и описаны А.С. Макаренко.
Проблемы профилактики правонарушений и иных проявлений противоправного поведения подростков, точно также как и социально-технологический подход, отражены в работах Е.И. Холостовой. Она отмечает, что должна быть взаимосвязь социальной работы и социальной юстиции в вопросах правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
В юридической науке профилактика правонарушений
несовершеннолетних является одним из перспективных направлений. Вопросы предупреждения правонарушений несовершеннолетних затронуты в исследованиях Ю.М. Антоняна. М.В. Габелко подробно осветила вопросы организации деятельности специальных подразделений полиции по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.
Что касается исследований последнего десятилетия, то они в основном посвящены общественному мнению об ответственности социальных институтов и причинах правонарушений несовершеннолетних, о деятельности правоохранительных органов и социальных служб, а также вопросам о том, что делать с подростковыми правонарушениями и какие методы использовать в работе с ними.
Проектную деятельность изучали многие отечественные ученые. Так, С.Т. Шацкий утверждал, что в основе этой деятельности лежит развитие познавательных навыков подростков, стимулирование интереса к определенным проблемам, а также умение практически применять полученные знания. Различным аспектам проектной деятельности посвящены работы Э.В. Бурцевой, И.А. Зимней, Г.Л. Ильиной,
В.В. Капыловой, С.П. Микитченко, О.М. Моисеевой, Т.Г. Новиковой, Г.М. Нуриахметова, Е.С. Полат, В.В. Сафоновой, Т.Е. Сахаровой,
В.И. Слободчикова, Е.Н. Солововой, Я.К. Тараскиной, В.В. Черных, и др. Однако возможности и технологические аспекты использования проектной деятельности как средства профилактики правонарушений
несовершеннолетних на муниципальном уровне пока остаются недостаточно разработанными.
Объект исследования: социальная профилактика правонарушений несовершеннолетних.
Предмет исследования: специфика проектной деятельности как средства социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Цель исследования: раскрыть сущность проектной деятельности как средства социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних; предложить пути совершенствования социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних на муниципальном уровне.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать теоретические основы применения проектной деятельности в профилактике правонарушений несовершеннолетних;
2. Изучить опыт и проблемы применения проектной деятельности в профилактике правонарушений несовершеннолетних в г. Белгороде;
3. Разработать муниципальный социально-ориентированный проект профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Теоретико-методологическая основа исследования:
Основными теоретическими подходами к исследованию причин правонарушений несовершеннолетних, положенными в основу нашего исследования, явились: биологический подход (Ч. Ломброзо);
психологический подход (Р. Гарофало, Г. Тард); социологический подход (Э. Дюркгейм).
Согласно первому подходу существует биологическая
предрасположенность к правонарушениям: люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом.
В основе второго подхода лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности.
В соответствии с третьим подходом индивиды становятся правонарушителями, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности.
Также в основу исследования легли следующие методологические подходы к изучению проблем социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних: системный подход (В. Афанасьев); комплексный подход (Б. Ананьев); социально-психологический подход (А. Хомич); проектный подход (В. Аитов).
Согласно системному подходу социальная профилактика представляет собой целостную систему, которую следует рассматривать как совокупность объектов, взаимодействие которых обуславливает наличие новых интегративных качеств, несвойственных образующих ее частям, компонентам.
Комплексный подход представляет собой комплекс конкретных социальных мер (экономических, организационных, управленческих, культурно-воспитательных и иных), осуществляемых в целях предупреждения правонарушений, уменьшения их количества вплоть до полного искоренения путем выявления и устранения причин и условий, способствующих противоправному поведению.
Социально-психологический подход оказывается весьма ценным при изучении правонарушений несовершеннолетних и анализе конкретных их проявлений.
Согласно проектному подходу проектная деятельность, предполагающая комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели, способствует формированию у несовершеннолетних чувства ответственности за принятые ими решения, лежит в основе развития организационных и рефлексивных способностей, а главное, служит базой для организации социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, включавший:
• теоретические методы - анализ отечественной и зарубежной литературы по исследуемой проблеме;
• эмпирические методы - комплекс методов, обеспечивающий достоверность полученных результатов и обоснованность выводов: анализ документов, анкетирование и экспертный опрос.
Эмпирическую базу исследования составили:
1. Результаты анализа социологической, философской, педагогической, психологической литературы.
2. Законодательные и нормативные документы Российской Федерации:
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ, Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ,
Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ и др.,
публикации в специализированных периодических изданиях;
3. Материалы исследования «Социальная профилактика правонарушений несовершеннолетних», проведенного автором на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Белгорода в январе 2016 года.
Теоретико-практическая значимость исследования. Были уточнены определения ряда понятий, относящихся к социальной профилактике правонарушений несовершеннолетних, исследованы нормативно-правовые основы проектной деятельности в Белгородской области, а также сформулированы теоретически значимые выводы и предложения по оптимизации социальной профилактики правонарушений
несовершеннолетних.
Практическая значимость исследования определяется его направленностью на дальнейшее совершенствование социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних средствами проектной деятельности. Разработанный муниципальный социально-ориентированный проект может быть использован в практической деятельности социальных работников, социальных педагогов и инспекторов по делам несовершеннолетних.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования апробированы в ходе прохождения производственной и преддипломной практик в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Белгорода; в школе проектного управления «Формирование концепции развития муниципальной молодежной политики до 2025 года» (21-22 мая 2014 года,
г. Белгород); в Международной школе волонтеров «Доброволец - 2014» (01.12.2014 - 05.12.2014 года, г. Белгород), в III Международной молодежной школе проектного управления «ПЕГАС - 2014» (01.07.2014 - 06.07.2014 года, г. Белгород); в конкурсе студенческих проектов «Я - ДЕКАН» (НИУ «БелГУ» 27.11.2015 года), во II Международной школе волонтеров
«Доброволец - 2015» (НИУ «БелГУ», 30.11.2015 г. - 04.12.2015 г.).
Отдельные положения представлены в статьях автора «Ценностно-смысловые ориентации несовершеннолетних правонарушителей: факторы формирования» (сборник материалов конференции «Социология и социологическое образование в России» (14-15 ноября 2014 года, г. Санкт- Петербург)), «Влияние культуры на преодоление поведенческих девиаций у подростков» (сборник материалов конференции «Мировое социокультурное пространство: проблемы и перспективы развития» (26 декабря 2014 года, г. Белгород)); «Технологии социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних» (сборник XXII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «ЛОМОНОСОВ» (13-17 апреля 2015 года, г. Москва)); «Технологии социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних» (сборник материалов конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки,
образования и практики» (26-27 ноября 2015 года, г. Белгород)).
Объем и структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Актуальность обращения к теме социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних средствами проектной деятельности обусловлена тем, что, несмотря на хорошую теоретическую базу, практическая деятельность не до конца проработана и требует дальнейшего усовершенствования.
Целью данной работы явилось раскрытие сущности проектной деятельности как средства социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних, а также разработка путей совершенствования социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Нами были изучены теоретические основы социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних. Под социальной профилактикой понимают деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. Общество нуждается в новой концепции социального контроля и профилактическая работа учреждений должна стать комплексной и носить всеохватывающий характер, отвечать современному уровню предъявляемых к ней требований.
В связи с тем, что подростковый возраст представляется особенно важным для формирования у человека ценностных ориентиров, личностного самоопределения, поведенческих стереотипов, профессиональной ориентации, психологической устойчивости к внешнему воздействию, на данном этапе возрастает роль воспитательного воздействия. Проектирование дает в этом направлении наиболее действенную и эффективную методику работы образовательных учреждений в профилактике правонарушений несовершеннолетних, способствуя формированию активной жизненной позиции, позитивных социальных ориентиров, гражданской ответственности, умений коллективного взаимодействия.
В работе была проведена диагностика общественного мнения по вопросам социальной профилактики средствами проектной деятельности. На его основе можно сказать, что социальная профилактика в школе недостаточно эффективна, для повышения эффективности необходима комплексность мероприятий, индивидуальный подход к проблемам ребенка.
Одной из существенных преград в успешном проведении социальной профилактики является ограниченность необходимых ресурсов и методов, содействующих социализации, а также формированию и реализации потребности ребенка в творческом самовыражении.
Для решения этих проблем мы предлагаем социальный проект по социальной профилактике правонарушений несовершеннолетних средствами проектной деятельности.
Среди приоритетных направлений можно выделить:
1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся и получение новых знаний;
2. Борьба с пропусками по неуважительной причине;
3. Пропаганда здорового образа жизни;
4. Правовое воспитание;
5. Профилактика наркомании и токсикомании
6. Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации.
Предложенный нами проект позволит наладить систему социальной профилактики правонарушений с помощью метода проектной деятельности, сформировать активную гражданскую позицию и позитивные социальные ориентиры у несовершеннолетних, а также снизить количество правонарушителей и правонарушений.
1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.:
Маркетинг, 2015. - 39 с.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 18 декабря 1996 г.]. - СПб.: Victory: Стаун-кантри, 2011.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 14 ноября 2002 г.]. - М.: ИНФРА-М, 2012.
4. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст]: [федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ]. - Российская газета, 2011.
5. Актуальные проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст] / А.С. Бланков [и др.]. - М.: ВНИИ МВД РФ, 2013. - 464 с.
6. Алемаскин, М.А. Воспитательная работа с подростками [Текст] / М.А. Алемаскин - М.: Знание, 2012.
7. Алмазов, Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся [Текст] / Б.Н. Алмазов, Л.А. Грищенко. - Свердловск: СГУ, 2013 - 152 с.
8. Антонян, Ю.М. Преступность среди женщин [Текст] / Ю.М. Антонян. - М.: «Российское право», 2012. - С. 37
9. Антонян, Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятные влияния на личность в микросреде) [Текст] / Ю.М. Антонян. - М., 2014.
10. Антонян, Ю.М. Профилактика правонарушений
несовершеннолетних [Текст] / Ю.М. Антонян, Г.М. Миньковский, 2012. - 275 с.
11. Арзуманян, С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков [Текст] / С.Д. Арзумян. - Ереван: Луйс, 2015.
12. Арсеньева, М.И. Криминологическая характеристика возрастных параметров правовой ответственности несовершеннолетних [Текст] / М.И. Арсеньева, В.Д. Ермаков, В.В. Понкратов. - М., 2013.
13. Бадмаев, С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников [Текст] / С.А. Бадмаев. - М., 2013.
14. Баженов, В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями [Текст] / В. Баженов. - М., 2012.
15. Бакаев, А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних [Текст] / А.А. Бакаев. - М.: Росс. Право, 2011. - С. 82
16. Белобородов, Н.В. Социальные творческие проекты в школе [Текст] / Н.В. Белобородов. - М.: Аркти, 2014.
17. Бершадская, Л.С. Педагогические взгляды и деятельность
С.Т. Шацкого [Текст] / Л.С. Бершадская. - М., 2012.
18. Бланков, А.С. Актуальные проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст] / А.С. Бланков. - М.: ВНИИ МВД РФ, 2013. - 464 с.
19. Беличева, С.А. Превентивная психология [Текст] / С.А. Беличева. - М., 2011.
20. Бойко, В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь [Текст] / В.В. Бойко. - СПб.: Издательство «Союз», 2014. - 479 с.
21. Болотина, Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях [Текст] / Т.В. Болотина. - М.: АПК и ПРО, 2011. - 340 с.
22. Бочарова, В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход [Текст] / В.Г. Бочарова. - М., 2013.
23. Бреева, Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России [Текст] / Е.Б. Бреева. - М.: Росс. Право, 2012. - С. 107
24. Буева, Л.П. Гуманизация воспитания в кризисном социуме // Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. Международная научно-практическая конференция [Текст] / Л.П. Буева. - М., 2014. - ч. 2. - С. 28
25. Бухтиярова, И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении // Школьные технологии [Текст] / И.Н. Бухтиярова.-
2011. - № 2. - С. 108-115
26. Валясэк, Б. Метод проектов как творческая работа педагога // Первое сентября [Текст] / Б. Валясэк. - 2012. - № 9. - С. 12-15
27. Васильев, В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование [Текст] / В. Васильев. - 2014.- № 9. - С. 177-180
28. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога [Текст] / Ю.В. Василькова. - М., 2012.
29. Василькова, Ю.Н., Василькова, Т.А. Социальная педагогика [Текст] / Ю.Н. Василькова, Т.А. Василькова. - М., 2014.
30. Ветров, Н.И. Криминологическая характеристика правонарушений молодежного возраста [Текст] / Н.И. Ветров. - М.: Наука, 2014. - С. 95