Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реклама как способ создания социокультурного мифа

Работа №67768

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы94
Год сдачи2016
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
355
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение.
Глава I. Теоретический анализ феномена рекламы.
1.1. Теории рекламы как инструмента маркетинга. Анализ рекламных механизмов.
1.2. Социокультурный анализ рекламы. Проблемы генезиса.
1.3. Перспективы рассмотрения рекламы как эстетического феномена.
1.4. Реклама в философии культуры постмодерна.
Глава II. Реклама как часть информационного/постинформационного общества.
2.1. Характеристика и теория информационного общества.
2.2. Структура потребления в постиндустриальном обществе.
2.3. Антропологическая реальность рекламы.
Глава III. Мифопорождающий потенциал рекламы.
3.1. Аналитика мифа и мифологического сознания.
3.2. Реклама в мифологическом мышлении. Понятие мифодизайн.
3.3. Рекламный миф и дискурс потребления вещи.
3.4. Рекламный миф в медиальном пространстве.
3.5. Рекламный миф в экономике подозрения.
Заключение.
Список использованной литературы.


Предметным полем работы стала реклама как часть современной культуры. Интерес для нашей работы представляет реклама как новый способ культурного смыслотворчества и, в то же время, как инструмент конструирования общественных структур и регуляции социальных процессов. Тотальное потребление, ставшее основным содержанием средств массовой коммуникации, открывает рекламе неограниченный доступ к механизмам воздействия на общественное сознание. Однако реклама больше не довольствуется прагматической выгодой, но стремится укрепить свои позиции в сознании общества, вследствие чего расширяет свой смыслообразующий потенциал, создавая и транслируя образы и знаковые конструкты. При таком рассмотрении, мне видится логичным, сравнивать рекламу с мифом. Более того, можно заметить, как в современном обществе процессы рекламного воздействия приобретают черты мифологической детерминированности архаических культур, что повлияло на мою заинтересованность произвести сравнительный анализ этих двух феноменов и выявить их сходства и особенности. Кроме того, оставаясь неотъемлемым элементом экономической структуры производства и потребления, реклама в наши дни приобретает функции формирования ценностей и культурных стандартов в обществе. В условиях общества массового потребления реклама формирует образ потребителя, который за последние двадцать лет, по меньшей мере, в условиях российского общества, осознает свою роль в процессе потребления и больше не желает быть марионеткой в руках маркетологов, навязчиво заставляющих его приобретать тот или иной товар. Однако в таком контексте реклама должна была бы исчерпать себя, но мы отчетливо видим как ее засилье в СМИ и других коммуникационных структурах, напротив, стремительно растет. Это означает, что маркетинговые исследования не стоят на месте и находят все новые и новые подходы к манипуляции общественным сознанием в прагматически-утилитаристских целях производителей. Одним из таких новых подходов стал мифодизайн, рассматривающий современное общественное мироустройство как мифологически-ориентированное. В рамках этого подхода утверждается возможность продуцировать новые мифы повседневности, которые будут организовывать ценностные и духовные установки общества, а наиболее действенным проводником и инструментом признается реклама. Это объясняет тот факт, что отношение к рекламе у современного потребителя меняется. Можно отметить, как реклама меняет свой образ докучливого торговца в сторону широко-осведомленного советчика и задающего тенденции агента. Современная реклама меняет свое отношение к потребителю, признавая за ним индивидуальность, но в то же время стремится стать менее заметной, проникнуть в структуры повседневного бытия человека, что ей успешно удается. У нового индивидуального потребителя она вызывает скорее индифферентное отношение, нежели негативное раздражение. Реклама превращается в такой элемент массовой коммуникации, который в современном обществе остается лишенным негативного восприятия ввиду свободы от подозрения. Этот механизм, в том числе, стал предметом моего интереса, который я попыталась рассмотреть в своей работе.
Целью работы стало проанализировать потенциал рекламы как способа порождения мифа в информационной/постиндустриальной социокультурной ситуации.
Для достижения поставленных целей был выполнен ряд задач, а именно:
-рассмотреть рекламу как механизм рыночных отношений.
- проанализировать социологическую составляющую рекламы и проследить ее генезис на основании социологических теорий.
- обратиться к анализу рекламы как эстетического феномена.
-рассмотреть рекламу в истории философского дискурса постмодерна.
- провести анализ рекламы как элемента информационного/постинформационного общества, выявив ее основные характеристики.
-определить место рекламы в современной структуре потребления и описать ее антропологическую реальность.
- выявить мифопорождающий потенциал рекламы и обратиться к рассмотрению новых подходов к ее изучению, в том числе, к мифодизайну.
-сравнить характерные особенности рекламы и мифа и определить место и статус рекламы в структуре мифологического сознания.
- разобрать понятие современных массмедиа, их структуры и выявить каким образом они формируют новую реальность, становящуюся предметным полем рекламного дискурса.
- обраться к рассмотрению места рекламы в системе коммуникации и выявить основные механизмы ее продуцирования и легитимации в структурах и современного общественного сознания.
Объектом данного исследования стала реклама в постиндустриальной культуре и информационном обществе.
Предметом данного исследования можно выделить роль рекламы в формировании социокультурного мифа.
Следует заметить, что реклама представляет собой настолько широкоаспектный феномен любой культуры и общества, что рассмотреть ее в рамках какого-то определенного подхода видится проблематичным. Огромное количество исследователей как российских, так и зарубежных занимались рассмотрением и анализом рекламы. Безусловно, большая часть изданной литературы о рекламе освещает ее социально-экономический аспект и дает информацию об использовании ее как инструмента стимулирования продаж и увеличения прибыли. К таким исследователям можно отнести Л.В.Музыканта, Е. Песоцкого, А.П. Репьева - из отечественных, и Э.Райса, Ф.Котлера - из зарубежных. Еще одного отечественного ученого, а именно Мокшанцева Р.И., стоит выделить как исследователя психологического аспекта рекламы. Тульчинский Г. Л и Ульяновский А.В. выделяются на фоне всех остальных исследователей рекламы ввиду манифестации и использования ими нового подхода - мифодизайн. В работах Е.А.Батюта, Л.М. Кошетаровой, А.В. Костиной, С.С. Калиниченко представлен культурологический подход. Кроме того, анализ рекламы как мифологизированной структуры был бы неполным без обращения к классикам постмодернистских и структуралистских теорий, а именно Р.Барту и Ж.Бодрияру. Более классический метод, рассматривающий рекламу сквозь призму концепций и характеристик мифа представлен в работах А.Н. Притчина, Б.С. Теременко, А.М. Пятигорского, Ю.М. Лотмана. Подходя к рассмотрению рекламы с позиции социологического интереса, стоит назвать имена таких исследователей как П.Сорокин, Н.Луман и М.Маклюэн. Структурный анализ рекламы был проведен на основе работ М.Кастельса и Б.Гройса.
Основные положения, выносимые на защиту:
- Реклама в современных условиях постиндустриального общества превращается в систему мифов тесно связанную с потреблением, которое принимает форму ритуала. В такой форме реклама оказывает значительное влияние на все сферы жизнедеятельности индивида - социальную, экономическую, идеологическую и т.д.
- Цели и задачи современной рекламы смещаются от экономических к идеологическим, то есть, рекламный дискурс стремится к созданию и закреплению новых паттернов общественного сознания с целью обеспечения общественного доверия.
-Реклама использует особые механизмы манипуляции общественным сознанием, что позволяет ей в ситуации постиндустриального общества с его прагматичным отношением к информации (как источнику удовлетворения потребностей) и тенденциями к тотальной индивидуализации, имитируя образ пустого означающего оставаться вне подозрения тем самым добиваясь доверия основанного на индифферентном отношении.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении мне хотелось бы сказать, что цель моей работы - проанализировать потенциал рекламы как способа порождения мифа в информационной/постиндустриальной социокультурной ситуации. - достигнута путем успешно выполненных задач. А именно, был рассмотрен теоретический аспект рекламы и охарактеризованы ее основные механизмы как экономического и маркетингового инструмента. Также мы провели анализ социологической составляющей рекламы и рассмотрели проблемы ее генезиса и перспективы рассмотрения ее как феномена эстетики. Анализ современного общества потребления позволил нам выделить его основные черты, новые стандарты потребления и идеал нового потребителя - именно эти аспекты помогли нам выявить и закрепить за рекламой статус неотъемлемого элемента постиндустриального общества. Более того, проведя сравнительный анализ мифа и рекламы как структур повседневного дискурса и в то же время как основополагающих элементов, регулирующих общественное сознание, мы доказали, что реклама на сегодняшний день принимает на себя функции мифологического сообщения, посредством чего получает доступ к структурам коллективного бессознательного и, кроме того, обеспечивает себе возможность продуцировать новые смыслы культуры. Также в работе мы рассмотрели мифопорождающий потенциал рекламы, его характерные черты и пришли к выводу, что основным способом продуцирования и передачи информации в рекламном дискурсе становится создание новых и заполнение или изменения старых знаков и образов, посредством чего рекламой создается конструкт имиджа, который есть основная цель процесса продуцирования современных мифов. Таким образом, подводя итог, можно заключить, что в ситуации общества постиндустриальной культуры с преобладающими в нем тенденциями к стандартизации производства, но индивидуалистски-ориентированному стремлению к удовлетворению потребительских интересов реклама получает роль продуцента и транслятора культурных смыслов. Такая эффективность рекламы объяснятся тем, что по факту реклама создает видимость своей тотальной откровенности и прозрачности. В структуре рекламного сообщения механизмы манипулирования умело скрываются за открытым и примитивным способом коммуникации, что в конечном итоге лишает потребителя подозрения в отношении рекламы. Именно эти утверждения мы бы могла вынести в качестве основного вывода данной диссертационной работы.
Тема, затронутая в данной диссертации, безусловно, требует дальнейшего изучения. Научный интерес представляет рассмотрение рекламы в структуре мифа, используя методологию нового подхода мифодизайна. Такое исследование может помочь в дальнейшем при изучении структур общественного сознания более детально охарактеризовать основные механизмы восприятия как рекламного сообщения, так и любого другого нарратива средств массовой информации, что открывает новые возможности прогнозирования ценностных приоритетов общества и мотивов общественного поведения.



1. Барт Р., Мифологии, [Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина] - Москва, 2010. - 351 с.
2. Батюта Е. А., Трансформация "человека потребляющего" при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу : автореф. дис. канд. филос. наук — Екатеринбург, 2008. - 14с.
3. Бодрийяр Ж., Символический обмен и смерть. [Пер. и вступ. ст. С. Н. Зенкина]. - М : Добросвет, 2000. - 389 с.
4. Бодрийяр Жан, Система вещей : [Пер. с фр.]. - Москва, 1995. - 168 с.
5. Гройс Б. Под подозрением. Феноменология медиа./Пер. с нем. А.Фоменко - Художественный журнал. Москва, 2006. 199 с.
6. Калиниченко С. С., Мифодизайн и реклама: конструирование современного социокультурного пространства : автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. филос. н. - Томск, 2012. - 19 с
7. Кастельс М., Информационная эпоха : Экономика, производство и культура / Мануэль Кастельс; Пер. с англ. [Б.Э. Верпаховский и др.] под науч. ред. проф. О.И. Шкаратана Москва, 2000. - 606 с.
8. Кастельс М,. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе. - Екатеринбург, 2004. - 345 с.
9. Костина А. В., Культура информационного общества: тенденции и противоречия развития // Вестник Рязанского Государственного гуманитарного университета им. С.А. Есенина. - 2009. - №4. [Интернет- ресурс] : URL: //cyberleninka.ru/article/n/kultura-informatsionnogo- obschestva-tendentsii-i-protivorechiya-razvitiya (дата обращения: 15.04.2016)
10. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В., Основы маркетинга [Пер. с англ. - 2-е Европ. Изд] - СПб, 2002. - 813с .
11. Кошетарова Л.М., Культурные смыслы рекламы. автореф. дис. канд. филос. наук - Тюмень 2011. - 19 с.
12. Куклина В. А., Мультимедийная реклама как репрезентативный язык культуры эпохи постмодерна : автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.культурологии. - Кемерово, 2002. - 16 с.
13. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1 : Статьи по семиотике и типологии культуры. - Москва, 1992. - 453с.
14. Луман Н. Реальность массмедиа. [Пер. с нем. А.Ю.Антоновского] - Москва, 2005.
15. Маклюэн М., Понимание Медиа: внешние расширения человека [Пер. с английского В. Г. Николаева] - Москва, 2007. - 430 с.
16. Музыкант В.Л., Маркетинговые основы управления коммуникациями. - Мосва, 2008. - 832 с.
17. Музыкант В. Л., Психология и социология в рекламе. - Москва, 2012. - 216 с.
18. Музыкант В. Л., Реклама в действии : история, аудитория, приемы. - Москва, 2006. - 239 с.
19. Музыкант В. Л., Теория и практика современной рекламы : Учеб. пособие для вузов по базовому курсу "Паблик рилейшнз" и "Реклама". - Москва,
1998. - 324 с.
20. Овчинникова Р. Ю., Дизайн в рекламе : учебное пособие для студентов высших учебных заведений... - Омск, 2005. - 100 с.
21. Песоцкий Е., Современная реклама: Теория и практика. - Ростов-на-Дону,
2001. - 314 с.
22. Плахин В.Т. «Давайте сравним мифологии» (о «трудоемкости» метаморфоз в классическом мифе и современной рекламе). [Интернет- ресурс] URL: //e-notabene.ru/fr/article_89.html (дата обращения 16.04.2016)
23. Притчин А.Н, Теременко Б.С., «Миф и реклама».Общественные науки и современность-2002 №3. [Интернерт-ресурс]
URL: //ecsocman.hse.ru/data/139/984/1217/14-pRITx5eIN.pdf (дата обращения 07.04.2016)
24. Пятигорский А. М. Мифологические размышления: Лекции по феноменологии мифа. — Москва, 1996 - 214 с.
25. Репьев А. П., Маркетинговое мышление : [обобщая 50 лет опыта] / Александр Репьев. - 2-е изд., перераб. - Москва : Библос, 2015 [т.е. 2014]. - 510 с.
26. Сибин М.С. Реклама как продуцент виртуальной реальности. [Интернет - ресурс] URL://cyberleninka.ru/article/n/reklama-kak-produtsent-virtualnoy- realnosti (дата обращения: 05.04.2016).
27. Сорокин П. А., Кризис нашего времени : социальный и культурный обзор. - Москва, 2009. - 390 с.
28. Сорокин П. А., Ранние сочинения, 1910-1914 годы. - Санкт-Петербург,
2014. - 832 с.
29. Сурова Е.Э., Глобальная эпоха: полифония идентичности. - Санкт- Петербург, 2005. - 352 с.
30. Сурова Е.Э., Идентичность. Идентификация. Образ. - Санкт-Петербург,
2010. - 232 с.
31. Траут Дж., Райс Э. «Позиционирование. Битва за узнаваемость». [Интернет - ресурс]. URL: //books.pchelov.com (дата обращения 07.04.2016).
32. Ткаченко Н. В., Креативное содержание рекламы : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук.- Омск, 2007. - 17 с.
33. Торичко Р.А., Реклама как мифологическая коммуникативная система: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филолог. наук.- Барнаул, 2001.-29 с.
34. Тульчинский Г. Л, Total Branding: мифодизайн постинформационного общества. Бренды и их роль в современном бизнесе и культуре. - Санкт- Петербург, 2013. - 279 с.
35. Ульяновский А. В., Мифодизайн в рекламе. - Санкт-Петербург, 2011. - 168 с.
36. Ульяновский А. В., Мифодизайн : коммерческие и социальные мифы. - Санкт-Петербург, 2005. - 539 с.
37. Усов В.В., Волшебный мир рекламы. - Москва, 1982. - 205 с.
38. Филлипова Е.А., Массмедиа и реальность: среда, конструкции, восприятие: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. - Саранск,2013. - 16с.
39.Чубукова Е.И., Мифологическая концепция коммуникации Р. Барта. // Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. Серия «Мыслители»,Выпуск 8. / Сборник в честь 90-летия профессора М.И.
Шахновича. -Санкт-Петербург, 2001- [Интернет ресурс]
URL: //anthropology.ru/ru/text/chubukova-ei/mifologicheskaya-koncepciya- kommunikacii-r-barta (дата обращения 20.04.16)
40. Ягодкина М. В., Реклама в коммуникационном процессе. - Санкт- Петербург, 2014 [т.е. 2013]. - 302 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ