Введение 3
1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятий
общественного питания 7
1.1. Качество и конкурентоспособность продукции в системе факторов
конкурентоспособности предприятия 7
1.2. Основообразующие факторы конкурентоспособности предприятий
общественного питания 15
1.3. Стратегии конкурентоспособности предприятий общественного
питания 25
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Надежда» 31
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 31
2.2. Анализ показателей финансового состояния деятельности
предприятия 42
2.3. Анализ конкурентоспособности ООО «Надежда» 55
3. Разработка мероприятий направленных на повышение
конкурентоспособности ООО «Надежда» 64
3.1. Направления повышения конкурентоспособности ООО «Надежда» 64
3.2. Прогноз доходов и расходов по проекту 72
3.3. Оценка эффективности проекта 84
Заключение 90
Список использованных источников 94
Приложения 101
Проблемы конкурентоспособности предприятий имеют не текущий, тактический, а долговременный, стратегический характер. Сегодня, в си¬лу, в том числе и международных событий, в российской экономике склады¬ваются благоприятные условия, способствующие укреплению отечественных товаров на национальном рынке, вытеснению с него зарубежных аналогов и субститов. Решающим фактором коммерческого успеха на развитом кон-курентном рынке является конкурентоспособность товаров и услуг, предо-ставляемых предприятиями.
Обеспечить конкурентоспособность предприятия можно при соблюде-нии следующих условий:
- достижение конкурентного преимущества путем снижения издер¬жек или дифференциации товаров;
- определение сферы конкуренции или сегмента рынка, на кото¬ром будет выступать предприятие; выстраивание производственной цепоч¬ки и создание системы ценностей предприятия;
- удержание как можно дольше конкурентного преимущества благо-даря преимуществам более высокого порядка;
- обеспечение наличия основных детерминантов конкурентного преимущества отрасли, в которой действует данное предприятие.
Проблема конкурентоспособности продукции имеет в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя. Объективным фактором, объясняющим, с одной стороны, многие глубинные причины имеющихся экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, и, с другой - причины повышения эффективно¬сти производства и уровня жизни в развитых странах Запада, выступает качество создаваемой и выпускаемой продукции.
Таким образом, конкурентоспособность предприятия - это способ¬ность предприятия выпускать товары, обладающие высокими характери¬стиками качества, и вести борьбу (конкуренцию) за место на рынке с фирмами, выпускающими аналогичную продукцию.
В настоящее время потребители обращают пристальное внимание на показатели качества товаров и услуг. В силу этого именно качество продук-ции или услуги становится мощным фактором ее конкурентоспособности. Причем согласно международным стандартам под качеством понимается способность продукции или услуги удовлетворять не только обусловленные, но и предполагаемые потребности. Последнее является значимым фактором конкурентоспособности продукта.
Повышение качества продукции диалектически связано с ростом эф-фективности производства, продаж, повышением конкурентоспособности то-вара и, следовательно, предприятия в целом. В современных условиях каче-ство продукции является неотъемлемой характеристикой ее конкурентоспо-собности и конкурентоспособности предприятия. Предприятие не сможет выйти на новый уровень развития без продукции высокого постоянно повы-шающегося качества.
Конкурентная ситуация на рынке общественного питания развивается с высокой долей динамизма, поэтому у заведений этой сферы существует необходимость в оперативном отслеживании конкурентных изменений на рынке на систематической основе. Только в данных условиях заведение смо-жет правильно дать оценку своим возможностям и преимуществам кон-курентов, а также определить эффективную стратегию поведения, которая будет в первую очередь направлена на создание и поддержание собственного конкурентного преимущества. Учитывая данные обстоятельства выбранная тема дипломного проекта является весьма актуальной.
Цель дипломного проекта заключается в изучении конкурентоспособ-ности предприятия общественного питания, разработке и экономическом
6 обосновании конкретных мероприятий, направленных на удержаний рыноч¬ных позиций на конкурентном рынке услуг общественного питания.
В соответствии с намеченной целью, в работе были поставлены и реа-лизованы следующие задачи:
- рассмотрено понятие «конкурентоспособность», взаимосвязь каче-ства и конкурентоспособность продукции, их влияние на конкурентоспособ¬ности предприятия;
- изучены основообразующие факторы конкурентоспособности пред¬приятий общественного питания;
- рассмотрены стратегии конкурентоспособности предприятий обще¬ственного питания;
- проанализирована финансово-хозяйственная деятельность объекта исследования;
- дана оценка конкурентоспособности предприятия;
- разработаны проектные мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности;
- представлено финансовое обоснование мероприятий по совершен-ствованию материально-технической базы;
- оценена эффективность от внедрения проектных мероприятий.
В качестве объекта дипломного исследования выступает прдеприятие общественного питания ООО «Надежда». Предметом исследования является конкурентоспособность и факторы ее определяющие.
Теоретико-методологическую базу исследования представляют тео-рии, концепции, методы и модели, предложенные как российскими, так и за¬рубежными учеными в области конкурентного анализа. Данное исследо-вание базировалось преимущественно на применении методических при-емов теоретического анализа, экспертных методов, методов абстрактной ло¬гики.
Дипломный проект состоит из введения, трех основных разделов, за-ключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе раскрывается экономическая сущность и значение кон¬курентоспособности предприятия общественного питания. Вторая глава дает комплексную оценку эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО «Надежда» и определяет уровень ее конкурентоспособности. В третьей главе представлен проект, направленный на совершенствование материаль¬но-технической базы кафе посредством интерьерных решений и техническо¬го переоснащения с целью повышения конкурентоспособности, представле¬но экономическое обоснование проектных мероприятий.
При подготовке дипломного проекта были проанализированы законо¬дательные и нормативные документы, лежащие в основе государственной политики регулирования деятельности в России, регионах России, статисти¬ческие данные, отчеты, доклады, обзоры правительственных ведомств, дан¬ные периодической печати.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты ди-пломного проекта могут быть использованы в практике предприятий обще¬ственного питания.
Проблемы конкурентоспособности предприятия имеют не текущий, тактический, а долговременный, стратегический характер. Разработка стратегии конкурентоспособности предприятия общественного питания предполагает четкое позиционирование предприятия в конкурентной среде; понимание маркетинговых целей всеми сотрудниками предприятия; исполь-зовании е маркетинга взаимодействия при работе с постоянными потребите-лями, т.к. в общественном питании эта категория составляет самую большую и самую выгодную группу.
Если предприятие, располагая самыми современными компетенциями в области триады: снабжение, производство, сбыт, будет поставлять на рынок
92 неконкурентоспособную продукцию, оно достаточно быстро утратит свою долю на рынке и проиграет конкуренцию. Это связано с тем, что внутренняя эффективность предприятия в условиях свободного рынка находит свое под-тверждение, только при условии роста объема продаж и выручки.
В настоящее время потребители обращают пристальное внимание на показатели качества товаров и услуг. В силу этого именно качество продук-ции или услуги становится мощным фактором ее конкурентоспособности. Причем согласно международным стандартам под качеством понимается способность продукции или услуги удовлетворять не только обусловленные, но и предполагаемые потребности. Последнее является значимым фактором конкурентоспособности продукта.
ООО «Надежда» - одно из множества предприятий общественно пита-ния города Белгорода. Кафе «Надежда» является предприятием с полным производственным циклом, на котором выполняются все стадии технологи-ческого процесса приготовления пищи, организуются универсальные рабо-чие места.
Несмотря на снижение темпов роста прибыли, предприятие успешно функционирует на рынке услуг общественного питания и занимает опреде-ленную позицию в своем рыночном сегменте. Использование качественного сырья при изготовлении продукции, отлаженный процесс производства, оснащенность предприятия необходимыми основными и вспомогательными оборудованием создают основу для дальнейшего функционирования и уве-личения прибыли предприятия.
В ходе реализации поставленных в исследовании задач, была проана-лизировано финансовое состояние ООО «Надежда» за период с 2013 по 2015 гг. Следует отметить, что в структуре активов наибольшую часть составляют внеоборотные активы, которые представлены производственными основны¬ми фондами, что указывает на ориентацию предприятия на создание матери¬альных условий для расширения основной деятельности кафе. Невысокая до¬ля долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений свидетельствует об
93 отсутствии отвлеченных средств от основной деятельности. Уменьшение до-ли заемных средств в структуре пассивов кафе свидетельствует о снижении степени зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов. Следует отметить нормальную ликвидность баланса, т. е. высокую способ-ность предприятия выполнять свои краткосрочные (текущие) обязательства. Состояние финансовой ситуации можно оценить как соответствующее нор-мальному уровню финансовой устойчивости.
При оценке конкурентоспособности предприятия общественного пита-ния использовалась как качественная, так и количественная информация. Наиболее сильными позициями ресторана «Надежда» являются: качество услуг, разнообразие меню и месторасположение ресторана. Более слабыми позициями, на которые необходимо обратить внимание, являются интерьер, репутация кафе, ценовая политика. Сравнительная оценка показала, что наиболее сильными позициями обладает ресторан «Жемчужина», который и является основным конкурентом.
Давая оценку месторасположению кафе «Надежда», большинство ре-спондентов отметили удобство расположения и наличие парковочной зоны.
Укрепить свои позиции в конкурентной среде можно не только с по-мощью цены и качества, но и формируя фирменный стиль и положительный имидж. Кафе ООО «Надежда» не обладает ярким имиджем, в зале располо-жена достаточно изношенная мебель, интерьер недостаточно интересен и привлекателен клиентам. Техническое оснащение производства также под-вержено риску устаревания и износа. В связи с этим недостаточно полно ис-пользуется мощность оборудования и техники, что замедляет процесс об-служивания клиентов, и влияет на качество приготовления блюд.
На основе проведенного анализа, учитывая конкуренцию на рассмат-риваемом рынке, состояние экономики в целом, для дальнейшего повыше-ния конкурентоспособности необходимо использовать факторы неценовой конкуренции, выражающиеся в формировании конкурентных преимуществ
94 заведения за счет изменения либо концепции кафе, либо уникальности блюд меню, либо дополнительных сервисах и удобствах.
К неценовым факторам относится совершенствование материально-технической базы заведения: интерьерные решения и техническое оснаще-ние, увеличение числа посадочных мест. Данное направление и было выбра-но в качестве приоритетного при разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Надежда».
Совершенствование материально-технической базы ООО «Надежда» предполагает комплекс мер, направленных на изменение интерьерных реше-ний и техническое переоснащение и включает следующие мероприятия:
1) ремонт производственных помещений;
2) перепланировку торгового зала, включающую косметический ре-монт;
3) стилизацию интерьера, замену мебели в зале (столы и стулья);
3) приобретение нового технологического оборудования (кофемашины, микроволновой печи, холодильной камеры, жарочного оборудования, фри¬тюрницы).
Использование неценовых факторов повышения качества обслужива-ния в кафе «Надежда» будет способствовать росту эффективности деятель-ности. Грамотное управление, использование маркетинговых инструментов позволят предприятию в сжатые сроки повысить уровень посещаемости, внедрить новые услуги, а также повысить уровень конкурентоспособности предприятия.
Совершенствование материально-технической базы кафе посредством интерьерных решений и технического оснащения является не только инстру-ментом повышения конкурентоспособности ООО «Надежда», но и позволит привлечь большее количество посетителей, в результате чего увеличится прибыль предприятия, еще более укрепится его финансовое положение. Фи-нансирование работ по проекту будет осуществляться за счет собственных
95 средств предприятия в размере 1384000 руб., которые будут осваиваться в следующей последовательности:
1) перепланировка помещения зала, ремонт производственных помещений, ремонт торгового зала, направленный на изменение концепции интерьера, отделка стен и потолков цеховых помещений, отделка и декорирование стен и потолков (общая сумма составит 860000 руб.);
2) замена мебели в торговом зале - покупка новых столов, стульев и установка барной стойки (279000 руб.);
3) замена оборудования - покупка кофемашины, микроволновой печи, холодильной камеры, жарочного оборудования, фритюрницы (184400 руб.);
4) создание нового меню;
5) проведение рекламной кампании - реклама на двух баннерах в раз-ных частях города, реклама на радио, листовки (60000 руб.)
В 2017 году выручка от реализации продукции, с учетом проведенных изменений, а также инфляции составит 22638000 руб. Расчет выручки от реа¬лизации в последующие годы, произведен через прирост выручки или допол¬нительной выручки, спрогнозированной с учетом проектных мероприятий.
Анализ эффективности капитальных вложений осуществлялся путем определения чистой современной стоимости при ставке дисконтирования равной 24%, которая определяется исходя из ключевой ставки (11,25%) и поправки на риск. Полученные данные показали, что при проведении про-ектных мероприятий для ООО «Надежда» может быть получена положи-тельная чистая современная стоимость будущих потоков 617489,645 руб. Индекс рентабельности инвестиционных вложений составил 1,45. Внутрен-няя норма доходности равна 42,85%. Дисконтный срок окупаемости проекта составит 3 года и 2 месяца.
Реализация представленных мероприятий по совершенствованию мате-риально-технической базы посредствам интерьерных решений и техническо-го переоснащения, позволит ООО «Надежда» расширить клиентскую базу, выйти на новый уровень обслуживания, и тем самым повысить конкуренто-
96 способность, а значит получить возможность дальнейшего развития, что по-влечет за собой увеличение дохода.
1. Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. - М. : Юристъ, 2012. - 63 с.
2. Архипова, Л. А. Организационное управление [Текст] : руководство для экономистов / Л. А. Архипова, В. В. Кульба, С. А. Косяченко. - 2-е изд., стер. - М. : ЭКОНОМпресс, 2013. - 733 с.
3. Аграновский, Е. Д. Организация производственного питания [Текст] : учебник / Е. Д. Аграновский. - М. : Экономика, 2014. - 143 с.
4. Аликов, А. Ю. Экономико-математическое моделирование процедур предельного перехода и анализа критериев в вопросах модернизации техно¬логии и реконструкции производства [Текст] // Системный анализ и инфор¬мационные технологии. - 2014. - № 14. - С. 21-22.
5. Аналоуи, Ф. Стратегический менеджмент малых и средних пред-приятий [Текст] : учебник / Ф. Аналоуи, А. Карами. - М. : ЮНИТИ-ДАНА,
2012. - 400 с.
6. Аносова, М. М. Организация производства на предприятиях обще¬ственного питания [Текст] : учебник / М. М. Аносова, Л. С. Кучер. - М. : Экономика, 2011. - 215 с.
7. Бедьин, Г. М. Технология реконструкции зданий и сооружений [Текст]: учеб. пособие / Г. М. Бедьин, В. В. Верстов, А. Ф. Юдина - СПб. : СПбГАСУ, 2012. - 239 с.
8. Белоусов, В. Л. Оценка конкурентоспособности предприятия [Текст] : учебное пособие / В. Л. Белоусов. - М. : «ЛФЭИ», 2012. - 122 с.
9. Бердникова, Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : учеб. пособие / Т. Б. Бердникова. - М. : ИНФРА - М, 2013. - 215 с.
10. Бурцева, Т. А. Управление маркетингом [Текст] : учебное пособие / Т.А. Бурцева, В.С. Сизов, О. А. Цень. - М. : Эксмо, 2015 - 271 с.
11. Благовещенская, М. М. Автоматика и автоматизация пищевых про¬изводств [Текст] : учебник / М. М. Благовещенская. - М. : Дело и сервис, 2011. - 239 с.
12. Булычев, Н. В. Реконструкция без остановки производства [Текст] / Н.В. Булычев // Комбикорма. - 2010. - № 7. - С. 18.
13. Васильев, С. С. Экономика общественного питания [Текст] : учеб-ное пособие / С.С. Васильев. - М. : Экономика, 2015. - 234 с.
14. Васильева, Л. С. Финансовый анализ [Текст] : учебник / Л.
С. Васильева, М. В. Петровская. - М. : КНОРУС, 2012. - 544 с.
15. Волков, К. Д. Экономика и планирование предприятий обществен¬ного питания [Текст] : учебник / К. Д. Волков, А. Л. Зайцева. - М. : Кулина¬рия, 2010. - 163 с.
16. Винокуров, В. А. Конкурентоспособность. Конкуренция [Текст] : учебное пособие / В. А. Винокуров, А. И. Наумов ; под общ. ред. В. А. Вино¬курова. - М. : МГУ, 2012. - 180 с.
17. Воронов Д. С. Соотношение конкурентоспособности предприятия
и конкурентоспособности его продукции [ Электронный ресурс] / Режим доступа: http://gaap.ru/articles/Sootnoshenie_konkurentosposobnosti _predp
riyatiya _i_konkurentospos obnosti_ego_produktsii/
18. Гареев, Р. Р. Методы контроля качества обслуживания в предприя¬тиях общественного питания [Текст] / Р. Р. Гареев // Научный вестник МГИИТ. - 2015. - №5. - С.56-63.
19. Герасимова, В. А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности в вопросах и ответах [Текст] : учеб. пособие / В. А. Герасимова, И. Н. Чуев, Л. Н. Чечевицына. - 2-е изд. - М. : Изд-во «Дашков и К», 2011. - 125 с.
20. Голубков, Е. П. Конкурентоспособность товаров и услуг [Текст] : учебное пособие / Е. П. Голубков, М. М. Максимцев, Н. И. Малышев. - М. : Вузовский учебник, 2012. - 212 с.
21. Гольдштейн, Г.Я. Основы менеджмента [Текст] : учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное / Г.Я. Гольдштейн. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2010. - 250 c.
22. Горовиц, Ж. Сервис-стратегия: управление, ориентированное на потребителя [Текст] / Ж. Горовиц. - М. : Дело и сервис, 2012. - 270 c.
23. Ермолович, Л. Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : учеб. пособие / Л. Л. Ермолович. - Мн. : БГЭУ, 2014. - 95 с.
24. Емельянова, Т.В. Экономика общественного питания [Текст] : учеб.
пособие / Т.В. Емельянова, В.П. Кравценко - Минск: Высшая школа, 2012. - 383 с.
25. Зимин, Н.Е. Анализ и диагностика финансового состояния пред-приятий [Текст] : учебное пособие / Н. Е. Зимин. - М. : НКФ «ЭКМОС»,
2015. - 150 с.
26. Золин, В. П., Технологическое оборудование предприятий общественного питания [Текст] : учебник / В. П. Золин. - М. : Академия,
2014. - 248 с.
27. Карсекин, В. И. Основы проектирования и интерьер предприятий общественного питания [Текст] : учебник / В. И. Карсекин. - К. : Вища школа
2013. - 208 с.
28. Колосова, Е. В. Конкурентоспособность непродовольственных то¬варов [Текст] : учебное пособие / Е.В. Колосова - Белгород : Кооперативное образование, 2010. - 112 с.
29. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] : учебное пособие / В. Кот¬лер - СПб, 2015г. - 512 с.
30. Кравченко, Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в предприя¬тиях общественного питания [Текст] : учебное пособие / Л. И. Кравченко. - М. : Кулинария, 2011. - 93 с.
31. Кобяк, М. В. Управление качеством в гостинице [Текст] / М.В. Ко- бяк, С. С. Скобкин. - М. : Магистр, 2014. - 511 с.
32. Котельникова, А.В. О конкурентоспособности предприятий обще¬ственного питания [Электронный ресурс] /А.В. Котельникова // Режим до¬ступа :http:// cyberleninka.ru/article/n/o-konkurentosposobnosti-predpriyatiy- obschestvennogo-pitaniya
33. Лысенко, Д. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст] : учебник / Д. В. Лысенко. - М. : Инфра-М, 2015. - 320 с.
34. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг [Текст] : учебное пособие / И.М. Лифиц - М. : Юрайт, 2014. - 464 с.
35. Макарьева, В. И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации [Текст] : учеб. пособие / В. И. Макарьева, Л. В. Андреева. - М. :
Финансы и статистика, 2014. - 264 с.
36. Максимов, И. А. Управление конкурентоспособностью предприя-тия [Текст] / И. А. Максимов // Экономический журнал. - 2013. - № 3. - С. 23-25.
37. МАКДОНАЛДС в России: 25 лет успеха. Что дальше? [Элек-тронный ресурс] / Режим доступа : http://www.mcdonalds.ru/press_release/ 201501311.
38. Милета, В. И. Качество и конкурентоспособность продукции в си-стеме факторов конкурентоспособности предприятия [Текст] / В. И. Милета, В.С. Сулягина // Сборник научных статей 4-й Международной научно¬практической конференции «Исследование инновационного потенциала об¬щества и формирование направлений его стратегического развития». - Издательство: ЗАО «Университетская книга» (Курск). - 2014. - С. 54-61.
39. Мыльникова. Е. В. К вопросу оценки конкурентоспособности предприятий общественного питания [Текст] / Е. В. Мыльникова, Г. Р. Кор- нова // Известия УрГЭУ 2011- 5 (37) - С.170-176.
40. Никуленкова, Т. Т. Проектирование предприятий общественного питания: учебное пособие [Текст] : учеб. пособие / Т.Т. Никуленкова, Г. М. Ястина. - М. : КолосС, 2014. - 246 с.
41. Организация производства на предприятиях общественного пита-ния [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http: //tourlib. net/books_tourism/radchenko5 -18.htm
42. Примерные нормы технического оснащения предприятий обще-ственного питания [Текст] - М. : ВИП, 2012. - 65 с.
43. Портер, М. Конкурентоспособность. Конкуренция [Текст] / М. Пор¬тер // Социальный конфликт. - 2013. - № 12. - С. 53-55.
44. Пулькина, Е.Ю. Формирование направлений повышения конкурен¬тоспособности предприятия общественного питания [Текст] / Е.Ю. Пулькина // Молодой ученый. - 2014. - №1(60) - С.171-182.
45. Радченко, Л. А. Организация производства на предприятиях обще¬ственного питания [Текст] : учебник / Л. А. Радченко. - М. : Изд-во Феникс, 2011. - 89 с.
46. Радченко, А. А. Организация производства на предприятиях обще¬ственного питания [Текст] : учебное пособие / А. А. Радченко. - М. : Изд-во Феникс, 2013. - 124 с.
47. Ресторанный бизнес: управляем грамотно и эффективно [Текст] : практическое руководство / В. Сирый, И. Бухаров, С. Ярков, Ф. Сокирянский.
- М. : Эксмо, 2012. -170 с..
48. Савицкая, Г. В. Теория анализа хозяйственной деятельности [Текст] : учеб. пособие / Г. В. Савицкая. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 281 с.
49. Савицкая, Г. В. Комплексный экономический анализ [Текст] : учеб. пособие / Г. В. Савицкая. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 541 с.
50. Сандакова, Н. Ю. Экономическая эффективность реконструкции действующего предприятия общественного питания [Текст] : Методические указания / Н. Ю. Сандакова. - Улан-Удэ : Издательство ВСГТУ, 2011. - 39 с.
51. Сафронова, Н. А. Экономика предприятия [Текст] : учебник / Н. А. Сафронова. - М. : Юристъ, 2013. - 608 с.
52. Строков, Е. В. Реконструкция как необходимость [Текст] // ЖБИ и конструкции. - 2013. - №5. - С. 8.
53. Травин, В. И. Капремонт и реконструкция жилых и общественных зданий [Текст] : учебник / В. И. Травин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. - 251 с.
54. Томпсон, А. Конкуренция в современном мире [Текст] : учебно-практическое пособие / А. Томпсон, А. Стрикленд. - М. : Вентана-Граф, 2011.
- 272 с.
55. Усов, В. В. Организация производства и обслуживания на предпри¬ятиях общественного питания [Текст] : учебное пособие / В. В. Усов - М. : ACADEMIA, 2009. - 416 с.
56. Финансы организаций [Текст]: учеб. пособие / А. Н. Гаврилова, А. А. Попов.; рец. : В. И. Белоусов, Д. А. Ендовицкий. - М. : Кнорус, 2011. - 163 с.
57. Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление [Текст] : учебное пособие / Р. А. Фатхутдинов. - М. : Наука, 2013.
- 242 с.
58. Фомин, В. Н. Экономика предприятия [Текст] / В. Н. Фомин // Экономический журнал. - 2014. - № 2. - С. 32.
59. Чечевицина, Л. Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности [Текст] : учебник / Л. Н. Чечевицина, И. Н. Чуев. - 5-е изд. перераб. и доп. - М. : Изд-во «Дашков и К», 2014. - 152 с.
60.Чертков, А. Е. Аспекты конкурентоспособности предприятия обще¬ственного питания на российском рынке [Текст] : сб. ст. III Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 15 мая 2015 г.) / отв. за вып. : Н. В. Заво- рохина, Е. В. Крюкова. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2015.
- 186 с.
61. Шамин, А. Н. Основы планирования производства на предприятиях пищевой промышленности [Текст] : учебник / А. Н. Шамин. - М. : Пищевая промышленность, 2010. - 437 с.
62. Шамраев, Н. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : учеб. пособие / Н. Д. Шамраев. - М. : Финансы и статистика, 2014. - 316 с.
63. Экономика предприятия [Текст] : учебник для вузов / под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 518 с.
64. Экономика организаций (предприятий) [Текст] : учеб. пособие / под ред. И. В. Сергеева - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013. - 560 с.
65. Юдина, Т.А. Совершенствование качества обслуживания в ресто-ранном бизнесе [Текст] / Т.А. Юдина // Известия Сочинского государствен-ного университета. - 2014. - № 4 (22). - С. 160-165.