ВВЕДЕНИЕ 3
1 Исследование систем управления взаимоотношениями с клиентами с
использованием информационных технологий 5
1.1 Принципы систем управление взаимоотношениями с клиентами 5
1.2 Анализ рынка CRM-систем 9
2 Исследование процесса управления взаимоотношениями с клиентами в
автомобильном салоне «Пегас» 12
2.1 Организационно-экономическая характеристика автосалона 12
2.2 Анализ информационного обеспечения организации 17
3 Совершенствование информационной системы управления
взаимоотношениями с клиентами в автосалоне «Пегас» 23
3.1 Выбор CRM-системы 23
3.2 Разработка регламента совершенствования CRM-системы 32
3.3 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
Информационные технологии не стоят на месте, а постоянно развиваются. На сегодняшний день, в условиях жесткой конкуренции на рынке любое предприятие не в силах вести успешный бизнес без использования современных информационных технологий в сфере своей деятельности.
Российский рынок продажи транспортных средств, в данное время, является очень привлекательным в Европе. Сейчас одним из новых направлений развития современного автобизнеса является создание и управление сетями салонов по продаже автомобилей. Для руководства компании очень важно иметь оперативную и достоверную информацию о ситуации в своей организации.
Автосалон - магазин, занимающийся продажей автомобилей и запчастей. В настоящее время существует множество автосалонов, в которых присутствуют большое количество автомобилей различных марок и комплектаций. Поэтому автоматизация работы является важным показателем, так как если вся работа автосалона будет выполняться вручную, то это будет занимать много времени и ошибок в расчетах. Вследствие чего прибыль и количество клиентов уменьшится.
Главными задачами, стоящими перед компаниями, являются: сохранение клиентской базы, удержание платежеспособных клиентов, управление рабочим временем, повышение производительности труда с помощью автоматизированных бизнес-процессов, ускорение информационных потоков внутри компании, управление отношениями с поставщиками, управление дебиторской задолженностью, сокращение временных затрат руководителя на контроль текущей деятельности компании, автоматизация рутинных операций. В таких условиях CRM-система помогает повысить эффективность труда сотрудников, оптимизировать персонал, быстро ввести в работу новых сотрудников, преодолеть кризис продаж, выделить перспективных клиентов, отказаться от неплатежеспособных клиентов,
объединить продажи разных подразделений компании, эффективно работать с партнерами и найти новые направления развития для организации. Поэтому без подобного программного обеспечения сегодня невозможно представить эффективную организацию деятельности автосалона.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что совершенствование информационной системы управления взаимоотношениями с клиентами позволит повысить эффективность управления работы с клиентами и даст возможность повысить уровень продаж.
Объектом исследования является процесс управления взаимодействием с клиентами в автосалоне «Пегас».
Предметом исследования является информационное обеспечение управления взаимодействием с клиентами в автосалоне «Пегас».
Целью выпускной квалификационной работы является повышение эффективности процесса взаимодействия с клиентами на примере автосалона «Пегас», посредством совершенствования CRM-системы.
Задачи:
1) Исследовать системы управления взаимоотношениями с клиентами с использованием информационных технологий;
2) Провести исследование процесса взаимодействия с клиентами в автосалоне «Пегас»;
3) Выбрать подходящую CRM-систему;
4) Разработать регламент совершенствования CRM-системы;
5) Оценить экономическую эффективность предлагаемых мероприятий.
Управление взаимоотношениями с клиентами означает привлечение новых клиентов, потенциальных клиентов превращать в реальных покупателей, а постоянных клиентов превращать в партнёров.
Для привлечения и удержания клиентов в качестве основного инструмента CRM-системы минимизируют труд сотрудников при работе с клиентами и повышают прозрачность в деятельности продаж, маркетинга и обслуживания клиентов.
Внедрение такой системы помогает создать информационное пространство для сотрудников организации с возможностью интеграции с уже существующим аппаратно-программным комплексом.
Целью выпускной квалификационной работы являлось повышение эффективности процесса взаимодействия с клиентами на примере автосалона «Пегас».
В первой главе были исследованы системы управления взаимоотношениями с клиентами с использованием информационных технологий. Было выяснено, что применение CRM-методик позволяет повысить эффективность работы с клиентами, маркетинга, сбыта и сервисного обслуживания за счёт ведения единой базы клиентов. Работа с клиентом переводится на технологическую основу: успех организации перестаёт быть зависимым от индивидуальных способностей сотрудников и от текучести кадров в компании. Представлен рейтинг лучших CRM-систем, цены на данные системы, а также их функционал.
Во второй главе был исследован процесс взаимодействия с клиентами в автосалоне «Пегас». А именно описаны: основные направления работы автосалона, основные функции, выполняемые отделом реализации, методы и функции управления в автосалоне. Представлена организационная структура автосалона и описаны основные функции каждого отдела. Изображена топология сети и перечислены аппаратно-программные средства автосалона. Используя методологию ARIS описан бизнес-процесс продажи автомобиля «Как есть». Перечислен ряд проблем, которые возникли при взаимодействии с клиентами, из-за увеличения числа продаж. Устранить существующие недостатки и усовершенствовать процесс взаимоотношений с клиентами помогут CRM-системы. Кроме того, внедрение такой системы поможет видеть потенциальных клиентов и сохранить существующих, а вероятность их потери очень велика, так как клиентская база хранится в сторонних приложениях или на материальных носителях у менеджеров.
В третей главе совершенствована информационная система управления взаимоотношениями с клиентами в автосалоне «Пегас». А именно: Методом анализа иерархий (МАИ) произведена оценка качества всех альтернативных систем и выбрана наиболее подходящая для автосалона «Пегас» - FreshOffice, описаны основные модули системы; Используя методологию ARIS представлен бизнес-процесс продажи автомобиля «Как будет»; В диаграмме DFD показан процесс работы с клиентами, дополненный основными функциональными блоками после внедрения CRM-системы: Sales Force Automation, Marketing Automation, Customer Service & Support. Также был разработан регламент совершенствования информационной системы процесса управления взаимоотношениями с клиентами (на примере автосалона «Пегас») и произведена оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий.
Реализация совершенствования информационной системы управления взаимоотношениями с клиентами позволяет создать информационное пространство с необходимыми данными о клиентах, увеличить
производительность труда менеджеров, предоставит руководителю удобные аналитические инструменты, которые помогут оперативно принять корректирующие действия, что даст организации конкурентные преимущества на рынке продаж автомобилей, эффективность и скорость обслуживания повысится, а, значит, повысится и число клиентов, что положительно скажется на экономической составляющей автосалона.
1) Гаранина, Н. А. Роль CRM-систем в деятельности современного предприятия. Учебное пособие [Текст]/ Н. А. Гаранина, А. Е. Гуткевич -Томск: НИТПУ, 2013. -112с.
2) Черкашин, П. А. Стратегия управления взаимоотношениями с клиентами. Учебное пособие [Текст] / П. А. Черкашин - Москва: Лаборатория знаний, 2011. - 384 с.
3) Лучшие CRM системы: рейтинг 2017 года [Электронный ресурс]: ИТ компания / Электрон. текстовые дан. -Москва, 2017. - Режим доступа: http://crm-top.ru/
4) Васильев, Ю. Л. Управление персоналом на современном предприятии. Учебное пособие [Текст] / Ю. Л. Васильев - Москва: Экономика,
2012. - 23 с.
5) Маклаков, С. В. BPwin и ERwin. САЗЕ-средства разработки информационных систем. Учебное пособие [Текст] / С. В. Маклаков. - Москва: ДИАЛОГ-МИФИ, 2015 - 256 с.
6) Методология описания бизнес-процессов [Электронный ресурс]:
глоссарий процессного управления / Электрон. текстовые дан. - Санкт- Петербург, 2005-2018. - - Режим доступа: http://piter-
soft.ru/automation/more/glossary/process/metodologiya-opisaniya-biznes-protsessov/
7) Калашян, А.Н. Структурные модели бизнеса: DFD-технологии [Текст]: учебное пособие / А. Н. Калашян, Г.Н.Калянов - Москва: Финансы и статистика, 2013. - 256 с.
8) Сазыкин, В.Г. Информационные проекты. Книга 1. Современная концепция [Текст]: учебное пособие / В.Г. Сазыкин, А.Г. Кудряков - Краснодар: Кубан. гос. аграр. ун-т, 2015. - 248 с.
9) Адкинс, Л. Руководство для внедрения проектов [Текст]: учебное пособие / Лисса Адкинс, Светлана Пасерба - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 430 с.
10) Бизнес решения: поинт 4 [Электронный ресурс] бизнес решения /
Электрон. текстовые дан. - Москва, 2001-2018. - Режим доступа:
http://point4all.ru/point4all/services/service.php?code=megaplan-tm
11) Кудинов, А. В. CRM: Российская практика эффективного бизнеса. Учебное пособие [Текст] / А. В. Кудинов - Москва, 2015 - 426 с.
12) Ермолаева, Н. М. CRM: ориентация на клиента. Учебное пособие [Текст] / Н. М. Ермолаева - Москва: БОСС, 2015 - 126 с.
13) Сафина, Г.Р. Введение в анализ предпринимательских рисков и проектный анализ [Текст]: учебное пособие / Г.Р. Сафина, Светлана Пасерба - Калининград: КГТУ, 2015. - 80 с.
14) Мегаплан [Электронный ресурс] разработчикам / Электрон. текстовые дан. - Москва, 2007-2018. - Режим доступа: https://megaplan.ru
15) Шерман, А. А. Умное решение: этапы внедрения CRM-системы в Центре развития персонала «Искусство деловой жизни». Учебное пособие [Текст] / А. А. Шерман - Москва, 2015 - 254 с.
16) Компьютерные технологии в инвестиционном проектировании. Учебное пособие [Текст] / О. С. Черемных, С. В. Черемных, О. В. Широкова; О. С. Черемных, С. В. Черемных, О. В. Широкова. - Москва: Финансы и статистика, 2015. - 193 с.
17) Кузнецов, И. Н. Управление продажами. Учебное пособие [Текст] / И. Н. Кузнецов - Москва: 2017. - 492 с.
18) Пухов, А. В. Продажи и управление бизнесом. Учебное пособие [Текст] /А. В. Пухов. - Москва: ЦИПСиР, 2015. - 269 с.
19) Галямова, Э. Ф. Стратегия формирования устойчивых взаимоотношений с потребителями промышленных предприятий. Учебное пособие [Текст] / Э.Ф. Галямова - Москва: 2016. - 232c.
20) Уткин, В. Б. Информационные технологии управления. Учебное пособие [Текст] / В. Б. Уткин, К. В. Балдин - Москва: Академия, 2015 - 396 с.
21) Киселица, Е. П. Информационные ресурсы и технологии в менеджменте. Учебное пособие [Текст] / Е. П. Киселица - Тюмень: ТюмГУ,
2014. - 58 с.
22) Колесников, Р. Б. Стратегии бизнеса: управление ресурсами и запасами. Учебное пособие [Текст] / Р. Б. Колесников - Москва: "Статус-Кво 97", 2014 - 123 с.
23) Граничин, О.Н. Информационные технологии в управлении [Текст]: учебное пособие / О.Н. Граничин, В.И. Киряев. - Москва: Интернет- Университет Информационных Технологий, 2008. - 336 с.
24) Роль информационных технологий в развитии экономики и общества [Электронный ресурс]: многопредмет. науч. библ. / - Электрон. текстовые дан. - 2015-2018. - Режим доступа: http://mybiblioteka.su/4-20034.html
25) Божко, В.П. Информационные технологии в бизнесе и статистике [Текст] / В.П. Божко. - Москва: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2013. - 213 с.
26) Данилов, Д.Ю. Рынок информации и его влияние на функционирование организационно-экономических структур в условиях рынка [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. эконом. наук (08.00.01) / Данилов Дмитрий Юрьевич; Ярославский гос. универ. им. П.Г. Демидова. - Ярославль, 2016. - 28 с.
27) Амангельдина, М.А. Роль современных информационных технологии в подготовке специалиста информационный компьютерный мультимедийный обучение [Текст] / М.А. Амангельдина // Руснаука. - 2016.
28) Коновалова, Л.И. Роль современных информационных технологий в подготовке специалиста [Текст]: учебное пособие / Л.И. Коновалова. - Мичуринск: ФГОУ СПО «Мичуринский аграрный колледж», 2015
29) Иванько, А.Ф. Изменение ИТ-структуры автосалона [Текст]: учебное пособие / А.Ф. Иванько, М.А. Иванько. - Москва: Московский государственный университет им. И. Федорова, 2015
30) Патласов, О. Ю. Маркетинг персонала: Учебник для бакалавров [Текст] учебное пособие / О.Ю. Патласов. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. - 384 с.
31) Кузнецов, И. Н. Управление продажами [Текст]: учебное пособие / И. Н. Кузнецов - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,
2013. - 492 с.
32) IT Management - для настоящих и будущих ИТ-менеджеров
[Электронный ресурс]: ИТ-школа / - Электрон. текстовые дан. - Белград, 2018. - Режим доступа: http://www.link-academy.eu/Academy-IT-Management-
Program_530#
33) Система обучения персонала: пример 8 российских компаний [Электронный ресурс]: образоват. курсы/ - Электрон. текстовые дан. - Йошкар- Ола, 2015-2018. - Режим доступа: https://www.ispring.ru/elearning-insights/kak- obuchayut-i-otsenivayut-personal-v-sovremennykh-organizatsiyakh/
34) Прохоров, А.М. Большой Энциклопедический Словарь [Текст] /
А.М. Прохоров. - Москва: Большая Российская Энциклопедия, 2002. - 1456 с.
35) Финансовый анализ компании [Электронный ресурс]: сеть деловых коммуникаций / Электрон. текстовые дан. - Ярославль, 2003-2018. - Режим доступа: https://online.sbis.ru
36) Самоучитель 1С - интерактивное изучение программ [Электронный ресурс]: Компания ИТ-решения / Электрон. текстовые дан. - Барнаул, 2018. - Режим доступа: http://www.its22.ru/v8edu
37) Автосалон Пегас [Электронный ресурс]: компания / Электрон. текстовые дан. -Москва, 2014-2018. - Режим доступа: https://pegas.ru/
38) Линейная структура управления [Электронный ресурс]:
информационно-управленческий портал «У» / Электрон. текстовые дан. - Ростов-на-Дону, 2013-2018. - Режим доступа: https://port-
u.ru/postroeniestruktury/funkcionalayastruktura
39) Экономическая эффективность [Электронный ресурс]: интернет-
энциклопедия / Электрон. текстовые дан. - Москва, 2001-2018. - Режим
доступа: йИрР/ги.’МкхреШа.огд/’Мкх/экономическаяэффективность
40) Лихачева, Г.Н. Информационные технологии в экономике и управлении [Текст] / Г.Н. Лихачева. - Москва: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2013. - 118 с.