СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 36 Г.УССУРИЙСКА)
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты развития инновационных процессов в образовательных учреждениях
1.1 Особенности развития инновационных процессов в современном
дошкольном образовательном учреждении 11
1.2 Совершенствование механизмов управления инновационными
процессами в дошкольном образовательном учреждении 23
1.3 Актуальные направления повышения эффективности инновационных
процессов дошкольных образовательных учреждений Приморского края 31
2 Опытно-экспериментальная работа по внедрению инноваций в управленческую деятельность руководителя ДОУ «Детский сад №36»
2.1 Анализ условий внедрения инноваций в деятельность преподавателя ДОУ 46
2.2. Разработка модели выпускника ДОУ для внедрения инноваций 62
2.3 Методика обучения преподавателей ДОУ по внедрению инноваций в профессиональной деятельности 70
3 Разработка программы по повышению эффективности организационно-педагогических условий развития инновационных процессов в дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №36» 76
Заключение 94
Список использованных источников 98
Приложение 105
1 Теоретические аспекты развития инновационных процессов в образовательных учреждениях
1.1 Особенности развития инновационных процессов в современном
дошкольном образовательном учреждении 11
1.2 Совершенствование механизмов управления инновационными
процессами в дошкольном образовательном учреждении 23
1.3 Актуальные направления повышения эффективности инновационных
процессов дошкольных образовательных учреждений Приморского края 31
2 Опытно-экспериментальная работа по внедрению инноваций в управленческую деятельность руководителя ДОУ «Детский сад №36»
2.1 Анализ условий внедрения инноваций в деятельность преподавателя ДОУ 46
2.2. Разработка модели выпускника ДОУ для внедрения инноваций 62
2.3 Методика обучения преподавателей ДОУ по внедрению инноваций в профессиональной деятельности 70
3 Разработка программы по повышению эффективности организационно-педагогических условий развития инновационных процессов в дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №36» 76
Заключение 94
Список использованных источников 98
Приложение 105
Дошкольное образование на современном этапе характеризуется качественными изменениями, которые объясняются политическими, экономическими и социальными реформами. Перед образовательными учреждениями ставятся новые задачи, решить которые нельзя без развития инновационных процессов. На смену традиционному обучению приходит обучение инновационное.
В связи с вступлением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) на современном этапе, Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования появилась необходимость повышения и обновления качества дошкольного образования, включения программно - методического обеспечения дошкольного образования инновационного поколения, направленного на развитие и выявление познавательных и творческих способностей детей, а также корректировка исходных способностей выпускников ДОУ при переходе на новый возрастной этап систематичного обучения в школе.
От педагогов дошкольных образовательных учреждений требуют включения в инновационную деятельность, обеспечивающую отбор содержания образования детей дошкольного возраста. Вариативность современного дошкольного образования позволяет реагировать на потребности общества. Разнообразие образовательных услуг, предлагаемых дошкольными учреждениями, отвечает возросшим запросам.
Вопросами инноваций в образовании в разное время обращались такие ученые, как В.И.Загвязинский, А.И. Пригожин и др. [19,49]
Наиболее активно проблема инновационной деятельности в дошкольной психологической и педагогической науке стала разрабатываться в последние два десятилетия. Психологические аспекты внедрения инновационных процессов в дошкольных учреждениях определены в работах Л.СВыготского, A.B.Запорожца, A.H.Леонтьева и других [13, 20, 35].
Ученые изучали различные аспекты инновационных процессов в образовании: проблемы педагогических инноваций исследовали М.М.Поташник и др.; исследования нововведений в области образования представлены в работах В.Т.Кудрявцева, М.М. Поташника, В.А.Сластенина и др. [33, 48, 51].
Проблемы развития инновационных процессов в деятельности дошкольных учреждений изучали К.Ю.Белая, Л.В.Поздняк и др.; условия внедрения и развития инноваций в содержании, технологии образовательного процесса детского сада рассматривали Т.В. Новикова, Г.В. Яковлева и др. [8, 20, 45, 67].
Инновации в образовании - необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями общества. В настоящее время инновации внедрены в каждое дошкольное учреждение, созданы новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. В этих условиях педагогу дошкольного образования необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных идей, технологий, направлений.
Современная психолого-педагогическая практика сегодня столкнулась со следующими противоречиями:
- между необходимостью развития инновационных процессов в современном дошкольном образовательном учреждении и недостаточной научной разработанностью алгоритмов, технологий и условий для эффективного решения этой задачи;
- между потребностью современной дошкольной образовательной практики в инновационном развитии и неготовностью воспитателей ДОУ к нововведениям.
Необходимость изучения проблемы развития инновационных процессов в современном дошкольном образовательном учреждении обусловлена тем, что в процессе внедрения инноваций прослеживается ряд трудностей: увеличение должностных обязанностей, недостаточное ресурсное снабжение, ограничение финансирования.
Практика показывает, что дошкольные образовательные учреждения не совсем готовы к выбору, анализу и внедрению положительных инноваций, к использованию и формированию инновационных программ, к качественному осуществлению этих инноваций в практической деятельности. Применение инноваций на практике нуждается в переходе управленческой деятельности и методической работы в дошкольных учреждениях в новейшее состояние.
Важно побудить педагогических работников и руководителей дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности, создавая все условия для ее реализации.
На основании выделенных противоречий между требованиями, предъявляемыми к инновационным процессам в дошкольных образовательных учреждениях, и сложившейся педагогической практикой была сформулирована проблема настоящего исследования: при каких условиях совершенствование механизма управления инновационными процессами дошкольных образовательных учреждений будет максимально эффективным.
Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность обусловили выбор темы исследования - «Совершенствование механизма управления инновационными процессами в современном дошкольном образовательном учреждении».
Цель исследования заключается в обосновании и определении условий, способствующих развитию инновационных процессов в современном дошкольном образовательном учреждении.
Объектом исследования выступает развитие инновационных процессов.
Предмет исследования - организационные условия развития инновационных процессов в современном дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования было выдвинуто предположение, выступающее в качестве гипотезы исследования.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что развитие инновационных процессов в современном дошкольном образовательном учреждении будет более эффективным при выполнении следующих условий:
- оптимизация организационной структуры дошкольного
образовательного учреждения с целью эффективного управления инновационными процессами;
- формирование готовности педагогического коллектива современного дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности посредством повышения их инновационной культуры;
- определение стратегии инновационного развития дошкольного образовательного учреждения, в рамках которой разработана функциональная программа развития инновационных процессов.
Для доказательства выдвинутой гипотезы были определены задачи исследования.
1) изучить особенности развития инновационных процессов в современном дошкольном образовательном учреждении,
2) рассмотреть механизмы управления инновационными процессами в дошкольном образовательном учреждении,
3) определить актуальные направления повышения эффективности инновационных процессов дошкольных образовательных учреждений Приморского края,
4) выполнить анализ условий внедрения инноваций в деятельность преподавателя ДОУ,
5) разработать модель выпускника ДОУ для внедрения инноваций,
6) выявить особенности обучения преподавателей ДОУ по внедрению инноваций в профессиональной деятельности,
7) выявить трудности развития инновационных процессов в дошкольном образовательном учреждении,
8) определить пути формирования инновационной культуры педагогов в целях развития инновационных процессов в ДОУ.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют современные теории о взаимосвязи развития теории и практики, базовые положения дошкольной педагогики (А.В.Запорожец, А.И.Волков, Т.А.Маркова, С.А. Козлова и др.), педагогической психологии (В.А.Якунин, Е.Ф.Рыбалко), психологии развития (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Л.А.Головей, В.С.Мерлин, Л.И.Божович и др.), научные подходы к оценке педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина, А.А.Реан, И.М. Машаров, Г.И. Хозяинов и др.), к профессионализму деятельности и личности преподавателя (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.П. Симонов и др.), к формированию и развитию педагогического мастерства (A.B. Барабанщиков, А.К. Быков, В.А. Сластенин и др.) [20, 49, 51 и т.д.].
Теоретической основой исследования выступили системно¬деятельностная концепция инновационных процессов (А. И. Пригожин, Б. В. Сазонов, В. С. Толстой и др.); теория моделирования (С. И. Архангельский, Н. Б. Бордовская, B.И.Михеев, А. М. Сохов, и др.); исследования по проблеме инновационной культуры (В.А. Воронцов, О.Г.Григорьева, Л.Е. Елизарова и др.).
Методы и методики исследования. Для решения поставленных задач в соответствии использовался комплекс методов научного исследования:
- теоретические методы: изучение и анализ нормативно-правовых документов в сфере образования и культуры Российской Федерации; философской, культурологической, исторической, педагогической, психологической, социологической литературы по теме исследования; анализ передового педагогического опыта;
- эмпирические методы: включённое наблюдение за деятельностью педагогов; Опросник «Психологическая готовность к инновационной деятельности» (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева); изучение продуктов инновационной деятельности; организация педагогического эксперимента [28];
- статистические методы: качественный и количественный анализ результатов исследования.
Обеспечиваются выбором исходных методологических позиций, основанных на осмыслении современных междисциплинарных подходов к пониманию и реализации идеи по развитию инновационных процессов в дошкольном образовательном учреждении; применением исследовательских методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования, экспериментальной проверкой гипотезы; обоснованным применением методов статистической обработки результатов, количественным и качественным анализом фактического материала.
Результаты исследования имеют нормативно-методический уровень практической значимости; разработанные документы могут стать основой развития инновационных процессов в дошкольных образовательных учреждениях.
Разработанные педагогические условия могут быть рекомендованы к использованию в профессиональной подготовке специалистов дошкольного образования и повышению квалификации работников дошкольных учреждений.
В связи с вступлением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) на современном этапе, Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования появилась необходимость повышения и обновления качества дошкольного образования, включения программно - методического обеспечения дошкольного образования инновационного поколения, направленного на развитие и выявление познавательных и творческих способностей детей, а также корректировка исходных способностей выпускников ДОУ при переходе на новый возрастной этап систематичного обучения в школе.
От педагогов дошкольных образовательных учреждений требуют включения в инновационную деятельность, обеспечивающую отбор содержания образования детей дошкольного возраста. Вариативность современного дошкольного образования позволяет реагировать на потребности общества. Разнообразие образовательных услуг, предлагаемых дошкольными учреждениями, отвечает возросшим запросам.
Вопросами инноваций в образовании в разное время обращались такие ученые, как В.И.Загвязинский, А.И. Пригожин и др. [19,49]
Наиболее активно проблема инновационной деятельности в дошкольной психологической и педагогической науке стала разрабатываться в последние два десятилетия. Психологические аспекты внедрения инновационных процессов в дошкольных учреждениях определены в работах Л.СВыготского, A.B.Запорожца, A.H.Леонтьева и других [13, 20, 35].
Ученые изучали различные аспекты инновационных процессов в образовании: проблемы педагогических инноваций исследовали М.М.Поташник и др.; исследования нововведений в области образования представлены в работах В.Т.Кудрявцева, М.М. Поташника, В.А.Сластенина и др. [33, 48, 51].
Проблемы развития инновационных процессов в деятельности дошкольных учреждений изучали К.Ю.Белая, Л.В.Поздняк и др.; условия внедрения и развития инноваций в содержании, технологии образовательного процесса детского сада рассматривали Т.В. Новикова, Г.В. Яковлева и др. [8, 20, 45, 67].
Инновации в образовании - необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями общества. В настоящее время инновации внедрены в каждое дошкольное учреждение, созданы новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. В этих условиях педагогу дошкольного образования необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных идей, технологий, направлений.
Современная психолого-педагогическая практика сегодня столкнулась со следующими противоречиями:
- между необходимостью развития инновационных процессов в современном дошкольном образовательном учреждении и недостаточной научной разработанностью алгоритмов, технологий и условий для эффективного решения этой задачи;
- между потребностью современной дошкольной образовательной практики в инновационном развитии и неготовностью воспитателей ДОУ к нововведениям.
Необходимость изучения проблемы развития инновационных процессов в современном дошкольном образовательном учреждении обусловлена тем, что в процессе внедрения инноваций прослеживается ряд трудностей: увеличение должностных обязанностей, недостаточное ресурсное снабжение, ограничение финансирования.
Практика показывает, что дошкольные образовательные учреждения не совсем готовы к выбору, анализу и внедрению положительных инноваций, к использованию и формированию инновационных программ, к качественному осуществлению этих инноваций в практической деятельности. Применение инноваций на практике нуждается в переходе управленческой деятельности и методической работы в дошкольных учреждениях в новейшее состояние.
Важно побудить педагогических работников и руководителей дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности, создавая все условия для ее реализации.
На основании выделенных противоречий между требованиями, предъявляемыми к инновационным процессам в дошкольных образовательных учреждениях, и сложившейся педагогической практикой была сформулирована проблема настоящего исследования: при каких условиях совершенствование механизма управления инновационными процессами дошкольных образовательных учреждений будет максимально эффективным.
Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность обусловили выбор темы исследования - «Совершенствование механизма управления инновационными процессами в современном дошкольном образовательном учреждении».
Цель исследования заключается в обосновании и определении условий, способствующих развитию инновационных процессов в современном дошкольном образовательном учреждении.
Объектом исследования выступает развитие инновационных процессов.
Предмет исследования - организационные условия развития инновационных процессов в современном дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования было выдвинуто предположение, выступающее в качестве гипотезы исследования.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что развитие инновационных процессов в современном дошкольном образовательном учреждении будет более эффективным при выполнении следующих условий:
- оптимизация организационной структуры дошкольного
образовательного учреждения с целью эффективного управления инновационными процессами;
- формирование готовности педагогического коллектива современного дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности посредством повышения их инновационной культуры;
- определение стратегии инновационного развития дошкольного образовательного учреждения, в рамках которой разработана функциональная программа развития инновационных процессов.
Для доказательства выдвинутой гипотезы были определены задачи исследования.
1) изучить особенности развития инновационных процессов в современном дошкольном образовательном учреждении,
2) рассмотреть механизмы управления инновационными процессами в дошкольном образовательном учреждении,
3) определить актуальные направления повышения эффективности инновационных процессов дошкольных образовательных учреждений Приморского края,
4) выполнить анализ условий внедрения инноваций в деятельность преподавателя ДОУ,
5) разработать модель выпускника ДОУ для внедрения инноваций,
6) выявить особенности обучения преподавателей ДОУ по внедрению инноваций в профессиональной деятельности,
7) выявить трудности развития инновационных процессов в дошкольном образовательном учреждении,
8) определить пути формирования инновационной культуры педагогов в целях развития инновационных процессов в ДОУ.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют современные теории о взаимосвязи развития теории и практики, базовые положения дошкольной педагогики (А.В.Запорожец, А.И.Волков, Т.А.Маркова, С.А. Козлова и др.), педагогической психологии (В.А.Якунин, Е.Ф.Рыбалко), психологии развития (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Л.А.Головей, В.С.Мерлин, Л.И.Божович и др.), научные подходы к оценке педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина, А.А.Реан, И.М. Машаров, Г.И. Хозяинов и др.), к профессионализму деятельности и личности преподавателя (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.П. Симонов и др.), к формированию и развитию педагогического мастерства (A.B. Барабанщиков, А.К. Быков, В.А. Сластенин и др.) [20, 49, 51 и т.д.].
Теоретической основой исследования выступили системно¬деятельностная концепция инновационных процессов (А. И. Пригожин, Б. В. Сазонов, В. С. Толстой и др.); теория моделирования (С. И. Архангельский, Н. Б. Бордовская, B.И.Михеев, А. М. Сохов, и др.); исследования по проблеме инновационной культуры (В.А. Воронцов, О.Г.Григорьева, Л.Е. Елизарова и др.).
Методы и методики исследования. Для решения поставленных задач в соответствии использовался комплекс методов научного исследования:
- теоретические методы: изучение и анализ нормативно-правовых документов в сфере образования и культуры Российской Федерации; философской, культурологической, исторической, педагогической, психологической, социологической литературы по теме исследования; анализ передового педагогического опыта;
- эмпирические методы: включённое наблюдение за деятельностью педагогов; Опросник «Психологическая готовность к инновационной деятельности» (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева); изучение продуктов инновационной деятельности; организация педагогического эксперимента [28];
- статистические методы: качественный и количественный анализ результатов исследования.
Обеспечиваются выбором исходных методологических позиций, основанных на осмыслении современных междисциплинарных подходов к пониманию и реализации идеи по развитию инновационных процессов в дошкольном образовательном учреждении; применением исследовательских методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования, экспериментальной проверкой гипотезы; обоснованным применением методов статистической обработки результатов, количественным и качественным анализом фактического материала.
Результаты исследования имеют нормативно-методический уровень практической значимости; разработанные документы могут стать основой развития инновационных процессов в дошкольных образовательных учреждениях.
Разработанные педагогические условия могут быть рекомендованы к использованию в профессиональной подготовке специалистов дошкольного образования и повышению квалификации работников дошкольных учреждений.
Целью данной работы стало обоснование и определение условий, способствующих развитию инновационных процессов в современном дошкольном образовательном учреждении.
Анализ литературы по теме исследования привел нас к выводу, что на настоящий момент нет единого понимания и толкования термина «инновация». В данной работе мы будем придерживаться толкования инноваций как актуально значимых и системно самоорганизующихся новообразований, возникающих на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого мультикультурного пространства образования.
В ходе изучения литературы по теме приходим к выводу, что инновационная педагогическая деятельность - это процесс создания и освоения педагогических инноваций.
Инновационная педагогическая деятельность будет рассматриваться как практика обучения и воспитания, создаваемая отдельными педагогами и целыми творческими коллективами для поиска эффективных путей разрешения актуальных проблем.
Анализ показывает, что многообразие видов инновационной педагогической деятельности не поддаётся четкому разграничению.
В процессе исследования было доказано, что среди основных механизмов управления инновационной деятельностью в детском саду необходимо выделить педагогический анализ, который будет способствовать эффективному управлению ДОУ, введение новых форм анализа и самоанализа занятия в зависимости от его компонентов, проведение маркетинговых исследований или создание маркетинговой службы в ДОУ, профессиональная диагностика кадров, создание информационной службы в ДОУ.
Анализ показал, что актуальным направлением повышения эффективности инновационных процессов является непрерывное саморазвитие и самообразование, создание системы непрерывного образования, направленной на развитие профессиональной компетентности каждого работника образовательного учреждения.
Изучение педагогических условий для ведения инновационной деятельности в МБДОУ «Детский сад № 36» г. Уссурийска Уссурийского городского округа показало, что существуют оптимальные условия для внедрения инновационных проектов и технологий, а именно компетентность, мобильность управленческой команды; партнерство, как стиль управления; открытость управления на основе отработанных механизмов обратной связи с внутренними (сотрудники) и внешними (родители и партнеры) потребителями. Особенности педагогического коллектива позволяют планировать и реализовывать инновационные программы. Pest- swot - анализ позволяют руководителю сконструировать такое решение проблемы внедрения инновационных программ, которое учитывает все исходные данные.
В процессе исследования мы пришли к выводу, что большее внимание следует уделять повышению квалификации педагогических кадров, так как слабыми сторонами являются недостаточная работа по самообразованию, снижение уровня удовлетворенности персонала
Анализ педагогических условий МБДОУ «Детский сад № 36» показал, что модель выпускника инновационного детского сада включает: картину мира (физического, органического, социального), необходимую им для ориентации в нем, а также развить у них компетенции, позволяющие им на определенном уровне реализовать себя как субъекта: игровой, учебной, трудовой, исследовательской, художественно-эстетической деятельностей; гражданских (правовых) отношений; национальных отношений; семейных отношений; общения; самопознания; саморазвития; здорового образа жизни; отношений с природой.
Выявление особенностей обучения преподавателей ДОУ по внедрению инноваций в профессиональной деятельности привело нас к выводу, что методика обучения педагогов опирается на использование следующих методов: обучающий семинар, беседа, деловые игры, тренинг, метод проектов.
Использование данных форм и методов позволяет обогатить педагогов знаниями в области инноватики и инновационного менеджмента, способствовать воспитанию активной позиции в осуществлении инновационной деятельности, развивает качества иноватора: креативность, способность к управленческой рефлексии.
Анализ трудностей развития инновационных процессов в дошкольном образовательном учреждении позволяет выделить следующие антиинновационные барьеры: внешние и внутренние препятствия, мешающие осуществлению деятельности.
Среди психологических барьеров можно отметить консерватизм, конформизм, стереотипы, неадекватность самооценки, мотивацию избегания неудач.
Часто антиинновационные барьеры связаны с проявлениями профессиональных деформаций личности воспитателя ДОУ. К внешним барьерам относятся: социальные барьеры: несовместимость нового с имеющимся опытом и ценностями, принятыми в обществе; стереотипы мышления педагогического сообщества; организационные барьеры: противодействие руководящих органов образования внедрению нововведений; отсутствие координационных центров по разработке и внедрению педагогических инноваций; методические барьеры: недостаток методического обеспечения нововведения, недостаточная осведомленность работников образования в области педагогической инноватики; материально -технические барьеры: большая нагрузка педагогов, плохие бытовые условия, низкий уровень заработной платы.
В процессе исследования были определены пути формирования инновационной культуры педагогов в целях развития инновационных процессов в ДОУ. Согласно разработанной модели выпускника детского дошкольного учреждения, речевое развитие дошкольника является одним из приоритетных направлений.
Администрация МБДОУ «Детский сад № 36» г. Уссурийска Уссурийского городского округа разработала программу для создания на базе детского сада логопедического пункта для его дальнейшего внедрения.
Педагогам дошкольного образования необходима профессиональная помощь в развитии инновационной культуры.
Значимым направлением конструктивного преодоления барьеров к реализации инновационных технологий является повышение квалификации педагогов по проблеме развития инновационной деятельности. Перспективным направлением работы является теоретико-методологическая подготовка.
Анализ литературы по теме исследования привел нас к выводу, что на настоящий момент нет единого понимания и толкования термина «инновация». В данной работе мы будем придерживаться толкования инноваций как актуально значимых и системно самоорганизующихся новообразований, возникающих на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого мультикультурного пространства образования.
В ходе изучения литературы по теме приходим к выводу, что инновационная педагогическая деятельность - это процесс создания и освоения педагогических инноваций.
Инновационная педагогическая деятельность будет рассматриваться как практика обучения и воспитания, создаваемая отдельными педагогами и целыми творческими коллективами для поиска эффективных путей разрешения актуальных проблем.
Анализ показывает, что многообразие видов инновационной педагогической деятельности не поддаётся четкому разграничению.
В процессе исследования было доказано, что среди основных механизмов управления инновационной деятельностью в детском саду необходимо выделить педагогический анализ, который будет способствовать эффективному управлению ДОУ, введение новых форм анализа и самоанализа занятия в зависимости от его компонентов, проведение маркетинговых исследований или создание маркетинговой службы в ДОУ, профессиональная диагностика кадров, создание информационной службы в ДОУ.
Анализ показал, что актуальным направлением повышения эффективности инновационных процессов является непрерывное саморазвитие и самообразование, создание системы непрерывного образования, направленной на развитие профессиональной компетентности каждого работника образовательного учреждения.
Изучение педагогических условий для ведения инновационной деятельности в МБДОУ «Детский сад № 36» г. Уссурийска Уссурийского городского округа показало, что существуют оптимальные условия для внедрения инновационных проектов и технологий, а именно компетентность, мобильность управленческой команды; партнерство, как стиль управления; открытость управления на основе отработанных механизмов обратной связи с внутренними (сотрудники) и внешними (родители и партнеры) потребителями. Особенности педагогического коллектива позволяют планировать и реализовывать инновационные программы. Pest- swot - анализ позволяют руководителю сконструировать такое решение проблемы внедрения инновационных программ, которое учитывает все исходные данные.
В процессе исследования мы пришли к выводу, что большее внимание следует уделять повышению квалификации педагогических кадров, так как слабыми сторонами являются недостаточная работа по самообразованию, снижение уровня удовлетворенности персонала
Анализ педагогических условий МБДОУ «Детский сад № 36» показал, что модель выпускника инновационного детского сада включает: картину мира (физического, органического, социального), необходимую им для ориентации в нем, а также развить у них компетенции, позволяющие им на определенном уровне реализовать себя как субъекта: игровой, учебной, трудовой, исследовательской, художественно-эстетической деятельностей; гражданских (правовых) отношений; национальных отношений; семейных отношений; общения; самопознания; саморазвития; здорового образа жизни; отношений с природой.
Выявление особенностей обучения преподавателей ДОУ по внедрению инноваций в профессиональной деятельности привело нас к выводу, что методика обучения педагогов опирается на использование следующих методов: обучающий семинар, беседа, деловые игры, тренинг, метод проектов.
Использование данных форм и методов позволяет обогатить педагогов знаниями в области инноватики и инновационного менеджмента, способствовать воспитанию активной позиции в осуществлении инновационной деятельности, развивает качества иноватора: креативность, способность к управленческой рефлексии.
Анализ трудностей развития инновационных процессов в дошкольном образовательном учреждении позволяет выделить следующие антиинновационные барьеры: внешние и внутренние препятствия, мешающие осуществлению деятельности.
Среди психологических барьеров можно отметить консерватизм, конформизм, стереотипы, неадекватность самооценки, мотивацию избегания неудач.
Часто антиинновационные барьеры связаны с проявлениями профессиональных деформаций личности воспитателя ДОУ. К внешним барьерам относятся: социальные барьеры: несовместимость нового с имеющимся опытом и ценностями, принятыми в обществе; стереотипы мышления педагогического сообщества; организационные барьеры: противодействие руководящих органов образования внедрению нововведений; отсутствие координационных центров по разработке и внедрению педагогических инноваций; методические барьеры: недостаток методического обеспечения нововведения, недостаточная осведомленность работников образования в области педагогической инноватики; материально -технические барьеры: большая нагрузка педагогов, плохие бытовые условия, низкий уровень заработной платы.
В процессе исследования были определены пути формирования инновационной культуры педагогов в целях развития инновационных процессов в ДОУ. Согласно разработанной модели выпускника детского дошкольного учреждения, речевое развитие дошкольника является одним из приоритетных направлений.
Администрация МБДОУ «Детский сад № 36» г. Уссурийска Уссурийского городского округа разработала программу для создания на базе детского сада логопедического пункта для его дальнейшего внедрения.
Педагогам дошкольного образования необходима профессиональная помощь в развитии инновационной культуры.
Значимым направлением конструктивного преодоления барьеров к реализации инновационных технологий является повышение квалификации педагогов по проблеме развития инновационной деятельности. Перспективным направлением работы является теоретико-методологическая подготовка.



