ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ ПРИЕМОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования ассоциативных приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе 7
1.1. Орфография как раздел науки о языке 7
1.2. Слова с непроверяемыми написаниями, типичные ошибки у
младших школьников при их употреблении 15
1.3. Ассоциативные приемы и их возможности в изучении слов с
непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе 23
Глава 2. Методические основы использования ассоциативных приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе 36
2.1. Диагностика уровня сформированности орфографических
умений у учащихся при работе со словами с непроверяемыми написаниями 36
2.2. Проектирование работы по использованию ассоциативных
приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями 41
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложение
Глава 1. Теоретические основы использования ассоциативных приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе 7
1.1. Орфография как раздел науки о языке 7
1.2. Слова с непроверяемыми написаниями, типичные ошибки у
младших школьников при их употреблении 15
1.3. Ассоциативные приемы и их возможности в изучении слов с
непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе 23
Глава 2. Методические основы использования ассоциативных приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе 36
2.1. Диагностика уровня сформированности орфографических
умений у учащихся при работе со словами с непроверяемыми написаниями 36
2.2. Проектирование работы по использованию ассоциативных
приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями 41
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложение
В настоящее время проблема повышения грамотности учащихся не потеряла своей актуальности. Формирование языковой компетентности учащихся, развитие устной и письменной речи являются, не только важнейшими задачами, необходимыми для развития личности, но и средствами полноценного освоения всех школьных дисциплин. Модернизация российского образования, введение новых стандартов обучения предполагают создание условий для повышения качества школьного образования по русскому языку, в том числе поиск новых приемов организации образовательного процесса.
Проблемами русской орфографии занимались лингвисты и методисты, такие, как Н.С. Рождественский, В.Ф. Иванова, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Г.М. Иваницкая и другие.
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Данная проблема нашла отражение в работах М.Р. Львова, К. Линке, В.Г. Борецкого, О.В. Сосновской, Н.М. Кузьменко, М. В. Буряк. Учитель на уроках формирует у учащихся орфографические навыки, развивает умения пользоваться фонематическим и орфографическим анализом слова, работает над обогащением словарного запаса. На уроках русского языка в начальной школе сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным - задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы, для этого учителям необходимо на-ходить интересные приемы и методы, совершенствовать их.
Эффективным методом для усвоения слов с непроверяемыми написаниями является ассоциативный метод, сущность которого раскрыли в своих работах Дж. Локк, Бартли, Т. Браун, Дж. Милль, И.А. Карсаков, И. Гербарт, Ю.Н. Караулов, В.П. Белянин, Т.Н. Наумова и др. Ассоциативный метод представляет собой особую методику запоминания информации, направленную на развитие познавательных процессов и усвоение сложного для восприятия материала. Использование ассоциативных приемов в рамках курса начальной школы по русскому языку не только способствует решению образовательных задач, но и облегчает процесс обучения, делая его доступным для детей с разным уровнем подготовки. В связи с этим можно говорить о том, что тема исследования «Использование ассоциативных приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе» является актуальной.
Проблема исследования: каковы возможности использования ассоциативных приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.
Объект исследования: изучение орфографии в начальной школе.
Предмет исследования: процесс использования ассоциативных приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой использование ассоциативных приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе будет проходить эффективно, если:
1. Ассоциативное усвоение орфограмм происходит поэтапно.
2. Используются различные приемы ассоциаций.
Проблема, объект, предмет и цель исследования предполагали решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования и выявить степень её теоретической разработанности.
2. Рассмотреть и проанализировать опыт учителей и методистов по проблеме нашего исследования.
3. Разработать комплекс упражнений с использованием ассоциативных приемов.
4. Провести экспериментальную работу по проблеме исследования.
Методы исследования: теоретические', анализ и обобщение педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические', эксперимент (констатирующий, формирующий этапы).
Методологическую основу исследования составили: принципы русской орфографии (А.Н. Гвоздев, В.Ф. Иванов, Б.Н. Головин, A. А. Реформатский, Ю.С. Маслов, Л.Р. Зингер, Н.С. Рождественский, С.Ф. Жуков, А.И. Власенков, П.С. Ждек и В.В. Репкин, Л.Б. Селезнева, О.С. Ахманова Г.Н. Приступа и многие другие); проблемы орфографической грамотности учащихся (Л.С. Выготский, М.Р. Львов, К. Линке, B. Г. Горецкий, О.В. Сосновская, Н.М. Кузьменко, М. Буряк, а также другие педагоги и методисты); работа с ассоциативными методами, направленная на улучшение памяти учащихся (Дж. Локк, Гартли, Т. Браун, Дж. Милль, И.А. Карсаков, И. Гербарт, Ю.Н. Караулов, В.П. Белянин, Т.Н. Наумова и др.).
Практическая значимость определяется тем, что предложенные задания и упражнения могут быть рекомендованы учителям начальных классов в целях повышения эффективности работы с непроверяемыми написаниями.
Экспериментальная база исследования - учащиеся 2 «Б» класса МБОУ «Троицкая СОШ» поселка Троицкий.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, ее разработанность в современной педагогической науке, определяются объект и предмет исследования, формулируется рабочая гипотеза, ставятся задачи, определяются методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы использования ассоциативных приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе» раскрывается понятие орфографии как раз-дела науки о языке, рассматриваются основные тематические группы слов с непроверяемыми написаниями, алгоритм работы с такими словами, выявляются типичные ошибки учащихся, а также раскрывается понятие ассоциативных приемов и их использование на уроках русского языка в начальной школе.
Во второй главе «Методические основы использования ассоциативных приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе» представлен уровень сформированности орфографических умений учащихся при написании слов с непроверяемыми на-писаниями, описаны ассоциативные приемы работы для наиболее эффективного запоминания слов с непроверяемыми написаниями.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, изложены выводы и результаты исследования.
Библиографический список содержит 59 наименований источников. Содержание работы изложено на 101 страницах.
Работа содержит таблицы и диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы.
Проблемами русской орфографии занимались лингвисты и методисты, такие, как Н.С. Рождественский, В.Ф. Иванова, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Г.М. Иваницкая и другие.
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Данная проблема нашла отражение в работах М.Р. Львова, К. Линке, В.Г. Борецкого, О.В. Сосновской, Н.М. Кузьменко, М. В. Буряк. Учитель на уроках формирует у учащихся орфографические навыки, развивает умения пользоваться фонематическим и орфографическим анализом слова, работает над обогащением словарного запаса. На уроках русского языка в начальной школе сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным - задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы, для этого учителям необходимо на-ходить интересные приемы и методы, совершенствовать их.
Эффективным методом для усвоения слов с непроверяемыми написаниями является ассоциативный метод, сущность которого раскрыли в своих работах Дж. Локк, Бартли, Т. Браун, Дж. Милль, И.А. Карсаков, И. Гербарт, Ю.Н. Караулов, В.П. Белянин, Т.Н. Наумова и др. Ассоциативный метод представляет собой особую методику запоминания информации, направленную на развитие познавательных процессов и усвоение сложного для восприятия материала. Использование ассоциативных приемов в рамках курса начальной школы по русскому языку не только способствует решению образовательных задач, но и облегчает процесс обучения, делая его доступным для детей с разным уровнем подготовки. В связи с этим можно говорить о том, что тема исследования «Использование ассоциативных приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе» является актуальной.
Проблема исследования: каковы возможности использования ассоциативных приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.
Объект исследования: изучение орфографии в начальной школе.
Предмет исследования: процесс использования ассоциативных приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой использование ассоциативных приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе будет проходить эффективно, если:
1. Ассоциативное усвоение орфограмм происходит поэтапно.
2. Используются различные приемы ассоциаций.
Проблема, объект, предмет и цель исследования предполагали решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования и выявить степень её теоретической разработанности.
2. Рассмотреть и проанализировать опыт учителей и методистов по проблеме нашего исследования.
3. Разработать комплекс упражнений с использованием ассоциативных приемов.
4. Провести экспериментальную работу по проблеме исследования.
Методы исследования: теоретические', анализ и обобщение педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические', эксперимент (констатирующий, формирующий этапы).
Методологическую основу исследования составили: принципы русской орфографии (А.Н. Гвоздев, В.Ф. Иванов, Б.Н. Головин, A. А. Реформатский, Ю.С. Маслов, Л.Р. Зингер, Н.С. Рождественский, С.Ф. Жуков, А.И. Власенков, П.С. Ждек и В.В. Репкин, Л.Б. Селезнева, О.С. Ахманова Г.Н. Приступа и многие другие); проблемы орфографической грамотности учащихся (Л.С. Выготский, М.Р. Львов, К. Линке, B. Г. Горецкий, О.В. Сосновская, Н.М. Кузьменко, М. Буряк, а также другие педагоги и методисты); работа с ассоциативными методами, направленная на улучшение памяти учащихся (Дж. Локк, Гартли, Т. Браун, Дж. Милль, И.А. Карсаков, И. Гербарт, Ю.Н. Караулов, В.П. Белянин, Т.Н. Наумова и др.).
Практическая значимость определяется тем, что предложенные задания и упражнения могут быть рекомендованы учителям начальных классов в целях повышения эффективности работы с непроверяемыми написаниями.
Экспериментальная база исследования - учащиеся 2 «Б» класса МБОУ «Троицкая СОШ» поселка Троицкий.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, ее разработанность в современной педагогической науке, определяются объект и предмет исследования, формулируется рабочая гипотеза, ставятся задачи, определяются методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы использования ассоциативных приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе» раскрывается понятие орфографии как раз-дела науки о языке, рассматриваются основные тематические группы слов с непроверяемыми написаниями, алгоритм работы с такими словами, выявляются типичные ошибки учащихся, а также раскрывается понятие ассоциативных приемов и их использование на уроках русского языка в начальной школе.
Во второй главе «Методические основы использования ассоциативных приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе» представлен уровень сформированности орфографических умений учащихся при написании слов с непроверяемыми на-писаниями, описаны ассоциативные приемы работы для наиболее эффективного запоминания слов с непроверяемыми написаниями.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, изложены выводы и результаты исследования.
Библиографический список содержит 59 наименований источников. Содержание работы изложено на 101 страницах.
Работа содержит таблицы и диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы.
Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Знание родного языка даётся ребёнку с детства, он овладевает им так же естественно, как растёт. Это сложная дисциплина, и изучение её требует большого труда. Воспитать любовь к русскому языку - значит, воспитать интерес. Доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, становятся мёртвым грузом. Процесс постижения нового должен быть увлекательным, приносить радость приобщения к неведомым ранее тайнам, моральное удовлетворение, чувство гордости за свои успехи.
В результате поведенного анализа научных источников, а также анализа методической литературы, мы определили теоретические основы обучения орфографии, освятили типичные ошибки у учащихся со словами с непроверяемыми написаниями, а также изучили понятие «ассоциативного приема» и рассмотрели основные его приемы для развития орфографических навыков младших школьников. Отметили, что основная цель использования приема ассоциаций заключается в формировании устойчивых ассоциативных связей, необходимых для запоминания и последующего воспроизведения учебной информации, а также создания комфортной атмосферы на уроке. Опираясь на известные науке законы развития человеческой памяти, ассоциативные приемы могут являться органичной частью занятий по русскому языку в начальной школе.
В соответствии с проблемой дипломного исследования, его гипотезой и задачами был организована экспериментальная работа, проходившая в два этапа. На первом, констатирующем этапе была проведена диагностика сформированности уровня знаний учащихся слов с непроверяемыми написаниями. Анализ выявил низкий уровень знаний у учащихся.
Для повышения уровня сформированности знаний учащихся слов с непроверяемыми написаниями мы предприняли попытку разработать систему заданий, направленную на запоминание учащимися слов с непроверяемыми написаниями с помощью использования ассоциативных приемов.
Мы считаем, что решили поставленные задачи и достигли цели исследования. Наша работа не претендует на окончательное решение проблемы сформированности уровня знаний учащихся слов с непроверяемыми написаниями.
Материалы, представленные в работе, могут быть использованы учителями в учебном процессе, что доказывает практическую значимость проведенного исследования.
В результате поведенного анализа научных источников, а также анализа методической литературы, мы определили теоретические основы обучения орфографии, освятили типичные ошибки у учащихся со словами с непроверяемыми написаниями, а также изучили понятие «ассоциативного приема» и рассмотрели основные его приемы для развития орфографических навыков младших школьников. Отметили, что основная цель использования приема ассоциаций заключается в формировании устойчивых ассоциативных связей, необходимых для запоминания и последующего воспроизведения учебной информации, а также создания комфортной атмосферы на уроке. Опираясь на известные науке законы развития человеческой памяти, ассоциативные приемы могут являться органичной частью занятий по русскому языку в начальной школе.
В соответствии с проблемой дипломного исследования, его гипотезой и задачами был организована экспериментальная работа, проходившая в два этапа. На первом, констатирующем этапе была проведена диагностика сформированности уровня знаний учащихся слов с непроверяемыми написаниями. Анализ выявил низкий уровень знаний у учащихся.
Для повышения уровня сформированности знаний учащихся слов с непроверяемыми написаниями мы предприняли попытку разработать систему заданий, направленную на запоминание учащимися слов с непроверяемыми написаниями с помощью использования ассоциативных приемов.
Мы считаем, что решили поставленные задачи и достигли цели исследования. Наша работа не претендует на окончательное решение проблемы сформированности уровня знаний учащихся слов с непроверяемыми написаниями.
Материалы, представленные в работе, могут быть использованы учителями в учебном процессе, что доказывает практическую значимость проведенного исследования.
Подобные работы
- Использование приемов мнемотехники при изучении слов с непроверяемыми
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА ВО ВТОРОМ КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Развитие познавательного интереса к русскому языку у младших
школьников при работе со словами с непроверяемыми написаниями
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Использование мнемотехник при обучении младших школьников орфографии и орфоэпии русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



