ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОВНЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
|
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Экономическая безопасность муниципального образования: сущность
категории 6
1.2. Факторы, влияющие на экономическую муниципальную безопасность 13
1.3. Методика оценки состояния экономической безопасности
муниципальных образований 22
Глава II. Анализ нормативно-правовой базы и оценка показателей экономической безопасности муниципального образования 31
2.1. Краткая характеристика Кривцовского сельского поселения 31
2.2. Оценка уровня экономической безопасности муниципального
образования 36
2.3. Анализ правовой базы обеспечения экономической безопасности
муниципальных образований 47
Глава III. Перспективы обеспечения муниципальной экономической безопасности 54
3.1. Основные направления обеспечения экономической безопасности
Кривцовского сельского поселения 54
3.2. Совершенствование территориальной организации местного
самоуправления 58
Заключение 68
Список использованных источников 71
Приложения
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Экономическая безопасность муниципального образования: сущность
категории 6
1.2. Факторы, влияющие на экономическую муниципальную безопасность 13
1.3. Методика оценки состояния экономической безопасности
муниципальных образований 22
Глава II. Анализ нормативно-правовой базы и оценка показателей экономической безопасности муниципального образования 31
2.1. Краткая характеристика Кривцовского сельского поселения 31
2.2. Оценка уровня экономической безопасности муниципального
образования 36
2.3. Анализ правовой базы обеспечения экономической безопасности
муниципальных образований 47
Глава III. Перспективы обеспечения муниципальной экономической безопасности 54
3.1. Основные направления обеспечения экономической безопасности
Кривцовского сельского поселения 54
3.2. Совершенствование территориальной организации местного
самоуправления 58
Заключение 68
Список использованных источников 71
Приложения
предполагает, что муниципальные образования являются неотъемлемой частью единого государственного пространства. В связи с этим, вопрос обеспечения экономической безопасности на уровне местного самоуправления является весьма актуальным, поскольку государство может обеспечить защиту лишь от наиболее важных и крупных угроз. Защитить население от многих подобных местных угроз экономической безопасности наиболее эффективным образом могут органы местного самоуправления, как органы наиболее приближенные к населению. На современном этапе проблемы обеспечения экономической безопасности муниципального образования (при относительно хорошей проработке данного вопроса на других уровнях экономических отношений: федеральном и региональном) практически не затрагиваются, теоретические вопросы органов местного самоуправления по обеспечению экономической безопасности муниципального образования исследованы недостаточно. В связи с этим возникает необходимость в выборе подходов к оценке экономической безопасности на уровне местного самоуправления и в разработке конкретных мероприятий ее обеспечения, с учетом имеющихся особенностей в развитии муниципального образования.
Степень разработанности темы. Междисциплинарный характер исследуемой проблематики потребовал изучения работ в области теории и методологии экономической безопасности, а также анализа трудов, посвященных вопросам местного самоуправления. Теоретические аспекты экономической безопасности широко освещены в публикациях Л.И. Абалкина, С.Ю. Глазьева, Е.А. Олейникова, В.К. Сенчагова и других.
В многообразном терминологическом аппарате, используемом в сфере исследования экономической безопасности, важное место занимает дефиниция «экономическая безопасность муниципального образования». Однако она разрабатывается весьма незначительным кругом исследователей (Н.А. Лыскова, А.И. Татаркин, Т.Ю. Феофилова, Д.С. Цыбин), в работах которых подчеркивается необходимость дальнейшего развития и конкретизации этой категории.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование уровня обеспечения экономической безопасности муниципального образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. рассмотреть теоретические основы оценки уровня экономической безопасности муниципального образования;
2. выявить факторы, влияющие на муниципальную экономическую безопасность;
3. оценить уровень экономической безопасности муниципального образования, с определением негативных воздействий;
4. предложить направления совершенствования обеспечения экономической безопасности в Кривцовском сельском поселении Яковлевского района Белгородской области.
Объект исследования - экономическая безопасность Кривцовского сельского поселения.
Предметом исследования являются экономические процессы, явления, факторы, оказывающие непосредственное влияние на экономическую безопасность муниципального образования.
Теоретико-методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых, специалистов-практиков в области экономической безопасности, исследовавших различные вопросы обеспечения экономической безопасности, таких как: Л.И. Абалкин, А.Н. Асанов [21], С.Ю. Глазьев [30], Н.В. Дюженкова [35], О.В. Жигалова [36], Н.А. Лыскова [50], Ж.А. Мингалева [54,55], Н.Ю. Орлова [58],Е.А. Орехова, А.В. Плякин [57], Л.Н. Силина [68], А.И. Третьяков [71], и др.
При написании работы использовались следующие методы и приемы: традиционные приемы обработки информации (сравнения, расчет финансовых коэффициентов: графические, табличные), методы ранжирования; расчета средних величин; метод аналитического выравнивания, графический метод и др.
Источниками информации для проводимого исследования стали законодательные и нормативно-правовые акты в области регулирования экономической безопасности, справочно-правовые поисковые системы «Гарант» и «Консультант Плюс», современная научно-методическая и периодическая литература, электронные базы данных и статистические сборники, официальные данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, данные Администрации Кривцовского сельского поселения и другие.
Выпускная квалификационная работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка использованных источников и приложений.
Степень разработанности темы. Междисциплинарный характер исследуемой проблематики потребовал изучения работ в области теории и методологии экономической безопасности, а также анализа трудов, посвященных вопросам местного самоуправления. Теоретические аспекты экономической безопасности широко освещены в публикациях Л.И. Абалкина, С.Ю. Глазьева, Е.А. Олейникова, В.К. Сенчагова и других.
В многообразном терминологическом аппарате, используемом в сфере исследования экономической безопасности, важное место занимает дефиниция «экономическая безопасность муниципального образования». Однако она разрабатывается весьма незначительным кругом исследователей (Н.А. Лыскова, А.И. Татаркин, Т.Ю. Феофилова, Д.С. Цыбин), в работах которых подчеркивается необходимость дальнейшего развития и конкретизации этой категории.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование уровня обеспечения экономической безопасности муниципального образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. рассмотреть теоретические основы оценки уровня экономической безопасности муниципального образования;
2. выявить факторы, влияющие на муниципальную экономическую безопасность;
3. оценить уровень экономической безопасности муниципального образования, с определением негативных воздействий;
4. предложить направления совершенствования обеспечения экономической безопасности в Кривцовском сельском поселении Яковлевского района Белгородской области.
Объект исследования - экономическая безопасность Кривцовского сельского поселения.
Предметом исследования являются экономические процессы, явления, факторы, оказывающие непосредственное влияние на экономическую безопасность муниципального образования.
Теоретико-методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых, специалистов-практиков в области экономической безопасности, исследовавших различные вопросы обеспечения экономической безопасности, таких как: Л.И. Абалкин, А.Н. Асанов [21], С.Ю. Глазьев [30], Н.В. Дюженкова [35], О.В. Жигалова [36], Н.А. Лыскова [50], Ж.А. Мингалева [54,55], Н.Ю. Орлова [58],Е.А. Орехова, А.В. Плякин [57], Л.Н. Силина [68], А.И. Третьяков [71], и др.
При написании работы использовались следующие методы и приемы: традиционные приемы обработки информации (сравнения, расчет финансовых коэффициентов: графические, табличные), методы ранжирования; расчета средних величин; метод аналитического выравнивания, графический метод и др.
Источниками информации для проводимого исследования стали законодательные и нормативно-правовые акты в области регулирования экономической безопасности, справочно-правовые поисковые системы «Гарант» и «Консультант Плюс», современная научно-методическая и периодическая литература, электронные базы данных и статистические сборники, официальные данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, данные Администрации Кривцовского сельского поселения и другие.
Выпускная квалификационная работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка использованных источников и приложений.
В ходе исследования были решены следующие задачи: рассмотрены теоретические основы оценки уровня экономической безопасности муниципального образования; выявлены факторы влияющие на экономическую безопасность муниципального образования; проведена оценка уровня экономической безопасности муниципального образования, с определением негативных воздействий; предложены направления совершенствования обеспечения экономической безопасности в Кривцовском сельском поселении Яковлевского района Белгородской области.
В теоретической части исследования было установлено, что экономическая безопасность представляет собой систему, состоящую из элементов, которые находятся в тесной связи друг с другом. Экономическая безопасность муниципального образования - это состояние экономики населенной территории, возглавленной органами местного самоуправления, при котором обеспечивается защита социально-экономических интересов населения от влияния негативных воздействий (рисков и угроз), снижая вероятность нанесения ей ущерба. Таким образом, сущность экономической безопасности муниципалитета заключается в том, что органам местного самоуправления необходимо проведение экономической политики, направленной на стабильное развитие, рациональное использование человеческих и природных ресурсов, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня жизни населения.
Самостоятельность органов местного самоуправления в обеспечении обеспечения экономической безопасности в значительной степени ограничена рамками их полномочий и в первую очередь направлена на защиту социально-экономических интересов населения, проживающего на территории муниципального образования. Деятельность органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом 2003 г. № 131-ФЗ «Об основах местного самоуправления в РФ» скорее носит выраженный экономический, нежели правовой характер. Далее были рассмотрены основные факторы и методы оценки состояния экономической безопасности муниципального образования.
В аналитической части исследования была проведена оценка уровня экономической безопасности сельского поселения. В соответствии с разработанным алгоритмом оценки экономической безопасности, в ходе анализа было выявлено, что уровень обеспечения экономической безопасности в Кривцовском сельском поселении в настоящее время равен 53%. Низкий интегральный показатель экономической безопасности в муниципальном образовании характеризует общую ситуацию как кризисную.
Кроме этого, количественная оценка позволяет сделать вывод о том, что динамика экономической безопасности муниципального образования не стабильна. Значительного улучшения в социально-экономическом состоянии муниципального образования пока не ожидается.
Как показал анализ, основные проблемы сельского муниципального образования в контексте экономической безопасности состоят в следующем:
- в сфере инвестиций (низкие показатели инвестиций в экономику по отношению к объему валового муниципального продукта);
- в неэффективной структуре и динамике доходов и расходов бюджета;
- в серьезных социальных проблемах на территории района.
На протяжении исследуемого периода в муниципальном образовании наблюдается довольно сложная финансовая ситуация: дотационность бюджета; высокие расходы на содержание администрации приводят к превышению расходов над доходами. Многоуровневая система управления усложняет процесс согласования при реализации инвестиционных проектов, снижая качество инвестиционного климата.
В условиях недостаточности средств крайне актуальными становятся поиск и разработка мер, реализация которых будет способствовать формированию и расширению финансово-экономической базы муниципального образования. Одной из таких мер является рационализация
70 структуры территориальной организации местного самоуправления с целью повышения её эффективности, с использованием процесса преобразования сельских и городских поселений, прежде всего путем их укрупнения. Укрупнение - формирование единого политического, экономического и информационного пространства на территории нескольких муниципалитетов.
Экономическую обоснованность предложенных мер, определяет объем налоговой базы и перспективы развития территории, ее инвестиционная привлекательность.
Проведенный сравнительный анализ поселений Яковлевского муниципального района и городских округов Белгородской области позволяет утверждать, что объединение поселений в городской округ повысит уровень развития территории и ее экономической безопасности, увеличит ресурсные возможности и финансовую самостоятельность, снизит зависимость от бюджетов других уровней бюджетной системы, повысит общий уровень жизни населения. Также немаловажным моментом является наличие полномочий у городского округа принимать решения об участии в региональных и федеральных программах как единой территории.
В теоретической части исследования было установлено, что экономическая безопасность представляет собой систему, состоящую из элементов, которые находятся в тесной связи друг с другом. Экономическая безопасность муниципального образования - это состояние экономики населенной территории, возглавленной органами местного самоуправления, при котором обеспечивается защита социально-экономических интересов населения от влияния негативных воздействий (рисков и угроз), снижая вероятность нанесения ей ущерба. Таким образом, сущность экономической безопасности муниципалитета заключается в том, что органам местного самоуправления необходимо проведение экономической политики, направленной на стабильное развитие, рациональное использование человеческих и природных ресурсов, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня жизни населения.
Самостоятельность органов местного самоуправления в обеспечении обеспечения экономической безопасности в значительной степени ограничена рамками их полномочий и в первую очередь направлена на защиту социально-экономических интересов населения, проживающего на территории муниципального образования. Деятельность органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом 2003 г. № 131-ФЗ «Об основах местного самоуправления в РФ» скорее носит выраженный экономический, нежели правовой характер. Далее были рассмотрены основные факторы и методы оценки состояния экономической безопасности муниципального образования.
В аналитической части исследования была проведена оценка уровня экономической безопасности сельского поселения. В соответствии с разработанным алгоритмом оценки экономической безопасности, в ходе анализа было выявлено, что уровень обеспечения экономической безопасности в Кривцовском сельском поселении в настоящее время равен 53%. Низкий интегральный показатель экономической безопасности в муниципальном образовании характеризует общую ситуацию как кризисную.
Кроме этого, количественная оценка позволяет сделать вывод о том, что динамика экономической безопасности муниципального образования не стабильна. Значительного улучшения в социально-экономическом состоянии муниципального образования пока не ожидается.
Как показал анализ, основные проблемы сельского муниципального образования в контексте экономической безопасности состоят в следующем:
- в сфере инвестиций (низкие показатели инвестиций в экономику по отношению к объему валового муниципального продукта);
- в неэффективной структуре и динамике доходов и расходов бюджета;
- в серьезных социальных проблемах на территории района.
На протяжении исследуемого периода в муниципальном образовании наблюдается довольно сложная финансовая ситуация: дотационность бюджета; высокие расходы на содержание администрации приводят к превышению расходов над доходами. Многоуровневая система управления усложняет процесс согласования при реализации инвестиционных проектов, снижая качество инвестиционного климата.
В условиях недостаточности средств крайне актуальными становятся поиск и разработка мер, реализация которых будет способствовать формированию и расширению финансово-экономической базы муниципального образования. Одной из таких мер является рационализация
70 структуры территориальной организации местного самоуправления с целью повышения её эффективности, с использованием процесса преобразования сельских и городских поселений, прежде всего путем их укрупнения. Укрупнение - формирование единого политического, экономического и информационного пространства на территории нескольких муниципалитетов.
Экономическую обоснованность предложенных мер, определяет объем налоговой базы и перспективы развития территории, ее инвестиционная привлекательность.
Проведенный сравнительный анализ поселений Яковлевского муниципального района и городских округов Белгородской области позволяет утверждать, что объединение поселений в городской округ повысит уровень развития территории и ее экономической безопасности, увеличит ресурсные возможности и финансовую самостоятельность, снизит зависимость от бюджетов других уровней бюджетной системы, повысит общий уровень жизни населения. Также немаловажным моментом является наличие полномочий у городского округа принимать решения об участии в региональных и федеральных программах как единой территории.
Подобные работы
- СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОВНЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОВНЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОВНЕ РЕГИОНА:
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОВНЕ РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ УЧАСТИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА (на материалах Минераловодского городского округа Ставропольского края)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2020 - ВЫЯВЛЕНИЕ, ОЦЕНКА И НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - Реализация информационной политики на уровне местного самоуправления
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2017



