Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ПРИЕМОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ

Работа №67751

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
425
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования вычислительных приемов 8
1. 1. Понятие «вычислительный прием» в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Общая характеристика формирования вычислительных приёмов у младших школьников 17
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию вычислительных приемов у младших школьников 32
2.1. Опыт работы учителей по обучению младших школьников
вычислительным приемам 32
2.2. Экспериментальная работа по формированию вычислительных
приемов у учащихся 4 класса 37
Заключение 52
Библиографический список 54
Приложение

Одной из важнейших задач обучения математике младших школьников является формирование у них вычислительных приемов, основу которых составляет осознанное и прочное усвоение устных и письменных приемов вычислений. Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин.
Вычислительные приемы необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии и т. д. нельзя решать, не обладая элементарными приемами вычислений.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования указано, что к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования относится умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями (ФГОС НОО, 2011).
Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа ее закладывается в первые 6-10 лет обучения. В этот период школьники обучаются именно умению осознанно использовать законы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень). В последующие годы, полученные умения и приемы совершенствуются и закрепляются в процессе изучения алгебры, физики, химии, черчении и других предметов.
Вместе с тем, ученик при выполнении вычислительного приёма должен отдавать отчёт в правильности и целесообразности каждого выполненного действия, то есть постоянно контролировать себя, соотнося выполняемые операции с образцом - системой операций. О сформированности любого умственного действия можно говорить лишь тогда, когда ученик сам, без вмешательства со стороны, выполняет все операции приводящие к решению. Умение осознано контролировать выполняемые операции позволяет формировать умение применять вычислительные приемы более высокого уровня.
Формирование вычислительных приемов - одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе. Отечественная школа всегда уделяла большое внимание проблеме формирования прочных и осознанных вычислительных приемов, так как содержательную основу начального математического образования оставляют понятия числа и четырех арифметический действий. Программы по математике включают большой интересный материал по проблеме формирования прочных приемов вычислений, однако, по-прежнему некоторые вопросы понимания и отработки арифметических приемов вычислений являются для младших школьников довольно сложными.
Современные общеобразовательные программы развивающего обучения реализуют более эффективный подход, при котором учащиеся знакомятся с различными вычислительными приемами иначе. Само обучение построено таким образом, что ребенок непосредственно включается в поиск путей решения возникшей проблемы (незнакомого вида примеров и т.д.) и путем проб и мыслительных логических операций формулирует «свой» способ решения. Такая форма работы намного эффективнее, она способствует не только формированию некоторых вычислительных умений, но и является мощным двигателем для всестороннего развития ребенка: логического мышления, памяти, внимания. Работа вызывает широкий спектр положительных эмоциональных чувств: радости, самовыражения, уверенности в себе.
В век компьютерной грамотности значимость приемов письменных вычислений, несомненно, уменьшилась. Использование ЭВМ во многом облегчает процесс вычислений. Но пользоваться техникой без осознания вы-числительных приемов невозможно, да и микрокалькулятор не всегда может оказаться под рукой. Следовательно, владение вычислительными приемами необходимо. Научиться быстро и правильно выполнять письменные вычисления важно для младших школьников как в плане продолжающейся работы с числами, так и в плане практической значимости для дальнейшего обучения. Поэтому формирование у учащихся прочных вычислительных приемов продолжает оставаться серьезной педагогической проблемой.
Проблема формирования у учащихся вычислительных приемов всегда привлекала особое внимание психологов, дидактов, методистов, учителей. В методике математики известны исследования Е.С. Дубинчук, А.А. Столяра, С.С. Минаевой, Н.Л. Стефановой, Я.Ф. Чекмарева, М.А. Бантовой, М.И. Моро, Н.Б. Истоминой, С.Е. Царевой и др.
Глубоко и всесторонне вопросы совершенствования устных и письменных вычислений учащихся исследовались лишь в 60-70 гг. ХХ века. Исследования последующих лет посвящены преимущественно разработке качеств вычислительных приемов (М.А. Бантова), рационализации вычислительных приемов (М.И. Моро, С.В. Степанова и др.), применению средств ТСО (В.И. Кузнецов), дифференциации и индивидуализации процесса формирования вычислительных приемов (Т.И. Фаддейчева).
Каждое из этих исследований внесло определенный вклад в разработку и совершенствование той методической системы, которая использовалась в практике обучения, и нашло отражение в учебниках математики для начальной школы (М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, А.М. Пышкало, С.В. Степанова, Ю.М. Колягин и др.).
Формирование вычислительных приемов - сложный длительный процесс, его эффективность зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки и организации вычислительной деятельности. На современном этапе развития начального образования необходимо выбирать такие приемы организации вычислительной деятельности младших школьников, которые способствуют не только формированию прочных осознанных вычислительных приемов, но и всестороннему развитию личности ребенка.
При выборе методических приемов организации вычислительной деятельности необходимо ориентироваться на развивающий характер работы, отдавать предпочтение обучающим заданиям, в которых познавательная мотивация выступает на первый план. Используемые вычислительные задания должны характеризоваться вариативностью формулировок, неоднозначностью решений, выявлением разнообразных закономерностей и зависимостей, использованием различных моделей (предметных, графических, символических), что позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление и постепенно вводить ребенка в мир математических понятий, терминов и символов.
У детей владеющих прочными вычислительными приемов гораздо меньше проблем с математикой. Но чтобы ребенок быстро считал, выполнял простейшие преобразования, необходимо время для их отработки. 5-7 минут устного счета на уроке недостаточны не только для формирования вычисли-тельных приемов, но и для их закрепления, если нет системы устного счета. Устные упражнения должны применяться также во всех подходящих случаях не только на небольших числах, но также и на больших, удобных для устного счета. Задача учителя состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуации, в которых ученик стремится производить в уме арифметические действия.
Данная тема актуальна, так как устные и письменные вычисления необходимы в жизни каждому человеку. Математика является одной из важнейших наук на земле, и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Поэтому учителю необходимо формировать у детей вычислительные приемы, используя различные виды устных и письменных упражнений.
Исходя из вышесказанного, мы считаем, что тема нашего исследования «Формирование вычислительных приемов у младших школьников» актуальна и на данный момент и недостаточно изучена.
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования вычислительных приемов у младших школьников.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: обучение младшего школьника математике.
Предмет исследования: процесс формирования вычислительных приемов у младших школьников.
Гипотеза: приступая к исследованию, мы исходили из предположения о том, что процесс формирования вычислительных приемов станет более эффективным, если:
• будет систематически использовать задания, направленные на усвоение вычислительных приемов;
• при обучении будет развиваться познавательный интерес к изучению математике.
Задачи:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методико-математическую литературу по исследуемой проблеме;
2) изучить опыт работы учителей по указанной проблеме;
3) провести экспериментальную работу и проанализировать результаты.
Методологической основой исследования явились идеи о теории учебной деятельности М.А. Бантовой, В.Н.Рудницкой и поэтапного формирования умственных действий (Н.Ф. Талызина, Л.Я. Гальперин). А также работы Н.Б. Истоминой, И.А. Аргинской по методике формирования вычисли-тельного приема.
База исследования: МБОУ «Верхне-Ольшанская СОШ», Пристенского района, Курской области, 4 класс система «Начальная школа XXI века» автор программы по математике В.Н. Рудницкая.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проделанной работы нами были выполнены следующие задачи: изучена методическая и психолого-педагогическая литература по теме исследования; подготовлены и проведены разнообразные виды устных и письменных упражнений для формирования вычислительных приемов.
В своей работе мы собрали в единое целое большинство теоретических и практических сведений, раскрывающих суть данной проблемы и предложили систему упражнений, позволяющих, по нашему мнению, более доступно объяснять ребенку особенности вычислительных приемов.
Изучив научную и методическую литературу мы сделали вывод, что вычислительный прием - это теоретическая основа и составляющее вычислительного умения.
Выполненное нами экспериментальное исследование имеет практическую направленность, дающее право сделать главный вывод всей работе, что только систематическая работа, работа в постоянной связи материала между уроками помогает прочному усвоению детьми вычислительных приемов.
На этапе констатирующего эксперимента мы обнаружили, что у испытуемых младших школьников недостаточно сформированы приемы письменных и устных вычислений. Поэтому задачей формирующего эксперимента явилась работа по разработке и апробированию системы заданий, способствующих формированию вычислительных приемов и развитию познавательных процессов. Для решения этой задачи на каждом уроке математики включали задания из разработанной нами системы.
Из диаграммы сравнения анкет видим, что учащиеся после проведения системы занятий выбирают математику. У них повысился познавательный интерес.
Из результата экспериментальной работы можно сделать вывод, что уровень познавательного интереса детей значительно повысился и это свидетельствует о том, что предложенные нами виды устных упражнений оказались эффективными и выдвинутая гипотеза подтвердилась - что процесс формирования вычислительных приемов станет более эффективным, если:
• в процессе обучения систематически использует задания, направленные на усвоение вычислительных приемов;
• при обучении формируется познавательный интерес к изучению математике.
В целом наша экспериментальная работа выполнена полностью.
Полученные нами в процессе исследования результаты свидетельствуют об эффективности проведенной работы и о положительном влиянии вы-деленной совокупности педагогических условий на процесс формирования вычислительных приемов у младших школьников (на материале образовательной программы «Начальная школа XXI века»). Изложенное исследование позволяет считать цель работы достигнутой.
Данное исследование не исчерпывает всех аспектов формирования вычислительных приемов у младших школьников на уроке математики. Также требуют более глубокого исследования вопросы формирования вычисли-тельных навыков во внеурочной деятельности, использование компьютерных игр в формировании вычислительных приемов, организация коррекционной работы на уроках математики по развитию вычислительных умений.



1. Аматова Г. М. Математика : учебное пособие для факультетов подготовки бакалавров образования в области начального образования и учителей начальных классов педагогических высших учебных заведений. / Г.М. Аматова, М. А. Аматов. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1999.-488 с.
2. Бантова М. А. Методика обучения математики / Бантова М.А., Бельтюкова Г. В - М., Просвещение, 1984.
3. Бантова М. А. Система формирования вычислительных навыков / М.А. Бантова // Начальная школа. — 1995. — №11. — С. 38-43.
4. Безруких М.М. Педагогический энциклопедический словарь / М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова [и др.]. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
5. Белошистая А. В. Методика обучения математике в начальной школе / А. В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2005.
6. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А. В. Белошистая. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛА¬ДОС, 2005. - 3-4 с.
7. Веремеева Е.Г. Об изучении умножения и деления в 1 классе. / Е.Г. Веремеева // Начальная школа. - 2009. - № 1. - С. 88.
8. Власова Т. А. Обучение детей с задержкой психического развития. / Т.А. Власова, В. И. Лубовский -М.: Просвещение, 1981.
9. Волкова С. И. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики / С. И. Волкова, Н. Н. Столярова // Начальная школа. - 1990.-№7. - 42 с.
10. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука // П.Я. Гальперин // Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий.- Москва-Воронеж, - 1998 - 316 с.
11. Горская Е. А. Игра-соревнование «Математический поезд» / Е.А. Горская // Начальное образование. - 2007. - №3. - С. 34-36
12. Гребнева В.В. Теория и технологии начального образования: учеб-но-методическое пособие / В.В. Гребнева, Т.М. Стручаева, Н.С. Сердюкова, И.П. Ильинская, Л.И. Глазунова, Н.В. Кудряева, Е.В. Иващенко, Л.В. Верзунова, Л.М. Курганская, Р.Л. Рождественская, А.П. Тарасова,
А.П. Ткачев, Е.В. Головко - Белгород. - 2007. 151-153 с.
13. Ефимов В. Ф. Изучение внетабличного умножения коллективными способами обучения математики. / В. Ф. Ефимов, Л. В. Епишина // Начальная школа. - 2008. - №11 - С. 42
14. Зайцева О. П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка / О. П. Зайцева // Начальная школа. -2001.- №1 - С. 30
15. Зверева Н. В. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний / Н. В. Зверева. М.: Педагогика. - 1983. - 65
16. Зеленихина О. В. Математика 4 класс. Поурочные планы / О.В. Зеленихина - Волгоград: Учитель - АСТ. - 2005. - 57 с.
17. Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах / Н. Б. Истомина. М: Просвещение. - 1985. - 12 с.
18. Истомина Н. Б. Методика обучения математики в начальных классах. : учебное пособие. / Н. Б. Истомина - М.: Академия. - 1998. - 56с.
19. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. / А.Ю.Коджаспиров,
А.Ю. Г.М.Коджасприва - М: Просвещение, - 2005. - 118 с.
20. Комарова О. Н. Работа по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности на уроках математики. // Начальное образование / О.Н. Комарова - 2005. - №5 - 39 с.
21. Коменский Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский. Избр. Пед. Соч. - М.: Учпедгиз. - 1955.
22. Константинов Н.А. История педагогики. / Н. А. Константинов, Е.Н. Медынский , М.Ф. Шабаева. - М.: Просвещение. - 1982. - 360 с.
23. Купчик Л. С. Элементы занимательности при отработке навыков табличных случаев умножения и деления / Л. С. Купчик // Начальная школа.- 1991. - № 10. - 43 с.
24. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя / Ю.Л.Львова - М: Просвещение. - 1980. - 196 с.
25. Мартынов И. И. Устный счет для школьника, что гаммы для музы-канта / И. И.Мартынов // Начальная школа. - 2007. - №12 - С. 36.
26. Моро М. И. Методика обучения математике / М. И. Моро пособие для учителя. М., «Просвещение». - 1978.- 260 с.
27. Моро М.И. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / Под ред. М. И. Моро, А.М. Пышкало. — М.: Педагогика. - 1977. - 248 с.
28. Никулина А. Д. Формирование прочных навыков устных вычислений / А.Д.Никулина // Начальная школа. - 2011. - №1. - С.38
29. Ожегов С. И. Словарь русского языка. / Л. И. Скворцова.- М.: ООО Издательство Оникс. - 2005. - 940 с.
30. Познавательные процессы и способности в обучении / Шадрикова.
- М.: Просвещение. - 1996 - 168 с.
31. Примерная ООП НОО. Примерная основная образовательная про-грамма начального общего образования. 2015. [Офиц. сайт]. URL: ййр://минобрнауки.рф. (дата обращения: 15.08.2016).
32. Примерная основная образовательная программа начального обще-го образования. 2015. [Офиц. сайт]. URL: ййр://минобрнауки.рф/(дата обращения 30.12.2016).
33. Программа «Начальная школа XXI века» / Н. Ф. Виноградовой - М.: Вентана-Граф, - 2015. - 60 с.
34. Пышкало А. М. Основы начального курса математики /
А.М. Пышкало, Л. П. Стойлова. - М.: Просвещение. - 1988. - 338 с.
35. Рудницкая В. Н. Беседы с учителем: 3 класс общеобразовательных учреждений / В. Н.Рудницкая, Т. В. Юдачева под редакцией Л. Е. Журовой. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 88 с.
36. Рудницкая В. Н. Беседы с учителем: 4 класс / В. Н.Рудницкая, Т.В. Юдачева под редакцией Л. Е. Журовой. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 95 с.
37. Рудницкая В. Н. Математика в начальной школе. Оценка знаний. /
В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева - М.: Вентана-Граф. - 2014. - 8-10
38. Рудницкая В Н. Математика. Методика обучения 1 класс /
В.Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева - М.: Вентана-Граф. - 2014. - 17с.
39. Рудницкая В. Н. Математика. Методика обучения 2 класс /
В.Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева - М.: Вентана-Граф. - 2014. - 22с.
40. Рудницкая В. Н. Математика. Методика обучения 3 класс /
В.Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева - М.: Вентана-Граф. - 2014. - 191 с.
41. Рудницкая В. Н. Математика. Методика обучения 4 класс /
В.Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева - М.: Вентана-Граф. - 2014. - 272 с.
42. Рудницкая В. Н. Математика: 2 класс: учебник для учащихся обще-образовательных учреждений / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева - М.: Вента- на-Граф. - 2014.
43. Рудницкая В. Н. Математика: 3 класс: учебник для учащихся обще-образовательных учреждений / В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева - М.: Вентана- Граф. - 2015.
44. Рудницкая В. Н. Математика: 4 класс: учебник для учащихся обще-образовательных учреждений / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева - М.: Вента¬на-Граф. - 2015. - 50-52 с.
45. Рудовская Н. В. Для овладения вычислительными приемами / Н. В. Рудовская //Начальная школа. - 1992. - № 1. - С. 24
46. Самсонова Л. Ю. Устный счет. Сборник упражнений / Л. Ю. Самсонова - Москва - 2009 - 48 с.
47. Синяева Г.И. О Комплекте «Начальная школа XXI века» / Г.И.Синяева // Начальная школа. - №1 - 2009. - С.45
48. Сорочинская О.Л. Веселые задачи / О.Л.Сорочинская // Начальная школа. - 1993. - № 6. - С.56.
49. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф.Талызина - М.: Академия. - 1998. - 497 с.
50. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н.Ф.Талызина. - М.: Просвещение. - 1988 - 374 с.
51. Устименко Г.В. Урок математики [электронный носитель] / Г.В. URL: Устименко http://dol- school14.narod.ru/umn.htm(дата обращения: 03.10.2015)
52. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации / авт.-сост. Н.А.Касаткина. - Волгоград: Учитель. - 2007. - 192, 233с.
53. ФГОС НОО. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2011. - 33 с.
54. Царева С.Е. Формирование вычислительных умений в новых условиях / С.Е. Царева // Начальная школа. - 2012. - № 11. - С. 51-59.
55. Чернова Л.И. Проблема формирования вычислительных умений и навыков у школьников / Л.И. Чернова // Начальная школа. Плюс до и после. - 2007. - №12. - С.35-38
56. Шаравина Е.Г. Математическая перекличка / Е.Г.Шаравина // Начальная школа. - 2016.- №9. - С.103
57. Шаталова Е. В. Проблемы обучения математике детей 5 - 7 лет: учебное пособие / Е. В. Шаталова, А. П. Тарасова. - Белгород: КОНСТАН¬ТА, 2007. - 6-10 с.
58. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - Москва, 1974
59. Эрдниев П. М. Теория и методика обучения математики в начальной школе / П. М. Эрдниев, Б. П. Эрдниев. - М.: Педагогика, 1988.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ