Введение 3
Глава 1. Научно-методические основы развития рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении орфографических правил
1.1. Развитие рефлексивных умений младших школьников как
психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Особенности развития рефлексивных умений младших
школьников на уроках русского языка 15
1.3. Методические средства развития рефлексивных умений
младших школьников на уроках русского языка при изучении орфографических правил 22
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении орфографических правил
2.1. Диагностика уровня развития рефлексивных умений младших школьников 31
2.2. Реализация положений гипотезы по развитию рефлексивных
умений младших школьников на уроках русского языка при изучении орфографических правил
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложения 61
В настоящее время перед школой стоит задача формирования самостоятельного, инициативного человека с активной жизненной позицией. Главная цель на современном этапе образования- воспитания ученика, способного к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию. В связи с этим в практику массовой школы внедряются педагогические технологии, реализующие идеи развития младших школьников в процессе обучения. Успешное осуществление данных технологий младшими школьниками в учебном процессе, предполагает развитие рефлексивных умений и навыков. Благодаря рефлексивным умениям ребёнок может вычленить способ решения той или иной задачи, использовать в новой, незнакомой ситуации. На сегодняшний день поиск современных путей, способствующих развитию рефлексивных умений и навыков, - важное направление современной педагогической теории и практики.
Рефлексивная деятельность - одна из актуальных проблем современной педагогики и психологии. Начиная со второй половины XX века, учёными изучаются и разрабатываются механизмы и методы, связанные с исследованием рефлексивных процессов (Н.Г. Алексеев, Н.И. Гуткина, Ю.Н. Кулюткин, И.С. Ладенко, И.Н. Семенов, В.И. Слободчиков, С.Ю. Степанов и др.). Уже в 90-е годы с внедрением идей личностно-ориентированного обучения в школьную практику начинает доминировать в психолого-педагогических исследованиях изучение рефлексивных процессов школьников (А.З. Зак, Г.А. Цукерман, Н.И. Люрья, Т.А. Матис, И.С. Якиманская).
Рефлексия как важный фактор развития сознания, мышления, деятельности личности рассматривается в педагогических работах А.А. Бодалева,В.И. Загвязинского,А.Я. Найна,Г.Н. Серикова,Д.В. Тырсикова, А.В. Хуторского. Исследования в области возрастной психологии (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А.К. Дусавицкий, А.В. Захарова, А.З. Зак, И.А. Зимняя, B.C. Мухина, Л.Ф. Обухова, Н.Ф. Талызина и др.) показывают, что рефлексивные умения, проявляющиеся в познавательной деятельности, являются основным психическим новообразованием у детей младшего школьного возраста. В этот период мера сформированности рефлексии напрямую связана с уровнем развития самосознания и развитием личности ребёнка.
В основе развития рефлексивных умений лежит психологическая теория учебной деятельности и субъектный подход к процессу становления навыков учебной деятельности (А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин), а также педагогические исследования по проблеме рефлексии Н.Г. Алексеева, С.В. Кондратьева, И.Н. Семёнова, Т.Ф. Ушевой, Г.П. Щедровицкого.
В методике обучения орфографии накоплен богатый опыт обучения правописанию, который нашёл отражение в трудах Н.А. Корфа, Д.И. Тихомирова, В.А. Флерова, а также современных методистов и психологов Д.Н. Богоявленского, М.Р. Львова, Л.К. Назаровой, С.П. Редозубова, Н.С. Рождественского, М.В. Ушакова и других.
Несмотря на то, что проблема развития рефлексивных умений младших школьников достаточно широко изучена в психолого-педагогических трудах отечественных учёных, она всё же требует дальнейшего исследования применительно к организации учебного процесса в начальной школе. Формирование навыка правописания - одна из сложнейших проблем первоначального курса русского языка. К сожалению, в школьной практике учитель начальных классов часто сталкивается с вопросами частного характера, которые возникают в процессе изучения орфографических правил на уроках русского языка. Формирование навыка грамотного письма в большей части зависит от того, насколько учащиеся овладевают рефлексивными умениями, обеспечивающими сознательное усвоение изучаемых правил правописания. В связи с вышеизложенными фактами мы решили остановить свой выбор на следующей теме выпускного квалификационного исследования: «Развитие рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении орфографических правил».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении орфографических правил.
Решение данной проблемы составляет цель настоящего исследования.
Объект исследования: процесс развития рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: педагогические условия развития рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении орфографических правил.
Гипотеза исследования: развитие рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении орфографических правил будет эффективным, если:
1) учащиеся включаются в рефлексивный процесс, специально организованный учителем на уроке;
2) используются методические приёмы с учетом изучаемого на уроке орфографического правила и возможностями упражнений, представленных в учебнике «Русский язык»;
3) учащиеся овладевают комплексом умений, позволяющим осуществлять орфографический самоконтроль в соответствии с изучаемым правилом.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу и установить степень разработанности исследуемой проблемы.
2. Изучить педагогический опыт развития рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка.
3. Организовать работу по реализации педагогических условий на уроках русского языка по теме исследования в начальных классах.
Методы исследования: изучение теории вопроса, изучение педагогического опыта, моделирование учебного процесса, педагогическое наблюдение, анкетирование, анализ продуктов деятельности учащихся, количественная и качественная обработка результатов исследования.
Базой исследования является 2 «В» класс
МБОУ «СОШ №47»г. Белгорода.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступления на научно-методической конференции в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ»-2018 (17 апреля 2018 г.) «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» с докладом по теме исследования; в научно-практической интернет- конференции с международным участием «Развитие личности в образовательном пространстве» (Белгород, НИУ «БелГУ», март 2018 г.).
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, сформулирована гипотеза, задачи, методы.
В первой главе «Научно-методические основы развития рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении орфографических правил» охарактеризованы рефлексивные умения младших школьников на основе изучения психолого-педагогической литературы; рассмотрены современные подходы к развитию рефлексивных умений младших школьников в процессе обучения русскому языку; представлены методические средства развития рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении орфографических правил.
Во второй главе «Экспериментальная работа по развитию рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении орфографических правил» разработаны показатели и уровни развития рефлексивных умений младших школьников на констатирующем этапе исследования, описана практическая работа по развитию рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении орфографических правил; разработаны конспекты уроков.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, подтверждающие гипотезу.
Библиографический список состоит из 55 источников. Выпускная квалификационная работа включает 55 страниц.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы: диагностические материалы, отражающие результаты исследования, методические разработки уроков русского языка по теме исследования.
Проведённое нами исследование позволило убедиться в актуальности выбранной темы для выпускного квалификационного исследования. Развитие рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении орфографических правил - это одна из важных задач развивающего обучения, а также действующих в настоящее время Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Изученная нами психолого-педагогическая и методическая литература, позволила охарактеризовать понятия «рефлексия», «рефлексивные умения», рассмотреть её структурные компоненты и описать методические приёмы, используемые в школьной практике для их развития на уроках русского языка.
Теоретическое изучение рассматриваемой нами проблемы показало, что развитие рефлексивных умений во многом определяет успех в изучении предметных дисциплин, в том числе и русского языка.
В ходе целевого анализа педагогического опыта по теме исследования нами было установлено, что учителя начальной школы на уроках русского языка при изучении орфографических правил используют разнообразные приёмы рефлексии, способствующие развитию рефлексивных умений: «Лесенка успеха», «Смайлики», «Пятёрочка», «Исправь ошибки», «Скажи наоборот» и др.
По предмету исследования нами была организована экспериментальная работа в начальных классах. Эксперимент проводился в период педагогической практики на базе МБОУ «СОШ №47» города Белгорода. Для участия в эксперименте нами был выбран 2 «В» класс.
На констатирующем этапе мы организовали диагностическое исследование на основе комплекса проведенных методик, установили следующие уровни рефлексивных умений у учащихся экспериментального класса:
- 6 обучающихся (30%) продемонстрировали высокий уровень развития рефлексивных умений, проверяемых с помощью специальных методик;
- 7 обучающихся (35%) показали средний уровень развития проверяемых умений;
- 7 обучающихся (35%) имеют низкий уровень развития рефлексивных умений.
Формирующий этап содержит фрагменты уроков русского языка по предмету исследования и методический комментарий, который позволяет отследить развитие рефлексивных умений в процессе изучения орфографических правил.
Для реализации положений гипотезы нами была организована практическая работа, в ходе которой мы предлагали учащимся следующие методические приёмы, направленные на развитие рефлексивных умений: «Интеллектуальная разминка», «Группировка», «Разноцветные вагончики», «Ситуация яркого пятна», «Светофор», «Шкала успеха», «Дерево успеха», «Лови ошибку», «Реставрирование», «Домысливание», «Вопросительное слово», «Лесенка успеха».
К сожалению, ограниченные сроки выпускной квалификационной работы не позволили нам в полной мере исследовать проблему развития рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении орфографических правил, поэтому основные направления настоящей работы могут быть рекомендованы как базовые для определения дальнейших путей ее разработки в школьной практике.
1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки: Избр. труды: в 2 т. Т.2 / Б.Г. Ананьев. - М., 1980. - 287 с.
2. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. / Б.Г. Ананьев. - М., 2001. - 279 с.
3. Андреасян Е.В. Развитие рефлексивных умений младших школьников. // Сибирский федеральный университет [Офиц. сайт]. URL: http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/10664(дата обращения 21.09.2017)
4. Андреева Г.М. Социальная психология. Учеб. для студентов вузов. / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 364 с.
5. Баженова С.В. Рефлексивная деятельность в процессе обучения в начальной школе / С.В. Баженова // Завуч начальной школы. - 2002. - № 5. - С. 46 -53
6. Белолюбская Н.Н. Рефлексивная деятельность как важнейшее условие становления субъектности у младших школьников // Открытый урок Первое сентября [Офиц. сайт]. URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/(дата обращения 02.03.2018).
7. Беседы с учителем: Второй класс четырехлетней начальной школы / Л.Е. Журова. - М.: Вентана-Граф, 2002. - 320 с.
8. Бондаренко Л.В. Формирование рефлексивных умений у учащихся: Метод. пособие / Сост. Л.В. Бондаренко, Т.Ф. Ушева. - 2-е издание. - Красноярск: КК ИПК РО, 2013. - 80 с.
9. Верхотурова Н.И. Формирование рефлексии у младших школьников в процессе обучения русскому языку // RONL.RU[Офиц. сайт]. URL: https://www.ronl.ru/referaty/raznoe/549548/(дата обращения 28.12.2017)
10. Воинтелева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учебное пособие для студентов / Т.М. Воинтелева. - М.: Дрофа, 2006. - 320 с.
11. Волчкова О. В. Правописание частицы НЕ с глаголом //
Социальная сеть работников образования nsportal.ru. [Офиц. сайт] .URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii- yazyk/2013/05/24/pravopisanie-chastitsy-ne-s-glagolom(дата обращения 23.01.2018).
12. Волявко Д.Н. Самоконтроль - важнейший компонент
продуктивной учебной деятельности // Педагогические науки Современные методы преподавания. [Офиц. сайт].
URL: http://www.rusnauka.com/8_NND_2010/Pedagogica/60509.doc.htm(дата обращения 23.12.2017).
13. Воронцов А.Б. Контроль и оценка в учебной деятельности /
А.Б. Воронцов, Г.А. Цукерман. - М.: Международная ассоциация «Развивающее обучение», 2003. - 233 с.
14. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО, 2005. - 1136 с.
15. Горленко Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н.М. Горленко, О.В. Запятая, В.Б. Лебединцев, Т.Ф. Ушева // Народное образование. - 2012. - №4. - С.153-160.
16. Давыдов В.В. Об основных путях рефлексии младших школьников / В.В. Давыдов. - Тбилиси, 2015. - 687 с.
17. Иванкина М.А. Формирование рефлексивных умений у младших школьников // Инфоурок [Офиц. сайт]. URL: https://infourok.ru/metodicheskoe- posobie-formirovanie-refleksivnih-umeniy-u-mladshih-shkolnikov-1066415.html (дата обращения 17.01.2018).
18. Канакина В.П. Русский язык: 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.2 / В.П. Канакина и В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
19. Колова И.В. Непроверяемые безударные гласные в корне //
Педагогическое сообщество УРОК. РФ [Офиц.
сайт].URL:https://урок.рф/library/urok_russkogo_yazika_neproveryaemie_bezudarnie_glasn_224237.html (дата обращения:12.03.2018).
20. Коробова Н.П. Сборник лучших выпускных квалификационных работ студентов Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа - 2016: Сб. научных трудов. / Под общей ред. канд. пед. наук Н.П. Коробовой. - Нижневартовск: издательство Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа, 2017. - 144с.
21. Краевский В.В., Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / В.В. Краевский, А.В. Хуторской // Педагогика. - 2003. - №2. - С.3-10.
22. Куфарова А.Ю. Развитие рефлексивных умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Куфарова Алёна Юрьевна. - Екатеринбург, 2004, - 208 с. [Офиц. сайт]. URL: http://www.dslib.net/teoria-vospitania/razvitie- refleksivnyh-umenij-u-mladshih-shkolnikov-v-processe-obuchenija.html
(дата обращения 25.11.2017).
23. Латыпова Л.А. Формирование навыков самооценки и самоконтроля младших школьников в условиях внедрения ФГОС // Инфоурок [Офиц. сайт]. URL: https://infourok.ru/formirovanie-navikov- samoocenki-i-samokntrolya-mladshih-shkolnikov-v-uslovih-vnedreniya-fgos- 1290649.html(дата обращения 25.12.2017).
24. Лефевр В.А. Рефлексия / В.А. Лефевр. - М.: Когито-центр, 2003. - 496 с.
25. Лиджиева Б.Т. Правописание приставок и предлогов // Инфоурок [Офиц. сайт]. URL: https://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazikapravopisanie- pristavok-i-predlogov-klass-1067955.html(дата обращения 24.01.2018).
26. Мережко Е.Г. Словообразовательный анализ на уроках русского языка / Е.Г. Мережко // Начальная школа. - 1996. - № 6. - 80 с.
27. Меркулова У.В. Условия формирования рефлексивных умений подростков // Социальная сеть работников образования nsportal.ru[Офиц. сайт]. URL: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/11/11/usloviya- formirovaniya-refleksivnykh-umeniy-podrostkov(дата обращения 26.12.2017).
28. Мкртчян М.А. Концепция коллективных учебных занятий / М.А. Мкртчян // Школьные технологии. - 2011. - №2. - С.65-72.
29. Никитина Е.И. Уроки русского языка. Книга для учителя: монография / Е.И. Никитина. - М.: Просвещение, 1985. - 240 с.
30. Обухов А.С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности / А.С. Обухов // Исследовательская работа школьников. - 2005. - №3. - С.19-38
31. Олисова Л.Г. Мониторинг в практике развивающего обучения. / Л.Г. Олисова. - Томск: «Пеленг», 2002. - 275 с.
32. Паравян Е.В. Содержание рефлексии учащихся в разновозрастной группе / Е.В. Паравян, Е.А. Пономарёва // Коллективный способ обучения: научно-метод. журнал. - 2005. - №8. - С.126-132.
33. Пигузова С.В. Формирование рефлексивно-аналитических умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Пигузова Светлана Валерьевна. - Челябинск, 2007. - 182 с. [Офиц. сайт]. URL: http://www.dslib.net/teoria-vospitania/formirovanie- refleksivno-analiticheskih-umenij-u-mladshih-shkolnikov-v-processe.html
(дата обращения 20.12.2017).
34. Пихтовникова Е.А. Правописание парных согласных в корне слова // Открытый урок Первое сентября [Офиц. сайт]. URL: http://открытыйурок.рф/статьи/530219/ (дата обращения 24.01.2018).
35. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь /
A. М. Прохоров; - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2004. - 1456 с.
36. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1979. - 431 с.
37. Репкин В.В. Развивающее обучение: Теория и практика. /
B. В. Репкин, Н.В. Репкина. - Томск: «Пеленг», 1997. - 96 с.
38. Рубцов В.В. Развитие рефлексивных процессов младших школьников в учебной деятельности/ В.В. Рубцов.; Под ред. В.В. Давыдова,
В.В. Рубцова. - Новосибирск: Психолог. инст. им Щукиной, РАО, 1995. - 226 с.
39. Степанов С.Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования / С.Ю. Степанов, И.Н. Семёнов // Вопросы психологии. - 1985. - №3. - С.31-40.
40. Ушева Т.Ф. Диагностика уровня сформированности рефлексивных умений у младших школьников / Т.Ф. Ушева. - Волгоград: Учитель, 2015. - 41 с.
41. Ушева Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Метод. пособие / Т.Ф. Ушева. - Красноярск, 2007. - 88 с.
42. Ушева Т.Ф. Формирование рефлексивных умений учащихся начальной школы / Т.Ф. Ушева // Начальная школа. -2011. - №11. - С.65-69.
43. Федосеева Е.С. Современные подходы к проблеме личностной саморегуляции младших школьников / Е.С. Федосеева // Начальная школа: плюс до и после. - 2007. - №11. - С.44-49.
44. Федотова Е.Л. Педагогическое взаимодействие учителя и учащихся: опыт эмпирического исследования / Е.Л. Федотова. - Иркутск, 2000. - 122 с.
45. Фистикан Н.Г. Формирование рефлексивных умений младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности // Мультиурок [Офиц. сайт]. URL: https://multiurok.ru/blog/formirovaniie-rieflieksivnykh- umienii-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-i-vo-vnieurochnoi-dieiatie-nosti.html(дата обращения 22.12.2017).
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 6-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.
47. Фокина Т.С. Слова с удвоенными согласными // kopilkaurokov.ru- сайт для учителей [Офиц. сайт]. URL: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/tiekhnologhichieskaia- karta-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-po-tiemie-slova-s-udvoiennymi- soghlasnymi (дата обращения 23.01.2018).
48. Хуторской А.В. Деятельность как содержание образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - №8. - С.107-114.
49. Цукерман Г.А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности / Г.А. Цукерман. // Нач. школа: - 2001. - № 1. -С.67-69.
50. Шмельникова Е. В. Развитие рефлексивных способностей учащихся младшего школьного возраста // Инфоурок [Офиц. сайт]. URL: https://infourok.ru/razvitie-refleksivnih-sposobnostey-uchaschihsya-mladshego- shkolnogo-vozrasta-1146621.html(дата обращения 19.01.2018).
51. Шорина А.В Роль рефлексивный умений в принятии организационных умений // А.В. Шорина / Молодой ученый. - 2014. - №8. -С. 903-906.
52. Шулика М.В. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу // Инфоурок [Офиц. сайт]. URL: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu- yaziku-na-temu-pravopisanie-bukvosochetaniy-zhishi-chascha-chuschu-klass-shulika- marina-vladimirovna-1434561.html(дата обращения 15.01.2018).
53. Щедровицкий Г.П. Рефлексия в деятельности /
Г.П. Щедровицкий // Вопросы методологии. 1998. - № 3-4. - С.56-67.
54. Щмельникова Е.В. Развитие образовательных компетенций обучающихся на уроках математики в начальных классах посредством рефлексии // Инфоурок [Офиц. сайт]. URL:https://infourok.ru/razvitie- obrazovatelnih-kompetenciy-obuchayuschihsya-na-urokah-matematiki-v-nachalnih- klassah-posredstvom-refleksii-1146620.html(дата обращения 22.12.2017).
55. Яковлева Е. Ю. Формирование рефлексивных умений учащихся в условиях внедрения ФГОС // Педагогика XXI век [Офиц. сайт]. URL: http://pedagogcentr.ru/publication/1/9/1192(дата обращения 24.12.2017).