ВОСПИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ
ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫВОСПИТАНИЯ
ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Проблема воспитания положительного отношения к труду у старших
дошкольниковв педагогической теории и практики 8
1.2.Особенности интегрированного построения образовательного процесса
вдошкольной организации 15
1.3. Педагогические условия воспитания положительного отношения к труду у старших дошкольников на основе интегрированного построения образовательного процесса в дошкольной организации 22
ГЛАВА ^ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Выявление уровнявоспитанностиположительного отношения к труду у
старших дошкольников 27
2.2. Реализация педагогических условий воспитанияположительного
отношения к труду у старших дошкольников на основе интегрированного
построения образовательного процесса в дошкольной организации 38
2.3. Анализ результатов исследования 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Воспитание положительного отношения к труду дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей - коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости,
целеустремленности. Следовательно, воспитание положительного отношения к труду является качеством, которое отражает развитие личности в целом.
В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса. Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования - принцип интеграции образовательных областей.
Интеграция как принцип охватывает достаточно большое число дидактических, воспитательных явлений и располагает факторами, обеспечивающими её широкое влияние на теорию и практику дошкольного образования.
В дошкольном образовании уделяется особое внимание интеграции образовательных областей и это не случайно. Именно на дошкольной ступени интеграция образовательных областей в единое целое наиболее эффективна, так как дошкольник целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между образовательными областями.
Интегрированный подход к учению все больше осознается как актуальная потребность современного образования. Чтобы устранить барьеры между образовательными областями, их объединяют вокруг главных понятий и тем. Это позволяет рассмотреть данную область с разных сторон, раскрыть взаимосвязи. При интеграции образовательные области взаимодействуют, но в то же время остаются самостоятельными и равноправными по содержанию и структуре. Таким образом, речь идет об интегрированном обучении как о системе, которая объединяет,соединяет знания в единое целое,на основе чего и формируется у детей целостное восприятие мира. Исследования и практика показывают, что эффективным путем реализации воспитательных функций является выдвижение общих учебно - воспитательных проблем и их последовательное решение в системе взаимосвязанной деятельности детей по различным направлениям. Интеграция в дошкольном образовании позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному комплексному изучению.
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В дошкольной организациитрудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д.В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.
Воспитание положительного отношения к труду дошкольников является одной из важнейших задач нашего общества. Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов.
Трудовая деятельность содержит в себе большие возможности для воспитания личности.
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» [20] в области «Социально-коммуникативное развитие». В п. 3.1 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольной
организацииопределены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. Согласно Федерального государственного образовательного стандарта содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по организации трудовой деятельности должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей.
Таким образом, выявлены противоречия:
- между социальной значимостью формирования положительного отношения к труду и недостаточной реализацией данной педагогической задачи в дошкольных организациях;
- между необходимостью подготовки педагога, воспитателя дошкольнойорганизации к формированию положительного отношения к труду детей и не разработанностью теоретических основ и организационно¬педагогических условий развития данного базового качества ребенка;
Проблема исследования: какие педагогические условия способствуют эффективному воспитанию положительного отношения к труду у старших дошкольников на основе интегрированного построения образовательного процесса в дошкольной организации.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс воспитания положительного отношения к труду у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания
положительного отношения к труду у старших дошкольников на основе интегрированного построения образовательного процесса в дошкольной организации.
Гипотеза исследованияоснована на предположении, что воспитание положительного отношения к труду у старших дошкольников на основе интегрированного построения образовательного процесса в дошкольной организации будет успешным если:
- организовывать материальную среду и трудовое оборудованиес учетом нагрузки на ребенка;
- создавать эмоционально - положительную трудовую атмосферу, учитывать индивидуальные интересы,систематически включать каждого ребенкав трудовую деятельность;
- осуществлять продуктивное сотрудничество педагогов дошкольнойорганизации с родителями воспитанников с учётом особенностисемейного воспитанияи основанное на использовании традиционных и интерактивных форм работы.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему воспитанияположительного отношения к труду у старших дошкольников на основе интегрированного построения образовательного процесса в дошкольной организации.
2. Раскрыть особенности интегрированногопостроения
образовательного процессав дошкольной организации.
3. Выявить, обосновать и апробировать педагогические условия воспитания положительного отношения к труду у старших дошкольников на основе интегрированного построения образовательного процесса в дошкольной организации.
Методы исследования:теоретический анализ литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования:муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 35 г. Белгорода.
Структура исследования: введение, две главы, заключение,
библиографический список, приложения.
Рассматривая тему «Воспитание положительного отношения к труду у старших дошкольников на основе интегрированного построения образовательного процесса в дошкольной организации», можно сделать следующие выводы.
Анализ подходов различных ученых и педагогов к понятию «воспитание положительного отношения к труду» показал, что в психолого¬педагогической литературе этому вопросу уделено большое внимание. Сейчас в Концепции непрерывного образования, где рассматривается дошкольный возраст как базовая ступень формирования личностных качеств, определяется сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на принципах интегрированного содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующие его виды деятельности. Разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания, государственный стандарт.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, трудовое воспитание в дошкольной организации - это целостная система. Участие ребенка в общественно полезном и производительном труде рассматривается в тесной связи с его умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием и развитием. Труд ребенка в дошкольной организации должен быть правильно, педагогически целесообразно организован. Ребенок познает в труде окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, он расширяет свой кругозор, становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний. Нужно стараться воспитать у ребенка нравственное отношение к труду, вызвать у него интерес к работе, добиться осознания им полезности своего труда для общества, помочь увидеть перспективы его развития. Единство цели, совместная работа, общие переживания, помощь товарищам в будущей работе в коллективе будут воспитывать в ребенке нравственные черты как верная дружба, понимание интересов коллектива, бескорыстность.
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность; сотрудничество взрослых и детей - коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.
Таким образом, методы воспитания положительного отношения к труду детей старшего дошкольного возраста являются одним из важнейших компонентов воспитательного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи воспитания ценностного отношения к труду, достичь усвоения детьми определенного материала.
При рассмотрении вопроса о совместной деятельности следует вывод, что чем чаще дети старшего дошкольного возраста участвуют в совместной деятельности, тем лучше и прочнее их взаимоотношения. В совместной деятельности проявляется процесс взаимного обогащения, развития его участников. Каждый член коллектива, с одной стороны, привносит в коллектив свой индивидуальный опыт, способности, интересы, с другой стороны, активно впитывает в себя то, новое, что несут другие. В результате происходит расширение внутреннего мира каждого ребенка посредством приобщения к тому, что составляет проявление внутреннего мира других членов коллектива.
Процесс труда должен быть четко спланирован и осуществлен в определенной последовательности, что помогает детям быстрее ориентироваться в поставленных задачах и осмысленно их выполнять. При совместной трудовой деятельности каждый ребенок осознает значимость своего труда, у него появляется чувство ответственности за качество своей работы и работы товарищей. Дошкольный возраст - это период, когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому он наиболее благоприятен для приучения детей к труду.
Практическая часть работы показала, что систематическая работа по воспитанию положительного отношения к труду детей дошкольного возраста показала, что в полной мере используются трудовые формы работы со старшими дошкольниками. Трудовые и ценностные знания и навыки в воспитательно-образовательной работе дети получают как на занятиях, так и в процессе комплексного использования разных форм труда (трудовые поручения, дежурства, коллективный труд).
Эффективным средством воспитания положительного отношения к труду является совместная трудовая деятельность, которая обеспечивает возможность переноса ребенком осваиваемых представлений о труде как социальном явлении и приобретаемого в совместной трудовой деятельности жизненного опыта на становление общей картины современного мира, способности выстраивать отношения с людьми, решать жизненные проблемы, делать осознанный нравственный выбор.
Таким образом, результаты нашего исследования дают основание сделать обобщённый вывод о том, что поставленная в исследовании цель достигнута, выдвинутая гипотеза доказана, задачи решены.
1. Буре Р.С. «Учите детей трудиться». М., 1987 .
2. Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А.Васильева // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С.18.
3. Васюкова Н Е Системный подход к планированию педагогической деятельности как условие интеграции содержания дошкольного образования // Теория и методика непрерывного профессионального образования Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции -Тольятти ТГУ,2002 -Том1,С 44-45 (0,2пл)
4. Загик, Л. В. Воспитание детей дошкольного возраста в труде / Л.В. Загик.- М., 2013. - 184 с.
5. Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А. Козлова. - М.: «Просвещение», 2012. - 271 с.
6. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П.Кондрашов. - Балашов: изд. «Николаев», 2004. - 52 с.
7. Крулехт М. В. «Технология целостного развития ребенка, как субъекта детской деятельности». 2003 год.
8. Крулехт М.В. «Дошкольник и рукотворный мир» (СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002), в методическом пособии «Предметный мир вокруг пас» (СПб.: Геоконд, 2000).
9. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В.Крулехт. - СПб.: Детство-Пресс, 2003. - 160 с.
10. Куликова, Т. Учите детей трудиться! / Т.Куликова // Дошкольное воспитание. - 2000. №7. - С.101-105.
11. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка - дошкольника / Л.В.Куцакова. - М.: Просвещение, 2004. - С.45-54.
12. Логинова, В. И. Детство: Программа развития и воспитания детей в
детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. - М.:
«Детство-Пресс», 2008. - 224 с.
13. Малунова, Г. С. Трудовое воспитание детей в семье, детском саду, школе / Г. С. Малунова. - М.: АПК и НПРО, 2005. - 208 с.
14. Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников / Т.А. Маркова. - М.: Просвещение, 2011. - 112 с.
15. Нечаева В.Г. Особенности труда дошкольника // Воспитание
дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М., 1990.
16. Пышьева, Н.С. Повышение творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда / Н.С. Пышьева // Преподаватель XXI век. - 2008. - №4. - С.36-40.
17. Трубайчук Л.В. «Интеграция как средство организации образовательного процесса» / М., 2013.
18. Тулегенова А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.М., 1978.24с.
19. Тютюнник, В. И. Психолого-педагогические условия развития «внутренней позиции» субъекта труда в дошкольном возрасте / В.И. Тютюник // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 2009. - № 4. - C. 39-48.
20. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт/
[Электронный ресурс]/ Режимдоступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk- standart-dok.html