НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА 3
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ЗЕМЛИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА: СОСТАВ,
ПРАВОВАЯ ОСНОВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 8
1.1. Нормативно-законодательная база, регулирующая использование
земель для автомобильного транспорта. 8
1.2. Классификация автомобильных дорог 14
1.3. Установление и использования полос отвода и придорожных по¬лос 18
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ЗЕМЕЛУСТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ
ПРОЕКТИРОВАНИИ УЧАСТКОВ АВТОДОРОГ 28
2.1 Территориальное землеустройство по образованию земельного участка для размещения автодороги 28
2.2. Техническое оформление проекта границ земельного участка 36
2.3. Методические основы проведения топографо-геодезических ра- 39
бот при проектировании автодорог
ГЛАВА 3. ЗЕМЕЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПРИ ИНЖЕНЕРНОМ
ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОДОРОГИ «СТАРЫЙ ОСКОЛ - ВАЛУЙКИ»
НА УЧАСТКЕ 41 + 800 - 53 км + 000 43
3.1. Специфика расположения района строительства участка автодо¬роги 43
3.2. Разработка проекта планировки и межевания территории для
строительства автодороги «Старый Оскол - Валуйки» 46
3.3. Экономическая эффективность реконструкции участка автодоро¬ги «Старый Оскол-Валуйки» 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 70
Актуальность исследования. Землеустроительное проектирование - ос-новная стадия землеустроительного процесса и его итог, так как на основе проек¬тов землеустройства осуществляется переход к новым формам землевладений и землепользовании, к новой организации территории, к новому порядку в исполь¬зовании земли.
В настоящее время автомобильные дороги - это капиталоемкие сооружения, но они являются одними из наиболее рентабельных сооружений. В связи с этим проектирование автомобильных дорог должно быть таким, чтобы были достигну¬ты их высокие транспортно-эксплуатационные качества при минимуме материа¬лоемкости строительства и строительных затрат. Обязательным этапом при инже¬нерном проектировании автодорог являются топографо-геодезические работы.
Значительный рост объемов перевозок грузов Белгородской области сдер¬живается дефицитом пропускных возможностей транспортной инфраструктуры.
Кроме того, недостаточное развитие сети автомобильных дорог на террито¬рии области сдерживает развитие малого и среднего бизнеса, рост личной мо¬бильности граждан (приобретение автомобилей в личную собственность), кото¬рые в рыночных условиях невозможны без высокого уровня автомобилизации.
Неудовлетворительное транспортно-эксплуатационное состояние большин¬ства автомобильных дорог области приводит к росту транспортных издержек и снижению скорости доставки грузов и пассажиров. Рост транспортных издержек ведет, в свою очередь, к снижению конкурентоспособности произведенной про¬дукции, что является сдерживающим фактором для развития экономики области.
Из-за отсутствия дорог с твердым покрытием 179 населенных пунктов об-ласти, в которых проживает порядка 4600 человек, не имеют круглогодичной транспортной связи с районными центрами. Ограниченность транспортной дос-тупности сельских населенных пунктов приводит к отсутствию возможности пре¬доставления необходимых социальных услуг, квалифицированной медицинской помощи населению.
Актуальность темы данного проекта обусловлена также активным строи-тельством автодорог в Белгородской области и продолжающимися процессами внедрения все более новых землеустроительных технологий для целей инженер-ного проектирования участка автодорог.
Объект исследования - территория размещения участка автодороги «Ста¬рый Оскол - Валуйки» на участке км 41+800 - км 53+000.
Предметом выпускной квалификационной работы является специфика про¬ведения землеустроительных работ при проектировании участка автодороги.
Цель ВКР - исследование специфики организации и проведения землеуст-роительных работ при инженерном проектировании участка автодороги.
Для достижения цели решались следующие задачи:
1. Выявить особенности и нормативно-правовую основу земель автомо-бильного транспорта.
2. Изучить стадии и современную специфику землеустроительных работ проектировании участков автомобильных дорог.
3. Выполнить землеустроительные работы на участке автодороги автодоро¬ги «Старый Оскол - Валуйки» на участке км 41+800 - км 53+000 в Волоконов- ском и Валуйском районах Белгородской области
4. Обосновать систему мероприятий по оптимизации землеустроительных работ при проектировании участков автодороги.
Основными методами при выполнении ВКР являются: картографический, геоинформационный, статистический, сравнительного анализа.
Информационную базу исследования представляют: Нормативно¬
правовые акты Российской Федерации, Администрации Белгородской области, фондовые материалы Белгородстата, материалы территориального органа Феде¬ральная Служба Г осударственной Регистрации, Кадастра и Картографии (Росре¬естр), фондовые материалы ООО «Белдорпроект» и Департаментов администра¬ций Белгородской области, Волоконовского и Валуйского районов, данные и све¬дения, опубликованные в научной литературе и периодической печати.
Значительная часть материала непосредственно собиралась и обрабатыва-лась автором в процессе прохождения производственных и преддипломной прак¬тик в землеустроительных организациях Белгородской области.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные выводы и практические рекомендации могут быть использованы при разработке проектов строительства участков автодорог региона.
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из 3 основ¬ных глав, нормативно-правовой базы, введения, заключения, нормативно-правовой базы, списка использованных источников, приложений.
В настоящее время значение категории земель транспорта и связи возраста¬ет, что обусловлено развитием обмена, связей между людьми, поэтому и площадь, занятая данной категорией земель, растет. Земли автомобильного транспорта пре¬доставляются для размещения автодорог, их конструктивных элементов и дорож¬ных сооружений, сооружения объектов дорожных хозяйств. В то же время зе¬мельные участки на полосах отвода автомобильных дорог могут передаваться в аренду для размещения объектов дорожного сервиса и дорожной рекламы.
Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназна¬ченный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное по¬крытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее техноло¬гической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. В результате проведенного анализа земельного законодательства и законо¬дательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности было выделены особенности и нормативно-правовые основы земель автомобильного транспорта.
Проведенное исследование позволило утверждать, что установление придо¬рожных полос автомобильных дорог направлено на достижение следующих це¬лей: обеспечение безопасности дорожного движения, сохранности автомобильной дороги как объекта транспортной инфраструктуры, защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия объектов автомобильного транспорта и создание дальнейших перспектив развития автомобильной дороги.
В Белгородской области реализуется целевая программа: «Совершенствова¬ние и развитие транспортной системы и дорожной сети Белгородской области на 2014-2020 годы», в соответствии с которой предусматривается реконструкция ав¬тодороги «Старый Оскол - Валуйки с выходом к границе Харьковской области (Украина) на участке Новый Оскол - Валуйки км 41+800 - км 53+000 Волоконов-
ского и Валуйского районов Белгородской области относится к первоочередным задачам.
Без проведения землеустройства, подготовки землеустроительной докумен¬тации и проекта изъятия и предоставления земельного участка, его рассмотрения, согласования и утверждения, разработки проекта границ земельного участка, про¬ведения межевания земельного участка, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на землю нельзя начинать строительство объ¬екта.
При размещении магистральных дорог учитывают следующие требования: возможность круглогодичных перевозок; увязку сети внутрихозяйственных дорог с дорогами общего пользования (муниципальными, федеральными), элементами инженерной инфраструктуры (линиями электропередачи, связи, магистральными каналами и др.); наличие минимальных капитальных вложений на строительство дорог и дорожных сооружений; снижение транспортных расходов и эксплуатации затрат; создание наилучших условий для правильной организации территории и рационального использования земель; обеспечение выполнения Строительных норм и правил в части проектирования и строительства магистральных дорог со¬ответствующих категории и группы.
Составление проекта проводят в такой последовательности:
• Изучают материалы обследования существующей дорожной сети.
• Составляют схемы транспортных связей, направлений и местораспо-ложения дорог.
• Определяют грузонапряженность дорог на перспективу, устраивают категории и группы дорог.
• Размещают трассы дорог и дорожные сооружения.
• Определяют экономическую эффективность проекта.
По результатам проведенных исследований были сделаны следующие вы-воды:
Целью выполненных работ по реконструкции автодороги было увеличение ее пропускной способности, обеспечение безопасных и комфортных условий движения автомобилей на данном участке автодороги.
Цель строительства автодороги на рассматриваемом участке - увеличение пропускной способности автодороги и устойчивость к возросшим нагрузкам с учетом интенсивности движения автотранспорта и перспективы развития транспортной сети, обеспечение круглогодичного безаварийного движения транспортных средств.
1. Боголюбов, С.А. Земельное право. 3-е изд., перераб. и доп. / С.А. Бо¬голюбов,- М.: Юрайт-Издат, 2009. - 402 с.
2. Бородко, А.В. Картографо-геодезическая отрасль России на совре-менном этапе // Землеустроительная наука и образование России в начале третье¬го тысячелетия: Сборник научных статей, посвященных 225-летию Государствен¬ного университета по землеустройству / А.В. Бородко Сост. С.Н. Волков, А.А. Варламов. - М.: ГУЗ, 2004. - С. 33-38.
3. Бриксов, В.В. 200 актуальных вопросов практики применения земель¬ного законодательства / В.В..Бриксов. - М.: Юрайт-Издат, 2008 г. - 315 с.
4. Вершинин, В.И. Априорная оценка точности координатных определе¬ний по космическим снимкам / В.И. Вершинин. - М.: Типография «Новости»,
2011. - 250 с.
5. Виды геодезических знаков [Электронный ресурс]. - URL: http://www.drillings.ru/geodezznaki (дата обращения 01.02.2018).
6. Государственное регулирование земельных отношений в России (учебное пособие) // А. А. Варламов, Н. В. Комов. - М.:ГУЗ, 1997. - 111 с.
7. Геодезические приборы и оборудование: Каталог. - НИИ «НАВГЕО- КОМ». - 144 с.
8. Дементьев, В.Е. Современная геодезическая техника и ее применение/ Дементьев В.Е.. Изд. 2-е. - М.: Академический Ироект, 2008. - 591 с.
9. Земельное право в вопросах и ответах / С.А. Боголюбов, Е.А. Гали- новская [и др.]; под ред. С.А. Боголюбова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,
2007. - 224 с.
10. Земельные права в Российской Федерации: практическое пособие /Иод ред. М.Ю. Тихомирова. - М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2008 - 240 с.
11. Земельный участок: вопросы и ответы /Иод ред. Боголюбова С.А. (3-е изд., перераб. и доп.). - М.: Юстицинформ, 2006 - 280 с.
12. Инженерные геодезические изыскания / ООО «Горстрой» [Электрон¬ный ресурс]. - URL: http://gorstroy34.ru/inzhenemye geodezicheskie izyskani (дата обращения 01.03.2018)
13. Караванов, М.Ю., Романовский С.И. TRIMBLE TSC3 - новый стан-дарт полевого контроллера / М.Ю. Караванов // Геопрофи. - 2011. - № 1. - С. 17¬20.
14. Касьянова, О.В. Правовое регулирование сделок с земельными участ¬ками / О.В. Касьянова. - М.: Юстицинформ, 2006 - 150 с.
15. Карсунская, М.М. Геодезические приборы / М.М. Карсунская. - М.: Ин-т оценки природных ресурсов, 2002. - 186 с.
16. Комментарий к Градостроительному кодексу РФ /Под ред. С.А. Бого¬любова - М.: Юстицинформ, 2005 - 340 с.
17. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации /Под ред.
С.И. Сай., С.А. Боголюбова. - СПб.: Питер, 2008 - 550 с.
18. Классификатор топографической информации (Информация, отобра¬жаемая на картах и планах масштабов 1: 500, 1: 1000, 1: 2000, 1: 5000, 1: 10000). ГУГК СССР. - М.: Наука, 1986. - 144 с.
19. Клепиков, И.В. Геодезия. Математическая обработка результатов из¬мерений / И.В. Клепиков. - Архангельск: Изд-во Архангельского гос. техн. ун-та,
2005. - 158 с.
20. Поклад, Г.Г. Геодезия Ч. 1. / Г.Г. Поклад. - Воронеж: Истоки, 2004. - 226 с.
21. Проектирование автомобильных дорог (Справочная энциклопедия дорожника. Т. V) / под ред. Г.А. Федотова и П.И. Поспелова. - М., 2007 [Элек-тронный ресурс]. - URL: http://www.kigan.ru/content/view/667 (дата обращения 08.04.2018).
22. Кухтин П. В., Левов А. А., Лобанов В.В., Семкина О. С. Управление земельными ресурсами: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 384 с.
23. Мельников, Н.Н. Обзор судебной практики «Изъятие земельных уча¬стков для государственных или муниципальных нужд» / Н.Н. Мельников //Арбитражное правосудие в России. 2006.№ 4
24. Оглоблина, О.М. Аренда и купля-продажа земельных участков: ком¬ментарии и образцы документов / О.М. Оглоблина, М.Ю. Тихомирова. - М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2008. - 260 с.
25. Степанов, Д.Н. Разработка разбивочного чертежа и решения задач по геодезии средствами AUTOCAD CIVIL 3D и ПК GEONICS / Степанов Д.Н. // Геопрофи. - 2011. - № 3. - С. 55-57.
26. Топографо-геодезические работы с применением технологии лазерно¬го сканирования [Электронный ресурс]. - URL: http://www.promscaner.ru/topo (да¬та обращения 01.09.2011).
27. Энциклопедия кадастрового инженера / под ред М.И. Петрушиной. - М.: Кадастр недвижимости, 2007. - 656 с.