ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПРИЗНАКОВ ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖИ ДЛЯ ЕЁ УДЕРЖАНИЯ В СФЕРЕ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТАЛАНТЛИВАЯ МОЛОДЁЖЬ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 7
1.1. Место и роль талантливой молодёжи в России 7
1.2. Роль талантливой молодёжи в формировании кадрового потенциала науки
и высшего образования 17
1.3. Основные формы и методы выявления и поддержки талантливой молодёжи
в сфере науки и высшего образования 25
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1. Общая характеристика молодёжного рынка труда 35
2.2. Кадровый потенциал молодёжного рынка труда и его проблемы 43
2.3. Анализ системы привлечения и мотивации талантливой молодёжи 54
3 ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖИ В НАУКЕ И ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ . 65
3.1. Целевые признаки талантливой молодёжи и методы их диагностики 65
3.2. Проблемы мотивации талантливой молодёжи к построению своей
профессиональной карьеры в сфере науки и высшего образования 72
3.3. Социально-экономическая эффективность от реализации предложений 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ГЛАВА 1. ТАЛАНТЛИВАЯ МОЛОДЁЖЬ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 7
1.1. Место и роль талантливой молодёжи в России 7
1.2. Роль талантливой молодёжи в формировании кадрового потенциала науки
и высшего образования 17
1.3. Основные формы и методы выявления и поддержки талантливой молодёжи
в сфере науки и высшего образования 25
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1. Общая характеристика молодёжного рынка труда 35
2.2. Кадровый потенциал молодёжного рынка труда и его проблемы 43
2.3. Анализ системы привлечения и мотивации талантливой молодёжи 54
3 ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖИ В НАУКЕ И ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ . 65
3.1. Целевые признаки талантливой молодёжи и методы их диагностики 65
3.2. Проблемы мотивации талантливой молодёжи к построению своей
профессиональной карьеры в сфере науки и высшего образования 72
3.3. Социально-экономическая эффективность от реализации предложений 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Качество высшего образования и науки напрямую зависит от структуры профессорско-преподавательского состава и состава научных работников, уровня их знаний, компетенций, внутренней мотивации и творческого подхода. Структура кадрового состава высшего учебного заведения и научной организации является его интеллектуальным ресурсом и предметом оценки качества. Молодые талантливые люди способны обеспечить прорывное развитие науки и технологий.
Трансформации, происходящие в обществе, в значительной степени меняют портрет современного студента и школьника: его мотивы к учебе, восприятие информации, жизненные цели и пр. Высокая доля педагогических и научных работников преклонного возраста, либо с консервативными взглядами на процесс обучения не готовы к изменениям, которые в современном мире уже неизбежны. Барьер между молодежью и наукой усиливается, как следствие, снижается качество образования и научных разработок, аспирантура становится больше формальностью, чем ступенью к научно-исследовательским открытиям.
При этом, интеллигентные молодые люди, особенно с активной жизненной позицией, являются движущей силой развития, важным стратегическим ресурсом и проводником социально-экономического и технического прогресса. Омоложение кадрового состава высшей школы и научных учреждений является важным инструментом модернизации отечественной системы высшего образования и сферы высоких технологий. В свою очередь молодые специалисты не заинтересованы в выстраивании карьерной траектории в данных сферах из-за отсутствия быстрого экономического результата и утраты престижности профессий педагога и научного сотрудника, а продолжение трудовой и научной деятельности в сферах науки и высшего образования в большинстве случаев вызвано мотивами другого порядка, что обуславливает актуальность исследования.
Молодежь является самой активной и динамично развивающейся группой населения, в то же время усиливаются процессы экономической дифференциации молодежи, отсутствует социальная идентичность, снижается социальная активность и мобильность молодых людей, распространяются различного рода девиации, проявляются разнообразные формы нетерпимости, меняются жизненные приоритеты и мотивы к трудовой деятельности, что заставляет по-новому взглянуть на роль молодежи в развитии науки и высшего образования.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в определении мотивов трудового поведения талантливой молодежи и формировании предложений для отделов кадров по диагностике качеств предпочтительных для работников сферы науки и высшего образования.
В процессе написания магистерской диссертации было опубликовано 2 статьи в сборниках:
1. Социальные и гуманитарные науки в XXI веке. Итоги, вызовы, перспективы: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной Дню российской науки «Социальные и гуманитарные науки в XXI веке: итоги, вызовы, перспективы», г. Санкт-Петербург, 27 февраля 2020 года. Часть 1 / под редакцией О.В. Архиповой и А.И. Климина; Ассоциация «НИЦ «Пересвет». - СПб.: «Фора - принт», 2020. - 174 с.
2. Приоритетные направления инновационной деятельности в промышленности: сборник научных статей третьей международной научной конференции. 30-31 марта 2020 г. Часть 2. - Казань: ООО «Конверт», - 2020. - 160 с.
Целью работы является определение целевых признаков талантливой молодежи для ее удержания в сфере науки и высшего образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить место и роль талантливой молодежи в России;
- изучить роль талантливой молодежи в формировании кадрового потенциала науки и высшего образования;
- определить основные формы и методы выявления и поддержки талантливой молодежи в сфере науки и высшего образования;
- рассмотреть объект исследования и дать ему характеристику;
- ознакомиться с кадровым потенциалом объекта исследования и его проблемами;
- проанализировать систему привлечения и мотивации талантливой молодежи;
- сформулировать целевые признаки талантливой молодежи и методы их диагностики;
- выявить проблемы мотивации талантливой молодежи к построению своей профессиональной карьеры в сфере науки и высшего образования;
- провести оценку социально-экономической эффективности от реализации предложений.
Предмет исследования - привлечение и удержание талантливой молодежи в сфере науки и высшего образования.
Объектом исследования является кадровый потенциал молодежного рынка труда.
Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные социологические, исторические, философские труды отечественных и зарубежных ученых, а также результаты прикладных исследований в областях общей теории управления, социологии управления.
В работе использованы принципы системного подхода, применялись общенаучные методы познания, такие как анализ и синтез, логическое описание, научное обобщение.
Структура магистерской диссертации включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение и список использованных
источников.
Трансформации, происходящие в обществе, в значительной степени меняют портрет современного студента и школьника: его мотивы к учебе, восприятие информации, жизненные цели и пр. Высокая доля педагогических и научных работников преклонного возраста, либо с консервативными взглядами на процесс обучения не готовы к изменениям, которые в современном мире уже неизбежны. Барьер между молодежью и наукой усиливается, как следствие, снижается качество образования и научных разработок, аспирантура становится больше формальностью, чем ступенью к научно-исследовательским открытиям.
При этом, интеллигентные молодые люди, особенно с активной жизненной позицией, являются движущей силой развития, важным стратегическим ресурсом и проводником социально-экономического и технического прогресса. Омоложение кадрового состава высшей школы и научных учреждений является важным инструментом модернизации отечественной системы высшего образования и сферы высоких технологий. В свою очередь молодые специалисты не заинтересованы в выстраивании карьерной траектории в данных сферах из-за отсутствия быстрого экономического результата и утраты престижности профессий педагога и научного сотрудника, а продолжение трудовой и научной деятельности в сферах науки и высшего образования в большинстве случаев вызвано мотивами другого порядка, что обуславливает актуальность исследования.
Молодежь является самой активной и динамично развивающейся группой населения, в то же время усиливаются процессы экономической дифференциации молодежи, отсутствует социальная идентичность, снижается социальная активность и мобильность молодых людей, распространяются различного рода девиации, проявляются разнообразные формы нетерпимости, меняются жизненные приоритеты и мотивы к трудовой деятельности, что заставляет по-новому взглянуть на роль молодежи в развитии науки и высшего образования.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в определении мотивов трудового поведения талантливой молодежи и формировании предложений для отделов кадров по диагностике качеств предпочтительных для работников сферы науки и высшего образования.
В процессе написания магистерской диссертации было опубликовано 2 статьи в сборниках:
1. Социальные и гуманитарные науки в XXI веке. Итоги, вызовы, перспективы: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной Дню российской науки «Социальные и гуманитарные науки в XXI веке: итоги, вызовы, перспективы», г. Санкт-Петербург, 27 февраля 2020 года. Часть 1 / под редакцией О.В. Архиповой и А.И. Климина; Ассоциация «НИЦ «Пересвет». - СПб.: «Фора - принт», 2020. - 174 с.
2. Приоритетные направления инновационной деятельности в промышленности: сборник научных статей третьей международной научной конференции. 30-31 марта 2020 г. Часть 2. - Казань: ООО «Конверт», - 2020. - 160 с.
Целью работы является определение целевых признаков талантливой молодежи для ее удержания в сфере науки и высшего образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить место и роль талантливой молодежи в России;
- изучить роль талантливой молодежи в формировании кадрового потенциала науки и высшего образования;
- определить основные формы и методы выявления и поддержки талантливой молодежи в сфере науки и высшего образования;
- рассмотреть объект исследования и дать ему характеристику;
- ознакомиться с кадровым потенциалом объекта исследования и его проблемами;
- проанализировать систему привлечения и мотивации талантливой молодежи;
- сформулировать целевые признаки талантливой молодежи и методы их диагностики;
- выявить проблемы мотивации талантливой молодежи к построению своей профессиональной карьеры в сфере науки и высшего образования;
- провести оценку социально-экономической эффективности от реализации предложений.
Предмет исследования - привлечение и удержание талантливой молодежи в сфере науки и высшего образования.
Объектом исследования является кадровый потенциал молодежного рынка труда.
Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные социологические, исторические, философские труды отечественных и зарубежных ученых, а также результаты прикладных исследований в областях общей теории управления, социологии управления.
В работе использованы принципы системного подхода, применялись общенаучные методы познания, такие как анализ и синтез, логическое описание, научное обобщение.
Структура магистерской диссертации включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение и список использованных
источников.
В ходе проведенного исследования была определена высокая значимость талантливой молодежи для успешного социально-экономического развития России. Талантливая молодежь во всем мире является ресурсом возобновления, инноваций и передачи информации следующему поколению. Современное поколение молодежи отличается от предыдущих, что обусловлено их развитием во времена перемен и массовой цифровизации. оно имеет свои особенности, приоритеты и мотивы построения трудовой деятельности.
При этом, место молодежи в России скорее не определено, чем определено: управление молодежной политикой осуществляется децентрализовано в пределах субъектов РФ, регулируется исключительно подзаконными актами и существенно отличается по всей стране. И несмотря на увеличение программ поддержки молодых талантливых ребят, создание всевозможных реестров их учета, расширение перечня мероприятий по их увеличению, системность в работе с молодежью отсутствует.
На фоне снижения численности молодежи из-за демографического спада, увеличивается конкуренция за талантливую молодежь. В связи с чем, крупные предприятия ведут активную работу по диагностике и поддержке таких ребят. С целью дальнейшего трудоустройства и сопровождения в построении успешной карьеры. Начинает активно внедряться практика кадрового менеджмента, ориентированного на наличие талантов и личностных характеристик, чем на базовые знания.
Вместе с тем, в вузах и научных организациях омоложение кадрового состава осуществляется неэффективно, о чем свидетельствуют многие факты, включая минимальный процент (12%) защиты кандидатских диссертаций.
Таким образом, были выявлены четыре ключевых проблемы мотивации талантливой молодежи к построению своей профессиональной карьеры в сфере науки и высшего образования:
- низкий уровень престижа профессий научного работника и педагога высшей школы;
- низкий размер заработной платы и долгий срок построения карьеры;
- отсутствие комплексной системы по диагностике и поддержке талантливой молодежи с целью ее удержания в сфере науки и высшего образования;
- дезорганизация работы с талантливой молодежью на федеральном уровне.
Опираясь на результаты проделанной работы в ходе написания магистерской диссертации, были определены целевые показатели талантливой молодежи для работы в сферах науки и высшего образования, а также методы их диагностики, что может послужить основой кадровой работы с данной категорией кадров.
Анализ общественного мнения выявил сформировавшиеся в обществе предпосылки к восприятию научной деятельности, как перспективной для выстраивания карьерной траектории, но главным ограничителем к привлечению талантливой молодежи в сферу науки и высшего образования является неконкурентный размер заработной платы молодого ученого.
Талантливый молодой человек с выраженным потенциалом к творческой деятельности в условиях «кадрового голода», вызванного демографическим спадом, будет востребован во многих коммерческих структурах, но у вуза есть существенное преимущество постоянного контакта со студентами.
Следовательно, формирование системы отбора, диагностики и сопровождения талантливых студентов, при конкурентном уровне заработной платы молодых ученых, способно повысить эффективность аспирантуры и повысить престижность сферы науки и высшего образования.
При этом, место молодежи в России скорее не определено, чем определено: управление молодежной политикой осуществляется децентрализовано в пределах субъектов РФ, регулируется исключительно подзаконными актами и существенно отличается по всей стране. И несмотря на увеличение программ поддержки молодых талантливых ребят, создание всевозможных реестров их учета, расширение перечня мероприятий по их увеличению, системность в работе с молодежью отсутствует.
На фоне снижения численности молодежи из-за демографического спада, увеличивается конкуренция за талантливую молодежь. В связи с чем, крупные предприятия ведут активную работу по диагностике и поддержке таких ребят. С целью дальнейшего трудоустройства и сопровождения в построении успешной карьеры. Начинает активно внедряться практика кадрового менеджмента, ориентированного на наличие талантов и личностных характеристик, чем на базовые знания.
Вместе с тем, в вузах и научных организациях омоложение кадрового состава осуществляется неэффективно, о чем свидетельствуют многие факты, включая минимальный процент (12%) защиты кандидатских диссертаций.
Таким образом, были выявлены четыре ключевых проблемы мотивации талантливой молодежи к построению своей профессиональной карьеры в сфере науки и высшего образования:
- низкий уровень престижа профессий научного работника и педагога высшей школы;
- низкий размер заработной платы и долгий срок построения карьеры;
- отсутствие комплексной системы по диагностике и поддержке талантливой молодежи с целью ее удержания в сфере науки и высшего образования;
- дезорганизация работы с талантливой молодежью на федеральном уровне.
Опираясь на результаты проделанной работы в ходе написания магистерской диссертации, были определены целевые показатели талантливой молодежи для работы в сферах науки и высшего образования, а также методы их диагностики, что может послужить основой кадровой работы с данной категорией кадров.
Анализ общественного мнения выявил сформировавшиеся в обществе предпосылки к восприятию научной деятельности, как перспективной для выстраивания карьерной траектории, но главным ограничителем к привлечению талантливой молодежи в сферу науки и высшего образования является неконкурентный размер заработной платы молодого ученого.
Талантливый молодой человек с выраженным потенциалом к творческой деятельности в условиях «кадрового голода», вызванного демографическим спадом, будет востребован во многих коммерческих структурах, но у вуза есть существенное преимущество постоянного контакта со студентами.
Следовательно, формирование системы отбора, диагностики и сопровождения талантливых студентов, при конкурентном уровне заработной платы молодых ученых, способно повысить эффективность аспирантуры и повысить престижность сферы науки и высшего образования.



