ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников положительного отношения к нравственным ценностям во внеурочной деятельности 8
1.1. Характеристика нравственных ценностей в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Виды и формы внеурочной деятельности в начальной
школе 14
1.3. Педагогические условия и методы формирования у младших
школьников положительного отношения к нравственным ценностям 22
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у младших школьников положительного отношения к нравственным ценностям 33
2.1. Диагностика уровня сформированности у младших школьни¬ков положительного отношения к нравственным ценностям 33
2.2. Содержание работы по формированию у младших школьников
положительного отношения к нравственным ценностям во внеурочной деятельности 40
Заключение 47
Библиографический список 51
Приложение 56
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников положительного отношения к нравственным ценностям во внеурочной деятельности 8
1.1. Характеристика нравственных ценностей в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Виды и формы внеурочной деятельности в начальной
школе 14
1.3. Педагогические условия и методы формирования у младших
школьников положительного отношения к нравственным ценностям 22
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у младших школьников положительного отношения к нравственным ценностям 33
2.1. Диагностика уровня сформированности у младших школьни¬ков положительного отношения к нравственным ценностям 33
2.2. Содержание работы по формированию у младших школьников
положительного отношения к нравственным ценностям во внеурочной деятельности 40
Заключение 47
Библиографический список 51
Приложение 56
В современном российском обществе идет модернизация образования, сопровождающаяся переосмыслением, переоценкой и утверждением новых ценностей. Значительные преобразования затронули образование, в котором системно-деятельностный подход является определяющим и высоко значе¬ние ценностно-ориентированного нравственного воспитания личности граж¬данина России.
Интерес к проблеме ценностей, ценностных ориентаций и их осмысле¬ние приобретает особую остроту в процессе развития общества. Современная ситуация требует принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, за выбор той или иной системы ценностей и ценностных ориен¬таций. Обращение к ценностям - главная отличительная черта нашего време¬ни, важнейший принцип государственной политики в области образования. Аксиологический подход становится обязательным для объяснения многих процессов в методической науке. В русле аксиологизации образования чрез-вычайно важным является раскрытие вопросов формирования ценностных ориентиров у младших школьников, как компонента содержания образова¬ния, в связи с гуманистической и культурологической направленностью школьной программы с помощью разнообразных средств обучения, способ¬ствовать развитию ценностного отношения к важнейшим сторонам действи¬тельности.
Идеологической основой Федерального государственного образова-тельного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражда-нина России, где особое внимание уделено решению задач социализации со-временного школьника, созданию условий для социально-педагогической поддержки становления и развития «высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» (Федераль-ный государственный образовательный ..., 2018).
Если про человека говорят, что он добрый, чуткий, доброжелательный, то как человек он состоялся. К.Д.Ушинский, заложивший научные основы педагогической мысли в России, тоже главную роль отводил нравственному воспитанию в развитии индивидуальности человека.
Ценности личности формируются в семье, в неформальных сообщест¬вах, трудовых, и других коллективах, в сфере массовой информации, искус¬ства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко нрав¬ственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего обра¬зования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жиз¬ни.
В соответствие с ФГОС НОО основная образовательная программа на-чального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность, как и урочная, направлена на достижение результатов освоения основной образо-вательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет специфику внеурочной дея-тельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Значимый вклад в фундаментальные исследования, охватывающие раз-ные возрастные этапы внесли такие ученые как В.П.Бездухов, А.В. Ворон¬цов, Г.П.Иванова, А.В.Кирьякова, С.И. Маслов, Н.Е.Щуркова. Изучением проблемы специфики формирования нравственных ценностей занимались М.В.Аникеев, И.В.Гильгенберг, М.В.Куранова, Е.В.Поленякина,
М.И.Скоморохова, Т.Ю.Сычева.
Теоретической базой исследования стали работы философов, социоло-гов, психологов и педагогов, рассматривающие аксиологический аспект со-циальных явлений Ш.А.Амонашвили, С.Ф.Анисимова, Б.П.Битинас, В.А.Блюмкина, А.А.Гусейнова, Б.Т.Лихачева, Н.Д. Никандрова и др.
Методологическую и информационною основу исследования по дан¬ной теме составляют учебные пособия, периодические издания, носящие практический и теоретический материал под редакцией профессоров, докто-ров наук, таких как Н.М. Болдырев, Л.И. Божович, Т.Ф. Лысенко, И.С. Марь- енко, и др.
В современных научных трудах широко рассматривается проблема формирования духовных, нравственных ценностей и ценностных ориентаций у школьников разного возраста.
Повышенное внимание современных ученых к аксиологическому ас¬пекту учебно-воспитательного процесса в начальной школе на формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельно¬сти отражается в трудах В.И. Казаренкова, Л.И. Маленковой, Н.Е. Щурковой; применительно к младшему школьному возрасту по организации внеурочной деятельности младших школьников - работы В.И. Максаковой.
Актуальность проблемы нравственного воспитания выражается в том, что обществу сегодня нужен гражданин, обладающий следующими качест-вами: самостоятельность в выборе и принятии решений; способность нести ответственность за свои дела и поступки, оценивать и осмысливать их; иден-тифицировать себя как носителя национальной культуры, как человека- гражданина своей страны и мира; способность к проявлению толерантности. На неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующую¬ся сферу нравственности ежедневно обрушивается большое количество нега-тивной информации. Школа должна сформировать устойчивые нравственные свойства личности, способной ориентироваться в окружающем мире и жить по нормам и законам морали и нравственности.
Проблема исследования: при каких педагогических условиях процесс формирования у младших школьников положительного отношения к нравст-венным ценностям во внеурочной деятельности будет эффективным.
Цель исследования - решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс формирования положительного отно-шения к нравственным ценностям у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у младших школьников положительного отношения к нравственным ценно¬стям во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс формирования у младших школь-ников положительного отношения к нравственным ценностям во внеурочной деятельности будет эффективным, если организованная внеурочная деятель-ность будет способствовать эмоциональному переживанию школьниками ценностного отношения к явлениям действительности и осознанию общест-венного и личностного смысла той или иной ценности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность и значение понятий «нравственные ценно¬сти», «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть возможности различных видов и форм внеурочной дея-тельности в деле формирования положительного отношения к нравственным ценностям.
3. Выявить педагогические условия, при которых процесс формирова-ния положительного отношения к нравственным ценностям будет эффектив-ным.
4. Провести экспериментальную работу по формированию у младших школьников положительного отношения к нравственным ценностям во вне-урочной деятельности.
Методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, синтез выявленных знаний, обобщение; эмпирические - наблюдение, беседа, опросно-диагностические методы; анализ продуктов деятельности учащихся; эксперимент; разработка методических рекоменда¬ций.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №9» г.Белгорода, 2 «Б» класс.
Структура работы определилась логикой исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Во введении приводится обоснование актуальности выбранной темы, описывается степень ее разработанности, даётся краткая характеристика со-временного состояния проблемы. Также сформулирован научный аппарат исследования: проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы ис-следования, практическая значимость исследования.
В первой главе мы рассмотрели теоретические предпосылки обосно-ванности проблемы воспитания нравственных ценностей. Выявлены и кон-кретизированы такие категории как «нравственные ценности», «нравствен¬ное воспитание», «ценностные ориентации».
Во второй главе мы описали средства и рациональные методы воспи-тания нравственных ценностей, а также рассмотрели применение нестан-дартных методов и приёмов обучения как наиболее продуктивных методов формирования положительного отношения к нравственным ценностям во внеурочной деятельности.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования. Дано краткое обобщение по отражению степени разработанности проблемы, оха-рактеризован системный анализ объекта и предмета исследования, логически и последовательно изложены теоретические и практические выводы по ре-зультатам проведённого исследования.
Библиографический список состоит из 52 источников.
В приложении предлагаются методики, разработки внеурочных меро-приятий и материалы экспериментальной работы.
Интерес к проблеме ценностей, ценностных ориентаций и их осмысле¬ние приобретает особую остроту в процессе развития общества. Современная ситуация требует принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, за выбор той или иной системы ценностей и ценностных ориен¬таций. Обращение к ценностям - главная отличительная черта нашего време¬ни, важнейший принцип государственной политики в области образования. Аксиологический подход становится обязательным для объяснения многих процессов в методической науке. В русле аксиологизации образования чрез-вычайно важным является раскрытие вопросов формирования ценностных ориентиров у младших школьников, как компонента содержания образова¬ния, в связи с гуманистической и культурологической направленностью школьной программы с помощью разнообразных средств обучения, способ¬ствовать развитию ценностного отношения к важнейшим сторонам действи¬тельности.
Идеологической основой Федерального государственного образова-тельного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражда-нина России, где особое внимание уделено решению задач социализации со-временного школьника, созданию условий для социально-педагогической поддержки становления и развития «высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» (Федераль-ный государственный образовательный ..., 2018).
Если про человека говорят, что он добрый, чуткий, доброжелательный, то как человек он состоялся. К.Д.Ушинский, заложивший научные основы педагогической мысли в России, тоже главную роль отводил нравственному воспитанию в развитии индивидуальности человека.
Ценности личности формируются в семье, в неформальных сообщест¬вах, трудовых, и других коллективах, в сфере массовой информации, искус¬ства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко нрав¬ственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего обра¬зования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жиз¬ни.
В соответствие с ФГОС НОО основная образовательная программа на-чального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность, как и урочная, направлена на достижение результатов освоения основной образо-вательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет специфику внеурочной дея-тельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Значимый вклад в фундаментальные исследования, охватывающие раз-ные возрастные этапы внесли такие ученые как В.П.Бездухов, А.В. Ворон¬цов, Г.П.Иванова, А.В.Кирьякова, С.И. Маслов, Н.Е.Щуркова. Изучением проблемы специфики формирования нравственных ценностей занимались М.В.Аникеев, И.В.Гильгенберг, М.В.Куранова, Е.В.Поленякина,
М.И.Скоморохова, Т.Ю.Сычева.
Теоретической базой исследования стали работы философов, социоло-гов, психологов и педагогов, рассматривающие аксиологический аспект со-циальных явлений Ш.А.Амонашвили, С.Ф.Анисимова, Б.П.Битинас, В.А.Блюмкина, А.А.Гусейнова, Б.Т.Лихачева, Н.Д. Никандрова и др.
Методологическую и информационною основу исследования по дан¬ной теме составляют учебные пособия, периодические издания, носящие практический и теоретический материал под редакцией профессоров, докто-ров наук, таких как Н.М. Болдырев, Л.И. Божович, Т.Ф. Лысенко, И.С. Марь- енко, и др.
В современных научных трудах широко рассматривается проблема формирования духовных, нравственных ценностей и ценностных ориентаций у школьников разного возраста.
Повышенное внимание современных ученых к аксиологическому ас¬пекту учебно-воспитательного процесса в начальной школе на формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельно¬сти отражается в трудах В.И. Казаренкова, Л.И. Маленковой, Н.Е. Щурковой; применительно к младшему школьному возрасту по организации внеурочной деятельности младших школьников - работы В.И. Максаковой.
Актуальность проблемы нравственного воспитания выражается в том, что обществу сегодня нужен гражданин, обладающий следующими качест-вами: самостоятельность в выборе и принятии решений; способность нести ответственность за свои дела и поступки, оценивать и осмысливать их; иден-тифицировать себя как носителя национальной культуры, как человека- гражданина своей страны и мира; способность к проявлению толерантности. На неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующую¬ся сферу нравственности ежедневно обрушивается большое количество нега-тивной информации. Школа должна сформировать устойчивые нравственные свойства личности, способной ориентироваться в окружающем мире и жить по нормам и законам морали и нравственности.
Проблема исследования: при каких педагогических условиях процесс формирования у младших школьников положительного отношения к нравст-венным ценностям во внеурочной деятельности будет эффективным.
Цель исследования - решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс формирования положительного отно-шения к нравственным ценностям у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у младших школьников положительного отношения к нравственным ценно¬стям во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс формирования у младших школь-ников положительного отношения к нравственным ценностям во внеурочной деятельности будет эффективным, если организованная внеурочная деятель-ность будет способствовать эмоциональному переживанию школьниками ценностного отношения к явлениям действительности и осознанию общест-венного и личностного смысла той или иной ценности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность и значение понятий «нравственные ценно¬сти», «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть возможности различных видов и форм внеурочной дея-тельности в деле формирования положительного отношения к нравственным ценностям.
3. Выявить педагогические условия, при которых процесс формирова-ния положительного отношения к нравственным ценностям будет эффектив-ным.
4. Провести экспериментальную работу по формированию у младших школьников положительного отношения к нравственным ценностям во вне-урочной деятельности.
Методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, синтез выявленных знаний, обобщение; эмпирические - наблюдение, беседа, опросно-диагностические методы; анализ продуктов деятельности учащихся; эксперимент; разработка методических рекоменда¬ций.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №9» г.Белгорода, 2 «Б» класс.
Структура работы определилась логикой исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Во введении приводится обоснование актуальности выбранной темы, описывается степень ее разработанности, даётся краткая характеристика со-временного состояния проблемы. Также сформулирован научный аппарат исследования: проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы ис-следования, практическая значимость исследования.
В первой главе мы рассмотрели теоретические предпосылки обосно-ванности проблемы воспитания нравственных ценностей. Выявлены и кон-кретизированы такие категории как «нравственные ценности», «нравствен¬ное воспитание», «ценностные ориентации».
Во второй главе мы описали средства и рациональные методы воспи-тания нравственных ценностей, а также рассмотрели применение нестан-дартных методов и приёмов обучения как наиболее продуктивных методов формирования положительного отношения к нравственным ценностям во внеурочной деятельности.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования. Дано краткое обобщение по отражению степени разработанности проблемы, оха-рактеризован системный анализ объекта и предмета исследования, логически и последовательно изложены теоретические и практические выводы по ре-зультатам проведённого исследования.
Библиографический список состоит из 52 источников.
В приложении предлагаются методики, разработки внеурочных меро-приятий и материалы экспериментальной работы.
Нравственное воспитание - целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания личности, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения, которое включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы.
Нравственное поведение личности имеет следующую последователь-ность: жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно-чувственное пере¬живание - нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения - выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок.
Важнейшим средством нравственного воспитания является использова¬ние созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравствен¬ных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится че¬ловек. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания сле¬дует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.
В процессе проведения исследования была изучена научно-педагогическая литература, рассмотрена сущность, содержание и основные по¬нятия нравственных ценностей, изучены формы, методы и приёмы нравствен¬ного воспитания младших школьников и их применение во внеурочной дея¬тельности. Был проведён анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему и сделаны следующие выводы.
Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеж¬дения, как привычные формы поведения.
Ценности - это специфически социальные определения объектов окру-жающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества.
Анализ сущности понятия «нравственные ценности» дал возможность определить те нравственные ценности, которые понятны и доступны младшим школьникам. По-нашему мнению, это милосердие, доброта, совесть, справед¬ливость, великодушие, бескорыстие, человеческое достоинство, отзывчи¬вость, порядочность.
На констатирующем этапе исследования мы провели диагностику уровня сформированности положительного отношения учащихся 2 «Б» класса МБОУ «Лицей №9 г. Белгорода» к нравственным ценностям. Критериями сформированности положительного отношения младших школьников к нравст¬венным ценностям мы определили следующие:
- устойчивая положительная позиция по отношению к нравственным ценно¬стям;
- проявление ребёнком симпатии к положительным поступкам;
- разграничение категорий добра и зла в повседневной жизни.
На основе выделенных критериев, был проведен опросник «Закончи предложение» И.Б. Дермановой, который показал наличный уровень сформи¬рованности положительного отношения учащихся 2 «Б» класса к нравственным ценностям. Также, мы имели возможность в процессе педагогической и пред¬дипломной практики наблюдать за поведением детей и на уроках, и на переме¬нах, и во внеурочной деятельности.
После анализа результатов теоретического и диагностического исследо¬вания проблемы нами была разработана система мероприятий, направленных на повышение уровня сформированности положительного отношения младших школьников к нравственным ценностям. Нами были проведены следующие ме¬роприятия: внеурочные занятия на темы «Учимся любить, понимать, прощать», «Добро и зло», «Милосердие. Благотворить».
В процессе проведения мероприятий мы старались соблюдать выдвину¬тые в гипотезе педагогические условия, при которых формирование у млад¬ших школьников положительного отношения к нравственным ценностям во внеурочной деятельности будет, по-нашему мнению, эффективным. Выбрав в качестве ведущего метода этическую беседу, мы постарались её эмоцио¬нально обогатить с помощью музыкального фона, включения разнообразных литературных приемов, для того чтобы школьники могли на высоком эмо¬циональном уровне воспринимать информацию о нравственных ценностях окружающей действительности, осознать насколько та или иная нравствен¬ная ценность значима для общества в целом и для него лично. Актуализация личного опыта в этих случаях была достаточно действенным приемом.
Формированию положительного отношения к нравственным ценностям также будут служить правильно организованные методы нравственного вос¬питания, которые могут способствовать умению делать выбор в пользу нрав¬ственных ценностей. Проанализировав методы, с которыми нас знакомят ав¬торы учебников и методических пособий, мы остановились на таком методе как этическая беседа, потому что в ходе такой беседы учащиеся размышля¬ют, делают выводы и, опираясь на эти размышления, учителю будет легче донести до детей суть рассматриваемого вопроса.
Мы можем утверждать, что если начатая нами работа в этом направлении будет продолжена, то к концу обучения в начальной школе у детей этого класса будет сформировано устойчивое положительное отношение к нравственным ценностям и будет заложен крепкий фундамент нравственно устойчивой, все¬сторонне развитой и воспитанной личности.
Так как тема исследования актуальна в условиях развития информаци¬онного общества для современного образования и имеет практическую на¬правленность, а проблема раскрыта достаточно глубоко, то теоретические и методические разработки, предложенные в рамках выпускной квалификаци¬онной работы, можно использовать в практической педагогической деятель¬ности во внеурочной деятельности в начальной школе.
Завершая наше исследование, мы можем сказать, что нравственное вос¬питание - это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и про¬должается всю жизнь. Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса.
Школа для ребёнка - это та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации, поэтому внеурочная деятель¬ность имеет для этого все возможности, поскольку решая задачи воспитания, может помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы своей жизни, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ обще¬ства.
Нравственное поведение личности имеет следующую последователь-ность: жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно-чувственное пере¬живание - нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения - выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок.
Важнейшим средством нравственного воспитания является использова¬ние созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравствен¬ных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится че¬ловек. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания сле¬дует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.
В процессе проведения исследования была изучена научно-педагогическая литература, рассмотрена сущность, содержание и основные по¬нятия нравственных ценностей, изучены формы, методы и приёмы нравствен¬ного воспитания младших школьников и их применение во внеурочной дея¬тельности. Был проведён анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему и сделаны следующие выводы.
Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеж¬дения, как привычные формы поведения.
Ценности - это специфически социальные определения объектов окру-жающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества.
Анализ сущности понятия «нравственные ценности» дал возможность определить те нравственные ценности, которые понятны и доступны младшим школьникам. По-нашему мнению, это милосердие, доброта, совесть, справед¬ливость, великодушие, бескорыстие, человеческое достоинство, отзывчи¬вость, порядочность.
На констатирующем этапе исследования мы провели диагностику уровня сформированности положительного отношения учащихся 2 «Б» класса МБОУ «Лицей №9 г. Белгорода» к нравственным ценностям. Критериями сформированности положительного отношения младших школьников к нравст¬венным ценностям мы определили следующие:
- устойчивая положительная позиция по отношению к нравственным ценно¬стям;
- проявление ребёнком симпатии к положительным поступкам;
- разграничение категорий добра и зла в повседневной жизни.
На основе выделенных критериев, был проведен опросник «Закончи предложение» И.Б. Дермановой, который показал наличный уровень сформи¬рованности положительного отношения учащихся 2 «Б» класса к нравственным ценностям. Также, мы имели возможность в процессе педагогической и пред¬дипломной практики наблюдать за поведением детей и на уроках, и на переме¬нах, и во внеурочной деятельности.
После анализа результатов теоретического и диагностического исследо¬вания проблемы нами была разработана система мероприятий, направленных на повышение уровня сформированности положительного отношения младших школьников к нравственным ценностям. Нами были проведены следующие ме¬роприятия: внеурочные занятия на темы «Учимся любить, понимать, прощать», «Добро и зло», «Милосердие. Благотворить».
В процессе проведения мероприятий мы старались соблюдать выдвину¬тые в гипотезе педагогические условия, при которых формирование у млад¬ших школьников положительного отношения к нравственным ценностям во внеурочной деятельности будет, по-нашему мнению, эффективным. Выбрав в качестве ведущего метода этическую беседу, мы постарались её эмоцио¬нально обогатить с помощью музыкального фона, включения разнообразных литературных приемов, для того чтобы школьники могли на высоком эмо¬циональном уровне воспринимать информацию о нравственных ценностях окружающей действительности, осознать насколько та или иная нравствен¬ная ценность значима для общества в целом и для него лично. Актуализация личного опыта в этих случаях была достаточно действенным приемом.
Формированию положительного отношения к нравственным ценностям также будут служить правильно организованные методы нравственного вос¬питания, которые могут способствовать умению делать выбор в пользу нрав¬ственных ценностей. Проанализировав методы, с которыми нас знакомят ав¬торы учебников и методических пособий, мы остановились на таком методе как этическая беседа, потому что в ходе такой беседы учащиеся размышля¬ют, делают выводы и, опираясь на эти размышления, учителю будет легче донести до детей суть рассматриваемого вопроса.
Мы можем утверждать, что если начатая нами работа в этом направлении будет продолжена, то к концу обучения в начальной школе у детей этого класса будет сформировано устойчивое положительное отношение к нравственным ценностям и будет заложен крепкий фундамент нравственно устойчивой, все¬сторонне развитой и воспитанной личности.
Так как тема исследования актуальна в условиях развития информаци¬онного общества для современного образования и имеет практическую на¬правленность, а проблема раскрыта достаточно глубоко, то теоретические и методические разработки, предложенные в рамках выпускной квалификаци¬онной работы, можно использовать в практической педагогической деятель¬ности во внеурочной деятельности в начальной школе.
Завершая наше исследование, мы можем сказать, что нравственное вос¬питание - это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и про¬должается всю жизнь. Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса.
Школа для ребёнка - это та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации, поэтому внеурочная деятель¬ность имеет для этого все возможности, поскольку решая задачи воспитания, может помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы своей жизни, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ обще¬ства.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОТНОШЕНИЯ К НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛОЙ РОДИНЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛОЙ РОДИНЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование у младших школьников уважительного отношения к семье
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - Воспитание у младших школьников уважительного отношения к семье
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - Формирование у младших школьников ценностного отношения
к народным традициям посредством использования художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2018 - Воспитание духовно-нравственных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Формирование бережного отношения к живым природным объектам через работу с текстом на уроках окружающего мира младших школьников (Зерноградский педагогический колледж)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2023



