Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №67693

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
327
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников положительного отношения к нравственным ценностям во внеурочной деятельности 8
1.1. Характеристика нравственных ценностей в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Виды и формы внеурочной деятельности в начальной
школе 14
1.3. Педагогические условия и методы формирования у младших
школьников положительного отношения к нравственным ценностям 22
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у младших школьников положительного отношения к нравственным ценностям 33
2.1. Диагностика уровня сформированности у младших школьни¬ков положительного отношения к нравственным ценностям 33
2.2. Содержание работы по формированию у младших школьников
положительного отношения к нравственным ценностям во внеурочной деятельности 40
Заключение 47
Библиографический список 51
Приложение 56


В современном российском обществе идет модернизация образования, сопровождающаяся переосмыслением, переоценкой и утверждением новых ценностей. Значительные преобразования затронули образование, в котором системно-деятельностный подход является определяющим и высоко значе¬ние ценностно-ориентированного нравственного воспитания личности граж¬данина России.
Интерес к проблеме ценностей, ценностных ориентаций и их осмысле¬ние приобретает особую остроту в процессе развития общества. Современная ситуация требует принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, за выбор той или иной системы ценностей и ценностных ориен¬таций. Обращение к ценностям - главная отличительная черта нашего време¬ни, важнейший принцип государственной политики в области образования. Аксиологический подход становится обязательным для объяснения многих процессов в методической науке. В русле аксиологизации образования чрез-вычайно важным является раскрытие вопросов формирования ценностных ориентиров у младших школьников, как компонента содержания образова¬ния, в связи с гуманистической и культурологической направленностью школьной программы с помощью разнообразных средств обучения, способ¬ствовать развитию ценностного отношения к важнейшим сторонам действи¬тельности.
Идеологической основой Федерального государственного образова-тельного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражда-нина России, где особое внимание уделено решению задач социализации со-временного школьника, созданию условий для социально-педагогической поддержки становления и развития «высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» (Федераль-ный государственный образовательный ..., 2018).
Если про человека говорят, что он добрый, чуткий, доброжелательный, то как человек он состоялся. К.Д.Ушинский, заложивший научные основы педагогической мысли в России, тоже главную роль отводил нравственному воспитанию в развитии индивидуальности человека.
Ценности личности формируются в семье, в неформальных сообщест¬вах, трудовых, и других коллективах, в сфере массовой информации, искус¬ства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко нрав¬ственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего обра¬зования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жиз¬ни.
В соответствие с ФГОС НОО основная образовательная программа на-чального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность, как и урочная, направлена на достижение результатов освоения основной образо-вательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет специфику внеурочной дея-тельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Значимый вклад в фундаментальные исследования, охватывающие раз-ные возрастные этапы внесли такие ученые как В.П.Бездухов, А.В. Ворон¬цов, Г.П.Иванова, А.В.Кирьякова, С.И. Маслов, Н.Е.Щуркова. Изучением проблемы специфики формирования нравственных ценностей занимались М.В.Аникеев, И.В.Гильгенберг, М.В.Куранова, Е.В.Поленякина,
М.И.Скоморохова, Т.Ю.Сычева.
Теоретической базой исследования стали работы философов, социоло-гов, психологов и педагогов, рассматривающие аксиологический аспект со-циальных явлений Ш.А.Амонашвили, С.Ф.Анисимова, Б.П.Битинас, В.А.Блюмкина, А.А.Гусейнова, Б.Т.Лихачева, Н.Д. Никандрова и др.
Методологическую и информационною основу исследования по дан¬ной теме составляют учебные пособия, периодические издания, носящие практический и теоретический материал под редакцией профессоров, докто-ров наук, таких как Н.М. Болдырев, Л.И. Божович, Т.Ф. Лысенко, И.С. Марь- енко, и др.
В современных научных трудах широко рассматривается проблема формирования духовных, нравственных ценностей и ценностных ориентаций у школьников разного возраста.
Повышенное внимание современных ученых к аксиологическому ас¬пекту учебно-воспитательного процесса в начальной школе на формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельно¬сти отражается в трудах В.И. Казаренкова, Л.И. Маленковой, Н.Е. Щурковой; применительно к младшему школьному возрасту по организации внеурочной деятельности младших школьников - работы В.И. Максаковой.
Актуальность проблемы нравственного воспитания выражается в том, что обществу сегодня нужен гражданин, обладающий следующими качест-вами: самостоятельность в выборе и принятии решений; способность нести ответственность за свои дела и поступки, оценивать и осмысливать их; иден-тифицировать себя как носителя национальной культуры, как человека- гражданина своей страны и мира; способность к проявлению толерантности. На неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующую¬ся сферу нравственности ежедневно обрушивается большое количество нега-тивной информации. Школа должна сформировать устойчивые нравственные свойства личности, способной ориентироваться в окружающем мире и жить по нормам и законам морали и нравственности.
Проблема исследования: при каких педагогических условиях процесс формирования у младших школьников положительного отношения к нравст-венным ценностям во внеурочной деятельности будет эффективным.
Цель исследования - решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс формирования положительного отно-шения к нравственным ценностям у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у младших школьников положительного отношения к нравственным ценно¬стям во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс формирования у младших школь-ников положительного отношения к нравственным ценностям во внеурочной деятельности будет эффективным, если организованная внеурочная деятель-ность будет способствовать эмоциональному переживанию школьниками ценностного отношения к явлениям действительности и осознанию общест-венного и личностного смысла той или иной ценности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность и значение понятий «нравственные ценно¬сти», «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть возможности различных видов и форм внеурочной дея-тельности в деле формирования положительного отношения к нравственным ценностям.
3. Выявить педагогические условия, при которых процесс формирова-ния положительного отношения к нравственным ценностям будет эффектив-ным.
4. Провести экспериментальную работу по формированию у младших школьников положительного отношения к нравственным ценностям во вне-урочной деятельности.
Методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, синтез выявленных знаний, обобщение; эмпирические - наблюдение, беседа, опросно-диагностические методы; анализ продуктов деятельности учащихся; эксперимент; разработка методических рекоменда¬ций.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №9» г.Белгорода, 2 «Б» класс.
Структура работы определилась логикой исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Во введении приводится обоснование актуальности выбранной темы, описывается степень ее разработанности, даётся краткая характеристика со-временного состояния проблемы. Также сформулирован научный аппарат исследования: проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы ис-следования, практическая значимость исследования.
В первой главе мы рассмотрели теоретические предпосылки обосно-ванности проблемы воспитания нравственных ценностей. Выявлены и кон-кретизированы такие категории как «нравственные ценности», «нравствен¬ное воспитание», «ценностные ориентации».
Во второй главе мы описали средства и рациональные методы воспи-тания нравственных ценностей, а также рассмотрели применение нестан-дартных методов и приёмов обучения как наиболее продуктивных методов формирования положительного отношения к нравственным ценностям во внеурочной деятельности.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования. Дано краткое обобщение по отражению степени разработанности проблемы, оха-рактеризован системный анализ объекта и предмета исследования, логически и последовательно изложены теоретические и практические выводы по ре-зультатам проведённого исследования.
Библиографический список состоит из 52 источников.
В приложении предлагаются методики, разработки внеурочных меро-приятий и материалы экспериментальной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Нравственное воспитание - целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания личности, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения, которое включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы.
Нравственное поведение личности имеет следующую последователь-ность: жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно-чувственное пере¬живание - нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения - выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок.
Важнейшим средством нравственного воспитания является использова¬ние созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравствен¬ных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится че¬ловек. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания сле¬дует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.
В процессе проведения исследования была изучена научно-педагогическая литература, рассмотрена сущность, содержание и основные по¬нятия нравственных ценностей, изучены формы, методы и приёмы нравствен¬ного воспитания младших школьников и их применение во внеурочной дея¬тельности. Был проведён анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему и сделаны следующие выводы.
Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеж¬дения, как привычные формы поведения.
Ценности - это специфически социальные определения объектов окру-жающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества.
Анализ сущности понятия «нравственные ценности» дал возможность определить те нравственные ценности, которые понятны и доступны младшим школьникам. По-нашему мнению, это милосердие, доброта, совесть, справед¬ливость, великодушие, бескорыстие, человеческое достоинство, отзывчи¬вость, порядочность.
На констатирующем этапе исследования мы провели диагностику уровня сформированности положительного отношения учащихся 2 «Б» класса МБОУ «Лицей №9 г. Белгорода» к нравственным ценностям. Критериями сформированности положительного отношения младших школьников к нравст¬венным ценностям мы определили следующие:
- устойчивая положительная позиция по отношению к нравственным ценно¬стям;
- проявление ребёнком симпатии к положительным поступкам;
- разграничение категорий добра и зла в повседневной жизни.
На основе выделенных критериев, был проведен опросник «Закончи предложение» И.Б. Дермановой, который показал наличный уровень сформи¬рованности положительного отношения учащихся 2 «Б» класса к нравственным ценностям. Также, мы имели возможность в процессе педагогической и пред¬дипломной практики наблюдать за поведением детей и на уроках, и на переме¬нах, и во внеурочной деятельности.
После анализа результатов теоретического и диагностического исследо¬вания проблемы нами была разработана система мероприятий, направленных на повышение уровня сформированности положительного отношения младших школьников к нравственным ценностям. Нами были проведены следующие ме¬роприятия: внеурочные занятия на темы «Учимся любить, понимать, прощать», «Добро и зло», «Милосердие. Благотворить».
В процессе проведения мероприятий мы старались соблюдать выдвину¬тые в гипотезе педагогические условия, при которых формирование у млад¬ших школьников положительного отношения к нравственным ценностям во внеурочной деятельности будет, по-нашему мнению, эффективным. Выбрав в качестве ведущего метода этическую беседу, мы постарались её эмоцио¬нально обогатить с помощью музыкального фона, включения разнообразных литературных приемов, для того чтобы школьники могли на высоком эмо¬циональном уровне воспринимать информацию о нравственных ценностях окружающей действительности, осознать насколько та или иная нравствен¬ная ценность значима для общества в целом и для него лично. Актуализация личного опыта в этих случаях была достаточно действенным приемом.
Формированию положительного отношения к нравственным ценностям также будут служить правильно организованные методы нравственного вос¬питания, которые могут способствовать умению делать выбор в пользу нрав¬ственных ценностей. Проанализировав методы, с которыми нас знакомят ав¬торы учебников и методических пособий, мы остановились на таком методе как этическая беседа, потому что в ходе такой беседы учащиеся размышля¬ют, делают выводы и, опираясь на эти размышления, учителю будет легче донести до детей суть рассматриваемого вопроса.
Мы можем утверждать, что если начатая нами работа в этом направлении будет продолжена, то к концу обучения в начальной школе у детей этого класса будет сформировано устойчивое положительное отношение к нравственным ценностям и будет заложен крепкий фундамент нравственно устойчивой, все¬сторонне развитой и воспитанной личности.
Так как тема исследования актуальна в условиях развития информаци¬онного общества для современного образования и имеет практическую на¬правленность, а проблема раскрыта достаточно глубоко, то теоретические и методические разработки, предложенные в рамках выпускной квалификаци¬онной работы, можно использовать в практической педагогической деятель¬ности во внеурочной деятельности в начальной школе.
Завершая наше исследование, мы можем сказать, что нравственное вос¬питание - это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и про¬должается всю жизнь. Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса.
Школа для ребёнка - это та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации, поэтому внеурочная деятель¬ность имеет для этого все возможности, поскольку решая задачи воспитания, может помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы своей жизни, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ обще¬ства.


1. Адаменко М.Н. Ярмарка крылатых выражений для детей 8-10 лет / М.Н. Адаменко. - М.: Изд. центр «Академия». - 2015. - № 4. - С. 56-62.
2. Артюгина Т.Ю. Ориентация младших школьников на нравственные ценности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.Ю. Артюгина. - Петрозаводск: АГТУ, 2014. - 22 с.
3. Афанасьев М.Д Книга и чтение в жизни небольших городов / М.Д.Афанасьев и др. - М.: Книга, 2009. - 328 с.
4. Барсукова Е.А. Почему и как самоопределяется ребенок? / Е.А. Барсу¬кова, Т.В. Федорова // Социальная педагогика в России : науч.-метод. журн. «Директор школы». - 2016. - № 1 - С. 76-80.
5. Безрукова В.С. Проективная педагогика / В.С. Безрукова. - М.: Про- свещ., 2011. - 118 с.
6. Беседы с учителем: 2 класс четырехлетней начальной школы / под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана-Графф, 2010. - 400 с.
7. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. Вопросы теории / Н.И. Болдырев. - М.: Педагогика, 2009. - 224 с.
8. Бондарчук А.И. Народная педагогика и нравственное воспитание детей в современном российском обществе / А.И. Бондарчук; НИУ БелГУ // Науч¬ное мнение. - 2015. - № 8. - С.205-210.
9. Веденеева Г.И. Феномен родного края и его ресурс в духовно-нравственном воспитании учащихся / Г.И. Веденеева. - М.:Педагогика. -
2014. - № 8. - С. 58-63.
10. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещ., 2011. - 223 с.
11. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспита-ния личности гражданина России / А.Я. Данилюк. - М.: Школа-Пресс, 2012. - 51с.
12. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя начальной шко¬лы / Н.И. Дереклеева. - М.: ВАКО, 2009. - 240 с.
13. Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе / Н.Ф. Дик. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 285 с.
14. Донская Д.А. О нравственном воспитании детей / Д.А. Донская // Лите¬ратура в школе. - 2006. - № 2. - С. 48-49.
15. Загвязинский В.И. Теория обучения в вопросах и ответах / В.И. Загвя- зинский. - М.: Академия, 2008. - 160 с.
16. Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях со-циальных перемен / А.В. Зосимовский // Педагогика. - 2008 - № 7. - С. 36
17. Ивочкина Т.Н. Внеурочная деятельность в продуктивно ориентирован¬ной открытой школе / Т.Н. Ивочкина. - Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2006.
- 138 с.
18. Каирова И.А. Азбука нравственного воспитания / И.А. Каирова, О.С.Богданова. - М.: Просвещение, 2006. - 160 с.
19. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - ос-нова целостного учебно-воспитательного процесс. - М.: Новая школа, 2013. - 80 с.
20. Колдунов Я.И. Нравственное воспитание личности школьника / Я.И. Колдунов. - Калуга, 2007. - 197 с.
21. Костенникова О.В. Организация внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС как инструмент интеграции дополнительного и общего обра¬зования / О.В. Костенникова // Воспитание школьников. - 2017. - № 7.
- С. 46-48.
22. Крившенко Л.П. Педагогика / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф- Сысоева. - М.: Проспект, 2010. - 432 с.
23. Кузнецова Л.В. Гармоническое развитие личности младшего школьни¬ка / Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 241 с.
24. Курмелева Н.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание школь-ников во внеурочной деятельности по литературному чтению / Н.А. Курме-лева // Начальная школа. - 2014. - № 11. - С. 55-59.
25. Лазарева В.А.Обучение чтению на внеурочных занятиях / В.А.Лазарева // Начальная школа.- 2009. - №7.- С.19-25.
26. Луканова Н.Ю. Отношение понятий «внешкольная работа», «внекласс¬ная работа» и «внеурочная работа» // Н.Ю. Луканова. - М.: Проспект, 2011.
- 102 с.
27. Маленкова Л.И. Теоретические основы методической воспитательной работы / Л.И. Маленкова. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 480 с.
28. Марьенко И.С. Нравственное становление личности / И.С. Марьенко. - М.: Педагогика, 2005. - 104 с.
29. Матвеев П.Е. Моральные ценности / П.Е. Матвеев. - Владимир: Вла-димирский гос. ун-т, 2004. - 190 с.
30. Метлик И.В. Развитие воспитательного компонента общего образова-ния / И.В. Метлик // Педагогика. - 2013. - №5. - С. 24-35.
31. Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика / Э.Ш. На- танзон. - М.: Просвещение, 2001. - 349 с.
32. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов - М.: Юрайт, 2010. - 670 с.
33. Павловская, О.А. Духовно-нравственные ценности в формировании со¬временного человека / О.А. Павловская . - СПб.: Изд-во «Питер», 2010. - 304 с.
34. Подласый П.И. Педагогика / И.П. Подласый. - М.: Высш. обр., 2008. - 541 с.
35. Примерные программы внеурочной деятельности / В.А. Горский и др. - М.: Просвещение, 2011. - 111 с.
36. Прохорова С.Ю. Реализация стандартов второго поколения (Организа¬ция внеурочной деятельности в начальной школе полного дня)/ С.Ю. Прохо¬рова, О.А. Еремеева, З.Д. Трубина // Начальная школа: плюс До и После. -
2014. - № 4. - С. 45-49.
37. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе / И.И.Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 255 с.
38. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т.Т.2 / под ред. А.П. Гор¬кина. - М.: Большая Российская энцикл., 2002.- 672 с.
39. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т.Т.1 / под ред. В.Г. Па-нова. - М.: Большая Российская энцикл., 2001.- 608 с.
40. Скоморохова М.И. Психолого-педагогические теории и технологии на¬чального образования / М.И. Скоморохова. - Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2012.
- Ч. 1. - 215 с.
41. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шия-нов. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
42. Стародубова Е.А. Эмоционально-нравственное развитие личности младшего школьника в процессе образования / Е.А. Стародубова // Началь¬ное образование. - 2017. - № 5. - С. 40-41.
43. Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М.: Молодая гвардия, 2002. - 270 с.
44. Тихонова Е.П. Читательский дневник для начальной школы / Е.П. Ти-хонова // Школьная библиотека. - 2005. - № 6. - С. 40-43.
45. Тумина Л.Е. Кружок «Сочини сказку»/ Л.Е. Тумина. - М.: Перспектива, 2009. - 373 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации 6-е изд., пе¬реработанное. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.
47. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников / И.Ф. Харламов.
- М.: Просвещение, 2012. - 144 с.
48. Чернокнижников Я.И. Моральное воспитание личности школьника / Я.И. Чернокнижников, Я.И. Колдунова. - Калуга: Изд-во КГИ, 2007. - 197 с.
49. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспита¬тельной работы: Методические рекомендации / Ф.П. Черноусова. - М.: Пед. поиск, 2004. - 116 с.
50. Шитякова Н.П. Методы и механизмы духовно-нравственного воспита¬ния младших школьников / Н.П. Шитякова // Начальная школа плюс-минус. -2007. - № 11. - C. 3-6.
51. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.
52. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова. - М.: Пед. об-во России, 2005. - 224 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ