ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
1.1. Права несовершеннолетних граждан на охрану здоровья в Российской
Федерации 20
1.2. Становление и развитие нормативных основ охраны здоровья несовершеннолетних граждан в Российской Федерации 25
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ.
2.1. Право несовершеннолетних граждан на медико-социальную помощь. 34
2.2. Право несовершеннолетних на дачу информированного добровольного
согласия на медицинское вмешательство 41
2.3. Право несовершеннолетних граждан на паллиативную помощь 50
2.4. Право несовершеннолетних граждан на информацию о состоянии своего
здоровья 59
2.5. Особенности правоспособности несовершеннолетних пациентов. . 63
2.6. Право несовершеннолетних на сохранение врачебной тайны 72
2.7. Право семьи на охрану здоровья матери и ребенка 79
2.8. Обязанности и ответственность несовершеннолетних граждан в сфере
охраны здоровья 82
ГЛАВА 3. ГАРАНТИИ ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
3.1. Социальные гарантии государства на охрану здоровья
несовершеннолетних 88
3.2. Совершенствование механизма судебной защиты прав
несовершеннолетних при отказе законных представителей от медицинского вмешательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 110
Актуальность работы обусловлена тем, что в последнее время в государстве уделяется пристальное внимание вопросам гражданско- правового положения несовершеннолетних. Россия участвует в международных конвенциях, касающихся вопросов гражданско-правового положения несовершеннолетних. В связи с эти назрела необходимость обновления Российского законодательства в целях защиты прав несовершеннолетних, в том числе и в вопросах международного правового пространства и приведения внутреннего законодательства в соответствие с международными правовыми стандартами. Для устранения противоречивости, непродуманности и хаотичности в нормативных актах необходим был принципиальный пересмотр нормативных правовых актов, на которых базируется все социальное законодательство. Приведение его в строгую и отработанную систему взаимодействия векторов и целей развития, которые должны работать на достижение общей цели, которая законодательно закреплена в ст.7 Конституции Российской Федерации (5).
Для второй половины 90-х годов прошлого столетия была характерна повышенная законотворческая деятельность, стремительная эволюция российского законодательства, в том числе и в сфере здравоохранения. Страна готовилась к переходу к рыночным отношениям, поэтому остро встала проблема необходимости изменения и совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья граждан. В настоящее время одной из главных социальных задач, которые стоят перед государством, является решение проблем в сфере охраны здоровья населения, обеспечения функционирования системы здравоохранения. Основой социально-экономических и медико-санитарных мероприятий явилась совокупность нормативных документов, направленных на соблюдение прав в здравоохранении, обеспечивающих качественную и полноценную жизнь гражданина в правовом государстве.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации законодательно закреплено, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (5).
Государством признается право на охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития, также гарантировано обеспечение прав и законных интересов ребенка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (9). Особой охране со стороны государства подлежат дети, независимо от их семейного и социального благополучия, включая заботу об их здоровье и обеспечение надлежащей правовой защиты в сфере охраны здоровья.
В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В Российской Федерации утверждена и действует Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. На заседаниях Координационного совета при Президенте по реализации этой стратегии регулярно рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением охраны и укрепления здоровья детей и подростков. Президент страны В.В. Путин в своих выступлениях в 2014 и в 2017 годах отмечал, что «состояние здоровья детей и подростков напрямую влияет на их дальнейшую жизнь, на их способность обрести профессию, создать семью, воспитать детей». Остается надеяться, что такая позиция руководства страны даст реальные результаты и медицинские организации, наконец, начнут в первую очередь обеспечиваться современным оборудованием, для медицинских работников таких организаций будут создаваться необходимые условия труда. Правовое обеспечение деятельности медицинских организаций также является эффективным механизмом обеспечения прав несовершеннолетних пациентов и работников, которые трудятся в этой сфере, поэтому важно и необходимо рассматривать эти вопросы с точки зрения как теоретической, так и практической.
В Российской Федерации несовершеннолетние граждане имеют конкретные права в области охраны здоровья. Эти права закреплены в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 15.04.2017 г.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»(12). Право на бесплатную медицинскую помощь относится к основным правам пациента, о чем говорится в ст.19 данного Федерального закона (12). Медицинские организации, принадлежащие к государственной или муниципальной системе здравоохранения, прежде всего, реализуют права несовершеннолетнего пациента на получение бесплатной медицинской помощи. Частные медицинские организации также имеют возможность реализации прав пациента, но чаще всего это осуществляется в рамках платного оказания медицинских услуг, а по полису обязательного медицинского страхования только в том случае, если данная медицинская организация входит в систему обязательного медицинского страхования. Такие медицинские организации указаны в Территориальной Программе государственных гарантий оказания гражданам конкретного региона бесплатной медицинской помощи на конкретной территории, которая ежегодно утверждается постановлением Правительства каждого региона Российской Федерации.
Программой определены категории и виды медицинской помощи, которая оказывается несовершеннолетним гражданам бесплатно, за счет средств обязательного медицинского страхования:
1) первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная;
2) скорая, в том числе скорая специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь;
3) специализированная, в том числе высокотехнологичная,
медицинская помощь;
4) паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.
Объект исследования составляет совокупность общественных отношений, складывающихся в гражданском обществе при реализации прав несовершеннолетних граждан на охрану здоровья.
Предмет исследования составила совокупность правовых норм регулирующих общественные отношения, складывающиеся при реализации права несовершеннолетних граждан на охрану здоровья. Проанализированы локальные акты, материалы судебной практики, выводы которых позволили сделать заключение о современном состоянии регулирования в рассматриваемой сфере, а также выявить пробелы в нормативных правовых актах. Кроме того, предметом исследования стали научные публикации, раскрывающие историю и опыт развития в анализируемой сфере, а также практика применения законодательства в зарубежных странах.
Цель исследования заключается в детальном исследовании прав и обязанностей несовершеннолетних участников общественных отношений, которые возникают в процессе оказания им медицинской помощи, выстраивании взаимосвязи всех участников, систематизации их прав, изучении судебной практики по рассматриваемой теме, выработке и обосновании теоретических положений о достаточности или необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в данной сфере, реализации и защите прав на охрану здоровья несовершеннолетних граждан Российской Федерации и пути развития законодательства в этом направлении.
В соответствии с указанной целью можно определить следующие задачи исследования:
- проанализировать систему нормативных правовых актов, закрепляющих права, обязанности, ответственность участников общественных отношений, возникающих при оказании медицинской помощи Российской Федерации не достигшим 18-летнего возраста;
- рассмотреть реализацию права несовершеннолетних граждан на дачу информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство;
- проанализировать реализацию права детей на получение паллиативной помощи;
- исследовать право несовершеннолетних граждан на получение информации о состоянии своего здоровья;
- рассмотреть вопросы реализации права матери и детей на охрану здоровья;
- исследовать существующие социальные гарантии в сфере охраны здоровья несовершеннолетних;
- рассмотреть конституционные основы охраны здоровья несовершеннолетних граждан Российской Федерации;
- раскрыть содержание и проанализировать конституционные права несовершеннолетних граждан на охрану здоровья;
- исследовать пути развития законодательного регулирования и проблемы реализации прав несовершеннолетних граждан на оказание качественной медицинской помощи;
- исследовать гарантии права несовершеннолетних граждан на охрану здоровья;
- проанализировать обязанности и вопросы ответственности лиц, не достигших совершеннолетия в сфере оказания медицинских услуг;
- рассмотреть наличие, сущность и систему гарантий права на охрану здоровья граждан несовершеннолетнего возраста;
- исследовать социальные гарантии государства на охрану здоровья несовершеннолетних;
- рассмотреть судебную практику по вопросам защиты прав несовершеннолетних при отказе законных представителей от медицинского вмешательства;
- сделать выводы о состоянии современного законодательства по вопросам реализации прав несовершеннолетних граждан на охрану здоровья и предложить возможные пути совершенствования действующего законодательства в данной сфере.
Степень научной разработанности проблемы.
В настоящее время написано много работ, анализирующих права граждан в сфере охраны здоровья, проведен анализ системы государственных гарантий в этой области, однако отсутствует комплексное научное исследование, в котором бы рассматривались в совокупности вся совокупность прав несовершеннолетних в сфере охраны здоровья, а работ, в которых бы анализировались обязанности несовершеннолетних пациентов, практически нет. Существует ряд работ, в которых анализируются государственные гарантии, предоставляемые гражданам в сфере охраны здоровья, однако, нет работ, в которых эти вопросы конкретизированы в отношении несовершеннолетних граждан. Чаще всего в научных статьях рассматриваются обязанности учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь, однако, отсутствуют труды, в которых анализировались бы обязанности родителей или опекунов несовершеннолетнего ребенка, во главу исследований не ставится принцип, что охрана здоровья несовершеннолетних является не только обязанностью государства, но и законных представителей несовершеннолетних граждан, и совместное их взаимодействие должно быть, прежде всего, направлено на создание наиболее комфортных условий для развития родившегося ребенка.
Теоретическую основу проведенного исследования составили выводы и положения отечественных специалистов в области медицинского, семейного и административного права. Прежде всего, это работы Ю.Д. Сергеева, А.А.Мохова, А.М.Рабец, П.В.Крашенинникова, Б.М.Гонгало, Л.Ю.Михеевой. Кроме того, изучены труды А.Т.Боннер, Хамитовой Г.Н., Акопова В.И., О.А.Рузаковой, М.В.Антокольской, Л.М. Пчелинцевой, М.С.Каменецкой, В.Г. Галь, Т.В. Красновой, Е.В. Алексеевой, О.Б.Кожеуровой, Е.В. Григорович, Э.А. Исаевой и ряда других исследователей, которые изучают вопросы реализации прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Относительно вопросов прав несовершеннолетних граждан предметом теоретического исследования явились работы М.Г. Зариповой, О.Ю. Ильиной, С.В. Гландина, З.Н.Горбунова и других.
Нормативно-правовую основу работы составили источники:
Рекомендации Rec. (2003) 24 Комитета министров Совета Европы государствам-участникам по организации паллиативной помощи. М.: Медицина за качество жизни. 2005: 30. Availableat: http: //pallcare. ru/ru/images/user/Ryskversion3. pdf.
Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008N 6-ФКЗ, от 30.12.2008N 7-ФКЗ, от 05.02.2014N 2-ФКЗ, от 21.07.2014N 11-ФКЗ) // СИСhttp://www.consultant.ru
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в ред. от 28.12.2016N 465-ФЗ) // СИСhttp://www. consultant.ru/
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.04.2017) Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации // СИС http:// www.consultant.ru/
Рекомендации Rec. (2003) 24 Комитета министров Совета Европы государствам-участникам по организации паллиативной помощи. М.: Медицина за качество жизни. 2005: 30. Availableat: http: //pallcare. ru/ru/images/user/Ryskversion3. pdf.
Рекомендации ВОЗ по медикаментозному лечению персистирующей боли у детей с соматическими заболеваниями. М.: Практическая медицина, 2014- 208 с.
Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н (ред. от 21.04.2016) «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» // СИСwww.consultant.ru/
Приказ Минздрава России от 14 апреля 2015 г. N 187н «Об утверждении порядка оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению» // СИС/www. consultant.ru/
Порядок оказания медицинской помощи детям по профилю «анестезиология и реаниматология» (Приказ Минздрава России от 12 ноября 2012 года № 909н) // СИС/www. consultant.ru/.
Порядок оказания медицинской помощи детям по профилю «неонатология» (Приказ Минздрава России от 15 ноября 2012 года № 921н) // СИС/www.consultant.ru/.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 года № 58 «Об утверждении САНПИН 2.1.3.2630-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность”»// СИС/www.consultant.ru/.
Приказ Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области № 3537 от 29 декабря 2015 года «Об организации паллиативной медицинской помощи детям» // СИСwww.consultant.ru/
Методологическая основа исследования. Совокупность методов исследования, примененных в работе, обуславливается изучением вопросов правового регулирования форм оказания медицинской помощи несовершеннолетним, как наиболее незащищенному классу в гражданском обществе, обуславливается изучением этих явлений в динамике, с учетом имеющегося международного опыта. С этой целью было применено использование диалектического метода исследования. В работе также были использованы общенаучные методы: метод логического анализа, синтеза, дедукции, индукции, методы анализа, абстрагирования. Нашли применение и использование также и частно- научные методы, например, такие как историко-правовой анализ, сравнительно правовой анализ, формально-юридический, статистический методы.
Применение формально-юридического метода позволило проанализировать права несовершеннолетних граждан, получающих специализированную медицинскую помощь, в том числе старше 15 лет, права детей и использование права добровольного информированного согласия в их отношении законными представителями. Синтез и метод сравнения во многом позволили проанализировать и понять характер правовых связей, устанавливаемых между лицами, участвующими в реализации оказания специализированной медицинской помощи и использование современных методов и технологий лечения.
Сравнительно-правовой анализ позволил не просто изучить зарубежный опыт правового регулирования применения закрепленных прав детей в мировом опыте, но и с учетом лучших, наиболее приемлемых в Российской Федерации методов, предложить способы регулирования правовых вопросов в нашей стране.
Таким образом, применение названных методов позволило осуществить комплексное изучение предмета исследования.
Эмпирическую базу исследования составили аналитические и статистические данные Всемирной организации здравоохранения, опубликованные данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства образования и науки, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Формулирование выводов и предложений основывалось на анализе официальных публикаций, стенограмм заседаний, заключений по рассматриваемым вопросам, размещенных на интернет-сайтах Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Президента РФ, Правительства РФ, на портале «Открытое Правительство», Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, В работе использовались материалы, размещенные в Справочной Информационной системе «Консультант Плюс», научные журнальные публикации, данные средств массовой информации.
Практическая значимость исследования. Полученные в работе выводы могут быть использованы при чтении курсов лекций по семейному праву, по медицинскому праву, по правовому регулированию отдельных видов врачебной деятельности, по правовому регулированию деятельности врача. Результаты исследования позволяют конкретизировать рекомендации по дальнейшей разработке вопросов правового закрепления прав ребенка, участвующих в реализации программ оказания различных видов медицинской помощи. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы при подготовке учебной и методической литературы, а также в учебном процессе высших и средних учебных заведений как юридического, так и медицинского направления, могут послужить базой для проведения дальнейших научных следований в этой области.
Апробация работы. Основные положения и выводы, сформулированные в работе, отражены в публикациях автора:
1. Внукова В.А., Кизилова И.В. Паллиативная помощь в педиатрической
практике: юридические и психологические вопросы (на примере Белгородской области). Нравственные императивы в праве, образовании, науке и культуре. Материалы V международного молодежного форума. Белгород, 2017 г.
2. Внукова В.А., Кизилова И.В. Юридические и психологические аспекты оказания паллиативной помощи в педиатрической практике - за и против совместного пребывания детей и родителей в палатах отделений реанимации и интенсивной терапии // Стоматология славянских государств:
сборник трудов Х Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию ЗАО «ОЭЗ «ВладМиВа».- Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ». 2017.- с.67-71
Структура и объем работы определены предметом исследования и логикой изложенного материала. Работа состоит из введения, 3 глав, объединяющих 12 параграфов, заключения, списка используемой литературы.
Научная новизна исследования определяется тем, что представленная работа является комплексным исследованием правового регулирования оказания медицинской помощи несовершеннолетним, как в западных странах, так и в Российской Федерации, в которой детально проанализированы права и обязанности лиц, участвующих в применении разных форм оказания медицинской помощи. Научная новизна заключается в применении комплексного подхода к вопросам правового регулирования отношений в рассматриваемой сфере, которая заключается в особом характере отношений, складывающихся между субъектами, участвующими в реализации программы оказания медицинской помощи несовершеннолетним, регулируемых нормами нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья несовершеннолетних граждан.
В работе изложены как основы правового регулирования столь сложных биологических и медицинских вопросов, так и сформулированы и обоснованы предложения по совершенствованию механизма их правового регулирования. Все предложения направлены на защиту интересов прав ребенка.
Результатом исследования являются предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, направленные на совершенствование правового регулирования некоторых вопросов, которые в настоящее время либо не урегулированы вовсе или урегулированы недостаточно четко и однозначно.
На защиту выносятся следующие основные выводы и предложения:
Конкретные результаты исследования выражаются в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. В нормах международного права понятие права граждан, не достигших совершеннолетия, на оказание медицинской помощи включают совокупность следующих прав:
1) прохождение медицинских осмотров, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в установленном порядке;
2) оказание медицинской помощи в период оздоровления и организованного отдыха в установленном порядке;
3) санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;
4) медицинскую консультацию без взимания платы при определении профессиональной пригодности;
5) получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме;
6) на сохранение врачебной тайны.
2. Несовершеннолетние граждане, являясь полноценными гражданами Российской Федерации, в полной мере обладают правом на охрану здоровья и медицинскую помощь. Более того, за ними дополнительно закреплены следующие права:
1) прохождение медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) оказание медицинской помощи в период оздоровления и организованного отдыха в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
3) санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;
4) медицинскую консультацию без взимания платы при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
5) получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.
6) несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него.
7) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно могут содержаться в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Действующее законодательство регулирует в основном административно - организационные и управленческие отношения в области здравоохранения, не уделяя практически внимание механизмам правовой защиты несовершеннолетних пациентов. Органы государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями обязаны разрабатывать и реализовывать программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями. Принцип приоритета охраны здоровья детей означает, что несовершеннолетние имеют право на первоочередное получение медицинской помощи.
4. При оказании медицинской помощи несовершеннолетним следует учитывать особенности, закрепленные в действующих правовых актах:
во-первых, несовершеннолетние обладают ограниченной гражданской дееспособностью, с увеличением возраста объем гражданских прав детей постепенно нарастает;
во-вторых, право на подписание информированного добровольного согласия несовершеннолетними гражданами также имеет особенности. При оказании медицинской помощи оно возникает у лица при достижении им: 1) в обычной практике с 15-летнего возраста; 2) с 16-летнего возраста - для лиц, больных наркоманией; 3) с 18-летнего возраста - при осуществлении трансплантации органов и тканей человека;
в-третьих, право на сохранение врачебной тайны. С момента наступления указанного выше возраста врач никому (включая родителей или иных законных представителей) и ни под каким предлогом не вправе разгласить сведения, составляющие врачебную тайну, пока сам правообладатель этих сведений лично не разрешит это сделать.
5. Право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него имеют несовершеннолетние старше 15 лет. В то же время по Семейному кодексу Российской Федерации всю полноту ответственности в случае ухудшения физического, психического и нравственного состояния подопечного несовершеннолетнего ребенка до достижения им 18 лет продолжают нести родители. Полагаем, что не следует в полной мере передавать возможность принятия самостоятельного решения в отношении своего здоровья несовершеннолетним, не достигшим 18 лет, особенно в репродуктивной сфере.
6. Правовое регулирование процедуры прерывания беременности
предусмотрено для совершеннолетней женщины. При этом не рассматривается ситуация, когда искусственное прерывание беременности осуществляется у несовершеннолетней, поэтому медицинские работники процедуру искусственного прерывания беременности для несовершеннолетней пациентки в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет применяют по аналогии с процедурой для совершеннолетней женщины. При этом обязанность медицинской организации (медицинских работников) оповестить, пригласить ее родителей, усыновителей или попечителей для непосредственного участия в решении очень важных вопросов законодателем не просто не предусмотрена, а противоречит требованиям.
Считаем, что данные пробелы законодательства недопустимы, требуется дальнейшее совершенствование законодательства в области защиты прав несовершеннолетних, особенно при оказании им медицинской помощи.
7. Для отображения особенностей гражданской правоспособности несовершеннолетних пациентов целесообразно ввести в правовой оборот категорию «медицинская правосубъектность», под которой следует понимать право и способность физического лица своими действиями, действиями законных представителей осуществлять права и обязанности в сфере охраны здоровья. Категория «медицинская правосубъектность», является частью гражданской правосубъектности, позволяет четко обозначить особенности реализации прав несовершеннолетних. Они, выступая специальными субъектами права, обладают медицинской (специальной) правосубъектностью в силу того, что у них есть гарантированные законом особые (дополнительные) права для реализации в медико-правовых отношениях. Если по общему правилу гражданская правоспособность физического лица возникает с момента рождения и заканчивается смертью, то в медицинской сфере применение этого правила имеет свою специфику: права ребенка в сфере охраны здоровья могут возникнуть и до рождения.
8. Для детей, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, реализация права на получение медицинской помощи должна быть в полном объеме свободной и не обремененной каким-либо софинансированием. Думается, что оказание им платных медицинских услуг должно осуществляться только при их согласии медицинскими организациями частной формы собственности и только при заключении договора об оказании платных медицинских услуг в обязательной письменной форме.
9. Нарушения прав несовершеннолетних пациентов часто связаны с
недостаточным уровнем правовой, деонтологической и психологической подготовки медицинских работников. Чтобы обеспечивать права несовершеннолетних пациентов в полной мере, требуются комплексные решения: внедрение эффективных организационных и медицинских технологий оказания помощи детям, осуществление ведомственного и внутреннего контроля за реализацией прав пациента.
10. Оправданным является предоставленное ФЗ «Об основах охраны здоровья» право медицинской организации в судебном порядке выступать в защиту интересов несовершеннолетних граждан, если:
- законный представитель пациента отказывается от проведения медицинского вмешательства;
- медицинское вмешательство необходимо для спасения жизни ребенка .
Применительно к несовершеннолетним названная норма коррелирует с
ч. 3 ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации, возлагающей обязанность на должностных лиц организаций и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Однако, гражданское процессуальное законодательство содержит пробел, практически нивелирующий исследуемую норму и сводящий на нет возможный положительный эффект от ее введения в здравоохранительное законодательство.
Предложения по совершенствованию действующего законодательства:
- следует законодательно предусмотреть права ребенка в сфере охраны здоровья и до рождения, подобно нормам международного права, а именно: на сохранение его здоровья в утробе матери, получение высокотехнологичной медицинской помощи, и др.;
- следует внести уточнения в законодательство, а именно в п. 1 ст. 20 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», акцентировав внимание на том, что каждый пациент, независимо от его возраста, может вовлекаться в процесс принятия решения по вопросам, связанным с его здоровьем, в полной мере соответственно возможностям гражданина;
- следует в ст. 2 Федерального закона № 323-ФЗ закрепить понятие «медицинская правосубъектность», а ее содержание - раскрыть в отдельной новой главе данного Закона «Охрана здоровья отдельных категорий граждан», конкретизировав гражданские права и обязанности различных категорий пациентов, включая детей;
- необходимо дополнить гражданско-процессуальный кодекс РФ главой о защите интересов несовершеннолетних в рамках особого производства, поскольку данная категория дел не связана со спором о праве. Полагаем, что рассмотрение и разрешение таких дел судом может осуществляться по общим правилам гражданского судопроизводства с учетом особенностей, связанных с совершенствованием механизма защиты прав несовершеннолетних лиц при отказе законных представителей от медицинского вмешательства.
Многоплановость современных форм оказания медицинской помощи несовершеннолетним делают тяжелым их детальную правовую регламентацию. Применение современных методов представляет собой область, в которой пересекаются такие науки, как этика и биология, философия и юриспруденция. Этим обусловливается сложность правового регулирования вопросов, связанных с условиями оказания медицинской помощи несовершеннолетним, которая получила отражение в многообразии подходов к этой проблеме. Обеспечение и защита прав и законных интересов ребенка, в первую очередь, гарантированных Конституцией Российской Федерации, представляет собой сегодня одну из актуальных государственно - правовых проблем. Как любому другому цивилизованному государству, России присуща традиционная озабоченность проблемой рождения и воспитания новых поколений ее граждан, здоровых нравственно и физически.
Можно сказать, что с правовой точки зрения вопрос оказания медицинской помощи несовершеннолетним в Российской Федерации характеризуется недостаточной проработанностью и отсутствием детальной регламентации. В действующем Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» даны определения понятия «Права пациента».
В настоящее время сформирована достаточная нормативная база, как федеральная, так и региональная для организации и предоставления медицинской помощи несовершеннолетним.
Выделена отдельная нозологическая единица медицинской помощи несовершеннолетним - это паллиативная помощь, которая включена в процесс непрерывного оказания медицинских услуг пациентам паллиативного профиля на всех уровнях системы здравоохранения.
Для решения вопроса правоспобности и выделения еще не родившегося ребенка в субъект правоотношений, в ввиду того, что жизнеспособный, но еще не родившийся ребенок, не являясь частью организма матери, имеет право на защиту его здоровья, которое должно быть закреплено в российском законодательстве. Соответственно, он (неродившийся ребенок) может быть включен при определенных условиях (например, жизнеспособность плода в утробе матери даже в случае преждевременного рождения) в первую группу несовершеннолетних пациентов, включающих лиц в возрасте от 0 до 6 лет.
Так же хотелось бы отметить, учитывая, что необходимое оказание медицинской помощи, является по роду своей специфики, индивидуально направленным назначением и может быть напрямую связано с жизнью и здоровьем человека, реализация несовершеннолетними своих прав на получение медицинской помощи осуществляется с согласия родителей и иных законных представителей, за исключением случаев угрозы жизни и здоровью ребенка и необходимости незамедлительного оказания медицинской помощи.
Государством ведется необходимая информационно-пропагандистская работа по вопросам оказания медицинской помощи детскому населению, направленная на содействие достижению всеобщего охвата медицинским обслуживанием.
В последние годы принят ряд нормативных правовых актов, направленных на обеспечение доступности к обезболивающим лекарственным средствам, находящимся под контролем, с принятием мер по противодействию их незаконному распространению и злоупотреблению.
Так как предоставление медицинской детям невозможно представить без соблюдения этических норм, в настоящее время ведется разработка нормативных правовых актов, посвященных этическим аспектам оказания медицинской помощи: обеспечение доступа ко всем видам помощи, предоставление услуг с должным уважением к пациенту и его семье, право выбора места врача и т.д.
Также в заключение хотелось бы отметить, что нарушения прав несовершеннолетних пациентов часто связаны с недостаточным уровнем правовой, деонтологической и психологической подготовки медицинских работников. Чтобы обеспечивать права несовершеннолетних пациентов в полной мере, требуются комплексные решения: внедрение эффективных организационных и медицинских технологий оказания помощи детям, осуществление ведомственного и внутреннего контроля за реализацией прав пациента.
Актуальность и необходимость дополнений и изменений представленных правовых норм, регулирующих одну из важнейших сфер человеческой жизни, не вызывает сомнений. Устранение рассмотренных пробелов правового регулирования позволит в полной мере защитить интересы несовершеннолетних граждан при оказании им медицинской помощи.
1. "Декларация прав ребенка" принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // СИС http://www.consultant.ru
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// СИС http://www.consultant.ru
3. "Конвенция о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине"(ETS N 164) (Заключена в г. Овьедо 04.04.1997) (с изм. от 27.11.2008) // СИСhttp: //www. consultant.ru
4. Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений, ратифицирована Федеральным законом от 07.05.2013 № 76-ФЗ// Собрание законодательства РФ 13 мая 2013 г. № 19 - Ст. 2303
5. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) Конституция вступила в силу со дня ее официального
опубликования. // «Российская газета» 25.12.1993г. № 237.
6. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ (ст. 150, 151). // СИС http://www.consultant.ru
7. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ // опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru- 30.10.2017г.
8. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
9. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в ред. от 28.12.2016N 465-ФЗ) // СИС//http://www. consultant.ru/
10. Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" СИС/Zhttp: //www. consultant .ru/
11. Федеральный закон от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (с изм. и доп.) СИС/Zhttp: //www. consultant.ru/
12. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.04.2017) Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации // СИС http:// www.consultant.ru/
13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18
мая 2010 года № 58 «Об утверждении САНПИН 2.1.3.2630-10
“Санитарно-эпидемиологические требования к организациям,
осуществляющим медицинскую деятельность”»// СИС//www.consultant.ru
14. Постановление Правительства РФ от 19.12.2016 N 1403 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" СИС//http://www. consultant.ru/
15. _Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н (ред. от 21.04.2016) "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения// СИС//www.consultant.ru/
16. Порядок оказания медицинской помощи детям по профилю «анестезиология и реаниматология» (Приказ Минздрава России от 12 ноября 2012 года № 909н) // G^/ww. consultant.ru/.
17. Порядок оказания медицинской помощи детям по профилю «неонатология» (Приказ Минздрава России от 15 ноября 2012 года № 921н) // G^/ww. consultant.ru/.
18. Приказ Минздрава России от 14.04.2015 N 193н "Об утверждении Порядка оказания паллиативной медицинской помощи детям"// СИС www.consultant.ru/
19. Приказ Минздрава России от 14 апреля 2015 г. N 187н «Об
утверждении порядка оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению» // СИС/Zwww. consultant.ru
20. Приказ Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области от 24 июля 2015 г. N 2030 «Об улучшении качества оказания медицинской помощи детям, находящимся в социально опасном положении и нуждающимся в социальной реабилитации».
21. _Приказ Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области № 3537 от 29 декабря 2015 года «Об организации паллиативной медицинской помощи детям» // СИС/Zwww. consultant.ru/
22. Рекомендации ВОЗ по медикаментозному лечению персистирующей боли у детей с соматическими заболеваниями. М.: Практическая медицина, 2014- 208 с.
23. Рекомендации ВОЗ по медикаментозному лечению персистирующей боли у детей с соматическими заболеваниями. — М. : Практическая медицина, 2014, 208 с.
24. Аспекты паллиативной медицины. Учебное пособие. Биктимиров Т.З., Тихонова Л.М., Новиков Г.А., Шарафутдинов М.Г., Биктимирова К.Т., Тихонова Ю.В., Эккерт Н.В. - Ульяновск: Изд-во Ульяновского государственного университета, 2009, 150 с.
25. Борисов В. В. Гражданско-правовая категория правоспособности гражданина и особенности ее содержания в современном гражданском праве // Общество и право. 2010. № 2. С. 11.
26. Бялик, М. А. Место хосписов в системе паллиативной помощи США / М. А. Бялик // Паллиативная медицина и реабилитация. - 2009. - № 4. - С. 53¬57
27. Введенская С.В. Паллиативная помощь детям: определение, содержание, перспективы. Availableat:http: //www. edmarc. org/home. html
28. Оценка и ведение болевого синдрома у детей: Краткий курс
компьютерного обучения, включающий рекомендации ВОЗ 2012 года по обезболиванию. - М.: Р. Валент, 2014, 88-128 с.
29. Паллиативная помощь детям-комплексный подход. Организационная модель мобильной службы паллиативной помощи детям. - М.: Р.Валент, 2014, 128 с.
30. Захаров, Е. Н. Новая форма организации паллиативной помощи населению /Е. Н. Захаров, В. И. Сабанов, И. В. Островская // Медицинская сестра. - 2011.- № 6. - С. 11- 13.
31. Фармакотерапия хронического болевого синдрома у онкологических пациентов. Методические рекомендации. Каприн А.Д., Абузарова Г.Р., Хороненко В.Э., Алексеева Г.С., Костин А.А. и др. // М., 2015, 48 с
32. Кубынин А.Н., Пчелинцев М.В., Звартау Э.Э. Опиоидные анальгетики: пути совершенствования терапии болевых синдромов // Русский медицинский журнал. - 2007. -Т. 15. - № 5. - С. 417-423. 38. Кукушкин М.Л., Хитров Н.К. Общая патология боли. - М.: Медицина, 2004. - 140 с.
33. Кукушкин М.Л., Табеева Т.Р., Подчуфарова Е.В. Болевой синдром: патофизиология, клиника, лечение / Под ред. Н.Н. Яхно. - М.: ИМАпресс,
2011. - 72 с.
34. Липтуга М.Е. Паллиативная помощь: Краткое руководство. -
Архангельск, 2006. - 192 с.
35. Особенности хосписной и паллиативной медицины в педиатрии / Леветаун М., Фраждер Г. - Минск, 2008. - 90с
36. Малеина М. Н. О праве на жизнь / М. Н. Малеина // Государство и право. 1992. № 12. с.42-45
37. Михайлович В.А., Игнатов Ю.Д. Болевой синдром. - М.: Медицина, 1990.
- 330 с. 36. Данилов А.Б., Давыдов О.С. Нейропатическая боль. - М.: Боргес, 2007. - С. 56-57.
38. Модников О.П., Шарафутдинов М.Г., Емельянцев Н.Е. и соавт.
Введение в паллиативную медицину // Учебно-методическое пособие. - Ульяновск. - УлГУ. - 2004. - 48 с.
39. Протоколы послеоперационного обезболивания: Методические
рекомендации / Под ред. Э.В. Недашковского, Э.Э. Антипина, Д.Н. Уварова // Регионарная анестезия и лечение острой боли. - 2011. - Т. 5. - № 1. - С. 35-44.
40. Контроль симптомов в паллиативной медицине / Под ред. проф. Г.А.Новикова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 248 стр.
41. Краткое клиническое руководство по паллиативной помощи при ВИЧ/СПИДе. Под ред. Г.А.Новикова. - Открытый институт здоровья, М., 2006 - 116 С.
42. Новиков Г. А. Стандарты паллиативной помощи: обзор европейских рекомендаций / Г. А. Новиков, В. В. Самойленко, С. В. Рудой, М. А. Вайсман // Паллиативная помощь и реабилитация. - 2010. - № 4. - С. 6-10.
43. Никода В.В., Осипова Н.А. Неопиоидные анальгетики // Анестезиология: Национальное руководство. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - с. 371-383.
44. Новиков Г.А., Осипова Н.А., Вайсман М.А., Рудой С.В., Прохоров Б.М. Пролонгированное обезболивание при распространенных формах злокачественных новообразований: Пособие для врачей. - М.:МНИОИ им. П.А. Герцена, 2004. - 29 с.
45. Гнездилов А.В., Иванюшкин А.Я., Миллионщикова В.В. Дом для жизни. Человек, 1994, 5: 116-121.
46. Гнездилов А.В. Об особенности психического состояния больных, выписанных из онкологической клиники. В кн.: Проблемы профилактики нервных и психических расстройств. Л., 1976: С. 74-76.
47. См.: Грудцына Л.Ю. Словарь-справочник по семейному праву России. М.: Эксмо, 2006. С. 200.
48. Гражданское право. Правоспособность граждан. Медицинское право, Ч.
2. 2012/
49. Усенко, О. И. О необходимости стратегии развития паллиативной
помощи в России /О.И.Усенко // Медицинская сестра. - 2011. - № 6. - С. 3¬
10.
50. Осипова Н.А., Абузарова Г.Р. Нейропатическая боль в онкологии. - М., - 2006. - 22 с.
51. Осипова Н.А., Абузарова Г.Р. Барьеры для опиоидной терапии в практике врача // Боль. - 2007. - Т. 1. - № 14. - С. 40-43.
52. Осипова Н.А., Абузарова Г.Р., Петрова В.В. Принципы применения анальгетических средств при острой и хронической боли: Клинические рекомендации. - 2011. - 71 с.
53. Палехов А.В., Абузарова Г.Р., Осипова Н.А. Проблема организации адекватной опиоидной терапии болевых синдромов // Боль. - 2009. - Т. 22. - № 1. - С. 26-29.
54. (Гиппократ. Избранные книги: Пер. В.И.Руднева. М., 1994. С. 87-88).
55. Степаненко С.М., Попова Т.Г., Жиркова Ю.В. и др. Интенсивная терапия и реанимация в детской хирургии и педиатрии.: Учебно-методическое пособие / Под ред. Гераськина А.В., Кобзевой Т.Н. - 2012. 51. Штрибель Х.В. Терапия хронической боли: Практическое руководство / Пер. с нем.; под ред. Н.А. Осиповой, А.Б. Данилова, В.В. Осиповой. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2005. -
56. Сидоров П., Новикова И. Профилактика синдрома профессионального выгорания в медицинской среде // Медицинская газета. - 2006. - № 15. - С. 8-9.
57. Хетагурова А.К. Паллиативная помощь: медико-социальные,
организационные и этические принципы. - 2-ое изд. - М., ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. - 240 с.
58. Хрусталев Ю.М., Эккерт Н.В. Философско-медицинские аспекты паллиативной помощи и проблемы эвтаназии // Вестник Российской академии медицинских наук. - 2007. - № 6. - С. 28-36.
59. Хетагурова, А. К. История и современные проблемы
паллиативной помощи в России и за рубежом / А. К. Хетагурова // Сестринское дело. - 2010. - № 7. - с. 3-7.
60. Эккерт Н. В. Хоспис на дому - оптимальная форма организации внебольничной паллиативной помощи / Н. В. Эккерт, Е. А. Игнатенко, С.
A. Рудакова, Н. А. Баскакова // Экономика здравоохранения. - 2009. - № 7.
- С. 15-20.
61. Эккерт Н.В. Паллиативная помощь // Организация и оценка качества лечебно- профилактической помощи населению // Учебное пособие. - Москва, 2008. - с. 357- 380.
62. Боль: Руководство для врачей и студентов / Под ред. Н.Н. Яхно. - М.:
МЕДпресс, 2009. - 302 с. 34. Кукушкин М.Л. Патофизиологические
механизмы болевых синдромов // Боль, 2003. - № 1. - С. 5-16.
63. Невропатическая боль: Клинические наблюдения / Под ред. Н.Н. Яхно,
B. В. Алексеева, Е.В. Подчуфаровой, М.Л. Кукушкина. - М., 2009. - 263 с.
64. Паллиативная помощь и уход при ВИЧ/СПИД / материалы семинара РОО «СПИД инфосвязь» по программе «Паллиативная помощь и уход при ВИЧ/СПИД», проект ГЛОБУС, 2006
65. Паллиативная помощь ВОЗЕвропа. - Женева: ВОЗ, 2009. - 32 с.
66. http://www.euro.who.int/ data/assets/pdf_file/0011/88085/RC55 _rres06.pdf